Что такое вежливость классный час

Классный час «Что такое вежливость?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Открытый урок в 1 классе «Что такое вежливость?»

Цель урока: познакомиться с вежливой формой обращения.

формировать навыки вежливого обращения;

развивать умение вести диалог, участвовать в беседе;

учить детей выражать чувства добрыми словами;

воспитывать потребность в доброжелательном общении

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Стихотворение “Ежели вы вежливы” С. Я. Маршак.

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

-Зачем нужно говорить друг другу вежливые слова? (ответы детей)

-Верно. Недаром говорят, что доброе слово человеку, как дождь в засуху.

Игра «Словарь вежливых слов».

-А сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)

(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!

Пожалуйста! Доброе утро! Добрый день!Добрый вечер! До встречи! До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!

Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)

-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.

Что такое «здравствуй?» – лучшее из слов
Потому что «здравствуй» – значит будь здоров
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит слово «здравствуй» – говорить пора.

Слайд №3 (С кем можно так общаться?)

Слайд №4 (песня «Улыбка»)

Слайд №5,№6 (Читают стихи 3 ученика)

Соседку видел, Настю,

Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Встретила Витю я сегодня

Встреча грустная была.

На меня он как «торпеда»

Вот про внучку расскажу

Дед портфель ей подарил,

Но нельзя ж молчать как рыба,

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Тихо сядьте, пожалуйста!

Слайд №7 (народная мудрость)

То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?

Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.

От теплого слова и лед тает.

Удар забывается, слово помнится.

Глупый язык голове не приятель.

Мудрый не все говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.

Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость

А сейчас проведем викторину

1. Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)

2. В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? ( Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).

3. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? ( Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».

4. Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? ( Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).

5.Люди приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).

Слайд №9-16 (Приветствия в разных странах)

Игра «Вежливо – невежливо»

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.

Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.

Поздороваться при встрече.

Толкнуть, не извиниться.

Помочь поднять упавшую вещь.

Громко разговаривать в общественных местах.

Обозвать обидным словом одноклассника.

Не уступить место пожилому человеку.

Отвечать на телефонный звонок во время урока.

Помочь донести сумку незнакомой старушке.

Рассказать доверенную тебе тайну.

Стараться говорить громче собеседника.

Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.

Как приятно видеть улыбающееся лицо, слышать ласковые, обращенные к тебе слова. И тогда твое настроение становится приподнятым, веселым. Так же и людям приятно услышать от тебя ласковые, добрые слова. Все вы их знаете. Вспомним их еще раз. Наполним этими словами наш класс.(Дети называют слова вежливости).

А сейчас мы откроем двери нашего класса и выпустим эти слова по всей школе, в другие классы. Пусть все дети нашей школы знают, как много добрых слов вы знаете, пусть всем от этого станет приятнее, веселее.

Слайд № 18 Пусть мальчишки и девчонки,

Источник

Классный час: Игра-путешествие»Будь вежливым!»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Подготовила учитель начальных классов:

Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развитие способности анализировать свои действия;

компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки. карточки со словарными словами, с названием города и улиц, с изображением солнышка и тучки, сердечки, цветные карандаши.

1. Организационный момент

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Чтоб пожелать всем в этом классе

Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

2. Самоопределение к деятельности.

-Ребята мы сегодня отправляемся в страну, она необычна, её нет на карте, Однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, мы сегодня попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать название этой страны мы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Давайте разделимся на две команды и выполним эту работу. Кто справится с этим заданием быстрее.

3.Постановка темы и цели меропирятия.

— Молодцы! Разгадали тайну. Она называется « Страной вежливости».Итак, в путь!

4. Словарная работа

— Ребята, что обозначает слово «вежливость»?

— До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)

– А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)

— Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,

— Вежливый человек обычно злой или добрый? (вежливый человек добрый)

— Ребята, а что такое доброта?

— Давайте прочитаем, как слово «доброта» определяется в словаре Сергея

Добро – всё положительное, хорошее, полезное. ( слайд )

Вежливость- это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.

-Ребята, а как вы думаете, вежливыми рождаются, или ими становятся.

-Правильно, становятся. Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Спасибоград. ( карточка с названием города )

— Послушайте стихотворение и запомните, какие улицы есть в этом городе?

Вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Там на вежливом бульваре

Там на улице Веселья

Вас от грусти смех спасёт,

А на улице Везенья

Вам на друга повезёт!

Там есть улица Нельзя.

В этом городе кругом

Люди говорят друг другу,

Незнакомому и другу,

«Очень рады, рады вам.

Если только захотите,

Скажут адрес, дом, подъезд

И «спасибо» за приезд.

— Извините, но за что же

Здесь такой почёт гостям?

А нельзя ль приехать тоже

Посмотреть на город нам?

Встретить рад Спасибоград!

— Какие улицы можете назвать ? (улица Везения, Вежливый бульвар, улица

Веселья, улица Нельзя)

Игра «Знаешь ли ты волшебные слова?»

Наша игра так и называется «Знаешь ли ты волшебные слова?». В волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Их сердечки видны (на доске), а вот лепестки пока лежат у вас на столах. Давайте соберём эти слова. Первый цветок – слова приветствия; второй – слова прощания; третий – слова просьбы и благодарности.

1. Игра «Будь внимателен»

— Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Будьте любезны, руки вперед.

Опустите руки, пожалуйста.

Будьте добры, наклоните голову вперед.

Наклоните, назад, пожалуйста.

Будьте любезны, садитесь на свои места.

— Что значит настоящий друг?

— Сейчас я буду вам называть качества, если они свойственные дружеским отношениям, то вы делаете хлопок над головой, если несвойственные дружеским отношениям, то сидите тихо.

Источник

Классный час «Урок вежливости»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: « Урок вежливости »

Цели: Знакомство учащихся с понятием «вежливость», его

происхождением, значением и актуальностью его формирования,

как нравственного качества личности.

Задачи: развивать навыки обобщения, правильного применения

«волшебных слов», добрых дел на практике;

воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты,

чуткости, уважения к личности другого человека, воспитывать

культуру общения, правила хорошего тона

Подготовительная работа: подготовка индивидуальных сообщений,

изготовление наглядного материала,

создание электронной презентации

Оборудование: ПК, экран, проектор,

Форма проведения: беседа, рассказ, игра

Технологии: Педагогика сотрудничества;

Индивидуальный и дифференцированный подход;

Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.

Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы вырастите. Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, взаимоотношения людей становятся лучше.

— Сегодняшний классный час мы посвящаем одной из важных тем – сегодня мы поговорим о вежливости.

И вместе попытаемся выяснить:
а) что такое вежливость;
б) постараемся понять, какого человека можно назвать вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.
в) рассмотрим разные жизненные ситуации, с которыми часто сталкиваемся и постараемся найти пути выхода из них. А также проверим, насколько каждый из вас вежлив.
— И, надеюсь, что, благодаря нашему мероприятию, вы усвоите обязательные правила вежливости.

Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

— Ребята, а сейчас, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятии вашими помощниками.

— Давайте отправимся в прошлое.

На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал:

— А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?

До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».

А знаете ли вы, что издавна люди приветствовали друг друга так:

Все эти приветствия объединяет одно – «пожелание добра и благополучия».

У вежливых слов, как у других слов, есть своя история происхождения

Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!

ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:

Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!»

ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:

Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».

СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
— Спаси вас Бог!
Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!»

«Спасибо и на том» означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».
За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения.

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо означало «хорошо», «добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

— Давайте с вами попробуем определить, какие вы знатоки вежливых слов.

Источник

Классный час «Поговорим о вежливости»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект классного часа

Поговорим о вежливости

Цель: объяснение понятия «культура», доказательство необходимости вежливости, как необходимой части жизни.

Оформление: плакаты с определениями вежливости и поговорками:

Скромность всякому к лицу.

Сильный телом победит любого, а сильный умом – тысячи.

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. (Мигель Сервантес)

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.

Ход классного часа

1 Вступительное слово учителя.

Людям дарите снова и снова.

Потому что здравствуй – значит, будь здоров.

Правило запомни! Знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Дорогие ребята, как вы думаете, что значит «Культурный человек»? Что надо делать, чтобы стать таким?

Таким человеком можно назвать каждого? (Ответы детей)

Как думаете вы, о чём сегодня будем говорить? Какая тема для нашего разговора? (Ответы детей)

Правильно! Вежливость как часть нашей жизни! Без неё очень трудно жить и быть приятными друг другу.

2 Знакомство с темой классного часа.

Кого мы считаем воспитанным? А как вы понимаете слово «Вежливый»?

В толковом словаре под редакцией С. Ожегова сказано, что это человек, который умеет хорошо себя вести.

С рождения ребёнка учат законам жизни, нормам совместного проживания.

Каждый должен знать, как вести себя в общественных местах, транспорте, как общаться со знакомыми людьми и вести разговор с незнакомцем, когда можно включать музыку дома и какой громкости.

Как же стать культурным? (Ответы детей)

Да, надо быть вежливым со всеми! Как это? (Ответы детей)

Это просто! Надо использовать слова, от которых будет всем приятно. От таких слов теплее и радостнее на душе.

А вежливым быть очень просто!

Будь добрым – обычный совет.

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Какие волшебные слова употребляем мы в разных ситуациях? (Ответы детей)

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Помните, как азбуку,

Всюду, где нескромному

Перед словом вежливым

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

3 Творческая работа с ситуациями.

На доске слова стихотворения, которое вслух читает учитель:

При прощании и встрече

Много есть различных слов:

«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,

«До свидания!», «Будь здоров!».

«Я вас рада очень видеть!»

«Мы не виделись сто лет»,

«Как дела?», «Спокойной ночи!»,

«Всем пока!», «Прощай!», «Привет!»,

«Буду рад вас видеть снова»,

«Не прощаюсь», «До утра!»,

«Всем удачи!», «Будь здорова!»

А) Задания для детей: составить правила поведения и защитить их, используя слова из текста стихотворения:

— дома; на улице; в гостях.

Б) Анализ игровых моментов

А) Стихи читают дети

1Мы все научились когда – то

Ходить, рисовать, говорить.

Давайте – ка вспомним, ребята,

Как добрым и вежливым быть.

2 Встречая друзей и знакомых,

С улыбкой в глаза им гляжу.

Быть вежливым очень легко мне,

Я «здравствуйте» первым скажу.

3 Придумалось кем – то красиво –

За помощь благодарить,

Обычное слово «спасибо»

Нельзя забывать говорить.

4 Прощаясь, мы все «До свидания»

Друг другу всегда говорим.

Иль просьбу исполнить хотим.

5 Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов!

Пожалуйста, только будь вежлив,

Ведь это – основа основ.

Давайте повторим волшебные слова! Кто больше их знает?

Назвать их будьте любезны – эти слова всем полезны!

Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините, будьте любезны, будьте добры, счастливого пути, в добрый путь.

Очень приятно слышать такие добрые слова! С ними легко общаться с людьми. Именно эти слова дарят доброту и чудесное отношение друг к другу. Они как солнце в каждом из нас и освещают наш мир своим светом и дают тепло в любых отношениях в нашей жизни. Пусть желание согреть всех и любовь к людям и самим себе идут всегда с нами!

5 Подведение итогов.

Что узнали сегодня вы? Зачем нужна вежливость в жизни? Хотите вы быть культурными людьми? Как стать ими? (ответы детей)

Будем вежливы, друзья!

Без культуры жить нельзя!

Это в жизни помогает,

Быть вежливым – это быть добрым, культурным. Добро никогда не делает зла. Оно несёт нам положительное, хорошее, полезное. Добреть – значит светлеть лицом и окружать себя приятным.

А нам всем хочется добра!

Будем вежливы в жизни всегда!

Научно практический журнал № 7. Завуч начальной школы. 2008 г.

Воспитание вежливости – это важная составляющая личности каждого человека. Это средство для доброго отношения к окружающим людям. Вежливость необходима для общения с людьми и миром. Это условие для выстраивания личности ребёнка, которое помогает в повседневной борьбе за лучшее в жизни. Отношение к вежливости всегда говорит о культуре человека и понимании на уровне эмоций того, что все хотят уважения к себе и добра.

«Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов,

учить маленького человека чувствовать человека»

Поможем детям учиться

1 Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен вашу улыбку и ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали»

2 Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было замечаний о твоём поведении» и т. п. Пожелайте удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него трудный день.

3 Встречайте ребёнка из школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы себя чувствуете после тяжёлого рабочего дня, после многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем – то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

4 Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть успокоится и расскажет сам.

5 Лучшее время для домашних занятий с ребёнком с 15 до 17 часов – первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, ведь ребёнок уже устал от насыщенного учебного дня.

6 Не заставляйте делать все задания в один присест. Это должно занимать не больше 15 – 20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7 Во время занятий с ребёнком необходимы: спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», я тебе помогу»), похвала (даже, если не очень получается).

8 В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…». Порой условия становятся вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9 Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое настроение и состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

10 Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

У ребёнка в квартире должно быть своё место, своё «убежище», где его никто не беспокоит, когда он хочет побыть один. Надо придавать значение и цветочному решению обстановки в квартире.

Красный цвет. Возбуждает, бодрит, делает человека смелей. Однако агрессивного ребёнка может спровоцировать на бунт, капризы, нервозность.

Розовый. Даёт ощущения лёгкости, счастья, делает человека добрее, милосерднее, терпеливее. (Но инфальтивным подросткам он не полезен)

Оранжевый. Усиливает концентрацию внимания, даёт ощущение тепла, расслабляет.

Литература: Спутник классного руководителя. Москва Центр «Педагогический поиск» 2002

Источник

Классный час «Турнир вежливости»

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. (М.Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.Руссо)

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в современном обществе.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке.

“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет – это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах.

“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.

Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные из них.

Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир вежливости.

Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.

Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)

За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков. Итак, внимание! Начинаем!

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет.

Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость” хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях”, когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок, который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить руками и откусывать по кусочку).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце.)

Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом деле имею в виду.

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях.

Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?

М.Карапузов «Очень вежливый индюк»

Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он кричал «Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам, – кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: «Приду, спасибо.» Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло.» Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды!» И добавил с высоты Своего величия: «Не усвоили, скоты, Правила приличия!»

И. Кибаленко «Простите»

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: «Простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.

Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки… и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.

– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.

– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?

Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!”

Кого в прошлом называли рыцарями?

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

“Кто такие джентльмены?”

Джентльмен (англ. gentleman.)

1) (устаревшее) человек «благородного» происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся установленных в буржуазном обществе «светских» правил поведения и так называемого хорошего тона.

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *