Что такое вариативные часы в учебном плане
Базисный учебный план
В статье подробно рассмотрена структура базисного плана.
Базисный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть содержания общего среднего образования, в которой обозначены образовательные области, призвана обеспечить единство образовательного пространства, культурного развития молодого поколения в условиях многообразия учебный заведений.
В ней определено количество часов, необходимое для формирования целостности той или иной образовательной области. Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы представлена набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.
Образовательную область «Язык и литература» могут составлять — русский язык, родной язык, иностранный язык, литература.
Русский язык как государственный язык является обязательным учебным предметом для всех школ РФ и изучается в объеме не меньшем, чем это определено инвариантной частью, базисного плана.
Объем изучения области «Язык и литература» может быть увеличен за счет часов вариантной части Базисного учебного плана.
Кроме перечисленных выше школа может ввести и другие учебные предметы образовательной области «Язык и литература» так же за счет часов вариативной части Базисного учебного плана.
«Искусство» — изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, различные интегративные курсы, отражающие специфику и традиции региона.
«Общественные дисциплины» могут быть представлены таким набором предметов: История Отечества, всеобщая история, школьникам о праве, человек и общество, основы современной цивилизации, современный мир, граждановедение и др.
«Естественные дисциплины»: естествознание, география, биология, физика, астрономия, химия, зоология в том наборе часов и предметов, которые необходимы региону и школе.
В начальной школе водятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», в которых рассматриваются вопросы обществоведческого и естественно-научного характера, а также интегрированные курсы, знакомящие школьников с особенностями природы и жизни региона.
«Математика»: алгебра, геометрия, алгебра и начала анализа, комплексный курс математики, статистика, теория вероятностей, логика и др.
«Информатика» может быть представлена как самостоятельный курс.
При дифференцированном обучении, при получении специальности или квалификации, связанной с образовательной областью, могут быть использованы часы вариативной части базисного учебного плана.
Принимая во внимание большие возможности знаний по информатике при обучении большинству предметов, целесообразно изучение данного курса начинать в более раннем возрасте.
«Физическая культура» — обучение основам физической культуры, ритмика, курс основ безопасности жизнедеятельности, интегративные курсы физической подготовки, включающие знания о поведении в экстремальных условиях и др.
«Военная подготовка» в гражданских образовательных учреждениях монет проводиться на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) родителей (лиц их заменяющих) за счет средств и силами заинтересованных ведомств.
«Технология — трудовое и профессиональное обучение», а также интегрированные курсы, такие, как конструирование и ЭВТ, изобразительное искусство и художественный труд, техника как среда жизнедеятельности человека, черчение.
Для школ (классов) с углубленным изучением ряда предметов, а также в целях обеспечения профессиональной ориентации и обучения вводятся интегрированные курсы (отдельные предметы) по профилю обучения или получаемой специальности (квалификации).
В этом случае на предмет «Технология» используются как часы, отведенные инвариантной частью Базисного плана, так и необходимое количество часов, предусмотренное обязательной и факультативной составляющей вариативной части.
Т.о., набор образовательных областей остается инвариантным, тогда как их наполнение конкретными предметами может заметно отличаться в разных регионах и разных школах.
Это способствует обеспечению эквивалентности образования в стране в условиях децентрализации и дифференциации, и в то же время это дает возможность создать варианты учебных планов в зависимости от национальных, региональных и местных условий.
На федеральном уровне осуществляется разработка основного содержания следующих образовательных областей:
«Родной язык и литература» — русский язык как родной, русская литература. «Второй язык» — русский язык для нерусских школ, иностранные языки, «Окружающий мир», «Общественные дисциплины», «Естественные дисциплины», «Математика», «Информатика» в полном объеме, указанном в базисном учебном плане.
На региональном уровне разрабатывается содержание образования по родным языкам и литературе. Содержание таких образовательных областей, как «Искусство», «Физическая культура», «Технология» разрабатывается частично на федеральном, частично на региональном уровне.
Вариативная часть учебного плана отвечает целям учета национальных, региональных и местных соцкультурных особенностей и традиций, личностных интересов и склонностей детей. Она состоит из часов, отведенных на «Обязательные занятия по выбору» и «факультативные, индивидуальные и групповые занятия».
Использование школой или регионом часов на обязательные занятия по выбору позволяет конструировать разнообразные учебные планы с учетом особенностей региона, возможностей школы, учителя.
Например, часы обязательной вариативной части могут быть использованы на предметы инвариантной части (в том числе для углубленного изучения предметов), а также на изучение второго и третьего языков, на введение дополнительных предметов (ритмика, уроки развития, этика, экология, введение в экономику и т.д.).
Используя вариативную обязательную часть учебного плана, школа может создать учебные планы с курсами по выбору для учащихся X-XI классов, с индивидуальным учебным планом для одаренных учащихся.
Обязательная учебная нагрузка учащегося складывается из часов инвариантной и обязательной вариантной частей. В случае перехода на пятидневную рабочую неделю за регионом остается право уменьшить нагрузку (с VII по XI кл.) до 30 часов в неделю за счет часов обязательной вариативной части.
Вариативная факультативная часть используется на индивидуальные и групповые занятия.
Вопросы организации общественно полезного производительного труда, проведения трудовой практики решаются Советами учебных заведений на основе добровольности и согласия со стороны учащихся и их родителей.
Использование различных форм организации общественно полезного производительного труда и трудовой практики допускается при создании соответствующих условий.
Базовый учебные план полностью обеспечивается финансированием за счет государства во всех типах учебных заведений (средней школы, лицея, гимназии и др.) по итоговой нагрузке учащихся (не более 36 час).
В случае увеличения нагрузки учащихся (как правило, за счет второй половины дня) эти часы финансируются спонсорами или родителями.
Составление вариативной части рабочей программы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений сферы образования
с предприятиями – заказчиками кадров
Произошедшие в последнее время существенные изменения в законодательной и нормативно-правовой базах российского образования выдвинули принципиально новые требования к содержанию и условиям реализации основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО (в первую очередь – через систему федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения).
Федеральное законодательство, действующее в настоящее время, содержит отдельные положения, которые могут быть истолкованы как нормы, дающие право объединениям предпринимателей на участие в разработке нормативных актов, связанных с подготовкой квалифицированных кадров.
Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 21 марта 2002 г.) предусматривает, что «Торгово-промышленная палата Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, решений министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающих интересы предпринимателей» (ст. 16).
Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (в ред. Федеральных законов от 05.12.2005 N 152-ФЗ, от 01.12.2007 N 307-ФЗ) предоставляет объединению работодателей право вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке (пп. 6 п. 1 ст. 13), а также принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения (пп. 7 п. 1 ст. 13).
Закон Российской Федерации «Об образовании» (п. 4 ст. 40) трактует взаимоотношения сферы образования с работодателями исключительно в плане обязанностей, которые они несут перед работниками. Закон возлагает на работодателей ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. В то же время он не содержит норм, относящихся к правам работодателей и их объединений в сфере, имеющей принципиальное значение для состояния рынка и эффективности инвестиций.
В декабре 2007 года принят Федеральный закон N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования ». Законом предлагается установить право объединения работодателей участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки /специальностей/ профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном правительством РФ.
В соответствии с данным законом приоритетными направлениями организации государственно-частного партнерства в сфере НПО/СПО являются:
участие объединений работодателей в разработке профессиональных и образовательных стандартов, рабочих учебных планов и программ учебных дисциплин учреждений профессионального образования;
распространение лучшего опыта взаимодействия предприятий и учебных заведений;
создание отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей;
организация посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию актуальности профессионального образования;
участие объединений работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;
Постановлением правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. № 1015 утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования (Приложение 7) . Настоящие Правила определяют порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
Вариативную часть ОПОП рекомендуется распределять:
на освоение обучающимися дополнительного вида (видов) профессиональной деятельности, определенного при участии работодателей, путем реализации дополнительного к обязательным профессионального модуля (модулей);
на овладение обучающимися дополнительными профессиональными и/или общими компетенциями путем расширения содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей обязательной части;
на освоение обучающимися дополнительных знаний и умений в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения путем реализации дополнительных к обязательным учебных дисциплин и профессиональных модулей.
В перечень профессиональных (общих) компетенций, требований к практическому опыту, умениям и знаниям обязательной части ОПОП включаются дополнительные профессиональные (общие) компетенции, требования к практическому опыту, умениям и знаниям.
В пояснительной записке к учебному плану по профессии НПО (специальности СПО) следует детально описать с точки зрения дополнительных результатов, каким образом использованы часы вариативной части и указать объемы вариативной части ОПОП для каждого цикла ОПОП.
При распределении объема времени, отведенного на вариативную часть, следует учитывать, что:
выделение объема времени для реализации дополнительного профессионального модуля может быть обоснованным только в том случае, если в качестве дополнительных требований к результатам освоения ОПОП выделены профессиональные компетенции и сформулирован новый вид профессиональной деятельности;
выделение объема времени для реализации дополнительных учебных дисциплин в ОПОП может быть обоснованным только в том случае, если сформулированные в качестве дополнительных требований результатам освоения ОПОП требования к умениям и знаниям обучающегося выделяются в отдельную дисциплину;
увеличение объема времени, отведенного на дисциплины и профессиональные модули обязательной части, может быть обоснованным только в том случае, если, выделены дополнительные к обязательным требования к практическому опыту, умениям и знаниям обучающегося.
Распределение объема часов
вариативной части между циклами ОПОП
(Это мы рекомендуем вставить в пояснительную записку).
В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Наименование дисциплины»:
В результате изучения вариативной части цикла обучающийся должен по дисциплине «Наименование дисциплины»:
В результате изучения вариативной части профессионального модуля «Наименование модуля» обучающийся должен:
иметь практический опыт:
Распределение объема часов, отведенного на вариативную часть, должно быть согласовано с представителями работодателей, а именно (по выбору образовательного учреждения):
с предприятием (организацией) заказчиком кадров;
с объединением работодателей,
с отраслевым министерством;
с наблюдательным советом (для автономных образовательных учреждений).
В соответствии с распределением вариативной составляющей содержание ОПОП следует дополнить требованиями к условиям реализации ОПОП в части:
требований к организации учебной и производственной практик,
требований к учебно-методическому и информационному обеспечению образовательного процесса,
требований к материально-техническому обеспечению образовательного процесса,
перечня кабинетов, лабораторий, мастерских и др.
Участие работодателей в формировании вариативной части основных профессиональных образовательных программ является обязательным и может состоять:
в работе в составе учебно-методических объединений и учебно-методических комиссий по разработке содержания вариативной части ОПОП;
в согласовании содержания и результатов освоения ОПОП различного уровня, профиля и направленности;
Регламенты и процедуры участия работодателей в формировании, реализации и оценке результатов освоения основных профессиональных образовательных программ утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1015 «Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Мнение работодателей по содержанию обучения можно выяснить с помощью комплекса анкет и вопросников, разработанных для выявления тех умений, знаний и практического опыта, которыми должны обладать работники определенной профессии, занятые на конкретных предприятиях региона ( Приложение 6).
Методика проведения опроса работодателей с целью формирования вариативной части основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО
Конструирование вариативной части образовательных программ, проводимое образовательным учреждением с участием работодателя, подразумевает реализацию следующих последовательных этапов разработки:
Определение дополнительных компетенций важных для повышения конкурентоспособности выпускников учреждений профессионального образования и ориентации на их профессиональное развитие.
На данном этапе разрабатывается функциональная карта на профессию/специальность. Посредством функциональной карты, выявляются дополнительные трудовые действия (практический опыт) в составе профессиональных компетенций и, соответственно, умения и знания, необходимые для формирования того или иного вида профессиональной деятельности.
Для более наглядного ознакомления работодателей – заказчиков кадров с содержанием подготовки по профессии/специальности предлагается следующая унифицированная форма функциональной карты (Приложение 6.1.).
Последовательность заполнения функциональной карты на профессию/специальность.
Из ФГОС (раздел 6 «Структура ОПОП») выписать требования к практическому опыту, знаниям и умениям обучающихся, формируемым в процессе освоения вида профессиональной деятельности.
Предложить работодателям ознакомиться с содержанием функциональной карты. И дополнить функциональную карту в обратной последовательности.
к каким ПК можно отнести добавленные требования;
если добавленные требования нельзя отнести ни к одной ПК, сформулировать новые ПК;
если новые ПК не относятся к ВПД указанным в стандарте, сформулировать новые ВПД.
По такому же принципу оформляются дополнения (распределение часов вариативной части ОПОП) для общепрофессиональных дисциплин.
Подготовленный материал дает возможность обоснования распределения учебной нагрузки , выделенной на вариативную часть.
Определение дидактических единиц (элементов учебного процесса) содержание которых направлено на формирование дополнительных компетенций (образовательных результатов, определенных работодателем).
Для включения в соответствующие программы обязательной части основной профессиональной образовательной программы дополнительных тем, разделов, МДК, направленных на формирование образовательных результатов, определенных работодателем необходимо определить дидактические единицы. Это можно осуществить посредством заполнения следующей таблицы:
Дополнительные образовательные результаты (определенные работодателем)
Дидактические единицы (элементы учебного процесса)
Для доказательного обоснования распределения объема часов вариативной части, необходимо реализовать следующий этап конструирования вариативной части:
Определение приоритетности профессиональных компетенций по профессии/специальности и соответствующее распределение учебной нагрузки.
Данный этап разработки вариативной части основных профессиональных образовательных программ позволяет определить значимость каждой компетенции и рационально распределить объем времени на освоение того или иного профессионального модуля.
Для этого предлагается провести анкетирование работодателей. Предлагается следующий вариант анкеты (Приложение 6.2.)
Вид профессиональной деятельности
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ)
Структура основной профессиональной образовательной программы начального профессионального образования (Таб. 2 Раздел VΙ ФГОС)
ВПД 1: (формулировка)
ОП. 01 (наименование по ФГОС)
ОП. n (добавленная общепрофессиональная дисциплина)
Общие сведения о предприятии
5. Форма собственности
Численность работников предприятия: (указать соответствующее)
10 человек и менее
Процентный состав работников предприятия по категориям:
менеджер высшего звена, %
служащие, ИТР / специалисты по контракту, %
работник производства, квалифицированный рабочий, %
работники предприятия по штату, %
работники предприятия по контракту, %
Возрастной состав работников предприятия по категориям:
найм по объявлению
найм по направлению ЦЗН ______
обмен кадрами между предприятиями
найм по рекомендации
Проводит ли Ваше предприятие повышение квалификации сотрудников:
Отметьте Ваше отношение к качеству подготовки выпускников системы
профессионального образования (НПО/СПО), занятых на предприятии:
Укажите заинтересованность предприятия в кадрах по специальности
(профессии), предложенной образовательным учреждением
Планируемый срок возникновения потребности
Код. наименование специальности (профессии) по которым ведется подготовка в УПО
Код. наименование специальности (профессии) по которым ведется подготовка в УПО
Код. наименование специальности (профессии) по которым ведется подготовка в УПО
востребованные на предприятии специальности (профессии)
планируемое количество вакансий ____________
Анализ профессиональных компетенций работника
Просим Вас определить значимость каждой из приведенных ниже профессиональных компетенций выпускника
Характеристика предъявляемых требований к применению профессиональных компетенций
Применяется крайне редко, особых знаний и умений не требуется
Применяется время от времени, требуются общие знания и простейшие умения
Применяется достаточно часто, необходимы специальные знания и умения
Важная профессиональна компетенция, требуются хорошие знания и умения для его выполнения
Основная профессиональная компетенция, для ее применения нужны совершенные знания и умения, сформированные компетенции
ПК 1.1. (формулировка)
ПК 1.2. (формулировка)
ПК 1.3 (формулировка)
Определите значимость знаний, необходимых для формирования перечисленных выше профессиональных компетенций:
Категории оценки (баллы)
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Определите значимость умений, необходимых для формирования перечисленных выше профессиональных компетенций:
Категории оценки (баллы)
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Определите значимость наличия практического опыта, необходимого для формирования перечисленных выше профессиональных компетенций:
Категории оценки (баллы)
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Из функциональной карты
Информация об условиях труда на производстве
Категория условий труда
Информация о предметах производства (труда)
Наименование предметов труда (производства)
Лицо, с которым проводилось анкетирование:
Дата «____» ____________________ 20__ г.
от 24 декабря 2008 г. № 1015
участия объединений работодателей в разработке и реализации
государственной политики в области профессионального
1. Настоящие Правила определяют порядок участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования и государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования.
3. Объединения работодателей:
вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования законодательной базы и нормативно-правового обеспечения развития профессионального образования;
представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, других федеральных органов исполнительной власти экспертные заключения на проекты документов, определяющих государственную политику в области профессионального образования;
участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложений по объему и структуре приема граждан в образовательные учреждения профессионального образования;
вносят в федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения профессионального образования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования с учетом уровня развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
вносят в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
формируют совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки, систему независимой оценки качества профессионального образования;
участвуют в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе образовательными учреждениями профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника;
участвуют в государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений через своих представителей в государственных аттестационных комиссиях образовательных учреждений профессионального образования;
участвуют в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;
участвуют в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в работе государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования по вопросам разработки содержания профессионального образования различного уровня и направленности;
участвуют по запросу образовательных учреждений профессионального образования в формировании и экспертизе их основных и дополнительных образовательных программ.