Что такое вербальные игры
Игры разума: топ-10 словесных игр, которые точно понравятся вашим детям
Ох уж эти длительные поездки – в поезде, в самолете, в машине! Уже и сказка прослушана, и все песенки спеты по нескольку раз и с выражением, и раскраски изрисованы – а еще ехать и ехать… Выручают словесные игры – в них можно играть где угодно, хоть по дороге в школу. Мы составили топ-10 лучших игр для всех возрастов.
Читайте на Еве
Словесные игры стары как мир: в них обожали играть дети и в прошлом, и в позапрошлом веке (причем некоторые игры дошли до нас почти в первозданном виде). Плюсов у таких игр море: они не требуют никаких приспособлений, позволяют интересно провести время, узнать кое-что новое, а еще – тренируют массу полезных навыков. И самих игр, и модификаций очень много. Мы выбрали самые интересные – среди них есть и посложнее, и попроще, и гуманитарные, и технические. Поиграем?
Как играть : ведущий загадывает любое слово (для продвинутых – словосочетание). Игроки могут задавать любые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Кто первый отгадал слово, тот и выиграл.
Количество игроков : от двух человек.
«Данетки» – бесспорный и многим знакомый лидер нашего хит-парада. Правила элементарные, а игра захватывающая – играть можно и с трехлеткой, и с десятилеткой. А главное, игра полезная: она учит логическому мышлению и навыку правильно формулировать вопрос. Кроме того, более-менее опытные игроки разрабатывают для себя систему вопросов, которые позволяют максимально сузить поиски: это живое? Это сделано человеком? Это съедобное? И так далее.
Как играть : ведущий загадывает слово, один из игроков выбирает любую букву. Ведущий должен объяснить загаданное, используя слова только на эту букву. Например, слово «дерево», буква – «с». Ведущий говорит что-то вроде: стоящее снаружи, стройматериал, саженцы, сосна и так далее.
Количество игроков : от двух человек
Эта игра позволяет значительно расширить словарный запас и заставляет работать воображение, конечно!
Как играть : ведущий ненадолго покидает комнату (или затыкает уши). Игроки выбирают, кого загадать (это могут быть сами игроки, ведущий, или, например, общий друг). Ведущий выясняет, какие ассоциации вызывает загаданный, например: с каким жанром музыки ассоциируется этот человек? С каким цветом? С каким транспортом?
Количество игроков : от трех человек (чем больше, тем лучше).
Как правило, во время этой игры никто не может удержаться от смеха, особенно если ведущий загадывает забавные ассоциации. А вот отгадать бывает не так-то просто: ассоциации-то у всех разные. Кроме того, это прекрасный способ немножко посмотреть на мир глазами своего ребенка: может оказаться, что желтая – картошка – велосипед – это именно вы!
Как играть : ведущий загадывает слово (существительное в единственном числе, чем длиннее, тем интереснее), например, «квартира», и говорит первую букву – «К». Задача игроков – выяснить, какое слово загадано, не называя его напрямую. Один игрок спрашивает: «Это то, что едят на завтрак?» Если ведущий догадывается, о чем идет речь, он отвечает: «Нет, это не каша».
Если ведущий не понимает, что это, а другой игрок догадался, он добавляет: «Есть контакт!» Тогда игроки начинают хором считать до десяти, а у ведущего еще есть шанс найти ответ. На счет «десять» игроки хором произносят загаданное слово – «каша». Если они имели в виду одно и то же слово, ведущему приходится раскрыть вторую букву своего слова – «в». Теперь игрокам нужно загадывать слова, начинающиеся на «кв». Игра продолжается, пока не будет отгадано слово ведущего.
Количество игроков : от трех человек.
Хоть описание игры довольно длинное, правила совсем не сложные. Игра увлекательная и азартная. Она учит давать определения и описания, причем особо искушенные игроки умудряются так описывать предмет, чтобы догадался именно один игрок, а не ведущий.
Как играть : игроки выбирают любое число от одного до десяти – например, семь. Затем начинают по очереди считать до ста, причем вместо чисел, которые делятся на семь или содержат семь, надо говорить «опля». Кто ошибся – выбывает.
Количество игроков : от двух человек
Эта забавная игра прекрасно тренирует навыки устного счета.
Как играть : нужно доказать, что ты победил. Почему? Придумывайте правила сами!
— Я победил, потому что я старше.
— Да, но сегодня побеждают только те, в чьем имени есть буква «М», а тебя зовут Петя!
— Да, но в этой игре такие правила, что правило номер два не работает!
Количество игроков : от двух человек.
Хотя правила с виду элементарные, игра получается довольно хитрая: нужно придумывать свои условия, при этом соблюдая все предыдущие. Вот они, приемы софистики в действии! Упражняясь в этой игре, ваш ребенок сможет переубедить кого угодно (осторожно: вас тоже).
7. Трёхлитровая банка
Как играть : выбираете любую букву и называете всё, что поместится в трехлитровую банку. Например: «б» – баранка, букашка, барбарис, бульон и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Помимо всего прочего, игра развивает пространственное воображение: нужно помнить, что банка большая, а вот горлышко у нее узкое, поэтому большой вопрос, поместится ли туда, например, стакан?
Как играть : ведущий называет любое слово, игрок должен придумать слово на последнюю букву первого. Ананас-собака-апельсин-носок.
Количество игроков : от двух человек.
Наверное, самая популярная игра всех времен и народов. Играть можно в города, в имена, в животных – выбор тем неограничен. Заодно получается расширить познания ребенка в той или иной области: загадывайте редких рыб или любимых сказочных персонажей.
Как играть: ведущий говорит любое слово, например, кошка. Игрок добавляет следующее – кошка проснулась. Далее каждый добавляет по слову, повторяя предыдущие. В результате может получиться целый рассказ, главное – не сбиться!
Количество игроков : от двух человек.
Игра шутливая, ведь результат совместного «творчества» непредсказуем! Заодно неплохо тренируется память и работает фантазия.
Как играть : загадывайте друг другу слова в их «зеркальном» прочтении: «лутс» – стул, «оверед» – дерево и так далее.
Количество игроков : от двух человек.
Во время игры тренируются память и внимание, и потом некоторые слова при их прочтении наоборот оказываются просто уморительными.
Игры на развитие вербальных средств общения
Анастасия Сергеевна
Игры на развитие вербальных средств общения
Игры на развитие вербальных средств общения.
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.Количество играющих: 3 и более человек.
Необходимые приспособления: стул.
Ход игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.
Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы,правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.
3. Старенькая бабушка
Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.Количество играющих: 8-10 человек.
Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.
Ход игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.
Цель: развитие коммуникативных навыков.Количество играющих: группа детей.Необходимые приспособления: клубок ниток.
Ход игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ход игры: Ребенок выходит вперед и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, И вот все вышли на старт. 5,4,3,2! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Коммуникативные игры, как одно из средств создания позитивного микроклимата в процессе реабилитации детей с ОВЗ «Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих. Мир особого ребёнка — допускает лишь своих. Мир особого ребёнка интересен и пуглив. Мир.
Технология волонтерства как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста «Технология волонтерства, как одна из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста» Модернизация образования требует.
Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы 1. “До свидания – здравствуй” (2-3 года). Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить,.
Игры на развитие эмоциональной волевой сферы общения Игры на развитие эмоциональной волевой сферы, общения. Игры на выражение внимания, интереса и сосредоточения 1. «Лисичка подслушивает».
План по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук через использование средств театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко» Перспективный план работы по самообразованию.
Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии СТАТЬЯ «Развитие эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии». Многие годы.
Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Тренинг «Развитие коммуникабельности и невербального общения» Филиппова Елена Владимировна ТОГБУЦентр по оказанию психолого-педагогических.
Словесные игры – средство для обучения, развлечения и снятия стресса
Словесными называются игры, в которых основным видом взаимодействия между игроками является речь. Этот способ скоротать время стал популярным и массовым благодаря своей универсальности. Словесные игры для детей и взрослых выручают во время длительных скучных поездок, ими можно разнообразить праздник малышей или вечеринку, а также разбавить милую болтовню двух влюбленных. Иметь несколько игр такого типа в своей копилке будет полезно:
Регулярные занятия словесными играми можно применять для развития речи, памяти, внимательности, скорости реакции, кругозора. В век высоких технологий для этого даже не нужен партнер, играть можно с любым андроид-девайсом, если на него установлен голосовой ассистент, поддерживающий функцию. Например, Яндекс.Алиса охотно играет с пользователем в «Города» или в «Верю – не верю».
Для детей
Дети всех возрастов любят словесные игры, исключение составляют разве что крохи, которые еще не научились говорить. Но и с ними в такие игры можно играть при условии, что «агуканье» и другие звукоподражания проходят по правилам, как полноценные ответы. Обычно в таких случаях игра сводится к простому повторению окружающих звуков, как лает собачка, как мяукает котенок, как «бибикает» машинка и т. д.
Почему важно делать это каждый день:
«Лишнее слово»
Ребенку предлагается 3-5 слов, из которых нужно выбрать одно единственное слово, которое никак не связано с остальными. Например, карандаш, тетрадь, пенал, корова. Первые 3 слова можно объединить в категорию «школьные принадлежности», последнее же к этой категории не относится и является лишним. С упражнением в самом простом варианте справится даже средняя группа детского сада, но усложняя его от раза к разу, можно помочь крохе не только выучить новые слова, но и научиться в полной мере понимать их суть.
«Я пошел на чердак»
Игра на развитие памяти и воображения, в которую можно играть в старшей группе. Первый игрок говорит «я пошел на чердак и нашел…», найденный предмет придумывается без каких-либо правил и законов, при этом чем сложнее и заковыристее, тем лучше. Например, «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу!». Следующий игрок делает то же самое, но свою находку прибавляет к находке предыдущего, вот так: «я пошел на чердак и нашел старую зеленую каракатицу и фиолетовый космический сапог!». Третий игрок добавляет свою находку, четвертый – свою и т. д. Когда игроки заканчиваются, список находок не обнуляется, последнего игрока сменяет первый, и круг продолжается. Игра заканчивается, когда кто-то из игроков собьется.
ВАЖНО! Чем сложнее и фееричнее «находки», тем веселее игра, тем больше дети задействуют фантазию и воображение.
«Жили-были»
Если ваш малыш в старшей группе, то рекомендуем подбирать для него более сложные речевые игры, предполагающие составление сложных предложений, работу фантазии и творческое мышление. Одна из таких игр называется «Жили-были», она научит ребенка сочинять собственные сказки.
Ведущий (взрослый), начиная со слов «жили-были» задает направление сюжета в нескольких предложениях, задача ребенка – их продолжить. Если детей несколько, то каждый по очереди добавляет свои несколько предложений к сказке. Задача взрослого – вести и корректировать сюжет, чтобы сказка получалась увлекательной, динамичной и веселой, а также усложнять задачу, подкидывая сложные элементы.
Для взрослых
Обратите внимание, что для всех перечисленных профессий и родов деятельности обязательным профессиональным навыком является не только умение красиво говорить, но и находчивость, способность не теряться в сложных ситуациях.
Человеку, не преследующему цель сделать карьеру артиста или медийного лица, игры могут помочь сделать следующее:
Эти навыки пригодятся на работе, в личной жизни, в быту, да и везде, где требуется разговаривать. Кроме того, уверенная речь – это атрибут уверенного человека, поэтому трудности с комплексами также можно полностью или частично устранить с помощью речевых упражнений.
«Труляля»
Простая игра на внимание и память, в которой игроки ведут счет от одного до бесконечности или до любого условленного числа, например, до ста. Во время счета числа называются игроками по очереди и очень быстро. Суть игры в том, что все числа, которые делятся без остатка на определенную цифру, например, на 9, должны быть заменены словом «труляля». Семь, восемь, труляля, десять, одиннадцать и т. д. Вылетает тот, кто сбивается или ошибается, выигрывает последний оставшийся в игре.
Игра тренирует способность параллельно обрабатывать и последовательно применять различную информацию, а также развивает кратковременную память.
Ассоциации
Вариантов игры в ассоциации может быть бесконечное множество, все они тренируют ассоциативное мышление, благодаря которому можно создать разговор из ничего и говорить бесконечно. Этот вариант игры более сложный, подходит как для двоих, так и для компаний, позволяет провести время весело.
Команда игроков (или один игрок, если играют двое) загадывает человека из команды или из определенного круга общих знакомых. Ведущий должен отгадать, кого загадала команда, задавая наводящие вопросы-ассоциации. Примеры вопросов:
На первый взгляд вопросы кажутся бессмыслицей, потому что ассоциативное мышление пока еще не ваша сильная сторона. Уже после нескольких минут практики вы научитесь подмечать сходство между характерами людей и предметов и использовать их в игре.
Игра «шарадного» типа для нескольких игроков. Ведущий получает слово от любого игрока, его задача – объяснить остальным, что это за слово, пользуясь исключительно словами на букву «П». Например, слово «автомобиль» можно объяснить так: припарковал, помыл, поехал. Можно давать игрокам подсказки, если все слова в них тоже на «П»: почти правильно, подождите, подумайте, плохо, полный провал и т. д.
Для двоих
Словесные игры для двоих – это почти всегда игры для свиданий, цель которых двояка. С одной стороны, играми можно заполнить время, если не клеится разговор, с другой – раскрепоститься и сблизиться. Почему игра раскрепощает? Потому что у нее простые и понятные рамки, внутри которых существовать несоизмеримо проще, чем вне их, то есть в мире, где условностей больше и не все они очевидны. Говоря проще, включаясь в игру, вы перестаете думать о том, что вам сейчас говорить, потому что это определено игрой, вы не беспокоитесь о своем поведении, потому что оно в данный момент игровое. Таким образом, отбросив характерные для первого свидания тревоги, вы лучше раскрываетесь как личность и как собеседник.
С помощью игры можно:
Любая пара сталкивалась с моментом, когда обоих интересует один и тот же вопрос, но никто не решается прямо его озвучить. Это всегда можно сделать через игру.
«К сожалению и к счастью»
Эта игра напоминает детскую «Жили-были», она тоже строится на сочинении сюжета или диалога, но есть и свои особенности. Пара делится на «пессимиста», который начинает свою фразу со слов «к сожалению», и «оптимиста», чья фраза начинается словами «к счастью».
— К сожалению, на улице идет дождь.
— К счастью, у нас есть зонтик.
— К сожалению, зонтик только один.
— К счастью, мы оба под ним поместимся.
«Невпопад»
Один игрок задает вопросы другому, задача «ответчика» – отвечать так, чтобы ответ не имел с вопросом ничего общего. Отвечать односложно (да, нет, не знаю и т. п.) нельзя, отвечать осмысленно нельзя, за нарушение засчитывается проигрыш. Игроки могут меняться местами сколько угодно раз и устанавливать в игре любые рамки, после которых «ответчик» будет считаться победителем.
Для компании
Игры, созданные исключительно для досуга, строятся на создании забавных ситуаций, над которыми можно дружно и беззлобно посмеяться. Интересные словесные игры для компании хорошо вписываются в мероприятия, на которых много случайных или незнакомых друг с другом людей, т. к. нахождение в незнакомой компании – это всегда стресс, без снятия которого досуг не состоится. Сам стресс возникает по причине боязни быть непринятым в новом обществе, он заставляет человека все время следить, оценивать и корректировать поведение, чтобы не показаться глупым, смешным, слабым или не проявить какие-либо другие недостатки на людях.
Игра же делает обратное: она создает условия, в которой все присутствующие по очереди смешат остальных, в то же время давая каждому возможность посмеяться над остальными. После такого «ритуала» напяливать на себя маску недосягаемой серьезности уже нет смысла, т. к. все присутствующие вместе уже побывали в непринужденной обстановке и расслабились. Самое время общаться, заводить новые знакомства, обмениваться контактными данными и наслаждаться вечеринкой.
«Один ответ»
Перед началом игры участникам предлагается вытянуть карточки со словами. Один участник – одно слово. После этого в круг выходит ведущий и начинает задавать вопросы всем игрокам по очереди. Ответом на каждый вопрос должно быть слово с карточки, видоизмененное, если этого требует структура вопроса. Задача ведущего – подбирать такие вопросы, чтобы ответ звучал как можно смешнее. Игрок, который засмеется, выбывает, победителем становится самый невозмутимый.
Например, если слово на карточке игрока «барсук»:
— На кого вы учились в институте?
— В каком году вы родились?
— Фамилия, имя, отчество?
— Барсук Барсукович Барсуков.
«Никогда НЕ»
Каждому участнику раздается по 10 фишек, ими могут быть любые одинаковые мелкие предметы, например, спички или пуговицы. После чего игроки по очереди признаются в чем-то, чего они ни разу в жизни не делали. Например, первый игрок говорит: я никогда не прыгал с крыши. Те игроки, которые не могут сказать того же самого про себя, отдают первому игроку по одной фишке, остальные остаются при своих. Например, из всех присутствующих прыгали с крыши всего трое, значит, первый игрок получает три фишки.
Для наглядности, если игрок скажет, что никогда не был на Марсе, то не получит ни одной фишки, потому что остальные тоже там не были. А если заявит, что никогда не смотрел телевизор, то получит по фишке от каждого. Перед игрой следует договориться не мухлевать, т. к. делать это будет довольно просто.
Словесные игры на Новый год
Задача новогодней игры – создать или поддержать праздничное настроение у компании, в которой могут находиться и взрослые, и подростки, и маленькие дети. Ведет новогодние словесные игры обычно приглашенный Дед Мороз, аниматор или переодетый знакомый, однако заменить его может любой желающий участник вечеринки.
«Наряжаем елку»
— Игрушки и гирлянды?
Проигравших и победителей быть не должно, цель игры – покричать и получить удовольствие. Советуем заготовить длинный список путанных и каверзных предметов, чтобы задание не казалось легким никому.
«Немой Дед Мороз»
Для игры выбирается пара взрослых – Дед Мороз и Снегурочка. Дед потерял дар речи, поэтому поздравляет собравшихся жестами и движениями, а Снегурочка старательно все переводит в слова. Задача играющих – скооперироваться и зачитать зрителям полный текст поздравления (его можно заранее подготовить).
Важно, чтобы ни Дед Мороз, ни Снегурочка не знали, какой текст их ожидает. Для еще большего эффекта можно предложить парам составить тексты, а потом перемешать их так, чтобы никому не достался свой.
«Еловые слова»
В эту игру можно играть, не вставая из-за стола. Участники по очереди называют слова, в которых есть «ель». Например, сочельник, карусель, вексель, бельчонок, апельсин. Слова должны быть существительными в именительном падеже, без собственных имен и иностранных слов, не считая заимствованные. Если игрок не может назвать слово, он вылетает, победителем становится самый стойкий.