Что такое вельможа история 5 класс

Вельможа – кто это такой, что значит слово?

В исторической литературе часто встречается термин “вельможа”. Он может относится к разным периодом, от Древнего мира до XIX века. Вряд ли он применим к современным государствам, но в позапрошлом веке был актуальным из-за сословной структуры общества.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Происхождение термина и его употребление

Что значит термин “вельможа” и как он появился? Очевидно, что слово имеет славянское происхождение. Оно появилось от слова “веле”, которое соответствует прилагательным “великое” и “знатное” и от “можение”, то есть аналога глагола “мочь”.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Таким образом, кто такой вельможа? Тот, кто много может себе позволить или обладает каким-то могуществом. Слово можно применить и просто к богатым людям прошлого и к аналогам современных чиновников. В русском языке оно используется уже почти 1000 лет.

Вельможа – это бытовой, а не юридический термин, поэтому и охват категорий населения и эпох у него больше.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Рис. 2. Вельможа сановник.

Известные вельможи российской и мировой истории

В истории России термин “вельможа” применим и к элите Новгорода Великого, которая называлась “300 золотых поясов” и к сподвижникам правителей периода просвещенного абсолютизма:

В Древнем Египте вельможами часто называют лиц, которые выполняли поручения фараона, например, занимали должности аналогичные современным генеральским или следили за работой каменоломен. От знатных вельмож остались гробницы представляющие интерес для археологов.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Рис. 3. Гробница вельможи.

Что мы узнали?

Устаревший термин вельможа применяется для обозначения знатных придворных особ – советников, бояр, князей, графов и других. Биографии знатных вельмож можно почитать, например, в википедии. К этой категории людей можно отнести сподвижников Петра I, Екатерины II. Елизаветы Петровны, Ивана IV и многих египетских фараонов и вавилонских царей.

Источник

Жизнь египетского вельможи

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Жизнь египетского вельможи проходила в большом красивом доме. Одевались они в одежду из тонкого льна и носили множество золотых украшений, которые говорили об их богатстве и высоком статусе.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Быт вельможи в Египте

Дома богачей часто строили по подобию дворца фараона, только были гораздо меньшими по размеру. Изнутри их украшали росписями и разнообразными скульптурами. Взгляд вельможи должны были ублажать прекрасные танцовщицы, а слух – музыканты. Он никогда не выходил из дома пешком: только сидя в специальном кресле, которое несли на плечах крепкие рабы.

Основным занятием вельмож было выполнение поручений правителя – фараона. Фараона называли “большой дом”.

В первой половине дня вельможи занимались государственными делами, а во второй – охотились или пировали.

Хоронили их в богатых гробницах, также сделанных по подобию пирамиды. Там на стенах даже изображали самого умершего и его слуг и всю семью, чтобы и после смерти богач мог жить так, как привык.

Жилье знатных людей и их еда

Отдельно стоит рассказать о домах вельмож. Они возводились из кирпича-сырца, и обычно в таком доме было не менее полусотни комнат. Обязательно должен был быть фруктовый сад, а в самом дальнем конце двора держали животных и птицу. Амбар для пшеницы также был признаком богатства.

которые читают вместе с этой

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

У слуг, которые обслуживали такое большое хозяйство, были отдельные маленькие домики – там жили не только те, кто обслуживал дом и хозяйство, но также плотники, ювелиры и другие ремесленники.

Питались богачи гораздо лучше, чем люди низших классов: они ели много домашнего мяса, пили пиво. Из фруктов предпочитали финики и дыни, остальные плоды были не в почете, так как считалось, что это пища бедняков.

Отличительным признаком вельможи была белая одежда – так демонстрировало их превосходство над низким любом. Долгое время отличительным признаком богача были сандалии: тогда бедняки обувь почти не носили.

Распорядок дня египетского вельможи

Утром египетский вельможа обязательно совершал омовение, а потом слуги делали ему прическу, которая также служила отличительным признаком его особого статуса. Волосы обязательно должны были быть длинными, а борода – продолговатой. Однако чаще всего носились парики (было слишком жарко) и накладные бороды. Волосы обязательно ароматизировались, причем так сильно, чтобы запах распространялся на несколько метров.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 классРис. 3. Вельможа в Древнем Египте.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Что мы узнали?

Из статьи по истории для 5 класса мы узнали какой образ жизни вели богатые вельможи в Древнем Египте: какие обязанности при фараоне они выполняли, как развлекались. Также была представлена информация об их быте, включая то, как они одевались и что ели.

Источник

Вельможа – кто это такой, что значит слово?

В исторической литературе часто встречается термин “вельможа”. Он может относится к разным периодом, от Древнего мира до XIX века. Вряд ли он применим к современным государствам, но в позапрошлом веке был актуальным из-за сословной структуры общества.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Происхождение термина и его употребление

Что значит термин “вельможа” и как он появился? Очевидно, что слово имеет славянское происхождение. Оно появилось от слова “веле”, которое соответствует прилагательным “великое” и “знатное” и от “можение”, то есть аналога глагола “мочь”.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Таким образом, кто такой вельможа? Тот, кто много может себе позволить или обладает каким-то могуществом. Слово можно применить и просто к богатым людям прошлого и к аналогам современных чиновников. В русском языке оно используется уже почти 1000 лет.

Вельможа – это бытовой, а не юридический термин, поэтому и охват категорий населения и эпох у него больше.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Рис. 2. Вельможа сановник.

Известные вельможи российской и мировой истории

В истории России термин “вельможа” применим и к элите Новгорода Великого, которая называлась “300 золотых поясов” и к сподвижникам правителей периода просвещенного абсолютизма:

В Древнем Египте вельможами часто называют лиц, которые выполняли поручения фараона, например, занимали должности аналогичные современным генеральским или следили за работой каменоломен. От знатных вельмож остались гробницы представляющие интерес для археологов.

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Рис. 3. Гробница вельможи.

Что мы узнали?

Устаревший термин вельможа применяется для обозначения знатных придворных особ – советников, бояр, князей, графов и других. Биографии знатных вельмож можно почитать, например, в википедии. К этой категории людей можно отнести сподвижников Петра I, Екатерины II. Елизаветы Петровны, Ивана IV и многих египетских фараонов и вавилонских царей.

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 7

КАК ЖИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ В ЕГИПТЕ

Вспомните, каких людей называют ремесленниками (см. § 5, п. 1). Чем они занимались?

Объясните значение слов:

1. Рисунок «Шадуф» (см. с. 40). Начните так: «Шадуф состо­ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро…»

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Шадуф состо­ит из врытых в землю столбов, перекладины между ними и качающейся на ней жерди. На одном конце жерди — камень, на другом — кожаное ведро для подъема воды. С помощью шадуфа египтянин поднимает воду из нижнего бассейна в верхний. В свою очередь шадуф, установленный над верхним бассейном поднимает воду еще выше, где она может быть использована для орошения незатапливаемых во время разлива Нила полей, полива огородов и садов, и для обеспечения запасов питьевой воды. Это одно из приспособлений, которое наряду с системой оросительных каналов, широко использовалось древними египтянами для увеличения площадей, пригодных для выращивания пшеницы, ячменя, льна, садовых растений и т.д.

2. Настенную роспись «Выжимание сока» (см. с. 39). Начните так: «Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами…»

Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть фото Что такое вельможа история 5 класс. Смотреть картинку Что такое вельможа история 5 класс. Картинка про Что такое вельможа история 5 класс. Фото Что такое вельможа история 5 класс

Земледельцы забрались в каменную бочку и, держась за верёвки, давят виноград ногами. Выдавленный виноградный сок через отверстие с трубкой выливается в емкость, откуда его разливают по глиняным кувшинам для изготовления вина.

Составьте рассказ от имени земледельца, как прошёл его день. Вклю­чите в рассказ описание одежды земледельца, его дома, обеда, работы на поле (например, пахоты).

Ежегодный разлив Великого Нила завершен. Жрецы объявили сегодня об этом. Действительно, река вернулась в свое русло, а вода, которую мы поймали в ловушку на поле ушла в землю, удобрив ее плодородным илом. Сегодня пришло время пахоты. Запрягу нашу корову под плуг и вперед. Тяжелый сегодня день. Несмотря на то, что земля мягкая и податливая, и пашется легко, я устал уже к обеду. Пора немного отдохнуть и опять за работу. Вот и жена идет, несет наш скромный обед — лепешку, луковицу и сушеную рыбу. Мясо мы едим только по праздникам, да и то не всегда. Ну да ладно, мы и этому рады. Лишь бы нам оставалось что-нибудь после уплаты налога писцу.

Нил дает нам все, что нужно. Богатый урожай, рыбу, строительный материал для дома. Разве вы не знали, что мы, простые египтяне, не живем в монументальных каменных дворцах и храмах, нам не светит богатая и безбедная загробная жизнь и пирамиды для наших тел никто не построит. Мы делаем свои дома из тростника, который растет по берегу Нила. Тростник, обмазанный глиной — на стены. Тростник, связанный между собой — на крышу. Вот и вся хитроумная инженерная конструкция. Подавляющее большинство египтян живут именно так. У них, как и у нас, практически ничего нет — ни богатств, ни драгоценностей. Выменял у гончара глиняный горшок — уже хорошо. Поменял у ткача рыбу на льняной отрез — вообще замечательно, пойдет мне для схенти (набедренной повязки), да и жена сошьет себе новый калазирис (узкий сарафан).

Источник

Конспект к уроку истории 5 класс «Жизнь египетского вельможи»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Ученики дают ответ: (Древний Египет)

ü географическое положение; природные условия;

ü образование государства в Египте в 3000 году до н.э. во главе с фараоном;

ü как жили и работали земледельцы и ремесленники

Что такое государство?

Ответы дети дают в устной форме.

(На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины, ремесленники, крестьяне.)

Ученики обозначают свою позицию.

Хотели бы вы побывать в гостях у египетского вельможи, узнать, как он живет?

Тогда сейчас мы оправимся в гости к египетскому вельможе. Все готовы? Какие задачи мы поставили перед собой?

· Узнать, как жил египетский вельможа

· Какую службу он выполнял

Тема урока: «Жизнь египетского вельможи».

Учитель показывает презентацию.

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Проблемный вопрос: Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?

V . Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут)

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.

Объяснение нового материала

Учитель : Еще при жизни для вельможи строили каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. (Картинка слайда)

Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, детей и все имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде и даже лучше.

Отвечают на поставленные вопросы.

Ребята проводят поиск необходимой информации в учебнике.

Зачитывают полученный текст.

Итак, как же жили вельможи?

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Проводят поиск необходимой информации в учебнике.

· распоряжаться работами в царских каменоломнях

· вершить с уд и расправу в тайном заговоре против фараона

· следить за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона

· возглавляли военный поход.

Вельможа во дворце фараона.

VI. Рефлексия (итог урока). (7 минут)

Закрепление Игра “Да” или “Нет”

Учитель: Я утверждаю, что…

Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)

Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)

Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)

Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)

Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)

Вельможа не работал. (Нет.)

Вельможа носил много украшений. (Да.)

Фараон считал вельмож своими слугами. (Да)

Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».

Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта.

Для вельможи еще при его жизни строили ……………………………………………………, стены которой украшали …………….……………………………………………………………… Египтяне верили, что все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому …………………………… приказывал изобразить в ………………………………. себя, свой дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти жить, как и прежде.

У …………………………. Был красивый дом. Рядом с домом росли …………………………………………………………………. был …………………………………….. Одежда вельможи ………………………………………………………………………………. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал много украшений. ……………………………………………………… На столах вельможи была вкусная еда …………………………………………………………………………………………………….. Развлекали вельможу ……………………………………………………………………………. Носили вельможу в …………………. ………………………………………………………………………

Вельможа; специальном кресле с навесом; каменную гробницу; гробнице; мясо, хлеб, печенье, фрукты, сладости, пиво; надписями, рисунками; пруд; вельможи; фруктовые деревья, цветы; из тонких льняных тканей; золотые браслеты, кольца, ожерелья; музыканты, красивые танцовщицы

Домашнее задание: используя §7, 8 учебника. Заполнить сводную таблицу:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *