Что такое вещественные исторические источники 5 класс история
Что такое вещественные исторические источники 5 класс история
Вещественные источники
1. Вещественные источники.
Мы уже узнали, что письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Таким образом, если считать с момента появления человека (4-4,5 миллиона лет назад) дописьменный период составит около 99,9% истории человечества. Сколько это хорошо видно на приведенной ниже схеме, где период существования письменных источников выделен красным цветом.
Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам.
Вещественные источники, однако, не позволяют полностью описать историческое событие.
2. Какими могут быть вещественные источники
К вещественным источникам относятся:
Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.
Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.
Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.
Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.
Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.
Разумеется, данный список может быть продолжен.
3. Как описывать вещественный источник
Вы должны научиться описывать вещественные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Название источника.
2. Время и место создания (если известно).
3. Материал, из которого изготовлен.
4. Описание источника
5. Его предназначение.
Попробуйте описать по данному плану вещественные источники приведенные ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
Храм Аполлона в Дельфах.
Презентация по Истории Древнего мира на тему: «Вещественные источники»(5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Вещественные источники Подготовила: учитель истории и обществознания Духовная Вера Сергеевна Средней школы № 12 город Ярославль
Откуда мы знаем как жили наши предки Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности.
Археология- это наука изучающая историю по вещественным остаткам древних людей. Археологи – это учёные, которые проводят раскопки.
Что относится к вещественным источникам? Черепки разбитой посуды Оружие
Что относится к вещественным источникам? Монеты Остатки жилища
Что относится к вещественным источникам? Каменные орудия труда древнейших людей
К вещественным источника также относятся знаменитые постройки правителей живших много лет назад. Пирамиды в Гизе Великая Китайская стена
. Вещественные источники помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена. Вывод:
Сегодня на уроке: Я узнал….. Я запомнил… Я могу объяснить…
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-342985
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Наука история и исторические источники — виды источников
Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:
Что означает слово история
Но время шло и постепенно появлялись иные формы. В переводе с греческого слово «история» означает — расследование, узнавание,- то есть установление истинности тех или иных событий. Римляне использовали это слово уже в несколько ином смысле — история — суть рассказ о чем то, что было когда-то давно. В современном нашем языке мы употребляем это слово и тогда, когда нам нужно обозначить рассказ о событии вымышленном или реальном, которое когда-то происходило, и, как обозначение науки, науки о прошлом человечества.
Первый историк
Люди издавна собирали рассказы о прошлом. Но рассказы эти были какие-то разрозненные. И первым человеком, который попытался привести их в систему был Геродот. Жил он в V веке до н. э. и был великим географом и путешественником. Его трактат «История» содержит в себе сведения о греко-персидских войнах, и, пожалуй, является первым, логичным, длительным и связным повествованием о событиях прошлых лет. Работа Геродота — это не историческое исследование в нашем сегодняшнем привычном понимании, это скорее рассказ человека, который много путешествовал, много видел, а еще больше слышал.
Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.
Виды исторических источников
Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.
Письменные исторические источники
Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:
Образец письменного исторического источника: пожелтевшей листочек — письмо. Письмо не очень грамотное: «Здравствуйте, уважаемая Александра Николаевна. Я сейчас живу в деревне и не помню, вы задавали нам задание на лето или нет?» Это письмо ученика своей учительнице. Казалось бы, ну что тут такого? А смотреть надо на год, 1938 год. Этот пожелтевший листок бумаги очень важный и ценный исторический источник.
Изобразительные исторические источники
Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:
Вещественные исторические источники
Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:
Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.
Устные исторические источники
Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:
Вот маленький пример: в выборгском районе имеется такое замечательное место Парголово. Историки заинтересовались, что же за странное такое слово Парголово. И что же оказалось? В архивах были найдены документы XVII века и выяснилось, что название происходит от финского слова «перко» и означает чёрт. То есть, когда то, в этом самом месте были настолько глухие страшные места, что местные жители были в святой уверенности, там водится что-то не то.
Другие исторические источники
Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.
Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.
Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.
Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.
Конспект урока по истории для 5 класса на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока по истории для 5 класса
на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»
Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;
Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;
Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке
Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.
Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.
воспитывать любовь к Родине;
чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее
развитие познавательного интереса к предмету;
с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.
1. Создание проблемной ситуацией
I. Организационный момент.
2. Формирование проблемы. (записывается на доске)
Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.
— Что же такое история? Зачем нужна история?
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»
III. Изучение нового материала.
1. Что такое история.
— Зачем нужна история?
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :
1) узнать о прошлом;
2) понять, почему это происходило именно так;
Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.
2) Работа с историческим источником.
Послушайте текст. Ответьте на вопросы.
История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.
Ответьте на вопросы.
1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!
2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.
3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.
— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.
— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.
2. Исторические источники
Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.
Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.
— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.
История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.
Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:
1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;
4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,
5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);
6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;
7. кино – фотодокументы;
8. фотодокументы – звуковые записи.
Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.
2) Работа с историческим источником по вариантам.
1 вариант. Источник № 1.
«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».
Сделайте выводы из этих находок:
2. Что было развито больше – скотоводство или охота?
3. Какие животные были уже приручены
2 вариант. Источник №2.
Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:
О чем расскажет ученым этот письменный источник?
3) Практическая работа. Физминутка.
Распределите источники на вещественные и письменные.
Если называется источник письменный встает первый вариант.
Если называется источник вещественный встает второй вариант.
Исторические источники
Исторические источники — это всё, что когда-то было создано людьми. Они позволяют учёным изучать историю человечества.
Эти вещи сопровождали человека в разные времена
Этимология
Как появилось такое название? Обычно источником называют воду, вытекающую из глубин земли. Из источника берёт начало ручеёк, который впадает в речку, та — в большую реку, впадающую в море. Значит, источник — это начало.
Источником называют всё, что даёт начало чему-либо. Получить знания помогает книга. Поэтому говорят, что книга — источник знаний. Журналист сообщает, что сведения получены им из достоверного источника, то есть от человека осведомлённого, знающего правду. Источники дают историкам сведения о прошлом и помогают восстановить картину событий.
Классификация исторических источников
В любой науке учёные стремятся привести в порядок полученные сведения. Историческая наука не исключение. Учёные-историки делают свои выводы только на основе исторических источников. Чаще всего источники делят на группы: устные, вещественные, письменные.
Устные источники
Устные источники — это сказания, былины, пословицы, поговорки, песни. Они передаются от одного поколения к другому. Их изучение позволяет узнать обычаи, обряды, правила поведения и многое другое.
Вещественные источники (памятники)
Памятник
Исторические источники обобщённо называют также памятниками. Слово «памятник» известно всем. Это — скульптурная группа, статуя, бюст, колонна, надгробие, триумфальная арка. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, героев прошлого. Пройдёт много лет, а памятник будет напоминать потомкам о славных делах предков.
Памятник — это напоминание о прошлом. Поэтому в науке памятником называют любую дошедшую до нас вещественную частицу прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная картина, древняя рукопись, надписи на камне, древние сказания — это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники прошлого охраняются законом.
Письменные источники (документы)
С появлением письменности возникли письменные источники: записи на деревянных дощечках, бересте, папирусе, камне, глине, бумаге. Развитие техники привело к появлению звуковых записей, фото- и кино-документов.
Письменные источники историки называют документами. С латинского языка слово «документ» переводится как «свидетельство».
Документами могут быть и магнитная лента, и киноплёнка, и фотографии, и компьютерные диски, и многое другое. Обычно документы содержат тексты, изображения, звуки. Свидетельство о рождении, водительские права, наградные удостоверения и другое также называют документами.
Изучение исторических источников
Исследование археологических культур
Девяносто девять процентов истории человека не представлено письменными источниками и основным способом познания особенностей жизни древних людей является изучение археологических культур — материальных следов человеческой деятельности, занимающих ограниченную территорию (в рамках однородного промежутка времени) и объединённых общими чертами.
Наиболее устойчивыми этническими чертами, отраженными в материальной культуре являются: погребальный обряд; орнаментальные мотивы (символы, играющие роль оберегов); конструкция жилища (каждый участок которого, в традиционном обществе строго регламентирован). Тем не менее, считать один-единственный народ предками другого никак нельзя. В процессе этногенеза всегда участвуют различные народы и племена, смешивающиеся друг с другом. Границы археологических культур могут не соответствовать этническим или государственным образованиям: по мере технического прогресса и общения с другими народами более совершенные предметы быта вполне могли перениматься друг у друга.
Кроме того, уровень развития духовной культуры (который и сейчас признаётся высшей ценностью и достижением человечества) напрямую не связан с уровнем материального развития. Поэтому не однозначны выводы, когда при оценке уровня развития древних культур используют модель современной технологической цивилизации.
Изучение устных традиций
Как гибнут памятники старины
Издавна люди тщательно сохраняли сведения о прошлом: передавали из поколения в поколение сказания о своих героях, записывали сведения о войнах и стихийных бедствиях, устанавливали памятники на местах сражений, снимали на киноплёнку важнейшие события. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
В любой семье хранят свою историю: старые письма и документы, фотографии или кино- и видеозаписи. Неслучайно говорят, что история — это прошлое, сохранившееся в памяти человечества. Но сохранить всё невозможно. Природные стихии могут мгновенно уничтожить остатки того, что веками создавалось людьми. Однако нельзя винить во всём только природу. Человек своими непродуманными действиями тоже наносит непоправимый вред. Например: во время строительства новых жилых районов снесли церковь, построенную 200 лет назад; дети, занимаясь уборкой комнаты, выбросили старые бумаги, среди которых были дневники их бабушки.
Сил, которые способны уничтожить прошлое, очень много. Но под слоем песка остатки селения могут сохраняться тысячи лет. После нашествия вражеского войска город был уничтожен, но под землёй остались фундаменты строений, множество предметов, принадлежавших людям. В древнем монастыре сохранилась написанная несколько веков назад рукопись. На чердаке бабушкиного дома под грудой ненужных вещей оказалась старинная ручная мельница. Остатки прошлого можно найти повсюду.