Что такое вертикализация больного
Вертикализация
Потеря человеком подвижности может быть обусловлена различными нейрофизиологическими заболеваниями, спортивными и бытовыми травмами, а также травмами, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий. Научные исследования показали, что для нормальной жизнедеятельности организма лежачего больного требуется регулярное принятие вертикального положения. Можно отметить, что больные люди, которые перебывают длительный период в лежачем и сидячем положении подвержены серьезным нарушением правильной работы основных систем организма.
Что же представляет собой вертикализация
Вертикализация является комплексом методик, которые направлены на плавный переход пострадавшего человека с лежачего положения в вертикальное. В зависимости от сложности и продолжительности процесса реабилитации лежачего пациента назначается восстановительный курс, включающий ежедневные процедуры вертикализации. Результаты клинических исследований показывают, что регулярная вертикализация способна во многом улучшить обмен веществ и процесс кровообращения, ее методы самым благоприятным образом воздействуют на дыхательную, опорно-двигательную и нервную систему человеческого организма лежачего пациента.
Положительный эффект вертикализации
Пребывание в вертикальном положении лежачего больного приводит к следующему:
На протяжении длительного времени безопасное пребывание в позиции стоя больного обеспечено использованием специального тренажера. Подобные тренажеры позволяют пребывать в вертикальном положения без помощи рук, при этом возможно выполнение коротких простых упражнений направленных на снятие дополнительных нагрузок и профилактики побочных эффектов, которыми сопровождается любой длительный лежачий режим больного или травмированного пациента. При долговременной реабилитации вертикализация должна сопровождаться различными гимнастическими упражнениями, направленными на снижение риска появления судорог в мышцах конечностей.
Вертикализация является одной из самых эффективных реабилитационных процедур, которая показана пациентам с болезнями опорно-двигательного аппарата, а также людям пережившим тяжелые травмы, которые привели к нарушению опорной функции.
Вертикализация
Вертикализация — cовременная реабилитационная методика профилактики и устранения осложнений, связанных с длительным пребыванием пациента в лежачем положении.
Суть вертикализации состоит в плавном переводе лежачего пациента в вертикальное положение. При этом столы-вертикализаторы могут быть простыми или сложными, с возможностью пассивной тренировки ног (интенсивной двигательной терапией).
В нормальных условиях человек большую часть времени проводит в вертикальном положении. Организм построен по вертикальному принципу. Т.е. в вертикальном положении осуществляется нормальный ток крови и других физиологических жидкостей, проходят нужные обменные процессы в тканях и внутренних органах, поддерживается адекватный тонус мышц.
В горизонтальном состоянии сбивается вся физиология организма. Поэтому, главная рекомендация в процессе реабилитации – как можно раньше приводить больного в вертикальное положение. Сначала больного присаживают в кровати, затем ставят на ноги. Но делать это нужно постепенно, без перескоков, иначе может негативно среагировать сердечно-сосудистая система.
Но есть методика, которая может перескочить этап присаживания, без нагрузки на сердечно-сосудистую систему.
Суть методики очень проста. Больного специальными ремнями привязывают к столу (вертикализатору). В столе имеется специальный механизм, который может осуществлять подъем стола на 90 градусов. При подъеме стол описывает дугу, в конце которой больной опирается на пол 2-мя ногами. Это движение происходит плавно, поэтому, нет негативной реакции со стороны сердечно-сосудистой системы.
Вроде бы очень просто. Но это простота несет в себе большую пользу:
Профилактика осложнений (пневмония, пролежни, мочевая инфекция) – за счет улучшения тока физиологических жидкостей и ускорения обменных процессов.
Адаптация сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам – за счет нормализации ток крови (физиологический вертикальный столб) и работы сердца.
Восстановление двигательной активности. Больному после инсульта очень важно почувствовать опору. Он может стоять на 2-х ногах. Осуществляется осевая нагрузка на мышцы, происходит стимуляция двигательных рецепторов, что ускоряет двигательную реабилитацию. А само ощущение опоры снижает риск депрессивных расстройств, что немаловажно в процессе реабилитации.
Данная методика очень полезна в ранний реабилитационный период (до 6 месяцев). Именно в этот период больного особенно нужно охранять от осложнений и поддерживать нужное состояние организма. Эти вещи являются немаловажными факторами качественной реабилитации.
Вертикализация инвалидов и положение стоя на дому. Практические рекомендации, обзор вертикализаторов.
Рекомендации для вертикализации и положения стоя на дому
Положение стоя открывает целый мир возможностей для детей с ограниченными возможностями и готовит их к самостоятельной мобильности. Положение стоя развивает способность переносить вес, учит управлять туловищем и головой, а также развивает социальные навыки. Адаптивный Стендер (вертикализатор) обеспечивает безопасную и контролируемую установку для практики положения стоя, но есть не менее ценные возможности в повседневных условиях. Мы можем научить навыкам стояния во время рутинных переходов из положения сидя в положение стоя и запланированных перерывов в туалетах. Дом — отличное место для развития навыка стояния. И часто, для определенных занятий, не требуется специального оборудования. В домашних условиях даже стол может быть опорой для установки в положение стоя.
Творческие возможности для установки в положение стоя на дому
Ежедневные программы стояния в предписанном оборудовании важны для поддержания здоровья ребенка, но практика без оборудования также важна для общего развития возможности находиться в положении стоя. Мы называем это обучением, основанном на активных занятиях: обучение навыку, как часть повседневной или регулярной деятельности ребенка. Это просто вопрос того, чтобы ожидать от ребенка участия в деятельности вместо того, чтобы сделать это за него. При таком подходе рутинная повседневная деятельность имеет большой потенциал для обучения навыкам.
Например, мы можем перемещать ребенка в туалет, инвалидную коляску или кровать много раз в день. Если вы можете побудить ребенка переносить некоторый вес через ноги или поддерживать себя руками во время переноса, вы откроете ему возможности для практики.
В приведенном ниже видео терапевт из Центра развития Линкольна в Мичигане Дженин Броу делится некоторыми творческими идеями для тренировки положения стоя в домашних условиях без всякого оборудования.
Положение стоя для туалета
Включение практики стояния в рутину туалета может привести к изменению мышления. Вместо того, чтобы пассивно переносить ребенка на пеленальный столик для регулировки одежды, попробуйте поставить его в положение стоя, держась за что-то, или, если у него есть только минимальная возможность переносить свой вес, наклонить туловище вперед опираясь на стол. Регулировка одежды, таким образом, становится проще. Это отличное место, чтобы тренировать перенос большего веса ежедневно. Помните, что количество повторений определяет, как быстро и насколько хорошо ребенок усваивает новый навык. Маленький ребенок может научиться опираться на своего воспитателя для регулировки одежды или опираться на ноги сидящего воспитателя, как показано на рисунке. Даже если ваш ребенок ещё мал и его легко поднять, начните обучение навыку стояния уже сейчас. По мере того, как ребенок будет становиться старше и тяжелее, эти навыки будут становиться всё более важными.
Поговорите с терапевтом (ортопедом) вашего ребенка, чтобы определить потенциал обучения в повседневной жизни вашего ребенка, а также получить рекомендации о том, как безопасно и эффективно выполнять перемещения.
Адаптивные вертикализаторы: целенаправленное положение стоя
Исследования показывают, что вертикальное положение имеет многочисленные общие преимущества для здоровья, от улучшения минеральной плотности костной ткани и здоровья бедер до поощрения социальной активности. Для того, чтобы находиться в положении стоя более длительное время и/или если ваш подопечный имеет более глубокие трудности и не может стоять самостоятельно без оборудования, может понадобиться специальный вертикализатор. Стояние может улучшить здоровье кожи, функцию кишечника и мочевого пузыря, а также предотвратить образование контрактур. Терапевт вашего ребенка может дать рекомендации по использованию адаптивного стендера-вертикализатора.
Клинические преимущества постоянных занятий велики, но ещё лучше сделать время в вертикализаторе целенаправленным, включив это в деятельность, происходящую вокруг ребёнка. Когда ребёнок двигается спонтанно и целенаправленно, он быстрее учится, развивает силу и контроль над своим телом и продвигается к умению самостоятельно стоять.
Самостоятельное стояние требует равновесия, силы и координации, поэтому попробуйте поставить ребенка за кухонную стойку, чтобы приготовить еду, вымыть посуду или встать, чтобы поиграть в догонялки со своими братьями и сестрами, даже пропылесосить пол. Таким образом, нюансы положения стоя будут введены естественно. Например, когда они моют посуду, происходит тонкое смещение веса, туловище становится сильнее, и равновесие улучшается, когда ребёнок тянется, чтобы поставить посуду в шкаф, поймать мяч или пропылесосить ту крошку в углу. Более того, возможность общаться с семьёй или друзьями на уровне глаз имеет неоценимое значение для улучшения общения и самовыражения.
Обзор вертикализаторов
Еще одна трудность — выбрать Стендер-Вертикализатор, соответствующий целям и потребностям вашего ребёнка. Есть вертикализатороы с задним наклоном, передним наклоном, универсальные вертикализаторы, мобильные вертикализаторы, и абдукционные стендеры. Правильный выбор вертикализатора обеспечит качественное время в вертикальном положении. Вот на что необходимо обратить внимание при рассмотрении имеющихся вертикализаторов на рынке:
Вертикализатор с задним наклоном поддерживает ребёнка со спины. Он обычно выбирается для более выраженной патологии или, с медицинской точки зрения, хрупкого ребёнка, потому что обеспечивает хорошее расположение верхней части туловища и головы и доступ к жизненно необходимым аксессуарам, таким как трахеотомия. Кроме того, когда такой Стендер находится в горизонтальном положении, перенос большого или зависимого ребёнка с кровати на Стендер проще, чем с другими типами. Дети с более выраженными осложнениями или те, кто прикован к постели в течение длительного времени, хорошо справляются с таким вертикализатором, потому что регулировка угла наклона позволяет постепенно вводить нагрузку веса и вертикальное положение.
Оказавшись в вертикальном положении, попробуйте постепенно уменьшить или убрать опору для головы, чтобы приступить к обучению и поддержанию контроля над головой. Не забывайте вовлекать ребёнка в целенаправленную деятельность, чтобы получить максимальную отдачу от сессии вертикализации.
Вертикализатор с передним наклоном поддерживает ребенка спереди. Это прогрессия от положения лежа на спине, потому что ребенок должен поддерживать свое туловище, шею и голову против силы притяжения. Постепенное опускание опоры туловища или регулировка его наклона еще больше вовлекают эти важные постуральные мышцы.
Положение вертикализации с передним наклоном имеет и другие преимущества. Например, сочетание вариантов разведения бедер с твердой опорой в передней части тела является хорошим решением для поддержания здоровья и гибкости бёдер. Данный тип Стендера также может предложить временную альтернативу позиционированию инвалидной коляски, снимая давление на спину и ягодицы. Регулировка угла наклона ближе к вертикали увеличивает способность переноса веса на ноги. Такой Стендер также отлично подходит для детей с гипертонусом, потому что он использует силу притяжения в противоположном направлении от спастических движений.
Сочетание положения, стоя с движением, бросает вызов равновесию ребенка, способности к переносу веса и контролю осанки. Движение вперед и управление требуют от верхней части тела силы и пространственного осознания, но независимая подвижность открывает новые миры. С боковыми колёсами ребёнок может исследовать дом, улицу или общаться с соседями. В мобильном стендере мы видим повышенные улучшения в вертикальном расположении и улучшения в переносе веса, смещении веса и балансе, аналогичные тем, которые наблюдаются при независимом положении стоя.
Ребёнку, у которого есть повышенный риск вывиха бедра, может быть рекомендован Абдукционный Стендер. Эти вертикализаторы обеспечивают адекватное отведение тазобедренного сустава и в сочетании с 24-часовой программой постурального управления могут эффективно улучшить стабильность и выравнивание тазобедренного сустава.
В итоге, предоставление любых возможностей для вертикального положения, будь то в адаптивных вертикализаторах или через обучение на основе деятельности, способствует прогрессу в достижении более высокой цели независимого стояния и ходьбы. Не забывайте наполнять каждую возможность стоять целью и вызовом. У вашего ребенка есть потенциал для достижения невозможного!
Перевод статьи: Панкадж Кушваха (BSc – LSE, MPhil – Glasgow University)
Вертикализация инвалидов и положение стоя на дому. Практические рекомендации, обзор вертикализаторов.
Рекомендации для вертикализации и положения стоя на дому 
Творческие возможности для установки в положение стоя на дому
Ежедневные программы стояния в предписанном оборудовании важны для поддержания здоровья ребенка, но практика без оборудования так же важна для общего развития возможности находиться в положении стоя. Мы называем это обучением основанным на активных занятиях: обучение навыку как часть повседневной или регулярной деятельности ребенка. Это просто вопрос того чтобы ожидать от ребенка участия в деятельности вместо того, чтобы сделать это за него. При таком подходе рутинная повседневная деятельность имеет большой потенциал для обучения навыкам.
Например, мы можем перемещать ребенка в туалет, инвалидную коляску или кровать много раз в день. Если вы можете побудить ребенка переносить некоторый вес через ноги или поддерживать себя руками во время переноса, вы открываете частые возможности для практики.
В приведенном ниже видео терапевт из Центра развития Линкольна в Мичигане делится некоторыми творческими идеями по запуску программы для положения стоя в домашних условиях и без всякого оборудования.
Положение стоя для туалета
Включение стояния в рутину туалета может привести к изменению мышления. Вместо того, чтобы пассивно переносить ребенка на пеленальный столик для регулировки одежды, попробуйте поставить его в положение стоя, держась за что-то, или, если у него есть только минимальная возможность переносить свой вес, наклонить туловище вперед опираясь на стол. Регулировка одежды, безусловно, проще таким образом, и это отличное отправное место, чтобы развивать перенос большего веса на ежедневной основе. Помните, что количество практики определяет, как быстро и насколько хорошо ребенок усваивает новый навык. Маленький ребенок может научиться опираться на своего воспитателя для регулировки одежды или опираться на ноги сидящего воспитателя, как показано на рисунке. Даже если ваш ребенок еще мал и его легко поднять, начните обучение навыку стояния на основе активности уже сейчас. По мере того как он становится старше и тяжелее, эти навыки будут становиться все более важными.
Поговорите с терапевтом вашего ребенка, чтобы определить потенциал обучения в повседневной жизни вашего ребенка, а также получить рекомендации о том, как безопасно и эффективно выполнять перемещения
Адаптивные вертикализаторы: целенаправленное положение стоя
Исследования показывают, что вертикальное положение имеет многочисленные общие преимущества для здоровья, от улучшения минеральной плотности костной ткани и здоровья бедер до поощрения социальной активности. Для того чтобы находиться в положении стоя более длительное время и/или если ваш подопечный имеет более глубокие трудности и не может стоять самостоятельно без оборудования, может понадобиться специальный вертикализатор. Программа стояния более длительное время может улучшить здоровье кожи, функцию кишечника и мочевого пузыря, а также предотвратить образование контрактур. Терапевт вашего ребенка может дать рекомендации по использованию адаптивного стендера-вертикализатора.
Клинические преимущества постоянной программы велики, но еще лучше сделать время в вертикализаторе целенаправленным, включив это в деятельность, происходящую вокруг ребенка. Когда ребенок двигается спонтанно и целенаправленно, он быстрее учится, развивает силу и контроль над своим телом и продвигается к самостоятельному положению стоя.
Самостоятельное стояние требует равновесия, силы и координации, поэтому попробуйте поставить ребенка за кухонную стойку, чтобы приготовить еду, вымыть посуду или встать, чтобы поиграть в догонялки со своими братьями и сестрами, даже пропылесосить пол. Таким образом, нюансы положения стоя будут введены естественно. Например, когда они моют посуду, происходит тонкое смещение веса, туловище становится сильнее, и равновесие улучшается, когда ребенок тянется, чтобы поставить посуду в шкаф, поймать мяч или пропылесосить ту крошку в углу. Более того, возможность общаться с семьей или друзьями на уровне глаз имеет неоценимое значение для улучшения общения и самовыражения.