Что такое венец природы
Венец природы
30 июня 1860 года в Оксфордском университете в Англии состоялся знаменитый в истории науки диспут между оксфордским епископом Вильберфорсом и молодым ученым Томасом Гёксли. На этом диспуте обсуждалась книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», которая вышла за год до этого и имела шумный успех. Епископ Вильберфорс не был согласен со взглядами Дарвина и решил выступить с резкой критикой его книги. Задолго до диспута в зале собралось много студентов и почтенных прихожан, многие разместились на лужайках во дворе. Зная красноречие епископа, все с интересом ожидали начала словесного поединка. Самоуверенный епископ, издеваясь над Дарвином и его защитниками, говорил с присущей ему иронией:
— Итак, виды изменяются. Допустим. Но до каких пределов мы должны допускать превращение видов? Неужели можно поверить тому, что все более полезные разновидности репы на огороде стремятся сделаться людьми? И я хотел бы спросить уважаемого профессора Гёксли, который сидит напротив меня и готовится разорвать меня на части, когда я закончу. Что он сам думает о происхождении человека от обезьяны? Считает ли он, что сам происходит от обезьяны со стороны бабушки или дедушки?
Веселый смех был ответом на слова епископа, пока он медленно и с достоинством сходил с кафедры. Действительно, выходило забавно, и все ждали, что же ответит Гёксли. Гёксли сказал:
— Человек не имеет причин стыдиться того, что его предком была обезьяна. Напротив, это говорит об огромном и трудном пути, пройденном человеком, и укрепляет нашу веру в его благородное будущее. Я скорее стыдился бы происходить от человека невежественного и болтливого, осмеливающегося вмешиваться в научные вопросы, о которых не имеет никакого представления.
Гёксли на диспуте убедительно доказал тесное родство человека с животными, сняв с него венец «творения божьего». Еще более убедительно сделал это сам Дарвин, выпустивший в 1871 году специальную книгу о происхождении человека.
В защиту сходства человека с животными Дарвин привел много убедительных доводов. Дарвин писал, что тело человека устроено по одному общему типу или образцу с другими млекопитающими. Все кости его скелета могут выдержать сравнение с соответствующими костями обезьяны, летучей мыши или тюленя. То же самое замечается и относительно его мышц, нервов, кровеносных сосудов и внутренностей. Мозг, важнейший из всех органов, следует тому же закону.
Человек, как и все млекопитающие, рождает детенышей, которые вынашиваются в теле матери и затем вскармливаются молоком. Зародыш человека сходен с животными, так как зародыш повторяет особенности предков данного вида, а вся зародышевая жизнь является быстрым повторением тех изменений и превращений, которые пройдены предками в течение медленного исторического развития.
Первые этапы развития человека очень сходны с такими же этапами других млекопитающих. На ранних стадиях развития зародыш человека имеет хорду, вокруг которой впоследствии развиваются позвонки. По бокам шейного отдела появляются зачатки жаберных щелей и дуг, хотя жаберные щели и не прорезаются. Они появляются у зародыша лишь на короткое время, как бы возвращенные из тьмы забвения силой наследственности. К концу второго месяца у зародыша заметен хвост, состоящий из пяти зачаточных копчиковых позвонков, в которые заходит полость спинного мозга. Позднее хвост задерживается в росте и превращается в копчик, скрытый за стенками таза и не торчащий наружу. Затем формируются конечности. Ноги и руки человека, так же как и ноги ящерицы или крылья птицы, развиваются из сходных образований. Позже вдоль груди и живота появляются два молочных валика с зачатками сосков до 8 пар, как у многих млекопитающих, но в дальнейшем развивается только одна грудная пара, остальные исчезают.
Человеческий зародыш
В развитии мозга зародыша человека также наблюдается ряд последовательных ступеней. Мозг месячного зародыша обнаруживает сходство с мозгом рыб. Он состоит из пяти отделов. Правда, большие полушария мозга развиваются у зародыша человека быстрее других отделов. К пяти месяцам они уже покрывают промежуточный и средний мозг, но поверхность их еще гладкая и лишена извилин, как у низших млекопитающих, например у кролика. Мозг семимесячного зародыша уже имеет извилины, но их значительно меньше, чем у взрослого человека. Мозг зародыша в это время по своему строению напоминает мозг обезьяны.
Таким образом, зародыш человека раскрывает историю человеческого рода, пройденную в течение многих миллионов лет, правда, историю неполную, отрывочную: он никогда не бывает червем, не становится рыбой или обезьяной, а повторяет ступени развития от животных к человеку в основных чертах.
На сходство человека с животными указывает и наличие в человеческом организме рудиментарных органов. Они являются следами далекого прошлого, остатками органов более развитых и выполнявших определенную функцию у предков. Например, все тело человека покрыто рудиментарными волосками, которые уже не выполняют своей прямой функции, то есть не защищают тело от холода.
До сих пор в коже человека сохранились и мельчайшие мышечные волокна, при помощи которых поднимаются от страха или холода волоски, рассеянные по всему его телу.
К рудиментарным органам относятся и зубы мудрости, которые прорезаются у человека поздно, и возможно, со временем они вовсе исчезнут. Сейчас у 40-50 процентов людей совсем нет зубов мудрости.
У позвоночных животных имеется хорошо развитый хвост, у человека же в конце позвоночника сохранились недоразвитые хвостовые позвонки (3-4, иногда 5) и рудиментарные хвостовые мышцы, представляющие собой рудиментарный хвост. Есть рудименты и во внутренних органах человека. К ним относится червеобразный отросток слепой кишки, или аппендикс, длина которого колеблется от 2 до 20 сантиметров. У многих животных, особенно травоядных, слепая кишка и отросток сильно развиты и служат для переваривания пищи, сбраживания ее с помощью бактерий. Кроме человека, аппендикс встречается только у человекообразных обезьян и очень редко у низших обезьян.
Бугорок на ушной раковине, так называемый дарвинов бугорок, является рудиментарным остатком вершины остроконечного уха животных предков человека. У человека сохраняются и остаточные мышцы, приводившие в движение ушные раковины.
Андриан Евтихиев
Он родился в 1820 году в семье русского крестьянина. Суеверные родители пришли в ужас при виде волосатого ребенка и, опасаясь, что он принесет в семью беду, выгнали его из дома, когда он подрос. Долгие годы скитался Андриан по лесам, питаясь ягодами, грибами и другими дарами земли. Затем его поймали и как «диковинного человека» показывали на Антропологической выставке в 1879 году в Москве, а позже и за пределами России. Еще при жизни Евтихиева была сделана его точная копия, и этот манекен находится в музее антропологии Московского университета.
Каково же место человека в природе? По своему физическому строению человек занимает следующее положение в животном мире:
Подотряд: Узконосые обезьяны
Вид: Человек разумный.
Следовательно, наибольшее сходство человек имеет с обезьянами, которые являются нашими ближайшими родственниками в животном мире.
Но нет ни одной обезьяны, которая по всем признакам стояла бы ближе к человеку, чем все остальные. Например, горилла сходна с человеком по строению кисти, стопы и таза, шимпанзе ближе по строению черепа и цвету кожи, а орангутанг имеет такой же высокий лоб, как у человека, и одинаковое с ним число ребер.
В связи с жизнью стадами у обезьян развит инстинкт общественной жизни, который ‘заставляет их забывать иногда о собственной опасности в интересах стада. Обезьяны проявляют заботу о детенышах и слабых животных, принадлежащих не только к их породе, но и к другим отрядам и даже классам животных. Они бесстрашно защищают своих детенышей, уносят с собой раненых и даже убитых сородичей.
Обезьяны имеют привычку переворачивать камни, отыскивая насекомых. А если им встретится большой камень, который одна обезьяна не может сдвинуть, то вокруг нее собирается столько сородичей, сколько могло бы здесь поместиться, и общими усилиями они переворачивают камень, а затем делят добычу между собой.
* ( К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма. М., ОГИЗ, 1947, стр. 307.)
Скелеты обезьяны и человека
Горилла в гневе рвет на себе волосы и стучит руками по земле, подобно тому как рассердившийся человек стучит кулаком по столу. Недовольный шимпанзе, у которого отнимают апельсин, оттопыривает и надувает губы, а рассерженный орангутанг поворачивается к обидчику спиной. У многих обезьян можно заметить нечто напоминающее улыбку. Шимпанзе в веселом настроении оскаливает клыки и как бы улыбается, молодые человекообразные обезьяны хихикают, если их щекотать под мышками, причем углы рта у них оттягиваются назад, на щеках образуются складки и в глазах появляется блеск, хотя смех их обычно беззвучный. Когда умирает детеныш, обезьяна-мать плотно закрывает глаза, раскрывает рот и оглушительно кричит, хотя слезы никогда не вытекают из ее глаз.
В условиях общения с человеком обезьяны могут вытирать пол тряпкой, мести сор щеткой, чертить по бумаге карандашом, причесываться расческой, шить, стирать белье, открывать замки, ездить на велосипеде. Однако обезьяны повторяют лишь внешне сходные с человеком действия, не заботясь о результатах. Так, заметая мусор, они перемещают его с места на место; рисуя на бумаге, чертят лишь нолики и линии; сшивая ткань иголкой с ниткой, делают стежки, не заботясь, что из этого выйдет. Обезьяны могут причесываться тыльной стороной расчески, выжимать воду из сухой тряпки, открывать замок кусочком картона, то есть, попросту говоря, они «обезьянничают», не понимая сущности явлений.
Сходство человека с животными опровергает религиозные измышления о божественном происхождении человека.
Глава 3. Сотворение человека, как венца мироздания
Из персти земной и божественного дыхания создан человек – образ бессмертного Бога. Посему, как земля, привязан и к здешней жизни, и, как частица божественного, ношу в груди любовь к жизни будущей.
Человек. Образ и подобие Бога на Земле.
Человек – высшая ступень всего процесса творения, венец природы, созданный из персти земной.
Человек! Дыхание Творца в материальном мире.
Так говорится о человеке в его идеальном состоянии на страницах Вечной книги.
Человека, существа разумного, волевого, способного к разумному устроению среды, в которой он живет, и к разумному же созиданию своей истории, не было ранее на Земле. И в этом смысле он возник из небытия, то есть, говоря библейским языком, сотворен.
Но как один из множества уже ранее сотворенных организмов он не сотворен, а создан из той же персти земной, как и все живые существа, то есть произошел естественным путем в порядке общей эволюции всего живого.
1. Библейские тексты о сотворении человека
О сотворении человека Откровение говорит особо торжественно, освещая его с трех разных сторон. Сначала оно говорит об историческом появлении человека на Земле ( Быт. 1:26–27 ). Человек сотворен после того, как образованы все те элементы, которые являются составными частями его природы, и после того, как уже возникла та среда, в которой он будет жить. В сравнении со всеми элементами Космоса, человек – вершина, венец творения.
Творец дает бытие человеку не как другим тварям – просто повелевая природе (воде, земле) извести их из себя. Он творит его, как бы совещаясь Сам с Собою, рассуждая, размышляя о его сотворении. Обращаясь к Самому Себе, Он говорит: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1:26–28 ).
Образ Божий в человеке и подобие Его на Земле это важнейшая черта человека. Это есть предел совершенства для творения. Человек сотворен по подобию Божию. Это значит, что он, подобно Богу, может своей волей изменять окружающую среду. Ему дана власть господствовать на Земле.
Сотворением человека (человечества), как вершины творения, заканчивается процесс космической эволюции. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестый. Так совершены небо и земля и все воинство их» ( Быт. 1:31; 2:1 ).
Сотворив человека, как вершину всего мироздания, Бог, по слову Откровения, почил от дел Своих, то есть, сотворив существо по Своему образу и подобию, Он уже не творит более совершенных существ.
Рассмотрев в первой главе вопрос о появлении на Земле человека в его историческом аспекте, во второй главе автор книги Бытия вновь возвращается к этому же событию, но теперь говорит уже о внутреннем устроении человека, о его взаимоотношении с Творцом, о сущности его души: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт. 2:7 ).
Как видим, здесь акт творения освещается уже с другой стороны. Здесь говорится о двуединой природе человека – телесной и божественной. Человек создан из праха земного. Следовательно, по телу он есть один из организмов, живущих на Земле. Но в лице его вдунуто нечто от Самого Бога.
Соединяя оба текста, получаем полное представление о человеке в его идеале. Человек обрисован в той возможности, претворить которую в действительности он призван.
Далее (в главе третьей) говорится о том, как человек сам уклоняется от своего идеала. Обсуждение этого события – так называемого грехопадения – сейчас не входит в нашу задачу. В данном разделе ограничимся темой о творении человека (о грехопадении подробнее смотрите в первой главе второй части).
Так дается третье откровение о происхождении человека и возникновении его «родословной», то есть человеческой истории. Здесь, как и в первой главе Книги Бытия, возвещается, что мужчина и женщина в равной мере обладают человеческим достоинством. Имя человек Бог нарекает им обоим, к ним обоим относится и Божие благословение. Такова первая истина. Вторая истина состоит в том, что все люди рождаются по одному образу и подобию, то есть они равны. Эти истины будут потом торжественно подтверждаться и Самим Иисусом Христом в беседе с иудеями: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?» ( Мф.19:4 ). И затем в Афинском ареопаге – Апостолом Павлом: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род» ( Деян.17:26–28 ). Таково ветхозаветное библейское Откровение о сотворении человека.
Человек со всем богатством духовных способностей именно сотворен, потому что он есть нечто особенное по сравнению с другими тварями. Те качества, которые явлены в человеке – его дух, его воля, его творческие способности, – не есть сочетание уже существовавших в мире до появления человека элементов. Дух человеческий – его «я» – не может быть разложен ни на какие земные элементы, не может быть сведен и к той душе живой (психике), которой обладают животные. Это нечто совершенно новое. В этом смысле человек возник из небытия (сотворен).
Но подобно тому, как предшествующая человеку ступень организации космоса – психическая жизнь – была новым творением, хотя и находящимся в неразрывной связи с уже сотворенной землей, так и человек, как таковой, есть явление новое, хотя и существующее в неразрывной связи со всеми предшествующими ему планами творения.
Происходя по телу из земли и тем самым будучи земным собратом всем живым существам, произошедшим из этой земли, человек есть в то же время образ и подобие Бога на Земле и, как носящий в себе дыхание Творца, есть существо, выходящее за пределы тварного ряда, хотя и завершающее собой весь этот тварный ряд.
В человеке есть все, что существует в природе. Волновая и корпускулярная, неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и душа животная – все совместилось в нем, чтобы человеку стать обителью бессмертного духа. Все дни творения находят себя в человеке. Эту истину родства человека со всей природой, хранимую Церковью с древнейших времен, хорошо сформулировал один из величайших философов Церкви, святой Иоанн Дамаскин (VIII век). В «Точном изложении Православной веры» он пишет: «Должно знать, что человек имеет нечто общее и с неодушевленными существами, и участвует в жизни бессловесных, и разделяет силу мышления с разумными. Имеет общую часть с неодушевленными по своему телу, поелику составлен из четырех стихий. С растениями по тем же самым отношениям, и, сверх того, по силе питаться, расти, давать семена и рождать. С бессловесными (животными) – по перечисленному выше и, кроме того, по способности пожелания, то есть по силе раздражительной и вожделевательной: также по способности чувствования и по произвольному движению» (гл. 12).
Другими словами, человек создан как вещь и представляет собой одну из вещей на Земле, но как образ и подобие Божие, как носитель божественного дыхания он уже не создан, а сотворен и уже не есть вещь. Он первый и единственный из всех тварей отпущен на свободу, чтобы, поднявшись из праха земного, из состояния природной необходимости, из состояния раба окружающих его условий, стать усыновленным Богу, стать сотрудником Бога на Земле и затем войти в вечность для единения с сотворившим его Богом.
Итак, человек возник к бытию, в себе самом соединяя: а) материальное (в самом предметном смысле этого слова); б) психическое и в) духовное. Он есть единство всех планов бытия, как бы некий связующий стержень, пронизывающий Вселенную и содержащий в себе все ее элементы.
И что самое важное, этот стержень не есть нечто статичное, неизменное; скорее это – стрела, летящая ввысь. Человек призван к обожению, то есть к единству с Творцом. Нельзя понимать его, как статичный центр и вершину мироздания, так как это еще ничего не говорит ни о динамике его духовного роста, ни о его главном предназначении. Вся суть в том, что человек призван выйти из рамок тварной Вселенной, чтобы вознестись в духовное небо для соединения с Творцом.
Читая библейские тексты о сотворении человека, мы приходим к выводу, что в них решительно ничего не говорится о том, как именно Господь создал человека. И если в Книге Бытия сказано, что человек создан из земли, то мы, исходя из учения о Боге как о Духе, не можем, подобно язычникам, представлять себе, что Бог как-то «обрабатывал» эту персть земную. Если же в поэтических местах Писания, в частности, в псалмах, говорится: «Твои руки сотворили меня и создали меня», то мы, христиане, всегда понимали это, как выражались св. Отцы, богоприлично, то есть не как нечто похожее на то, что совершает своими руками человек.
В христианской Церкви никогда не допускалось мысли о том, что Бог действительно «делал» человека, подобно тому, как представляли себе это вавилоняне и египтяне, то есть что Божество создает человека из глины, придавая ему форму на гончарном круге. Однако ранее считалось, что творение человека произошло мгновенно. Такое мнение было связано как с представлением о всемогуществе Божием, так и со статичным пониманием мира в целом, характерным не только для древнего мира, но и для относительно недавних времен.
Подытожим сказанное: как принципиально новое существо, человек сотворен, ибо до него не было творения, подобного ему по одаренности. Он сотворен по образу и подобию Божию. Он носит в своей груди дыхание Самого Творца.
Но вместе с тем, по своему телу, он в принципе не отличается от всех остальных тварей, которых извела земля. В этом отношении он не представляет собой ничего принципиально нового, и поэтому о его появлении говорится в шестом дне мироздания, когда возникли все высшие животные. Поэтому о нем говорится, что он создан из праха земного.
Человек не может забывать, что он создан подобно всем тварям из земли, из составляющего ее праха (афар), и такова несомненная истина о его материальном происхождении, известная науке. Откровение также говорит об этой истине, дабы пресечь всякие ложно-религиозные фантазии о происхождении человека из какой-либо особой небесной или просто неземной материи или о какой-то потусторонней, предшествующей его земной, жизни.
Человек сотворен животным, получившим повеление стать богом, – резюмирует христианское учение о человеке св. Василий Великий. Итак, созданный из праха земного человек – вершина мироздания, его завершение, осмысление. И вместе с тем человек не только вершина, но и стрела, то есть то, что должно выйти из рамок мироздания и войти в вечность для единения с Творцом.
Здесь главное в том, что в человеке, уже в самый момент творения, заложена возможность сочетания в себе тварного и божественного, что в Новом Завете выявляется Иисусом Христом, в Себе Самом уже сочетавшем божественную и человеческую природы. Первосвященническая молитва Иисуса Христа на Тайной Вечере вся посвящена осуществлению возможности полного единства Бога и человека.
Человек есть образ и подобие Творца, Его божественное дыхание на Земле. И ему предназначено войти в единение с Первообразом. Таков общий смысл всех библейских текстов о сотворении и назначении человека.
2. Человек во Вселенной
Человек, каким он обрисован в Книге Бытия, принципиально несравним с другими существами. Мы вообще не можем себе представить на Земле какое-либо другое существо, которое могло бы стать более совершенным, чем человек в его идеальной возможности. Он – вершина мироздания; существо, наделенное образом и подобием Творца, одаренное Его Божественным дыханием; существо, которому по Завету Бога предстоит выйти из рамок природной необходимости и войти в возвещенное в Евангелии Царство свободы. Но это Царство Христовой свободы, Царство жизни вечной – новозаветная тема, о которой мы сейчас говорить не будем.
Человек сотворен. Это значит, что человек представляет собой нечто принципиально новое в мироздании. Когда мы говорим о человеке, то всегда имеем в виду некое нерасторжимое единство а) его тела (организма, в принципе не отличающегося от тел всех живых тварей), б) его психики, также в принципе не отличающейся от психики всех живых существ и в) его духа, или его специфически человеческого «я», которое не имеет аналога во всей остальной природе. Поэтому-то человек и именуется новым творением во Вселенной.
Мы не будем сейчас касаться очень тонкого и вместе с тем очень сложного различия между понятиями дух, «я», личность, сознание и самосознание. Это увело бы нас очень далеко от нашей основной темы. Следует подчеркнуть, однако, что мы не можем отождествлять их с тем, что обозначается словом психика, подразумевая под ним все то, что относится к психике животных. Ведь если бы мы назвали психикой наше «я», то тут же должны были бы оговориться, что психика человека настолько богаче психики животных, что едва ли может быть названа с нею одним и тем же словом. Это нечто принципиально иное. Между духом и психикой различие не количественное, а качественное.
Наше «я», то есть глубинную и загадочную сущность нашего существа, мы не можем отождествить и с сознанием – понятием, которым обычно подменяют понятие «я». Сознание, как оно определяется в современной психологии, есть функция высокоорганизованной материи, то есть не сущность, а процесс. Эта способность идеального воспроизведения действительности. выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной (Философская энциклопедия, 1970, т. 5).
Наше «я» не есть просто функция высокоорганизованной материи. Это некая особая высшая реальность, сущность, обладающая сознанием, такая сущность, которая сама может превратить неразрывно связанное с ней тело и психику в свою функцию. И здесь вопрос не в, так называемой, обратной связи, а в чем-то большем, ибо обратная связь есть связь однородных элементов. Дух же человека выходит за пределы материи, хотя бы и высокоорганизованной.
Может возникнуть вопрос: каким считать дух человека – материальным или идеальным? В современной философии все идеальное считается реально несуществующим, оно расценивается лишь в соотнесении человеческой деятельности к объективному миру.
Объективным критерием, говорящим в пользу признания реальности нашего «я», как чего-то самостоятельно существующего, а не только функции человеческого тела, может служить необходимость признания ответственности нашего «я» (личности) за свои поступки.
Если подлинно и самостоятельно существующего «я» нет, если сознание человека расценивать только, как функцию материи (хотя бы и высокоорганизованной) нашего тела, в частности мозга, то человек не может и не должен нести ответственность за свои поступки, не будет ответственен ни в моральном, ни в социально-историческом плане. Функция есть только функция, то есть нечто производное от какой-то иной причины, которую в математике принято называть аргументом. Функция, как это слово определяется в современной философии, есть внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (см. Философский словарь, М., 1968). В приложении к человеку, определение сознания, как функции его мозга, будет означать, что оно, это сознание, определяется теми физико-химико-физиологическими процессами, которые протекают в мозгу и порождают, в качестве следствия, те или иные мыслительные образы (суждения). Такой процесс ничем, в сущности, не будет отличаться от всех иных процессов, протекающих в человеческом теле. Но если это так, то нельзя требовать от человека никакой ответственности за его поступки.
Тем не менее такое требование постоянно предъявляется человеку на всем протяжении его исторического существования в качестве социального индивида. Этот факт полностью противоречит упомянутой выше теории психической жизни человека. В отличие от нее, христианское учение говорит о человеке как о существе, могущем свободно принимать решения и поэтому быть ответственным перед Богом, перед своими собратьями, как ныне живущими, так и теми, которые будут жить в будущем или жили в прошлом, иными словами, быть ответственным перед историей человечества.
Человек есть первый «вольноотпущенник» природы, так как в нем она имеет не просто послушного исполнителя данных ей от Творца законов, но по подобию Абсолютного Творца и в установленных Им рамках – сознательного творца своей и природной жизни или, говоря апостольским языком, соработника Божия ( 1Кор. 3:9 ).
а) познать самого себя, то есть осознать в себе образ и подобие Творца и божественность своей души и полюбить Его, как свой прообраз;
б) познать окружающую его природу, заповедь Творца об отношении к окружающему миру, ко всем своим собратьям и полюбить их и весь мир;
в) познать ту цель, которая поставлена Творцом перед ним, и, осознав ее как необходимое и приняв как желанное, достичь ее.
В человеке эволюция уже может направлять саму себя и ускорять свой ход. В человеке природа впервые осознает себя и спрашивает: «Что я такое?» Если рассматривать человека, как одно из звеньев всеобщей цепи эволюции, то он, как прекрасно выразился Тейяр де-Шарден, есть пик высоты, достигнутый природой.
Главное же, что выделяет человека из всего окружающего мира, – это то, что он приходит в этот мир, имея, по выражению Апостола Павла, начаток духа ( Рим. 8:23 ). Этот начаток таит в себе возможность беспредельного совершенствования человеческой личности. Это совершенствование безгранично, так как имеет целью восходить к совершенству Самого Творца. Таков великий замысел Творца о Человеке! Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный! ( Мф. 5:48 ). Такова заповедь, данная Иисусом Христом.
Дух человека, его «я», таит в себе возможность на протяжении жизни осуществить эту поставленную перед ним Христом задачу совершенствования. В Евангелии даются основные вехи восхождения по этому пути: переоценка всех ценностей и новое рождение ( Ин. 3:5–6 ), постепенное достижение божественных свойств ( Ин. 10:34–35 ) и, наконец, превышающее наше обыденное разумение, полное единение с Абсолютом ( Ин. 17:21–26 ).
Евангелие возвещает, что каждое человеческое «я», будучи образом Бога, есть неповторимая сущность, абсолютная ценность. Но человеческое «я» есть не что-то равное Богу, но именно начаток божественности. Человеческое «я» есть не столько данность, сколько возможность божественности. Человек по своей сущности не статичен, а динамичен. Он один вырвался на свободу из общей природной необходимости. И хотя природа так же динамична, но по сравнению с человеком она медлительна, как черепаха. Едва возникнув к бытию и узнав о своем назначении, человек уже может идти к единению с Абсолютом, направляя на это усилия на протяжении данной ему жизни.
Каждое живое существо получило свой предел развития, свой «потолок», выше которого оно не может подняться. В принципе мы могли бы (если бы только сумели) вычертить для каждого живого существа график развития и указать ту кульминационную точку, которая стала бы его пределом. Для каждого жившего и живущего ныне человека мы могли бы, если бы знали о нем все, вычертить его «линию жизни», то есть линию его фактического восхождения (а, может быть, и падения). Но мы не можем начертить линию жизни человека в его принципиальной возможности, так как эта линия будет уходить в бесконечность.
Если бы мы попытались изобразить человека (в его идеале) среди окружающей его природы путем вычерчивания линий, то рисунок походил бы на некое растение со многими различными стеблями (различные формы жизни до человека), посреди которых располагается всего лишь один стебель, направленный вверх, и на его вершине – смотрящая вверх и отражающая в себе свет Солнца чашечка цветка, ради которого возникло все растение. Эта чашечка цветка и есть человек!
В некоторых других переводах стоящее в подлиннике слово «Адам» переведено не как имя собственное, а как человек вообще.
Сознание отключается во время сна. О том, какое значение имеет то, что принято называть «подсознательным» (еще не так давно отрицавшимся), теперь очень много говорится в современной научной литературе. Интересно выражение из книги «Песнь песней»: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (гл. 5, ст. 2).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»