Что такое вариативные модули

Что такое вариативные модули

Статьи в журнале:

Презентации на сайте:

Доклады на конференциях на сайте:

Что такое вариативные модули. Смотреть фото Что такое вариативные модули. Смотреть картинку Что такое вариативные модули. Картинка про Что такое вариативные модули. Фото Что такое вариативные модули

Номера журнала:

Модульный подход к разработке программы воспитания

Что такое вариативные модули. Смотреть фото Что такое вариативные модули. Смотреть картинку Что такое вариативные модули. Картинка про Что такое вариативные модули. Фото Что такое вариативные модули

Модульный подход к разработке программы воспитания

(из опыта работы по разработке программы воспитания)

Авторы: Вебер Ольга Андреевна

и Тихонова Татьяна Дмитриевна

МАОУ «СШ г. Липецка «Лингвист»

Аннотация: 1 сентября вступят в силу поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая. Согласно документу, воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Кроме того, будет скорректировано понятие «воспитание».

Ключевые слова: программа воспитания, воспитание, модули программы воспитания.

Тематическая рубрика: средняя школа.

С октября 2019 годы наша школа является опытно-экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» по теме «Апробация примерной программы воспитания».

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми. Одним из результатов реализации программы воспитания станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Школа, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.

Исходя из опыта работы в нашей школы, реализации процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, с учетом имеющихся кадров и ресурсов. Мы выбрали следующие модули:

— Модуль «Классное руководство и наставничество». В модуле описываем работу классного руководителя с классом, индивидуальную работу с учащимися, работу с предметниками и родителями. Этот модуль мы практически не меняли, потому что в Примерной программе он описан достаточно.

— Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Познавательная деятельность: «Юный лингвист», «Проектная деятельность», «Информатика в играх и задачах».

Художественное творчество: «Дебют», «Антигрусть», «Хореография», «Радуга детства».

Проблемно-ценностное общение: «Азбука общения», «Этика.

Туристско-краеведческая деятельность: «Наши истоки».

Спортивно-оздоровительная деятельность: «Баскетбол», «Волейбол», «Азбука футбола», «Футбол».

Городская акция «Досуг» по привлечению учащихся в кружки и секции.

Участие в муниципальном проекте «Доп. образование: доступное, привлекательное, эффективное».

— Модуль «Школьный урок». К Примерной программе мы добавили:

1. Общешкольную научно-практическую конференцию. Работа ведется по секциям, в каждой секции выбираются лучшие проекты, которые участвуют в городском конкурсе «Шаг в будущее», «Путь к успеху». Победители награждаются на ежегодном празднике «Школьный звездопад».

2. Участие в муниципальном проекте «Одарённые дети: поиск, поддержка, сопровождение».

— Модуль «Самоуправление». Структура самоуправления трёхуровневая: ученическое самоуправление в классных коллективах, школьное ученическое самоуправление – Совет Лидеров, Городской совет лидеров.

Через деятельность Совета лидеров, объединяющего лидеров классов, происходит распространение значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов, работа постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, акций, флешмобов и т.п.). Лидеры школы проводят ряд мероприятий, например «День Дублера», «Веселые старты», «День здоровья».

Рабочие комитеты Совета лидеров планируют и организовывают деятельность учащихся по конкретным направлениям, оценивают результаты соревнований учащихся в общественно-полезной и досуговой деятельности:

– воспитательные мероприятия школы, досуга (тематические дискотеки, концерты, праздники фестивали, посещение выставок, театров, музеев и др.),

— участие в городских акциях, проектах;

— привлечение учащихся к участию в соревнованиях по различным видам спорта, ПДД и т.п.;

— сбор информации о спортивных достижениях учащихся школы;

• «Порядок и дисциплина» – дежурства по школе;

— ознакомление обучающихся школы с правилами безопасного поведения;

— осуществление контроля за выполнением требований внутреннего распорядка; правил поведения обучающихся;

— организация трудовых дел (уборка, субботники, ремонтные дела, благоустройство территории школы); охраны порядка на школьных вечерах.

• «Пресс-центр» – подготовка художественного и музыкального оформления, реквизитов для проведения различных мероприятий;

— подготовка и выпуск объявлений, молний, мини-газет, обновление тематических блок-постов, выпуск школьной газеты;

— сбор информации о жизни школы, работу с корреспондентами классов;

— формирование имиджа школы;

-обмен информацией с другими организациями.

В Совете лидеров есть представители от каждого класса. В каждом классе есть свой лидер, представляющий интересы класса в общешкольных делах и призванный координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей. Так же он отвечает за различные направления работы класса для распределения среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

Через работу Совета лидеров каждый ученик оказывается вовлеченным в воспитательные мероприятия школы. Лидеры ОУ и класса выполняют организационную и контролирующую функцию в школе.

— Модуль «Профориентация». Эта работа осуществляется через:

· Участие в муниципальном проекте «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»;

· освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

— Модуль «Работа с родителями». Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

· О бщешкольный родительский комите т ;

· Дни открытых дверей ;

· общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников («Роль семьи в воспитании ребенка», «Профилактика деструктивного поведения подростков», «Безопасность детей в интернете», «Вредные привычки», и т.д.) ;

На индивидуальном уровне:

· работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

· участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

· помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

— Модуль «Школьная служба примирения» – ШСП это служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы, ее можно назвать одной из форм подросткового самоуправления, позволяющей передать подросткам ответственность за собственные отношения и конфликты.

Ребята проходят обучение у профессионального тренера-медиатора. Помимо проведения программ примирения, участники службы организуют шефство над младшими школьниками: проводят игры на переменах, выходят в начальные классы на классные часы. Активно ведут правовую просветительскую деятельность среди учащихся. Организуют мероприятия по здоровому образу жизни.

Старшеклассники узнают о деятельности судьи, посещая судебные заседания, могут показать то, чему они научились на занятиях школьной службы примирения, когда они выступали в роли медиаторов. (Муниципальный проект «Профориентация школьников: увлечение-профессия-успех»).

Эта деятельность сближает ребят и учителей, которые начинают относиться к социальному пространству школы как к объекту своей заботы. Кроме того, участие школьников в разрешении их конфликтов является важным аспектом школьного самоуправления и проявления подростковой инициативы, гражданской ответственности, что чрезвычайно важно в современных условиях

— Модуль «Ключевые общешкольные дела»- школа богата на традиционные мероприятия: яркие и любимые «Олимп. Игры», «Ярмарка», «Папа может…!», «Леди совершенство», «Колокола памяти», «Дни дублера».

В этот же раздел мы включили мероприятия городской воспитательной акции.

— Модуль «СК «ОЛИМПИЯ» является системообразующим компонентом спортивно-оздоровительной работы ОУ.

Основными направлениями деятельности школьного спортивного клуба являются:

1. Проведение внутришкольных спортивных соревнований (товарищеских встреч между классами, спортивными командами школы);

2. Обеспечение систематического посещения занятий физической культурой и спортом обучающихся 1-11-х классов школы;

3. Организация спортивно-массовой работы с детьми младшего школьного возраста;

4. Проведение конкурсов на лучшую постановку массовой культурно-оздоровительной и спортивной работы среди классов;

5. Выявление лучших спортсменов класса, школы;

6. Награждение грамотами, дипломами, значками лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;

7. Поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;

8. Пропаганда физической культуры и спорта в школе;

9. Участие обучающихся в школьных этапах спортивных соревнований муниципального/областного уровня для обучающихся городской спартакиаде школьников, в «Кроссе Наций», «Лыжня России», военно-патриотической игре «Вперед, мальчишки!»;в спортивных мероприятиях: эстафеты «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты» (1-4 классы), «Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Зарничка» и др.

10. Проведение дней здоровья в школе под девизом: «Лет до ста расти нам без старости!».

Показатели эффективности работы спортивного клуба:

— ОУ ежегодный победитель или призер городской Спартакиады школьников;

— рост показателей спортивных достижений учащихся на соревнованиях всех уровней;

— увеличение занятости учащихся в спортивных секциях ОУ а последний 4 года.

— Модуль «Волонтерство» ДО «ДОБРОТВОРЕЦ». С 2019 года в школе действует волонтерская организация «ДоброТворец». Инициаторами создания организации стали лидеры УС. Работа ведется через сайт, что позволяет волонтерам наполнять свою книжку волонтера. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными школой и планом работы, утверждаемым ежегодно.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

• утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

• договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение.

• клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий;

• мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него для новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

• поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях.

В ОУ реализуется три направления:

Личностное развитие: целенаправленная работа по организации предпрофильного и профильного обучения, а также профориентационной работы:

• встречи с интересными людьми разных профессий;

• театральные студии «Дебют», «Антигрусть»;

• спортивные секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и т.д.;

• экскурсии на предприятия города и ЛО;

• практики («День дублера», летняя социально-значимая деятельность);

• фестиваль по сдаче норм ГТО;

Гражданская активность: основным механизмом формирования гражданской активности учащихся в школе является социально-проектная деятельность, инициированная ребенком. Школьникам предлагается участвовать в социальной деятельности – различных видах добровольчества (фестивали, конкурсы, акции и флешмобы, детские проекты, волонтерская организация «ДоброТворец»):

• участие в мероприятиях по избирательному праву;

• дежурство на Посту № 1, работа в отряде «Милосердие»;

• помощь Липецкой общественной организации инвалидов;

• помощь приюту бездомных животных;

• экологические акции «Чистый город», «Спаси ёжика», «Сдай бумагу-спаси дерево».

Военно-патриотическое направление (военно-патриотические игры, развитие движения «Юнармия» и «Пост №1», Уроки мужества, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и состязания):

• военно-спортивная игра «Зарница», «Вперед, мальчишки!»;

• почетный караул «Пост №1»;

• мероприятия к Дню Победы: Всероссийские акции «Бессмертный полк», «Свеча памяти», «Колокола памяти».

· размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций;

· озеленение пришкольной территории;

· благоустройство классных кабинетов;

· наличие особой школьной символики (значок, гимн школы, логотип, триколор (1-4 золотой; 5-8 –синий; 9-11 – бордо), элементы школьного костюма и т.п

· регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, «Липецк-дизайн» по высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест).

Т.е. при описании модулей Программы воспитания мы проанализировали свой опыт, потенциал и ресурсы. Какие –то модули отсутствовали в Примерной программе воспитания, например «Спортивный клуб», «ШСП», а какие-то мы бы и хотели, чтобы у нас реализовывались, потому как есть запрос и интерес у учащихся, но у нас нет на это ресурсов и кадров, например «Медиа».

Рабочая программа воспитания, которую образовательная организация разрабатывает на основе Примерной программы, должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании.

Постарайтесь систематизировать всю имеющуюся в вашей школе практику воспитания, выделив в ней смысловые блоки, сгруппировав различные формы работы с детьми, упорядочив их относительно цели и задач вашей школы.

Источник

Что такое вариативные модули

С 1 сентября 2021 года во всех школах должны действовать программы воспитания : Министерство просвещения считает, что воспитательный процесс нужно сделать более современным и менее бюрократическим. Разбираемся, что такое программа воспитания, как ее разработать и как по ней работать.

Что такое программа воспитания и зачем она нужна

В образовательных организациях детей должны не только обучать, но и воспитывать. Это давно прописано в законе «Об образовании», но теперь появилось уточнение: в каждой образовательной организации должен быть документ, который регламентирует воспитательный процесс. И это не существующие календарные планы воспитательной работы. Планы останутся, но теперь они будут подчинены программе.

В чем разница? Планируется, что программа воспитания будет помогать школам и другим образовательным организациям воспитывать учеников. Для этого в ней есть четыре раздела:

Особенности воспитательного процесса. В этом разделе описываются ученики, которые посещают образовательную организацию, значимые социальные партнеры, обстановка в районе, важные воспитательные традиции в школе. Например, школа № 100 находится в спальном районе, треть семей, посещающих школу, относятся к группе риска, но при этом школа несколько лет подряд проводит вместе с волонтерскими организациями ежеквартальные сборы для учеников. На этих сборах волонтеры занимаются с детьми, учат их работать в команде, мотивируют на учебу и этого заряда хватает на целую четверть.

Цели и задачи воспитания. В этом разделе указываются, к чему стремится школа, организуя воспитательный процесс. При этом цели и задачи воспитания должны отличаться для детей разного возраста. Младшеклассникам помогают в усвоении основных норм и традиций общества, подростков ориентируют на развитие жизненных ценностей, старшеклассникам — на участие в социально значимых делах школы, района и города.

В модуле могут быть объединены мероприятия разного уровня, например, классный руководитель может работать со всем классом, отдельными учениками, родителями и учителями, преподающими в классе. Ключевые общешкольные дела также проводятся на разных уровнях: классы готовят свои выступления ко Дню Победы, школа проводит все мероприятие целиком, а лучшие номера показывают на внешкольном уровне.

Самоанализ воспитательной работы. В этом разделе нужно кто будет анализировать эффективность воспитательной работы и чему будет посвящен анализ. Например, классные руководители раз в четверть собираются с заместителем по воспитательной работе и обсуждают, какие мероприятия собрали больше всего школьников, что понравилось ученикам, что и как на них повлияло.

Также к программе должен прилагаться календарный план воспитательной работы с названиями мероприятий, сроками проведения и ответственными.

Как разработать программу воспитания

В институте стратегии развития образования РАО разработали примерную программу воспитания и методические рекомендации по разработке конкретных программ. В примерной программе как раз указано как заполнять каждый раздел программы. В методических рекомендациях сказано примерно следующее:

Сначала нужно собрать команду. Заместитель по воспитательной работе вряд ли составит программу сам, ему нужна помощь. Можно взять в команду коллег из администрации или самых толковых классных руководителей, можно подключить глав родительского и ученического совета.

Сосредоточиться на целях и задачах. Со структурой программы разобраться не сложно, проще брать ту, что есть в примерной программе. А вот и цели и задачи нужно пропустить через себя: решить, какие ценности важны для детей, обучающихся в вашей школе, как школа может участвовать в их формировании. Если вы хотите воспитывать в детях любовь к родному городу, для этого недостаточно выставки рисунков, важно проводить мероприятия регулярно, проводить после них рефлексию.

Формировать банк педагогических идей. База для него дана в методических рекомендациях. Но его нужно расширять — будет здорово, если каждый классный руководитель придумает 5-10 мероприятий на год. Это не значит, что вы должны проводить все и сразу— у вас будет запас, который поможет в трудную минуту.

Использовать примерную программу как конструктор. В примерной программе даны модули, которые можно спокойно использовать, как инвариантные, так и вариативные. Разработчики предполагают, что на основе этих модулей, каждая сделает свою уникальную программу. Уникальной она станет, в том числе, из-за конкретных мероприятий и тех модулей, что придумает сама школа.

Делать программу применимой. Важно, чтобы в программе были отражены те мероприятия, которые школа проводит сейчас. Плохо, если в документе будет одно, а на практике другое. Не так важно, что у вас будет плохо и некрасиво называться модуль, важно, чтобы он был полезным и значимым для учеников. Программа это документ, только карта для преобразований — все основное будет реализовано в жизни.

Когда они должны появиться в образовательных организациях

С 1 сентября 2021 года программы воспитания должны быть внедрены в каждую школу. Сейчас идет этап разработки и внедрения, но те организации, которые должны быть лицензированы в 2021 году, уже должны предоставить программы. Обратного пути точно не будет — программы были апробированы в 700 школах по всей России, фразы о программе воспитания, необходимой в каждой школе, включены в закон «Об образовании».

Источник

Примеры модулей

Авторские программы школ России

От составителей сборника

Этот сборник адресован директорам, завучам, учителям – разработчикам программ воспитания.

Мы составили его по результатам экспертизы авторских рабочих программ воспитания, созданных педагогами-практиками в ходе апробации Примерной программы воспитания в 2019/20 учебном году.

Тексты модулей, включенные в этот сборник, показывают разнообразие палитры видов, форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях. Но, конечно, сборник не смог вместить всё богатство воспитательных практик и идей талантливых педагогов России.

Мы надеемся, что материалы сборника помогут вам отразить в своей рабочей программе воспитания уникальные воспитательные традиции и новаторские подходы, создающие неповторимую атмосферу вашей образовательной организации!

С глубоким уважением к вам и вашему труду,
составители сборника –
авторы Примерной программы воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е

О сборнике «ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули)»

Сборник разработан в рамках реализации государственного задания по проекту «Апробация и внедрение Примерной программы воспитания в общеобразовательных организациях Российской Федерации», зарегистрирован в Единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (№ АААА-Г20-620072290035-8 от 22.07.2020).
Сборник предназначен для методической поддержки внедрения Примерной программы воспитания, разработанной по заказу Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденной Федеральным учебно-методическим объединением. Материалы сборника будут полезны педагогам в качестве примеров при создании рабочих программ воспитания в организациях, реализующих образовательные программы общего образования.
Сборник составлен по результатам экспертного отбора лучших модулей авторских рабочих программ воспитания, созданных в ходе апробации Примерной программы воспитания. Сборник включает примеры инвариантных и вариативных модулей «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация», «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и примеры собственных модулей образовательных организаций.
Все материалы сборника публикуются в соответствии с условиями лицензионных договоров, заключенных между Институтом стратегии развития образования Российской академии образования и образовательными организациями – участниками апробации Примерной программы воспитания.

I. Примеры инвариантных модулей

Источник

Модульная программа в условиях лагерных смен

В статье описываются принципы модульного обучения и особенности реализации модульной программы в условиях федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек». Статья адресована методистам, воспитателям детского лагеря, педагогам дополнительного образования, родителям.

Е.Н. Дунаева,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
ФГБОУ «МДЦ «Артек»,
Гурзуф, Ялта, Республика Крым

В прошлом году 16 июня «Артек» отметил свой 95-летний юбилей, а это значит, что свыше 95-ти лет в «Артеке» педагогическими сотрудниками проводилась и такая деятельность как кружковая. Летом в далеком 1925 году на берегу Черного моря у горы Аю-Даг стояли первые четыре большие брезентовые палатки, дети под руководством вожатых и воспитателей собирали образцы крымских растений, природного камня, составляли гербарии в альбомах, коллекции минералов и горных пород в ящиках, потом увозили их домой. Так начинали свою работу кружки в «Артеке»!

Современный «Артек» — это нетиповое федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, которое состоит из 9-ти детских лагерей: «Кипарисный», «Лазурный», «Лесной», «Морской», «Озерный», «Полевой», «Речной», «Хрустальный», «Янтарный» (10-й лагерь «Алмазный» пока на ремонте, а 11-й лагерь «Солнечный» строится); а также в «Артеке» есть своя школа и центр дополнительного образования (далее — ЦДО).

1) коллектив педагогов дополнительного образования — постоянные сотрудники «Артека», реализующие только краткосрочные дополнительные общеразвивающие программы стартового уровня (участники — все желающие дети-артековцы);

2) коллектив внешних партнеров — временные сотрудники, работающие в «Артеке» согласно договорам и контрактам, в течение одной или нескольких смен.

Внешние партнеры реализуют не только краткосрочные программы стартового уровня (участники — все желающие дети), но могут работать и по программам базового уровня, которые они реализовывали ранее в своих образовательных или иных организациях, а в «Артеке» продолжают проводить занятия со своими обучающимися, чтобы сохранить логику и преемственность образовательной деятельности, в особенности с одаренными детьми в течение профильных смен. На официальном сайте «Артека» в Интернете можно получить информацию о программах внешних партнеров в полном объеме.

Сейчас в центре дополнительного образования в течение лагерной смены реализуется около 50-ти программ. Спецификой дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Артека» (далее — ДООП, программа), является их модульное построение. В центре модульный подход педагогами выбран в качестве основного, так как позволяет за короткий период лагерной смены каждому артековцу попробовать себя в разных направленностях, разных сферах деятельности; ребенок имеет право перейти из студии в студию, в другое детское объединение, получить представление о новой для него деятельности.

Что же такое модуль? «Модуль (от лат. Modulus — мера) — отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства» (Современный словарь иностранных слов. — М., 1993).

Модульная образовательная программа — образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность.

Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Существует два подхода к модульному обучению: погружение в один предмет и взаимосвязанные предметы (два-три, которые изучаются параллельно, и их объединяет общая тема). Первый подход «Погружение в один предмет» предполагает выбор, например, одного жанра декоративно-прикладного творчества, такого, как флористика и изучение его разными способами: при помощи теоретических и практических занятий, упражнений, тестов, чтения дополнительной литературы, обсуждения изученного, выполнения творческих заданий.

Что такое вариативные модули. Смотреть фото Что такое вариативные модули. Смотреть картинку Что такое вариативные модули. Картинка про Что такое вариативные модули. Фото Что такое вариативные модули

Рассмотрим первый подход более подробно на примере дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы». Для многих детей, отдыхающих по путевкам в «Артеке», флористическая деятельность — это новый вид творчества. Ознакомление с ней в «Артеке» происходит в центре дополнительного образования на занятиях студии по краткосрочной ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» художественной направленности (стартового уровня).

Соприкосновение с природным материалом всегда положительно влияло и влияет на эмоциональное состояние детей, способствует развитию их познавательных интересов и креативности. Занятия флористикой полезны для детей любого возраста, способствуют приобретению опыта общения в группе и практической работы, актуальны и важны в настоящее время для социального заказа на воспитание самодостаточной и творческой личности ребенка. Такие занятия давали и дают возможность детям любоваться красотой крымской флоры, получить представление об основах композиции и цветоведения, о роли растительных композиций в интерьере помещений, развивать в себе черты творческой личности (мечтательность, эмоциональность, смелость, воображение, креативность, нонконформизм, эстетический вкус). Как правило, в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» флористикой начинают заниматься обучающиеся после презентации программ студий детского творчества в организационный период смены. Часто на занятия приходили и приходят дети, не имеющие специального художественного образования, но желающие развивать свои творческие способности, умения юного флориста.

С 2015 года в ФГБОУ «МДЦ «Артек» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитодизайн. Сухоцветы» была модернизирована и отредактирована с учетом требований нормативно-правовых документов Российской Федерации[1]

Сначала данная программа была традиционной ДООП и имела линейное построение, т.е. постоянные темы программы первоначально реализовывались по линейной схеме последовательного изложения учебного материала. Детям-артековцам в течение лагерной смены учебная информация поступала постепенно, порциями, от простого к сложному (без вариативной части программы). В 2018 году эта программа была одной из первых в Центре дополнительного образования, в которой была разработана вариативная часть с темами для мастер-классов, для вариативных модулей, которая теперь ежегодно корректируется с учетом новой годовой тематикой 15-ти смен «Артека».

Сейчас ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» по форме организации учебного процесса — это модульная образовательная программа, которая даёт ребёнку возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов. Программа имеет инвариантную и вариативную части. В инвариантную часть программы включен модуль 1 (инвариантный, постоянный) для групп постоянного состава: для обучающихся, которые в течение смены будут посещать 4 занятия студии (в течение 8-ми часов) и модуль 2 (вариативный модуль), который также проводится для групп постоянного состава в течение 2-х занятий студии (в течение 4-х часов). Каждый из модулей имеет свою специфику и направлен на решение своих целей и задач.

Что такое вариативные модули. Смотреть фото Что такое вариативные модули. Смотреть картинку Что такое вариативные модули. Картинка про Что такое вариативные модули. Фото Что такое вариативные модули

Кроме этого в составе дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» есть еще вариативная часть (4 часа) для групп переменного состава, а именно для обучающихся из одного отряда или разных отрядов детского лагеря — это еще один вариативный модуль, который имеет три части, три темы, которые раскрываются в разных формах:

Таким образом, учебный план (УП) или учебно-тематический план (УТП) дополнительной общеразвивающей программы «Фитодизайн. Сухоцветы» имеет 12 часов — это инвариантная часть программы и 4 часа — вариативная часть программы; объем программы в целом — 16 часов, из них: 5 часов — теоретические занятия, 11 часов — практические занятия в течение лагерной смены в «Артеке».

В инвариантную часть программы входят: вводное занятие (1 час), итоговое занятие (2 часа). А между ними по учебному плану проходят теоретические и практические занятия, которые включены в состав инвариантного и вариативного модулей для групп постоянного состава.

Модуль (инвариантный) для групп постоянного состава имеет постоянные темы:

Модуль (вариативный) для групп постоянного состава это четвертое и пятое занятия по учебному плану, и тема для них выбирается по желанию группы или каждого ребенка из перечня тем вариативных модулей согласно 15-ти смен 2021 года.

И так 12 часов — это 6 занятий для групп постоянного состава (в обычных условиях группы разновозрастные, дети приходят по желанию из разных отрядов лагеря, те, кто заинтересовались флористикой после презентации студий в организационный период смены). Занятия по инвариантной части программы проходят 2 раза в неделю по 2 часа с обязательным 10-минутным перерывом в конце каждого часа.

Модуль (вариативный) для групп переменного состава, отрядов лагерей проходит 1 раз в неделю и 4 часа вариативной части программы распределяются следующим образом:

Вот такова специфика планирования по дополнительной модульной общеразвивающей программе в условиях работы 9-ти детских лагерей ФГБОУ “МДЦ “Артек”[2].

Что такое вариативные модули. Смотреть фото Что такое вариативные модули. Смотреть картинку Что такое вариативные модули. Картинка про Что такое вариативные модули. Фото Что такое вариативные модули

Тема лагерной смены всегда оговаривается вместе с юными флористами на вводном занятии студии в группах постоянного состава, предлагается обучающимся по желанию отобразить тему смены в эскизе учебной работы, первой флористической композиции.

Но если юные флористы заинтересуются другими темами из других смен, из других вариативных модулей, то только приветствуется их инициатива, и создаются условия для свободного выбора вариативного модуля для теоретической подготовки и для самореализации ребенка на практических занятиях студии.

Все принципы модульной программы основаны на индивидуализации: принцип модульного обучения, принцип осознанной перспективы, принцип динамичности, принцип структурирования, принцип разносторонности методического консультирования, принцип гибкости, принцип вариативности, принцип успешности, принцип деятельности, принцип сотрудничества, принцип открытости.

Хотелось бы подробнее остановиться на некоторых принципах модульного обучения и особенностях работы педагога дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» по модульной программе в условиях лагерной смены:

В ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» метапредметные образовательные результаты формулируются также в контексте соответствующих надпредметных компетенций: логико-когнитивная; знаково-символическая; информационно-аналитическая. Каждая из указанных надпредметных компетенций предполагает ряд составляющих. Раскроем их для настоящей программы, ориентированной на обучение художественному конструированию растительных композиций.

Логико-когнитивная компетенция включает:

Знаково-символическая компетенция включает:

Информационно-аналитическая компетенция включает:

Личностные результаты обучающихся по ДООП «Фитодизайн. Сухоцветы» можно представить в рамках коммуникативных, социальных, нравственных, мировоззренческих компетенций.

Коммуникативная компетенция включает:

Социальная компетенция выражается через:

Нравственная компетенция включает следующие составляющие:

Мировоззренческая компетенция проявляется через следующие компоненты:

В анкетах на итоговом занятии детьми чаще всего отмечается осознанность и свобода в выборе дополнительной общеразвивающей программы, а также высокий уровень удовлетворенности обучением по модульной программе.

И в заключение следует отметить, что у педагогов дополнительного образования в ФГБОУ «МДЦ «Артек» появился новый опыт реализации модульных программ в условиях соблюдения мероприятий и требований санитарного законодательства в рамках минимизации рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в пределах установленной компетенции.

После длительного перерыва с 15 июля 2020 года лагерь «Артек» опять заработал, принимая только крымских детей. В течение 8-17-й смен 2020 года образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организовывался с учетом требований Роспотребнадзора: длительность лагерной смены — 14 дней (в месяц — две лагерные смены), занятия на открытом воздухе, полное исключение массовых мероприятий, меньшая наполняемость отрядов в два раза (12-14 человек в отряде), одновременный заезд детей и взрослых — сотрудников — на территорию лагеря, проведение кружковой работы, студий внутри одного отряда или онлайн, максимальная разобщенность детей (в корпусе) / отрядов (на территории лагеря). В связи с этим педагоги дополнительного образования ЦДО и внешние партнеры были вынуждены вносить корректировки в свои утвержденные программы на 2020 год и выполнять их за счет уплотнения материала, так как до конца 2020 года за 14 дней смены в «Артеке» программы выполнялись только в объеме 10 часов, и все группы формировались из детей одного возраста одного отряда.

Сейчас, в 2021 году, несмотря на сложную ситуацию в обществе из-за продолжения распространения коронавирусной инфекции, в ФГБОУ «МДЦ «Артек» созданы безопасные условия для отдыха детей из разных регионов Российской Федерации. Теперь в центре дополнительного образования занятия кружков, студий детского творчества продолжаются в течение смены (21 день) и программы реализовываются в полном объеме (без уплотнения материала), только по-прежнему группы постоянного состава формируются из детей одного отряда с целью исключения лишних контактов. Будем надеяться, что и в дальнейшем сложная ситуация при сохранении рисков распространения COVID-19 не помешает образовательному процессам на занятиях студий, кружков по модульным программам в 2021-2022 учебном году в «Артеке».

Таким образом, сделаем вывод, что модульное обучение считается одним из самых эффективных методов, ведь оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребенок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. А использование принципа модульного построения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в центре дополнительного образования ФГБОУ «МДЦ «Артек» позволит и в дальнейшем придерживаться интенсификации творческого процесса; индивидуализации процесса учения и дифференциации процесса обучения на основе самоанализа, самоцелеполагания и самооценки; учитывать возрастные и временные возможности детей-артековцев, сделать программу более гибкой и вариативной для них; ставить каждого ребенка в ситуацию выбора и успеха, расширяя права и увеличивая ответственность за результаты творческого труда в течение каждой лагерной смены.

Литература:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *