Что такое вариации в музыке 3 класс определение
Что такое вариации в музыке 3 класс определение
В третьем классе вы узнали, что вариации это изменения темы, но такие, при которых «лицо» этой темы всё время узнаётся. Вариация означает изменение. Варьировать изменять.
Вы уже сталкивались с вариациями в сюите С. М. Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать». Но там это было использовано как отдельный приём, наряду с многими другими. Когда же мы говорим о форме вариаций, то имеем в виду музыкальную форму, в которой варьирование темы главный приём развития музыкального материала. Форму, состоящую из темы и вариаций, можно также назвать вариационным циклом.
Вариации бывают самых разных размеров. Встречаются совсем небольшие миниатюры, написанные в форме вариаций, а бывают большие концертные вариации, которые по своей протяжённости и богатству развития выдерживают сравнение с сонатами. Такие вариации относятся к крупной форме. Многие из вас, наверно, уже играли вариации в классе специальности.
Вариации как приём развития появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты.
В профессиональной музыке существует несколько разновидностей вариационной формы.
Ещё с XVI века известна форма вариаций на неизменный бас (по-итальянски basso ostinato) или неизменную гармонию. Сейчас их иногда называют старинными вариациями. Происходят эти вариации от чаконы и пассакалии медленных трёхдольных танцев, вошедших в моду в Европе XVI века. Вскоре танцы вышли из моды, но пассакалия и чакона остались как названия пьес, написанных в форме вариаций на неизменный бас или неизменную гармонию. Часто в этой форме писали музыку скорбного, трагического характера. Медленная, тяжёлая поступь баса, всё время повторяющего одну и ту же мысль, созлаёт впечатление неотвязности, неотвратимости. Таков эпизод из Мессы си минор И. С. Баха, повествующий о страданиях распятого Христа (хор «Crucifixus», что значит «Распятый на кресте») Этот хор состоит из 12 вариаций. Бас здесь неизменен, а гармония местами варьируется, иногда вдруг «вспыхивает» новыми, яркими, выразительными красками. Переплетающиеся линии хоровых партий развиваются совершенно свободно.
В вариациях этого типа сама тема не варьируется, но «окружение» всё время изменяется и по-разному её окрашивает. Есть ещё один вид вариаций, в котором меняется только «окружение» темы это вариации на soprano ostinato, которые впервые появились в первой половине XIX века в музыке Глинки. Поэтому их также называют глинкинскими вариациями.
Как вы знаете, сопрано это не только высокий женский голос, но и верхний голос в хоре и вообще в любом музыкальном многоголосии. Значит, soprano ostinato это неизменный верхний голос.
После Глинки эту форму использовали многие русские композиторы. Пример таких вариаций есть и в «Детском альбоме» Чайковского. Пьеса под названием «Русская песня» это действительно обработка русской народной песни «Голова ль ты моя, головушка». Тема повторяется четыре раза и каждый раз с разными кадансами то в мажоре, то в параллельном миноре. Ладовая переменность характерная черта русских народных песен. Часто русские народные песни поются ансамблем или, как говорят в народе, «артелью». При этом каждый ведёт свой голос, и образуются постоянно меняющиеся затейливые подголоски. Иногда несколько голосов сходятся в унисон, а потом «расщепляются» в аккорд. Все эти черты народного пения воспроизвёл Чайковский в своей маленькой обработке. Пьеса кончается небольшой кодой, в которой несколько раз повторяются наиболее характерные мотивы.
А в западной Европе, параллельно с вариациями на basso ostinato, постепенно складывался и другой тип вариаций. Эти вариации были основаны на частичном изменении мелодии, украшении её всевозможными ритмическими узорами фигурациями. Эти вариации, которые окончательно сложились в XVIII веке, известны как классические, или строгие. В строгих варициях не изменяются форма, гармония, очень редко изменяется тональность. Изменяются мелодия и фактура, в одной-двух вариациях может измениться лад при сохранении той же тоники (например, в ля-мажорном вариационном цикле может появиться ля-минорная вариация). Количество вариаций в цикле колеблется от пяти-шести до тридцати и более (у Л. ван Бетховена есть циклы из 32 и 33 вариаций).
Часто для темы таких вариаций композиторы брали или народную песню, или даже музыку другого композитора. Например, знаменитые 33 вариации Бетховена написаны на тему вальса Антонио Диабелли. Нередко композиторы писали в форме вариаций отдельные части сонат и симфоний. В этом случае тему обычно сочинял сам автор.
Яркий пример классических фигурационных вариаций первая часть Одиннадцатой сонаты Моцарта. Она состоит из темы, написанной в простой двухчастной форме с включением, и шести вариаций. Тема написана в характере сицилианы изящного старинного танца. Но вместе с тем мелодия её очень напевна. В разных вариациях Моцарт подчёркивает то песенные, то танцевальные черты темы. Обратите внимание на каданс первого периода, в котором на смену прозрачному трёхголосию приходят довольно мощные аккорды. Этот слегка намеченный контраст Моцарт разовьёт и усилит в дальнейших вариациях.
Пример 37
Первый период темы
Пример 38
Первая вариация (первый период)
Пример 39
Вторая вариация (первое предложение)
Слышите? В этом мотиве отчётливее проступили очертания темы. Но исчезло «пение», выдвинулась на первый план «чистая» танцевальность.
А третья вариация неожиданно минорная. И вся состоит из стремительного бега шестнадцатых почти как в этюде. И только в кадансах маленькие передышки. Минорный лад придаёт музыке взволнованность. Это уже не танец и не песня, эта вариация рассказывает о переживаниях, острых и немного тревожных.
Пример 40
Третья вариация (первое предложение)
Бурные чувства третьей вариации сменяет пленительный образ прекрасной мечты. В первом периоде четвёртой вариации Моцарт нашёл такую фактуру, что нам кажется, будто музыка наполнена воздухом.
Пример 41
Четвёртая вариация (первый период)
А в среднем разделе этой вариации, как отклик на прекрасное видение, зарождается красивая певучая мелодия:
Пример 42
Четвёртая вариация (средний раздел)
Это единственная вариация, которая написана в медленном темпе (Adagio). Такой темп даёт возможность лучше вслушаться в каждый звук, он ещё больше подчёркивает напевность музыки.
Пример 43
Пятая вариация (первое предложение)
Шестая вариация финальная (последняя) вариация всего цикла. Её завершающий характер подчёркнут и темпом вариация идёт в быстром темпе (Allegro), и размером вместо плавного покачивания в размере появляется стремительное движение в размере
. Вариация слегка расширена по форме: к ней добавлена маленькая кода.
В шестой вариации господствует танцевальный характер, но это уже не изящная сицилиана, а зажигательный двухдольный танец. Однако это не какой-то определённый танец, а собирательный образ весёлого танцевального движения.
Пример 44
Шестая вариация (первый период)
Изменение темпа и размера не типично для строгих вариаций XVIII века и может иногда появляться в последней вариации (темп может изменяться и в предпоследней, как у Моцарта). Но композиторы продолжали развивать вариационную форму, и в XIX веке появились свободные вариации, в которых возможно изменение всех средств музыкальной выразительности в любой вариации. В свободных вариациях тема может изменяться так сильно, что её бывает трудно узнать.
А теперь дадим определения всем вариациям.
Классические и свободные вариации могут быть также двойными (то есть вариациями на две темы) и, очень редко, тройными (на три темы).
Конспект урока по музыке в 3 классе «Вариации»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
открытого урока в рамках апробации предмета «Музыка»
в 3 «А» классе по теме «Вариации»
учителя музыки МБОУ Развилковской СОШ с УИОП
Кругловой Марии Борисовны
Цель урока : через творческий процесс, «прожить» с детьми создание музыкальной формы «вариации».
Задачи : 1. образовательная: дать представление о форме «вариации».
2. развивающая: формировать умение работать со схемами, создать свой вариант песни.
3. воспитательная: формирование уважения к работе своих одноклассников, формирование слушательской культуры.
Мотивация к учебной деятельности.
У. – Ребята, вы сегодня все такие нарядные, красивые, аккуратные. А бывает так, что вы нарядились в театр или в гости, и вдруг решили перехватить чего-нибудь вкусненького, и неожиданно, капнули на одежду. Что делать? (беседа: переодеваться, замыть пятно…) Как правило, такое происходит с одними и теме же ребятами, и поэтому поводу родилась французская народная песенка «Как мне маме объяснить». Давайте мы разучим ее сначала как стишок:
«Как мне маме объяснить,
Что чистюлей трудно быть?
Что хочу я стать опрятной
И, как папа, аккуратной,
Но… любимый шоколад
Так и мажет все подряд. » (разучивание)
1.(Разучивание происходит по 2м строчкам, учитель просит повторить ребят текст с разными интонациями, используя эффект «эхо», н., КАК мне маме объяснить, как мне МАМЕ объяснить, как мне маме ОБЪЯСНИТЬ и т.д.)
2.- А теперь все встали, ваша задача придумать ритмический рисунок из звучащих жестов. (Дети придумывают. Мы смотрим, пробуем всем классом повторить, и отбираем несколько вариантов. Необходимо удачные варианты сразу зафиксировать на доске. Детей, которые предложили удачные варианты, просим выйти к доске, и продемонстрировать свой вариант. При этом, надо постараться изменить интонацию текста, то есть расставить СВОИ акценты в словах текста).
3. Объяснение нового материала
У. – Что же у нас сейчас получилось? Если бы мы просто повторили текст стихотворения 3 раза, то получилось бы так
, но ребята же вносили СВОИ изменения, поэтому, я должна что. Изменить цвет, то есть, это будет выглядеть так:
. И такая музыкальная форма называется ВАРИАЦИИ, т. е. варианты на какую –то тему. У нас с вами была темой французская народная песня, значит появятся ВАРИАЦИИ на французскую народную песню. Вот дело и дошло до мелодии песни, давайте ее выучим с жестами (1 ступень – кулак, 5 ступень – ладошка развернутая к себе, 6 ступень – парашют, 4, 3 и 2 ступени – просто обозначается рукой изменяющаяся высота). Когда мелодия будет выучена, можно попросить ребят на металлофонах подыграть нам. (Это может быть домашняя заготовка).
4.Закрепление нового материала
— Ребята, а трудно было понять, когда начинается новая вариация? Почему вы сразу слышали? (беседа о впечатлениях).
— Мы сейчас с вами послушаем вариации еще раз, но будем выполнять следующее задание. У вас инструменты на партах, тему мы споем вместе с юной пианисткой, 1 вар. подыграют маракасы (пошуршат), во 2 вар. на сильные доли сыграют бубны, в 3 вар. подыграют шейкеры (там триольный ритм), в 4 вар. сыграют ложки «ти-ти-та + пауза», в 5 вар. выступят треугольники на каждую долю.
— Ребята, а зачем вообще Моцарт сочинил вариации? Что он хотел нам сказать?
– А наша жизнь все время одинаковая? По расписанию пять уроков и все одинаковые? Жизнь у нас очень разнообразная, говорят «полосатая, то белая, то черная», и настроение разное. Мама обещала подарок принести, мы с вами радуемся, ждем маму, а она приходит ни с чем, потому что зарплату задержали и настроение наше что? Вот вариации нам об этом и рассказывают силой музыки.
— Дети мои дорогие, что же мы сегодня узнали нового, что понравилось, с чем поработали?
ВАРИАЦИИ
ВАРИАЦИИ (лат. variatio, «изменение»), один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки.
Вариационность – один из основополагающих принципов музыкальной композиции. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям: излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе, тональности, гармонии, соотношении контрапунктирующих голосов, тембре (инструментовке) и др.
В каждой вариации может претерпеть изменение не только один компонент (например, фактура, гармония и др.), но и ряд компонентов в совокупности. Следуя друг за другом, вариации образуют вариационный цикл, но в более широкой форме могут перемежаться с каким-либо иным тематическим материалом, тогда складывается т.н. рассредоточенный вариационный цикл. Вариации могут быть и самостоятельной инструментальной формой, которую легко представить в виде следующей схемы: А (тема)–А1–А2–А3–А4–А5 и т.д. Например, самостоятельные фортепианные вариации на тему вальса Диабелли, ор. 120 Бетховена, и в составе более крупной формы или цикла – например, медленная часть из квартета, ор. 76, № 3 Й.Гайдна.
Произведения данного жанра часто называются «тема с вариациями» или «вариации на тему». Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна).
Средства варьирования темы разнообразны, среди них – мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония).
Форма вариаций имеет народное происхождение. Ее истоки восходят к тем образцам народно-песенной и инструментальной музыки, где основная мелодия видоизменялась при куплетных повторениях. Особенно благоприятствует образованию вариаций хоровая песня, в которой при сходстве основного напева постоянны изменения в других голосах хоровой фактуры. Такие формы варьирования характерны для многоголосных культур.
В западноевропейской музыке вариационная техника стала складываться у композиторов, которые писали в контрапунктическом строгом стиле (cantus firmus). Тема с вариациями в современном понимании этой формы возникла примерно в 16 в., когда появились пассакальи и чаконы. Дж.Фрескобальди, Г.Перселл, А.Вивальди, И.С.Бах, Г.Ф.Гендель, Ф.Куперен широко применяли эту форму.
Основные вехи в истории вариаций – вариации на заданную мелодическую линию, т.н. cantus firmus в вокальной духовной музыке Средних веков и эпохи Возрождения; вариации для лютни и клавишных инструментов в испанской и английской музыке позднего Возрождения; клавирные сочинения итальянского композитора Дж.Фрескобальди и голландца Я.Свелинка в конце 16 – начале 17 вв.; сюита вариаций – одна из ранних форм танцевальной сюиты; английская форма граунд – вариации на повторяемую в басовом голосе короткую мелодию; чакона и пассакалья – формы, схожие с граундом, при том отличии, что повторяющийся голос в них не обязательно басовый (чакона и пассакалья широко представлены в творчестве Баха и Генделя). Среди известнейших вариационных циклов начала 18 в. – вариации А.Корелли на тему La Folia и Гольдберг-вариации И.С.Баха. Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.
Урок «Музыкальная форма вариации»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыкальная форма вариации
Во поле береза стояла Во поле береза стояла, Во поле кудрявая стояла, Люли, люли стояла. (2 р.) Некому березу заломати, Некому кудряву заломати, Люли, люли, заломати. (2 р.) Как пойду я в лес, погуляю, Белую березу заломаю. Люли, люли, заломаю. (2 р.) Срежу с березы три пруточка, Сделаю себе я три гудочка. Люли, люли, три гудочка. (2 р.) Четвертую балалайку. Пойду на новые сени. Люли, люли, на сени. (2 р.) Стану в балалаечку играти, Стану я старого будити, Люли, люли, будити: (2 р.)
Музыкальная форма – принцип построения музыкального произведения Вариации – музыкальная форма состоящая из темы и её нескольких измененных воспроизведений.
Каков характер этого произведения? Как называется группа музыкантов исполняющих эту песню? Какие инструменты солировали? Тема звучала видоизмененно? Что изменялось? Типы вариаций Простые – тема не теряет своих характерных очертаний Свободные – вариации, где могут изменяться все средства музыкальной выразительности
средства музыкальной выразительности динамика тембр мелодия характер исполнения изменение громкости смена инструментов изменение мелодии плавно, отрывисто ритм темп
Японская народная песня «Сакура»
Всюду вишня в цвету, и куда ни кинешь взгляд, под весенним небом сад. Бродит ветер по нему, словно в розовом дыму. Это вишня в цвету, вишня это цветет.
сакура сакура яёи но сора ва миватасу кагири касуми ка кумо ка ниои дзо идзуру идзая идзая мини юкан
Д. Б. Кабалевский Вариации на тему песни «Вишня»
Модель вариаций Д. Б. Кабалевский Вариации На тему японской песни «Сакура» тембр мелодия ритм темп Характер исполнения динамика
Урок мне показался Своей работой на уроке я Материал урока мне был коротким длинным доволен не доволен понятен не понятен интересен скучен
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
Усвоения новых знаний
Технология построения урока
Изучение и первичное закрепление нового материала
Сформировать представление о вариации, как о музыкальной форме, уметь отличать на слух особенности построения вариаций
Основные термины и понятия
Музыкальная форма, вариации, простые вариации, свободные вариации
Знать значение понятия вариации, простые и свободные вариации, уметь определять в музыкальных произведениях вариационную форму, отличать на слух простые и свободные вариации, создать модель вариаций
Личностные УУД: развивать музыкально – эстетический вкус, музыкальный слух, умение реализовывать свой творческий потенциал в процессе индивидуального и коллективного действия, формировать умение отличать форму вариаций па слух, взаимодействовать со сверстниками при решении творческих задач
Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать собственные учебные действия, понимать усепхи и неудачи в вокально – хоровой деятельности, творческих заданиях на слух
Познавательные УУД: уметь распознавать виды вариаций, опираясь на средства музыкальной выразительности, знать музыкальные области применения вариационной формы
Коммуникативные УУД: формировать умение общаться и взаимодействовать в процессе разбора произведений, выполнения творческих заданий, воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, художественном многообразии, формировать потребность поделиться со сверстниками и с взрослыми своими музыкальными впечатлениями
Инструмент, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку
Восприятие и анализ музыкального произведения
Вокально – хоровая работа
Создание модели свободных вариаций
Запись определений в рабочих тетрадях
Дидактические задачи этапов урока
Развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости
Актуализация опорных знаний и умений
Стимулирование познавательной деятельности учащихся посредством демонстрации презентации, знакомство с терминами музыкальная форма, вариации
Постановка учебной проблемы
Выдвижение проблемно – поискового задания, организация путей решения с помощью наводящих вопросов
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Теоретическое разграничение видов вариаций, раскрытие их особенностей
Открытие нового знания
Открытие нового знания через теорию
Первичная проверка понимания
Создание проблемной ситуации через слушание, организация путей решения
Применение новых знаний
Организация коллективно – исполнительской деятельности, связь ее с проблемой урока, логическое построение драматургии урока, выполнение творческого задания
Рефлексия учебной деятельности
Проверка эмоциональной, деятельностной сферы, уровня овладения учебным материалом
Метапредметные (УУД): познавательная деятельность учащихся
Регулятивные:корректировать собственное исполнение
Коммукативные:эмоционально – образный настрой
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передавая частичку хорошего настроения.
— Какая песня звучала, когда вы заходили в класс? Эта песня звучала не случайно, сегодня, опираясь на нее, мы будем говорить о музыкальной форме вариации. (1 слайд)
Предметные: знакомство с новой музыкальной формой
Метапредметные (УУД): выделение главной цели урока
Познавательные: выбор критериев для сравнения
Регулятивные: умение действовать по плану
Коммукативные:сотрудничество с учителем
Исполним прозвучавшую песню. (2 слайд)
Вариации – старейшая музыкальная форма,зародилась она в народном творчестве. Народные исполнители обычно повторяли свои напевы по несколько раз, при этом, каждое новое исполнение звучало в измененном варианте. В современном искусстве вариации широко применяются композиторами в популярной музыке, так как она в основном состоит из песен, где повторяются куплеты.
Что же обозначают термины – музыкальная форма и вариации? (3 слайд)
Учащиеся принимают участие в коллективном пении, воспринимают рассказ учителя
Работают с презентацией,
записывают термины в тетрадь
Постановка учебной проблемы
Предметные: определить на слух отличительные особенности вариационной формы
Метапредметные (УУД):готовность к логическим действиям
Познавательные: мысленное расчленение произведения на части
Регулятивные: умение действовать по плану
Коммукативные: умение участвовать в совместной деятельности
Послушайте песню, звучавшую в начале урока, посмотрите видеоклип. (4 слайд)
Дайте ответы на вопросы.
Учащиеся слушают, анализируют, отвечают на вопросы.
Формулирование проблемы планирование
Личностные: слушать, находить нужную информацию в презентации
Метапрдметные (УУД): разделение общих и частных понятий
Регулятивные: оценка собственных умозаключений
Тема вариаций может быть оригинальной (написанной самим композитором) или заимствованной. Вариации могут наполняться совершенно разным содержанием: от очень простого до глубокого и философского смысла.
Такие вариации делятся на простые и свободные.
Слушают, отмечают различие видов вариаций
Открытие нового знания
Предметные: более полное знакомство со средствами музыкальной выразительности
Метапредметные (УУД): знакомить с терминами «свободные и простые» на примере вариаций
Познавательные: искать пути решения в ответе на вопрос о сложности вариаций
Регулятивные: формировать наводящие и проблемные вопросы
Коммукативные: участие в совместной деятельности, поиск компромиссов
Создавая вариации, композиторы применяют средства музыкальной выразительности. Повторим некоторые из них.
Работают с презентацией, зачитывают термины, дают характеристику.
Активно слушают музыку, делают выводы.
Соблюдение здоровье сберегающих технологий
Физкультминутка «Елочка» (8 слайд)
Встают, выполняют упражнения
Применение нового знания
Предметные: применение полученных знаний в создании модели вариаций
Метапредметные (УУД): умение анализировать проблемы войны и мира
Познавательные: формированиемотивации к культуре другой страны
Регулятивные: контролировать свои эмоции
Коммукативные: участие в вокально-хоровой работе, воспринимать окружающий мир
А сейчас вы познакомитесь с японской народной песней «Сакура». (9 слайд)
Япония – это страна земледельцев. Поэтому японцы уделяют много внимания растениям, причем воспеваемые растения часто не имеют практической значимости. Сакура – это несъедобная разновидность вишни, тем не менее, перед храмами высаживаются аллеи из деревьев сакуры, за ее цветением в конце марта – начале апреля следят все средства массовой информации, поклонение носит религиозный и эстетический характер (наслаждаются красотой).
Исполним эту песню на русском и японском языке. (10, 11 слайды)
Какой язык более благозвучен с нежным характером песни?
А нет ли у вас ощущения, что эту песню хочется продолжить?
Незаконченность – это особенность японской музыки.
Сейчас прозвучат вариации на тему «Сакура», но прежде послушайте о страшной трагедии, произошедшей в Японии в 1945 году.
Какой философский смысл заложен в произведение?
Люди должны помнить о страшных уроках истории. А музыка предостережет их от необратимых действий.
На партах перед вами «Модель вариаций Д. Б. Кабалевского».(Пр. 1)
Посоветуйтесь друг с другом и решите, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор.
Сделайте вывод – эти вариации простые или свободные? Почему?