Что такое ветвящийся алгоритм в информатике 9 класс
Конспект урока по информатике на тему «Алгоритмическая конструкция «Ветвление» (9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».
Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмическом конструкции ветвление.
Образовательные: обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма; изучение базовой алгоритмической структуры “ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме; научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.
Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать информацию.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, внимательности; воспитание положительного отношения к труду; формирование интереса к процессу обучения.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.
Оборудование: учебник Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ» для 9 класса, часть 1; персональные компьютеры; презентация «Основные алгоритмические конструкции Ветвление».
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация знаний – 5 мин.
3. Формулировка темы урока – 2 мин.
4. Изучение нового материала – 10 мин.
5. Физкультминутка – 2 мин.
6. Закрепление изученного материала – 15 мин.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 4 мин.
8. Домашнее задание – 1 мин.
I . Организационный момент
— Здравствуйте, товарищи кадеты!
— Здравия желаю, товарищ преподаватель!
Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.
II . Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия.
— Дайте определение алгоритму (Последовательность действий, которая приводит к решению задачи);
— Перечислите свойства алгоритма (Понятность, определенность, результативность, массовость, дискретность);
— Что означает массовость? (Данный алгоритм применим к решению целого класса задач)
— Понятность? (Задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия)
— Результативность? (Всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов)
— Определенность? (Путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки)
— Назовите способы записи алгоритмов; (Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык)
— Что такое величина в информатике? ((отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
— Какие типы величин используются в алгоритмах? (Числовой, логический, текстовый)
— Какие алгоритмические конструкции вы знаете? (Следование)
— Какой алгоритм называется линейным? ( Его команды выполняются в порядке следования друг за другом )
— Молодцы, на вопросы вы ответили хорошо, а это говорит о том, что мы можем двигаться дальше и покорять новые вершины знаний.
III . Формулировка темы урока
Вспомним слова из русской сказки. «Царевич остановился у развилки дороги и видит камень с надписью «Пойдешь направо – коня потеряешь, налево – сам пропадешь».
— Перед чем стоит Царевич? Что он должен сделать? (Сделать выбор)
Подобные ситуации, заставляющие делать выбор в зависимости от некоторого условия, постоянно встречаются в нашей жизни. Например :
Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу;
Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки;
Если пошёл дождь, то надо открыть зонт.
И русский богатырь, находясь на развилке двух дорог, выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.
Таким образом, появляется новый вид алгоритма.
— Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»)
— Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».
— Что мы сегодня должны узнать сегодня на уроке? (Что такое ветвление, формы ветвления)
— Чему должны научиться? (Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок-схем, записывать на алгоритмическом языке)
— Открываем тетради, записываем дату и тему нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».
IV . Изучение нового материала
Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).
Существует две формы ветвления полная и неполная.
Ветвление может быть записано: в полной форме – если, то, иначе, все.
в неполной форме – если, то, все.
На блок схемах ветвление обозначается ромбом.
Пример полной формы
алг правописание частиц НЕ, НИ
если частица под ударением
В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие 1, в противном случае будет выполнено действие 2.
Пример неполной формы
алг сборы на прогулку
если на улице дождь
В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.
— Приведите примеры полной и неполной формы ветвления.
Задание №1. Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:
Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
— Это какая форма ветвления? (неполная)
Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.
— А это какая форма ветвления? (полная)
Ответ: Если боишься – не говори, сказал – не бойся.
— А это какая форма ветвления? (вложенная)
— Для записи условий, по которым разветвляется алгоритм, используются операции сравнения:
Здесь буквы А и В можно заменять на любые переменные, числа и арифметические выражения.
Р
ассмотрим алгоритм вычисления функции f(x) = |х| для произвольного числа х (пример).
Обратите внимание на второй блок этой блок-схемы. В нём представлены имена и типы величин (данных), обрабатываемых в алгоритме.
Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.
А сейчас перед тем как перейти к практической части мы с вами немножко отдохнем.
Если я поднимаю руки вверх, то вы делаете наклоны влево-вправо, если я опускаю руки, то вы выполняете подтягивание на носочках.
VI . Закрепление изученного материала
Задание №1. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных.
Учитель объясняет на примере, затем учащиеся выполняют 2-3 задание самостоятельно.
Задание №2. Расставь пропущенные команды на схеме алгоритма.
VII . Подведение итогов урока. Рефлексия
На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами.
— Какие алгоритмы называют разветвляющимися?
— Какие существуют виды ветвлений? (Полные и неполные)
Приведите примеры из других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами. (Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл; Русский язык: если вопрос к глаголу содержит «ь», то глагол пишется с «ь» знаком, иначе без «ь» знака).
Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся» структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!
— Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.
— Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?
VIII . Домашнее задание
Открывает тетради, записываем д/з:
Урок информатики на тему «Алгоритмы с ветвящейся структурой»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МКОУ СОШ №2 с.Эльхотово
Преподаватель: Огоева Залина Маирбековна
Тема урока: «Алгоритмы с ветвящейся структурой».
— отработать навык составления программ с ветвящейся структурой.
— формировать умения выполнять анализ и синтез; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логическую цепь рассуждений.
— развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
конструкции ветвления, полную и неполную;
правила записи арифметических выражений, операторы ввода, вывода, присваивания.
Тип урока : комбинированный
Технологии: т ехнология формирования информационной компетентности, здоровьесберегающие технологии
Форма организации урока : коллективное обучение
Методы работы : объяснительно-иллюстративные , репродуктивный, самоконтроль
Реализация дифференцированного обучения: этап решения задач
Оснащение урока : ПК, мультимедийный проектор, презентация «Алгоритмы с ветвящейся структурой».
Положительный настрой на урок.
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Повторение и актуализация опорных знаний
Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний
Предлагает обучающимся выполнить тест.
1. Определите значение целочисленной переменной a после выполнения фрагмента алгоритма.
2. Служебное слово var в программе на языке Паскаль фиксирует начало раздела программы, содержащего:
а) описание переменных;
в) описание констант;
г) описание сложных типов данных.
3. Какую задачу решает данная программа?
а) находит сумму цифр числа;
б) вычисляет целую часть и остаток от деления числа на 10;
в) меняет цифры числа местами;
г) находит цифры числа, а на экран выводит само число.
4. Укажите значения для переменных x и y после выполнения операторов:
А) 2, 2; б) 5, 2; в) 5, 5; г) 2, 5.
5. Запишите выражение по правилам языка Паскаль
Выполняют тестовые задания.
Формулирование темы и целей урока
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Постановка цели и задач урока.
— При решении задач часто возникают ситуации, когда на вопрос «что делать дальше» мы даем ответ в зависимости от выполнения некоторого условия. Какой конструкцией следует пользоваться в таких случаях?
— Назовите тему урока.
Отвечают на вопросы.
Усвоение новых знаний
Организация деятельности учащихся по изучению и получению и освоению нового учебной информации на уровне «знания»
Презентация к уроку
Изложение теоретического материала урока
Слушают изложение нового материала
Обобщение и систематизация знаний
Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Разбирает решение задачи.
Отвечают на вопросы учителя.
Организация и самоорганизация деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «умение».
Решение заданий на закрепление нового материала
Задания для самостоятельной работы.
Задание 1. Среди данных выражений выберите те, которые являются логическими:
Задание 2. Вычислите:
Задания для работы в группах.
Задание 4. Какие значения примут переменные x и y в результате выполнения фрагментов?
Рефлексия, подведение итогов занятия
Организует подведение итогов урока. Даёт качественную
оценку работы класса и отдельных обучающихся.
— Вам было легко или были трудности?
— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
— Какое задание было самым интересным и почему?
— Как бы вы оценили свою работу?
Устно анализируют что вспомнили, что узнали, какие умения и навыки отрабатывали и закрепляли.
Задание на самоподготовку, инструктаж по его выполнению
Составить алгоритм нахождения меньшего из двух чисел.
Определить, является ли данное число четным или нечетным.
Записывают задание на самоподготовку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1319730
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация по информатике «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм»(9 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока: провести проверку, коррекцию и обобщение знаний умений и навыков решения задач по теме «Виды алгоритмов. Разветвляющийся алгоритм»
* Определение алгоритма Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Типы алгоритмов
* понятное и точное указание исполнителю совершить определенную последовательность действий для решения поставленной задачи или достижения указанной цели.
* СЛОВЕСНЫЙ ПРОГРАММА ГРАФИЧЕСКИЙ – БЛОК-СХЕМА
* Прочесть значение R. Умножить значение R на себя и на 3,14. Умножить результат второго действия на значение R. Записать полученный в предыдущей команде результат как значение S.
* Алгоритм называется линейным, если все его действия выполняются последовательно друг за другом от начала и до конца.
* Найти площадь прямоугольника с заданными длинами сторон.
* Program square; var A, B : integer; Begin writeln ( ‘ введите длины сторон прямоуг-ка ’ ); read ( R ); S = A * B ; readln ( площадь прямоуг-ка = S ); End
* Алгоритм называется ветвящимся, если в зависимости от выполнения условия совершаются те или иные действия.
* Неполная форма Pascal: if условие then действие; или if условие then begin группа действий; end;
* Полная форма Pascal: if условие then действие1 else действие2; или if условие then begin группа действий1; end else begin группа действий2; end;
* Оператор выбора Pascal: case переменная of список значений 1 : действие 1; список значений 2 : действие 2; список значений 3 : действие 3; ……………………………………………………… список значений n : действие n else действие n+1; end;
* Найти большее из трех чисел.
* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c := 1 ; if a b then write ( ‘ b – меньше ’ );
* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c := 1 ; if a b then write ( ‘ b – меньше ’ ); if x 25 слайд = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c. » title=»* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c. «> = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c» title=»* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c»>
* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c := 1 ; if a b then write ( ‘ b – меньше ’ ); if x 26 слайд = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c. » title=»* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c. «> = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c» title=»* 1) if x = 0 then y := 2+x ; 2) if a >= b then c»>
По представленной на карточке блок-схеме (раздаточный материал на столе) составьте программу вычисления значения переменной y при заданном с клавиатуры значении переменной x. *
* Составьте алгоритм и программу, определяющую четность введенного Вами с клавиатуры числа.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-954924
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.