Что такое вертеп в театре

Из истории рождественского вертепа

На верхней сцене изображался Вертеп, в котором родился Христос, размещались куклы, изображающие Святое семейство, и разыгрывались сцены сюжетно связанные с Горним миром: благовествование Ангелов, поклонение пастухов и волхвов, бегство в Египет.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Куклы были устроены довольно просто. Вырезались они обычно из дерева и одевались в одежды из разноцветных лоскутков. Управляли ими через узкие прорези в сцене при помощи штырьков или палочек, приделанных к нижней части куклы. Большая часть кукол была ограничена в движениях: они могли передвигаться по сцене только с той степенью свободы, которую предоставляли проделанные в сцене прорези и слегка наклоняться. Но Некоторые куклы оснащались простенькими механическими приспособлениями, позволяющими им шевелить руками, вставать на колени садиться и совершать тому подобные манипуляции. Уровень художественного исполнения кукол также был различен: от грубо вырезанных, одетых в бумажные одежды маленьких куколок до настоящих произведений искусства, с красивой и аккуратной резьбой и изящно одетых лоскутками дорогих материй.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Представления были двухчастные: в первой, духовной части спектакля, представлялись Евангельские события, следующая же за ней вторая часть была сугубо развлекательной.

Тексты представлений в вертепах, принадлежащих разным хозяевам, отличались друг от друга, особенно в развлекательной части, где как количество, так и набор разыгрываемых интермедий был почти произвольным, хотя, в то же время и традиционным.

Содержание и тексты первой, духовной части представления были более стабильными, и в большинстве вертепов повторялись, за исключением некоторых небольших различий в текстах и разном музыкальном сопровождении. Смысл и количество представляемых сцен были постоянными.

Вертепы носили по домам на святках. Вот как об этом вспоминал Н.А.Полевой: “ В Иркутске, где я родился и жил до 1811 года, не было тогда театра, не заводили благородных домашних спектаклей. Театр заменяли для нас вертепы.

И вот — заскрипела скрипка; раздались голоса — являются Ангелы и преклоняются перед яслями при пении:

Народился наш Спаситель,
Всего мира Искупитель.
Пойте, воспойте
Лики во веки
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека!

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

История Вертепов берет свое начало в глубокой древности, начиная от первых веков существования христианства. Распространенной точкой зрения является то, что начала как вертепных, так и других европейских мистерий происходят из соответствующих раннехристианских церковных служб и чинов, возникших в IV-VI веках

К наиболее же древним из известных текстов Рождественских действ можно отнести опубликованные в середине прошлого века П. Полевым 7 латинские рукописи рождественских церковных служб “Рахиль” и “Поклонение волхвов”, относящихся к XI веку. Содержание этих служб очень близко к содержанию вертепных пьес, однако, указывается, что они тесно связаны с ходом основного богослужения, и в нескольких местах прерываются молитвами.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Приблизительно с пятнадцатого века вертепные пьесы в Европе перешли в разряд так называемого школьного театра, то есть театра существовавшего при духовных училищах, где спектакли духовного содержания разыгрывались в качестве упражнений в риторике. Кроме того, Рождественские мистерии стали разыгрываться на улицах бродячими актерами. В церквях же на Рождество стали выставлять неподвижные вертепы с яслями и скульптурными изображениями Пречистой Девы и Праведного Иосифа. Усилиями уличных артистов, стремившихся любыми путями привлечь на свои представления как можно больше публики, “обмирщение” мистерий, в конце концов, дошло до того, что от первоначального содержания вертепных представлений осталось мало, зато они обогатились большим количеством гражданских сцен, иногда даже довольно непристойного содержания. Российские вертепные представления отличались от европейских большей сохранностью древней духовной части. Необходимо отметить, что различия по структуре и по силлабическим особенностям между Российскими (великорусскими, малорусскими и белорусскими) и Европейскими вертепами позволяют сделать предположения о различной истории их развития, причем наиболее подверженными западному влиянию оказались белорусские батлейки.

Первые достоверные сведения о существовании вертепов на территории Российской Империи, относятся к концу шестнадцатого века. Именно к этому времени относится найденный Е. Изопольским в Ставищах вертепный ящик, на одной из стенок которого была надпись: “року Христусового 1591 збудованы”. В тех же Ставищах был найден и другой “Вертеп”, датированный 1639 годом.

Наиболее старинные из известных текстов Российских вертепов относится к XVIII веку.

У большинства современных жителей России слово “вертеп” меньше всего ассоциируется с кукольным театром. А насколько бы украсилось празднование Рождества в наше время, если бы на улицах и в домах вновь зазвучали рождественские псальмы и колядки, вновь ожило бы древнее кукольное представление. Хотелось бы, чтобы книжка помогла больше узнать о рождественских кукольных представлениях, а может быть и сделать свой собственный вертеп.

©1991-2001 Дмитрий Симонов
christmasvert@yandex.ru

Источник

Вертеп (театр)

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Вертеп (от ст.-слав. врътъпъ, вьртьпъ — ‘пещера, ущелье’; белор. батлейка ) — народный кукольный театр, представляющий собой двухэтажный деревянный ящик, напоминающий сценическую площадку. В Россию вертепный театр проник в конце XVII — начале XVIII веков из Польши через Украину и Белоруссию. Название связано с первоначальными изображением сценок о жизни Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода.

Содержание

Устройство вертепа

Вертепный театр представлял собой большой ящик, внутри которого располагалась сцена, обычно двухъярусная. На верхней сцене показывали поклонение новорожденному младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления. Деревянные куклы снизу прикреплялись к проволоке, с помощью которой вертепщик их передвигал по прорезям в полу. Главная декорация на сцене — ясли с младенцем. У задней стенки располагались фигуры праведного Иосифа с длинной бородой и святой Девы Марии. Cцены с рождением Христа традиционно разыгрывались в верхнем ярусе. Хозяин вертепа обычно сам произносил текст разными голосами и водил кукол. Мальчики-хористы распевали рождественские песнопения. А если присутствовал музыкант, то он сопровождал пение и пляски музыкой. Кукловоды и сопровождающие их музыканты и хор ходили от дома к дому, либо устраивали представления в местах общественного сбора — на торговых площадях.

Сюжет

Рождественская драма

Социально-бытовая сатира

Во второй часть действий обычно было на злободневные темы, где главная роль отводилась Петрушке, а на юге России, в Белоруссии и на Украине сюжет напоминал Новогодний обряд «Вождения козы». В Белоруссии героями были: цыгане, воин на коне, пастушок Антипка, барыня и т. п. Вторая часть изменялась в зависимости от местности, где разыгрывается спектакль и от находчивости и одарённости вертепщика.

На сцене в виде шинка (кабака) появляется Запорожец. Пирующий Поляк, заслышав песню о том, что «не буде краще, як у нас на Україні! Що немае жида, що немае ляха: не буде ізміни!», сразу же убегает.

Казак сразу же начинает хвастаться:

Случалось мені, і не раз,
В степу варить пиво:
Пив турчин, пив татарин,
Пив і лях на диво;
Багацько лежить
І тепер з похмілля
Мертвих голов і кісток
3 того весілля.

Но, оказывается, что у «героя» нет денег, и он не может расплатиться с хозяином шинка, естественно, евреем. Потому что он — «козак Іван Виногура, у його добра натура. В Полыці ляхів оббирае, а в корчмі пропивае».

Зато обуревает желание выпить. «Запорожец пьёт водку из барила, еврей поддерживает барило и дрожит от страха», — пишет Галаган. После перепалки начинается потасовка. Запорожец убивает хозяина кабака, а потом подходит к колоколу и «ведёт при этом довольно бессмысленные речи пьяного человека».

Затем главный герой подобным образом расправляется с Чёртом, потом хочет покаяться и зовет священника. Появляется поп, который оказывается униатом. Запорожец пытается и его поколотить со словами, что «уніатських попів не бив, а з них живих кожу лупив». Однако проворный поп тут же дает деру, вызвав одобрительную реплику своего мучителя: «Добре зробив, що втік!» Звучит музыка.

«Этою последнею победою над всеми своими врагами оканчиваются сцены с Запорожцем. Прощаясь со зрителями, казак как будто чувствует, что он не всем мог угодить своими дерзкими выходками», и, уходя со сцены, произносит:

Социальная база

Средой, из которой вырос вертеп, обычно считают украинское студенчество, главным образом киевские «спудеи», которые способствовали занесению её и на север, например в Сибирь. Время существования вертепной драмы в Польше и России исчисляется приблизительно 200-летним периодом. В первой половине XIX века вертеп как бытовое явление исчезает, появляясь временами в глухих местах Белоруссии и Украины и более прочно задерживаясь в быту украинского крестьянства Восточной Галиции. Опубликованный в книге Е. Марковского текст Хорольского вертепа, записанный в 1928, свидетельствует, что вертепная драма на Украине дожила до начала XX века.

Источник

История рождественского вертепа и современные сценки для детей

Основные персонажи вертепа

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

В вертепах же, предназначенных не для украшения дома или храма, а для театрального действа (о чем мы расскажем ниже) добавляются фигуры царя Ирода, Воина, Смерти и другие.

Виды вертепа

Итак, мы уже знаем, что существует статичная вертепная композиция из фигурок, особенно популярная в наши дни в православных домах. В них не играют, эта композиция статична и служит символом, напоминанием о Рождестве. Более того, чаще всего в России вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества. А возле православных храмов в канун Рождества Христова сейчас часто строятся снежные или ледяные вертепы.

Кроме того, существует вертепный театр, то есть рождественское представление с помощью кукол – такой жанр был очень популярен в Восточной Европе, в Польше, на Украине. Это спектакль о Рождестве, в котором участвовали куклы волхвов, пастухов, ангелов, царя Ирода. В небольшом ящике («вертепе») устраивали кукольный театр, в котором разыгрывались сюжеты на рождественскую тему. С вертепом и колядками ряженые ходили вечером по деревне, поздравляя соседей.

Сюжеты вертепа

В основе любого вертепного представления лежит сюжет о Рождестве. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться пастухи, три волхва. Волхвы рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они не ходили к Ироду, не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Волхвы уходят домой другим путем.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Обычно современные рождественские сценки на этом, с разными вариантами, и заканчиваются – ведь они обычно предназначены для детей и ими же исполняются. Но в прошлые века вертепные представления были вполне «взрослыми» и знакомили зрителей с евангельскими событиями, пусть и в игровой форме. Итак, что же было дальше?

История вертепного театра

На территории Российской Империи вертепы были популярны в XVIII—XIX веках. После 1917 года они запрещались как религиозная пропаганда. Но это не первый случай гонения на жанр вертепа: они были запрещены во Франции во времена Великой Французской Революции, в Германии во время протестантской реформации, в Великобритании во времена Оливера Кромвеля (в последнем случае вообще запрещалось празднование Рождества!), не поощрялись вертепы и в только образовавшихся США.

В последние десятилетия интерес к вертепам в России увеличился. Начиная с середины 1990-х годов, школьные театры, прихожане храмов, ученики воскресных школ и даже артисты театров участвуют в представлениях на рождественский сюжет. Проходят даже фестивали вертепных театров.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театреРождественские сценки или живой вертеп в наши дни

«Ирод-царь». Сценарий Рождественской мистерии

Адаптированный и сокращенный вариант драмы В. Тихомирова “Ирод-царь”.

Действующие лица:

Ведущий: Мое почтение публике!
Нынче праздник – превеликое торжество –
Христа Бога нашего Рождество!
А мы вам покажем в лицах:
царя Ирода грозного и безобразного,
пастухов благочестивых,
трех царей-волхвов премудрых
и еще много разного!
Начинаем! Начинаем! Театр открываем!
Посмотрите-ка, вот стоят на пригорке пастыри овечьи,
меж собою ведут речи.
А вот звезда!
Пастухам она является, пастухи звезде удивляются.

На сцене появляются пастухи и разговаривают между собой.
Пастухи:
– Ой, глядите-ка! Звезда!
– Где звезда?
– Поглядите вон туда.
– Вот это да!
– И какая же большая, пребольшая, золотая, золотая да пресветлая!
– То звезда непростая.
– А какая? Волшебная?
– Не волшебная, а святая.
– Отчего она святая?
– Чего не знаю, того не знаю. Только, думается,
Пастухам, нам с вами,
Эта звезда – предзнаменованье!
– И что же нам теперь делать?
– Надо нам пойти к кринице.
– Для чего?
– Чтоб водицею умыться.
– А зачем?
–Чтоб, умывшись, помолиться, помолиться и покаяться.
– Твоя правда.
Мы хотя и пастухи убогие, да и у нас грехи многие.
Мы пойдем, водой омоемся,
мы омоемся да помолимся,
мы помолимся да покаемся.

Ведущий:
А вот идут три волхва-царя,
меж собою говоря.

По одному, произнося свои слова, выходят волхвы.
Волхвы:
– Я – царь Каспар, у меня от Бога дар:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
понимать навык и коровий мык,
и звериный рык, и птичий язык –
всяку тварь земную я по имени именую.
Вот увидел я звезду – и за ней иду.
Звезда то не простая,
открывается мне, что она святая.
А почему святая, я еще не знаю.

– Здравствуй, царь Каспар.
Я – царь Валтасар, у меня от Бога дар:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
в моем царстве много вод, а в них всяка тварь живет:
черепахи, змеи, раки, и киты, и рыбы всяки –
всех я знаю, и люблю, и ласкаю, и кормлю,
всяку тварь я именую:
и морскую, и речную, как ручную.
Вот увидел я звезду и за ней иду.
Звезда непростая.
Открывается мне, что она святая.
Отчего святая, я еще не знаю.

– Добрый день, господа.
Вы откуда идете и куда?
– Я увидел звезду и за ней иду.
– И я увидел звезду и за ней иду.
– Сами несут нас ноги.
– Вот и встретились по дороге.

– А я – царь Мельхиор. Дал мне Бог вострый взор:
сызмала я не ленился, а молился да учился:
в небе звезд не счесть, и у каждой имя есть,
и у каждой планеты свои приметы,
и у каждого светила своя сила,
а я ту или иную хоть сейчас поименую.
Но сия звезда чудесная мне неизвестная,
звезда не простая,
открывается и мне, что она святая.
Отчего она святая, я еще не знаю.
Мы, цари, теперь втроем за звездой пойдем,
по дороге все обсудим, все обсудим и поймем,
и до Истины дойдем.
– А идти нам надо мимо города Ерусалима.

Ведущий:
А вот Ерусалим-город,
в котором живет царь Ирод.
А вот и сам царь в короне сидит на троне.

Ирод:
Я, царь Ирод,
грозный и превеликий, у меня норов дикий:
захочу – поколочу, захочу – отдам палачу,
а не то – вот мой меч, твоя голова с плеч .

Ведущий:
И вот Ирод, царь-злодей,
принимает трех царей.
Они к нему входят,
речь такую заводят .

Волхвы:
Ты ли Ирод-царь, превеликий, преславный?
Ирод:
Да, я – Ирод-царь превеликий, преславный,
я среди всех царей самый главный.
А вы кто такие?

Волхвы:
Мы – цари.
– Мы пришли издалёка.
– С севера
– И с востока.
– Добрались до юга.
– Встретили друг друга.
– Нас вела звезда.
– Привела сюда.
– Оказал Господь нам честь – ниспослал нам весть.
– Весть, мы поняли, благая, да не поняли – какая.
– Стали мыслить мы.
– Стали числить мы.
– О благой о вести стали думать вместе.
– Я, Каспар-царь, вопрошал всяку тварь,
в мире сущую – ходячую и цветущую,
подземную и земную, и прочую иную.
– Я, Валтасар-царь, вопрошал тварь водяную.
– А я, царь Мельхиор, обратил к светилам взор,
вопрошал у планет. А ответа нет.
– Вся Божия тварь ликует, а о чем ликует,
нам никак не растолкует.
– Тут попалась на пути нам криница.
В той кринице ключевая водица.
– Той водицей мы омылись, крепко-накрепко молились.
– Чтоб нам Бог помог.
– И постигли сердцем весть – всю как есть.
– В твоем, в Иродовом, царстве,
в Иудейском государстве
ныне должен народиться, должен появиться
Божий Сын, Царь царей!
– Мы идем к Нему и несем Ему наши царские дары.
– Я, царь Каспар, несу Богу в дар – смирну.
– Я, царь Валтасар, несу Богу в дар – ладан.
– А я, Мельхиор-царь, несу Богу в дар – злато.
Ирод:
– Я, царь Ирод, превеликий, преславный,
я среди всех царей самый главный,
вас, цари, я приветствую,
вам такими словами ответствую:
оказали вы мне честь, принесли мне весть.
Должен, значит, в моем царстве, в этом государстве,
должен народиться, должен объявиться.
Ну, короче говоря, этот царь, он что же, будет
больше Ирода-царя?
Волхвы:
– Он превыше всех царей!
Ирод:
А вы точно знаете?
Волхвы:
Точно!
Ирод:
Отвечайте сразу вместе, Он в каком родится месте –
во дворце ли царском или в доме княжем?
Волхвы:
Мы чего не знаем, о том не скажем.
– Только есть в твоей земле некий город Вифлеем.
– Этот город Вифлеем, он известен будет всем.
Ирод: Он родится в Вифлееме?
Волхвы: Да.
Ирод: Будет царствовать над всеми?
Волхвы: Да.
Ирод: Вас к Нему ведет звезда?
Волхвы: Да!
Ирод: Что же вы, цари, предо мной стоите?
Вы теперь к Нему поспешите, дары поднесите
этому Царю царей, да ко мне скорей возвращайтесь!
Я устрою пир на весь мир, вас на славу угощу,
а потом и сам навещу этот город Вифлеем,
что известен будет всем:
пойду поклониться Тому, Кто народится!
Волхвы: Мы пойдем, поторопимся,
Христу Богу поклонимся.

Волхвы уходят. Ирод остается один.

Ведущий:
А вот Ирод-царь один сидит, сердит, сам с собою говорит.
Ирод:
– А я, Ирод, грозный царь, погожу, погожу.
На дорогу погляжу, погляжу.
Как вернутся три царя, я ужо их угощу, ох, угощу!
А потом уж Вифлеем навещу, ох, навещу!

Ведущий:
А вот пастыри овечьи меж собою ведут речи,
хлеб кушают, птах небесных слушают.

Пастухи:
– Я, самый старший пастух,
я водой омылся, Богу помолился,
водицы напился, хлеба наелся.
– Я, второй пастух,
я водой омылся, Богу помолился,
а потом воды напился, хлеба наелся.
– А где же наш младший пастушок?
– Я здесь рядышком сижу,
в небеса гляжу, пташек слушаю.
Хорошо-то как поют!
– Какие зимой пташки?
– Это ты, видно, понарошку?
– Да нет, вы протрите глаза, поглядите в небеса:
птаха в небе вьется, заливается, чисто жаворонок.
– Верно! Вон еще одна.
– Вот те на! Да их целая стайка!
– Нет, постой-ка: то не пташки, то – ребятишки!
– Не бывает ребятишек с крылами.
– Ой, поглядите-ка, прямо над нами!
– Да ведь это, похоже, Ангелы Божьи!
– Я боюсь!
– Да ты, пастушок, не трусь: пастухи, мы люди храбрые.
– А Божьи ангелы, они добрые. Ишь, как поют, ликуют!
– Вроде нас окликают.
– Кажется, на землю спустились.
– Ой, глядите, ангел идет по земле, как по небесам, – к нам!

Ведущий:
А вот ангел с пастухами разговаривает.
Ангел:
– Я, Божий ангел, пастырей кликаю,
возвестить им хочу радость великую:
народился наш Спаситель, Господь,
воплотился в человеческую плоть.
На земле и в Небесах торжество,
Христа Бога Рождество!
И вы, пастыри, пойдите к Нему, поклонитесь Ему!
Пастухи:
– Мы пойдем сегодня, в Рождество Господне,
мы пойдем к Нему поклониться Ему.
– Мы пойти-то пойдем хоть сейчас,
только нет у нас для Младенца подарочка.
– Нет ни шерсти клочка.
– Ни зимой молочка.
– Нет и сыру овечьего.
– Подарить-то нечего!
Ангел:
– Нет у вас ни молока, ни шерсти, ни сыра.
Нет у вас ни ладана, ни золота, ни мира.
Зато есть у вас радость и вера!
Пастухи:
– Мы пойдем к Нему поклониться Ему
с нашей верой и радостью.
Ангел:
– Я же, ангел, покажу вам дорогу ко Христу Богу.
Вот он, город Вифлеем, что известен будет всем.
А вон там вертеп-пещера. Крепка ли ваша вера?
Пастухи:
– Крепка!
Ангел:
– Ну, тогда в вертеп войдите, на Младенца поглядите,
чуду подивитесь, Богу поклонитесь!
Пастухи уходят поклониться новорожденному Христу.

Появляются волхвы, приносят свои дары Младенцу Спасителю, собираются уходить и встречают Ангела.
Ведущий:
– А вот идут три царя, хвалу Господу творя.
Ангел их встречает, к царю Ироду ходить запрещает.
Волхвы:
– Мы, цари, идем втроем, хвалу Господу поем.
Ангел:
– Помогай вам Господь, господа.
Вы откуда идете и куда?
Волхвы:
– Мы, цари, пришли издалёка.
– С севера и с востока.
– Нас, царей, сюда привела звезда.
– Поклонились мы Христу Младенцу, будто ясному солнцу.
– Поклонились мы Царю всего мира, принесли Ему ладан и миро.
– Поклонились мы Царю всего света, принесли Ему злато.
– А теперь мы спешим в город Иерусалим.
– К царю Ироду.
– Ему радость возвестим.
– Чтобы он шел скорей на поклон к Царю царей!
Ангел:
– Я же, ангел Божий, вам, царям, говорю:
не ходите к Ироду-царю,
не ходите мимо города Ерусалима.
Сам я вас провожу, путь окольный покажу, тропу горную, неторную.
На Младенца Ирод-царь затаил злобу черную!
Волхвы:
– Мы, цари, втроем, мы за ангелом идем
по тропе неторной, горной.
Не узнает про Христа Ирод-царь злотворный.
Не насытит Ирод-царь своей злобы черной.
Волхвы уходят.

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Маленький Рождественский спектакль

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театреДействующие лица:

Сцена изображает полянку с елочкой посредине. За елочкой спрятана девочка, задрапированная в зеленое. Вбегают два пастуха.

1-й пастух (показывает рукой): Видишь, вон где звезда!
2-й пастух: Как раз над пещерой для наших овец! И пещера светится. Чудо!
1-й пастух: Ты постой здесь, а я посмотрю. (Перебегает сцену, кричит другому пастуху). Младенец в яслях лежит! И Мать над ним!
2-й пастух (как бы про себя): Вот о чем пели Ангелы… Чудо великое.
1-й пастух (возвращается): Помнишь, Ангелы в небе пели, что Спаситель людей родился? Пойдем, поклонимся Святому Младенцу.
2-й пастух: Пойдем. Только что нам подарить Ему?
1-й пастух: Мы люди простые. Вот хлеб у меня, мед… Сыр еще остался…
2-й пастух: А я… я свежего сена из травы пахучей Ему в ясли положу.
1-й пастух: Пошли!
(Идут через сцену. Уходят).

Елочка: Ясная ночь. Тихо кругом.
Ярко горит Звезда над пещерой.
Свет голубой льется из щелей.
В яслях Младенец-Спаситель лежит.
Тысячи лет ждали Его прихода.
Счастлив тот будет, кто к Нему поспешит.
Счастливы люди! Ликует природа!

Цветы: Мы цветы-цветочки,
Мы растем неслышно.
Эта ночка-ноченька
Самая душистая.
Елочка: Куда это вы, Цветы? Вам спать ночью полагается…
Цветы: Эта ночка-ноченька
Света ярче светится.
Поклониться в ноженьки
Мы идем Младенцу.
Елочка: Возьмите и меня с собой, Цветы мои милые, возьмите и меня поклониться Христу-Младенцу.
Цветы: Но на тебе нет цветов, Елочка, а о твои иголочки Младенец может только уколоться.
(Уходят).

Елочка: Нет никого. Одна я, одинока.
Как ночь тиха! Звезда зовет, горит.
И все ушли. Всё поклониться Богу
К святой пещере радостно спешит.
Колючая, забытая я елка,
Ненужная стою в своей глуши.
Цветы правы. Я за Младенца только
Здесь помолюсь тихонько от души.
(Молится, качается. Музыка. На Елочке зажигаются огоньки.
Возвращаются пастухи, Зайчик, Огонь, Вода, Цветы).

Пастухи (вместе): Смотрите, звездочки с неба упали!
1-й пастух: Елочка сияет вся!
2-й пастух: Чудо Бог сотворил!
Зайчик (прыгает вокруг елочки): Елочка, Елочка, какая ты красивая!
Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.
Огонь: Она вся в огоньках.
Вода: Она вся в хрусталиках, в капельках, а не в огоньках…
2-й пастух: За твое смирение, Елочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.
1-й пастух: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.
Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу Елочку.
Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной!
Зайчик: Да здравствует наша Елочка!
2-й пастух: Теперь смиренная зеленая Елочка всегда будет славить Рождество Христово.
Все: Всегда!
Все становятся вокруг Елочки.
Поют:
«Рождество Христово, Ангел прилетел…».

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре
Вифлеем

(рождественская сценка для детей 5-6 лет) Автор: Дмитриева Л.А.

Действующие лица:

(Снежинки танцуют под музыку, потом выбегает Ангел, и снежинки кружатся вокруг него,останавливаются полукругом.)

Снежинка 1: Ангел белый, дух небесный,
Расскажи нам, друг чудесный,
Как летал ты в Вифлеем?
Ну, а мы расскажем всем!

Снежинки все хором: (легонько прыгают и кричат) Расскажи! Расскажи!
Ангел: В Вифлеем?
Снежинки все хором: Да! Да! Да!
Ангел: О! Это было очень давно. Две тысячи лет назад! В ту ночь, в городе Вифлееме родился Младенец Христос! Никто-никто не знал об этом, только Ангелы! (прикладывает палец к губам). Потому что все спали… кроме пастухов!
(Играет музыка, снежинки разбегаются, оставляя место в центре, Ангел также встает в стороне, на сцену выходят пастухи, садятся в кружок на пол.)

Пастух 1: Какая темная ночь!
Пастух 2: И как тихо!
Пастух 3: (смотрит вверх) И какие красивые звезды!

(Звучит несколько аккордов, появляется под музыку Ангел, пастухи от страха закрывают лица руками.)
Ангел: Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!
(Пастухи вскакивают, играет музыка, Ангел что-то им говорит, жестикулируя руками, они радостно удивляются. Пастухи радостно кружатся вместе с Ангелом, потом он убегает.)

Что такое вертеп в театре. Смотреть фото Что такое вертеп в театре. Смотреть картинку Что такое вертеп в театре. Картинка про Что такое вертеп в театре. Фото Что такое вертеп в театре

Пастух 1: Это был Ангел.
Пастух 2: Да! Он прилетел и сказал, что в городе Вифлееме родился Младенец Христос!
Пастух 3: И что Младенца спеленали и положили в ясли!
Пастух 1: Пойдем, посмотрим!
(Все убегают, играет музыка. На сцене появляется Иосиф и ставит на пол ясли, Мария выносит на руках, как носят младенцев, свернутую белую пеленочку, кладет в ясли. Приходят пастухи, показывают на ясли, подходят поближе, заглядывают в них.)
Ангел: (стоит в стороне и говорит зрителям) Мать Младенца зовут Мария, а ее мужа зовут Иосиф.
(Играет музыка, снежинки выбегают и загораживают Марию, Иосифа, ясли и пастухов, и те уходят.)

Снежинки все хором: А дальше?
Ангел: Над Младенцем Христом зажглась в небе (показывает вверх) удивительная звезда! Ее увидели мудрецы и решили пойти и поклониться Младенцу.
(Играет музыка, снова снежинки разбегаются по сторонам, выходят мудрецы.)

Мудрец 1: Куда же делась звезда? Она все время была впереди.
Мудрец 2: Мы так долго шли и вот что-то заблудились.
Мудрец 3: Да мы не туда пошли. Вон она звезда! Над Вифлеемом!
(Играет музыка, выбегают снежинки, кружатся хороводом вокруг мудрецов, в это время выходят Мария и Иосиф, ставя ясли на пол, снежинки убегают.)

Мудрец 1: Вот мы и пришли!
Мудрец 2: Мы хотим поклониться Младенцу Христу!
Мудрец 3: Мы принесли Ему дары! Потому что Он Царь!
(Мудрецы достают подарки, снова выбегают снежинки под музыку, и за ними уходят со сцены Иосиф с Марией, уносят ясли и уходят пастухи.)

Ангел: Мудрецы поклонились Младенцу Христу, принесли Ему свои дары и ушли.
Снежинки все хором: А дальше?
Ангел: Младенца назвали Иисусом. Он Сын Божий. Он рос очень послушным и добрым. А когда вырос, то совершил великий подвиг. Он спас всех людей от грехов и от вечной смерти.
Снежинки все хором: Всех-всех?
Ангел: Всех тех, кто поверит в Него. Прошло две тысячи лет, а люди и сегодня празднуют Рождество!
Снежинки все хором: И мы, и мы празднуем!
(Все берутся за руки.)
Ангел и все снежинки вместе: С Рождеством Христовым!

https://www.pravmir.ru/rozhdestvenskij-vertep-istoriya-ego-poyavleniya-v-rossii/ Рождественский вертеп и его появление в России
https://svjatyni.ru/kalendar/rozhdestvenskiy-vertep.html Рождественский вертеп — что это такое, значение и история, традиции и сценарии вертепного представления.
https://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/rozhdestvenskiy-vertep-3462/ Все о рождественском вертепе: от истории до традиций современности
http://www.kopilochka.net.ru/SUNDAY/SCRIPTS/17.php Сценки для детей на Рождество
https://materinstvo.ru/art/2180 Materinstvo.ru Сценарий вертепного представления

Юлия Воронцова,
6.01.21
Фото кукол предоставлены Евдокией Воронцовой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *