Что такое васвасы в исламе
Что такое васваса, и как избавиться от этого?
Что такое васваса, и как избавиться от этого?
Васваса – это внушение, исходящее от шайтана, единственной целью которого является испортить сердце человека и сделать его бездейственным.
Почему же целью шайтана является сердце человека? Ответ на этот вопрос мы находим в Коране:
«Знайте, что Аллах оказывается между человеком и его сердцем» (аль-Анфаль 8/24); «Сердце того, кто уверовал в Аллаха, Он наставляет на прямой путь. Аллах знает о всякой вещи» (Тагабун 64/11); «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?» (ар-Рад 13/28); «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (аль-Фатх 48/4); «Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам» (аль-Худжурат 49/7); «Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха» (аль-Анфаль 8/2).
Из этих аятов мы узнаем, что сердце обладает следующими особенностями:
Сердце является центром веры, центром зикра, центром истины. А шайтан является врагом всего этого, и старается использовать любую хитрость, чтобы лишить человека всего этого. Поэтому самым главным является оберегание сердца от хитростей шайтана. Так как если сердце будет испорчено, то будет испорчено и все тело человека.
Первый раз васваса появляется в виде сомнения. Прежде всего, шайтан старается заронить сомнение в наше сердце. Если же сердце не станет защищаться и примет это сомнение, то цель шайтана будет достигнута. Но даже если сердце не примет этого сомнения, оно, тем не менее, может оставить пятно на сердце. Спустя какое то время на чистом зеркале воображения, начинают отображаться скверные мысли. Человек, сердце которого поражено вирусом васвасы, считает, что он проявил непочтительность по отношению к своему Господу, и из-за этого он впадает в отчаяние. Человек старается избавиться от этого состояния. Но поскольку он не прислушивается к голосу своего сердца, то есть к ильхаму от ангела, то чувствует себя в пустоте и теряет спокойствие. Человек старается найти пути избавления от этого.
Путями избавления от этого являются:
Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек подвержен и наущению шайтана и ильхаму ангела. Наущения шайтана побуждают человека к неверию, греху и злу. Тогда как ильхам от ангела, побуждает человека к истине и к благому. Тот, кто почувствует это в себе, пусть знает, что это от Аллаха, и пусть возблагодарит Аллаха. Если же человек почувствует наущения шайтана, то пусть прибегнет к защите Аллаха». Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) прочитал следующий аят: «Шайтан пугает вас бедностью, и внушает вам скупость и порицаемое. А Аллах обещает вам прощение и изобилие» (Тирмизи, Тафсируль-Куран, 2988).
Надеемся, статья была для вас интересной. Пожалуйста, сделайте репост!
Что такое васвасы в исламе
Васвас (الوسوسة) – это своего рода болезнь, пусть Аллах сохранит нас и вас в безопасности. Это обусловлено тем, что шайтан получает контроль над человеком и наполняет его тревогой, горем, страданиями и волнениями.
Наущения, которые бывают у людей весьма разнятся в видах и степенях, или они в виде болезни или в результате влияния какой-либо болезни.
Вид наущений, которые соблазняют человека слушать или смотреть на запретное (харам) или совершать безнравственные действия, показывая эти вещи привлекательными для человека, исходят из трех источников:
Аллах говорит, описывая первый источник, которым является нафс:
«Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена». (Каф 50:16)
Аллах говорит, описывая второй источник, которым являются шайтаны из числа джинов:
«Но сатана стал нашептывать ему и сказал: «О Адам! Показать ли тебе дерево вечности и непреходящей власти»?
(Ta-Ха 20:120)
И Аллах говорит, описывая третий источник, которым являются шайтаны из числа людей:
«Скажи: «Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего при поминании Аллаха, который наущает в груди людей».(Люди 114:1-6)
Так что эти наущения могут быть от джинов или от сынов Адама (людей).
Что случается с мусульманином относительно его омовения и молитвы, когда он не знает, сколько раз он омыл части тела или сколько рака’атов он совершил в течение намаза, это наущения шайтана. Если он ищет убежище у Аллаха от шайтана, Аллах защитит человека от него. Но если он принимает наущения и отвечает на них, шайтан получит власть над ним, и наущения становятся хронической проблемой. Это – то, что называют аль васвас аль гахри (подавляющие наущения).
Этот вид наущений – как сказал один из тех, кто специализирован в этой области – «это болезнь, которая случается с некоторыми людьми подобно любому другому виду болезни. Это относится к повторным мыслям, движениям, идеям или понятиям, которые имеют отвратительный характер (природу), которые человек в обычное время отклонял бы и стремился бы им сопротивляться. Он также понимает, что они неправильны и не имеют никакого значения, но есть кое-что, что подталкивает его к ним, и он обычно не в состоянии сопротивляться им. Этот вид наущений может также затронуть человека в его поклонении и в его мирских делах».
Наущения шайтана могут быть рассеяны, если искать убежище у Аллаха.
Наущения, которые нам нашептывает наш нафс, могут также быть рассеяны, когда мы ищем убежище у Аллаха, и усиливаем связь между человеком и его Господом, совершая действия поклонения и повиновения и оставляя злодеяния.
Что касается аль васфас аль гахри (подавляющие наущения), это – своего рода болезнь, как сказано выше.
Некоторые из ученых указали другое важное различие, это то, что наущения, от шайтана, заставляют грех казаться привлекательным, пока мусульманин не совершит его; если шайтан неспособен достигнуть этого, он перемещается в другой грех, и если это не работает, он перемещается в одну треть, и так далее. Его не волнуют маленькие проступки, он добивается того, чтобы мусульманин перестал подчиняться своему Господу и ему все равно совершит человек грех или станет пренебрегать своими обязанностями по отношению к Аллаху, так как и то и другое являются грехом и неповиновением.
Что касается наущений нафса, то он нашептывает человеку совершить какой-то определенный грех и постоянно наущает его на совершение этого греха.
Мусульманин не будет наказан за наущения, которые приходят от шайтана или от его собственного нафса, до тех пор, пока он не станет рассказывать об этом или совершать это. Человек обязан сопротивляться этим мыслям и если он позабудет сопротивляться и согласится с этим, тогда он будет наказан за свое пренебрежение.
Человеку приказано не обращать никакое внимания на наущения шайтана и ему следует совершить меньше количество ракатов, нежели больше, если он запутался во время молитвы и не уверен, сколько ракатов он совершил. Надо искать убежище от шайтана и плюнуть три раза налево, если его посещают наущения от шайтана. Надо постоянно находиться в кругу праведных людей и избегать плохих компаний. Кто будет небрежен к любому из этих вопросов, будет попадать в западни своего нафса, который склонен ко злу, или ответит шайтанам из числа джиннов и людей, в случае чего он будет наказан.
Что касается подавляющих наущений, это – своего рода болезнь – как упомянуто выше – так что мусульманину не будет вредить это, и Аллах не будет наказывать его за это, потому что это – вне его контроля, Аллах говорит (смысловой перевод):
«Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение». (Развод 65:7)
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А уберегшиеся от собственной алчности являются преуспевшими». (Взаимное обманывание 64:16)
И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Аллах простит моей умме все, что пересекает их умы до тех пор, пока они не станут говорить об этом или совершать это». Передано Аль Бухари, 4968; Муслим, 127
Тот, у кого есть эти наущения должен читать Кoран и много поминать Аллаха. Он должен укрепить свой иман (веру), совершая действия поклонения и избегая зла. Он должен занять себя в поиске знания, и если шайтан может получить власть над поклоняющимся, он никогда не осилит того, у кого есть исламские знания.
Шайтан может прийти и нашептывать мусульманину зло об Аллахе, или Его Посланнике (мир ему и благословение Аллаха), или Его шариате, нашептывать то, что мусульманин ненавидит и не одобряет. Факт, что он сопротивляется этим наущениям и ненавидит их – признак истинности его веры. Так что он должен стремиться управлять своим нафсом (джихад аль нафс) и не отвечать на то, что взывает его ко злу.
Ибн Касир (рахимаху Ллах ), сказал: Фраза: «Аллаху принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Обнаружите ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь» (Корова 2:284) означает, что даже если Он призовет к ответу Вас, Он не будет наказывать кроме тех случаев, когда вы были способны отразить это зло. Что касается того, что он не может отразить, вроде наущений нафса, никто не ответственен за это, и ненависть к этим наущениям является частью веры.
Тафсир Ибн Касир, 1/343
И он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди продолжают задавать себе вопросы, пока не дойдут до мысли: «Это было создано Аллахом, но кто создал Самого Аллаха»?, если это случится, говорите «Аману Билляхи ва русулихи (Я уверовал в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха )».
Методы борьбы с наущениями
Мы советуем вам не обращать никакого внимания на эти наущения, и игнорировать их, а также поступать противоположно тому, к чему они вас склоняют. Эти наущения приходят от шайтана, чтобы причинить несчастия верующим. Лучший способ борьбы с ними состоит в том, чтобы часто поминать Аллаха (делать зикр), искать убежище у Аллаха от проклятого шайтана, держаться подальше от грехов и неправильных действий, потому как они являются средствами, которыми Иблис берет под контроль сыновей Адама.
«Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха». (Пчелы 16:99)
Стоит упомянуть здесь, что Ибн Хаджар аль-Хайсами (да помилует его Аллах) сказал о борьбе с васвасом в своей книге Аль-Фатва аль-Фикхия аль-Кубра, 1/149 следующее:
«Его спросили о проблеме васваса (наущений инициируемых шайтаном), и есть ли средство от этого. Он ответил, сказав, что есть эффективное средство от этого, которое состоит в том, что следует полностью игнорировать их, независимо от того, как часто они могут прийти на ум. Когда эти нашептывания игнорируются, они не становятся навязчивыми, и спустя небольшой промежуток времени они проходят. Многие люди это испытали на себе.
Но для того, кто обращает внимание на них и действует согласно им, эти нашептывания увеличиваются, пока они не сделают его подобно безумцу или еще хуже. И мы видим подобное среди многих из тех, кто пострадал от нашептываний и обратил внимание на них и на дьявола, задача которого – внушать эти шепоты. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предупредил нас, когда он сказал: «Остерегайтесь нашептываний в отношении воды (то есть вуду), которые приходят от дьявола называемого аль-Валхаан» – потому что это заставляет человека быть чрезмерным в выполнении вуду (как объяснено в Шарх Мишкаат аль-Анвар).
Согласно другому хадису, тот, кто страдает от васваса, должен сказать: «Аманту Билляхи ва би русулихи» (я верю в Аллаха и в Его Посланных). Несомненно, кто бы ни подумал о пути Посланников Аллаха, особенно нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) найдет, что его путь и его законы легки и ясны, и в них нет трудностей.
«…и не наложил на вас в [исполнении обрядов] религии никакого затруднения» (Хадж 22:78)
Тот, кто хорошенько задумается над этим и искренне поверит в это, то у него проблема с васвасом и наущениями шайтана уйдет.
В книге Ибн аль-Сунни, передано через ‘Айшу (да будет доволен ей Аллах): «Кто бы ни страдал от васваса, пусть скажет «Аманту Билляхи ва би русулихи» (уверовал я в Аллаха и в Его посланных) три раза, и это уйдет от него».
Аль-Изз ибн ‘Абд аль-Салям и другие тоже говорили подобное вышеупомянутому. Они сказали: Лечением от васваса является вера в то, что это идея от шайтана, и что Иблис является тем, кто принес эту мысль в его ум, и надо стремиться бороться с ним. Тогда он будет иметь награду муджахида, потому что он борется с врагом Аллаха. Если он сделает это, то шайтан сбежит от него.
Человечество с начала времен было испытано этим, и Аллах дал немного власти Иблису над человеком, чтоб проверить его. Таким образом, Аллах может показать, что правда это правда, а ложь есть ложь, даже если и неверующим это может быть ненавистно.
И самое эффективное средство от наущений – это многократное поминание Аллаха.
Наущения шайтана посещают только верующего человека. Что касается кафира, шайтан приходит и к нему, и не ограничивает себя васвасом, скорее он забавляется с человеком, как только пожелает.
Когда кто-то сердится: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم
(Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана)
Во время супружеской связи: Би-сми-Лляхи, Аллахумма, джанниб-на-ш-шайтана ва джанниби-ш-шайтана ма разакта-на!
بسماللهاللهمجنبناالشيطانوجنبالشيطانمارزقتنا
(С именем Аллаха, о Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем ты наделишь нас)
Останавливаясь в каком-нибудь месте: «А’узу би калимати- Лляхи-т-тамати мин шарри махаляк»
أعوذبكلماتاللهالتاماتمنشرماخلق
(Прибегаю к прекрасным словам Аллаха от зла того, что Он создал)
Слыша рев осла: «А’узу би-Лляхи мин аш-шайтани-р-раджими»
أعوذباللهمنالشيطانالرجيم
Как избавиться от васваса?
Шайтан везде и всюду старается помешать верующим поклоняться Всевышнему. Один из его методов – навязывать человеку васвас, чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху. Он использует его в различных сферах человеческой жизни.
Шайтан постоянно нападает на верующего с наущениями и вынуждает его повторять и возобновлять свои деяния и мысли. А если человек не делает этого, шайтан причиняет ему беспокойство, неудобство и ощущение того, что он неправильно совершил то или иное деяние. И эти ощущения не покидают его, пока он исправится.
Получается, что васвас – это мнительность, которая непривычна для нормального образа жизни, с её помощью шайтан наущает человека считать своё поклонение недействительным, вынуждая его повторять и переделывать свои деяния, пока не будет потеряна основная цель, ради которой совершается само деяние.
Например, по причине васваса человек снова и снова повторяет омовение, пока не пройдёт время намаза. Такой человек переносит в своей жизни много испытаний и видит много горя. Он из-за этого может и вовсе отказаться от совершения поклонения, что и является основной целью шайтана.
Чтобы победить васвас, человек должен придерживаться следующих предписаний:
1) поиск защиты и убежища у Всевышнего Аллаха;
Делать это следует честно и искренне, прося Господа исцелить себя от этой болезни. Необходимо часто взывать и обращаться к Всевышнему Создателю, веря в Его могущество и силу. Ведь только Он может избавить нас от всякого горя и печали.
2) чтение Корана и постоянство в поминании Всевышнего Аллаха (зикре);
Стоить уделять особое внимание азкарам и вирдам, которые рекомендуются читать утром и вечером, перед сном и после пробуждения, перед входом и выходом из дома, перед входом в отхожее место и после выхода оттуда, а также другим важным азкарам.
Также следует не забывать произносить «БисмиЛлях» перед употреблением любой еды и «Аль-Хамду ли-Ллях» – после завершения трапезы. Будет полезным и чтение суры Ан-Нас с намерением защититься от наущений шайтана, как об этом пишет имам Аль-Газали в своей книге «Бидая аль-хидая».
3) взывание о защите к Всевышнему Аллаху от зла шайтана и полный отказ от следования его грязным наущениям.
Этот метод считается самым эффективным, действенным и испытанным для лечения и устранения васваса. Некоторые праведники, которых постигла эта беда, для избавления от этого применяли именно такой метод.
Когда шайтан нашёптывал праведнику, что его омовение недействительно, он отвечал, что не примет его слов, пока шайтан не приведёт двух доверенных свидетелей, которые подтвердят его слова. Следовательно, лучшим лечением от васваса является избегание шайтана и игнорирование того, что он нашёптывает.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
يأتِي الشَّيْطانُ أحَدَكُمْ فَيَقُولُ: مَنْ خَلَقَ كَذَا، مَنْ خَلَقَ كَذَا، حتَّى يَقُولَ: مَنْ خَلَقَ رَبَّكَ؟ فإذَا بَلَغَ ذَلِكَ فَلْيَسْتَعِذْ باللّه وَلْيَنْتَهِ
«Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: «Кто создал это? Кто создал это?» − и он будет продолжать задавать такие вопросы, пока не спросит: «Кто создал твоего Господа?» − и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит думать об этом». (Бухари, 3276; Муслим, 135)
В другой версии этого хадиса, которую передаёт Абу Давуд, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لا يَزالُ النَّاسُ يَتَساءلُونَ حتَّى يُقالَ هَذَا: خَلَقَ اللَّهُ الخَلْقَ، فَمَنْ خَلَقَ اللَّهَ؟ فَمَنْ وَجَدَ مِنْ ذلكَ شَيْئاً فَلْيَقُلْ: آمَنْتُ باللَّهِ وَرُسُلِهِ
«Люди не перестанут задавать друг другу вопросы, пока кто-нибудь не скажет: «Аллах создал всё сущее, а кто создал Аллаха?» − так пусть же тот, кто столкнётся с чем-либо подобным, произнесёт слова: «Аманту би-Лляхи ва русули-хи» (Уверовал я в Аллаха и посланников Его)». (Абу Дауд, 4721)
Также от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ لِلشَّيْطَانِ لَمَّةً، وَلِلْمَلَكِ لَمَّةً، فَأَمَّا لَمَّةُ الشَّيْطَانِ فَإِيعَادٌ بِالشَّرِّ وَتَكْذِيبٌ بِالْحَقِّ، وَأَمَّا لَمَّةُ الْمَلَكِ فَإِيعَادٌ بِالْخَيْرِ وَتَصْدِيقٌ بِالْحَقِّ، فَمَنْ وَجَدَ ذَلِكَ فَلْيَحْمَدِ اللَّهَ، وَمَنْ وَجَدَ الْأُخْرَى، فَلْيَتَعَوَّذْ مِنَ الشَّيْطَانِ
«Поистине, шайтан наущает потомку Адама одно, а ангел внушает другое. Что касается наущений шайтана, то он наущает ему зло и отрицание истины. Что касается внушения ангела, то это добро и утверждение истины. И если кто-либо почувствует такое, пусть знает, что это внушение от Аллаха, и пусть воздаст хвалу Ему, а кто почувствует иное, пусть попросит Аллаха уберечь его от проклятого шайтана». (Ибн Хиббан 997; Тирмизи, 2988)
Также от Абу Аль-‘Аляъа передаётся, что однажды ‘Усман бин Абу-ль-‘Ас (да будет доволен им Аллах) пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
أَنَّ عُثْمَانَ بْنَ أَبِي الْعَاصِ، أَتَى النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ إِنَّ الشَّيْطَانَ قَدْ حَالَ بَيْنِي وَبَيْنَ صَلَاتِي وَقِرَاءَتِي يَلْبِسُهَا عَلَيَّ، فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «ذَاكَ شَيْطَانٌ يُقَالُ لَهُ خَنْزَبٌ، فَإِذَا أَحْسَسْتَهُ فَتَعَوَّذْ بِاللهِ مِنْهُ، وَاتْفِلْ عَلَى يَسَارِكَ ثَلَاثًا قَالَ: فَفَعَلْتُ ذَلِكَ فَأَذْهَبَهُ اللهُ عَنِّي
«»О Посланник Аллаха, поистине, шайтан мешает мне молиться и читать Коран, запутывая меня». В ответ Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ему: «Это шайтан по имени Хинзаб, и если ты ощутишь его присутствие, обратись к Аллаху с мольбой о защите от него и трижды сплюнь налево». Я так и сделал, и Аллах убрал от меня этого шайтана». (Муслим, 2203)
Таким образом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указывает нам на правильный путь и наставляет тех, кого постигло испытание васвас, просто избегать всех этих дьявольских мыслей, прибегать к помощи Всевышнего для их устранения, не давать волю этим наущениям и долго не раздумывать над ними.
Ни в коем случае нельзя допускать даже мысли, что можно исправить такое положение дел при помощи многократного переделывания поклонения, относительно которого возникли сомнения. Наоборот, за основу берётся то, что говорит в пользу человека, например, наличие омовения у того, кто сомневается в его действительности, ведь омовение портится только при глубоком убеждении (якын) в этом.
Учёные-богословы утверждают, что глубокое убеждение (якын) не исчезает при появлении сомнений. То есть сомнение не может перевесить уверенность. Поэтому, когда человек уверен, что совершил омовение, он не должен дать сомнениям беспокоить его, поскольку без его абсолютной уверенности в том, что он не исполнил омовение, его омовение будет действительно.
От ‘Аббада ибн Тамима предаётся, что его дядя ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать человеку, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил:
لاَ يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا
«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)
Этот хадис и слова учёных указывают, что молящийся или совершающий другое поклонение человек не должен прекращать своё поклонение из-за сомнений, наущений и нашёптываний шайтана, пока у него не будет полного убеждения и уверенности в этом.
Имам ибн Хаджар Аль-Хайтами в своём сборнике фетв «Аль-Фатава аль-Фикхия», отвечая на вопрос: «Есть ли лекарство от такой болезни, как наущение сатаны (васвас)?», пишет следующее:
«Для излечения от этой болезни есть полезное лекарство, самым эффективным способом борьбы с васвасом является полное его игнорирование, даже если в душе есть какие-то колебания.
Если человек не обращает на них никакого внимания, как будто их никогда и не было, они не продержатся, а наоборот покинут его в течение короткого срока, как это было испытано теми, кому Аллах оказал помощь.
А что касается того, кто прислушивается к этим наущениям и поступает в соответствии с ними, у него сомнения не прекратятся, а наоборот, усилятся, пока не ввергнут его в безумие и того хуже, как мы увидели это на примере многих, подвергшихся наущениям и следующих за кознями, от чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал словами:
اتَّقُوا وَسْوَاسَ الْمَاءِ الَّذِي يُقَالُ لَهُ الْوَلْهَانُ
«Во время ритуального омовения остерегайтесь наущений шайтана, которого зовут Валахан«, ибо в прислушивании к этим наущениям заключается чрезмерное отвлечение и крайность.
В обоих достоверных сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима передаётся хадис, который подтверждает то, что я выше говорил: подверженный наущениям человек должен быть уверен во Всевышнем Аллахе и прекратить думать о васвасе».
Далее Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет:
«Имам Ан-Навави передаёт слова некоторых учёных, согласно которым страдающему от наущений при ритуальном омовении или намазе желательно сказать: «Ля иляха илля Ллах«, ведь сатана, когда слышит поминание Аллаха, отступает и отдаляется, а формула единобожия (Ля иляха илля Ллах) – это вершина поминания (зикра)».
Также одним из лучших методов лечения от этой болезни является компания праведных людей, посещение маджлисов ‘ильма, отказ от посиделок с плохими людьми, а также от отшельничества.
Васвасы (наущения) бывают различных видов и воздействуют на человека по-разному, но причина у всех у них одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков. Следует отметить, что не каждый человек подвергается васвасу, а некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие.
Поскольку васвас является наущением шайтана, человеку нужно научиться игнорировать его, а не беспокоиться о нём. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) утешил нас, сообщив, что Аллах не считает человека ответственным за васвас, который его тревожит, до тех пор, пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух.
Муслим Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.