Что такое вечные проблемы
Вечные вопросы философии
Вечные вопросы философии — общеупотребительное выражение для обозначения вопросов, которые, как считается, всегда сохраняют свое значение и актуальность, постоянно всплывают в философских теориях и истории философии.
Формулировка
Английский философ Рассел в «Истории западной философии» формулирует «вечные вопросы философии» так: «Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми способностями? Развивается ли вселенная по направлению к некоторой цели? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы его можем достичь?».
Проблема единства мира, проблема человека, проблема свободы и многие другие «вечные вопросы» получают свое решение в каждую эпоху в соответствии с уровнем достигнутых знаний и культурными особенностями.
Самые популярные «вечные вопросы»
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Вечные вопросы философии» в других словарях:
Определение философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия
Предмет философии — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ — наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия
Основной вопрос философии — Основной вопрос философии метафилософская и историко философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной[источник не указан 156 дней] проблемой философии на протяжении всей её… … Википедия
Философия — Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия
Норма (философия) — «Мыслитель», Огюст Роден Философия (др. греч. φιλοσοφία «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω люблю и σοφία мудрость) наиболее общая теория … Википедия
Борис Кригер — Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия
Борис Юрьевич Кригер — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия
Брюс Кригер — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия
Кригер, Борис — Борис Кригер Имя при рождении: Борис Юрьевич Кригер Псевдонимы: Bruce Kriger, Bernard Kriger, Baruh Kriger, Kai Li Ge Дата рождения: 11 октября 1970 Место рождения: г. Свердловск, Россия Гражданство … Википедия
Вечные проблемы: что мешает тебе жить
Такая философия нынче в моде: родись, живи, трахайся да умри. Ничего больше не надо, ведь ничего не будет после смерти, а значит, зачем стараться? Но к такому выводу мы приходим только в момент «взросления», когда все надежды на славное будущее рухнут, а «рок-звезда» превратится в жирного, стареющего увальня, который ничем не отличается от других людей, разве что работой в шоу-бизнесе. Пропадает романтика, исчезают идеалы, умирает свобода — свобода жить своей жизнью. И происходит это не сразу.
Жизнь чертовски хочет подавить зачатки нашего эгоизма, ткнуть рыльцем в грязь, а порой и в дерьмо. Проблема в том, что люди с поникшими головами — это люди, которые смирились с общественной установкой, они слились с массой, а теперь учат своих детей превращаться в хамелеонов и выдавать себя за других.
Детство
Тебе повезло пробиться до большого розового шара первым — через 9 месяцев ты с криком появишься на свет, испачканный выделениями и кровью. Как только ты начнешь что-то понимать, тебя начнут испытывать: «Это нельзя!», «Так люди не делают!», «Ты думаешь неправильно!». Никто тебе толком не объяснил, почему нельзя и почему ты думаешь неправильно, но спорить ты не будешь — они тебя кормят и содержат, а ты еще слишком слаб, чтобы делать это сам.
Это период рабства. Пускай тебя не бьют плетью, как чернокожих рабов на плантациях Луизианы, но ты не свободен. Ты хочешь поскорее повзрослеть, потому что думаешь, что тогда, через несколько лет, будет настоящая свобода! Но всё рушится, когда ты понимаешь, какие уроды населяют мир. Детство оказалось самым свободным временем в твоей жизни. Самые главные испытания еще впереди.
Школьные годы
Первая социализация, которая проходит «по понятиям». Администрация школы требует от тебя одно, а одноклассники — другое. Складывается система взаимоотношений, где быть белой вороной означает быть битым. Тебе пришлось забыть то, чему учили тебя папа и мама, ведь воспитание не работает, когда перед тобой размахивает синими кулаками парень из старших классов.
Этот период важен для любого, потому что именно в нем мы сталкиваемся со своими первыми врагами, друзьями и серыми обывателями.
В конечном итоге ты должен был создать бета-версию своей личности, которая не только может постоять за себя, но и делает это постоянно. Нарывается на конфликт только потому, что так важно для сохранения собственного «я». Мы понимаем, что ты, скорее всего, уже прошел эту ступень, но наплыв воспоминаний может подсказать, откуда растут ноги проблем тебя тридцатилетнего. Они могут быть из школы, где ты решил стать никем.
Первые отношения
Ты будешь их помнить всю жизнь. Они несут в себе очень важное значение. Не только потому, что познание секса — это важно, интересно и приятно. Но и потому, что отношения с девушкой, которые завязаны не просто на дружбе, а на сексе и сильной связи, являются первым серьезным контактом с другой личностью. Ты можешь отдаться этому порыву полностью и сойти с ума. Подруга может сожрать тебя с потрохами, сделав из тебя папашу в 18 лет. Но и не это самое страшное.
Хуже, когда ты добровольно становишься в покорную позу раба, ведь тебе хочется испытать чувства, любовь и иметь источник постоянного секса. Очень сложно в юном возрасте понять, как сохранить свою независимость в таких отношениях. Еще сложнее понять, что правильно, а что нет. Любовные страдания — это следствие твоей беспечности, которую ты проявил в самом начале пути. Ты мог этого избежать, сохранить свободу, если бы понял, что крепкие отношения — это равные отношения, где не может быть хозяина или раба.
Работа
После университета ты думаешь, что вся твоя жизнь впереди, но потом оборачиваешься через плечо и видишь, как за соседним столом сидит тот же самый коллега, который сидел там десять лет назад. Тебе мешают жить обстоятельства, но проблема в самой атмосфере места — оно не отпускает тебя, подбрасывает тебе подачки, заставляет усомниться в твоих возможностях, сдерживает потенциал.
Твоя психика принимает всё это, потому что так проще — на жизнь хватает, работа непыльная, так зачем рисковать? Люди, которые окружают тебя, вроде бы не рискуют, а значит, можно продолжать тянуть лямку до смерти. Не привыкай к этому состоянию, даже если работаешь в самой лучшей компании мира на самой лучшей должности. Просто не привыкай. Начни воспринимать себя как целое, а не как составляющее коллектива. Подумай о том, что мир слишком разнообразен, чтобы всю жизнь проработать на одном месте.
У тебя есть все возможности избежать участи лошади из «Скотного двора», которая работала, потому что это «правильно». Индивидуализм спасает души, а стремление к коллективу только их гробит. Всегда имей пути отступления, секретные ходы для обхода и лифт, который унесет тебя на этаж выше. Прогиб личности — это то, что происходит, когда ты работаешь на одном месте двадцать лет.
Осознание себя
К определенному возрасту мужчине становится скучно, и он начинает себя идентифицировать с коммунистами, либералами, интеллектуалами, православными, атеистами и оккультистами (продолжать можно бесконечно). Идентификация — это одна из важных составляющих осознания себя. Но обратная сторона идентификации заключается в том, что буквально сразу выстраивается образ врага, который может быть ложным и надуманным, а не реальным. Разумеется, враги у тебя появятся и они будут стараться уничтожить тебя: кто морально, а кто вполне физически. Чем больше ты понимаешь себя, тем больше у тебя будет врагов.
Знакомство с правительством
Отношения с правительством — это всегда отношения напряженные. Проблем от него иногда больше, чем пользы. Порой кажется, что чиновники запретят даже думать о том самом мосте в Санкт-Петербурге имени «сами знаете кого». Мы уже не говорим об обсуждении детских боев, нелепой экономической политике и скудных возможностях малого бизнеса. Давайте говорить начистоту: государство действительно пустило по вене какой-то странный веселящий газ, который заставляет их преобразовывать эту реальность в полотна Сальвадора Дали.
Глупо постоянно твердить, что «а у меня всё нормально и хорошо, не вижу ничего плохого», когда жить мы объективно стали хуже. Но какой вывод из этого можно сделать? Очень простой — выживают сильнейшие. Мы живем в далеко не самое худшее время — возможностей для самореализации масса. И каждый, даже бомж, заснувший в картонных коробках подворотни Ростова-на-Дону, может попытать счастье в иммиграции.
А если у тебя есть работа, так в чем проблема? Не можешь бороться с системой каждый день, тогда продавай квартиру и живи на берегу Индии, зарабатывая продажей алкогольных коктейлей симпатичным туристкам. Во всех остальных случаях ты должен быть жестче мира, который тебя окружает. Наглее ментов, нахальнее прокуроров, хитрее монополистов, сильнее гопников и амбициознее уборщиц правительственных учреждений.
Семья
Смирись. Когда-нибудь ты заведешь семью, которая будет на тебя опираться. Семья — это большая ответственность. Гораздо большая, чем суперсила, о которой говорил Человек-паук. Семью надо содержать и оберегать. С ней также необходимо поддерживать хорошие отношения, хотя, в конечном итоге, никто тебе за это спасибо не скажет. Будь уверен — семья отберет у тебя часть свободы. И она обязательно будет мешать твоей жизни.
Как создать такую атмосферу взаимоуважения, чтобы уступки сменились принятием особенностей конкретного человека? Над этим многие ломают голову, но раскрытие этого секрета сулит большую выгоду — отсутствие якобы нужных в семейных делах компромиссов.
Старость
И вот ты стар. Конец твой близок, но это ровным счетом ничего не значит, если ты упертый старик. Если ты слаб, то, без сомнения, пытаешься найти прибежище в религиозных культах, идеологиях или каких-нибудь «измах». Если силен, то ты можешь принять мир таким, какой он есть.
От тебя отвернутся самые близкие люди, потому что ты будешь пахнуть смертью и болезнями. Ты будешь доставлять всем хлопоты и за тобой будут ухаживать, потому что «за стариками надо ухаживать», но делать это будут без любви — у всех свои жизни, судьбы и семьи. Твоему сыну будет важнее то, как залезть под юбку юной красавице, а не как поменять тебе клапаны искусственного сердца. Многим в этот период страшно, потому что вся жизнь кажется большой шуткой, которую ты нелепо исполнил и никто над ней не посмеялся, но чтобы уйти достойно — держаться необходимо. Прежде всего за свои мысли, идеи, за свою личность.
Жизни мешают болезни, амнезия родственников и государство, которое выплачивает тебе «щедрую» пенсию. Одним словом, старость, которая издевается над тобой в самые последние мгновения жизни, добра не приносит. Лучше бы старости не было, но это своего рода испытание — последние испытание на прочность: тебя запомнят так, как ты уйдешь. Мы рановато об этом говорим, но возможно, ты вспомнишь об этом тексте в свои 88 лет, когда вся твоя родня переселится на Марс, а ты до сих пор будешь есть продукцию компании «Роллтон» в своей старой советской хрущевке.
Вечные вопросы, на которые нет ответов
Бойся тех вопросов, на которые одновременно пытаются дать ответ и религия, и наука. Если уж эти две силы вступают в неуступчивый спор — значит, они не могут доказать свою позицию. А нам потом мучиться и искать ответы на эти сложные вопросы. Может быть, когда-нибудь мы получим на них ответы, но точно не сегодня.
Что есть добро, а что есть зло?
Добро — это ангелочки в белом, а зло — сатана в черном. Добро — это пионеры, переводящие старушек через дорогу, а зло — дети, которые в овраге лошадь доедают. Cталин, расстрелявший триллион человек, — зло, а Царь-Батюшка — очевидное добро. Так ли всё на самом деле? Тут смотря с какой стороны посмотреть и от чего отталкиваться. Общественные нормы и религия кое-как определили хорошее и плохое, но некоторые их решения порой противоречат здравому смыслу. Все нормы и законы, в которых мы живем, установлены людьми, причем не всегда большинством. А раз уж тут замешаны люди, значит, решение по определению субъективное. Убийство за оскорбление своей религии в некоторых культурах считается добром, тогда как в цивилизованном мире за шутку, в которой упоминалось Священное писание, никому и в голову не придет отрезать человеку голову, потому как нельзя убивать.
Или другой пример: ты подсказал людям сомнительной наружности с сильно заляпанными грязью номерами машины, где находится дом под номером 8. Вроде бы сделал доброе дело — помог разобраться, но потом узнал, что человека в этом доме застрелили. А ты просто-напросто навел убийц на жертву.
Или, допустим, помог незнакомой девушке спустить коляску. Она бы и сама могла, но благодаря тебе всё произошло проще и быстрее. Добро? Безусловно. Но если бы она промедлила, ее бы не сбил на переходе пьяный водитель. Это зло. Но ты же не знал эту девушку, не знал, что у нее явные проблемы с психикой, что она пырнула ножницами свою мать, что у нее маниакальные наклонности, которые передались ее сыну, и через 25 лет эта невинная лялька, чьи врожденные недостатки были усугублены влиянием сумасшедшей мамаши, превратится в серийного убийцу-насильника, возможно, самого жестокого в истории. Вот и думай над всем этим: хорошо это или плохо. Всё очень неоднозначно. Твоя помощь одним может нанести ущерб другим. То, что в одной ситуации кажется добром, в другой оборачивается злом. И наоборот. Поэтому о добре и зле можно говорить лишь в узконаправленном, достаточно условном смысле — например, давать оценки в пределах одной социальной формации. И во многом поэтому отпадает возможность ответить на вопрос, какая мораль все-таки является истинно правильной.
Насколько реален наш мир?
В детстве, особенно в плохие моменты, которые нынче кажутся совершенно безобидными, очень хотелось, чтобы всё, что с нами происходит, оказалось сном. То есть тебе снится твоя жизнь, и это своеобразная репетиция, которая позволит тебе выучиться на ошибках. И вот, прошло уже очень много лет, проблемы стали весомее, думы более приземленными, а мы все думаем: не сон ли это? И вообще, всё вокруг — это не иллюзия? Что, если реальность — это всего лишь симуляция, созданная более продвинутым разумом, и окажется, что фильм «Матрица» был близок к истине как никогда.
Если нас создал и контролирует кто-то другой (например, легендарные жидорептилоиды, играющиеся нами так же, как и мы играем в Sims), то мы можем понятия не иметь о нашей истинной сущности. А нами просто управляют забавы ради и относятся к нам не серьезнее, чем мы сами относимся к нарисованным чувакам. Может, оттого в мире происходит столько идиотского?
Но для нашего удобства и безопасности лучше считать условно, что наша Вселенная реальна. Просто потому что иначе можно сойти с ума. А если мы даже докопаемся до истины, то нас сотрут в порошок. Потому как круг лиц, которым дозволено знать правду, не может стать шире.
А есть ли Бог?
Тема существования Бога уже который год побеждает в номинации «Лучшая тема для разжигания срачей». И вместе с тем это очень важный вопрос, не потому ли мы всегда на первом свидании задаем вопрос: «А как же Бог?». Верующие с пеной у рта утверждают, что Бог, как разумная сверхсила, следит за нами, своими творениями. Атеисты не менее яростно утверждают обратное, и что «тупые веруны» просто слишком слабы, чтобы отвечать за свои поступки.
Верующие ставят им в укор излишний цинизм, а те, в свою очередь, приводят в пример, какой ущерб религия нанесла человечеству. Но та же церковь сформировала культуру.
Казалось бы, изучение космоса должно расставить все на свои места: мол, чего же слуги господни сразу не сказали, что Земля круглая. Да и Вселенная оказалась слишком большой — чтобы всё запустить, потребовалась бы бригада богов. А Анатолий Вассерман даже нашел сложное, не поддающееся средним умам доказательство невозможности существования Бога, заявив в конце, что может существовать либо Бог, либо природа. Но если Анатолий Александрович резонно заявляет, что ощущает природу и не ощущает Бога, найдутся люди с другим мировоззрением, которые будут доказывать, что всё сущее и есть Бог.
Самое интересное, что даже если учесть, что устройство Вселенной — это результат взаимодействия друг с другом автономно протекающих природных процессов, то это не исключает существование Великого замысла, который запустил все процессы. Если уж Вселенная возникла из ничего — то почему, может, кто-то ей помог? Легко приписать всё Богу, но пока что не удалось доказать научно его тотальное отсутствие. Поэтому многие не сомневаются в существовании божественных сил, природа которых недоступна нашему опыту. Слишком уж человек непостижим. Не зря Алан Рикмен в фильме «Догма» предупреждал, что встреча с Богом может здорово повлиять на психику.
Можно привести массу доказательств того, что нами действительно кто-то или что-то управляет. Можно привести еще больше, в том числе научных, доказательств обратного. Но реально познать Бога мы не можем.
Есть ли жизнь после смерти?
Нет ничего более вечного, чем обмотанный изолентой предмет. Всё остальное, увы, скоротечно, всему наступает конец. А вот что нас ждет после этого самого конца — хороший вопрос. То ли закончим ли мы свою жизнь, перебирая струны арфы на пушистом облачке или вечно разгружая уголь в шахтах ада, то ли просто сгнием без остатка, и не будет нам второго шанса, то ли проживем одну из 9 жизней. Во всяком случае, с того света никто, кроме Джона Константина, не возвращался, но, к сожалению, он персонаж комиксов. Так что нам не у кого узнать, что ждет человека там, за гранью физического бытия. И мы не можем со стопроцентной уверенностью ни утверждать, что загробная жизнь существует, ни отрицать ее существования. Поэтому решай, на чьей ты стороне — верующих или материалистов, убежденных, что «по ту сторону» ничего нет, и с угасанием сознания после кончины мир для человека исчезает, как и он сам. Всё равно правды не узнаешь. Хотя, в метафизике, кажется, есть теория. Всего лишь теория, но когда наука касается таких вопросов, всегда есть слепая вера в истинность теории. Теория эта связана с понятием повторяющихся циклов. Ханс Моравек считал, что мы всегда будем наблюдать эту Вселенную, оставаясь существующими в той или иной форме: травинкой, перегноем, человеком или песней Михаила Шуфутинского. Проверить эту весьма спорную идею, разумеется, не представляется возможным.
Почему мир устроен именно так?
Многие вещи воспринимаются нами как что-то само собой разумеющееся, но если задуматься, то как и почему получилось именно так? Почему, в конце-концов, мы существуем, для чего? Для поддержания баланса в природе? Но если у нас есть разум, не должны ли мы сделать что-то большее?
И очень хотелось бы знать, почему в мире есть животные, растения, разные неодушевленные вещи? И почему все они устроены определенным образом и подчиняются определенным законам?
Зачем нужны цифры? Они существуют в природе или это абстрактное обозначение математических отношений?
Что такое время, в конце концов?
И почему цепочки закономерностей приводят нас к таким вот вопросам, почему?!
До сих пор в ответ на эти вопросы мы слышим потуги мысли, которые называют красивым словом «теория».
Онтологические прогулки
«Вечные» проблемы современной цивилизации
Проблемы современной цивилизации столь же современны, сколь и «вечны», потому что это проблемы двойственного, материально-духовного, существования человека. Уже Кант высказал тревогу по поводу того, что развитие внутренней культуры отстает от развития «внешней культуры», т.е. цивилизации. Эта «рассинхронизация» между цивилизацией и культурой, собственно, и является причиной тех проблем, с которыми сталкивается человечество на протяжении всей своей истории. Познавательная способность человека всё время как бы опережает познание того, что такое добро и что такое зло. Человек постоянно совершает такие поступки, которые не совместимы, условно говоря, с кантовским нравственным категорическим императивом. Другими словами, цель и средства поведения реальных людей, увы, никак не могут стать принципами всеобщего законодательства.
Этим обусловлен первый круг проблем человеческой цивилизации. Символически они были обозначены уже в мифологии. Недаром первый европейский философ истории Августин Блаженный (V в. н.э.) начинает человеческую историю с библейского мифа о грехопадении Адама и Евы, вкусивших запретный плод с древа познания добра и зла. Иначе говоря, проблемы человечества проистекают прежде всего от того, что человек – это, во-первых, существо, наделенное разумом; во-вторых, обречен судить о мире и о себе через призму категорий нравственности (добра и зла). Это то, что его возвышает над всем тварным миром (миром сотворенным Богом), но одновременно порождает проблемы, начиная с того, что человек — это, по-видимому, единственное существо на нашей планете, которое осознает смертность своего существования, и это осознание делает человека, может быть, самым несчастным существом на Земле.
Второй круг проблем можно символически обозначить именем героя древнегреческой мифологии Прометея. Напомню, что Прометей — это представитель древнего поколения хтонических (букв. земляных) богов, которых было принято называть титанами. Именно Прометей и его брат-близнец Эпитемей, создавали на земле все живые существа, животных, а затем и человека. Прометей научил людей различным ремеслам, шить одежду, строить жилище, изготавливать орудия труда, охотиться. Кроме того, Прометей принес людям огонь, который он украл у Зевса. Конечно, такой поступок Прометея вызвал страшный гнев верховного правителя, поэтому он приказал своему сыну, богу кузнечного дела и огня Гефесту, приковать Прометея к горам Кавказа. Мало того, что Прометей был прикован, к нему еще прилетал орел — потомок древних чудовищ, который клевал Прометею печень. Он делал это днем, и только ночью, когда улетал орел, печень Прометея восстанавливалась. Но наступал новый день и мучения Прометея продолжались снова. Продолжались они до тех пор, пока Прометея не освободил другой мифологический герой по имени Геракл. По дороге в сад Гесперид, где росли яблоки вечной молодости, он как раз и освобождает Прометея.
Что собой символизирует этот миф о Прометее прикованном и Прометее освобожденном? По сути дела, это аллегория взаимоотношений человеческого рода и природы. Природа, с одной стороны, порождает человека, научает его различным умениям, а с другой стороны, она очень страдает от его деятельности. Эти проблемы, которые не сегодня возникли, но особенно обострились за последние столетие. Условно их можно было бы назвать экологическими проблемами, хотя это, конечно, проблемы более широкого масштаба — проблемы взаимоотношения человеческого рода и природы.
К этой группе проблем относится и проблема народонаселения. Рост численности человечества по экспоненте, в результате чего вид homo sapiens стал едва ли не рекордсменом среди других популяций млекопитающих на планете, породил проблему исчерпаемости ресурсов на планете и распределения жизненного пространства, когда в одних частях планеты — огромная концентрация людей (особенно в мегаполисах), а с другой стороны, огромные территории, которые мало пригодны для жизни, поскольку у человечества не хватает ни возможностей, ни воли освоить их для нормальной жизни. Есть еще проблема, которая также связана с природой, но уже индивидуально-телесной природой человека. Это проблема болезней, когда старые болезни всё более «молодеют» и дополняются новыми, ранее не известными.
Наконец, четвертый круг проблем человеческой цивилизации. Символически его можно обозначить именем персонажа еврейской мифологии – проблема Голема. Само слово «Голем» индоевропейского происхождения, состоящее из двух корней – глина и огонь. Голем был изготовлен по типу гончарного изделия людьми и оживлен магами, после чего он начал жить собственной жизнью. Более того, Голем начал возбуждать массы и, по сути дела, привел их в состояние массового безумия в желании достичь своих целей. Однако масса не способна сама чего-либо достичь, поэтому она подчиняется диктату искусственного человека Голема.
Обозначенная уже в глубокой древности, эта проблема создания человеком своего подобия и последующего подчинения ему, со всей очевидностью обозначилась уже в наше время. Речь идет о замене человека как человека, создании такого искусственного интеллекта, в системе которого человек существует лишь в качестве какого-то элемента. Уже в XX веке стали опасаться, что человек создаст роботов, и они восстанут против человечества, но до этого дело не дошло. Однако сегодня возникла другая проблема – угроза превращения человека в часть машины. В практической плоскости с этим человечество раньше никогда не сталкивалось. По сути дела, речь идет о трансформации и даже исчезновении человека как биологического вида homo sapiens.
Таковы, на мой взгляд, главные проблемы современной цивилизации. Как они могут быть решены? Логично предположить, что как они порождены, так они могут быть и решены. Если основные проблемы и человеческого рода, и современной цивилизации, – это следствие противоречия между материальной и духовной природой человека, между внутренней культурой и культурой внешней (цивилизацией), между познавательными способностями и нравственностью, то и способ их решения у человечества может быть только один – развитие внутренней культуры, в том числе и в первую очередь нравственности человека. Конечно, святым человек никогда не может стать, но, как писал Кант, в его силах быть порядочным.
Тезису о роли культуры и нравственности всегда противостоит другой тезис – тот, кто агрессивнее и сильнее, тот и побеждает: «кто (по)смел – тот и съел». Но следует помнить, что в масштабах человечества агрессия, во-первых, только исчерпывает имеющиеся ресурсы и уничтожает то, что уже создано, ничего не создавая; во-вторых, как бумеранг, обязательно возвращается агрессору такими проблемами, которых он и представить не мог. Выигрывая в частном (здесь и сейчас), человечество всегда теряет в целом (повсюду и навсегда). В лучшем случае получает какую-то отсрочку всеобщей гибели. Поэтому, – как бы банально, утопично и очень пафосно это ни звучало, – дальнейшее развитие культуры и нравственности человека есть и всегда будет самым главным способом решения «вечных» проблем современной цивилизации. Об этом знают почти все политики, понимают некоторые, а принципом своей политики, увы, делают единицы.