Что такое вербальный и невербальный интеллект
Вербальный и невербальный интеллект
Измерение уровня интеллекта часто связано с отрицательными эмоциональными реакциями людей, так как человек боится, что его отнесут к разряду умственно отсталых. Поэтому такое измерение могут вести только психологи с соблюдением всех этических и профессиональных правил.
Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Как мы выяснили, существует две подструктуры общего интеллекта. Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Как показали исследования ленинградского психолога Е. И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов. Выделено несколько основных периодов интеллектуального развития: 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций; 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности; 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости; после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций. В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того, чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность.
Для определения структуры интеллекта, получения наглядной картины относительной силы признаков можно построить психологические профили интеллекта. Приведем два из них.
Кольцевой тип профиля интеллекта, по Р. Мэйли, представлен так: из центра, который отражает нулевое значение измеряемого признака, по отдельным лучам откладываются достигнутые результаты в определенных единицах. Этот вид профиля весьма наглядно показывает диапазон интеллекта, причем его форма указывает на определенный тип интеллекта. Другой тип профиля — вертикальный, табличный, отражает развитие внутри структуры интеллекта по отдельным признакам и характеризует ее зависимость от профессии человека.
Рассмотрим это на примере студентов с гуманитарной и технической ориентацией. Профиль интеллекта студентов технического вуза сдвинут в сторону развития невербального интеллекта и несколько снижен по вербальному; у студентов гуманитарного профиля более развит вербальный и снижен невербальный интеллект. Однако результаты исследования интеллекта инженеров показали, что наилучших успехов в работе добивались те из них, которые обладали развитыми невербальным и вербальным интеллектом, т. е. общими и специальными способностями.
Технический интеллект, как своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами, оказался более сложным явлением, чем просто невербальный интеллект. Результаты исследования студентов технических и гуманитарных вузов показали, что базой, на которой формируется технический интеллект, является умение оперировать пространственными образами, умение строить пространственные схемы, способность переводить объемное изображение в плоское. Кроме этого с формированием технического интеллекта оказались тесно связаны такие далекие от этого логические операции: способность определить категорию, к которой относится понятие, класс объекта, умение выделить существенный признак предмета. Овладение логикой, речью, способность строить суждения является т.о. не дополнительной предпосылкой к формированию технического интеллекта, а необходимым условием. Природа интеллекта в целом такова, что далекие по своей профессиональной принадлежности умственные навыки, определяются каким-то общим фактором и развиваются, формируются только совместно, как, например, успешное овладение тонкими движениями и математическими операциями. Более того, одним из признаков сформировавшегося интеллекта является скоординированность, согласованность развития различных мыслительных навыков. Для первой стадии развития характерно последовательное развитие мыслительных функций, последовательное появление одного навыка на базе другого. Например, сначала у детей развивается, растет память долговременная, внимание, а затем начинает улучшаться логическая функция. Для взрослого интеллекта характерно уже одновременное и однонаправленное развитие целых блоков, «гроздей» умственных способностей. Поэтому узко специализированное развитие только одного типа, повторяющее более ранний способ формирования интеллекта, может нанести вред развитию интеллекта взрослого.
По результатам психологических исследований можно выделить те качества, которые наиболее тесно связаны с успешным формированием технического интеллекта, которые образуют блок технического интеллекта. Это пространственно-образные функции и уже названные логические операции, владение абстрактной, математической логикой, умение представить предмет в непривычном ракурсе, выделить плоскость из объемного изображения. Кроме них развитию технического интеллекта каким-то образом способствуют такие качественные особенности мышления, как поэтичность и образность мышления. От того, чтобы стать поэтами и художниками, будущих создателей технических объектов, очевидно, удерживает также ярко проявившееся и тесно связанное с техническим интеллектом стремление к новому и неизведанному, небоязнь риска.
Влияние этого последнего качества, никак не связанного с интеллектом, еще раз подтверждает мысль Б. Г. Ананьева о целостности человеческой индивидуальности, о взаимозависимости разнородных качеств: особенностей двигательной сферы, восприятия, мышления, мотивации, характера, (рис. 2 в гл. 1). Это обеспечивает гибкость и успешность развития интеллекта при любых задатках. И тем общим фактором, о котором говорилось выше, может быть является какое-то одно качество, которое становится опорой для развития других.
Попробуйте определить, насколько успешно Вы справитесь с заданиями, отражающими блок технического интеллекта. Как уже было сказано выше, это умение оперировать пространственными представлениями, математическая логика, умение выделить наиболее существенный признак в понятии и определить категорию, к которой он относится. Вам предлагается выполнить несколько заданий, выявляющих эти особенности.
Структура интеллекта
Наибольший интерес для человека представляет определение структуры интеллекта. Существует 2 подструктуры общего интеллекта.
Вербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания.
Невербальный интеллект — интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
Как показали исследования ленинградского психолога Е. И. Степановой, процесс интеллектуального развития взрослого человека неоднороден, он характеризуется чередованием спадов и подъемов, а также изменением акцентов внутри системы психических познавательных процессов.
Выделено 4 основных периода интеллектуального развития:
— 18-25 лет — частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций;
— 26-35 лет — увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности;
— 36-40 лет — усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости;
— после 40 лет — большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций.
Для того, чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, вести активную умственную деятельность.
Отдельно выделяют еще технический интеллект — своеобразная система мыслительных навыков, позволяющих успешно овладевать техническими дисциплинами. Базой, на которой формируется технический интеллект, является умение оперировать пространственными образами, умение строить пространственные схемы, способность переводить объемное изображение в плоское.
Кроме этого с формированием технического интеллекта оказались тесно связаны такие далекие от этого логические операции: способность определить категорию, к которой относится понятие, класс объекта, умение выделить существенный признак предмета.
Природа интеллекта в целом такова, что далекие по своей профессиональной принадлежности умственные навыки, определяются каким-то общим фактором и развиваются, формируются только совместно, как, например, успешное овладение тонкими движениями и математическими операциями. Одним из признаков сформировавшегося интеллекта является скоординированность, согласованность развития различных мыслительных навыков. Для первой стадии развития характерно последовательное развитие мыслительных функций, последовательное появление одного навыка на базе другого. Например, сначала у детей развивается, растет долговременная память, внимание, а затем начинает улучшаться логическая функция. Для взрослого интеллекта характерно уже одновременное и однонаправленное развитие целых блоков умственных способностей.
Поэтому для формирования современного творческого специалиста важно всестороннее развитие интеллекта, а не только узкая специализация.
Человек, познакомившись со своим профилем интеллекта, должен стремиться к развитию наиболее слабых сторон, естественно, опираясь на сильные.
Несколько рекомендаций по развитию интеллекта:
— определить свой профиль интеллекта;
— развивать как вербальный, так и невербальный интеллект;
— развивать умение выходить за рамки узкопрофессиональных задач, дабы предотвратить профессиональную деформацию и ограниченность;
— учиться находить решения в сложных, нестандартных ситуациях;
— знать о существовании эмоциональных барьеров, мешающих перестройке умственной деятельности, и учиться их преодолевать, как бы это не было тяжело.
Кроме познавательного, существует профессиональный интеллект, а также социальный.
Профессиональный интеллект ориентирован на специализацию в деятельности, на это настраивается вся его структура. Социальный интеллект — умение решать проблемы межличностных отношений, находить рациональный выход из ситуации.
Вербальные способности: понятие, развитие, проверка
Зачем нужно развивать способности?
Общение при помощи словесного выражения мысли — один из основных способов коммуникации человека с внешним миром. Умение контактировать с другими людьми нужно прививать с детства, когда ребенок наиболее восприимчив к информации.
Впервые ребенок общается с матерью криком, оповещая о своих потребностях. Затем по примеру родителей начинает произносить слова, которые постепенно превращаются в словосочетания и предложения. Целью развития вербальных способностей человека является восприятие и воспроизведение мыслей, понимание художественных произведений и умение наиболее точно и грамотно выразить собственные умозаключения.
Познание человеком искусства выражения собственных мыслей начинается еще в детстве. Для этого используются словесные игры и другие манипуляции. Затем в школьном возрасте учителя используют иные техники развития способностей. Таких методов существует достаточно большое количество.
Вербализм
При интеллектуальной неготовности детей возможны разные варианты развития, одним из которых является вербализм.
— это высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления. В таких случаях речь у детей развивается рано и интенсивно, они применяют сложные грамматические конструкции, обладают богатым словарным запасом, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, недостаточно включаясь в практическую деятельность, с родителями или другими детьми.
Вербализм опасен для развития мышления своей односторонностью, такие дети не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с существующими правилами, им трудно успешно учиться в школе.
Возврат ребенка к развитию образного мышления (играм, конструированию, рисованию) является основой коррекционной работы с такими детьми.
Внутренний диалог
У всех в голове присутствует внутренний голос, с помощью которого формируются мысли. Для его тренировки используются следующие упражнения:
Несомненно, такие манипуляции требуют подключения фантазии, однако упражнения позволяют правильно формировать мысль, прежде чем произнести ее вслух.
Речь и язык
Основное различие речи и языка заключается в следующем:
Детерминантные процессы речи и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей изучает психолингвистика.
Чтение
В плане развития вербальных способностей чтение является очень важным аспектом. Читая книги, человек пополняет словарный запас, его речь наполняется художественными оборотами, а также становится правильной. При этом важно читать книги не только классической, но и современной литературы.
Любовь к чтению прививается еще со школьных лет, этому способствуют уроки литературы. Кроме этого, человек должен иметь способность анализировать информацию, полученную из источника, а также пересказать ее своими словами. Так же чтение способствует выработке концентрации внимания и внимательности, кроме того, книги — отличный способ развить фантазию.
Введение
Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический. Тест структуры интеллекта Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к. он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.
Тест структуры интеллекта Амтхауэра привлекателен, во-первых, тем, что он хорошо автоматизируется и может быть представлен в компьютерном варианте, что дает много преимуществ для исследования, во-вторых, он позволяет количественно, в числах выразить уровень интеллектуального развития.
Отдельные (тесты) субтесты сведены в батарею тестов, что позволяет сразу оценить уровень развития различных сторон интеллекта:
Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
Игры с аббревиатурами
Смысл упражнения в том, чтобы взять слово и составить фразу, первые буквы которой совпадают с буквами выбранного слова. Например: ХЛЕБ — Хриплый Лесник Ел Борщ. Время для придумывания фразы обычно ограничивается 1 минутой. Иногда задача усложняется ограниченной тематикой для придумывания фразы.
Такая словесная игра будет интересна как взрослым, так и детям. Она помогает развивать фантазию и формировать мысли за ограниченный промежуток времени. Игровая форма, в которой проводится данное упражнение, способна заинтересовать как взрослых, так и детей.
Важные советы
Определители всегда сопровождаются существительным, поскольку они изменяют существительное, поэтому такие местоимения субъекта, как (я, ты, он, они, мы и т. Д.) И притяжательные местоимения, такие как (мое, твое, его, ее, его, их и т. Д.) ) не может быть определяющим, поскольку за ними никогда не следуют существительные.
Например
определители | Притяжательные | Предметные местоимения |
Мужчина плачет. | Эта книга моя | Он хороший. |
Эта книга хороша. | Этот дом его. | Она отсутствует |
Некоторые парни плохие. | Эта еда твоя. | Они дома. |
Моя книга отсутствует. | Эта машина принадлежит им. | Им принадлежит эта машина. |
Альтернатива обычным словам
Для развития вербальных способностей может использоваться следующая методика: необходимо придумать альтернативу существующим словам, которая характеризует их сущность. Например, обогреватель — грелка, шуба — утеплитель.
Универсальность игр со словами в том, что их можно проводить практически в любом месте — на уроке, дома, в поездке. Вариация на тему придумывания альтернативных слов может быть следующей: описать словами предмет так, чтобы окружающие его отгадали. Игра проводится по аналогии с «Крокодилом», только для описывания используется речь вместо движений.
Динамические задачи
Особенностью упражнений от разных разработчиков тестов, например Ontarget или SHL, считается режим адаптивности. Сложность следующего вопроса определяется ответом на предыдущий. Если ответ верный, сложность увеличивается, если неверный – уменьшается. Для кандидата такой подход эмоционально проще, поскольку, решая вопросы, которые ему «по зубам
», приобретается уверенность в собственных силах, увеличивается итоговый балл. Хотя у заданий с динамической сложностью есть свои противники, в целом эта методика точнее оценивает соискателя, чем классическая.
Произношение скороговорок
Сложные предложения считаются хорошей тренировкой вербального мышления. Это могут быть как простые детские скороговорки, такие как «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», так и более сложные — «Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок».
Выговаривание сложных скороговорок положительно влияет на скорость, чистоту речи, а также улучшение дикции. Стараясь как можно быстрее выговорить сложное предложение, нужно не забывать о том, что оно должно остаться понятным для окружающих. Таким образом можно быстро избавиться от так называемого эффекта «каши во рту».
Что оценивает тестирование
Оценочные испытания определяют не сформированные навыки, а базовые способности или предрасположенности кандидатов, не затрагивая психологию человека. Они помогают понять перспективы развития в отрасли.
Тесты на определение способностей применяются во всех отраслях. Они используются для выявления:
Сотрудники отдела кадров используют их в бизнесе, определяя склонности к работе с финансами, общению с клиентами.
Проходит тестирование, как правило, дистанционно
, на онлайн портале компании-рекрутера. У SHL, например, для этого существует система SHLtool test, в которой автоматически формируются отчеты, ссылки на тестирование и список лучших кандидатов.
Какие бывают тесты способностей
В тесты вербальных и невербальных способностей входят, как правило, 3 испытания. В каждой компании подход к оценке разный, поэтому иногда используют все три теста сразу, а иногда только один из них. О порядках, принятых в конкретной компании рекомендуется спрашивать HR.
Числовые тесты
Этот вид используется интервьюерами в большинстве компаний. Они выявляют склонность и уровень развития способности к точным наукам и вычислениям. Как правило, их предлагают тем кандидатам, должностные обязанности которых связаны с расчетами или работой с цифрами. Например: IT; бизнес; консалтинг; банки; логистика; промышленность.
Тестирование числовых способностей оценивает восприятие и анализ числовой информации, работу с валютами, составление аналитических таблиц, графиков, схем. Задачи перегружены лишними цифрами и графиками, из которых требуется найти нужную информацию, произвести несложные математические расчеты. Как правило, это расчет процентов, долей или пропорций.
Пример числового теста способностей:
Вербальные
Вербальные задачи оценивают уровень способностей к анализу словесной информации, то есть навыки восприятия текста и умение ориентироваться в нем. По результатам испытания, HR понимает, насколько продуктивно человек усваивает текст, анализирует его и принимает решения.
Задания представляют собой отрывок текста, одно или несколько утверждений, вопрос. Соискателю требуется определить, соответствует ли вывод тексту или нет. В задачах на вербальный анализ, утверждений, как правило, не меньше 5. При этом только одно из них соответствует мысли текста. Второй тип задач сложнее, ведь человек должен одновременно держать в голове несколько предложений.
Пример вербального теста способностей:
3.Пространственного и системного мышления (Логические)
Логические тесты оценивают уровень абстрактного мышления кандидата, последовательность и логику его решений. Например в компании Shl такой тест называют — Тест системного мышления SRT (Systems Reasoning Test). Невербальное тестирование используются в IT-технологиях, банках, легкой, тяжелой и нефтяной промышленности, применяются аудиторскими фирмами.
Задания состоят из последовательности геометрических фигур, которую требуется продолжить.
Тест способности пространственного мышления:
Понимание механики
Тесты Беннета (механической понятливости) используются при приеме на работу инженеров или технического персонала, чья работа предполагает знания базовых физических принципов. Такие вопросы оценивают понимание механики, динамики, знание законов физики и способность мысленно работать с фигурами в пространстве. Они также содержат элементы стандартных заданий на определение коэффициента интеллекта, поэтому используются при приеме на работу менеджеров, банкиров, финансистов, руководителей высшего звена.
Тест понимания механики:
Упражнения для дошкольников
Детям младшего дошкольного возраста довольно сложно выполнять большинство описанных выше упражнений, однако это совсем не значит, что развивать их вербальные способности еще рано. Существуют методики для воспитателей детских садов, которые доступны для понимания маленьких детей:
Регулярные занятия с детьми помогают подготовить их к школе, где умение высказываться и понимать собеседника играет немаловажную роль.
Особенности невербальных методик
Зарубежная психодиагностика часто использует несколько отличную от изложенной классификацию невербальных методик. Выделяют:
Для тестов действия (performance tests) необходимы операции с предметами при минимальном использовании карандашей и бумаги или выполнения заданий с помощью определенных движений на бумаге (рисование фигуры, найти путь выхода из лабиринта и др.).
Неязыковые тесты (nonlanguage tests) не требуют использования языка как со стороны испытуемого, так и со стороны диагноста. Стимульный материал подобного теста представлен в невербальном виде, а инструкция к ним осуществляется непосредственно жестом, без использования речи (устной и письменной).
Тест может диагностировать понимание значений слов, предложений или небольших абзацев, которые предъявляются через изобразительные средства (одновременно дается устное указание по каждому заданию). Невербальные тесты отличаются от неязыковых тем, что они не используются для лиц, которые говорят на другом языке, а также для индивидов, у которых нет слуха.
Рассмотренные виды тестов за рубежом часто называются тестами для специфических популяций, поскольку их изначально предполагалось разрабатывать и использовать для диагностики индивидов, которых не представляется возможным в полной мере оценить посредством традиционного вербального теста. Это дети:
Также сюда можно отнести людей любого возраста, неграмотных и не умеющих читать; иностранцев; тех, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (например, заключенные).
Кроме рассмотренных групп испытуемых, тесты с невербальными заданиями часто применяют в диагностике тех лиц, по отношению к которым важна оценка уровня развития наглядного мышления (профессиональные группы, в том числе чертежники, конструкторы, художники и др.).
Тесты на вербальные способности
На сегодняшний день многие компании при проведении собеседования с соискателем проводят несколько личностных тестирований для определения характера, работоспособности и других характеристик. Динамический тест вербальных способностей является одним из самых популярных. Он может состоять из простых на первый взгляд вопросов, например о том, какая фигура лишняя или какое слово ближе к слову «работа».
Таким образом, работодатель может выяснить способность человека к восприятию информации и ее адекватному анализу. Подобные качества личности необходимы в таких профессиях, как учитель, кадровик, психотерапевт, руководитель. Проверка вербальных способностей осуществляется профессиональным психологом, который в состоянии корректно оценить результаты тестирования и подобрать наиболее подходящую для должности кандидатуру.
Развитие вербального фактора интеллекта в зависимости от профессиональной деятельности
Если в своей профессиональной деятельности человеку в основном необходимо оперировать словами как символами, тогда ему потребуется более высокий уровень вербального интеллекта.
Уровень развития и эффективность функционирования именно данной структуры, а, следовательно, связанной с ней системы операционных механизмов оказывают более существенное влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности, например, учителей-словесников, нежели уровни развития «математического» и наглядно-образного мышления.
Продуктивность познавательных способностей человека снижается в связи с деформацией или разрушением системы операционных механизмов вербального типа: отвлеченное сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.
Система функциональных механизмов познавательных способностей (первый уровень интеллекта) с возрастом не претерпевает значительных изменений.