Что такое вече краткое определение

Что такое вече

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

В древней и средневековой Руси важную роль в политической системе общества играло вече.

Этот коллективный орган управления нередко принимал главные решения, связанные с жизнью определенной территории.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

Участие в нем свободных жителей позволяет некоторым исследователям говорить о сложившейся в те времена специфичной формы демократии (это что?). Давайте вместе посмотрим так ли это и разберемся, какие функции выполняло вече.

Вече — это.

Вече (этимология от славянского «вътъ» — совет) — это народное собрание во времена Древнерусского государства и средневековой Руси. Выступало одной из ранних форм племенной демократии.

Собиралось с целью обсуждения общих проблем и вопросов политической, духовной, экономической сферы. Выступает формой прямой демократии, сложившейся на территории славянской цивилизации.

Участвовать в собрании имели право т.н. «мужи», к которым относились главы свободных семей социальной общности (рода, племени или поселения). В зависимости от сложившегося порядка и социального статуса они могли обладать равными либо неодинаковыми правами.

В русских летописных сводах (что это?) вече упоминается в двух смыслах:

История возникновения вече

Истоки вече лежат в племенных собраниях, возникших еще в догосударственный период. В ранние времена оно решало большинство актуальных проблем территории, включая вопросы внешних отношений.

С появлением Древнерусского государства оно стало инструментом ограничения княжеской власти, которым активно пользовалась феодальная знать (это кто?). Первые летописные упоминания об этом органе в Новгороде относятся к 1016 году, а в Киеве к 1068 году.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

В ряде княжеств Древнерусского государства вече выполняло функции высшего органа власти, который одобрял все решения князя. Встречаются даже политические формы «двоевластия», где вечевые органы делили поровну власть с главой административной единицы.

В некоторых территориях о вече вспоминали только в экстренных случаях. Тогда оно могло становиться сосредоточением сил, выступавших против князя, и его решения приобретали форму протеста.

В связи с ослаблением централизованной власти в период феодальной раздробленности (с 30-х годов XII века) вече все больше приобретает политическую роль. В его компетенцию входили вопросы:

Порядок работы вече

В большинстве мест строго определенного порядка работы земств не существовало. В источниках отсутствуют сведения о должности председателя этого органа.

Согласно заведенному обычаю, открывал собрание тот, кто его созывал. Точный подсчет голосов не производился — для принятия решения необходимо было единогласие или мнение подавляющего большинства участников.

Никто не протоколировал ход и итоги работы. Исключение составлял Новгород, где по важным вопросам составлялись вечевые грамоты, отражавшие принятые решения.

Они должны были исполняться князем, подчиненными ему чиновниками либо самим народным собранием. Более подробно о вече на Руси можно узнать здесь:

Новгородское вече

Что такое вече на Руси можно понять, рассматривая деятельность народного собрания Новгорода, фактически управлявшего этим государством от момента начала раздробленности до его включения в состав России.

После изгнания князя Всеволода в 1136 году за вече закрепилось право выбирать посадника (высшее должностное лицо) и тысяцкого, руководившего вооруженными силами.

По его инициативе приглашали князя, выполнявшего полицейские и судебные функции, а также обеспечивавшего оборону от внешних врагов. При этом оно было вправе в любое время отозвать назначенных лиц.

Вече в древней Руси — это, как правило, еще и законодательный орган. В Новгороде оно утвердило судную грамоту. Его решения были обязательны для должностных лиц.

В компетенции этого органа были вопросы войны и мира, правосудия по наиболее тяжким государственным преступлениям, а также подписания соглашений с зарубежными государствами.

Созыв новгородского вече объявлял тысяцкий или посадник, оповещал об этом вечевой колокол, служивший символом независимости государства.

Одновременно в разные районы города направлялись глашатаи (биричи) для сбора народа. В работе народного собрания мог участвовать любой взрослый мужчина.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

Вече работало под открытым небом и все решения принимало решением большинства. При этом понятия кворума (минимально необходимого количества присутствующих для законного принятия решений) не существовало.

Если меньшинство демонстрировало иное мнение происходило последующее обсуждение проблемы для достижения компромисса (это как?). Иногда с этой целью проводили повторное голосование.

В дальнейшем находить компромисс становилось все сложнее, поэтому возникла практика кулачных боев между сторонами при равном количестве голосов.

Так произошло в 1218 году, когда члены народного собрания в течение недели устраивали кулачные битвы, пока не достигли единодушия.

Помимо общегородского в Новгороде работали кончанские и уличные вече, которые исторически восходят к древним народным собраниям с участием всего свободного населения.

Заключение

Вече в истории — это основная форма самоуправления, существовавшая повсеместно на Руси с догосударственных времен. Оно позволяло коллективно решать актуальные проблемы своей территории, а в некоторых случаях — политические вопросы.

По мере усиления централизации и княжеской власти этот орган начал постепенно отмирать (в Новгороде ликвидирован насильственно), так как не соответствовал формировавшемуся монархическому режиму (это что?).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Вся наша история — это сплошное надувательство и обман! Те же самые летописи, списки и т.д. переписывались каждый раз в угоду новому правителю. И даже те крохи информации из этих так называемых «летописей» и упоминаний не дают объективной оценки существующего строя или политического уклада того времени.

Те же Фоменко и Носовский Великий Новгород, вообще в Ярославль перенесли.

Мне кажется сейчас не хватает чего-то подобного. Нет гласа народа. Вот сейчас бы такое «вече» и отменили бы без проблем пенсионную реформу. А когда Дума прикормленная, ясно же, что надо, то и примут.

Нужно ограничивать власть элит, и раньше вече этим и занималось.

Масштабы государств сейчас не позволяют таким образом решать вопросы. Замучаетесь все выслушивать и забудете кто-что говорил. Без выборной системы сейчас не прожить, хотя в небольших общинах вече по прежнему эффективно.

Источник

Что такое вече краткое определение

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. В случае смерти мужа семью на вече должна была представлять его жена. Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Согласно поздней Никоновской летописи, учреждение в Пскове отдельного княжеского стола было произведено Владимиром Святославичем, который в 1014 году выделил город в удел своему сыну Судиславу. Во время усобицы Владимировичей Судислав был посажен в темницу, а псковское княжение ликвидировано. Наиболее вероятно, что это Ярослав (Мудрый), опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение со стороны Судислава, заточил его — своего последнего брата и самого младшего из Владимировичей — в темницу (поруб.

Служилые князья, служебные князья, подручники — в средневековой Руси класс князей, находящихся на службе у владетельных князей. Одна часть их была безземельными, обычно насильственным путём лишившаяся земельных владений (с X века). Вторая часть сама была мелкими вотчинниками, вынужденными прибегать к покровительству великих князей Московских и Литовских (с XIV века), после чего сохранявшими в своих руках суд, управление и наследственное владение. Известия о служилых князьях встречаются с середины.

Уде́льные кня́жества (уде́лы) (от делить) — территории (земли) на Руси, в XII—XVI веках, находившиеся во владении отдельных князей.

Зале́сская земля́, или Зале́сье (в современных источниках также Залесская Русь и Залесская Украина) — средневековое название территории, употреблявшееся в конце XIV — начале XV века для обозначения русских земель, располагавшихся в Волго-Окском междуречье. Согласно «Списку русских городов дальних и ближних», Залесская земля включала в себя 55 городов и поселений, расположенных в следующих областях.

Источник

Что такое вече краткое определение

Полезное

Смотреть что такое «вече» в других словарях:

ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси в 10 начале 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с др. землями и т.д. По наблюдению В.Л.Янина, в Новгороде состояло из узкосословного круга бояр и… … Русская история

Вече — (от старославянского вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси 10 14 веков, созывавшееся для решения общих дел. Вече возникло из племенных собраний славян. С образованием Древнерусского государства местная знать пыталась… … Политология. Словарь.

ВЕЧЕ — или вечье, ср., ·стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко… … Толковый словарь Даля

вече — См. совет. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вече парламент, совет, собрание Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, веча, ср. (ист.). Собрание горожан в древней Руси для обсуждения государственных и общественных дел. || Место, где собирается вече. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Вече — (от русс, вещать говорить) народное собрание в Др. Руси в X XV вв., созывавшееся для обсуждения и решения важнейших гос ных вопросов (о войне и мире, о назначении высших должностных лиц и др.). В. происходит от племенных сходок, обсуждавших и… … Энциклопедия права

ВЕЧЕ — (от старослав. вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси в X XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках… … Юридический словарь

ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси. Наибольшее развитие в русских городах 2 й половины 11 12 веков (Киев, Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д.… … Современная энциклопедия

ВЕЧЕ — народное собрание в древней и средневековой Руси в 10 14 вв. Наибольшее развитие в русских городах 2 й пол. 11 12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В… … Большой Энциклопедический словарь

ВЕЧЕ — ВЕЧЕ, а, ср. На Руси в 1015 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Новгородское в. Колокол зовёт на в. | прил. вечевой, ая, ое. В. колокол. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Вече — ВЕЧЕ, народное собрание на Руси. Наибольшее развитие в русских городах 2 й половины 11 12 веков (Киев, Новгород и др.). Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с другими землями и т.д.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

История появления

Обозначенное собрание — основополагающий государственный орган, закрепленный восточнославянскими племенами. Позже они смогли объединиться под единым управлением из Киева, что послужило предпосылкой для создания Киевской Руси с раннефеодальным обществом. Непосредственная функция выражается в решении вопросов, касающихся:

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

Если верить Википедии, вече в истории — ранняя форма прямого демократического управления, поскольку в собрании принимали участие абсолютно все существующие слои населения разного происхождения. Членами сходки выступали свободные мужи, являющиеся главами семейств и родов, княжеств, конкретно взятой территории. У каждого присутствующего на собрании славянина были равные права, но в некоторых землях они зависели от социального статуса. Интересно, что подобные органы государственной власти были в разные исторические периоды у англосаксов и скандинавов, в Греции (древнегреческие агоры).

По мере становления и укрепления феодализма военная демократия, повсеместно присутствующая в племенах, постепенно начала вытесняться. Ей на замену пришел цивилизованный и грамотно организованный метод решения возникающих проблем, облегчающий управление всем государством. С течением времени вече приобретали крупные масштабы, играли большую роль. Они выводились на общепризнанный официальный уровень с соответствующим статусом, где могли решаться самые спорные и сложные вопросы.

При этом в обозначенный временной период понятие «вече» использовалось также для определения любого скопления людей — как государственного, так и обычного — для решения бытовых неурядиц. Такие собрания появлялись стихийно, на рыночных площадях, ярмарках.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

Впервые славянское вече на Руси упоминается историками в Х веке. Но существуют неопровержимые факты, указывающие, что подобные сходки начали строить в отдельных племенах еще в VIII—XIX вв. Спустя некоторое время они преобразовались в структурированную организацию. Вече удалось зародиться, развиться и просуществовать на русских землях до XVI века. Всенародное собрание всех классов населения проходило в Киеве, являвшемся на то время столицей великого государства.

Краткая характеристика

У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.

Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:

В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.

До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.

Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.

Собрание в Новгороде

Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.

Что такое вече краткое определение. Смотреть фото Что такое вече краткое определение. Смотреть картинку Что такое вече краткое определение. Картинка про Что такое вече краткое определение. Фото Что такое вече краткое определение

В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.

На территории Руси в разных землях вече существовало в разном статусе и отдельный временной период. Например, в Новгороде за собраниями сохранялась политическая реальная власть. Неудивительно, что они сохранились вплоть до XVI века, их смог отменить только Иван Грозный. Если же рассматривать вечевое Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, в них сходки распались сами собой, не успев появиться и укрепиться должным образом.

Попытка создать с целью мирного решения вопросов новый политический орган, основанный на демократических началах, указывает на развитие общества. Если кратко, собрания имели большое значение для сплочения людей из разных общественных слоев.

Источник

Что такое вече краткое определение

вече ср. 1) Народное собрание на городской площади как высший орган власти (на Руси X- XIV вв.). 2) перен. Шумное многолюдное собрание (обычно с оттенком иронии).

вече с. ист.veche (popular assembly in ancient Russia)

, одна из самых популярных черносотенных газет, одно время орган Московского Союза Русского Народа (СРН). Начала выходить в Москве с 11 дек. 1905. Основателем и фактическим редактором-издателем был В. В. Оловеников, однако формально он числился секретарем редакции, а издателем была его жена. Первоначально выходила в форме сборников, поскольку издатель не имел разрешения на выпуск газеты. Номер первый имел подзаголовок «Новая московская ежедневная политическая газета». В№ 2, вышедшем 18 дек. и имевшем подзаголовок «Московская политическая газета», было опубликовано объявление: «Газета «Вече» будет выходить, когда нужно, ибо денег редактор-издатель не имеет; субсидий никаких не желает». В этом номере редактором-издателем назван В.Владимирович. В № 3 была опубликована статья «К православным русским крестьянам», имевшая печальные последствия для Оловеникова (он был арестован и провел в тюрьме два месяца), с преамбулой, что этот материал распространялся в списках среди крестьян. Суть статьи была следующей: некто, приехавший из Петербурга, где он встречался с одним из камердинеров Императора, передает разговор Царя со своим камердинером, в котором Государь жаловался, что он находится в плену у Витте, который делает с ним, что хочет, что чиновники не дают Ему ничего сделать в интересах народа. Автор призывал крестьян подумать, как Царя спасти, и предлагал выбирать верных людей, направлять их к Царю, умолять Государя, чтобы Он бросил Петербург и переехал в Москву, где его защитят русские люди и, тем самым, спасут Россию. В выпуске четвертом (3 янв. 1906) сообщалось о решении издавать еженедельную газету, о чем издатель подал прошение. 9 и 19 янв. газета выходила под нарочитым заглавием «Назад» (19 янв. был напечатан материал «Счастливый день русского народа» о Высочайшем приеме 23 дек. депутации СРН). 23 янв. газета вышла под названием «Московское вече» (резонанс в обществе вызвал материал «Политическая речь еврейского раввина, читанная им около 30 лет назад»). 8 февр. — под названием «Наше вече». Наконец, к 13 февр. газета приобрела окончательный вид и начала выходить под названием «Вече. Общественная, политическая и литературная газета, с портретами, рисунками и карикатурами». Выходила сначала по понедельникам, затем два раза в неделю, наконец, — три раза в неделю, тираж временами достигал 25 тыс. экз. В дополнение к газете в 1908 печатался еженедельный журнал «Вече», в котором помещались литературные произведения и фотографии видных монархистов. Фирменным стилем газеты были карикатуры на злобу дня, которые печаталась в каждом номере, и, в основном, были посвящены еврейской теме (многие карикатуры были выполнены художником Л. Т. Злотниковым). Среди авторов и сотрудников газеты были известные монархические деятели П. А. Крушеван, Н. И. Еремченко, М. Д. Плетнев. Антиеврейская тема была преобладающей в публикациях газеты. В 1907 почти в каждом номере публиковался лозунг «Прочь жиды — Русь идет». С 3 окт. 1908 в каждом номере печатался аншлаг «Жиды должны быть выселены из России обязательно». Причем, в отличие от других монархических изданий газета занимала терпимую позицию в отношении поляков, рассматривая их скорее как своих союзников. Так, 9 нояб. 1906 была опубликована статья А. И. Балицкого «Русских с поляками ссорит жид», причем, было подчеркнуто, что автор — поляк и католик. В газете публиковалось много стихов, большинство из которых были тоже антисемитской направленности. Представление об их содержании дают строки из стихотворения Д. Павлова «Вон из России!» («Вече» от 7 нояб. 1906): «Вон из России! Вон, Иуда!/ Довольно с нас твоих «свобод»,/ Беги, предатель злой, покуда/ Не возмутился весь народ!». Из других материалов газеты, имевших широкий резонанс в обществе, следует отметить опубликованную 24 окт. 1906 статью «Святительская измена» (подписана псевдонимом «Патриот»), в которой ряд влиятельных архиереев обвинялся в пособничестве революционерам и прочим врагам Самодержавия. 7 дек. 1906 было опубликовано знаменитое «Открытое письмо А. И. Дубровина митрополиту Антонию». Причем, издатель эту тему не оставлял, вслед публикации письма появилось несколько материалов, возвращавших читателя к теме, смысл которых сводился к следующему: мы ждем откликов, а их нет. Не менее жесткой критике, чем либеральные архиереи, подвергались на страницах газеты министры правительства и чины местной администрации, за что «Вече» неоднократно подвергалась денежным штрафам, запретам и конфискации. За публикацию в июле 1907 (№ 61) письма С. Ф. Шарапова, в котором содержались обвинения в адрес министра финансов В. Н. Коковцова, газета была оштрафована на тысячу рублей. Вскоре газета была оштрафована еще на тысячу рублей за статью «Накануне баррикад», опубликованную в предыдущем номере, в которой служащие Петербургского градоначальства (связанные с евреями поляки) обвинялись в убийстве В. Ф. фон-дер Лауница (письмо было подписано псевдонимом «Наблюдатель», за которым скрывался Л. Е. Катанский). Оловеников не смог уплатить штраф, в результате его жена (официальный издатель) была посажена на месяц в тюрьму. В янв. 1909 газета была оштрафована на огромную сумму в 3 тыс. руб. за публикацию статьи «Колоссальный заговор жидо-масонов» (автор укрылся под псевдонимом «Патриот», печаталась 21 и 23 дек. 1908). За эту статью тогдашний редактор Н. И. Добровольский был арестован и посажен в тюрьму. Однако Оловеникову доставалось не только от властей, но и от некоторых правых изданий и деятелей. В канун 1908 в ярославской газете «Русский народ» выступил Л. Е. Катанский, заявивший, что у «Вече» видна «жидовская ермолка». В связи с болезнью В. В. Оловеникова и его отъездом на лечение газету редактировали его близкие помощники Ф. А. Слепов, затем несколько номеров М. Д. Плетнев (псевдоним Ачадовский). После кончины В. В. Оловеникова газету продолжала издавать его мать под именем «наследники В. В. Оловеникова». С 3 апр. 1908 до н. 1909 газету вел ответственный редактор Н. И. Добровольский. После его ареста газету редактировали снова М. Д. Плетнев, затем — Д.А.Федоров. Из-за отсутствия средств с 10 марта 1909 газета была передана Московскому СРН, т. е. фактически о. И. И. Восторгову, редактором стал снова М. Д. Плетнев. Газета стала называться «Вече. Орган Московского Союза Русского Народа», затем «Вече. Орган русских монархистов-союзников. Издание Московского Союза Русского Народа». Новые владельцы пытались оживить издание, в объявлениях в течение 1909 сообщалось о намерении издавать с 1910 уже ежедневную газету «Вече». Однако переход газеты в руки прот. Восторгова, напротив, привел к кризису: ряд бывших сотрудников Оловеникова, являвшихся политическими противниками протоиерея, публично заявили об отказе участвовать в издании. Видимо, не набрав необходимого числа подписчиков, Московский СРН отказался от планов издания «Вече». В 1910 вышел единственный номер газеты под заглавием «Вече. Еженедельная общественно-политическая газета». Номер был издан 15 февр. накануне 2-й годовщины со дня кончины основателя газеты В. В. Оловеникова. В объявлении редактора-издателя Ф. А. Слепова об открытии подписки на 1910 говорилось, что «главное место в газете отводится удивительному чудовищному росту проснувшегося русского национального самосознания и самосохранения, вылившегося в Черносотенное Освободительное движение». Однако призыв не возымел действия и газета окончательно прекратила свое существование. А. Степанов. смотреть

русский патриотический журнал. Выходил с января 1971 в течение четырех лет (9 номеров), а затем с большими перерывами в 1980-е. Редактор В.Н. Осипов. На страницах журнала освещались не только общеидеологические, но и исторические, экономические, политические, экологические, архитектурно-градостроительные, литературные и этнографические вопросы существования русской нации. С первых номеров журнал занял православно-христианскую позицию, последовательно проводя славянофильские идеи, что впоследствии на суде было вменено редактору как преступление. Некоторые авторы пытались соединить Православие и большевизм (ленинизм). Так, М.Ф. Антонов в статье о славянофильстве рассматривал его как высший взлет народного самосознания в России, но только в «доленинский период». Соответственным образом «ленинский период» в развитии России, по мнению Антонова, был значительнее и положительнее, чем вся предшествующая история страны. Среди авторов «Вече» особого упоминания заслуживают писатели Л.И. Бородин (отсидевший по делу ВСХСОН), О.В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа) и Д.А. Жуков, архитектор-реставратор В.А. Виноградов, о. Димитрий Дудко, публицист А.М. Иванов-Скуратов, искусствовед М.П. Кудрявцев, православный мыслитель и публицист Г.М. Шиманов. Большинство из них писали под псевдонимами. О. Платонов. смотреть

Лит.: Свердлов Б. М. Генезис и структура феод. об-ва в Др. Руси. Л., 1938.

(от «вещать» – говорить, в летописи впервые упоминается под 997 г.), форма коллективного волеизъявления, высшая власть в Древней Руси, народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Ведению В. подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей администрации, судебного и военного управления (посадников, тысяцких и др.), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землей и привилегиями, принятие законов. Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе властей или самого населения, они не имели определенной периодичности. Решения принимались без голосования, путем одобрения того или иного предложения всех присутствующих криком. В. имело постоянное место сбора. Со 2-й половины XIV 1-й половины XV в. В. – собрание городского непривилегированного городского населения в моменты безвластия и безвременья. Причину упадка вечевого строя исследователи видят в расширении территории государства, когда личное участие каждого в решении государственных стало невозможным, и в факте формирования сословий. К началу XVI в. В. было повсюду упразднено. смотреть

ВЕЧЕ или вечье, ср. стар. (вещать? завет?) народное собрание, совещание, мирская сходка. На одном вече, да не одне речи. Большое вече, общее, законное, порядочное, при посаднике, тысяцком и пр.; малое или вечье, частная сходка и совещание, нередко самовольное, заугольное, крамольное; или созванное на сенях у князя, у владыки, гласный, открытый суд. Вечевать, стоять, быть на вече, совещаться. Вечеванье, действ. по глаг. | Площадь сборная, место сходки; | колокольный звон для созыва сходки и сама башня, колокольня, вежа или вечь ж. Стать вечем, сойтись на сходку. Вечье вологодск. поные знач. набат, тревога, сполох; не так давно еще в урал. каз. войске жил обычай этот, но там вечевой звон звали сполохом, а сходку войсковым кругом. Вечевой, вечный, относящийся к вечу. Вечный дьяк, вечевой секретарь; письмовод. Вечная грамота, заключение веча. Вечник м. член веча, мирянин с голосом на сходке; депутат, представитель, выборный. Вечь? ж. арх. речь, причитанье? сходка?

вече ве́че»народное собрание в древнем Новгороде», укр. вíче, др. русск. вѣче, ст.-слав. вѣште (Супр.), сербохорв. ве́ħе, виjе́ħе, др.-чеш. věce, пол. смотреть

(от старослав. вет совет) народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Наибольшее развитие В. получило в русских городах 2-й половины Х1-ХП вв. В. решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле В. сохранялось до конца XV начала XVI вв. смотреть

вече сущ.сред.неод. (2) ед.род. Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род вечаГоУ 3.22. ед.пр. Мы обсядем в дружном вече И по ряд. смотреть

«народное собрание в древнем Новгороде», укр. вiче, др. русск. вче, ст.-слав. вште (Супр.), сербохорв. веhе, виjеhе, др.-чеш. vece, польск. wiec. Праслав. *vetio; ср. вет «совет»; см. Mi. EW 387 и сл.; Преобр. 1, 109 и сл.Ср. др.-чеш. аор. vece «сказал», др.-прусск. wayte «произношение», caryawoytis «смотр войск»; см. Траутман, Apr. Sprd. 353; BSW 339. Поиски связей с веять и родственными, предпринятые Вайаном (RES 23, 155), безосновательны. смотреть

ВЕЧЕ (от старослав. вет — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси в X-XIV вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т.д. В Новгородской и Псковской республиках В. принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до конца XV — начала XVI в.

-а, ср. Народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел, в некоторых городах (Новгороде, Пскове) являвшееся высшим органом в. смотреть

Rzeczownik вече n wiec m Historyczny zgromadzenie ludowe m

с. ист.vetché m (assemblée populaire en ancienne Russie)Синонимы: парламент, собрание, совет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *