Что такое вербальный компонент

Вербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонент

Приветствую Вас, друзья!

Существует два основных канала коммуникации между людьми: вербальный и невербальный. Первый подразумевает передачу информации при помощи речи, второй – всеми остальными доступными способами. Мы уже обсуждали невербальное общение, сегодня же поговорим о вербальном. Мы выясним, что оно собой представляет, каким бывает и какое значение имеет для нас.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение – это обмен информацией при помощи устной или письменной речи. Проще говоря, это словесное общение, смысл которого не меняется, независимо от того, разговаривают собеседники вживую или обмениваются текстовыми сообщениями. Вербальная коммуникация осуществляется исключительно при помощи слов: сказанных, написанных или напечатанных. Активная жестикуляция, мимика, многозначительные покашливания и особенности интонации относятся уже к невербальному общению.

Вербальная коммуникация отличается от невербальной гораздо более высокой точностью и однозначностью, поскольку человек всегда может подобрать формулировки, исключающие возможность двоякого трактования. Все мысли, передаваемые вербальным путём, выражаются исключительно словами. Поэтому для такого способа общения необходимо, чтобы собеседники достаточно хорошо владели одним и тем же языком.

Виды вербального общения

Словами можно передавать не только «сухую» информацию, но и рассказывать о своих эмоциях, переживаниях, желаниях, намерениях и многих других вещах. Поэтому исследователи, стараясь дать более точный ответ на вопрос о том, что такое вербальное общение и какую роль оно играет в нашей жизни, выделили несколько его разновидностей:

Как следует из перечисленных определений, каждый вид вербального общения выполняет определенную функцию, и довольно части эти функции совмещаются между собой.

Значение вербального общения

Наверняка вы слышали утверждение, что на невербальное общение приходится до 93% всей передаваемой информации. Действительно, в определенных ситуациях жесты, мимика и интонация имеют гораздо большее значение, чем всё, что произносится при этом вслух. Но важно учитывать, что невербальные механизмы передают в основном сопутствующую информацию: отношение к собеседнику или предмету разговора, сомнения, иронию, скепсис или одобрение.

Но если необходимо что-то объяснить, грамотно и последовательно изложив все факты, основным каналом становится вербальное общение. При этом важно строить фразы максимально однозначно, избегая сленга и эмоциональных высказываний, чтобы избежать неоднозначного понимания.

Вербальное общение – это важнейший инструмент для выстраивания взаимопонимания с другими людьми. Умение пользоваться данным инструментом позволяет стать более успешным как в карьере, так и в личной жизни. Поэтому каждый человек, заинтересованный в успехе, должен работать над собой: учиться грамотно говорить и слушать, работать над своими манерами, пополнять словарный запас и как можно больше читать. И главное – никогда не прекращать совершенствоваться в данном направлении.

Взаимодействие вербального и невербального общения

Общение для каждого из нас имеет огромное значение. Независимо от того, является человек интровертом или экстравертом, ему необходимы близкие люди, с которыми он может делиться мыслями, идеями и переживаниями. Взаимодействуя с социумом и нашими близкими, мы используем как вербальные, так и невербальные методы коммуникации.

Для однозначного понимания того, что такое вербальное общение, достаточно знать что это всегда общение посредством слов. И неважно, каким образом эти слова закодированы. Это может быть обычный текст, иероглифы, шрифт Брайля или даже язык жестов. Если информация передаётся в виде предложений, построенных из слов, речь идёт о вербальном общении.

Устная или письменная речь представляет собой основной и наиболее универсальный инструмент взаимодействия, позволяющий передать любое количество информации. Словами можно выразить чувства и описать любые явления, при этом их совершенно не обязательно приукрашивать эмоциональными жестами и мимикой.

В то же время обойтись без невербальной коммуникации в общении довольно сложно. Неважно, речь идёт о личном разговоре или о деловом, существенная часть информации всегда передаётся по дополнительным каналам. Вербальные и невербальные средства при любом общении работают одновременно, и полностью разделить их практически невозможно.

Даже в переписке, если мы хорошо знаем собеседника, мы часто без лишних слов понимаем друг друга. Смайлики или их отсутствие, точки и многоточия, специфические словечки и паузы между ответами порой могут сказать нам гораздо больше, чем то, что собеседник выразил словами.

Важнейшее отличие вербального и невербального общения заключается в том, что первый вид коммуникации мы контролируем полностью, тщательно подбирая слова и грамотно выстраивая фразы. В то же время невербальный канал общения часто выдаёт мысли, которые мы не хотели бы озвучивать. И даже если речь идёт о сознательных жестах, они всё равно подчиняются эмоциям и сильно зависят от настроения.

Правила вербального общения

Если вы хотите стать успешным собеседником, который может всегда добиваться большего за счёт грамотного общения, вам необходимо уделить внимание развитию вербальных навыков. В частности, важно приучить себя соблюдать следующие правила:

Ещё один важный навык вербального общения – умение не перебивать собеседника. Необходимо позволить ему высказаться, после чего, сделав небольшую паузу, медленно и уверенно озвучить собственные мысли.

Заключение

Вербальное общение – это основной канал обмена информацией. Оно позволяет передавать всё: знания и предположения, факты и домыслы, страхи и сомнения, чувства и эмоции. Обмениваясь информацией, можно обойтись без невербальных каналов коммуникации, а вот без вербальных обойтись практически невозможно. И от того, насколько хорошо у человека развита способность к вербальному общению, часто зависит то, насколько он будет успешен в карьере и личной жизни.

Источник

Вербальное и невербальное общение

Вербальное и невербальное общение – это как бы две стороны одного и того же процесса. С помощью языка и речи можно сказать многое, но есть такие моменты, которые лучше всего передаются именно языком тела. Знание возможностей разных форм общения позволяет многое. К примеру, добиваться расположения других людей, предугадывать последствия своих действий и их влияние на окружающих.

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонент

Что такое вербальное общение

Человеческая членораздельная речь – особая информационная система, недоступная большинству животных, но ставшая основным средством общения для людей. Понятия «язык» и «речь» кажутся синонимами, хотя наука их всё-таки разграничивает. Язык – это конкретный набор знаков и правил их согласования и сочетания. А речь – сама способность передавать информацию звуковым (и письменным) способом, а также конкретное звучащее «произведение» (разговор, выступление и др.).

Вербальное общение может производиться путём взаимного обмена информацией, и тогда это диалог. А может производиться и в форме монолога – выступления одного лица. При этом факт общения всегда осознаётся всеми его сторонами. То есть чтобы что-то сказать словами, нужно очень этого захотеть. Это составляет одно из главных различий вербального и невербального общения.

Что такое невербальное общение

При этом «внеречевое общение» зачастую происходит неосознанно для одного или всех участников коммуникации. «Язык тела» способен выдавать даже то, что мы бы не хотели обнаруживать в себе. И реакция на невербальное сообщение тоже нередко происходит неосознанно. Между тем есть смысл научиться распознавать внеречевые сигналы, чтобы сделать процесс общения более эффективным.

Чаще всего оба средства общения задействованы одновременно. Многие люди при разговоре склонны жестикулировать, подкрепляя руками и гримасами свои слова и уточняя их смысл. В некоторых культурах жестикуляция считается дурным тоном, однако даже там полностью избавиться от этой «вредной привычки» не удаётся.

Способы невербального общения

Наиболее востребованными невербальными инструментами общения являются жесты и мимика. Руки и лицо – наиболее «эмоциональные» части тела, и наиболее подвижные, вследствие чего они обладают большей выразительностью при разговоре. Выражение эмоций – пожалуй, главное содержание «разговора» при жестикулировании. Вербальное общение далеко не всегда способно передавать эмоциональную составляющую информации, причём в разных «звуковых» языках эта способность различается. В этом случае подключаются руки и лицо. Особенно если разговор ведётся «горячими» и чувственными людьми.

Дополнительные способы невербального общения – это позы, а также прикосновения. Такие телодвижения также могут многое рассказать о человеке, его мыслях и отношении к происходящему.

Даже расстояние между собеседниками может многое сказать об участниках разговора.

Так, существуют виды предельно допустимого расстояния в зависимости от обстоятельств беседы:

Расстояние при разговоре также зависит от пола, возраста, особенностей личности человека. Так, маленьким детям наиболее комфортно общаться на близком расстоянии, а подростки предпочитают отстраняться. Женщина предпочитает более близкую дистанцию, независимо от пола её собеседника. Уверенные в себе люди не обращают особого внимания на расстояния, а тревожные люди стремятся быть подальше от собеседников. Властные люди склонны сокращать расстояние при разговоре, напирать – отсюда, видимо, и происходит слово «наезд».

Визуальный контакт – тоже важный источник информации. Зрение для человека является главным органом чувств, с его помощью мы стремимся получить максимум информации о предмете, который нам интересен. Поэтому долгий зрительный контакт означает восхищение собеседником, если взгляд при этом спокойный. Пристальный взгляд с приподнятыми бровями означает ожидание. А навязчивый, пристальный взгляд с несколько тревожным выражением означает возмущение. Если же человек «закатывает» глаза, отводит в сторону, всячески избегает зрительного контакта, то это означает, что собеседник ему неприятен.

Жесты и позы рассказывают о чувствах и установках людей. Важны их манера сидеть, стоять, расположение рук. Например, позитивное расположение распознаётся, когда собеседник сидит с немного наклонённым вперёд корпусом, рука при этом немного касается щеки. Критичность выражается характерным жестом: одна рука находится у подбородка, указательный палец вытянут вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть первой. При недоверии собеседник прикрывает рот ладонью. Превосходство выражается сидячим положением, одна нога положена на другую, руки закинуты за голову, глаза чуть закрыты. При неодобрении человек «стряхивает ворсинки», расправляет одежду или отряхивает её, движения его судорожные, неспокойные.

Потирание подбородка, лба, переносицы являются известными показателями сосредоточенности. Глаза при этом могут быть закрыты. Раскинутые руки, прямая голова, расслабленный корпус говорят об открытости собеседника.

Важное значение имеет и мимика. Она может рассказать и о мыслях человека, и о его чувствах, при этом разные половины лица несут разную информацию. Как известно, за интеллект отвечает левое полушарие мозга, которое управляет правой стороной лица; правое полушарие мозга отвечает за эмоции и управляет левой половиной лица.

Гнев выражают широко открытые глаза, при этом взгляд «прищурен», зубы сжаты, а углы губ опущены. Поднятые брови и приоткрытый рот означают, что человек удивлён. Сведённые брови, растянутые губы с отведёнными вниз уголками говорят, что собеседник напуган. Спокойный взгляд с приподнятыми уголками губ – собеседник счастлив. Опущенные губы и «угасший» взгляд свидетельствуют о печали.

Свой пласт информации несут даже интонация и тембр голоса. Так, растянутое произношение слов и монотонная интонация характерны для высокомерного человека. Чёткая, уверенная речь и высокий тон голоса говорят об энтузиазме, приподнятости. Низкий тон голоса и понижение громкости к концу предложения свидетельствуют об усталости; так же передаётся и взволнованность, но речь при этом более быстрая, высказывания отрывистые. Если в речи много пауз, собеседник покашливает, делает ошибки в словах – значит, он демонстрирует неуверенность.

Роль и важность средств общения для человека

Общение само по себе является одним из главных атрибутов человеческой жизнедеятельности. И важными являются все средства: как вербальное общение, так и невербальное. Каждое средство выражает свою «долю» информации, и умение считывать разные «коды» помогает оценить ситуацию в целом.

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонент

Внеречевое общение, в частности, становится необходимым тогда, когда речевое взаимопонимание невозможно. Например, если собеседники разговаривают на разных языках или кто-то из них глухонемой. Для таких целей разработаны различные языки жестов. Любопытно, что в Новой Зеландии местный язык жестов имеет статус официального языка; на этом языке англоязычное белое население общается с маори – коренным народом, представители которого далеко не всегда соглашаются учить английский язык.

Что же касается обычных ситуаций, то важность внеречевой «части» разговора показал австрийский писатель Алан Пиз; он утверждает, что только семь процентов информации мы получаем из речевого компонента общения, а остальное мы воспринимаем через невербальные сигналы. Исследователи также заметили, что в последние годы роль внеречевого общения существенно возросла. Одной из причин тому может быть осторожность: собеседник вполне может солгать, скрыть информацию, и установить его истинные намерения можно только посредством «считывания» жестов и мимики. Повышенная толерантность также не позволяет людям применять эмоционально окрашенные выражения в речи, и тогда на помощь приходят невербальные сигналы.

Распознавание лжи – одно из самых важных умений. Эффект строится на том, что большинство людей не управляет своими эмоциями, поэтому они могут не соответствовать сказанным словам. Слова могут обмануть, но их жестовое «сопровождение» на такое не способно. Если, конечно, собеседник не научился владеть собой и использовать мимику и жесты, чтобы дополнительно запутать того, с кем он разговаривает.

Чтобы научиться распознавать внеречевую информацию, может потребоваться довольно длительное время. Ведь существуют не только всем известные и понятные сигналы, которые отражены даже во фразеологии («головою поник», «стоит разинув рот» и др.), но и довольно тонкие и неочевидные знаки.

Американский писатель Джулиус Фаст как-то описал любопытный случай. В одной школе училась девочка из Пуэрто-Рико, которую однажды директор застал среди компании курящих сверстниц. Все эти девушки отличались наглым и недисциплинированным поведением, кроме этой пуэрто-риканской девушки. Тем не менее директор решил её наказать, потому что уличил её, как он считал, в «подозрительном поведении»: при разговоре она старательно отводила глаза. Спас девушку местный учитель испанского, который объяснил директору, что в Пуэрто-Рико воспитанные девочки никогда не смотрят взрослым людям в глаза, что является знаком уважения.

Очевидно, что язык жестов, мимики, интонаций имеет более древнее происхождение, чем «обычный человеческий» язык. Действительно, членораздельная речь – довольно сложное явление, требующее не только развитого речевого аппарата, но и необходимого уровня абстрактного мышления. А вот невербальная коммуникация широко доступна животным. От них, по-видимому, нам и досталась большая часть внеречевых сигналов.

У животных позы, интонации голосовых выкриков, мимика выражают отношения превосходства и подчинения, выбор партнёра для спаривания, дружеское расположение или вражду и другую информацию. Часто обмен угрожающими позами и выкриками помогает избежать драки, которая может быть невыгодна обеим сторонам. Наиболее богатой системой жестов, поз и мимики обладают, конечно же, приматы, однако и у многих других животных существуют свои наборы сигналов.

Внеречевое общение даже позволяет контактировать с братьями нашими меньшими. Положение хвоста кошки или собаки может многое рассказать о настроении животного в данный момент. Пристальный взгляд для собак и кошек является зловещим сигналом, особенно если смотреть им прямо в глаза.

Источник

Что такое вербальное общение

В конце статьи расскажем, как повысить качество данной коммуникации, ведь от неё зависит многое в жизни каждого человека. Все рекомендации предназначены лишь для ознакомления, а потому при возникновении серьёзных проблем обращайтесь за квалифицированной медицинской помощью.

Вербальное общение: разбор понятия

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонентБольшинство знает, что обмен информацией между людьми происходит двумя путями:

Вербальное общение – это передача информации словами. Люди взаимодействуют друг с другом или с группой других людей с помощью речи. Это и является основным отличием от невербального, где всё зависит от жестов и интонации.

Вербальное общение: виды

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонентВыделяют три типа, которые составляют вербальное общение (речи):

Внешняя речь разделяется на устную и письменную. Устная бывает диалогической (общение между двумя людьми) и монологическую – например, сольное выступление на конференции. Письменная разделяется на непосредственную (обмен записками на уроке, например) или отсроченную (написание писем и их ожидание). В современных реалиях более актуально общение в мессенджерах, по электронной почте, что относится к непосредственному виду.

Внутреннее общение – это формирование мыслей, то, что человек проговаривает у себя в голове. Например, когда особа готовится к выступлению или написанию письма.

Дактильная речь – это специфическая форма вербальной коммуникации, которая была разработана специально для людей с ограниченными возможностями и теми, кто работает с ними. Она заменяет устную речь с помощью специальных знаков, которые человек воспринимает тактильно – на ощупь.

Вербальное общение: функции

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонентРазобравшись с тем, что такое вербальное общение, необходимо обсудить несколько функций:

Вербальное общение: компоненты

Это то, что необходимо личности, чтобы она могла общаться с другими особами. В первую очередь, это лексика, то есть словарный состав. Чтобы развивать этот компонент, необходимо читать, слушать грамотную речь, общаться с умными личностями. Это не только расширяет словарный запас, но и обучает правильному использованию слов, их значению. Для устного общения лексика – самый важный компонент.

Письменная коммуникация

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонентДля письменной коммуникации важна пунктуация, помимо первого пункта. Правильно расставленные знаки препинания облегчают получение информации, защищают от искажения смысла. Ошибки в пунктуации могут кардинально изменить смысл написанного. Например, как в известной фразе из поучительного мультфильма: «Казнить нельзя помиловать», когда от места, где будет поставлена запятая, зависит жизнь человека.

Читайте также: Польза альтруизма

Конечно, в современном мире всегда есть возможность переспросить и уточнить значение фразы, если возникнут сложности, но в целом неграмотность будет формировать о человеке не самое выгодное впечатление.

Существуют барьеры во время разговора

Вербальное общение: принципы

Чтобы вербальное общение было успешным, очень важно, чтобы речь отвечала таким принципам:

Важные моменты

Если вербальное общение выстроено правильно, человек избегает недопонимания, конфликтов и других неприятностей. Если личность часто становится участником открытых конфликтов или страдаете от того, что другие люди искаженно воспринимают информацию, которую она пытается донести, попробуйте изучить литературу по оптимизации вербальной коммуникации. Это поможет правильно выстроить любые отношения как в личной жизни, так и на работе, в семье или бизнесе.

Вербальное общение: как повысить качество коммуникации

Что такое вербальный компонент. Смотреть фото Что такое вербальный компонент. Смотреть картинку Что такое вербальный компонент. Картинка про Что такое вербальный компонент. Фото Что такое вербальный компонентЧтобы научится правильно использовать вербальное общение, достаточно проследить за теми, чья речь и умение выстраивать коммуникацию с другими людьми нравится.

Читайте также: Суть психологии

Умение грамотно выстраивать вербальное общение связывают с высоким интеллектом и большим опытом общения. Однако, благодаря прогрессу, появилось много «помощников», благодаря которым человеку необязательно постоянно читать и повышать свои знания. Например, программы по автоисправлению, помогут сделать письменную речь в мессенджерах грамотной, даже если человек не умеет писать правильно.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Источник

Вербальные и невербальные компоненты коммуникации

Психологические науки

Похожие материалы

Человек – «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми – общение контактное, опосредованное или воображаемое [1].

Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса. Поэтому овладение искусством делового общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, экономистов, менеджеров, людей, занятых в сфере управления [2; 3; 4].

Выделяют два вида общения – вербальное и невербальное. Они тесно переплетены и дополняют друг друга.

Для передачи любой информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомимика, жестикуляция, дистанцирование, интонирование и т.д.). Поэтому тот, кто хочет достичь успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определенными знаниями и навыками в области деловых коммуникаций. От взаимопонимания будут зависеть не только эффективность работы с другими людьми, но и карьера специалиста, его реноме и профессиональный имидж [5].

Вербальная коммуникация осуществляется при помощи речи и языка. Не случайно нашу эру называют эрой «говорящего человека». Как считают специалисты в области менеджмента, современному деловому человеку в день приходится произносить примерно 30 тысяч слов, или более 3 тысяч слов в час [6].

В структуру речевого общения входят:

Невербальные средства общения

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию [7].

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится, чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут исполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения. Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее, природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая) [8].

Обмен невербальной информацией

Хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).

По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носил темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают уже сотни лет [9].

Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» – на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения [10]. Это имеет принципиальное значение. Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо. я дам поручение» – то пауза после слова «хорошо» может служить признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком занят, не хочет, давать поручения или не знает, что именно следует предпринять.

Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным невыразительным голосом: «Чем могу быть вам полезен?»

Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и жестов ясно указывает, что вы – нежелательное отвлечение от его работы. С каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову, скорее всего, когда в следующий раз у вас возникнет вопрос к руководителю? Можно думать, они никоим образом не будут позитивными. Представьте теперь, как при вашем появлении в кабинете, руководитель, напротив, сразу поднимает на вас взор, приветливо улыбается и бодрым тоном обращается к вам: «Как продвигается проект? Чем могу быть вам полезен?».

Руководитель, который использовал негативные символы языка поз и жестов, может быть, на самом деле хочет помочь подчиненным так же, как тот, чьи невербальные символы излучают тепло. Слова-то в обоих случаях произносятся одни и те же. Однако в данном случае, как часто бывает в разговорах людей, невербальные символы полностью подавляют вербальные. Важный вывод из этого примера таков: нужно добиваться, чтобы используемые вами для передачи невербальные символы соответствовали идее, которую вы намереваетесь сообщить. В противном случае невербальные символы создают такой шум, что реципиенты почти наверняка неправильно воспримут сообщение[11].

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации – склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него [12].

Список литературы

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *