Что такое верующий ученый

Что такое верующий ученый

Является ли верующий учёный аргументом в пользу существования бога.

Очень часто верующие и агностики, пытаясь обосновать свою веру в бога, зовут на помощь имена, цитаты и части биографий различных учёных, которые якобы верили в бога. Верующие наивно полагают,что раз уж некоторые учёные позволили себе пару-тройку туманных фраз по поводу существования бога, то их вера приобретает какие-то основания кроме банального невежества.

Верующие при этом забывают, что ни один учёный нигде и никогда не упоминал бога в своих научных трудах, что учёные всячески отвергают идею бога своими исследованиями и открытиями в различных областях науки, а также что многие науки своими исследованиями и выводами уже попросту не оставили от бога даже мокрого места.

Верующие спешат выкрикнуть что-нибудь типа «Неужели, по-вашему, такие великие учёные как Ньютон и Эйнштейнбыли дураками, раз верили в бога?»… Ну, давайте разберёмся. Ньютон, сразу оговоримся, жил в то время и в том месте, где выказывать своё скептическое отношение к вере в бога было не то что зазорно, но и попросту преступно. Более того, исследования Ньютона ни коим образом не касались поиска ответов на вопросы мироустройства. Что до Эйнштейна, так он вовсе не был религиозен, он придерживался идеи божественного универсума, пантеистического понимания бога, а божеств типа библейского Яхве именовал не иначе как персонажами древних сказок.

Теперь вернёмся к вопросу, были ли верующие учёные дураками и невеждами, раз они верили в бога (любого). Увы и ах, но были. Дело в том, что учёный, занимающийся определённой наукой и даже будучи весьма успешным в ней, не является экспертом по всем вопросам и попросту некомпетентен во многих из них. Более того, ни один учёный не застрахован от того, что его исследование упрётся в тупик, а от отчаяния человек способен на многие глупости, в том числе и веру в бога (собственно отчаяние – одна из самых распространённых причин веры в бога). Таким образом, верующий учёный – это всего лишь запутавшийся, отчаявшийся человек, который не может знать всего и сразу, а потому может заблуждаться и верить в бога.

Так зачем же ссылаться накаких-то отдельных учёных, весьма далёких от исследований веры в бога и невежественных в вопросах существования бога, если есть целые науки, данные которых говорят: «бог – это фантазия древних невежд, и эти данные на 100%верны»? Оставьте в покое Ньютона, Эйнштейна и прочих, кто некомпетентен (невежественен) в вопросах работы мозга и религиоведения, а спросите тех учёных (поинтересуйтесь теми научными данными), которые исследуют веру в бога с точки зрения психологии и социальной истории.

Источник

Верующие ученые – правило или исключение?

Наука и вера

Противоречат ли друг другу наука и религия? Однозначно отрицательный ответ на этот вопрос следует уже из того факта, что верующие ученые существовали на протяжении всей человеческой истории. Даже в наше скептическое к религии время значительная часть учёных придерживается религиозного мировоззрения. Их знания и логика не мешают им верить в реальность Творца. Напротив, именно незаурядный интеллект и глубина мысли зачастую приводят людей науки к Богу.

Протоиерей Димитрий Юревич, говоря о соотношении науки и веры, приводит следующий пример. Идущий по океану корабль можно описать с двух разных точек зрения. Согласно первой, в судне установлен двигатель. В нем сгорает топливо, а выделяющиеся при этом газы приводят в движение поршень. Он, в свою очередь, заставляет работать винт, благодаря которому и плывёт корабль.

С другой стороны, не вдаваясь в подробности механики, можно сказать, что этот корабль движется потому, что он был нанят для перевозки груза из одного материка на другой. Отец Димитрий объясняет:

«Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос “почему” и “как”. Религия – на вопрос “зачем”».

Православный писатель Сергей Худиев, отвечая на вопрос о научной и религиозной картинах мира, тоже говорит, что это два разных подхода к одному и тому же:

«Как именно развивается тот или иной процесс?» и «По чьей воле, с какой целью он так развивается?».

Как наука и вера дополняют друг друга

Таким образом, наука изучает лишь материальные и чувственные явления и процессы нашего мира. Она не может объяснить первопричину и смысл этих явлений. Вопросы о смысле жизни и нравственных законах также находятся вне компетенции науки. Всем этим занимается именно религия. Протоиерей Димитрий Юревич отмечает:

«Невозможно сформулировать полноценное мировоззрение, оставаясь в рамках исключительно научных знаний. Ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на вопросы о смысле и цели бытия».

Учёный-медик святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорит, что и наука, и религия являются важными потребностями человеческого духа, которые коренятся в недрах нашей природы. Святой учит:

«Наука ставит те же самые вопросы, на которые отвечает религия. Она по закону причинности приводит нас к Первопричине мира, а религия отвечает, Кто является этой творческой Первопричиной не только мира, но и человека. Религия не противоречит науке, но религия движет науку».

Итак, науку и религию можно рассматривать как две параллельные прямые (которые могут иметь общую точку, но не пересекаются, о чем свидетельствует неевклидова геометрия), и не могут вступить в конфликт друг с другом, на вместе ведут к познанию Бога и Его творения. Именно это имел в виду живший ещё в 4 веке святитель Григорий Богослов, наставляя: «Не должно унижать ученость» («Надгробное слово»). Поэтому задающимся вопросом «Что говорит наука о Боге?» следует знать: подлинная наука никогда не отрицала Создателя, а верующий легко может соглашаться с научной картиной мира.

Причины мнимых противоречий между наукой и религией

Наиболее популярные «противоречия» между наукой и религией попросту надуманны и являются плодом невежества. Например, существует примитивное восприятие религии как наивной веры в старика-Бога, сидящего на облаках. В прошлом веке подобные иллюстрации активно использовались советскими властями в антицерковной пропаганде. Естественно, с таким подходом не составило особого труда «разоблачить» Церковь. Достаточно было заявить, что наука не нашла Бога в космосе.

Также широко известен антирелигиозный аргумент, заявляющий о конфликте научных и библейских сроков формирования Вселенной. Мол, наука доказала, что на это ушли миллиарды лет. А вовсе не шесть дней описанного в Библии творения. Причиной существования подобных примитивных аргументов является поверхностное изучение Священного Писания. В оригинале книги Бытие в отношении дней творения употребляется древнееврейское слово «йом». Оно обозначает не только 24-часовой день, но и какой-либо период времени. Также вспомним слова пророка Моисея о том, что для вечного, находящегося вне времени Бога «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5).

Говоря о подобной несерьёзной критике религии, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) отмечает:

«Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него».

Причину многих заблуждений святитель Лука видит и в смешении подлинной науки с частными мнениями учёных:

«Эти мнения, отражающие не столько объективную природу, сколько вкусы ученых, простираются в ту запредельную для науки область, где начинается простор и для веры, и для суеверия».

Наконец, святитель Лука говорит, что по-настоящему судить о религии может лишь тот, кто имеет личный религиозный опыт:

«Ведь о музыке может судить лишь человек, имеющий музыкальный слух или вкус, и совершенно недостаточно для этого знать ноты, историю музыки и её теорию. К сожалению, у многих антирелигиозных писателей отсутствует этот опыт. И уже потому неосновательны их нападки на религию в её чистом смысле».

Верующие ученые: список наиболее знаменитых

Что говорили выдающиеся верующие ученые о Боге? Перечислим наиболее известных учёных-христиан, живших в последние несколько столетий. То есть именно тогда, когда религиозная картина мира перестала быть обязательной и единственной. Человек стал более осознанно делать свой мировоззренческий выбор.

Иоганн Кеплер. В сочинении «Гармония мира» математик и астроном Кеплер обращается к Богу:

«Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании Твоих дел!».

Исаак Ньютон. Ему принадлежат слова:

«Чем дальше человек проникает в тайны природы, тем яснее перед ним открывается единство предвечного плана».

В невероятно сложном, но стройном и гармоничном живом мире физик видел произведение мудрого и могущественного «вечно живого Деятеля».

Карл Линней. Когда естествоиспытатель и медик Линней завершил одно из своих исследований, он воскликнул, что словно беспредельный и всеведущий Бог прошёл мимо него:

«Я не видал Его лицом к лицу; но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении…Что за мудрость! Что за неизреченное совершенство!»

Луи Пастер. Химик и биолог Пастер признавался, что молился во время своих исследований и непрестанно изумлялся делами Творца:

«Я много изучал и потому верую, как простой крестьянин. Если бы я сделался еще учёнее, то моя вера стала бы так же глубока и пламенна, как вера простой женщины-крестьянки».

Михаил Ломоносов. Великий учёный-естествоиспытатель настаивал на пользе гармоничного сочетания науки и веры. Называл природу Евангелием, которое торжественно благовествует о творческой силе, премудрости и величии Господа.

Иван Павлов. Выдающийся физиолог был воцерковлённым христианином. Заявлял, что, благодаря исследованиям, убедился в существовании у человека бессмертной души.

Макс Планк. Знаменитый физик говорил, что в религии Бог является фундаментом, началом всякого размышления, а в науке – его концом, вершиной.

О своём религиозном мировоззрении заявляли и такие великие учёные как Галилео Галилей, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье, Алессандро Вольта, Майкл Фарадей, Чарльз Бэббидж, Макс Борн, а также многие другие.

Современные верующие ученые

Что говорят современные ученые, верующие в Бога?

Математик Михаил Цфасман отмечает, что именно наука подтолкнула его к знакомству с религией:

«Я прочел довольно много религиозных и религиоведческих текстов. Сперва у меня появилось ощущение, что, возможно, Бог есть. Потом во время чтения молитвы я пережил нечто подобное Божественному откровению. Я понял, что Он определённо есть. Последний, самый тяжёлый этап состоял в понимании, что земная церковь отражает Церковь Небесную».

Биолог Елена Садовникова уверена, что с помощью науки мы познаём Божье творение:

«Наука – это проникновение ко Творцу через дело Его рук».

Физик Жюль Дюшезн признаёт, что в наше время религия и наука как никогда близки. Учёный добавляет, что, благодаря поразительным исследованиям космоса,

«сегодня трудно убедить учёного, что Бог не существует».

Историк и философ Александр Доброхотов также не видит конфликта между верой и наукой:

«Учёному вполне естественно и верить, и заниматься наукой, и жить в мире искусства и т. д.».

Александр убеждён, что на определённом уровне наука и вера начинают «сотрудничать», вместе создавая целостную картину мира.

Декан естественнонаучного факультета Мюнхенского университета доктор Хаийохем Аутрум говорит, что в последние сто лет наука стала «скромнее», поскольку увидела свои границы:

«Ученый имеет гораздо больше оснований верить в Бога сегодня, нежели это было 50 лет назад».

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий называет веру в Бога важнейшей основой:

«Верующий человек может вызывать у людей только уважение, поскольку он стремится к лучшему через веру в Бога, совершенствуя себя».

Учёный добавляет, что при МГУ есть церковь, которая никогда не пустует:

«Профессора, сотрудники, студенты приходят в церковь, а ведь это самые образованные люди, стоящие на переднем крае науки».

Источник

Что такое верующий ученый

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

Нередко верующие ссылаются на то, что многие из нобелевских лауреатов – верующие люди. Так ли это на самом деле?

В 2013 вышла книга Т. Димитрова «Они верили в бога», где автор точно подсчитал число верующих. Результат такой:

по физике: 17 (8,7%)
по химии: 4 (2,4%)
по физиологии и медицине: 6 (3%)
по литературе: 11 (10%)
премия мира: 12 (11,5%)
по экономике: 0

(Книга Т. Димитрова «Они верили в бога». 2013 год).

Хочется заметить, что, несмотря на столь малый процент, все же религиозные деятели явно спекулируют на «верующих ученых». Дело в том, что сам автор книги почему-то относит Эйнштейна к верующим, а это миф, о котором мы поговорим позже.

Конечно, верующих ученых стало меньше, чем в XIX веке в процентном соотношении, но это еще не значит, что их совсем нет. Более того, ученых в целом стало гораздо больше, а само понятие «ученый» сегодня резко отличается от того, которое было 200 лет назад.

Не все люди понимают, кто такой ученый. Иногда складываются в воображении некие идеальные образы, которые никак не соответствуют реальности. Вот, например, человек всю жизнь следит за тем, как определенные продукты питания влияют на здоровье мышей. Он этим занимается 10-40 лет. И почему он не может верить в бога? Каким образом его деятельность помешает поверить в божество, если учесть, что его работа зачастую – просто рутина. Религия – социальный институт, цель которого сохранить государство и общество, ничего не изменяя. Если все устраивает в этом плане, то человек вполне может поддерживать религию именно как «скрепу», что и происходит на самом деле.

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

Да и что значит – «верующий ученый» в представлении религиозных деятелей? Разве эти люди доказывают существование бога? Нет. Они просто говорят об общеизвестных ограниченных возможностях науки относительно философской проблемы «смысла жизни». Вот как это происходит. Из интервью Артема Оганова — российского теоретика-кристаллографа, химика, физика и материаловеда:

«С 1993 года вы являетесь прихожанином католического храма Святого Людовика в Москве. А возможно ли совмещать занятие наукой и веру в Бога?

— Наука и вера никак не противоречат друг другу, потому что они о разном — примерно как медицина и астрофизика никак не могут находиться в противоречии друг с другом. Вера — о смысле жизни, а не, например, об электронной структуре кристаллов или эволюции растений. Наука, напротив — о материальном мире, и ничего о смысле жизни сказать не может. Великий ученый и тоже верующий, Луи Пастер, говорил: «Малое знание отдаляет от Бога, а большое — приближает к Нему». Говорил он это тогда, когда в его родной Франции было очень немодно быть верующим. Мне моя вера дала систему координат в жизни, человек не может существовать, не зная смысла своего существования. А наука позволяет мне развивать мои способности, и заниматься любимым делом, и приносить пользу» («Наука и вера никак не противоречат друг другу», сайт «Газета.RU»: https://www.gazeta.ru/science/2015/12/18_a_7976183.shtml).

Главная причина веры в сверхъестественное — разочарование в возможностях науки восстановить прошлое во всей полноте, предсказать с точностью будущее и ответить исчерпывающе на вопрос о смысле жизни. Увы, вместо мужественного изучения объективной реальности, люди просто находят самые простые и удобные для себя ответы, некоторые ученые – не исключение.

Но, чаще всего говоря о верующих ученых, религиозные деятели лгут, относя неверующих ученых к верующим. Подобных случаев немало в истории, но мы приведем три основных примера.

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

1. Чарльз Дарвин

«Я вот даже недавно беседовал с Чарльзом Дарвином. Я не являюсь поклонником «обезьяньей теории», поэтому мне как священнику было интересно поговорить. «Чарльз, как тебе там?» — обращался я к этому надгробию. — Что ты скажешь? Есть ли какие-то, как тебе сейчас кажется, промежуточные звенья между видами? Между зеброй и жирафом?» У него было наивное представление, что археология найдёт эти промежуточные звенья».

Дарвин (или, вернее, его дух) якобы ответил отцу Артемию. Исходя из слов священника, учёный сожалеет о разработке эволюционной теории.

«Что, вы думаете, я услышал? «Батюшка, не соблазняйся моей теорией, не от большого ума я эту гипотезу выдвинул, в которой сейчас раскаиваюсь. Ни к медведю, ни к свинье лично ты не имеешь никакого отношения», — описал протоиерей свою беседу под смех ведущей.

Что же было в действительности? В молодости Дарвин действительно был верующим, это исторический факт. Но в дальнейшем, чем больше он получал научных сведений, путешествуя на корабле «Бигль», тем меньше верил в религиозные догмы.

Поскольку в данном случае никак нельзя полагаться на религиозных проповедников, которые заявляют о том, что якобы известные люди были верующими, можно дать слово самому Дарвину, благо он оставил большое наследие, и в его трудах можно найти отрывки, где ученый делился своим мнением по поводу религии.

А «автобиографии» он описывает то, как зародилось неверие:

«В течение этих двух лет мне пришлось много размышлять о религии. Во время плавания на «Бигле» я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет. Полагаю, что их рассмешила новизна моей аргументации. Однако в течение этого периода [т. е. с октября 1836 г. до января 1839 г.] я постепенно пришел к сознанию того, что Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря. В то время в моем уме то и дело возникал один вопрос, от которого я никак не мог отделаться: если бы бог пожелал сейчас ниспослать откровение индусам, то неужели он допустил бы, чтобы оно было связано с верой в Вишну, Сиву и пр., подобно тому как христианство связано с верой в Ветхий завет? Это представлялось мне совершенно невероятным» (Ч. Дарвин. Автобиография).

И там же Дарвин указывает:

Дарвин был толерантным человеком, он даже предлагал своей жене сжечь его работу, если она сочтет ее уж совсем еретической (его жена действительно была набожной христианкой). Но этот эпизод его биографии никак не отменяет того факта, что лично сам Дарвин приверженцем религии не был.

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

2. Иван Павлов

Неизвестно по какой причине часто верующие утверждают, что якобы Павлов верил в бога. Для примера (подобного полно):

Эту цитату легко найти в интернете в неизменном виде. Проблема только в том, что действительно работу Павлова с такой цитатой найти не получится. Мифы о его религиозности ходили давно, еще в 60-е годы прошлого века. Его невестка писала, что видела:

«Двойника Ивана Петровича, спускавшегося с большой церковной книгой с клироса. Сходство было поразительным, тем более что и седая борода этого человека была подстрижена точно так, как у Ивана Петровича. Тогда я поняла откуда пошла легенда» ( Павлова Е. С. Воспоминания об И. П. Павлове // И. П. Павлов в воспоминаниях современников. Л., 1967. С. 79—80.).

Это многое объясняет. Впрочем, тут все может быть гораздо проще, ведь фальсификации в таких случаях – дело обычное.

На самом деле, Павлов не только не был верующим, но он с неприязнью относился к религии еще во времена Российской империи. Вот что писал Л. А. Орбели:

«Вдруг Иван Петрович в присутствии всех работников лаборатории говорит:

— Черт его знает, что это за манера завелась у нас ни с того ни с сего служить панихиду? Мы, ученые, собираемся почтить память ученого, а тут вдруг почему-то панихида. Я думаю надо изменить этот порядок.

Все молчат. Потом он говорит:

— Так что вот вы так и распорядитесь — никакой панихиды устраивать я не буду, с какой стати? Я приду на заседание Общества и должен буду нюхать запах ладана! Совершенно непонятно!

На следующий день приходит Иван Петрович в лабораторию, — вспоминал Орбели. — Только снял пальто… и сразу же говорит:

— Какого я дурака свалял вчера! Как я не подумал! Мне не хотелось нюхать ладан, а я не подумал о том, что чувствуют члены семьи. Ведь они же пришли не доклады наши слушать, они привыкли, что мы посвящаем заседание памяти Боткина, служим панихиду, они же верующие люди. Я не верующий, но должен же я все-таки считаться с верующими. Никогда себе этого не прощу! Я это понял, как только увидел выражение лиц вдовы и остальных членов семьи» (Орбели Л. А. Воспоминания. С. 77—78.).

Он, сам лично, опроверг миф о своей религиозности:

«Что касается моей религиозности, веры в бога, посещения церкви, то это всё неправда, выдумки. Я семинарист и, как большинство семинаристов, уже со школьной скамьи стал безбожником, атеистом. Мне бога не нужно.
Почему многие думают, что я верующий человек, верующий в смысле религиозном? Потому, что я выступаю против гонения на церковь, на религию» (
В. Болондинский, Н. Куприянова «И. П. Павлов в кругу семьи и друзей». «Нтоабене», 1999).

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

3. Альберт Эйнштейн

Религиозные фанатики часто ссылаются на Эйнштейна, мол, такой гений и верил в бога. Чаще всего используется лживая история о споре студента и профессора, где профессор «доказывает», что бога нет, а студент ему парирует и в итоге побеждает. Вот окончание этой байки:

И в самом конце написано: «Этого студента звали Альберт Эйнштейн» (Эйнштейн. Экзамен по физике. https://pikabu.ru/story/yeynshteyn_yekzamen_po_fizike_1613925).

Стоит заметить, что эта байка распространена в интернете широко и с небольшими изменениями часто приписывается и другим известным людям. И многие подобные истории нередко сочиняются об Эйнштейне. Как правило, речь идет о фантазиях религиозных фанатиков, но иногда это смесь правды и лжи.

Опять же, тут не нужно верить ни верующим, ни неверующим, а взглянуть на то, что пишет сам Эйнштейн. Вначале стоит обратить внимание на то, как он описывает собственные религиозные взгляды:

«Я — хотя я был ребёнком нерелигиозных родителей — был глубоко религиозным до 12 лет, когда моей вере настал резкий конец. Вскоре, благодаря чтению научно-популярных книг, я стал убеждаться, что многое в библейских историях не может быть правдой. Следствием этого было прямо-таки фанатическое свободомыслие, соединённое с впечатлением будто государство обманывает молодёжь; это был сокрушительный вывод. Такие переживания породили недоверие ко всякого рода авторитетам и скептическое отношение к верованиям и убеждениям, жившим в окружавшей меня тогда социальной среде» (Einstein, Albert (1979). Autobiographical Notes. Chicago: Open Court Publishing Company, pp. 3-5.).

Какие после этого возможны спекуляции, особенно когда человек сам же и опроверг все эти нелепые мифы? Интересно, что еще при жизни его часто причисляли к сторонникам религии и ему приходилось это опровергать:

«Это конечно ложь, что Вы читали о моих религиозных убеждениях, ложь, которая систематически повторяется. Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно, беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере, в какой наука раскрывает его» (Dukas, Helen (1981). Albert Einstein the Human Side. Princeton: Princeton University Press).

Ну и по поводу библейских историй:

«Слово „Бог“ для меня всего лишь проявление и продукт человеческих слабостей, а Библия — свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые, тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая, даже самая изощрённая, интерпретация не сможет это (для меня) изменить» (В письме Эрику Гуткинду, 1954 г.).

Хочется заметить, что последняя цитата – выдержка из письма 1954 года, то есть незадолго до смерти Эйнштейна.

В целом надо сказать, что подобных фальшивок полно. Верующие, дабы пополнить список «религиозных ученых», часто прибегают к фальсификациям, в частности выдумывают цитаты и «истории из жизни».

Что такое верующий ученый. Смотреть фото Что такое верующий ученый. Смотреть картинку Что такое верующий ученый. Картинка про Что такое верующий ученый. Фото Что такое верующий ученый

Этому способствует тот факт, что класс предпринимателей всячески пытается внедрить в общественное сознание мысль, будто единственным источником морали являются религиозные догмы, а религия является той единственной школой, которая способна воспитать высокоморальную личность. Поэтому, подобные фэйки как бы «подкрепляет» религиозную веру. Незнание возводится в ранг «особых знаний», но суть именно в том, что корень всякой религии – практическое бессилие человека перед природой и перед классовым обществом.

Роман Синицын.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *