Что такое венский кружок
Венский кружок
«Ве́нский кружо́к» (нем. Wiener Kreis ) — название сообщества учёных, регулярно собиравшихся в Вене с конца 20-х и до середины 30-х годов XX века. Руководителем кружка был профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик. С деятельностью «Венского кружка» связывают зарождение философского логического позитивизма.
Содержание
История
Первый Венский кружок
Второй Венский кружок
Манифест и общество Эрнста Маха
В 1928 году Венский кружок переходит в публичную фазу, для популяризации своих идей члены кружка создают общество Эрнста Маха (нем. Verein Ernst Mach ), президентом которого становится М. Шлик. В рамках общества Эрнста Маха участники кружка проводили публичные лекции на самые различные темы связанные с философией, математикой, физикой, теологией и т. д. Вместе с этим у кружка появляется печатное издание «Известия общества Эрнста Маха», где публикуются работы членов кружка. А в 1929 году на конференции по эпистемологии точных наук в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок» (нем. Wissenschaftliche Weltauffassung — Der Wiener Kreis ), в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. В Манифесте были указаны те направления философской и научной мысли, продолжателями которых считали себя члены кружка.
В это время окончательно и формируется Венский Кружок, и устанавливаются связи с такими же по духу группами. Так, в 1930 году Венский кружок, совместно с группой Рейхенбаха (ещё одна неопозитивистская группа, получившая название Берлинский кружок) начинает выпускать журнал «Познание» (нем. «Erkenntnis» ).
В 1930-х годах члены Венского кружка активно разрабатывают идеи неопозитивизма. В 1936 г. в Вене на ступенях Венского университета Мориц Шлик был убит собственным аспирантом. К 1938 году Венский кружок начал распадаться, а с захватом Австрии нацистской Германией — окончательно прекратил своё существование. Большинство членов кружка эмигрировали в США, где постепенно сложилось благодаря им сильное позитивистское течение, частично смыкающееся с прагматизмом.
Представители Венского кружка
Кружок состоял из многих выдающихся лиц и стал идейным центром неопозитивизма.
Основные идеи Венского кружка
Для решения многих философских проблем, а также для анализа языка науки и рассмотрения структуры научного знания, члены Кружка использовали аппарат математической логики. В дальнейшем это помогало доказывать или опровергать научные теории.
В 1920-х гг. на основе Венского Кружка возникло такое направление неопозитивизма, как логический позитивизм. Для логического позитивизма был характерен ярко выраженный сциентизм, то есть система убеждений, которые утверждали основополагающую роль науки в суждении о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику и математику, полагая, что все науки должны строиться на их основании.
ВЕНСКИЙ КРУЖОК
Полезное
Смотреть что такое «ВЕНСКИЙ КРУЖОК» в других словарях:
ВЕНСКИЙ КРУЖОК – — группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 М.Шлыком при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил… … Философская энциклопедия
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, которая в 1920 е стали центром разработки идей логического позитивизма. В.К. кружок был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Участники В.К. выдвинули … Новейший философский словарь
венский кружок — ВЕНСКИЙ КРУЖОК группа философов и ученых, сложившаяся в 1924 на базе философского семинара на кафедре натуральной философии Венского университета, которой руководил М. Шлик. С 1924 по 1936 регулярно по четвергам члены кружка собирались… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — группа ученых и философов, в 1920 е ставшая центром разработки идей логического позитивизма. В.К. был организован в 1922 Шликом на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского университета (‘кафедре Маха’).В В.К. входили:… … История Философии: Энциклопедия
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — ВЕНСКИЙ КРУЖОК, философский кружок, разработавший основы логического позитивизма (смотри Неопозитивизм). Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, К. Рейхенбах. Центральная… … Современная энциклопедия
Венский кружок — ВЕНСКИЙ КРУЖОК, философский кружок, разработавший основы логического позитивизма (смотри Неопозитивизм). Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гедель, К. Рейхенбах. Центральная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Венский кружок — Позитивизм … Википедия
ВЕНСКИЙ КРУЖОК — неформальное объединение интеллектуалов, которое было в 1920 30 е годы идейным и организационным центром философии неопозитивизма. Кружок возник в 1922 на основе семинара при кафедре философии индуктивных наук Венского ун та. Организатором и… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Венский кружок — философский кружок, разработавший основы логического позитивизма. Сложился в 1922 вокруг австрийского физика М. Шлика; главные участники О. Нейрат, Р. Карнап, Ф. Франк, К. Гёдель, X. Рейхенбах. Центральная идея сведение философской проблематики … Энциклопедический словарь
Венский кружок — философский кружок, в котором были разработаны основы логического позитивизма (См. Логический позитивизм), сложился (в 1922) вокруг австрийского физика М. Шлика (преемника Э. Маха на кафедре философии Венского университета). В В. к.… … Большая советская энциклопедия
ВЕНСКИЙ КРУЖОК
ВЕНСКИЙ КРУЖОК – группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ]. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 М.Шлыкомпри кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил ряд молодых ученых, гл. о. представителей точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки и скептически относившихся к возможностям традиционной философии в исследовании этой проблематики. Выдвигавшаяся ими программа развития «научной философии» получила, однако, узкосциентистскую (см. Сциентизм [СЦИЕНТИЗМ]) и позитивистскую направленность. В Венский кружок входили: Р.Карнап (с 1926), Ф.Вайсман, Г.Фейгль, О.Нейрат, Г. Ган, В.Крафт, Ф.Кауфман, К.Гедель и др. С Венским кружком сотрудничали Ф.Франк (Чехословакия), Э.Кайла (Финляндия), А.Бламберг, Э.Найгель (США), Й.Йоргенсен (Дания), А.Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной «метафизике». Восприняв узкий эмпиризм и феноменализм махизма в интерпретации научного познания, участники Венского кружка в то же время восприняли и основные установки философии логического анализа, гл. о. через ряд идей «Логико-философского трактата» Л.Витгенштейна [ВИТГЕНШТЕЙН] – прежде всего идею о значении логического анализа языка для философии науки на основе использования средств и понятий математической логики, воплотившуюся в концепции сведения философии науки к логическому анализу языка науки, учение об аналитическом характере логики и математики, которое, по их мнению, давало возможность применить им гносеологию «радикального эмпиризма», нашедшую свое выражение в концепции сводимости всего языка науки к выражению «непосредственно данного» в т.н. протокольных предложениях [ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ], с признанием особого статуса аналитичности (см. Аналитические суждения [АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ]), логико-математических утверждений, критику традиционной философии не просто как неправильной или неэффективной, но как вообще лишенной познавательного значения «метафизики». Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логического анализа привел участников Венского кружка к формированию исходных положений логического позитивизма, которые в наиболее последовательной и радикальной форме пропагандировались именно в период деятельности Венского кружка. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время происходит окончательное организационное оформление Венского кружка и устанавливаются международные связи с близкими по духу группами (помимо тех контактов, которые уже в 1920-х гг. Венский кружок имел с группой X.Рейхенбахав Берлине). С 1930 Венский кружок издает совместно с группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. К концу 1930-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей Венского кружка из Вены и, наконец, захватом Австрии нацистской Германией Венский кружок прекратил свое существование. Непосредственным преемником Венского кружка стало движение логического эмпиризма [ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ]в США, возглавлявшееся видными участниками Венского кружка.
Литература:
1. Франк Ф. Философия науки. М., 1960;
2. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966;
3. Kraft V. Der Wiener Kreis. W., 1950;
Что такое венский кружок
ВЕНСКИЙ КРУЖОК
ВЕНСКИЙ КРУЖОК – группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма. Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 М.Шлыком при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. Венский кружок объединил ряд молодых ученых, гл. о. представителей точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки и скептически относившихся к возможностям традиционной философии в исследовании этой проблематики. Выдвигавшаяся ими программа развития «научной философии» получила, однако, узкосциентистскую (см. Сциентизм) и позитивистскую направленность. В Венский кружок входили: Р.Карнап (с 1926), Ф.Вайсман, Г.Фейгль, О.Нейрат, Г. Ган, В.Крафт, Ф.Кауфман, К.Гедель и др. С Венским кружком сотрудничали Ф.Франк (Чехословакия), Э.Кайла (Финляндия), А.Бламберг, Э.Найгель (США), Й.Йоргенсен (Дания), А.Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной «метафизике». Восприняв узкий эмпиризм и феноменализм махизма в интерпретации научного познания, участники Венского кружка в то же время восприняли и основные установки философии логического анализа, гл. о. через ряд идей «Логико-философского трактата» Л.Витгенштейна – прежде всего идею о значении логического анализа языка для философии науки на основе использования средств и понятий математической логики, воплотившуюся в концепции сведения философии науки к логическому анализу языка науки, учение об аналитическом характере логики и математики, которое, по их мнению, давало возможность применить им гносеологию «радикального эмпиризма», нашедшую свое выражение в концепции сводимости всего языка науки к выражению «непосредственно данного» в т.н. протокольных предложениях, с признанием особого статуса аналитичности (см. Аналитические суждения), логико-математических утверждений, критику традиционной философии не просто как неправильной или неэффективной, но как вообще лишенной познавательного значения «метафизики». Синтез позитивизма махистского толка с установками философии логического анализа привел участников Венского кружка к формированию исходных положений логического позитивизма, которые в наиболее последовательной и радикальной форме пропагандировались именно в период деятельности Венского кружка. В 1929 Карнап, Ган и Нейрат опубликовали манифест «Научное миропонимание. Венский кружок». В это же время происходит окончательное организационное оформление Венского кружка и устанавливаются международные связи с близкими по духу группами (помимо тех контактов, которые уже в 1920-х гг. Венский кружок имел с группой X.Рейхенбаха в Берлине). С 1930 Венский кружок издает совместно с группой Рейхенбаха журнал «Erkenntnis» («Познание»), пропагандирующий идеи логического позитивизма. К концу 1930-х гг. в связи с гибелью Шлика, отъездом ряда деятелей Венского кружка из Вены и, наконец, захватом Австрии нацистской Германией Венский кружок прекратил свое существование. Непосредственным преемником Венского кружка стало движение логического эмпиризма в США, возглавлявшееся видными участниками Венского кружка.
1. Франк Ф. Философия науки. М., 1960;
2. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966;
3. Kraft V. Der Wiener Kreis. W., 1950;
Венский кружок в философии
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
С конца 20-х и до середины 30-х годов XX века сформировалось сообщество учёных – единомышленников в Вене. Это сообщество называлось Венским кружком, и его руководителем был профессор кафедры индуктивных наук Мориц Шлик. Именно с образованием этого научного сообщества связывают зарождение логического позитивизма в философии.
Основными идеями этого течения было то, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Сторонники логического позитивизма утверждали, что мир познаваем, стоит только избавиться от ненаблюдаемого.
Зарождение Венского кружка
Венский кружок – группа, явившаяся идейным и организационным ядром движения логического позитивизма.
Венский кружок возник на основе семинара, организованного в 1922 году М.Шлыком при кафедре философии индуктивных наук Венского университета. В 1895-м году в Австрии была создана кафедра философии индуктивных наук, которой до 1901 года заведовал Эрнст Мах, благодаря этому в Вене складывалась эмпирическая философская традиция.
В 1907 году в венском кафе Централь стали собираться студенты и преподаватели Венского университета, в основном это были студенты Ханса Хана и молодые преподаватели физики и математики. Эти собрания считаются первым Венским кружком или прото-кружком.
Изначально основной костяк Венского кружка составляли представители точных наук, интересовавшихся вопросами философии науки и скептически относившихся к возможностям традиционной философии в исследовании этой проблематики. Кроме Ханса Хана в Венском кружке первопроходцами были социолог и экономист Отто Нейрат, математик и механик Рихард фон Мизес, физик и философ Филипп Франк. Эти учёные составили «ядро» Венского кружка.
Участники прото-кружка стремились объединить эмпиризм, символическую логику и французский конвенционализм. Собрания прото-кружка проходили вплоть до 1912 года, когда многие участники кружка уехали из Вены.
Венский кружок после второй мировой войны
После первой мировой войны и преподавания в Бонне Ханс Хан вернулся в Венский университет в 1921 году и хотел возобновить деятельность прото-кружка. В то же время место профессора на кафедре индуктивных наук было вакантно, Ханс убедил комитет университета принять на эту должность Морица Шлика, преподававшего философию в университете Киля, и организовал его переезд в Вену.
В 1922 году во время инаугурационной речи на должность профессора М. Шлик выразил намерение сохранить дух Маха и Больцмана в Вене и поддержал новые веяния в натуральной философии. После вступления в должность Шлик организовал дискуссионную группу, которая известна как второй Венский кружок, и которая впоследствии стала называться просто «Венский кружок» и считается идейным ядром логического позитивизма (неопозитивизма).
Кружок собирался каждый второй четверг. Эти встречи носили закрытый характер — Шлик лично приглашал выдающихся математиков и философов на «четверги». Среди участников этих встреч были как выдающиеся студенты, так и опытные преподаватели.
В 1928 году Венский кружок переходит в публичную фазу, для популяризации своих идей члены кружка создают общество Эрнста Маха, президентом которого становится М. Шлик. В рамках общества Эрнста Маха участники кружка проводили публичные лекции на самые различные темы, связанные с философией, математикой, физикой, теологией и т. д.
Вместе с этим у кружка появляется печатное издание «Известия общества Эрнста Маха», где публикуются работы членов кружка. А в 1929 году на конференции по эпистемологии точных наук в Праге Нейрат от имени кружка выступил с манифестом «Научное понимание мира. Венский кружок», в котором были сформулированы основные принципы неопозитивизма. В Манифесте были указаны те направления философской и научной мысли, продолжателями которых считали себя члены кружка.
В это время окончательно и формируется Венский Кружок, и устанавливаются связи с такими же по духу группами. Венский кружок разворачивает свою деятельность: выпускаются научные журналы и публикации, члены кружка участвуют в конференциях.
Основные идеи Венского кружка и его члены
Выдвигавшаяся участниками Венского кружка программа развития «научной философии» получила, однако, узкосциентистскую и позитивистскую направленность.
В Венский кружок входили:
С Венским кружком сотрудничали Ф.Франк (Чехословакия), Э.Кайла (Финляндия), А.Бламберг, Э.Найгель (США), Й.Йоргенсен (Дания), А.Айер (Великобритания) и др. На формирование идейных установок Венского кружка значительное воздействие оказал махизм, пользовавшийся большим влиянием в Венском университете, с его эмпиризмом и негативным отношением к традиционной «метафизике».
Разными путями члены Венского кружка пришли к научному эмпиризму. Находясь под влиянием идей Эрнста Маха, а именно принципов эмпиризма и номинализма, экономии мышления, и концепции философии, ориентированной на критический анализ языка и науки, участники прото-кружка обсуждали синтез эмпиризма и символической логики и взгляды Больцано, Фреге, Больцмана, Брентано, Майнонга, Гуссерля, Шрёдера, Гельмгольца, Герца и Фрейда.
Они стремились переосмыслить эмпиризм Маха в свете французского конвенционализма (Дюгем, Пуанкаре) и тем самым противостоять ленинской критике «эмпириокритицизма», воспринимавшейся ими совершенно серьезно.
Фото NeONBRAND on Unsplash
Логический позитивизм уже не рассматривает чувственные данные, ощущения и т.п. в качестве субстанциональной основы мира и его познания; для его приверженцев это лишь материал, исходная данность познания. Они делают акцент на логических исследованиях языка науки, всех предложений, с помощью которых мы высказываемся об окружающем нас мире.
Для логического позитивизма характерно утверждение, что тела, свойства, предметы, структура, законы и т.д. следует понимать как логические конструкции из элементарных фактических данностей. Наблюдаемость, ощущаемость, наличность, данность фактов есть критерий осмысленности какого-либо предложения. Те предложения, которые ничего не говорят о фактах, в которых вообще речь не идет о чем-то данном, фактическом, считаются логическими позитивистами бессмысленными.
Исходя из этого сторонники данного вида позитивизма отклоняют все метафизические построения, все философские суждения, не опирающиеся на естественно-научные данные. Причем эти предложения отклоняются не столько потому, что в современных условиях не могут быть еще подтверждены имеющимися естественно-научными знаниями, сколько, скорее потому, что с точки зрения логики они не содержат необходимых фактов или отношений, и именно поэтому такие предложения являются «бессмысленными».
Задача философии, с точки зрения членов Венского кружка, — добиваться ясности предложений, посредством которых мы говорим о фактах. Задача философии ограничивается сферой языка науки либо анализом повседневного, естественного языка, в который включается и язык науки.