Что такое вероучение определение
Вероучение
Смотреть что такое «Вероучение» в других словарях:
вероучение — вероучение … Орфографический словарь-справочник
ВЕРОУЧЕНИЕ — ВЕРОУЧЕНИЕ, вероучения, ср. (книжн.). Совокупность основных положений религии. Христианское вероучение. Вероучение христиан. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
вероучение — ислам, религия, христианство, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, буддизм, вера Словарь русских синонимов. вероучение см. вера 3 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ВЕРОУЧЕНИЕ — ВЕРОУЧЕНИЕ, я, ср. (книжн.). Совокупность догматов и положений какой н. религии. Христианское в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Вероучение — Религия догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями. Содержание 1 … Википедия
ВЕРОУЧЕНИЕ — cовокупность догматических положений веры. В ранней Церкви не существовало точного аналога термину «вероучение»: истины христ. веры именовались «апостольским преданием» (Iren. Adv. haer. III 3. 2) или «преданием истины» (Ibid. III 4. 1). Данные… … Православная энциклопедия
Вероучение — Имена существительные АТЕИ/ЗМ, безве/рие, неве/рие, устар. афеи/зм, разг. безбо/жие. Отсутствие веры в Бога и сверхъестественные силы, а также учение, основанное на неверии в Бога. ВЕ/РА, рели/гия, це/рковь, книжн. вероиспове/дание,… … Словарь синонимов русского языка
Вероучение — ср. Совокупность догматов и основных положений какой либо религии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
вероучение — вероучение, вероучения, вероучения, вероучений, вероучению, вероучениям, вероучение, вероучения, вероучением, вероучениями, вероучении, вероучениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
вероучение — вероуч ение, я … Русский орфографический словарь
ВЕРОУЧЕНИЕ
Смотреть что такое ВЕРОУЧЕНИЕ в других словарях:
ВЕРОУЧЕНИЕ
вероучение ср. Совокупность догматов, основных положений какой-л. религии.
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
1) Орфографическая запись слова: вероучение2) Ударение в слове: вероуч`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): вероучение4) Фонетическая транскр. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
(2 с), Пр. о вероуче/нии; мн. вероуче/ния, Р. вероуче/нийСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
Унр Увир Уверение Руно Рон Роение Ров Рио Рин Речение Рено Рение Ревун Рев Рвение Очин Оун Орун Орн Онуч Онер Овир Овин Овен Ноу Урон Учение Черви Черно Чернов Неуч Нерв Чин Чир Нер Невро Невр Неверие Невер Ирон Ион Чон Иов Вчерне Вручение Чрево Врио Вор Вон Вне Вич Вино Винер Вечно Вечер Вече Верчение Вероучение Верно Вено Веер Чурин Вечор Вие Воин Ворчун Врун Евр Евро Ение. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
Ударение в слове: вероуч`ениеУдарение падает на букву: еБезударные гласные в слове: вероуч`ение
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
-я, ср. Совокупность основных положений какой-л. религии.Христианское вероучение.Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестанти. смотреть
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
с рел dogma religioso, doutrina religiosaСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
с. рел.dogme mСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
Rzeczownik вероучение n zasady wiary
ВЕРОУЧЕНИЕ
сGlaubenslehre fСинонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
ВЕРОУЧЕНИЕ
〔中〕〈书〉教义, 教理. христианское ~ 基督教教义. Синонимы: буддизм, вера, ислам, кальвинизм, лютеранство, протестантизм, религия, христианство
ВЕРОУЧЕНИЕ
Как само формирование Символа, так и его истолкование в догматических определениях последующих Вселенских Соборов было обусловлено не внутренней потребностью Церкви, но явилось реакцией на ереси. Отцы Вселенского VI Собора, имея в виду Никео-Константинопольский Символ, отмечали, что для «совершенного познания и утверждения православной веры достаточно… символа божественной благодати», и только «соблазн заблуждения» побуждает Церковь к созданию новых определений изначальной и неизменной веры (ДВС. Т. 4. С. 220; Hilar. Pict. De Trinit. II 2). Словесно очерчивая границы кафолического опыта веры, за к-рыми начинается область ереси, формулы В. становились вместе с тем своего рода «вехами», дающими человеческому разуму надлежащую перспективу (Карташев. Соборы. С. 7).
Борясь с тем или иным еретическим заблуждением, Церковь не вырабатывала каких-то новых положений В., но только свидетельствовала о том, «что было от начала» (1 Ин 1. 1). Христос даровал Церкви всю полноту истины (ср.: Ин 15. 15). Содержание христ. веры было дано апостолам без остатка (ср.: Ин 14. 26; Иуд 3) как «совершенное знание» (Iren. Adv. haer. III 1. 1). Апостолы же, в свою очередь, «как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам» (Ibid. III 4. 1). Поэтому история церковной богословской мысли не может рассматриваться как постепенная разработка доктринальной системы; речь может идти лишь о развитии истолкования вероучительных истин, неизменных в своем существе, т. е. о терминологическом росте, но не о расширении или углублении самого содержания веры в смысле католической догматического развития теории (Василий (Кривошеин), архиеп. 1996. С. 17-18; Флоровский. 2002. С. 28-29).
Отрицая путь тотальной догматизации, правосл. святоотеческая мысль не призывала и к тотальному апофатизму. Не все в опыте Церкви может быть высказано, но и не все абсолютно неизреченно (Ioan. Damasc. De fide orth. I 2). Необходимость проповеди «всем народам» (ср.: Мф 19-20), ибо «вера от слышания» (Рим 10. 17), побуждала Церковь подбирать наиболее точные слова для претворения «догмы» в «керигму», проповедь (Лосский. С. 675-677). «Для того, чтобы привести людей к Богу, о Нем нужно говорить, причем не только отрицаниями, но и утверждениями, несмотря на то, что никакое утверждение о Боге не может быть исчерпывающим» (Иларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998. С. 227-230).
Приходящие в Церковь постигают В. не благодаря интеллектуальным усилиям, а на пути духовно-аскетического подвига: «Истина познается душою по силе жития» (Isaac Syr. Sermones. 30). Православие настаивает на «несомненности тесной и неразрывной связи и взаимообусловленности догматического и аскетического учения Православной Церкви. Связь эта вообще настолько тесна и неразрывна, что всякая попытка искусственно изолировать аскетические и догматические элементы святоотеческого учения не может быть осуществлена без насилия над их содержанием» (Василий (Кривошеин), архиеп. 1996. С. 202). Рожденное в кафолическом опыте христ. В. может быть адекватно постигнуто только в рамках этого же самого опыта: на его вершинах человек «неизреченно научается» истинам веры непосредственно от Самой Св. Троицы, а затем, научившись сам, «и всем другим то описывает, излагая богоприличные догматы, как все предшествовавшие святые отцы учат» (Sym. N. Theol. Hymn. 17).
Большую сложность представляет собой определение формальных критериев истинности В. Если истина может быть только пережита, но не доказана, то определить, какое богословское суждение соответствует христ. В., а какое его искажает, при формальном подходе весьма затруднительно. Даже общеобязательный авторитет догматических решений Вселенских Соборов не может в данном случае служить аргументом, ибо зиждется не на формальных доказательствах, а на вере и свидетельстве самой Церкви. Как хранительница «предания истины» Церковь сама свидетельствует об истинности (вселенскости) или ложности того или иного Собора епископов, объявляя его либо «органом Святого Духа», т. е. Вселенским Собором, либо «еретическим сборищем» (Болотов. Лекции. Т. 3. С. 320-323). Формально авторитет Вселенского Собора основан для правосл. христиан на авторитете самой же Церкви. Доверившись Церкви, ее член обязан подчинить свой разум голосу Соборов, засвидетельствованных ею как Вселенские, даже если он не имеет на то собственного опытного свидетельства.
Источники В.
В правосл. Церкви есть тексты, за к-рыми она признает несомненный вероучительный авторитет и непреходящее значение. Прежде всего это Свящ. Писание. Несомненным вероучительным авторитетом являются Никео-Константинопольский Символ веры и догматические определения 7 Вселенских Соборов. Наряду с ними, по авторитетному мнению архиеп. Василия (Кривошеина), по степени вероучительной значимости можно поставить догматические определения К-польского Собора 879-880 гг., постановления К-польских Соборов 1341-1351 гг. о Божией сущности и Ее действиях, а также определение К-польского Собора 1156-1157 гг. о Евхаристии как о жертве (а не только воспоминании), приносимой Христом по человечеству Св. Троице (Василий (Кривошеин), архиеп. 2003. С. 78-81).
Правосл. В. выражается не только в соборных догматических определениях, символах и исповеданиях веры, но и в литургическом предании, по крайней мере в той его части, к-рая запечатлена авторитетом св. отцов и проверена временем. Так, «можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов» (Там же. С. 84).
Авторитетным свидетельством христ. веры правосл. Церковь признает также святоотеческое наследие в целом. Но, учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, Церковь никогда не пыталась кодифицировать к.-л. определенный корпус святоотеческих творений, к-рый бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum. Тем не менее в Православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христ. В. во всей его целостности и полноте. «Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия» (Там же. С. 85).
Понятие В. в католицизме и протестантизме
Уже в ср. века в Римско-католической Церкви развивалась концепция «сокровищницы веры» (depositum fidei). Согласно ей, Церковь рассматривается как хранительница определенной суммы христ. истин, к-рые ей доверено развивать и формулировать. В связи с этим важное место занимает понятие «учительство Церкви», под к-рым подразумевается безошибочный церковный голос, звучащий в соборных и папских определениях и в отдельных богословских разработках, официально принятых католич. Церковью. Документы «учительства Церкви» имеют вероучительное (доктринальное) значение. При этом утверждается, что они представляют собой положения, к-рые содержатся в Свящ. Писании и церковном Предании и формулируются католич. Церковью как истины Божественного Откровения. На сегодняшний день к источникам католич. В. относится широкий круг доктринальных текстов от Апостольского Символа веры и догматических определений 7 Вселенских Соборов до решений Соборов католич. Церкви, к-рые она считает «вселенскими», ряда декретов папской канцелярии и папских булл.
Лит.: Καρμίρης Ι. Ν. Τὰ δογματικὰ καὶ συμβολικὰ μνημεῖα τῆς ὀρθοδόξου καθολικῆς ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 1952. Τ. 1-2; Яннарас Х. Вера Церкви: Пер. с греч. М., 1992; Булгаков С., прот. Православие: Очерки учения Правосл. Церкви. М., 1991; Флоровский. Восточные отцы IV в. М., 19922; он же. Избранные богословские статьи. М., 2000; он же. Восточные Отцы Церкви. М., 2003; Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. М., 1995. С. 148-161; он же. Богословские труды 1952-1983 гг.: Ст., докл., переводы. Н. Новг., 1996; он же. Символические тексты в Православной Церкви. Б. м., 2003; Фельми К. Х. Введение в совр. правосл. богословие. М., 1999; Мейендорф И., протопр. Византийское богословие: Ист. тенденции и доктринальные темы. Минск, 2001; Лосский В. Н. Боговидение. М., 2003.
Вероучение
Вероуче́ние — 1) совокупность знаний, очерчивающих и раскрывающих предметы веры; 2) Православное вероучение — совокупность истинных знаний, открытых Богом, необходимых человеку для достижения личного спасения, очерчивающих и раскрывающих предметы христианской веры.
Чем подтверждается истинность Православного вероучения?
Несмотря на то, что предметы Православного вероучения относятся к области сверхъестественного, подтвердить его истинность можно и опираясь на доводы естественного мышления.
В качестве одного из важнейших признаков, подтверждающих истинность вероучения, выступает сбыточность пророчеств. Существенная часть подлинных пророчеств были озвучены ещё в период Ветхого Завета.
Среди всех ветхозаветных пророчеств особенно выделялись те, которые касались Пришествия Спасителя и реализовались на Христе, как, например, пророчество о проповеди Предтечи Господня ( Ис.40:3-5 ), о месте ( Мих.5:2 ) и времени Рождения Спасителя ( Быт.49:9-10 ); о том, что Он родится именно от Девы ( Ис.7:14 ); о совершении Им множества небывалых дотоле чудес ( Ис.35:4-8 ); о торжественном входе Мессии в Иерусалим ( Зах.9:9 ); о Его Крестных Страданиях и смерти ( Ис.53:8-9 ); о Его Воскресении ( Ос.6:1-2 ); о рассеянии апостолов ( Зах.13:7 ); о призвании в Церковь язычников ( Ис.11:10 ). Ряд пророчеств сбылись с детальною точностью.
Другим важным признаком истинности вероучения Церкви служат реализованные в Новом Завете прообразы, описанные в Священном Писании Ветхого Завета (ветхозаветная пасха — новозаветная Пасха; переход евреев через Чермное море — Таинство Крещения; медный змий — Распятие Христово; Крест Христов).
Кроме того истинность Евангельской проповеди Спасителя подтверждена многочисленными чудесами ( Ин.5:36 ), совершенными Им за время Его пребывания на Земле, в том числе чудом из чудес — Воскресением ( 1Кор.15-17 ).
Ещё одним важным признаком является опыт святых, наглядно демонстрирующий, что каким бы грешным не был человек, но если он обращается ко Христу и стремится жить согласно вероучению Церкви, то не только преображается в нового человека, а и достигает уподобления Богу и единения с Ним, освящается, обоживается.
Наконец, истинность православного вероучения подтверждается тем, что оно удовлетворяет религиозным потребностям человеческого духа. Тем, кто следует по стопам Христовым, дано уже в этой жизни испытать радость богообщения, предызображающую будущее блаженство в Царстве Славы.
Значение слова «вероучение»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВЕРОУЧЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). Совокупность основных положений религии. Христианское в. В. христиан.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вероуче́ние
1. совокупность вероучительных определений (догматических положений веры); главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: хватательный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «вероучение»
Предложения со словом «вероучение»
Цитаты из русской классики со словом «вероучение»
Сочетаемость слова «вероучение»
Каким бывает «вероучение»
Понятия со словом «вероучение»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «вероучение»
Поэтому при определении особенностей содержания того или иного источника необходимо рассматривать его не только в контексте реальной исторической обстановки, но и в контексте общего развития христианского вероучения.
Именно в монастырях с наибольшей точностью соблюдаются каноны православного вероучения.
Однако нельзя обходиться и без знания основ вероучения – знания того, во что ты веришь.