Что такое великая панихида
О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи. Поминовение усопших
Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).
Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.
Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14—15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).
На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.
Для поминовения НОВОПРЕСТАВЛЕННЫХ Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти, находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога (Быт. 7, 12; Лев. 12 гл.; Чис. 14, 31—34; ср. Мф. 4, 2).
Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших следующие дни:
третий — в воспоминание воскресшего в третий день Спасителя, Который Своим Воскресением завершил победу над грехом и его следствием — смертью, избавил человеческий род от «адова мучительства», открыл двери бессмертия и небесной жизни, Своим Воскресением освятил будущее всеобщее воскресение;
девятый — по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским;
двадцатый день как половина сорокадневного моления об умерших;
сороковой — по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжение сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Потому и христиане молятся, чтобы усопший, воскреснув со Христом, был восхищен на облацех небесных, предстал праведному Судии и всегда был с Господом (1 Сол. 4, 17).
Поминовением в сороковой день Святая Церковь хочет внушить, что как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший возносимыми о нем сорокадневными молитвами Церкви утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.
Наконец, поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, с той целью, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет самое тело его.
Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней.
В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.
На первой седмице Четыредесятницы, на Страстной и Пасхальной седмицах (а также в седмичные дни Четыредесятницы) панихиды в храме не совершаются. Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста. Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который день он выпадает, совершается панихида в храме. «Сорокоуст» не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.
Чин обычной панихиды следующий:
После тропарей на панихиде (а на парастасе — после Непорочных) поются тропари по Непорочных: «Святых лик обрете источник жизни» с припевом: «Благословен еси, Господи».
Канон разделяется и заканчивается малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песни). После 3-й песни поется седален, а после 6-й — кондак: «Со святыми упокой» и икос: «Сам един еси Безсмертный».
После канона панихида (также и парастас) заканчивается литией: читается Трисвятое по Отче наш, поются тропари: «Со духи праведных скончавшихся» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже», после которой бывает отпуст с крестом и кадилом, и поется «Вечная память».
Малое каждение (тетрапода и людей) на панихиде бывает при пении тропарей по непорочных «Благословен еси, Господи», кондака «Со святыми упокой» и в конце на пении «Вечная память».
Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь, на том же основании, творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные Уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — Вселенскими родительскими субботами. В круге богослужебного года такими днями общего поминовения являются: субботы мясопустная и Троицкая и субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.
Во Святую Четыредесятницу — дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним, Церковь утверждает верующих в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, обязуя совершать в означенные дни молитвенные благотворные поминовения по отшедшим от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения еще и по той причине, что в седмичные дни Четыредесятницы не совершаются обычные ежедневные поминовения (заупокойные ектении, литии и панихиды и поминовения новопреставленных в третий, 9-й и 20-й дни по смерти и сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Но чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни Четыредесятницы, выделены субботы в указанные седмицы.
Во все вышеуказанные родительские субботы служба совершается по особому уставу и помещена в Триодях Постной и Цветной.
Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной Церковью с древних времен, в Русской Церкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно: а) Радоница, б) 29 августа — Усекновение главы Иоанна Предтечи и в) Димитриевская суббота.
Радоница — это день общего поминовения умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой Недели (воскресения). В Типиконе на этот день не указано особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Церкви. После рядового вечернего богослужения (или после литургии) служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяется прокимен, Апостол и Евангелие заупокойные. По принятому обычаю на Радоницу панихиды служатся на кладбище у могил.
Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе над смертью, соединяемое с Фоминым воскресением, с другой, — разрешение Церковным Уставом совершать обычное ежедневное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).
29 августа — праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Всю службу следует совершать по Октоиху и Минее, руководствуясь 13-й главой Типикона — «Аще прилучится и изволит настоятель в субботу пети аллилуиа». (На утрене вместо «Бог Господь» — «Аллилуиа» и тропари «Апостоли, мученицы», — они же и на вечерне. После 16-й кафизмы — Непорочны и проч., — как в мясопустную субботу. Каноны: Минеи, храму и 1-й Октоиха. По 6-й песни — заупокойные ектения, кондак и икос. Далее обычное окончание вседневной утрени. На литургии: прокимен, Апостол, Евангелие и причастен дню и за упокой.)
В случае совпадения Димитриевской субботы с бденным или полиелейным праздником поминовение переносится на другую ближайшую субботу, где нет такого праздника.
Начало парастаса такое же, как обычной панихиды (которая есть сокращенный парастас).
После Аллилуиа и тропарей «Глубиною мудрости» поются непорочны.
Непорочны разделяются на 2 статии.
Первая статия : «Блажени непорочнии в путь».
Припев: «Помяни, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
После первой статии — малая заупокойная ектения и возглас: «Боже духов…».
Вторая статия : «Твой есмь аз, спаси мя».
Припев: «Упокой, Господи, душу раба Твоего» (или «душу рабы Твоея», или «души раб Твоих»).
Сразу после этого поются тропари по непорочных:
«Благословен еси, Господи…
Святых лик обрете источник жизни…».
После тропарей и малой заупокойной ектении поется покоин седален: «Покой, Спасе наш», читается 50-й псалом и поется канон «Воду прошед» — егоже краестрочие: «Умирающим верным осмое плету пение» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Припевы к канону: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» и «Покой, Господи, души усопших раб Твоих».
По 3-й песни катавасия — ирмос: «Небеснаго круга», и седален: «Воистину суета всяческая».
По 6-й песни катавасия ирмос: «Очисти мя, Спасе».
После малой заупокойной ектении — кондак и икос: «Со святыми упокой» и «Сам един еси Безсмертный».
По 8-й песни священник творит возглас: «Богородицу и Матерь Света…».
Хор : «Дуси и души праведных…» и ирмос: «Устрашися всяк слух».
После канона читается Трисвятое по Отче наш и поются тропари литии: «Со духи праведных скончавшихся душу (или души) раба Твоего (раб Твоих), Спасе, упокой…» и проч.
Далее последование подобно, как в обычной панихиде.
Диакон : Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш:
Священник и диакон : Христос воскресе: (трижды).
Хор : Христос воскресе: (трижды).
Священник: 1-й стих. Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. (Совершается полное каждение храма; если же на кладбище, — то ближайших могил.)
Хор: Христос воскресе: (1 раз).
Священник : 2-й стих. Яко исчезает дым, да исчезнут.
Хор: Христос воскресе: (1 раз).
Священник : 3-й стих. Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Священник: 4-й стих. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор : Христос воскресе: (1 раз).
Хор: И сущим во гробех живот даровав.
Диакон: Миром Господу помолимся (и прочие прошения, см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй.
Хор (после возгласа): ирмосы пасхального канона. Ирмос 1-й песни: Воскресения день…
Священник и диакон (припев): Христос воскресе из мертвых.
Хор (повторяет припев): Христос воскресе из мертвых.
Священник и диакон : Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.
Хор (повторяет припев): Упокой, Господи:
Священник и диакон : Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Хор : И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Хор : ирмос 3-й песни. Приидите, пиво пием новое:
Священник и диакон повторяют те же припевы, что и после 1-го ирмоса.
Хор : ирмос 4-й песни. На божественней стражи:
Священник и диакон : припевы (см. выше).
Хор : ирмос 5-й песни. Утренюем утренюю глубоку:
Священник и диакон : припевы.
Хор : ирмос 6-й песни. Снизшел еси в преисподняя земли:
Диакон — малая заупокойная ектения (см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй.
Хор (после возгласа): Со святыми упокой: и кондак Пасхи, гл. 8: Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне:
Хор : ирмос 7-й песни. Отроки от пещи избавивый:
Священник и диакон: припевы.
Хор : ирмос 8-й песни. Сей нареченный и святый день:
Священник и диакон : припевы.
Хор : ирмос 9-й песни. Светися, светися, новый Иерусалиме.
Диакон : Паки и паки (заупокойная малая ектения).
Хор : Господи, помилуй (см. выше).
Хор (ексапостиларий): Плотию уснув, яко мертв:
Также стихиры Пасхи со стихами.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася:
Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения, жены благовестницы:
Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.
Слава и ныне : Воскресения день:
Со духи праведных скончавшихся:
В покоищи Твоем, Господи:
Диакон : Помилуй нас, Боже: и прочее последование (см. обычную панихиду).
Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.
Диакон (после возгласа): Премудрость.
Хор : Христос воскресе (трижды).
Священник, осеняя верующих крестом, говорит: Христос воскресе (трижды).
Священник, — если на кладбище, то после осенения крестом предстоящих осеняет еще трижды могилы, говоря: Христос воскресе (трижды).
Диакон : Во блаженном успении вечный покой (см. обычную панихиду).
Хор : Вечная память (трижды), и поют тропарь Пасхи трижды, после чего:
И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному воскресению.
Священник при окончании панихиды дает верующим крест для лобзания.
Примечание о совершении панихиды в Радоницу на кладбище (на могилах).
Перед началом общей панихиды совершается крестный ход вокруг кладбища (внутри ограды) с пением пасхального канона и стихир Пасхи (священник с кадилом, крестом и трисвечником в руках). — Припевы на каноне поют священнослужители, и хор повторяет.
После этого совершается общая панихида на приготовленном месте по написанному выше уставу.
У приготовленного места, придя с крестным ходом, священник и диакон становятся лицом к востоку (если на могиле, то лицом ко кресту). Впереди них крест, с боков креста — хоругви.
Пред началом панихиды уместно сказать проповедь.
На панихиде при пении «Вечная память» иногда ударяют продолжительно в погребальный трезвон.
Вообще лития совершается:
на дому перед выносом усопшего в церковь;
после опускания усопшего в могилу;
на дому по возвращении после погребения и
по потребности на литургиях после заамвонной молитвы, а также в храме после отпуста вечерни, утрени и 1-го часа (Типикон, глава 9).
Лития об усопших на литургии
Когда лития совершается по заамвонной молитве (см. Служебник), тогда не бывает отпуста и не возглашается «Вечная память», но перед пением «Буди имя Господне» сразу хор поет: «Со духи праведных… В покоищи Твоем Господи… Слава: Ты еси Бог. И ныне: Едина Чистая. ».
Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.
Хор : Господи, помилуй (трижды) и проч.
Священник : Боже духо€в. Яко Ты еси воскресение:
Хор : Аминь. Буди имя Господне: (трижды) и прочее последование литургии.
Чин литии вне литургии
Диакон: Благослови, владыко.
Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.
Чтец : Трисвятое по Отче наш.
Священник : Яко Твое есть Царство:
Хор: Аминь. Со духи праведных скончавшихся… В покоищи Твоем, Господи:
Слава: Ты еси Бог… И ныне: Едина Чистая…
Диакон (ектению): Помилуй нас, Боже: и проч.
Хор : Господи, помилуй (трижды).
Священник: Боже духов и всякия плоти:
Священник : Пресвятая Богородице, спаси нас.
Хор: Честнейшую Херувим:
Священник : Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Хор : Слава и ныне: Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник (отпуст): Живыми и мертвыми обладаяй Христос, истинный Бог наш:
Диакон : Во блаженном успении:
Хор: Вечная память (трижды).
В Православной Церкви издревле существует обычай чтения над телом умершего монаха и мирянина Псалтири, а архиерея и иерея — Евангелия. Чтение Псалтири, служа молитвою за усопшего, одновременно имеет целью дать утешение и назидание живым.
Чтение Псалтири должно совершаться благоговейно, неспешно, со умилением и сокрушением сердечным.
Чтение Псалтири совершается cразу же после совершения первой панихиды.
Порядок чтения Псалтири следующий. Совершается седмипоклонный начал:
Боже, милостив буди мне грешному ( или грешней) — поклон.
Боже, очисти мя грешнаго (грешную) — поклон.
Создавый мя, Господи, помилуй мя — поклон.
Без числа согреших, Господи, прости мя — поклон.
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (грешную) — поклон.
Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя — поклон.
Святый апостоле (или мучениче, или преподобне отче) ( имя ), моли Бога о мне грешнем — поклон.
После этого читаются обычные начальные молитвы:
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Трисвятое по Отче наш. Господи, помилуй (12 раз). Слава и ныне. Приидите, поклонимся (трижды).
Каждая кафизма делится на 3 части, или так называемых «славы» (см. Псалтирь). После каждой «славы» читается:
Слава и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава : — и следующую молитву: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) — имя — (поклон) и елика в житии сем яко человек согреши, Ты же яко Человеколюбец Бог прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон) и душе его (ея) полезное сотвори (поклон).
Богородицe Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших (поклон).
По другой практике после каждой «славы» читается молитва: Помяни, Господи Боже наш (поминая, где следует, имя усопшего), помещенная в «Последовании по исходе души от тела» — см. в конце Псалтири.
После заупокойной молитвы: И ныне — и далее чтение следующей «славы» кафизмы.
По окончании каждой кафизмы читается: Трисвятое по Отче наш, покаянные тропари и положенная после каждой кафизмы молитва.
Новая кафизма начинается словами: «Приидите, поклонимся…» (трижды).
|
Св. отцы Церкви с особой силой и убедительностью указывали на благотворное значение для умерших принесения за них бескровной Жертвы за Божественной литургией и молитвенного поминовения их после освящения Св. Даров. «Не напрасно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — узаконили апостолы творить пред страшными Тайнами поминовение усопших. Они знали, что великая от сего бывает польза для усопших, великое благодеяние» (Беседа 3 на Флп.). О том же говорит св. Кирилл Иерусалимский (V в.): «По совершении духовной жертвы, бескровного служения… воспоминаем всех прежде усопших, веруя, что великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается святая и страшная Жертва».
Парастас
Параста́с (от греч. παράστᾰσις — пред-стояние, стояние с целью ходатайства, прошения о ком-то или чем-то) или Великая панихида – заупокойная Всенощная – великая панихида по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).
Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).
Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».
Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3‑ю или 4‑ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику
В 49‑й главе Типиконе в конце статьи «в неделю сырную вечера» указана причина, почему во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы Великого поста назначаются заупокойные богослужения. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, т.е. в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб.
Существует благочестивая традиция совершать парастас дома мирским чином в поминальные дни (3‑й, 9‑й, 40‑й и проч.).
Что это за служба парастас и отличия от панихиды, полный текст
Познавая азы веры, у христиан возникает вопрос: парастас — что это за церковная служба? Это богослужение, которое проводится за тех, кто уже закончил путь земной и ждет решения Высшего суда. Верующие пишут имена своих усопших родственников в записках, которые передают священнослужителю. Церковь отмаливает грехи покойников и просит Всевышнего смягчить их участь, простить. Парастас — прошение за умерших людей, которое произносят их живые родственники.
Что собой представляет служба парастас
Парастас — церковная служба, которая совершается по всем умершим православным христианам. Поминальное богослужение проходит на утренней, в канун Всемирного Родительского Дня (в субботу). Всеобщий парастас служится накануне важных праздников. Служба проходит для всех усопших.
В православном календаре отмечены дни Всеобщего парастаса. Богослужения проходят всего 7 раз, с февраля по июнь, и один раз в октябре (ноябре). Текст парастаса записан в Требниках. Служба может быть личной, по случаю смерти человека, проходить в доме усопшего или на кладбище.
Богослужение может совершаться в поминальные дни (на 3,9,40 день), в годовщину смерти или на день рождения усопшего.
Определение в православии
Парастас в переводе с греческого означает ходатайство. Это молитвенная просьба живых христиан, обращенная к Богу от лица умерших. Вместо усопших людей к Всевышнему обращается Церковь. Великая отличительная разница этой службы — это полное прочтение священнослужителем 17 кафизмы.
Это не просто поминальное богослужение. В песнопениях проповедуется христианское вероисповедание, печаль о нарушении заповедей божьих, прошение о милости и терпении к людским слабостям. Небесного Царя молят простить прегрешения живых и мертвых, взывают к его человеколюбию. На службе все прихожане просят Бога помиловать их и восхваляют Всевышнего.
Перед началом церковной службы верующие пишут записки, в которых указывают имена своих умерших родственников, передают их священнослужителю. Во время богослужения служитель Церкви читает имена представившихся. Христиане просят за своих усопших родных, молятся, чтобы Бог их простил и не наказывал. Посредником между душами умерших и Всевышним выступает Церковь.
Во время богослужения священнослужитель читает молитвы, восхваляющие Господа, христиане клянутся в любви и преданности вере, просят простить их за прегрешения и облегчить участь тех, кто жив и страдает от тяжких болезней. На парастасе можно покаяться за свои грехи и попросить Всевышнего простить прегрешения тех, кто уже умер и никак не может изменить свою жизнь и попросить прощения за содеянное.
Христиане верят, что Бог милостив, он обязательно прислушается к просьбам людей, которые ходатайствуют за мертвого родственника, желая остановить мытарства души и даровать ей покой.
Церемония в ранней церкви
Парастас имеет многовековую историю. Человек провозглашал молитвы за себя и за своих умерших родственников, желая изменить свою жизнь к лучшему и улучшить участь усопших в загробном мире. В церкви во время богослужения можно было снять с семьи родовое проклятие, если написать на листочке имена всех своих умерших родственников первой линии до седьмого колена. Для того чтобы не забыть имена родных, существовал обычай называть детей в честь бабушки или дедушки.
Во время становления христианской религии и гонения на христиан парастас за души покойников читался ночью. Древние христиане молились за мучеников, которые погибли, защищая свою веру. Во время молитвы они обращались к святым служителям веры с просьбой донести их раскаяние в грехах самому Богу. Сейчас службу проводят во время утренней.
Душа после смерти
Согласно православной религии, человек рождается трижды: в момент биологического рождения, в день совершения таинства Крещения и в день смерти или успения. После кончины душа перемещается из мирского существования к Всевышнему. Человек не умирает, а только из одной жизни переходит в другую — вечную. Душа возвращается к Богу и попадает на божий суд, на котором решается, где она будет находиться — в раю или в аду.
Возможности попасть в рай удостаиваются только те христиане, которые живут, соблюдая заповеди Бога. Святых старцев православная Церковь почитает именно в день их успения, когда они заново ожили, то есть перешли в вечную жизнь через прощение.
Как проходит последование
Обряд парастаса описан в Требнике. Священнослужители должны придерживаться установленных Церковью правил. Произносит текст молитв священник, ему помогает диакон, подпевает хор. Верующие могут петь вместе с певчими из хора.
Начало
Вначале во время парастаса читаются молитвы, как на утренней, затем служители церкви произносят 90 псалом. В нем говорится, что душа верующего обязательно попадает в обитель Небесного Отца. После читают великую ектению за упокой, поют «Аллилуиа» (восхваление Господа) и тропари «Глубиною мудрости». Затем поются непорочны, разделенные на две стати, и читается полный канон.
Первая статия
Посвящена блаженным, непорочным, находящимся в пути. В молитвах, обращенных к Богу, священнослужитель просит помянуть души усопших.
Все умершие, согласно верованиям христиан, считаются безгрешными и непорочными, так как больше не могут совершать греховные дела.
Всевышнего просят смилостивиться над грешником и уменьшить страдания его души. В этот момент покойный находится перед престолом Господа и отвечает за каждое свое прегрешение. После первой статии читается малая заупокойная ектения.
Вторая статия
Священнослужитель просит через молитву упокоить души усопших рабов Господа. Сразу после этого пения поются тропари по непорочным, то есть по душам умерших людей. Христиане просят Всевышнего простить грехи усопших и смягчить их страдания.
После тропарей
Вначале читается малая заупокойная ектения. Потом — седален «Покой Спасе наш» и читается 50 псалом (о собственной греховной сущности). Затем поются каноны, читаются катавасии, кондак и икос. В молитвах священнослужитель просит Бога упокоить души умерших.
После канона
Далее в ходе службы читают «Трисвятое», «Пресвятая Троица», «Отче наш» и поют тропари. Всевышнего просят упокоить души скончавшихся, даровать им прощение, взывая к человеколюбию Бога. После этого последование проходит, как обычная панихида.
Значение панихиды для верующих
Парастас очень важен для верующих. Ведь души усопших родственников ожидают решения Высшего Суда и уже ничего не могут сделать, чтобы измениться, покаяться и уменьшит свою вину перед Всевышним. Живые вместо мертвых молятся, раскаиваются в грехах и просят прощения у Бога. Священнослужители читают молитвы, которые слышит Господь.
Согласно верованиям христианства, молитвы живых способны улучшить загробную жизнь усопших. Во время парастаса происходит проскомидия, то есть поименное упоминание умерших людей. Верующие перед началом богослужения передают священнику записки с указанием имен своих усопших родственников. Молящиеся люди обращаются к Господу от лица покойника. Парастас считается единственным средством поддержки умерших их родственниками.
Во время богослужения читаются молитвы, в которых Господа просят избавить живущих от телесных страданий и болезней. Живые просят Бога смилостивиться над ними и простить их грехи. Верующие молят святых мучеников о заступничестве. Христиане обращают свои молитвы к Пресвятой Деве и просят ее заступиться за грешников перед Всевышним. Во время парастаса молятся за души усопших, а также за живущих. На богослужении каждый верующий может раскаяться в своих грехах и попросить Бога о прощении.
Полный текст
Устав парастаса имеется в 14 главе Типикона. Указанные в этой главе молитвословия печатаются в книге Последования за усопших, а также в Октоихе и Псалтыре. Правда, в Псалтыре в Последовании об исходе души от тела нет великой ектении об усопших. Зато в нем напечатана 17 кафизма.
В иерейском Молитвослове есть Последование по исходе души от тела. В книжке Последование за усопших и в Октоихе нет кафизмы 17. Эта кафизма не всегда печатается, потому что не во всех панихидах по умершим произносится. Полный текст парастаса можно найти в книге Последование парастаса. В ней печатаются все молитвы и песнопения великой панихиды, которая служится на всенощном бдении по усопшим братьям и сестрам и по всем представившимся христианам.
Полный текст парастаса
Панихида начинается обычным возгласом: “Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков”. Затем читается псалом 90-й: “Живый в помощи Вышняго…” В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: “Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, плещами Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его”. Верная душа говорит Господу: “прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю”.
Замечательно, что этот же псалом читается и в последовании шестого часа, перед Литургией, когда воспоминается Распятие Господа нашего Иисуса Христа. Словами пророка Давида Церковь изображает этот страшный путь смерти, которым прошла и безгрешная святая душа Господа Иисуса: “Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разруши΄л еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже…” и тем “…от смерти к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе́…” (кондак и 1-я песнь канона Пасхи). Мы надеемся на охранение ангелов Божиих, на помощь и благоволение Отца Небесного, ибо мы – братья Господу Иисусу, чада возлюбленные Божественного Отца, усыновленные Ему Единородным Сыном Его.
Тотчас после псалма начинается ектения: “Миром Господу помолимся”. Сначала идут обычные прошения, затем следуют прошения собственно о усопших: “О оставлении согрешений во блаженной памяти преставльшагося (преставльшихся), Господу помолимся”. Главное, что может сделать для усопшего этот путь вечности трудным, мучительным и страшным, лишить его вечного блаженства, а нам причинить скорбь и душевную тяжесть – это его грехи. И вот потому первое прошение – “о оставлении согрешений его (их)”.
Но мы еще боимся вполне предаваться этому светлому упованию; мы припоминаем вольные и невольные согрешения покойного, в том числе и против нас, ибо сейчас душа его должна предстать пред страшным престолом Господа Славы, где спросится ответ за всякое слово, чувство, дело и помышление. И вот мы обращаемся к Господу со следующим прошением: “О простити ему (им) всякое прегрешение, вольное и невольное, Господу помолимся”.
Церковь, как сердобольная мать, в эту минуту не забывает и горькой доли тех, которые остались здесь, на земле, и в горе и слезах возводят слезные очи ко Господу:
“О плачущих и боле́знующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся”.
“О отпуститися ему (им) от всякия болезни, и печали, и воздыхания и вселити его (их), иде́же присещает свет Лица Божия, Господу помолимся”.
“О яко да Господь Бог наш учинит душу его (ду́ши их) в месте светле, в месте злачне (радостном и довольном), в месте покойне, идеже вси праведнии пребывают, Господу помолимся”.
“О причтении его (их) в не́дрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся”.
По окончании ектении священник возглашает:
“Яко Ты еси Воскресение, и живот, и покой усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь”.
За ектенией следует пение “Аллилуиа”. Это – голос небожителей, восхваляющих Господа. В это же время диакон произносит стихи, предыизображающие блаженство истинно верующих в Господа: “Блажени, яже избрал и приял еси, Господи. Память их в род и род. Ду́ши их во благих водворятся”.
Сердечно желая, чтобы этого блаженства удостоились и наши усопшие, Церковь присоединяет молитвословия тропаря: “Глубиною мудрости человеколюбно вся стро́яй и полезное всем подаваяй, Едине Соде́телю, упокой, Господи, душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих), на Тя бо упование возложи΄ (возложи΄ша) Творца и Зиждителя и Бога нашего”.
“Слава, и ныне”: “Тебе и сте́ну и пристанище и΄мамы и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице Безневестная, верных спасение”. Этими словами выражается трепетное ожидание нами Господа, грядущего к нам, а также молитва к Божией Матери о помощи.
Но вот завеса вечности открывается, вот Господь на Престоле Славы, и Ему предстоят со страхом и трепетом усопшие отцы и братия наши, исповедуя пред Ним с верой и любовью все дела свои, а мы, живые, молимся за их души. “Блажени непорочнии в путь, ходя΄щии в законе Господни”, – так начинается исповедь всякой души, отошедшей от нас и предстоящей перед Судом Божиим. “Помяни, Господи душу раба Твоего (ду́ши раб Твоих, имярек)”, – этим прошением мы прерываем эту исповедь.
“Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его”, – и опять молитва: “Помяни, Господи, душу раба Твоего”.
И далее звучат возвышенные стихи 118-го псалма, прерываемые молитвенными прошениями о душе усопшего (в переводе на русский язык):
“В сердце мое заключил я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою…
Странник я на земле, не скрывай от меня заповедей Твоих…
Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои бла́ги…
Да приидут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему…
И я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое…
Вспомни слово (Твое) к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать…
Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему…
Руки Твои сотворили меня и устроили меня, вразуми меня и научусь заповедям Твоим…
Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему…
Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца…
Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю…
Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…
Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь…
Все повеления Твои признаю΄ справедливыми, всякий путь лжи ненавижу…
Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина…
Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить…
Услышь голос мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня…
Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – утешение мое…
Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне…
Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл”.
Чтение или пение 118-го псалма прерывается ектенией. Диакон: “Паки и паки миром Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Еще молимся о упокоении души усопшаго раба Твоего (душ усопших раб Твоих, имярек), и о еже проститися ему (им) всякому согрешению, вольному же и невольному”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Яко да Господь Бог наш учини΄т душу его, идеже праведнии упокоя΄ются”. Хор: “Господи, помилуй”. Диакон: “Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов его у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим”. Хор: “Подай, Господи”, диакон: “Господу помолимся”. Хор: “Господи, помилуй”. Между тем священник тайно читает молитву:
“Яко Ты еси Воскресение и живот и покой, усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих, имярек)…”
Затем продолжается исповедь отошедшей от нас души пред страшным престолом Господним словами 118-го псалма; и к каждому стиху мы присоединяем нашу молитву: “Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопших раб Твоих)”.
Затем поют: “Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим”.
При повторении этого псаломского стиха поются новозаветные стихи, изображающие таинственную судьбу человека:
“Святых лик обре́те источник жизни и дверь райскую, да обрящу и аз путь покаянием, погибшее овча аз есмь, воззови мя, Спасе, и спаси мя.
Агнца Божия пропове́давше и заклани бывше, якоже агнцы, и к жизни нестареемей, святии, и присносущней преставльшеся, Того прилежно, мученицы, молите, долгов разрешение нам даровати”.
“Лик святых обрел источник жизни и дверь райскую, да обрету и я путь покаянием; я погибшая овца, воззови и спаси меня, Спасе.
Агнца Божия проповедавшие и закланные как агнцы и преставившиеся, святые к вечной нестареющей жизни, мученики, прилежно моли΄те Того даровать нам разрешение долгов”.
Господь обращается к Своим верным:
“В путь узкий хо́ждшии прискорбный, вси в житии Крест, яко яре́м вземшии и Мне последовавшии верою, приидите насладитеся, ихже уготовалх вам почестей и венцов небесных”.
“Вы, прошедшие узкий и прискорбный путь и взявшие (на себя) в жизни Креста как иго, и последовавшие за Мною по вере, придите, насладитесь почестями, которые Я вам приготовил, и венцами небесными”.
И верная душа отвечает своему Спасителю:
“Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений, уще́дри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием, и возжеленное отечество подаждь ми, рая΄ паки жителя мя сотворяя.
Древле убо от не су́щих созда́вый мя и образом Твоим Божественным почты΄й, преступлением же заповеди паки мя возвративый в землю, от неяже взят бых, на еже по подобию возведи, древнею добро́тою возобразитися”.
“Я образ неизреченной Твоей славы, хотя и ношу язвы прегрешений; ущедри Твое создание, Владыко, и очисти Твоим благоутробием и возврати мне желанное отечество, соделавая меня опять жителем рая.
Издревле создавший меня из небытия и почтивший Своим Божественным образом, за преступление же заповеди опять возвративший в землю, из которой я взят был, возведи меня в Свое подобие, получить образ древней красоты”.
С этими прошениями души усопшего соединяют свою молитву его близкие:
После прославления Пресвятой Троицы: Отца Безначального, Сына, Собезначального Отцу, и Божественного Духа, и молитвенного восхваления Пресвятой Богородицы, трижды поется “Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже”.
Затем следует малая заупокойная ектения и по возгла́се – седален: “Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего (рабы Твоя), и сего (сих) всели во дворы Твоя, я΄коже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения его (их), вольная и невольная, и вся, яже в ве́дении и не в ведении, Человеколюбче”. На “Слава” поют конец этого седальна: “И вся, яже в ве́дении”. на “И ныне” – Богородичен: “От Девы возсия΄вый миру, Христе Боже, сы΄ны света То́ю показавый, помилуй нас”.
После псалма 50-го, сосредоточившего наше внимание на собственном греховном недостоинстве, поется канон по усопшем.
В последнем тропаре каждой песни канона мы обращаем молитвенные взоры наши ко Пресвятой Богородице и просим Ее молитв за нас и усопшего нашего (усопших наших). Заупокойный канон, как и другие, разделяется на три части в честь и славу Пресвятой Троицы краткими ектениями и особыми стихирами.
После третьей песни канона читается седален:
Воистину суета всяческая, житие же – сень и со́ние, ибо всуе мятется всяк земнородный, якоже рече́ Писание: егда́ мир приобрящем, тогда во гроб вселимся, иде́же вку́пе ца́рие и нищии. Темже, Христе Боже, преставльшагося раба Твоего (преставльшихся раб Твоих) упокой, яко Человеколюбец”.
“Поистине все суета, а жизнь лишь тень и сон, ибо тщетно утруждает себя земнородный, как гговорит Писание, когда мир приобретем, тогда в гроб вселимся, где цари и нищии. Поэтому, Христе Боже, упокой преставльшегося Раба Твоего (преставльшихся Рабов Твоих), как Человеколюбец”.
После “Слава, и ныне” мы вновь обращаемся к Милостивой Заступнице нашей: “Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя”.
Когда шестая песнь канона изобразит нам бурю жизни: “Житейское море, воздвиза́емое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти, возведи от тли живот мой, Многомилостиве”, произносится ектения малая, и духовный собор, стоящий со свечами вокруг гроба, знаменуя свет Христов, который ныне видит пред собою усопший, от лица всей Церкви возглашает ему желание этой мирной пристани в кондаке: “Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего (души раб Твоих), иде́же несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная”.
За кондаком следует икос:
“Сам Един еси Безсмертный, сотвори΄вый и созда́вый человека, земнии убо от земли΄ созда́хомся и в землю ту́южде по́йдем, якоже повелел еси созда́вый мя и реки΄й ми: яко земля еси и в землю отыдеши, а́може вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа” (трижды).
“Ты Сам Един Бессмертный, сотворивший и создавший человека! Мы же, земные, из земли созданы и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, Создавший меня, и сказавший мне: земля еси и в землю отойдешь, куда все человеки пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа” (трижды).
Перед девятою песнью священник возглашает: “Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим”. Но в ответ звучит не Песнь Богородицы: “Величит душа Моя Господа”, но лик поет: “Ду́си и ду́ши праведных восхвалят Тя, Господи”. Славословия и восхваления свойственны не нам, грешным, в эти минуты скорби, а святым и чистым ду́хам небесным и душам тех праведников, которые уже обрели вечное блаженство. Затем поется ирмос девятой песни канона: “Ужасе́ся о сем небо…”
Потом следует Трисвятое, “Пресвятая Троице…”, “Отче наш…” и поются тропари:
“Со духи праведных скончавшихся, души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В поко́ищи Твоем, Господи, иде́же вси святии Твои упокоева́ются, упокой и души раб Твоих, яко Един еси Человеколюбец.
Ты еси Бог, соше́дый во ад и узы окова́нных разреши΄вый, Сам и ду́ши раб Твоих упокой.
Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без се́мене рождшая, моли спастися душа́м их”.
“С ду́хами праведников скончавшихся, души рабов Твоих, Спас, упокой, сохраняя их во блаженной жизни, которая у Тебя, Человеколюбче.
В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои упокоеваются, упокой и души рабов Твоих, как Един Человеколюбец.
Ты – Бог, сошедший во ад и узы окова́нных разрешивший, Сам и ду́ши рабов Твоих упокой.
Едина Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли спастись душам их”.
Итак, вместо славословий и величаний мы воссылаем нашу молитву за усопших ко Господу.
Потом следует сугубая заупокойная ектения: “Помилуй нас, Боже…”
Иерей произносит тайно молитву: “Боже духо́в…”, заканчивая ее возгла́сом: “Яко Ты еси Воскресение…” Затем диакон: “Премудрость”. Хор: “Честнейшую Херувим….” Иерей: “Слава Тебе, Христе Боже….” Хор: “Слава, и ныне”, “Господи, помилуй” (трижды), “Благослови”, и священник произносит отпуст:
“Воскресы΄й из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, ду́ши от нас преставльшихся раб Своих в селениих праведных учини΄т, в не́дрех Авраама упокоит, и с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец”.
По отпу́сте диакон возглашает: “Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим (имярек) и сотвори им вечную память!” Хор трижды поет: “Вечная память”.
“Это молитвенное воззвание: “Вечная память!” есть дар и довершение всего, – говорит святитель Симеон, архиепископ Солунский, – оно отсылает умершего к наслаждению Богом и как бы передает Богу душу и тело усопшего”.