Что такое вариации кратко

Вариация

Вариацией (от лат. variatio — изменение, перемена) вообще называется разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение. Существуют также более специфические значения этого термина:

Что такое вариации кратко. Смотреть фото Что такое вариации кратко. Смотреть картинку Что такое вариации кратко. Картинка про Что такое вариации кратко. Фото Что такое вариации кратко

Что такое вариации кратко. Смотреть фото Что такое вариации кратко. Смотреть картинку Что такое вариации кратко. Картинка про Что такое вариации кратко. Фото Что такое вариации краткоСписок значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью.

Полезное

Смотреть что такое «Вариация» в других словарях:

вариация — и, ж. variation f., нем. Variation, пол. waryacyja. 1. Перемена, изменение; модификация, комбинация. Сл. 18. Из такого собрания инженерских штук легко всякие вариации делать. Штурм Архит. Как свет сей без вариации и теплоты солнечного сияния… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВАРИАЦИЯ — (лат. variatio, от variare, происш. от varius различный). 1) видоизменение, уклонение, разнообразие. 2) в музыке: изменение главной музыкальной темы разными переходами, с удержанием основной мелодии. 3) в математике: особого рода изменение… … Словарь иностранных слов русского языка

вариация — См. разновидность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вариация модификация (книжн.) см. также … Словарь синонимов

Вариация — см. Глосса. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Вариация — различия количественной величины одного и того же параметра у разных объектов страхования, входящих в страховую группу. Например, работники одной фирмыотличаются по полу, возрасту, профессиям, заболеваемости и др. Для оптимизации процесса… … Словарь бизнес-терминов

ВАРИАЦИЯ — ВАРИАЦИЯ, в балете небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па де де, па де труа и др … Современная энциклопедия

ВАРИАЦИЯ — 1) видоизменение второстепенных элементов, частностей чего либо при сохранении того, что является основой.2) Видоизменение музыкальной темы (см. Вариации).3) Технически усложненный, виртуозный танец для солиста или нескольких танцовщиков (обычно… … Большой Энциклопедический словарь

ВАРИАЦИЯ — и ВАРЬЯЦИЯ, вариации, жен. (лат. variatio перемена). 1. чаще мн. Видоизменение, изменение отдельных деталей, частностей в чем нибудь (книжн.). Этот рассказ имеет в передаче разных лиц несколько вариаций. Слух о несчастьи с сыном с разными… … Толковый словарь Ушакова

ВАРИАЦИЯ — ВАРИАЦИЯ, и, жен. 1. То же, что вариант (в 1 знач.) (книжн.). 2. В музыке: видоизменение темы (во 2 знач.). Тема с вариациями. 3. В балете: короткий виртуозный классический танец. | прил. вариационный, ая, ое. Вариационное исчисление (одна из… … Толковый словарь Ожегова

Вариация — (от латин. слова varius, различный). Вариацией, т.е.изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которогомелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.В., по отношению к мелодии, можно сравнить с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВАРИАЦИЯ — 1) квадрат стандартного отклонения при обработке эмпирических данных; 2) конечная разность вида δU(O,l) = U (О) [U(l) + U( l)]/2, применяемая для вычисления локальных аномалий величины. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под… … Геологическая энциклопедия

Источник

Вариация

Вариа́ция (от лат. variatio — изменение)

1) то же, что Вариант (в 1-м значении). 2) Видоизменение музыкальной темы, мелодии или её сопровождения (см. Вариации). 3) В балете небольшой сольный классический танец, обычно технически сложный. Исполняется в живом быстром темпе (см. Па, Па-де-дё, Па д’аксьон). 4) (Биологическая) таксономическая категория; то же, что Вариетет. 5) (Математическая) основное понятие вариационного исчисления (См. Вариационное исчисление).

в астрономии, одна из основных неправильностей («неравенств») в изменении небесной долготы Луны, характеризующих отклонение фактического движения Луны от невозмущённого движения по эллиптической орбите (см. Возмущения небесных тел). Существование В. было обнаружено в 10 в. арабским астрономом Абу-ль-Вефой и окончательно установлено в 16 в. датским астрономом Тихо Браге. Теоретическое выражение для В. имеет вид A sin2D, где D — разность средних долгот Луны и Солнца, а коэффициент А, то есть амплитуда В., составляет по современным теориям движения Луны 39’29,9». Период В. равен половине синодического месяца, то есть около 14 суток.

показаний измерительного прибора, наибольшее экспериментально найденное расхождение между показаниями прибора, полученными при повторных измерениях одной и той же величины. В. показаний вызывается такими причинами, как трение в опорах подвижной части измерительного прибора, явлениями гистерезисного характера (см. Гистерезис) и т.п. Она служит источником одной из составляющих погрешностей измерительного прибора.

Источник

Вариация (музыка)

Вариацио́нная фо́рма, или вариации, тема с вариациями, вариационный цикл, — музыкальная форма, состоящая из темы и её нескольких (не менее двух) изменённых воспроизведений (вариаций). Это одна из старейших музыкальных форм (известна с XIII века).

Следует различать вариационную форму и вариационность как принцип. Последний имеет неограниченный спектр применения (варьироваться могут мотив, фраза, предложение в периоде и т. д., вплоть до варьированной репризы в сонатной форме). Однако однократное применение принципа варьирования не создаёт на его основе форму. Вариационная форма возникает только при систематическом применении этого принципа, поэтому для её создания необходимо не менее 2 вариаций.

Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной.

Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского (Бетховен. Ариетта из Сонаты №32 для фортепиано).

Содержание

Классификация

Вариации принято классифицировать по четырём параметрам:

В процессе развития этой формы укрепились несколько основных типов вариаций с относительно стабильной комбинацией указанных признаков. Это: вариации на выдержанную мелодию, вариации на basso ostinato, фигурационные вариации и жанрово-характерные вариации. Эти типы существовали параллельно (по крайней мере с XVII века), но в разные эпохи какие-то из них были более востребованы. Так, композиторы эпохи барокко чаще обращались к вариациям на basso ostinato, венские классики — к фигурационным, композиторы-романтики — к жанрово-характерным. В музыке XX века все эти типы сочетаются, появляются новые, когда в качестве темы может выступать отдельный аккорд, интервал и даже отдельный звук.

Кроме того, существуют несколько специфических типов вариаций, которые встречаются реже: это вариационная кантата (см. Кантата) эпохи барокко и вариации с темой в конце (появившиеся на исходе XIX века).

Определенным родством с вариационной формой обладают куплетно-вариационная и куплетно-вариантная форма (см. Куплетные формы). Близка вариациям также хоральная обработка XVIII века.

Важно отметить, что во многих произведениях применяются разные типы варьирования. Например, начальная группа вариаций может быть вариациями на выдержанную мелодию, далее — цепь фигурационных вариаций.

Организация формы

Любой вариационный цикл – разомкнутая форма (т. е. новые вариации можно в принципе прибавлять бесконечно). Поэтому перед композитором встает задача создать форму второго порядка. Это может быть «волна» с нарастанием и кульминацией, либо любая типовая форма: наиболее часто это трёхчастная форма или рондо. Трёхчастность возникает в результате введения контрастной вариации (или группы вариаций) в середине формы. Рондообразность возникает вследствие неоднократного возвращения контрастного материала.

Часто вариации объединяются в группы, создавая локальные нарастания и локальные кульминации. Это достигается за счёт единой фактуры или за счёт ритмического нарастания (диминуирование). Ради придания форме рельефности и чтобы как-то разбить непрерывный поток сходных вариаций, уже в классическую эпоху в развёрнутых циклах одна или несколько вариаций проводились в другом ладу. В вариациях XIX века это явление усилилось. Теперь уже отдельные вариации могут проводиться в других тональностях («Симфонические этюды» Шумана — при исходном cis-moll, есть вариации в E-dur и gis-moll, финальная вариация — Des-dur).

Возможны различные окончания вариационного цикла. Завершение может быть сходным с началом либо, наоборот, максимально контрастным. В первом случае в конце произведения проводится тема в близком к первоначальному варианте (Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром №3, 2-я часть). Во втором окончание представляет собой максимум продвижения в данном направлении (например, самые мелкие во всем цикле длительности). Ради контраста финальной вариации может меняться метр и жанр (частое явление у Моцарта). Как наибольший контраст гомофонной теме в конце цикла может звучать фуга (в классическую и послеклассическую эпоху).

Вариации на выдержанную мелодию

Вариации на выдержанную мелодию применяются в основном в вокальной музыке, неизменность мелодии сближает их с куплетными формами (отличие в том, что в этих формах меняется не сопровождение темы, а текст). Их любили русские композиторы – этот тип варьирования особенно соответствовал духу русской песни, соответственно и применялся в операх в хорах и песнях народного характера. В западноевропейской музыке в качестве самостоятельного произведения вариации на выдержанную мелодию – редкость (Гайдн. Квартет ор. 76 №3, 2-я часть), но в фигурационнных циклах венских классиков могут применяться в качестве начальных вариаций.

Иногда в куплетной форме варьируется не только текст, но и сопровождение (тогда она называется куплетно-вариационной или куплетно-вариантной). Тогда отличия от вариационной формы переходят в количественную категорию. Если изменения сравнительно невелики и не меняют общий характер, то форма ещё остается куплетной, при более масштабных изменениях она переходит в разряд вариационных.

Применительно к этому типу вариаций несколько меняется понятие строгости и свободы. Строгими называются те вариации, где мелодия остаётся на исходной высоте. Обычная для строгих вариаций неизменность гармонизации здесь неактуальна.

Тема может быть оригинальной или заимствованной, обычно из народной музыки. Форма темы не регламентирована. Это могут быть одна-две фразы, период, большое предложение, вплоть до простой трехчастной формы (Григ. «В пещере горного короля» из музыки к драме «Пер Гюнт»). Возможны оригинальные формы в случае народного происхождения темы (хор раскольников из III действия «Хованщины» М. Мусоргского).

Варьирование

Поскольку тема (строго говоря, мелодия) практически неизменна, варьирование может быть фактурным, тембровым, полифоническим, гармоническим и жанровым.

Вариации на basso ostinato

Вариациями на basso ostinato называется такая форма, которая основана на неизменном проведении темы в басу и постоянном обновлении верхних голосов.

В XVII — начале XVIII века это самый распространенный тип вариаций. В классическую эпоху он исчезает, так как не имеет процессуальности, необходимой в классической эстетике, а способствует скорее углублению одного состояния. Хотя иногда встречается на локальных участках формы (Бетховен. Симфония № 9, кода 1-й части). Отчасти вариациями на basso ostinato являются знаменитые 32 вариации до минор Бетховена. Неактуален этот тип и для романтиков, применялся он ими редко (Брамс. Финал Симфонии № 4). Интерес к вариациям на basso ostinato снова возникает в XX веке. Их используют все крупные композиторы. У Шостаковича пример таких вариаций есть даже в опере (антракт между 4-й и 5-й картинами оперы «Катерина Измайлова»).

Два основных инструментальных жанра таких вариаций в эпоху барокко — пассакалия и чакона. В английской музыке эта форма вариаций называется «граунд» (англ. ground ). В вокальной музыке применяется в хорах (И. С. Бах. Crucifixus из Мессы си минор) или в ариях (Пёрселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней»).

Тема — небольшая (2-8 тактов, обычно — 4) одноголосная последовательность в разной степени мелодизированная. Обычно ее характер очень обобщённый. Множество тем представляют собой нисходящее движение от I к V ступени, часто хроматическое. Бывают темы менее обобщенные и более мелодически оформленные (Бах. Пассакалия до минор для органа).

Варьирование

В процессе варьирования тема может переходить в верхние голоса (Бах. Пассакалия до минор для органа), фигурированно изменяться и даже транспонироваться в другую тональность (Букстехуде. Пассакалия ре минор для органа).

В силу краткости темы часто имеет место объединение вариаций попарно (по принципу сходной фактуры верхних голосов). Границы вариаций не всегда четко совпадают во всех голосах. У Баха часто несколько вариаций в одной фактуре образуют единое мощное развитие, их границы пропадают. Если этот принцип проводится на протяжении всего произведения, целое трудно назвать вариациями, так как нельзя признать вариациями проведения баса в нижнем голосе без учёта верхних. Возникает своеобразный контрапункт формы.

Завершение цикла может выходить за пределы вариаций. Так, органная Пассакалия Баха заканчивается большой фугой.

Фигурационные вариации

Важное слагаемое темы – гармония (в отличие от предыдущего типа). В подавляющем большинстве случаев тема написана в гомофонной фактуре. Фактура экономная, что даёт свободу дальнейшего её изменения и накопления движения в фактуре (за счёт уменьшения длительностей).

Поскольку большинство примеров принадлежит композиторам венской школы и их последователям, в большинстве случаев классична и форма темы. Чаще всего – простая двухчастная (обычно репризная), иногда трёхчастная, намного реже – период. В в музыке композиторов барокко возможна тема в форме бар.

Варьирование

В фигурационных вариациях осуществляется прямое варьирование, так как преобразуется сама тема.

При этом применяются типовые фигуры – фигурации. Они могут быть арпеджированными, гаммообразными и т. п. Сохраняются опорные точки мелодии, которые заполняются фигурированным материалом. Мелодическая фигурация часто возникает в результате появления неаккордовых звуков вокруг этих опорных точек. Гармоническая фигурация – то или иное движение по звукам аккорда (часто – арпеджио). При этом опорные точки мелодии становятся основанием или вершиной этих фигураций. В результате эти опорные точки могут смещаться на другие доли такта.

Большинство циклов фигурационных вариаций – строгие, так как обновление фактуры почти не затрагивает гармонию, никогда не меняя ее кардинально. Однако есть примеры свободных фигурационных вариаций («Вариации на тему Корелли» Рахманинова).

Жанрово-характерные вариации

К этому типу принадлежат вариационные циклы, в которых вариации приобретают новый жанр, либо где каждая вариация обладает своим индивидуальным типом выразительности.

Как и фигурационные вариации, жанрово-характерные главным образом применяются в инструментальной музыке. Они могут быть частью цикла, нередко – самостоятельной пьесой, в том числе с другим жанровым названием (Лист. Этюд «Мазепа»). Иногда отдельные жанровые вариации появляются в вариационных циклах уже у венских классиков. Циклы, целиком состоящие из таких вариаций, распространяются в послеклассическую эпоху.

Тема во многом аналогична теме фигурационных вариаций. Отличие в том, что тема жанровых вариаций может быть изложена менее скромно, чем вариационных, так как варьирование здесь идет в меньшей мере за счёт обогащения фактуры.

Варьирование

Вариации на несколько тем

Кроме вариаций на одну тему, встречаются вариации на две темы (двойные) и на три (тройные). Двойные вариации редки, тройные – исключительны (Балакирев. Увертюра на темы трех русских песен).

Темы двойных вариаций могут быть близки друг другу или, наоборот, контрастны («Камаринская» Глинки).

Расположены вариации могут быть по-разному: либо регулярное чередование вариаций на одну и вторую тему, либо – группа вариаций на первую тему, затем группа – на вторую и т. д.

Двойные и тройные вариации могут быть любого типа.

Вариации с темой в конце

Возникновение этого типа вариаций связано с отходом от классического мышления в области формы, которое требовало темы в начале и ее дальнейшего развития. Появляются они в самом конце XIX века (прецеденты были в эпоху барокко в некоторых вариационных кантатах).

Наиболее значительные сочинения такого рода: симфонические вариации «Иштар» Венсана д’Энди (1896), Третий фортепианный концерт Р. Щедрина (1973), фортепианный концерт Шнитке (1979).

Какая-либо регламентация формы отсутствует. В концерте Щедрина вариации соединяются очень сложно, вплоть до их асинхронного начала в оркестре и в партии солиста. Элементы темы разбросаны по всему концерту, целиком она возникает в заключительной каденции. В концерте Шнитке тема – комплекс, включающий додекафонную серию, трезвучия и речитацию на одном звуке.

Источник

Значение слова «вариация»

Что такое вариации кратко. Смотреть фото Что такое вариации кратко. Смотреть картинку Что такое вариации кратко. Картинка про Что такое вариации кратко. Фото Что такое вариации кратко

1. Видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-л. при сохранении того, что является основой. Повторялась с некоторыми вариациями одна и та же сцена. Мамин-Сибиряк, На месте преступления. Пастухов следил за тончайшими изменениями лица его превосходительства, за оттенками и вариациями его жестов. Федин, Первые радости. || Биол. Отклонение, некоторые изменения основного типа у животных или растений. || Муз. Видоизменение музыкальной темы путем преобразования отдельных ее элементов (ритма, тональности, гармонии и т. п.). Тема с вариациями.

[От лат. variatio — изменение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Вариация — малое смещение независимой переменной или функционала.

Вариация функции. В частности:

Плоская вариация Тонелли

Вариация однолистной функции

Вариацией называется колеблемость, многообразие, изменчивость значения признака у единиц совокупности.

В финансовой литературе вариацией часто называют дисперсию

Вариационная форма — музыкальная форма, содержащая несколько частей (вариаций), представляющих собой изменённую первую часть (тему).

Вариацией в поэзии называется глосса, написанная с отступлением от канонической формы.

Вариация — один из инфравидовых рангов в биологической систематике.

Вариация — одно из возмущений движения Луны, изменяющее среднюю долготу, вызванное притяжением к Солнцу.

Вариация — различия в значениях конкретного признака у отдельных объектов страхования, входящих в определенную страховую совокупность.

Вариация — небольшой сольный классический танец, обычно технически сложный и композиционно развернутый.

ВАРИА’ЦИЯ и варья́ция, и, ж. [латин. variatio — перемена]. 1. чаще мн. Видоизменение, изменение отдельных деталей, частностей в чем-н. (книжн.). Этот рассказ имеет в передаче разных лиц несколько вариаций. Слух о несчастьи с сыном с разными вариациями дошел до отца. 2. Отклонение в строении от типа данного организма, модификация (биол.). 3. Видоизменение музыкальной темы посредством преобразования отдельных ее элементов, разновидность одной музыкальной темы (муз.). Тема с вариациями.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

вариа́ция

1. видоизменение, изменение отдельных деталей, частностей в чём-либо

2. художественное (литературное, музыкальное и т. п.) произведение, представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях (в мелодии, ритме и т. п.)

3. биол. совокупность особей определённого вида, отличающихся одним или несколькими признаками от других особей того же вида

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое вариации кратко. Смотреть фото Что такое вариации кратко. Смотреть картинку Что такое вариации кратко. Картинка про Что такое вариации кратко. Фото Что такое вариации краткоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова баловница (существительное):

Источник

Вариация

Полезное

Смотреть что такое «Вариация» в других словарях:

вариация — и, ж. variation f., нем. Variation, пол. waryacyja. 1. Перемена, изменение; модификация, комбинация. Сл. 18. Из такого собрания инженерских штук легко всякие вариации делать. Штурм Архит. Как свет сей без вариации и теплоты солнечного сияния… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ВАРИАЦИЯ — (лат. variatio, от variare, происш. от varius различный). 1) видоизменение, уклонение, разнообразие. 2) в музыке: изменение главной музыкальной темы разными переходами, с удержанием основной мелодии. 3) в математике: особого рода изменение… … Словарь иностранных слов русского языка

вариация — См. разновидность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вариация модификация (книжн.) см. также … Словарь синонимов

Вариация — см. Глосса. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Вариация — различия количественной величины одного и того же параметра у разных объектов страхования, входящих в страховую группу. Например, работники одной фирмыотличаются по полу, возрасту, профессиям, заболеваемости и др. Для оптимизации процесса… … Словарь бизнес-терминов

ВАРИАЦИЯ — ВАРИАЦИЯ, в балете небольшой, но технически сложный сольный классический танец, обычно часть па де де, па де труа и др … Современная энциклопедия

ВАРИАЦИЯ — 1) видоизменение второстепенных элементов, частностей чего либо при сохранении того, что является основой.2) Видоизменение музыкальной темы (см. Вариации).3) Технически усложненный, виртуозный танец для солиста или нескольких танцовщиков (обычно… … Большой Энциклопедический словарь

ВАРИАЦИЯ — и ВАРЬЯЦИЯ, вариации, жен. (лат. variatio перемена). 1. чаще мн. Видоизменение, изменение отдельных деталей, частностей в чем нибудь (книжн.). Этот рассказ имеет в передаче разных лиц несколько вариаций. Слух о несчастьи с сыном с разными… … Толковый словарь Ушакова

ВАРИАЦИЯ — ВАРИАЦИЯ, и, жен. 1. То же, что вариант (в 1 знач.) (книжн.). 2. В музыке: видоизменение темы (во 2 знач.). Тема с вариациями. 3. В балете: короткий виртуозный классический танец. | прил. вариационный, ая, ое. Вариационное исчисление (одна из… … Толковый словарь Ожегова

Вариация — (от латин. слова varius, различный). Вариацией, т.е.изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которогомелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.В., по отношению к мелодии, можно сравнить с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ВАРИАЦИЯ — 1) квадрат стандартного отклонения при обработке эмпирических данных; 2) конечная разность вида δU(O,l) = U (О) [U(l) + U( l)]/2, применяемая для вычисления локальных аномалий величины. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под… … Геологическая энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *