Что такое вероубеждение в исламе
Вероубеждение и его составные части
Слово «Иман» в переводе с арабского языка означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришел Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), вера во все то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха. Верить – значит, признавать сердцем и подтверждать языком истинность всего, что относится к религии, т.е. искреннее произнесение формулы Единобожия – шахады, поэтому те, кто полностью не принимают сердцем и не произносят языком формулу шахады, не имеют имана.
Вера (иман) мусульманина имеет шесть арканов (столпов). Слово «аркан» является формой множественного числа слова «рукн», означающего в переводе с арабского «столп» и трактующегося как «необходимая, обязательная составная часть целого, без которой целое теряет свою сущность».
Многие религиозные ритуалы имеют свои арканы. Если пропустить хоть один рукн того или иного ритуала, то весь ритуал считается недействительным.
Итак, арканами имана являются:
1. Вера в Аллаха – одного и единственного Бога, достойного поклонения, Создателя всего сущего.
2. Вера в Его ангелов – безгрешных рабов Аллаха, невидимых для наших глаз.
3. Вера в Его Книги, которых Всевышний ниспослал через архангела Джибриля Своим посланникам, чтобы они довели их до людей.
4. Вера в Его посланников и пророков – избранных рабов Аллаха, наставляющих народ на истинный путь, путь поклонения только одному единственному Богу – Аллаху.
5. Вера в Судный день, когда все люди предстанут пред Всевышним, чтобы отчитаться за свои совершенные деяния.
6. Вера в предопределение судьбы – в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Всевышнего Аллаха.
Если мусульманин не признает хотя бы один из этих столпов, то его вера считается недействительной.
Признание всех указанных арканов имана на арабском языке выражается следующей молитвой, называемой «Аманту»:
آَمَنْتُ بِاللَّهِ وَمَلَآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآَخِرِ وَبِالْقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ مِنَ اللَّهِ تَعَالَى
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Основы Ислама
Исламское вероубеждение
Ислам – это следование велениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) и оставление запрещённого. Основа исламского вероубеждения зиждется на двух вещах:
1. Наличие убеждения в обязательности пяти вещей, в которых нет сомнений:
– соблюдение поста в месяце Рамазан;
– совершение хаджа, если есть возможность.
2. Наличие убеждения в запретностиь пяти вещей, которые не были дозволены ни в одной религии:
– убийство мусульманина без права (немусульманина мирного тоже убивать нельзя);
– притеснение в имуществе;
– употребление опьяняющих веществ.
Необходима вера и в остальные обязательные и запретные вещи.
Мусульманин также должен верить в скрытные вещи, о которых рассказал праведный Пророк Мухаммад (мир ему и благословение): воскресение людей, предоставление возможности возмездия ущемлённым, воздание поклоняющимся рабам по Милости Аллаха и т. д.
А также необходимо один раз с твёрдым убеждением произнести шахаду вне намаза, воздать хвалу, то есть проговорить «Альхамдуллиллях», прочитать салават на Пророка (мир ему и благословение) и прочитать истиазу (прошение защиты у Аллаха): «Аузубилляхи минашшайтани рраджим». Это всё произнести по одному разу является обязательным, рекомендуется с намерением исполнить обязательное. Шахаду дозволено произнести с пониманием её смысла на любом языке, пусть хоть даже не на арабском. Если прочитать шахаду, не зная хотя бы общий её смысл, то этого недостаточно и вера у такого человека не принимается.
Что касается чтения салавата на Пророка (мир ему и благословение), имам Дамирия в книге «ан-Наджму аль-Вахаж, 194/1» пишет, что у учёных есть несколько следующих мнений:
– обязательно читать салават в каждом намазе;
– после принятия Ислама обязательно прочитать один раз;
– обязательно произнести салават при каждом упоминании Пророка (мир ему и благословение);
– обязательно читать салават в каждом маджлисе (собрании);
– обязательно в начале и в конце мольбы.
Важные аспекты:
Если мусульманин оставит деяния, выполнение которых требует Шариат, из-за страсти или из-за лени нафса, – например, как ложь, от которой никому вреда нет, – это является малым грехом. А если он оставит намаз или отложит от своего времени, или совершит раньше времени, нарушит пост в месяц Рамазан, и это всё без шариатской причины, то это является большим грехом.
Если мусульманин оставит деяния из-за легкомысленного отношения к Шариату, или же издевается – как, например, если один другому скажет: «Постриги ногти – это Сунна», а тот, проявив неуважение, с насмешкой, ответит: «А что это такое, чтобы было Сунной?» – то он впадает в неверие.
Если запретное деяние мусульманин будет выполнять таким образом, что из его действий понимается, что он считает это дозволенным, то это признак его неистинной веры, при этом он также впадает в неверие.
Такие поступки ввергают мусульманина в неверие для окружающих в применении шариатских решений по отношению к нему, если даже люди заметят просто признак, а стопроцентной известности о таком его отношении к шариатским деяниям не будет. А для Аллаха он будет неверующим при стопроцентной известности.
Если человек претворяет в жизнь шариатские деяния без истиной веры в сердце, а с целью сбережения себя и своего имущества или для получения материальной выгоды из установленных в Исламе финансовых материальных систем – такой как закят, добыча с битвы и т. д., то это лицемерие – наихудший вид куфра (неверия).
Да убережёт нас Аллах от этого! Амин!
Статья составлена по книге «Шархуль Мафруз»
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое акыда- вероубеждение?
Исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.
Слово «акыда» является производным от глагола акада, что в арабском языке несет смысл связывания чего-либо одного с чем-либо другим. Слово акоид представляет собой форму так называемого ломанного множественного числа этого слова. Следовательно, исламское вероучение — это свод вероубеждений, крепко связывающих мусульманина с определенными понятиями.
В целом, для убежденности в чем-либо, веры во что-либо, объект убеждения следует знать так хорошо, чтобы не оставалось никакого сомнения. Для этого, прежде всего, следует осмыслить его, воспринять его. Затем же, это чувственное постижение и восприятие должно преобразоваться научное просвещение. Позже, спустя время, по мере утверждения других доказательств, то самое наше знание об объекте убеждения подтверждается, и ввиду этого наша вера, наше представление относительно этого объекта еще больше укрепляется. После того как вера в это знание прочно обоснуется в нашем сознании, это знание станет воздействовать на наш разум и совершаемые нами действия.
Когда же определенное знание, превратившись в нашу мысль, наше мнение, достигнет такого уровня, что сможет направлять наши эмоции, и сможет управлять нашими действиями, вот тогда это знание обернется вероубеждением. Следовательно, вероубеждение — акийда — может быть основано только на знании.
Определение исламского вероучения — акоид
Ученые давали различные определения исламскому вероучению. Приведем некоторые примеры:
Ахмад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Валали ал-Микнаси, автор книги «Фалсафатут тавхид ав ашрафул макосид», привел следующее определение:
«Это знание, которое формирует религиозные убеждения на основе верных, крайне достоверных доказательств».
Автор книги «Мавакиф» Абдуррахман Ахмад Абдулгаффар ал-Ийджи говорит следующее:
«Это знание, которое способно обосновать религиозные убеждения путем приведения фактов и опровержения сомнений».
Имам Газзали в своей известной книге «Ихйау улумид дин» сказал следующее:
«Акоид — это знание, посредством которого постигаются единобожие, сущность и качества (сифаты) Всевышнего Аллаха».
Аш-Шариф ал-Джурджани в своих комментариях к «ал-Мавакиф» сказал:
«Калáм — это такая наука, в которой на основе исламских законов обсуждаются сущность и качества Всевышнего Аллаха, а также, состояния таких вероятностей, как начинание и возвращение».
Мухаммад Абдуху в своей книге «Рисалатут Тавхид» говорит следующее:
«Акоид есть такое учение, в котором рассматриваются положения о существовании Аллаха, о том, какие сифаты должны (ваджиб) утвердиться в отношении Него, о том, что должно (ваджиб) отрицаться относительно Него, о пророках, о том, какими они обязаны (ваджиб) быть, какие определения можно относить к ним, и какие определения запрещено относить к ним».
Самым легким, всеобъемлющим и универсальным определением является определение выдающегося ученого Али Кари, которое приводится в части дополнения к написанному им комментарию к «Фикхул Акбар»:
«Это такая наука, в которой рассматривается то, во что следует веровать».
Мы же говорим, что все определения дополняют друг друга, и еще остаются некоторые не оговоренные отдельные моменты.
Цель науки акоид
Предмет науки акоид
Что касается темы науки акоид —это явления, в которых следует быть убежденным в силу необходимости, при естественном обнаружении или в процессе поисков доказательств и истины. В науке акоид ведутся суждения по всем этим вопросам, что не является секретом для многих.
Илмут Тавхид
Помимо того, что Тавхид — это одно из божественных качеств (тавхид — «единственность»), это понятие также собирательно обозначает все другие качества, и излагает все, что достойно Всевышнего Аллаха, и все то, что не присуще кому-либо другому, помимо сущности Всевышнего Аллаха. Тавхид является девизом исламской нации. Ислам прославился и обрел привилегированность среди других религий именно посредством тавхида.
Такое название используется в отношении необходимых (востребованных) вероубеждений потому, что вопрос единственности (вахданият) Всевышнего Аллаха является самым известным и самым почетным среди суждений в этой области.
Широкое распространение это название получило в десятом веке хиджры. К примеру, шейх Мухаммад Абдух написал книгу «Рисалатут Тавхид» («Трактат о тавхиде»). Известный муфассир ал-Касими написал книгу «Далаилут Тавхид» («Доказательства тавхида»).
Илмул Акоид
Это название возникло в четвертом веке хиджры, чуть позднее предыдущих названий. Потребность в данном названии возникла после смешения вероучения с философскими учениями, особенно после смешения переданных (наклий) и рациональных (аклий) учений, с тем, чтобы отделить истинное чистое вероучение праведных предшественников (салафус салихин) от вероучения последующих поколений, в котором уже просматривалась смесь философии и рациональных толкований.
Вероубеждение мусульман в свете Корана и Сунны
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему предводителю Мухаммаду, его семье и сподвижникам. Мы перевели и снабдили небольшими примечаниями краткий текст под названием «Аль-Мирсад ли Мухкамат-иль-И’тикад» («Укрепление основ веры»), в котором излагаются убеждения мусульман и приводятся доводы из Корана и Сунны. Автором данного труда является Шейх Низар Хамади (да хранит его Аллах). Просим Всевышнего Аллаха сделать так, чтобы этот труд наставил мусульман на истинный путь!
«Аль-Мирсад ли Мухкамат-иль-И’тикад» («Укрепление основ веры»)
С Именем Аллаха, Милостивого для всех на этом свете и только для верующих – в вечном мире.
1. Будь убеждён в том, что наш Господь является Тем, Чьё существование обязательно (ваджибуль-вуджуд[1]). Всевышний Аллах сказал: «Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Творце небес и земли?”» (Сура Ибрахим, аят 10) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Был Аллах, и не было ничего, кроме Него[2]». (Передал имам аль-Бухари)
2. Также знай, что Всевышний Аллах Предвечен [нет начала Его существованию], и таков смысл Его слов: «Он — Первый[3]» (сура аль-Хадид, аят 3), а также слов Посланника Аллаха: «Ты Первый, и не было ничего до Тебя». (Передал имам Муслим)
3. Также будь убеждён в том, что Всевышний Аллах Вечен [нет конца Его существованию]. И в этом заключается смысл слов Аллаха: «[Он] — Последний[4]» (сура аль-Хадид, аят 3), а также слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «… и Ты Последний, нет ничего после тебя!» (Передал имам Муслим)
4. Также будь убеждён в том, что Он не подобен творениям, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Нет ничего подобного Ему!»[5] (сура аш-Шура, аят 11), а также слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Воистину, Аллах не спит, и не подобает ему спать». (Передал имам Муслим)
5. Также будь убеждён в том, что Он не нуждается в месте или в том, кто обособил[6] бы Его чем-либо. Всевышний Аллах сказал: «Пречист Он! Он [ни в чем] не нуждается» (Сура Юнус, аят 68). Посланник Аллаха сказал: «О Самодостаточный (Кайюм)[7], посредством Твоей милости молю о помощи». (Передал аль-Хаким)
6. Также будь убеждён в том, что Он Един в Своей сущности, атрибутах и действиях. Ведь Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают Ему в сотоварищи!» (Сура Ат-Тауба, аят 31) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет божества достойного поклонения, кроме единого Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Ему принадлежит власть и хвала. Он властен над всякой вещью». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)
7. Также будь убеждён в том, что Он обладает Могуществом. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах – тот, кто дарует пропитание. Он – могущественный, сильный!» (Сура аз-Зарият, аят 58) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе об истихаре: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом…» (Передал имам аль-Бухари)
8. Также будь убеждён в том, что Ему свойственна Воля, ведь Всевышний Аллах сказал: «Поистине, Аллах делает то, что хочет». (Сура аль-Хадж, аят 14) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах – Творец всего, что пожелает, никто не способен принудить Его». (Передал имам Муслим)
9. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно такое качество, как Знание. Всевышний Аллах сказал: «Самка может зачать или родить только с Его ведома». (Сура Фатыр, аят 11) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в хадисе об истихаре: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием…» (Передал имам аль-Бухари)
10. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно такое качество, как Жизнь. Всевышний Аллах сказал: «Уповай на Живого, Который не умирает…» (Сура аль-Фуркан, аят 58) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал в своём дуа: «Ты Живой, Который не умирает, а люди и джинны умирают». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)
11. Также будь убеждён в том, что Ему свойствен Слух. Всевышний Аллах сказал: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху. Аллах слышал ваш спор, ведь Аллах — Слышащий, Видящий». (Сура Аль-Муджадила, аят 1) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, пожалейте себя, ведь вы взываете не к глухому и не к отсутствующему! Но взываете к Слышащему, Близкому». (Передал имам аль-Бухари)
12. Также будь убеждён в том, что Ему свойственно Зрение. Аллах сказал: «Разве он (Абу Джахль) не знал, что Аллах видит [всё, что происходит]?» (Сура аль-Аляк, аят 14)[8] Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Преградой[9] перед Его Взором является нур (огонь), если бы Он убрал его, то Величие Его сожгло бы всё, чего достиг Его Взор». (Передал имам Муслим)
13. Также будь убеждён в том, что Ему свойственна Речь[10]. Сказал Аллах: «И Аллах говорил с [пророком] Мусой [истинным] разговором [без посредника]». (Сура ан-Ниса, аят 164) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от зла того, что Он создал». (Передал имам Муслим)
14. И допустимо в отношении Аллаха совершение чего-либо возможного или отказ от него, ведь Сказал Он: «Твой Господь [, Мухаммад,] создает, что пожелает, и избирает, [кого пожелает], а у них нет выбора» (Сура аль-Касас, аят 68) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, если бы Всевышний наказал обитателей небес и земли, то Его наказание не было бы притеснением для них, и если бы Он помиловал бы их, то милость Его была бы для них лучше их дел!» (Передал имам Абу Дауд)
Что же касается Посланников (да благословит их Аллах и да приветствует), то все те качества, которые были свойственны Посланнику Аллаха Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), были обязательны и для них, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся». (сура аль-Бакара, аят 136), а также слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не выбирайте[11] между пророками». (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)
В эти описания [обязательные для пророков] входит:
Правдивость;
Аллах сказал: «Правду сказал Аллах и Его посланник». (Сура аль-Ахзаб, аят 22) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, я не говорю ничего кроме правды!» (Передал имам Ахмад)
Надёжность;
Всевышний Аллах сказал: «И не бывало так, чтобы какой-либо пророк обманом присваивал [себе что-либо]». (Сура Алю Имран, аят 161) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы [никогда] не увидите меня скупцом, лжецом или трусом». (Передал имам аль-Бухари)
Доведение призыва.
Всевышний Аллах сказал: «[Пророк Нух] сказал: «Я довожу до вас послания моего Господа и искренне советую вам (чтобы остерегались наказания Аллаха); и я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете». (Сура аль-Араф, аят 62) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) во время последнего хаджа сказал: «Не довёл ли я до вас [послание вашего Господа]?» Сподвижники ответили: «Да». На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «О Аллах! Засвидетельствуй!» (Передали имам аль-Бухари и имам Муслим)
Допустимым же в отношении пророков является всё то, что допустимо и в отношении остальных людей, кроме тех вещей, которые могут привести к принижению их высокого положения.
Всевышний Аллах сказал: «Мы посылали до тебя посланников и даровали им супруг и потомство». (Сура ар-Ра’д, аят 38) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иногда я бываю сыт, а иногда голоден». (Передал имам ат-Тирмизи)
Является обязательным уверовать и подтвердить всё то сокровенное, что передал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), согласно словам Всевышнего Аллаха: «…которые веруют в сокровенное…» (Сура аль-Бакара, аят 3) А также согласно тому, что изложено в хадисе Джибриля (мир ему).
В число этих сокровенных вещей входит:
Судный день;
Всевышний Аллах сказал: «Аллах — нет божества, кроме Него! Он непременно соберет вас ко Дню воскрешения, в котором нет сомнения». (Сура ан-Ниса, аят 87) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, отвечая на вопрос об имане: «Иман – это вера в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его Посланников и в Последний день». (Передал имам Муслим)
Воскрешение;
Всевышний Аллах сказал: «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека». (Сура Лукман, аят 28) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый раб будет воскрешён в соответствии с тем, каким он был в мирской жизни». (Передал имам Муслим)
Собрание;
Всевышний Аллах сказал: «Бойтесь же Аллаха и знайте, что вы будете собраны у Него». (Сура аль-Бакара, аят 203) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди будут собраны в Судный День босыми, голыми, необрезанными». (Передал имам Муслим)
Мост;
Всевышний Аллах сказал: «Каждый из вас войдет туда». (Сура Марьям, аят 71) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Установят Мост над адом, верующие будут проходить Его за миг, некоторые – как молния, другие – как ветер, следующие – подобно птицам и быстрым лошадям. Всего же будет три категории людей: те, которые спасутся и не почувствуют трудности; те, которые будут спотыкаться, а затем перейдут мост; и те, которые упадут в Геенну». (Передал имам Муслим)
Весы;
Всевышний Аллах сказал: «В тот день взвешивать будут правильно. Те, чья чаша Весов будет перевешивать, окажутся преуспевшими. Те же, чья чаша Весов окажется легче, потеряют самих себя, поскольку они были несправедливы к Нашим знамениям». (Сура аль-Араф, аяты 8-9) Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть два слова, которые любит Милостивый, они легки для языка, но тяжелы на Весах: “Слава Аллаху и хвала Ему, слава Аллаху Великому!” (Субхана-Ллахи ваби-хамди-хи, субхана-Ллахи-ль-’Азым)».
Существование Рая;
Господь сказал: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле и который уготован для богобоязненных…» (Алю Имран, аят 133) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, есть в Раю дерево, в тени которого всадник будет скакать сто лет!» (Передал имам аль-Бухари)
Существование Ада.
Господь сказал: «Бойтесь Огня, который уготован неверующим». (Сура Алю Имран, аят 131) Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Геенну приведут, волоча с помощью семидесяти тысяч цепей, каждую цепь будут держать семьдесят тысяч ангелов!» (Передал имам Муслим)
Просим Всевышнего защитить от Ада и позволить войти в Рай вместе с праведниками!
Да благословит Аллах и да приветствует Посланника Аллаха, Его семейство, сподвижников многочисленным благословением и приветствием!
[1] Шариф аль-Джурджани сказал: «Ваджибуль-вуджуд – Тот, Чьё существование не нуждается в чём-то и не зависит от кого-то». («Ат-Та’рифат»)
[2] Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Здесь указание на то, что не было ничего помимо Него, ни воды, ни Арша, ни чего-либо другого. Потому что все это – не Всевышний Аллах». («Фатх аль-Бари»)
[3] Имам аль-Багави сказал: «Он Тот, Кто существовал без начала, Он был, и не было ничего». («Ма’алим ат-танзиль»)
[4] Имам Насафи сказал в своём тафсире (3/433): «Последний – Тот, Который будет существовать после гибели всего».
[5] Имам аль-Куртуби сказал: «Некоторые учёные-исследователи сказали: Единобожие (Таухид) есть утверждение сущности, которая не подобна другим сущностям и не лишена атрибутов. Аль-Васити разъяснил: “Нет сущности, подобной Его сущности, нет имени, подобного Его имени, нет действий, подобных Его действиям, нет атрибутов, подобных Его атрибутам, кроме как со стороны соответствия названий. Чиста Его предвечная сущность от сотворённых качеств, точно так же, как и создание лишено предвечных качеств. И это всё является мазхабом людей истины, сунны и Джама`а, да будет доволен ими Аллах!”» («Аль-Джами‘ ли-ахкам аль-Куран»)
[6] Его существование не зависит от кого-либо или чего-либо.
[7] Аль-Кайюм — Тот, кто не нуждается в поддержке и распоряжается всем без чьей-либо помощи, в то время как всё остальное нуждается в Нём и ищет помощи у Него. («Максыд аль-Асна» имама аль-Газали, с сокращением)
[8] Запугивание Аллахом раба Взором побуждает последнего к осторожности в словах и действиях, так как человек подвержен забывчивости и беспечности, и поэтому может говорить и совершать то, за что Аллах воздаст ему сполна.
[9] Имам ан-Навави сказал: «Сущность Преграды (хиджаб) свойственна лишь ограниченным физически творениям, а Аллах чист от телесности и границ, поэтому здесь подразумевается то, что ограждает от Его Взора, и оно было прозвано нуром (или огнём) из-за того, что в обыденности они мешают видению, под Ликом же имеется в виду сама Сущность Аллаха». («Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим»)
[10] Которая не состоит из звуков и букв, у которой нет начала и конца, и которая не схожа с речью творений.
[11] Под выбиранием и различием имеется в виду то, что приводит к принижению того или иного Пророка, однако вместе с тем следует знать, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) является наилучшим из них.