В рассечённом на золото и лазурь щите лазоревая лилия в золоте и золотая в лазури
Период
глёттская, кирхбергская, бабенхаузенская
После банкротства в начале XVII века Фуггеры переродились из предпринимателей в крупных землевладельцев Швабии. Бабенхаузенская и глёттская ветви Фуггеров были удостоены княжеского титула (в 1803 и 1913 гг., соответственно). При роспуске Священной Римской империи все Фуггеры были медиатизованы.
Содержание
История
Фуггеры вышли из среды деревенских ткачей. Родоначальник фамилии Ганс Фуггер в 1367 году переселился в Аугсбург и записался в цех ткачей. Затем, наряду с ремеслом, стал торговать тканями и пряжей. Следующие поколения Фуггеров занимались преимущественно торговлей тканями и снабжали ткачей Аугсбурга сырьём из Венеции.
Наибольшего размаха деятельность Фуггеров достигла при Якобе Богатом (1459—1525). Он не боялся рисковать, и начиная с 1488 года постепенно прибрал к рукам всю добычу серебра и меди в Тироле, а также в Венгрии. Конторы Фуггеров открылись в Антверпене и Риме. Большие доходы приносили откупы с испанских рыцарских орденов, которые занимались колонизацией Нового света, а также добыча ртути и киновари в Альмадене. Фуггеры выступали и как ростовщики: с 1488 года они предоставляли крупные денежные кредиты Габсбургам, снабжали деньгами папу римского.
Преемник Якова во главе семейного дела, Антон Фуггер (1493-1560), вёл дела гораздо более осторожно. Получив за оказанные императору услуги дворянство, он искусно маневрировал между католической и протестантской партиями в хитросплетениях немецкой политики времён Реформации. Благоприятные условия в XVI веке на мировом рынке серебра и меди принесли Фуггерам колоссальные доходы (с 1511 по 1546 года их капитал увеличился с 200 тыс. до 7 млн гульденов). Начиная с 20-х годов Фуггеры приобретали паи горных предприятий Тироля, также покупали и строили новые плавильни.
Во II-й половине XVI века Фуггеры поплатились за свою преданность Габсбургам восемью миллионами гульденов — цифрой, по тому времени, колоссальной. Испанская колониальная империя несколько раз объявляла о банкротстве; каждый новый дефолт приносил Фуггерам грандиозные убытки. Их кредит быстро падает в 30-х и 40-х годах XVII в., и к середине столетия существованию фирмы наступает конец. Глубинной причиной разорения Фуггеров было развитие колониальной (треугольной) торговли, которую взяли в свои руки противники Габсбургов, англичане и голландцы, а также общий упадок горнорудного дела в Европе.
Значение
Согласно ЭСБЕ, заслуги Фуггеров на почве покровительства наукам и искусствам не могут идти в сравнение с деятельностью итальянских меценатов, однако среди немецких современников не было равных им и на этом поприще. Уже у Якоба Фуггера была большая библиотека. Капелла Фуггеров в аугсбургской церкви св. Анны — первый в Германии памятник архитектуры Возрождения.
Иероним Фуггер прославился собирательством произведений искусства и положил начало первой коллекции антиков в Германии. Гансу Якову Фуггеру принадлежат сочинения по истории Габсбургов и Фуггеров. Маркус Фуггер написал книгу о коневодстве.
Современные Фуггеры
Ещё в XVI веке, получив дворянство, Якоб Фуггер принялся скупать земли в Швабии, рассчитывая со временем приобрести место и голос в совете имперских князей. Его потомки продолжали оставаться весьма крупными землевладельцами на протяжении XVIII и XIX веков. Основные земли Фуггеров лежали в Швабии к югу от Дуная.
У Антона Фуггера был старший брат, от которого произошла линия графов Фуггер-Кирхберг-Вайсенхорн; её последний представитель умер в 1985 году. От самого Антона происходят глёттская и бабенхаузенская линии рода. Последний из глёттских Фуггеров, женатый на принцессе дома Гогенцоллернов, умер в Баварии в 1981 году. Глава рода Фуггер-Бабенхаузен в 1970-е годы отказался от княжеского титула, заключив брак с неравнородной, по старинным понятиям, княжной Полиньяк и приняв её фамилию. Ныне во главе рода стоят его младшие братья, женатые на равных им по рождению княжнах из родов Эттинген и Лобковиц. Семья Фуггеров до наших дней занимается финансами. В Германии существует небольшой банк Фуггеров.
Протестантизм сыграл огромную роль в развитии капитализма. Но первые капиталисты Европы не были протестантами. Имперский проект Карла V пришёлся по душе многим католикам — пионерам первоначального накопления капитала. Империя открыла ранее недоступные для них европейские рынки и позволила обогащаться на грабеже заокеанских колоний. Карл V и его сын Филипп II получали огромные кредиты от банкиров Германии, Нидерландов и Северной Италии. Самым прославленным купеческим и банкирским домом того времени был южногерманский дом Фуггеров.
Первые Фуггеры были швабскими ткачами. Они обосновались в XIV столетии в немецком городе Аугсбурге. Основу их благосостояния заложило слияние капиталов нескольких семей этого клана. Такие семейные компании были отличительной особенностью Аугсбурга. Например, первый письменный договор о совместном ведении дел от 1494 г. звучал так: Ульрих, Георг и Якоб Фуггеры «дружески, по-братски и добровольно объединились друг с другом и договорились вести эту братскую торговлю и компанию». Наряду с ремеслом Фуггеры постепенно занялись и торговлей. Они торговали продукцией аугсбургских ткачей, при этом снабжая их сырьём из Венеции. Со временем интересы семьи вышли за рамки ткацкой индустрии. В XV в. им удалось завладеть всеми медными и серебряными рудниками в Тироле и даже проникнуть в горнодобывающую промышленность Венгрии.
Наибольшего расцвета дом Фуггеров достиг при Иоганнесе Якобе II Младшем, прозванном Богачом (1459—1525). Это был человек, одержимый жаждой обогащения. Так, после того как партнёр Якоба, банкир Вельзер, удалился на покой, Фуггер упрекнул его в малодушии. Вельзер в ответ посоветовал Фуггеру последовать его примеру: он, мол, достаточно нажил, и пора знать меру. Но Якоб заявил, что будет делать деньги, пока хватит сил. Правда, как добрый католик, банкир тратил часть своих средств на благотворительность. V городских стен Аугсбурга он приобрёл земельный участок, который застроил домами для бедняков, дав ему название Fuggerei. Там же была построена больница и церковь. Этот «социальный» квартал существует до сих пор. Его обитатели должны быть уроженцами Аугсбурга, добрыми католиками и бедняками. За аренду жилья они платят 1 евро в год, но обязаны три раза в день молиться за род Фуггеров.
Именно Якоб стал ссужать средства коронованным особам. Его основным клиентом был император Священной Римской империи Максимилиан Габсбург. В обмен на кредиты император пожаловал Якобу Фуггеру рудники Штирии и Северной Венгрии, а также монополию на добычу и продажу меди на территории империи. Дом Фуггеров стал крупнейшим банкирским домом Европы. По всей Германии и во многих других странах можно было найти его отделения, склады и мануфактуры.
В 1519 г. Якоб Фуггер профинансировал выборы 19-летнего внука своего должника и покровителя Максимилиана — Карла Габсбурга на трон императора. После избрания на престол Карл V даровал Фуггерам исключительные права на испанские золотые и серебряные рудники. Члены семьи стали главными финансистами внешней и военной политики империи. Благодаря Якобу Богачу фамильный капитал Фуггеров вырос с 200 тыс. рейнских гульденов в 1511 г. до 7 млн в 1546 г.
Якоб Фуггер стал самым богатым человеком Европы. Даже папы римские были его должниками. Он мог позволить себе широкие жесты. Встречаясь с сильными мира сего, он надевал золотую шапочку, символизировавшую его финансовое могущество. Принимая у себя императора Карла V, он топил его спальню корой коричного дерева, а для растопки использовал кредитное обязательство императора на 50 тыс. гульденов. Сам Карл прекрасно осознавал свою зависимость от капиталов клана Фуггеров. Когда Якоб Фуггер умирал, император приказал поставить в окрестностях его дома солдат, дабы никто не нарушил покой отходившего в мир иной банкира.
Племянник и наследник Якоба Антон Фуггер (1493— 1560) продолжил финансировать и Карла V, и Филиппа II. Но процветание торгового дома оказалось не вечным. Следовавшие одно за другим банкротства испанской короны — главного должника компании подкосили благосостояние Фуггеров. В 1607 г. знаменитый торгово-финансовый дом объявил о своём банкротстве. Это не значило, что Фуггеры впали в нищету. К тому времени они уже располагали крупными земельными владениями по всей Германии. Перестав быть банкирами, они сделались феодалами, основоположниками родов Фуггер-Адельсхафенов, Фуггер-Бабенхаузенов и др.
После первых успехов Фуггер вом Рех прекратили свою хозяйственную деятельность из-за кризиса конца XV века. Сильным ударом для них стал отказ Максимилиана I Габсбурга возвращать заем. После банкротства вом Рехи были вынуждены работать на своих более удачливых родственников из младшей ветви.
Видным представителем семьи был Якоб “Богач” Фуггер фон дер Лили. За несколько десятилетий, он превратил преуспевающий семейный бизнес в международный конгломерат, в интересы которого входило горно-металлургическое дело, банковское дело, строительство.
Фуггерай был построен в рамках брачного договора Раймунда Фуггера и Каталины Турзо в 1516 году и находится с тех пор под опекой магической ветви рода.
Фуггеры в начале XVI века выступали банкирами Габсбурской династии и за оказанные услуги, им было пожаловано дворянство. Но за верную службу Габсбургам они терпели грандиозными убытками каждый раз, когда Испанская колониальная империя объявляла о своем банкротстве.
В двадцатом веке интересы семьи сконцентрировались в сфере финансов: симплексная ветвь руководит небольшим банком, интерес магической ветки сконцентрированы на инвестиционном фонде, который сотрудничает с магическими предприятиями. Фуггеры в силу специфики банковской системы волшебного мира тесно сотрудничают с банком Ротшильдов и Гринготс.
Во время войны с Гриндевальдом, Фуггеры демонстративно поддерживали нейтралитет, но ходили упорные слухи, что Фуггеры спонсировали Гриндевальда и идею Общего Блага.
САМЫЙ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ или империя Фуггеров
Видимо, дела в деревне у него явно шли неплохо, деньги водились, и в город пригнала его не нужда, как иных бездельников, а желание расширить дело.
Ульрих оказывает финансовые услуги Фридриху II, и император жалует Фуггеров гербом с изображением лилий.
Разумеется, поручения от братьев поступают регулярно, и Якоб рано демонстрирует не только прилежание ученика, но и талант коммерсанта.
Его очень заинтересовывает устройство банков, он не только обучается итальянской бухгалтерии, но начинает разбираться, что такое ссуда, что есть гарантии её возврата, что такое обеспечение кредита и залог.
Просто найдите минуту и вглядитесь в это лицо: Дюрер, беспощадный рисовальщик, точно и метко передавал в своих портретах харакер своих персонажей.
В Тироле Якоб сводит знакомство с домом Габсбургов (с которым многое будет связывать Фуггеров в дальнейшем), предоставив несколько небольших кредитов эрцгерцогу Сигизмунду.
Венеции не до него, он даже умудряется захватить один из городков, ей принадлежащих, и это огорчает дожа.
Сигизмунд отлично понимает, что, если станет упрямиться, то потеряет всё герцогство, но таких денег у него нет. Венеция давит, угрожая вторжением, и увеличивает сумму репараций до 150 тысяч.
Фуггерхёузер, дом и контора Фуггеров в Аугсбурге сегодня
Для торговли нужны дороги, и Фуггеры много вкладывают в дороги в узком смысле, например, отстраивая существующий и сейчас путь через перевал Яблунков, одно из самых сложных инженерных сооружений тех лет.
Но нужны и дороги в широком смысле, и Фуггеры вкладывают деньги в развитие портов и покупку судов.
Фуггер принимает у себя императора Карла и сжигает векселя в его присутствии, демонстрируя полное доверие и уважение к монаршей особе: это не исторический факт, но отличная характеристика того, как Фуггеры располагали к себе влиятельных лиц.
По легенде, Фуггер отапливал покои, которые он предоставил императору, корой коричного дерева (фантастические деньги вылетали в печку), а растапливал их кредитными обязательствами Карла на сумму 50 тысяч флоринов, суммой, сопоставимой со всем состоянием таких богачей, как, например, дом Медичи
Да, сам Магеллан гибнет, возвращается только 18 моряков из 280, но привезенное ими добро приносит Фуггерам 300%-ю прибыль.
В 1490 году Сигизмунда отправляют в отставку, вменяя ему «неумелое управление» Тиролем, а само герцогство переходит под прямое управление со-регента и будущего императора Священной Римской империи Максимилиана I.
Фуггер делает ставку на Габсбургов, полагая, что они будут определять политику не только немецкоговорящего мира, но и всей Европы, и (во всяком случае, при его жизни) ставка на них оправдана.
Добыча руды в средние века.
Последовательно скупая, в счет долговых обязательств, шахту за шахтой в Европе, Фуггеры обеспечили себе практически монополию на добычу и переработку металлов, тем самым защитив свои инвестиции
Семь курфюрстов Священной Римской Империи, выбирающих императора.
В 1519 году император Максимилиан умирает, и предстоят выборы нового императора.
Процедура выборов была ясна, как день: кто предложит избирателям (среди которых короли, герцоги, графы курфюрсты и архиепископы всех территорий Священной Римской империи) больше денег, тот и станет повелителем.
И, конечно, венценосец никогда не забывал, кому именно он обязан своим могуществом.
Законы об ограничениях, конечно же, торпедированы благодарным императором и к рассмотрению подобных уложений Европа не вернется еще очень долго.
Якоб умирает 30 декабря 1525 года, его наследники подводят баланс и выясняют, что его состояние на момент его смерти равняется 2 132 261 гульденам.
Говорят, что именно Якоб Фуггер является самым богатым человеком за всю историю человечества.
Принято считать, что весь тогдашний мир, с его азиатскими специями, американским золотом и испанскими галеонами, его перевозившими, фламандскими ткачами и английской шерстью, стоил около 100 млн. флоринов, а значит, Якобу Фуггеру принадлежало немногим больше 2% всех богатств планеты.
Бюро (офис) Фуггеров, Аугсбург
Чтобы понять размах дела дома Фуггеров, можно, например, сравнить размеры их капиталов с капиталами торгового дома Медичи (наверное, не нуждающегося в представлениях), который никогда не превышал 58 тысяч флоринов (флорин в те годы примерно равен гульдену).
Антон Фуггер оказался вполне достойным продолжателем дела своего дяди.
Всего через шесть лет после смерти дяди он удваивает его капитал, и в дальнейшем благосостояние Фуггеров растет.
Антон Фуггер стал «окэшиваться», но довести дело до конца не успел, умерев в 1560 году.
Его племянники и сыновья отказывались заниматься семейным бизнесом категорически, у них были свои дела и заботы.
Споры за наследство, равного которому не существовало в мире, приняли странный оборот: наследники, как могли, наперебой отбивались от предложений возглавить семейный бизнес.
В 1575 году умирает и он.
Потенциальные наследники разбегались и упирались, как могли, и, опять же, по принуждению, семейный бизнес возглавил сын Антона, Маркус. Знаток древних языков и автор до сих пор актуальных книг о коневодстве решительно взялся за удила.
Маркус отчасти продолжил ту политику, которую проводил Антон в конце жизни: он продавал семейные бизнесы, раздавая деньги родственникам-«акционерам» и скупал земли, владение которыми и обеспечило в дальнейшем потомкам рода «денежную подушку» (землевладельцем стал еще Якоб, иногда принимавший земли в качестве залога от Габсбургов).
После его кончины дело продолжил (снова по принуждению) его сын, Кристофер.
Империя Фуггеров не рухнула, она медленно и тихо растворилась.
К конце концов, люди всегда решают больше, чем деньги или обстоятельства.
В отличие от Рокфеллеров или Ротшильдов, его имя практически незнакомо широким народным массам. Хотя это был исключительный человек своего времени. Первый документально подтверждённый миллионер, он общался с королями и римскими папами, хотя был внуком простого немецкого крестьянина. Именно Якоб Фуггер уговорил Папу Римского Льва X узаконить коммерческое кредитование для христиан, сняв многовековые запреты, основанные на тексте Библии. Один из механизмов заработка Фуггера дал Мартину Лютеру повод написать 95 тезисов и начать Реформацию. Самого Фуггера Лютер предлагал обанкротить, поскольку тот боролся с растущим протестантизмом изо всех сил.
И это ещё не всё. Фуггер создал торгово-банкирский дом, первым начавший вести дела по всей Европе. Бизнес Фуггера был диверсифицирован, что помогало извлекать прибыль где только можно. «Я хочу наживаться, пока могу», — якобы сказал однажды Фуггер задолго до Гордона Гекко с его «Жадность — это хорошо» (фильм «Уолл-стрит», 1987). Недаром прозвищем Фуггера было Богатый.
Исключительно благодаря поддержке, прежде всего финансовой, оказанной Фуггером, Карл V стал императором Священной Римской империи германской нации. Из выделенных Карлу V немецкими банкирами в 1519 году 850 000 золотых флоринов на долю Фуггера приходится 543 000 флоринов.
Впоследствии Карл V неоднократно пользовался кредитом у Фуггера, а вот платил долги нерегулярно. Есть история про то, как при посещении его дома Карлом V Фуггер сжёг вексель императора на 50 000 талеров. Красивый жест, если не знать, что Якоб несколько лет безуспешно добивался оплаты векселя, в частности посылая обладателю 81 владетельного титула письма с требованиями, за которые кого другого давно бы казнили.
Но в зале славы немецкого народа Вальхалла бюст Фуггера (единственного банкира и купца), как и монумент в его честь в родном Аугсбурге, помещены из-за широкой благотворительной программы, которую осуществлял немецкий магнат. В частности, он первым в Европе (а то и в мире) построил за собственные деньги целый квартал хорошего жилья для городской бедноты. Квартал был назван Фуггерай и существует до сих пор.
Родился Якоб Фуггер 6 марта 1459 года в семье простого торговца тканями. Юношей Якоб обучался премудростям торговли и финансов в Венеции, где освоил в том числе двойную запись (дебет и кредит). Позже он стал первым использовать этот способ учёта по эту сторону Альп. Именно Якоб Фуггер предложил семье схему кредитования эрцгерцога Сигизмунда Тирольского суммой в 150 000 флоринов. Вместо возврата денег Якоб предложил дать семье монополию на дешёвую скупку всего серебра, добытого в швацких копях. Это стало своего рода ноу-хау Фуггера: сложная, нелинейная финансовая схема с участием зачастую нескольких контрагентов при довольно высоких, но прогнозируемых рисках.
Поспешал он не спеша, постепенно прибирая к рукам один бизнес за другим, невзирая на границы и даже боевые действия. Например, считается, что именно Фуггер финансировал путешествие Фернана Магеллана. А в 1505 году Якоб вместе с итальянскими купцами предпринял торговую экспедицию в Индию. Кроме владетельных особ, Фуггер кредитовал католическую церковь. Кроме того, чеканил папские монеты и финансировал первый полк швейцарской гвардии в Ватикане. В Испании он получил в откуп доходы трёх монашеско-рыцарских орденов. Получаемые от финансовых операций деньги он вкладывал в горное дело, торговые операции, открытие филиалов по всей Европе. Причём он контролировал, как идут дела в филиалах, и внедрял определённые корпоративные стандарты менеджмента и финансов. На него работали тысячи людей по всей Европе, а Фуггер приращивал капитал.
Фактически Якоб Фуггер — первый настоящий капиталист в истории, а не просто средневековый богатый горожанин.