Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.
Содержание
Статус
Организационно комиссия является «частичным открытым соглашением» в рамках СЕ. Это означает, что члены СЕ не обязаны в ней участвовать и при этом членство в ней открыто (с согласия Комитета министров СЕ) для третьих государств; комиссия имеет собственный бюджет, отдельный от бюджета СЕ. На 2010 год членами комиссии являются все 47 государств-членов Совета Европы, а также Алжир, Бразилия, Израиль, Казахстан, Республика Корея, Киргизия, Марокко, Мексика, Перу, Тунис и Чили; ассоциированным членом является Республика Беларусь, наблюдателями являются Аргентина, Ватикан, Канада, США, Уругвай, Япония; комиссия сотрудничает также с Палестинской национальной администрацией, Евросоюзом и ЮАР.
Состав
Каждая страна-участник назначает в комиссию одного эксперта (и может назначить лицо, при необходимости его заменяющее) сроком на четыре года; эксперты должны работать как независимые специалисты, а не представители государств. Как правило, комиссия в полном составе собирается на четыре сессии в году.
Председатель комиссии — Джанни Букиккио (Италия). Членом комиссии от России является председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, от Украины — замглавы администрации президента Марина Ставнийчук.
Порядок работы
Основная форма работы комиссии — анализ законов и законопроектов государств-участников, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и др. Документ может быть представлен на заключение комиссии самим заинтересованным государством, другим государством с согласия той страны, которая принимает документ, а также Парламентской ассамблеей СЕ. Заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение «европейских стандартов» в области демократии. Помимо этого, комиссия публикует тематические исследования по отдельным проблемам, ведет базы данных CODICES (решения конституционных судов) и VOTA (избирательное право). По проблематике выборов комиссия тесно сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
10 мая 1990 г. ; 30 лет назад ( 1990-05-10 ) (статут)
Основана в
Венеция, Италия
Штаб-квартира
Страсбург, Франция (Секретариат) Скуола Гранде ди Сан Джованни Евангелиста, Венеция, Италия (Пленарное)
Место расположения
В Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право, является консультативным органом Совет Европы, состоящий из независимых экспертов в области конституционное право. Он был создан в 1990 году после падения Берлинская стена, во время острой необходимости в конституционной помощи в Центральная и Восточная Европа.
Содержание
Творчество
Идея создать Комиссию за демократию через право как группу экспертов в конституционное право был задуман тогдашним министром общественной политики Италии, Антонио Марио Ла Пергола. [1] Выбор названия был основан на теории Ла Перголы, в которой говорилось, что устойчивые демократии могут быть построены только в конституционных рамках, основанных на верховенство закона.
Официальное предложение о создании комиссии было внесено Министр иностранных дел Италии, Джанни Де Мишелис, который пригласил других министров иностранных дел Совет Европы к Конференция по созданию Европейской комиссии за демократию через право который проходил в Фонд Джорджо Чини в Сан-Джорджо Маджоре, Венеция с 31 марта по 1 апреля 1989 г. На этой встрече министры иностранных дел и юстиции встретились с представителями Конституционных судов 21 страны Совет Европы.
Комитет министров, стремящийся помочь странам Центральная и Восточная Европа, одобрил создание Комиссии как частичное согласие на заседании в г. Венеция с 19 по 20 января 1990 г. Министры иностранных дел и юстиции Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша, то Германская Демократическая Республика, Румыния, то Советский союз и Югославия также участвовали в этой встрече в качестве наблюдателей.
Государства-члены
Члены
Члены являются «старшими учеными, особенно в области конституционного или международного права, судьями верховного или конституционного суда или членами национальных парламентов». [4] [5] Действуя в Комиссии в личном качестве, ее члены назначаются странами-участницами на четыре года. В число нынешних и бывших членов, среди других известных ученых и судей, входят: [6]
Президент
Президентом Комиссии с декабря 2009 г. является ее бывший генеральный секретарь г-н Джанни Букиккио, [8] в то время как его предшественник, г-н Ян Эрик Хельгесен, [9] Профессор Университета Осло избран первым вице-президентом. Новым Генеральным секретарем Комиссии, который является главой секретариата Комиссии в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге, Франция, стал г-н Томас Маркер.
Основное внимание в работе Венецианской комиссии уделяется проектам конституций и поправкам к конституции, но Комиссия также занимается параконституционными законами, то есть законами, близкими к Конституции, такими как законодательство о меньшинствах или избирательное право.
Запросы о заключении исходят от государств-участников и органов Совета Европы или международных организаций или органов, участвующих в работе Венецианской комиссии. Заключения, принятые Комиссией, не являются обязательными, но в большинстве случаев им следуют государства-члены.
Направлениями деятельности Комиссии являются:
Демократические институты и основные права
Метод работы
Рабочий метод, принятый Комиссией при представлении заключений, заключается в назначении рабочей группы докладчиков (в основном из числа ее членов), которые консультируют национальные власти при подготовке соответствующего закона. После обсуждений с национальными властями и заинтересованными сторонами в стране рабочая группа готовит проект заключения о том, соответствует ли текст закона демократическим стандартам в своей области и о том, как его улучшить на основе общего опыта. Проект заключения обсуждается и принимается Венецианской комиссией на пленарном заседании, обычно в присутствии представителей этой страны. После утверждения заключение становится общедоступным и направляется запрашивающему органу.
Недирективный подход
Хотя ее мнения, как правило, отражаются в принятом законодательстве, Венецианская комиссия не навязывает своих решений, а придерживается недирективного подхода, основанного на диалоге. По этой причине рабочая группа, как правило, посещает соответствующую страну и встречается с различными политическими субъектами, вовлеченными в проблему, чтобы обеспечить наиболее объективное представление о ситуации.
Разрешение конфликтов путем предоставления юридических консультаций
Политическое соглашение об урегулировании конфликта должно быть подкреплено жизнеспособным юридическим текстом. Также возможно, что соглашение по юридическому тексту будет способствовать политическому решению. По этой причине Венецианская комиссия уделяет особое внимание странам, которые переживают или пережили этнополитические конфликты. В этом контексте, по запросу Европейского Союза, Венецианская комиссия сыграла важную роль в разработке и толковании конституционного права Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория а также Косово. Он также участвовал в усилиях по урегулированию конфликтов относительно статуса Абхазия и Южная Осетия в Грузия и Приднестровье в Молдова.
Комиссия составляет заключения, инициирует исследования и организует конференции, в том числе по:
Выборы, референдумы и политические партии
Комиссия определяет и разрабатывает стандарты в области выборов посредством:
Конституционное и обычное правосудие
Еще одна сфера деятельности Комиссии включает сотрудничество с конституционными судами и приравненными к ним органами. С момента своего создания Венецианская комиссия осознавала, что недостаточно помочь государствам в принятии демократических конституций, но эти тексты должны быть реализованы на практике. Ключевыми игроками в этой области являются конституционные суды и аналогичные органы, осуществляющие конституционную юрисдикцию.
Сотрудничество с конституционными судами, обычными судами и омбудсменами осуществляется посредством:
Транснациональные исследования, отчеты и семинары
Транснациональная деятельность Комиссии позволяет ей выполнять основные обязанности, изложенные в ее Уставе, которые заключаются в улучшении функционирования демократических институтов, знания правовых систем и понимания правовой культуры стран, работающих с ней.
Хотя большая часть работы Комиссии зависит от страны, Комиссия также готовит, по своей собственной инициативе и по запросу сторонних органов, таких как Парламентская ассамблея Совета Европы, исследования и отчеты по темам, представляющим общий интерес для члена и наблюдатель констатирует. Транснациональные темы также освещаются на семинарах Unidem (Университет демократии) и публикуются в сборнике «Наука и техника демократии».
Сравнительные исследования
Семинары UniDem (Университет демократии)
Семинары UniDem позволяют ведущим специалистам из политических и академических кругов, конституционных судов (или аналогичных органов) и Комиссии контактировать, например, с конкретным университетом или конституционным судом. Отчеты представлены по конкретным странам или конкретным аспектам обсуждаемых тем. Разрешая обмены между специалистами из самых разных областей, семинары UniDem помогают определить общие для демократических государств правила, в которых соблюдаются права человека и верховенство закона.
Занятые должности
Богохульство
В 2009 году Венецианская комиссия привлекла редкие сообщения в новостях из-за своего мнения, что «богохульство не должно быть незаконным «. [11]
Выборы: определение границ
В рамках своего отчета Европейская комиссия за демократию через право: Кодекс надлежащей практики в избирательных вопросах, руководящие принципы и пояснительные отчеты, принятые в октябре 2002 г., Венецианская комиссия рекомендовала ряд соображений, [12] также при решении вопросов определение границ. [13]
Репортаж о Польше
В декабре 2017 года после Польский Правительство предприняло меры по изменению формы и контролю над Верховный суд ПольшиВенецианская комиссия опубликовала отчет с критикой этих реформ. Отчет побудил Евросоюз ссылаться на статью 7 своего учредительного договора, угрожающую Польше утратой права голоса в институтах ЕС. [14] [15]
Законодательство о религиозных свободах в Черногории
С 2015 года Венецианская комиссия была включена в процесс законодательной реформы и регулирования различных правовых вопросов, связанных с религиозными свободами и правами религиозных общин в Черногория. Первое заключение ВК по первоначальному законопроекту о свободе вероисповедания в Черногории было опубликовано в ноябре 2015 года. [16] За этим последовал длительный период внутренних консультаций и дополнительных обсуждений в Черногории, в результате чего был разработан новый законопроект, за которым последовало еще одно заключение ВК, выпущенное в июне 2019 года. [17] рекомендуя различные улучшения и уточнения. [18]
Его членами являются «старшие ученые, особенно в области конституционного или международного права, судьи верховного или конституционного суда или члены национальных парламентов». Действуя в Комиссии в индивидуальном качестве, члены назначаются странами-участницами на четыре года. Текущие и бывшие члены включают, среди других известных ученых и судей:
Президент
Президентом Комиссии с декабря 2009 г. является ее бывший генеральный секретарь г-н Джанни Букиккио, а его предшественник г-н Ян Эрик Хельгесен, профессор Университета Осло, избран первым вице-президентом. Новым генеральным секретарем Комиссии, который является главой секретариата Комиссии в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге, Франция, стал г-н Томас Маркер.
Основное внимание в работе Венецианской комиссии уделяется проектам конституций и поправкам к конституции, но Комиссия также занимается параконституционными законами, то есть законами, близкими к Конституции, такими как законодательство о меньшинствах или закон о выборах.
Запросы о заключении исходят от государств-участников и органов Совета Европы или международных организаций или органов, участвующих в работе Венецианской комиссии. Заключения, принятые Комиссией, не являются обязательными, но в большинстве случаев им следуют государства-члены.
Направления деятельности Комиссии:
Демократические институты и основные права
Метод работы
Рабочий метод, принятый Комиссией при представлении заключений, заключается в назначении рабочей группы докладчиков (в основном из числа ее членов), которые консультируют национальные власти при подготовке соответствующего закона. После обсуждений с национальными властями и заинтересованными сторонами в стране рабочая группа готовит проект заключения о том, соответствует ли текст закона демократическим стандартам в своей области и о том, как его улучшить на основе общего опыта. Проект заключения обсуждается и принимается Венецианской комиссией на пленарном заседании, обычно в присутствии представителей этой страны. После принятия заключение становится общедоступным и направляется запрашивающему органу.
Недирективный подход
Хотя ее мнения, как правило, отражаются в принятом законодательстве, Венецианская комиссия не навязывает своих решений, а придерживается недирективного подхода, основанного на диалоге. По этой причине рабочая группа, как правило, посещает соответствующую страну и встречается с различными политическими деятелями, вовлеченными в проблему, чтобы обеспечить наиболее объективное представление о ситуации.
Разрешение конфликтов путем предоставления юридических консультаций
Комиссия составляет заключения, инициирует исследования и организует конференции, в том числе по:
Выборы, референдумы и политические партии
Комиссия определяет и разрабатывает стандарты в области выборов посредством:
Конституционное и обычное правосудие
Еще одна сфера деятельности Комиссии включает сотрудничество с конституционными судами и приравненными к ним органами. С момента своего создания Венецианская комиссия осознавала, что недостаточно помочь государствам в принятии демократических конституций, но эти тексты должны быть реализованы на практике. Ключевыми игроками в этой области являются конституционные суды и аналогичные органы, осуществляющие конституционную юрисдикцию.
Сотрудничество с конституционными судами, обычными судами и омбудсменами осуществляется посредством:
Транснациональные исследования, отчеты и семинары
Транснациональная деятельность Комиссии позволяет ей выполнять основные обязанности, изложенные в ее Уставе, которые заключаются в улучшении функционирования демократических институтов, знания правовых систем и понимания правовой культуры стран, работающих с ней.
Хотя большая часть работы Комиссии зависит от страны, Комиссия также готовит, по своей собственной инициативе и по запросу сторонних органов, таких как Парламентская ассамблея Совета Европы, исследования и отчеты, посвященные темам, представляющим общий интерес для члена и наблюдатель констатирует. Транснациональные темы также освещаются на семинарах Unidem (Университет демократии) и публикуются в сборнике «Наука и техника демократии».
Сравнительные исследования
Семинары UniDem (Университет демократии)
Семинары UniDem позволяют ведущим специалистам из политических и академических кругов, конституционных судов (или аналогичных органов) и Комиссии контактировать, например, с конкретным университетом или конституционным судом. Отчеты представлены по конкретным странам или конкретным аспектам обсуждаемых тем. Разрешая обмены между специалистами разного профиля, семинары UniDem помогают определить общие для демократических государств правила, в которых соблюдаются права человека и верховенство закона.
Занятые должности
Богохульство
В 2009 году Венецианская комиссия привлекла редкие сообщения в новостях из-за своего мнения о том, что « богохульство не должно быть незаконным».
Выборы: определение границ
Репортаж о Польше
Законодательство о религиозных свободах в Черногории
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия)
Соглашение о сотрудничестве: PDF, 1 Mb
Год образования: 1990
Участники: 61 государство, один ассоциированный член, пять наблюдателей (два со специальным статусом партнера по сотрудничеству)
Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Сессии проходят в Венеции.
Организационно комиссия является «частичным открытым соглашением» в рамках СЕ. Это означает, что члены СЕ не обязаны в ней участвовать и при этом членство в ней открыто (с согласия Комитета министров СЕ) для третьих государств; комиссия имеет собственный бюджет, отдельный от бюджета СЕ. Каждая страна-участник назначает в комиссию одного эксперта сроком на четыре года; эксперты должны работать как независимые специалисты, а не представители государств. Как правило, комиссия в полном составе собирается на четыре сессии в году.
Основная форма работы комиссии — анализ законов и законопроектов стран-участниц, затрагивающих проблемы конституционного права, в том числе стандарты выборов, права меньшинств и др. Заключения комиссии используются ПАСЕ как отражение европейских стандартов в области демократии. Также комиссия публикует тематические исследования по отдельным проблемам, ведет базы данных CODICES (решения конституционных судов) и VOTA (избирательное право). По проблематике выборов комиссия тесно сотрудничает с Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), которое регулярно принимает участие в пленарных заседаниях Венецианской комиссии.
Венецианская комиссия посоветовала изменить поправку об увольнении судей
Входящая в Совет Европы Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) рассмотрела поправки к Конституции России, касающиеся отношений с Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Остальные поправки комиссия не рассматривала.
Изучив текст поправок, позицию российских властей, заключение Конституционного суда России и другие документы, эксперты Венецианской комиссии рекомендовали изменить или полностью отказаться от предложенных изменений в статью 79. Об этом говорится в заключении, опубликованном 18 июня на сайте комиссии.
Поправка в эту статью предлагает закрепить за Россией право не исполнять «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации». Эксперты Венецианской комиссии в заключении указывают на то, что, вступив в Совет Европы и ратифицировав Конвенцию о правах человека, Россия обязалась исполнять решения Европейского суда по правам человека, а статья 46 Конвенции указывает, что исполнение решений суда является обязательным. Венецианская комиссия уже указывала на этот пункт Конвенции и теперь обеспокоена решением вписать указанный принцип в Конституцию.
Эксперты также выразили беспокойство тем, что в Конституцию предлагается включить норму о возможности увольнения Советом Федерации судей Конституционного суда по представлению президента. «Это делает суд подверженным политическому давлению», — говорится в заключении.
Венецианская комиссия — консультативный орган по конституционному праву, действующий при Совете Европы. В ней участвуют все страны, входящие в Совет Европы, в том числе Россия, и некоторые страны вне этой организации. Задачей Венецианской комиссии является анализ законов и законопроектов стран-участниц в сфере конституционного права. Документы на рассмотрение комиссии могут направляться самим государством и Парламентской ассамблеей Совета Европы.