Что такое ветер 6 класс география

Ветер — определение, виды и названия, как образуется

Ветер — это поток воздушных масс, который стремительно движется параллельно Земле. Он является частью неживой природы, принимает непосредственное участие в ее естественных процессах и в поддержании жизни на планете. Еще более 300 лет назад великий астроном и географ Эдмунд Галлей попробовал объяснить природу возникновения ветра с помощью закона Архимеда, когда теплое и легкое поднимается, а холодное и тяжелое прижимается к Земле. Насколько он был прав — мы можем судить уже сегодня.

Происхождение ветра

Ветер является природным явлением. Изменения, которые происходят в окружающей среде, побуждают атмосферные массы двигаться, и так люди идентифицируют ветер. Он вызван перепадами давления и его неравномерным распределением в атмосфере Земли. На нестабильность давления влияют такие природные факторы, как океан, Солнце и суша.
Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 1. Циркуляционные процессы Земли, которые приводят к ветрообразованию Воздушные массы начинают свое движение от высокого давления к низкому и если бы не этот факт, то воздух имел бы одну температуру, влажность и полный штиль.

Почему движутся воздушные массы?

В течение дня поверхность Земли нагревается. Учитывая разную структуру и особенности верхнего слоя планеты, прогревается она неравномерно:

Таким образом, поглощенное за день тепло возвращается в атмосферу с разной интенсивностью. К примеру, вода прогревается медленнее суши, и днем тепло с земли поднимается, а холодный воздух с моря перемещается на его место. Ночью происходит наоборот: воздушные массы с остывшей суши передвигаются к более теплой воде. Так происходит потому, что теплый воздух легче и стремится вверх, а холодный — тяжелый и стелется у поверхности Земли. Когда теплый воздух встречается “по дороге” с холодным, образуется перепад температур и возникает ветер. Чем больше разница в температуре, тем он сильнее и порывистее.

Важно! Самым теплым местом на Земле является экватор. Именно там все время образуется самый теплый и прогретый воздух, который уходит в верхние слои атмосферы и оттуда рассредотачивается по полюсам. На определенных широтах он опускается и начинает свое движение, становясь ветром, который может двигаться дальше к полюсам либо возвращаться к экватору.

Также на движении воздушных масс сказывается вращение планеты вокруг своей оси. Так, на Северной части Земли ветра двигаются в правом направлении. На Южном полушарии ветра предпочитают дуть в левую сторону.
Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 2. Ветроуказатель — простейшее устройство для определения скорости и направления ветра, использующееся на аэродромах

Виды ветров

Ветер — одно из самых непостоянных явлений в природе. Предугадать силу, направление и характер весьма сложно простому обывателю. Однако специалисты выделили определенную закономерность и классифицировали движения воздушных масс на:

Ветра постоянных течений

К такому типу ветров относят пассаты. Они формируются в тропических широтах обоих полушарий, где главенствует область высокого давления, и движутся по направлению к экватору, где встречаются с зоной низкого давления. В связи с вращением Земли, пассаты отклоняются от курса. Особенность этого ветра — он зарождается над океаном и несет с собой обильные осадки в близлежащие районы. Каждый сезон зоны атмосферного давления смещаются и с ними отклоняются области действия постоянных ветров. В зоне действия пассатов находятся такие территории:

Важно! Пассат, который зарождается в центральной Азии, сухой и жаркий. Он оказывает влияние на климат Северной Африки, и благодаря ему на этой территории образовалась пустыня Сахара.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 3. Выточенная ветром скальная формация на Альтиплано. Боливия

Западные

Средние широты планеты полны воздушными массами такого характера. Они берут свое начало в тропиках и движутся к 60-градусной широте. Из-за вращения планеты, западные ветра тяготеют к восточной стороне света и устремляют свой поток в эту сторону с запада.

Переменные ветра

Самый известный представитель этих ветров — муссон. Он два раза в год меняет направление движения: с моря на сушу, и наоборот. Происходит это потому, что в межсезонье над разным типом поверхности возникает давление неоднородного типа. Летом суша прогревается больше и теплый воздух, устремляясь в верхние слои атмосферы, образует зону пониженного давления. Океан, прогреваясь медленнее, способствует образованию области высокого давления. Так ветер начинает свой путь с воды на материк. Он приносит теплую и влажную погоду с дождями и грозами.
Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 4. Дюны в пустыне Намиб Зимой над материком образуется зона высокого давления, так как она остывает намного быстрее океана, и муссон уносит в море сухой и прохладный воздух с материка. Наблюдать действие истинного муссона можно на территориях дальнего востока России.

Важно! Переменные и постоянные воздушные течения являются частью общей системы циркуляции воздуха.

Местной циркуляции

Ветра местной циркуляции можно разделить на несколько отдельных видов.

В переводе с французского языка означает легкий. Зарождается такой ветер над поверхностью рек, морей, озер и других местных водоемов, где образуется зона высокого давления. На солнце суша прогревается значительно быстрее водных объектов и над ней устанавливается область низкого давления, куда и устремляется бриз. В темное время суток ситуация меняется и все происходит в обратном направлении.

Важно! Этот ветер считался очень благоприятным для начала плавания во времена парусного судоходства.

В переводе с итальянского — северный. Бора воспринимается людьми как порывистый и мощный. Движется в холодные сезоны со стороны прибрежных скал в сторону моря. Образуется на материках со скалистыми берегами. В таких случаях прохладный воздух со стороны суши собирается у подножия хребта и, набрав необходимую массу, срывается вниз к воде. Этим явлением объясняется разительно низкая температура в зонах его действия. Области преобладания: побережья Адриатического и Черного морей.
Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 5. Золовые столбы (парк Брайс каньон, Юта) — пример работы ветра

Сарма

Считается разновидностью боры, назван в честь реки, которая впадает в Байкал. Появляется из арктического воздуха, который скапливается у хребтов Сибирских гор. Является ураганным ветром, прилетающим внезапно, потому метеорологи с его приближением объявляют о штормовом предупреждении.

Порывистый и неспокойный ветер с гор, который преимущественно наблюдается в зимнее и весеннее время года. Он сухой и теплый, поэтому с его появлением связывают таяние снегов. Чаще всего встречается:

Самум

Сильный ветер, который появляется в циклонах при сильном нагревании поверхности суши. Возникает шквал, который несет с собой разогретый песок и может продолжаться до 4 часов. Во время самума температура воздушных масс может достигать 50 градусов. Бедуины научились распознавать приближение самума по постепенно ускоряющемуся движению песков с характерным звуком трения. Наблюдается ветер в пустынях Северной Африки и в центральных областях Аравийского полуострова.

Сирокко

В переводе с итальянского сильный. В отдельных областях этот ветер имеет сухой и жаркий характер. При передвижении воздушных масс, вызванных вращением Земли, ветер меняет свойства и приобретает влажные и теплые оттенки, когда следует в направлении юго-востока. Чаще всего встречается:

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 6. Пыльная буря в Техасе. 1935 год

Суховей

Распространенные места пребывания — территории пустынь и степей, где небольшая растительность. Этот ветер довольно жаркий и способен спровоцировать засуху. От пагубного влияния суховея страдают урожаи всех культур. Такой ветер можно встретить:

Бурей

Разновидность суховея. Это — мощный ветер, который переносит песок и частички почв на огромные расстояния. Вызывая клубы пыли, он ухудшает видимость, а срывая плодородный слой земли, наносит непоправимый ущерб аграриям.

Ураган

Ураган является очень сильной бурей. Его вызывают воздушные массы, которые на очень большой скорости движутся в разных направлениях. Скорость такого ветра составляет минимум 33 м/с.

Тайфун

Очень мощный ветер, разрушительной силы. Образуется в основном в таких частях планеты:

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияРис. 7. Тропический циклон Катарина над южной частью Атлантического океана

Интересные факты

Ветер — мощная сила природы, способная, будучи альтернативным источником энергии, как облегчать нам жизнь, так и осложнить ее своей разрушительной силой. Еще больше интересной информации об этом природном явлении смотрите в предложенном видео.

Источник

Урок географии в 6-м классе по теме: «Ветер»

Разделы: География

ОБОРУДОВАНИЕ: флюгер, плакаты “Бриз”, “Работа ветра”, схемы “Роза ветров”, картосхема “муссоны”, свеча.

Изучение нового материала.

Сегодня мы продолжаем изучение процессов, происходящих в атмосфере.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Горит свеча, над ней на расстоянии 10-15 см колеблются полоски бумаги.

Почему наблюдается колебание бумаги над пламенем? (Теплый воздух как более легкий устремляется вверх, захватывая полоски бумаги).

Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.

Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи, а от чего нагревается воздух атмосферы? (Солнце).

Почему воздух перемещается? (Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом.

Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей устремляется на его место. Движение воздуха является причиной образования какого-то явления.

Отгадайте загадку.

Итак, мы посвящаем наш урок ветру. Наша задача выяснить, почему дует ветер, чем он характеризуется, какие ветры бывают в разных уголках планеты.

ПРИЧИНА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТРА

В детстве многие из вас думали, что ветер дует, потому что деревья качаются. Какова же настоящая причина образования ветра? Давайте рассмотрим образование ветра на примере дневного и ночного бриза.

Вывод: ветер дует из области высокого давления в область низкого давления.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем быстрее перемещается воздух, и тем сильнее ветер.

Группа, которая правильно и быстрее остальных выполнила задание, получает возможность вслух обосновать свой ответ и получить дополнительные очки.

Существуют ветры схожие с бризами, дующие на побережьях океанов, но меняющие направления два раза в год. Это муссоны. Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне- июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан.

В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали “маусин”, что означает “время года, сезон”. Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление по сезонам. Впоследствии

Французы то слово стали произносить на свой лад- муссон. Такие ветры наблюдаются в Юго-Восточной и Южной Азии, а также на востоке России.

Летом он дует с океана, приносит большое количество осадков, а зимой дует с континента.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Заполнение таблицы в группах.

СЕВЕРЮГЗАПАДВОСТОКС-ВС-ЗЮ-ВЮ-З

Направление можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажками, но более точно это можно сделать с помощью флюгера, который на метеостанциях устанавливают на высоте – 10 м.

Учитель демонстрирует макет флюгера.

Чтобы узнать преобладающие ветры какой-либо местности, строят специальный график, который называется роза ветров.

Рассмотрите рисунок на странице 118, что указано на рисунке?

Как можно построить розу ветров?

Давайте построим розу ветров для нашего города.

Учитель раздает по группам информацию о количестве дней с различными направлениями ветров в разные месяцы в течение года. Образцы построенных графиков вывешиваются на доску.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Сравните розы ветров нашего города в разные месяцы, какие ветры у нас преобладают?

Почему очень важно знать господствующие ветры?

Скорость измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра измеряется по шкале, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805году.

У каждой группы имеется образец шкалы Бофорта.

Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.

Сильные ураганы бывают и в умеренных широтах. Особенно от них страдают Северная Америка, Япония, Китай.

Сообщение ученика, подготовленное дома.

Страшные, разрушительные ветры Северной Америки получили испанское название “торнадо” (в переводе это значит “крутит”). Торнадо движется обычно с юго-востока на северо-запад со скоростью 60-75 км/ч. Полоса действия захватывает от 8-10 до 800 метров. Торнадо может разрушить несколько городских кварталов, пока их жители спокойно занимаются своими делами в другой части города. С приближением торнадо к зданию давление внутри здания оказывается выше, чем снаружи, и здание при этом может разрушиться. Сброшенные с рельсов паровозы, разрушенные здания, вырванные с корнем деревья – все это проделки торнадо. Если торнадо замечен на открытой местности, так что его скорость и направление можно определить, то от него можно успеть укрыться. В районах, где торнадо появляется часто, при доме обычно устраивается подвал, куда прячутся с приближением опасности.

Домашнее задание

Прочитать параграф, ответить на вопросы, вести наблюдения за ветрами нашей местности.

Источник

Урок по географии для 6 класса «Ветер» (презентация, конспект)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ ВЕТЕР ОТКРЫТЫЙ УРОК.ppt

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Описание презентации по отдельным слайдам:

Движение воздуха Урок в 6 классе учителя географии МБОУ «Угранская СШ» Павлюченковой Е.Г.

По какой оболочке Земли мы с вами путешествуем? Что такое атмосфера? Какая часть атмосферы является «фабрикой погоды»? С какими элементами погоды мы уже знакомы?

Атмосферное давление Высота над уровнем моря Температура

450 мм рт. ст. 750 мм рт. ст.

450 мм рт. ст. 750 мм рт. ст.

Проверь себя: Атмосферное давление: 1. – Б С увеличением высоты понижается 2. – А С опусканием в глубокую шахту понижается 3. – Б С повышением температуры воздуха понижается 4.- А С понижением температуры воздуха повышается

Шарообразность Земли Различная высота Солнца Разный угол падения солнечных лучей Разное нагревание поверхности Различная температура воздуха Разное атмосферное давление

Узнать что такое ветер. Выяснить причины возникновения ветра. Познакомиться с различными типами ветров. Узнать о направлении, силе, скорости ветра и его измерении. Определить значение ветра в природе и в жизни человека.

Почему дым вытягивается в трубу?

Причина-разница атмосферного давления! Теперь вы можете объяснить, почему заводские трубы делают очень высокими? Воздух движется не только вертикально, но и горизонтально.

Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

-это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. В Е Т Е Р ВД НД

Движение воздуха ветер Тёплая земная поверхность — низкое давление. Холодная земная поверхность — высокое давление. Чем сильнее нагрета земная поверхность, тем теплее воздух, нагреваемый от неё, а чем теплее воздух, тем он легче.

Определим направление и силу ветра 770 мм рт. ст. 735 мм рт. ст. 720 мм рт. ст. 790 мм рт. ст. 35 ед. 70 ед. Чем больше разница атмосферного давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Шарообразность Земли Различная высота Солнца Разный угол падения солнечных лучей Разное нагревание поверхности Различная температура воздуха Разное атмосферное давление ВЕТЕР

Ветер Сила Скорость Направление Показатели ветра

Направление ветра Определить направление ветра очень просто — это направление, откуда он дует. Например, западный ветер дует с запада, а восточный — с востока. З С-З В Для определения направления ветра используют флюгер.

Башня Ветров Самый древний флюгер, о котором знают историки, был расположен на Башне Ветров в Афинах, а изготовили его предположительно в 48 г. до нашей эры.

Скорость ветра – м/с, км/ч Сила ветра — в баллах. 1 балл — 2 м/с Характеристика ветра: сила, скорость Анемометр-прибор для определения скорости ветра Шаровой анемометр Робинсона Прибор Линда Анемометр Вильда Электронный анемометр

Сила ветра определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Эта шкала 12-балльная.

Антарктида Какое же самое ветреное место на Земле? Антарктида

Ветер дует нам в лицо (вращают руками), Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны), Ветерок все тише, тише (приседают) Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер Местные (бризы и др.) Циклоны и антициклоны Ветры общей циркуляции атмосферы Виды ветров

Дневной бриз образуется потому, что… Ночной бриз образуется потому, что… 1. Суша быстрее нагревается 1. Суша быстрее … 2. Над сушей возникает область низкого давления 2. Над сушей возникает область … давления 3. Над морем давление выше 3. Над морем давление … 4. Дневной бриз дует с моря на сушу 4. Ночной бриз дует с … на …

Дневной бриз образуется потому, что… Ночной бриз образуется потому, что… 1. Суша быстрее нагревается 1. Суша быстрее остывает 2. Над сушей возникает область низкого давления 2. Над сушей возникает область высокого давления 3. Над морем давление выше 3. Над морем давление ниже 4. Дневной бриз дует с моря на сушу 4. Ночной бриз дует с суши на море

Летний муссон Зимний муссон 1. Летом поверхность суши … быстрее и сильнее 1. Зимой поверхность суши … быстрее и сильнее 2. Над сушей возникает область … Д 2. Над сушей возникает область … Д 3. Над океаном из-за медленного прогревания воды АД … 3. Над океаном воздух нагрет сильнее и атмосферное давление … 4. Муссон дует с … на … и приносит … и … погоду 4. Муссон дует с … на … и приносит … и … погоду

Летний муссон Зимний муссон 1. Летом поверхность суши прогревается быстрее и сильнее 1. Зимой поверхность суши охлаждается быстрее и сильнее 2. Над сушей возникает область НД 2. Над сушей возникает область ВД 3. Над океаном из-за медленного прогревания воды АД выше 3. Над океаном воздух нагрет сильнее и атмосферное давление ниже 4. Муссон дует с океана на сушу и приносит дождливую и прохладную погоду 4. Муссон дует с суши на океан и приносит сухую и холодную погоду

Ветровая эрозия:останцы Ветровая эрозия: пыльные бури Ветровые формы рельефа: барханы и дюны

Постоянные ветры вызывают поверхностные течения в МО Перенос ветром пыльцы и семян Очищение воздуха

Ветер Бриз Пассаты Западные ветры Флюгер Анемометр Муссон Атмосферное давление Штиль Ураган

Ветер, дующий днём с моря на сушу, а ночью с суши на море. Движение воздуха в горизонтальном направлении из мест высокого давления к местам низкого давления. Прибор для определения скорости ветра. Простейший прибор, определяющий направление ветра. Сила, с которой воздух давит на поверхность. Сезонный ветер, дующий зимой с суши на море, летом с моря на сушу. Ветры умеренных широт Полное безветрие или очень слабый ветер со скоростью 0,5 м/сек. Ветер разрушительной силы и большой продолжительности. Постоянные ветры, дующие от30-х широт к экватору

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 26, задание 6 (рис. 80, стр. 135) Придумать задачу (сила, скорость, направление ветра) Подготовить сообщения о местных ветрах; интересные сведения о ветре На следующих уроках мы продолжим путешествие по атмосфере Земли. СПАСИБО ЗА УРОК!

Чему я научился: Карточка красного цвета обозначает: «Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, я получил заслуженную оценку, я понимаю всё, о чём говорилось и что делалось на уроке». Карточка жёлтого цвета обозначает: «Урок был интересен и я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно». Карточка зелёного цвета обозначает: «Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, к ответу на уроке я не был готов».

При создании презентации использованы материалы видеоуроков сайта «Инфоурок» https://infourok.ru/videouroki/

Выбранный для просмотра документ Конспект урока ВЕТЕР.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Угранская средняя школа»

Угранского района Смоленской области

Урок географии в 6 классе

Павлюченковой Еленой Геннадьевной,

учителем географии первой квалификационной категории.

2015- 2016 учебный год

Тема урока: «Ветер»

Тип урока : комбинированный

ЦЕЛЬ: формирование представления о ветре как элементе погоды

образовательные: сформировать понятия «ветер», «роза ветров»; сформировать представления о причинно-следственных связях между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением; видах ветров; роли ветра в природе и жизнедеятельности человека;

развивающие : способствовать формированию компетенций: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных ; развивать умение выделять главное, анализировать, самостоятельно мыслить; научить строить розу ветров и читать ее; продолжить формирование умений работать с картами, схемами;

воспитательные : обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; экологическое воспитание.

Сформировать умение самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и отбирать необходимую информацию; переносить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, и наоборот; работать со схемами, таблицами, рисунками); развивать логическое мышление (взаимосвязь между шарообразностью Земли, широтой места, температурой воздуха, значением атмосферного давления и ветром), монологическую речь, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение определять понятие ветер, причины его образования, виды, значение.

планирование своей деятельности (что должен сделать, в какой последовательности: познакомиться с новым материалом, ответить на вопросы, проанализировать розу ветров, сформировать образное представление о ветре, его причинах, видах и значении.), контроль своей деятельности в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция и оценка своей деятельности на уроке.

умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, планировать учебное сотрудничество с учащимися и учителем

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

знать : существенные признаки понятий «ветер», «бриз», «муссон»

уметь : устанавливать взаимосвязи между атмосферным давлением и скоростью ветра; приводить примеры ветров различных видов, различного направления; отбирать источники географической информации для составления описаний погоды; определять по статистическим данным преобладающие направления ветра; использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды, для определения направления и скорости ветра; уметь применять географические знания в повседневной жизни.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, умения организовывать свою деятельность, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, отбор информации.

Ветер, бриз, муссон, пассат, западные ветры, стоковые ветры, флюгер, анемометр, роза ветров

Знать что такое ветер, причины его образования; виды ветров: бриз, муссон, их характерные особенности, описывать ветер по схеме

Выделять причины образования ветра, уметь проследить взаимосвязь между широтой места, температурой воздуха, значением давления и ветром; находить общее и отличия между разными видами ветра (бризом и муссоном)

Ресурсы: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран); таблички с терминами; настенная карта полушарий, настенная таблица «Постоянные ветры Земли»; мультимедийная презентация к уроку «Ветер»; рисунки и схемы учебника.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая

по источнику знания:
а) словесные
б) наглядные
в) практические

по характеру познавательной деятельности :

проблемно-поисковая, использование ИКТ, здоровьесберегающая, дифференцированное обучение.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Какую тему изучаем? На каком этапе изучения находимся? Продолжить.

Актуализация знаний (проверка домашнего задания)

За работу на уроке получают жетоны, которые учитываются при выставлении отметок в конце занятия.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Индивидуальное задание на доске: нужно представить географическую закономерность связей между компонентами.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Задание с записью в тетради. Взаимопроверка. Слайд 8,9.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Проверка задания на доске. Слайд 10,11.

Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера. Узнать тему урока мы сможем, отгадав загадку( Слайд 12,13)

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Постановка цели и задач этапа урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

? Какие цели мы себе поставим?

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Изучение начинается с проблемного вопроса.

Почему дым вытягивается в трубу? Почему дым не заходит в комнату, когда мы топим печь?

Можем сделать предположение, что дым выходит в трубу из-за разницы в АД. (Слайд 16)

2. Ветер. Причины. (Слайд 17,18.) Запись в тетрадь: Ветер – это перемещение воздуха в горизонтальном направлении.

Причина-разница АД. ВД – НД.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Слайд 19. Слайд 20. ( в тетрадь)

Мы можем продолжить цепочку закономерностей(Слайд 21) – НА ДОСКЕ И В ТЕТРАДИ.

3.Характеристики ветра (направление, скорость, сила).

Ветер характеризуют по трем показателям: направление, скорость, сила. (Слайд 22)

Определить направление ветра очень просто, это направление, откуда он дует. Например: западный ветер дует с запада, а восточный с востока.

Для определения направления ветра используют флюгер. (Слайд 23)

Кто и когда придумал флюгер – доподлинно неизвестно. Время сохранило далеко не все свидетельства человеческой изобретательности. Самый древний флюгер, о котором знают историки, был расположен на Башне Ветров в Афинах, а изготовили его предположительно в 48 году до нашей эры. Автором проекта восьмигранной башни считается астроном Андроник из Кирр. (Слайд 24)

В 1805 году британский адмирал Бофорт составил шкалу силы ветров.

Только в 1874 году эта шкала была принята Международным метеорологическим комитетом и получила название «Шкала Бофорта». (Слайд 26, 27)

Первичная проверка понимания. ( V ) Работа в парах. Раздать четверостишия. ( Перед вами распечатка. О какой силе ветра сказано в приведенных поэтических строках?) Первичная проверка понимания

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь не хочет воздух.
Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.)

И было, как видно, ему не впервые
Ломать, как тростинки, дубы вековые,
И, крыши срывая, врываться в жилища.
Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.)

Горные вершины спят во тьме ночной,
Тихие долины полны свежей мглой,
Не пылит дорога, не дрожат листы. (Штиль.)

Буря воет в саду, буря ломится в дом
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И ту иву, что мать посадила. (Шторм.)

Заслонили солнце тучи,
Небо все заволокли;
И тростник сухой и желтый
Клонит ветер до земли. (Сильный.)

Роза ветров. (Слайд 28)

Результаты наблюдений за направлением ветра можно изобразить с помощью особого графика «Розы ветров».

Строиться роза ветров очень просто.

Начертим линии основных и промежуточных сторон горизонта.

На каждой линии, начиная от центра, нанесем деления по 0,5 см. Затем считая 1 деление – 1 день, отмечаем на каждой линии количество дней в месяце ветров одного направления.

Когда все направления отмечены, соединяем концы отрезков. Возникшая фигура и есть роза ветров для данного места в данный месяц. Д/З – чтение розы ветров

Какое же самое ветреное место на Земле? Это Антарктида. Стоковые ветры со скоростью 200км/ч дуют от центра материка к периферии. (Слайд 29)

4. Физкультминутка. (Слайд 30) Дети встают, вслух произносят стихотворение и делают соответствующее движение.

Ветер дует нам в лицо (вращают руками),

Закачалось деревцо (наклоняются в разные стороны),

Ветерок все тише, тише (приседают)

Деревцо все выше, выше (потягиваются вверх).

5. Виды ветров. (Слайд 31) СХЕМА – В ТЕТРАДЬ. ТАБЛ. – НА ДОСКУ!

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Бриз-это ветер силой до 4 баллов на побережье больших водоемов (рек, озер, морей) который 2 раза в сутки меняет своё направление.

Рассмотрим, как образуется бриз.

Вспомните, что нагревается быстрей суша или вода? … (ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЫ, фронтально, устно) (Слайд 33, 34)

Днем поверхность суши нагревается быстрей, чем поверхность воды. Теплый воздух поднимается вверх. Над сушей создается область низкого давления. А над водной поверхностью область высокого давления. Дневной бриз дует с моря на сушу.

Ночью поверхность воды остывает медленнее, чем суша. Теперь здесь формируется область низкого давления. Ночной бриз дует с суши на море.

Мы с вами выяснили, как образуется и куда дует ветер на границе суши и воды.

б) Муссон. (Слайд 35, 36, 37) Сравнение зимнего – летнего муссона (фронтально)

Первичное закрепление (VI)

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

в) Циклоны и антициклоны ДОПИСАТЬ СХЕМУ В ТЕТРАДИ: АТМОСФЕРНЫЕ ВИХРИ НД, ВД.

6. Значение ветра в природе и жизни человека. (Слайд 38, 39, 40)

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов.

Таким образом, мы с вами ответили на вопросы: что такое ветер, как он образуется, выявили основные характеристики, познакомились с видами ветров.

VII . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияСлайд 41,42

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс географияЧто такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Раздать карточки. (3 минуты) Взаимопроверка. Слайд 43, 44.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

VIII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

IX . Рефлексия (подведение итогов занятия)

Что такое ветер 6 класс география. Смотреть фото Что такое ветер 6 класс география. Смотреть картинку Что такое ветер 6 класс география. Картинка про Что такое ветер 6 класс география. Фото Что такое ветер 6 класс география

2. География: программа: 5-9 классы\А.А.Летягин и др.-М.:Вентана-Граф,2012

2. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.

3. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.

4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.

5. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

Техническое и информационное обеспечение урока

1С: Образовательная коллекция. География. 6 – 10 классы. Библиотека наглядных пособий. 1С. М., 2005. CD

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *