Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Вещественные источники

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

1. Вещественные источники.

Мы уже узнали, что письменность появилась около 7 тысяч лет назад. Таким образом, если считать с момента появления человека (4-4,5 миллиона лет назад) дописьменный период составит около 99,9% истории человечества. Сколько это хорошо видно на приведенной ниже схеме, где период существования письменных источников выделен красным цветом.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом благодаря вещественным источникам.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Вещественные источники, однако, не позволяют полностью описать историческое событие.

2. Какими могут быть вещественные источники

К вещественным источникам относятся:

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Предметы быта, обихода, утварь, украшения – это посуда и шахматные фигурки, одежда и обувь, бусы найденные в древнем захоронении и ожерелье королевы Франции, трон Ивана Грозного и скамейка из терм в Помпеях и др.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Предметы искусства, культа – все предметы искусства от первых рисунков на стенах пещер и примитивных статуэток до современных картин и скульптур; предметы, имеющие религиозное (культовое) значение: идолы, амулеты, алтари и др.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Монеты, банкноты – все, когда-либо существовавшие средства расчета в их материальной форме.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Орудия труда – всё, что использовалось человеком когда-либо в своей деятельности по преобразованию природы, добыче пропитания или изготовлению продукции и др.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Захоронения, капища – места погребений: могилы древних людей, пирамиды Египта, гробницы, курганы и др.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Разумеется, данный список может быть продолжен.

3. Как описывать вещественный источник

Вы должны научиться описывать вещественные источники, с которыми познакомитесь на уроках.

Запомните

Описание источника нужно делать последующему плану:

1. Название источника.

2. Время и место создания (если известно).

3. Материал, из которого изготовлен.

4. Описание источника

5. Его предназначение.

Попробуйте описать по данному плану вещественные источники приведенные ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.

Храм Аполлона в Дельфах.

Источник

Наука история и исторические источники — виды источников

Интерес к своему прошлому появился у человечества с тех самых пор, как оно появилось на свет. И именно с тех же пор возникла и тяга к самопознанию. А о каком же самопознании можно говорить, если не изучать собственные корни, если не изучать жизнь собственных предков. И, пожалуй, что самые первые фантастические формы познания истории были у человечества издавна:

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что означает слово история

Но время шло и постепенно появлялись иные формы. В переводе с греческого слово «история» означает — расследование, узнавание,- то есть установление истинности тех или иных событий. Римляне использовали это слово уже в несколько ином смысле — история — суть рассказ о чем то, что было когда-то давно. В современном нашем языке мы употребляем это слово и тогда, когда нам нужно обозначить рассказ о событии вымышленном или реальном, которое когда-то происходило, и, как обозначение науки, науки о прошлом человечества.

Первый историк

Люди издавна собирали рассказы о прошлом. Но рассказы эти были какие-то разрозненные. И первым человеком, который попытался привести их в систему был Геродот. Жил он в V веке до н. э. и был великим географом и путешественником. Его трактат «История» содержит в себе сведения о греко-персидских войнах, и, пожалуй, является первым, логичным, длительным и связным повествованием о событиях прошлых лет. Работа Геродота — это не историческое исследование в нашем сегодняшнем привычном понимании, это скорее рассказ человека, который много путешествовал, много видел, а еще больше слышал.

Однако, отцом истории мы именуем великого путешественника не зря. Дело в том, что из 9 книг, на которые делится его трактат, большая часть посвящена последовательному изложению событий греко-персидских войн.

Виды исторических источников

Изучение прошлого человечества было бы невозможно без исторических источников. Что же такое исторические источники? Это все то, что было создано человеческим обществом, все то, что позволяет судить о быте и нравах, о языке людей. Источников великое множество, поэтому придумано делить их на большие группы.

Письменные исторические источники

Первая, необыкновенно важная группа — это письменные исторические источники. К ним относятся:

Образец письменного исторического источника: пожелтевшей листочек — письмо. Письмо не очень грамотное: «Здравствуйте, уважаемая Александра Николаевна. Я сейчас живу в деревне и не помню, вы задавали нам задание на лето или нет?» Это письмо ученика своей учительнице. Казалось бы, ну что тут такого? А смотреть надо на год, 1938 год. Этот пожелтевший листок бумаги очень важный и ценный исторический источник.

Изобразительные исторические источники

Помимо письменных исторических источников, имеются еще и изобразительные:

Вещественные исторические источники

Есть еще и исторические источники вещественные. К ним может быть отнесен действительно любой предмет из прошлого:

Взять любой осколок вазы, например, которому две с половиной тысячи лет и, если бы он умел рассказать, он бы нам поведал бы много — много всего интересного.

Устные исторические источники

Помимо источников письменных, изобразительных, вещественных имеются еще и источники устные:

Вот маленький пример: в выборгском районе имеется такое замечательное место Парголово. Историки заинтересовались, что же за странное такое слово Парголово. И что же оказалось? В архивах были найдены документы XVII века и выяснилось, что название происходит от финского слова «перко» и означает чёрт. То есть, когда то, в этом самом месте были настолько глухие страшные места, что местные жители были в святой уверенности, там водится что-то не то.

Другие исторические источники

Помимо устных, письменных, вещественных изобразительных исторических источников, ученые опираются еще и на те сведения, которые они сумели почерпнуть из жизни современных племен, которые находятся на том же самом уровне, что и наши далекие — далекие предки. Изучением подобных племен занимаются этнографы и этнологи.

Однако, для ученого историка любой исторический источник — это не истина в последней инстанции, а лишь отправная точка для исследования. Почему? Да потому что источники могут быть неточными. Например, сочинение того же, уже упоминавшегося Геродота, было переписано несколько раз, а при переписывании могли закрасться ошибки.

Сочинение может быть откровенно тенденциозным, например, известна легенда об одном правителе, который велел возвеличить его и тому, кто бы это сделал хорошо, он обещал подарить белого коня, а тому, кто плохо описал этого правителя, он пригрозил казнью. Вот и подумайте, были ли правдивы рассказы об этом властелине.

Одним словом, стремясь отделить правильное от неправильного, историк осуществляет критику исторического источника, а для этого он использует специальную методику или, иными словами говоря, историк — это не тот, кто рассказывает истории о прошлом, а это ученый, который в своем исследовании опирается на исторические источники, осуществляет их критику и использует при этом целый ряд специальных исторических методов.

Источник

Конспект урока по истории для 5 класса на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по истории для 5 класса

на тему «История – наука о прошлом. Исторические источники»

Предметная – обучающиеся смогут дать определение истории, как науки, смогут перечислить исторические источники, смогут дать характеристику вспомогательным историческим дисциплинам;

Познавательная – обучающиеся смогут сравнивать виды источников, и назвать отличительные особенности каждого;

Регулятивная – обучающиеся смогут принимать решения в проблемной ситуации, оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативная – обучающиеся смогут излагать свое мнение, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, работая в парах.

Личностные – обучающиеся смогут высказать свое мнение о роли истории в жизни людей, о роли наук-помощниц.

воспитывать любовь к Родине;

чувство гордости за ее прошлое, настоящее и будущее

развитие познавательного интереса к предмету;

с целью эстетического развития воспитать у учащихся чувство прекрасного.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповые, индивидуальные, письменные, устные, парные.

1. Создание проблемной ситуацией

I. Организационный момент.

2. Формирование проблемы. (записывается на доске)

Сегодня мы с вами поговорим об истории. Это очень интересный, увлекательный предмет. Мы будем путешествовать во времени. Сегодня мы будем историками.

— Что же такое история? Зачем нужна история?

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: « Я расскажу Вам интересную историю…» или «Со мной приключилась интересная история…»

III. Изучение нового материала.

1. Что такое история.

— Зачем нужна история?

– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Под учебной проблемой записывает ключевые слова, выделенные самими авторами версий :

1) узнать о прошлом;

2) понять, почему это происходило именно так;

Итак, история – это наука, которая изучает прошлое людей. Вчерашний день – это уже ИСТОРИЯ.

2) Работа с историческим источником.

Послушайте текст. Ответьте на вопросы.

История – это наука о появлении и развитии человеческого общества! Человек существует на Земле около двух миллионов лет. Человеческое общество развивается и изменяется. Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы. История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад. Эта наука играет большую роль в изучении жизни общества и культуры народа.

Ответьте на вопросы.

1.Что такое история как наука? История – это наука о появлении и развитии человеческого общества!

2.Что изучает история? История рассказывает нам, как жили люди много тысяч лет назад.

3. Почему эта наука играет важную роль в жизни общества? Процесс развития человеческого общества имеет свои законы, а история изучает и объясняет эти законы.

— Я вам помогу, посмотрите таблицу и прочитайте, где вы еще сможете получить знания по истории. – Но есть проблема, все определения терминов перемешались.

— Ребята, попытайтесь соотнести правильно определение каждого термина.

2. Исторические источники

Откуда историки узнают о прошлом? Ведь его нет, оно прошло, исчезло! Исчезло, но не бесСЛЕДно, а оставив СЛЕДЫ.

Следами мы привыкли называть отпечатки ног или лап. Историки же называют следами все, что осталось от прошлого, что может нам рассказать о прошлом.

— проанализируйте текст «Исторические источники», используя следующие значки.

История – это серьезная, комплексная наука, которая изучает прошлое разных стран и городов, жизнь великих людей разных веков. Чтобы отличать легенды от реальных исторических фактов, историки используют специальные источники. Что такое исторический источник, знают все школьники, которые учат историю. Это – одно из главных понятий в науке, ведь именно с изучения исторических источников начинается исследование того или иного исторического факта. Исторический источник – это предмет или документ, который относится к определенной эпохе. Этот предмет служит своеобразным свидетелем какого-то события. Именно с этих показаний начинается анализ того или иного исторического события, составляются представления о причине действий того или иного исторического деятеля.

Исторические источники – любые следы человеческой деятельности, случайно или сознательно оставленные на земле. Это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и отдельные факты и события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях тех или иных исторических событий. Исторические источники весьма разнообразны. Всю совокупность исторических источников в современной исторической науке принято делить на следующие группы:

1. Письменные источники – это всевозможные сочинения, в том числе литературные произведения изучаемой эпохи, дошедшие до нас надписи самого разного содержания;

4. Этнографические источники – это обычаи, обряды, верования и т.д.,

5. Лингвистические источники – это данные языка (лексика, грамматический строй и т. д.);

6. Фольклорные источники – это памятники устного народного творчества (сказания, песни, басни, пословицы и т. д.), которые дошли до нас благодаря тому, что впоследствии были записаны;

7. кино – фотодокументы;

8. фотодокументы – звуковые записи.

Исторические источники – это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Даже детские считалочки и присказки могут быть следами прошлого. «Дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи»! – кричат дети во время дождя и даже не подозревают, что это древнее обещание подарка богу дождя. Оно осталось от тех времен, когда наши предки верили в таких богов.

2) Работа с историческим источником по вариантам.

1 вариант. Источник № 1.

«В мусорной яме древнего поселка археологи нашли много костей. Большая часть принадлежала диким зверям и птицам, гораздо меньше было костей домашних животных: собак, свиней, коз; коровьих костей – ни одной. Мозговые кости, в том числе и собачьи, раздроблены острыми камнями. Среди мусора найдено много черепков глиняной посуды».

Сделайте выводы из этих находок:

2. Что было развито больше – скотоводство или охота?

3. Какие животные были уже приручены

2 вариант. Источник №2.

Представьте себе, что в горах вы видите высеченную на скале надпись:

О чем расскажет ученым этот письменный источник?

3) Практическая работа. Физминутка.

Распределите источники на вещественные и письменные.

Если называется источник письменный встает первый вариант.

Если называется источник вещественный встает второй вариант.

Источник

Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Исторические источники

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Устные источники

К ним относятся передававшиеся из поколения в поколение рассказы, предания (от слова «передавать»), былины, легенды и мифы о богах, героях и важных событиях, человеческих отношениях, сказки, народные песни и т.д. Мифы и легенды, зачастую несут информацию о реальных событиях и личностях. Так прообразом героя русских былин Добрыни был дядя князя Владимира Святого – Добрыня Никитич, вполне возможно, что герой мифов Дедал (строитель лабиринта на Крите) – так же реальное лицо. Требуют кропотливого анализа, выделения возможных фактов.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Этнографические источники

Греческое слово «этнография» означает «описание народа». К ним относятся обряды, обычаи, традиции, праздники, вещи, правила поведения, возникшие в прошлом, но сохранившиеся и используемые в наше время. Например: изучая жизнь и обычаи некоторых племен Центральной Африки, островов Тихого океана, бушменов Австралии ученые могут сделать предположения о том, как люди жили в период первобытного строя.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Источники нового времени

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

И. Е. Репин. «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» 1903 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.

Чтобы узнать о том, как работать с художественно-изобразительными источниками на уроках прочитайте памятку, нажав на значок «Книжка».Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Римский Папа Стефан II (слева). При нем в 8 веке был составлен фальшивый документ «Константинов дар» согласно которому римский император Константин (справа) в 4 в. якобы уступил Папам светскую власть над Римом.

Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Для примера: в конце 19 века было большое количество фальшивых «археологических находок». Поэтому ученый мир посчитал испанского археолога Саутуола, нашедшего наскальные рисунки в пещере Альтамира, мошенником. И ученому пришлось долго отстаивать свое честное имя.

Запомните

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

Источник

Конспект урока по теме «Как люди узнают о прошлом. Вещественные источники»

Цели:

Литература:

Ход урока

1. Постановка проблемы.

Прочитайте тему урока. Откуда люди узнают о прошлой жизни на Земле?

(Предположения учащихся фиксируются на доске. Подводится итог высказанному.)

Учитель: Когда люди ещё не умели писать, то память о прошлом передавалась а их рассказах от одного к другому. так переданное запоминалось и становилось преданием. Чаще люди рассказывали о выдающихся, знаменитых событиях это устные источники. С XI века появились летописи – записи наиболее знаменитых событий по годам – от лете до лета, также о жизни отдельных замечательных – жития. Это письменные источники.

У поэта Валентина Берестова есть такие строки: (расположены на доске)

«Нет ничего прочней, чем битая посуда.
что происходит с ней?
С ней происходит чудо.
Хрупка, тонка и стоит слишком мало
Жизнь чашки и горшка, и звонкого бокала.
Зато у черепков, осколков и обломков
В запасе даль веков, признание потомков»…

— Как вы понимаете фразу: «Нет ничего прочней, чем битая посуда?»

— Что за чудо происходит с ней?

— Согласен ли с поэтом? Почему? (Учащихся высказывают предположения. Подводится итог высказанному.)

2. Как люди узнают о прошлом

Чтение стихотворения Н. Кончаловской :

Кто ж нашёл следы столетий?
Кто в историю влюблён?
Кто сложил в витрины
Драгоценности времён?

Это опытные руки
Археологов страны.
эти мы ревнителям науки
благодарны мы должны.

— Кто занимается археологией?

— О чём узнают ученые из раскопок? (Видеосюжет о раскопках.)

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Учитель: Найти следы людей в далёком прошлом не всегда легко. Некоторые переживают тысячелетия и остаются на поверхности земли; другие разрушаются, и их остатки покрываются землёй. Учёные ведут раскопки, чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать устройство жилища. процесс раскопок трудоёмок Сначала археологи занимаются поиском памятников прошлого. Они внимательно осматривают поверхность земли. Останки древнего поселения или города видны по следам оборонительных сооружений: рвов, валов,. Пирамиды и курганы до сих пор возвышаются над поверхностью земли. Но чаще историки находят сообщения о существовавших поселениях в древних летописях и книгах с помощью фотоснимков с самолётов, разведки аквалангистами морского дна.

Основными орудиями при раскопках остаются простая лопатка, кисточка. Мелкие вещи – украшения, останки посуды, орудия труда. Это вещественные источники.

К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

В долинах Горного Алтая до сих пор возвышаются большие и малые курганы, сооружения из земли и камней. В последние годы наиболее известным стал курган, расположенный в долинах Ак-Алака. Археологи установили, что в курганах похоронены люди, жившие две с половиной тысячи лет назад. Курганы известны не только в горах, их много и на равниной части Алтайского края.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Около 200 тысяч лет назад, в период среднего палеолита, люди начинают заселять пещеры. Во многих пещерах по берегам Чарыша и его притоках, на Ануе, по предположениям ученых, были жилища древнего человека. Здесь археологами найдены каменные остроконечники, служившие в качестве оружия: ножей, кинжалов, наконечников для копий и дротиков. Люди, обитавшие в пещерах, были охотниками, а их добычей были шерстистый носорог и пещерная гиена, як, кулап, лошадь, газель и винторогая антилопа, бурый медведь и волк. Наши предки уже умели обрабатывать камень, кость и дерево.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

В известной Денисовой пещере материалы представлены от среднего полеолита до средневековья: столько лет эта карстовая пещера была постоянным местом обитания древних людей. В ней обнаружены наиболее древние останки человека, найденные до сих пор в Северной Азии. Методом ради-углеродного анализа их возраст определен в 42 тысячи лет. Как считают некоторые ученые, пещеры все же не были местами постоянного проживания древних людей. Скорее всего, люди той эпохи вели кочевой образ жизни и жили на открытых стоянках, удобных для охоты и отражения
неприятеля.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

В 1969 году была обнаружена стоянка первобытнообщинного человека на левом берегу Барнаулки на территории г. Барнаула выше посёлка им. Кирова. По начальному исследованию её можно отнести ко времени верхнеобской культуры (первые века новой эры). верхнеобцы жили небольшими посёлками, оседло. Основой их хозяйства было скотоводство и примитивное земледелие мотыжного типа. Большую роль играли охота и рыбная ловля. Хорошо было развито гончарное и бронзовое литейное дело, ткачество. В обиходе употреблялись орудия из железа.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

3. Заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула

Учитель: Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по археологическим памятникам г. Барнаула излучина реки Оби, которая ныне занята городом Барнаулом издревле привлекала людей как место, очень удобное для проживания и торговли с различными народами.

Реки не зря именуются «голубыми дорогами» они на протяжении всей истории человечества являлись путями перемещен людей как летом, так и зимой. Обилие разнообразных ландшафтов (пойма, луга, сосновый бор, смешанные леса и др.), благоприятный климат, животный мир, рыбные богатства рек позволяли в древности успешно вести хозяйства по нескольким направлениям. От собирательства и загонной охоты на крупных стадных животных в палеолитический период до земледелия и интенсивного скотоводства в эпоху раннего железа и средневековья.

Хозяйство охотников и рыболовов процветало с 12 по 3 тыс. до н. э. в конце 3 или в начале 2 тыс, до н.э. на территории Барнаульского Приобья появились скотоводы раннего бронзового века, культура которых получила название «елунинская».

В районе с. Штабка известны интереснейшие бронзовые находки раннего скифского периода: большой бронзовый котел детали конской упряжи в виде удил со стремичковидными окончаниями и рельефными полыми фигурками посей. Внутри последних изделий имелись бронзовые шарики, которые при движении лошади издавали своеобразныйзвон.

Практически в устье каждого лога с ручейком, впадающем в Обь, расположены Поселения и временные пастушеские стоянки скифской эпохи. Наиболее крупные памятники: Бельмесево- 1, Крутой Лог- 1, Цветы Алтая, культурный слой на поселении Казенная Заимка-1, несколько поселений около Научного городка, Страшный Яр. Часть курганов и поселений раскопана.

Найдены бусы, серьги, наконечники стрел, ножи, многочисленные керамические сосуды, курильницы алтари из камня, зернотерки, костяные орудия труда, украшения, выполненные в скифо-сибирском зверином стиле, и многое другое.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Интересная находка сделана на ул. Песчаной, где при перекапывании огорода был найден сломанный скифский бронзовый кинжал эпохи 5-4 вв. до н.э. Памятников эпохи Средневековья пока в Барнауле известно немного: городище Абакша-1 за Научным городком, месторождения железных монгольских наконечников стрел близ Страшного Яра. Скорее всего, средневековые курганы исследованы известным французским путешественником и ученым Менье в районе Казачьего Взвоза, располагались на месте современного завода «Химволокно».

Состояние большинства археологических памятников Барнаула (а их более 70) плачевно.

4. Работа в группах. (Учитель выступает в роли консультанта.)

Получают задание по группам.

Материал для первой группы

В 1990 году на могильнике А.Б. Шамшиным раскопано 5 курганов в близи с. Гоньба, в которых зафиксировано 9 погребений 5—3 веков до н. э. Найденный в процессе работ археологи ческий материал представлен керамическими сосудами, каменной курильнецей, предметами из железа и кости. Наиболее яркой находкой является роговая пряжка в виде идущего свирепого хищника с оскаленной пастью. Памятник часто распахивали, и поэтому оставшиеся 5—6 курганов почти незаметны. Недалеко от могильника в 1979 году А.Л. Кунгуровым была обнаружена курильница, сделанная из гранита (рис. 3,).

Материал для второй группы

На территории Туриной горы найдены поселения эпохи раннего железа в Ленинском районе г. Барнаула за городской свалкой, на длинном; и узком мысу. Памятник был открыт в 1976 году А.Л. Кунгуровым и С.Ю. Гусевым; которые собрали на раскопках коллекцию фрагментов керамических сосудов, среди которых отмечены обломки горшков эпохи бронзы и раннего железа. Летом 1992 года археологической экспедиции АГУ и БГПУ проводились раскопки. Были обнаружены обломки керамики, один целый сосуд, каменные молоточки, фрагменты зернотёрок, курильниц, литейных форм, множество костей животных и другие предметы быта населения, жившего в 1 тысячелетии до н. э. Среди находок был обломок трёхдырчатого рогового псалия (8—6 вв. до н.э.).

Материал для третьей группы

Представление изученного материала группами

— Учитель следит за правильным изложением материала, в случае необходимости исправляет ответ ученика. На карте отмечает места археологических памятников, о которых сообщают учащиеся.)

— Учащиеся. Представитель группы проводит представление результатов работы, остальные участники группы дополняют представленный материал.

5. Знакомство, с Краеведческим музеем г. Барнаула.

— Где мы можем увидеть вещи, о которых шла речь сегодня на занятиях?

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Для этого разгадаем кроссворд и вспомним то, о чём говорили на уроке.

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Вещественные источники, а ещё их называют …

(Рассказ учителя сопровождается иллюстрациями.)

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Среди музеев городов Сибири Алтайский краевой краеведческий музей является одним из старейших. Он основан в 1823 году, когда Барнаул являлся не только административным центром Колывано-Воскресенского горного округа, но и одним из культурных городов Сибири. Основателем музея был П.К. Фролов, назначенный на пост начальника Колывано-Воскресенского горного округа, и доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая Ф.В. Герблер.

С прошлым Алтая и города Барнаула можно познакомиться в отделе дореволюционной истории. С древнейших времен был заселен Алтай людьми.

В экспозиции музея представлены уникальные Пазырыкские курганы. В этих курганах были захоронены вожди племен скифского времени. В отделе музея можно увидеть старейшую в стране паровую машину ИП. Ползунова, макет гидросиловых сооружений для откачивания грунтовых вод из недр рудника. В экспозиции выставлены и рабочие инструменты рудокопов, светильники, личные вещи крепостных горнозаводских рабочих.

Документы, вещественные экспонаты знакомят посетителей музея и с развитием народного образования, медицины, науки и культуры в дореволюционное время.

Природные богатства края нашли отражение в экспозиции «Полезные ископаемые Алтая» его поделочные камни, образцы железной руды, серебро, медь и многое другое можно найти в отделах музея и познакомиться поближе с жизнью прошлой и настоящей нашего края и города.

С археологическими предметами раскопок подробнее можно познакомиться в музее при АГУ г. Барнаула.

Итог урока. (викторина)

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Смотреть картинку Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Картинка про Что такое вещественные исторические источники 5 класс. Фото Что такое вещественные исторические источники 5 класс

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Летосчисление – система определения времени по годам от какого – нибудь условленного момента.

Предание – переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда.

Эра – Крупный исторический период, эпоха.

Излучина – крутой поворот, изгиб реки.

Издревле – с древних времен, издавна.

Ландшафт – рельеф земной поверхности, общий вид и характер местности.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Скифы – древне ираноязычные племена, за несколько веков до н. э. кочевавшие или жившие оседло в Северном Причерноморье и прилегающих к нему областях

Экспонат – экспортируемый предмет, животное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *