Что такое вхс кассеты

Формат, изменивший мир: история VHS

Материалы взяты с сайта dtf.ru.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Все наши гости знакомы с инсталляцией «VHS City», которая уже 6 месяцев собирается на одной из стен DISKETTE ラウンジ. Арт объект практически закончен, но мы до сих пор не написали ни одной статьи на тему видеокассет и решили это исправить!

К ак началась и почему закончилась эпоха видеокассет

Одним из главных символов поп-культуры восьмидесятых, без преувеличения, можно назвать видеокассеты формата VHS. Их появление и массовая популярность сильно повлияли на производство и прокат фильмов, позволив людям смотреть кино дома или записывать его с телевизора. Вспоминаем, как появился этот формат, почему именно он захватил весь мир, и когда же «ушла эпоха».

П редыстория: появление видеозаписи

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Ещё задолго до появления видеокассет привычного нам вида перед инженерами разных стран возникла задача — создать аппарат для записи видеосигнала, чтобы получить возможность транслировать одни и те же передачи в разных часовых поясах. Для понимания: до этого в ходу были только «кинорегистраторы», то есть буквально кинокамера, которая снимает монитор. Задавшись целью записывать сигнал напрямую, а не переснимая изображение, изобретатели предлагали различные методы. И самый передовой из них придумал ещё в тридцатые годы советский инженер К. Л. Исупов. Он предложил принцип записи, который потом стал прообразом всех будущих видеокассет. Однако воплотить его идеи в реальность не удавалось ещё в течение следующих 20 лет. Сначала разработчики пошли по более простому, но, как оказалось, нежизнеспособному пути. Первый рабочий видеомагнитофон создали в конце сороковых. По сути, принцип его работы повторял идею записи звука: магнитная плёнка перемещалась вдоль неподвижных видеоголовок, продольно записывая несколько дорожек, отвечающих за определённый цвет, звук или синхронизацию. Но из-за того, что видеосигнал имел больший диапазон, чем аудио, пришлось в разы увеличить скорость протяжки ленты. В разных странах были свои стандарты скорости и количество дорожек, но проблема у всех оставалась одна — огромный расход материала. 15 минут записи требовали рулон плёнки диаметром около полуметра, а качество при этом оставалось очень низким. К тому же, тяжёлые конструкции, работающие на огромной скорости, были очень опасны.

И только в 1956 году американская фирма Ampex под руководством Александра Понятова смогла воплотить идеи Исупова в жизнь. Если не вдаваться в технические подробности, то он придумал расположить дорожки поперёк магнитной ленты и протягивать плёнку вдоль вращающегося барабана с магнитными головками. Этот метод оказался более компактным и надёжным. Но до привычного нам формата видеомагнитофонов было ещё очень далеко. Аппараты были настолько громоздкими, что их перевозили на специальных машинах. Например, первый видеомагнитофон фирмы Ampex VR-1000 весил около 600 килограмм и стоил 50 тысяч долларов. Из-за этого подобные модели могли приобрести только крупнейшие телестудии. Очередной прорыв произошёл после появления наклонно-строчного формата видеозаписи. В данном случае дорожки располагаются на плёнке под углом, что позволяет сделать каждую из них длиннее и записать больше информации на один поворот барабана. Это позволило менять скорость при просмотре (отсюда родилась перемотка с картинкой) и делать стоп-кадры. И именно такой подход стал толчком для появления и развития бытовых видеомагнитофонов.

Б итва форматов

Компания JVC, придумавшая VHS, не была первой и даже лучшей в плане разработок видеокассет. Чуть раньше Sony предложила свой собственный формат U-matic, на основе которого потом сделали видеокассеты Betamax. А первыми помещать плёнку в пластмассовый корпус стали Philips и Grundig, придумав VCR — квадратные кассеты. Все эти разработки основаны на принципе наклонно-строчной видеозаписи, но различались формой кассет, шириной ленты, способом протяжки в проигрывателе и прочими техническими характеристиками. Но для конечного потребителя оказались важны гораздо более простые параметры. Основная конкуренция развернулась между JVC и SonyVCR из-за множества технических сложностей быстро сдал позиции. У Betamax же было одно преимущество — качество записи. Изображение и звук в этом формате передавались лучше, к тому же, при копировании кассеты качество почти не терялось. Именно поэтому продукция Sony закрепилась в профессиональных кругах. Зато VHS выиграли по главным пунктам: цена, надёжность самой кассеты и длительность записи. Это логично, ведь поначалу сигнал с видеомагнитофона передавался через антенный кабель, что сказывалось на картинке. Поэтому конечный потребитель не мог заметить разницу в качестве. И при этом формат VHS предлагал не только более дешёвые проигрыватели и сами кассеты, но и позволял записать на одну плёнку целый фильм (а потом и больше).

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

На первые же кассеты Betamaxпомещалось не больше часа видео. К тому же, разработки JVC были открытыми и упрощали совместимость кассет, записанных на разных видеомагнитофонах, а Sony пытались сохранить формат закрытым. Но главным шагом к победе VHS в битве форматов можно считать выпуск первого домашнего видеомагнитофона JVC HR-3300 или Victor HR-3300, как его назвали в Японии. Устройство было представлено в сентябре 1976 года. С момента его появления Sony и стандарт Betamax теряли всё больший процент рынка, и в последующие годы продукция формата VHS составляла до 90% всего оборота видео.

Д омашнее видео и прокаты

Первые видеомагнитофоны стоили недёшево, однако новинка постепенно привлекала всё больше покупателей. Людям нравилась возможность записывать и пересматривать телепередачи, но главное — у зрителей появилась возможность смотреть любые фильмы на свой выбор прямо дома и именно тогда, когда им хочется, вне зависимости от расписания телеканалов и кинотеатров. Постепенно перспективы этого рынка оценили и киностудии. Первый фильм, который выпустили на VHS — южнокорейская драма «Молодой учитель» 1972 года. А в США первопроходцем стала компания 20th Century Fox, у которой на тот момент было не слишком хорошо с финансами. В 1977 году они подписали с фирмой Magnetic Video договор на распространение 50 фильмов на видеокассетах.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Первыми на VHS в США вышли «Звуки музыки», «Паттон» и «Военно-полевой госпиталь»(MASH). Их продавали по 50-70 долларов за копию. Эксперимент оказался успешен и через пару лет 20th Century Fox купили фирму, сделав её частью своей студии. Распространение фильмов на видео повлекло за собой появление совершенно новых рынков. Появилась целая прослойка картин, которые не выходили в широкий прокат, а выпускались сразу на видео. С другой стороны, распространение видеомагнитофонов чуть не привело к кризису производства кино. Фирменные видеокассеты в то время стоили достаточно дорого. Если говорить о рынке США, за кассету с одним фильмом просили от 60 до 90 долларов. Переворот произошёл только в 1987 году, когда «Лучшего стрелка» (Top Gun) стали продавать на носителях по рекордно низкой цене 26.95 доллара, что тоже не так уж и мало. А ориентироваться при выборе фильма можно было лишь на рекламу и «сарафанное радио».

Разумеется, всё это привело к распространению пиратской продукции. За меньшие суммы в полуподпольных магазинах продавали нелегальные копии фильмов. Но главное, появились многочисленные видеопрокаты, где примерно за 10 долларов зритель мог взять кассету на время. Популярность нового бизнеса была просто ошеломительной. По приблизительным подсчётам, только за 1985 год в США в прокат взяли около 120 миллионов фильмов. Конечно, далеко не все из них были официальными, но судебные иски от студий к таким прокатам чаще всего ни к чему не приводили. От засилья пиратской продукции спасало лишь то, что многократное копирование VHS-кассет и большое количество просмотров портило плёнку: по ней начинали идти полосы, пропадал звук, механизм разбалтывался, и кассета начинала застревать в видеомагнитофоне.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Д омашние видеокамеры

Sony проиграла и битву за любительские съёмки. Она выпустила свою первую видеокамеру Betamovie, но не учла, что в данном случае определяющую роль сыграет компактность. К тому моменту в Panasonic уже разработала мини-кассету VHS-C. На неё помещалось меньше видео, чем на полноразмерную, но это позволило сделать ручные VHS-камеры лёгкими и удобными для переноски.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Первые же камеры стандарта Betamax использовали полноразмерные кассеты. И опять же, это определило их судьбу — они в основном остались лишь у профессионалов, для которых на первом месте стоит качество. Позже Sony создала новый стандарт Video8. Он оказался компактнее, чем VHS-C, предлагал лучшее качество и позволял записывать до полутора часов видео. Но это случилось уже в 1985 году, когда борьба за пользователей уже окончилась и у всех дома были видеомагнитофоны VHS.

Р азвитие и улучшение качества VHS

Развитие стандарта VHS шло двумя путями. Во-первых, появлялись кассеты большей длительности. Если изначально длины плёнки хватало на два часа, то потом она увеличилась до шести часов. Плюс добавился стандарт LP (Long Play) — он позволял записать на кассету в два раза больше, правда, за счёт сильной потери качества. А позже появился даже EP/SLP, увеличивающий время записи втрое. Параллельно JVC старались повысить качество записи и воспроизведения кассет VHS. В 1985 году появился стандарт VHS HQ, а двумя годами позже Super VHS, в котором картинка и звук уже не уступали новой разработке Sony — Superbeta. Правда, эти новинки далеко не сразу добрались до конечного пользователя. Новые видеокассеты стоили значительно дороже, а при домашнем просмотре увидеть разницу было сложно. К тому же, старые VHS-магнитофоны не могли воспроизводить S-VHS, и далеко не все были готовы покупать новую технику.

V HS в СССР

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Появление видеопродукции в СССР шло примерно так же, как и в остальных странах, разве что с поправкой на культуру и местные законы. «Советы» практически избежали «войны форматов», поскольку собственные разработки оставались закрытыми, а из-за границы привозили уже только популярные VHS-видеомагнитофоны. В первые годы власть старалась игнорировать распространение новой техники на Западе. Но «выездные» граждане привозили всё больше видеомагнитофонов и кассет. Тогда импортная техника появилась в валютных магазинах «Берёзка», а потом и в комиссионных товарах, правда, цена на неё превышала годовой доход многих людей. Параллельно в СССР наладили производство и своей аппаратуры. Первый советский видеомагнитофон вышел в 1984 году и назывался «Электроника-ВМ-12» — официальная копия японского Panasonic NV-2000. Купить его было очень проблематично, для этого требовалось записаться в специальную очередь, в которой можно было находиться годами. А в приложенном к видеомагнитофону паспорте были талоны на покупку видеокассет VHS-формата. Но кассеты советского производства так и не обрели популярности. Во-первых, из-за того, что их было трудно купить, во-вторых, из-за жёсткого тяжёлого пластика и специфического запаха.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Покупая иностранные кассеты, обычные люди впервые узнали о разных цветовых системах. Почти все иностранные фильмы были записаны в стандарте Pal, а советские телевизоры работали в стандарте Secam. Из-за этого изображение оказывалось чёрно-белым. Но довольно быстро умельцы придумали переходники, которые вручную впаивались в телевизор. И это касалось только европейского стандарта — такие кассеты маркировались буквой E (E-180, E-240). С видеокассетами американского производства с маркировкой T (например, самая распространённая в США T-120) проблем было ещё больше. Они записывались с другой частотой вращения барабана. Поэтому смотреть такую запись на обычном видеомагнитофоне было невозможно. Законными и незаконными способами видеомагнитофоны и кассеты распространялись всё больше, и в 1986 году Совет Министров РСФСР подписал указ об открытии официальных видеозалов и пунктов проката. Но поскольку их развитие ограничивалось всё ещё существовавшей цензурой, подавляющая часть рынка так и осталась пиратской.

Поначалу обладателей видеомагнитофонов было довольно мало, что привело к традиции смотреть фильмы, собираясь компанией в гостях. А потом более предприимчивые граждане стали организовывать собственные «видеосалоны». Так называлось любое помещение, где стоял телевизор, видеомагнитофон и стулья. Плата за посещение салона была выше, чем билет в кино, но зато там показывали фильмы, которые официально были запрещены в СССР, в частности, эротику вроде «Греческой смоковницы» и ужасы. На такие салоны регулярно совершались милицейские рейды, пресекая незаконную деятельность. Кроме того, существовала легенда, что милиция и КГБотлавливают тех, кто устраивает дома просмотры эротических фильмов. Говорили, что во время рейда в квартире отключают электричество, чтобы застрявшую кассету можно было использовать как доказательство. Именно поэтому в первые годы распространения большей популярностью пользовались видеомагнитофоны с механическим открытием, срабатывавшим даже без электричества.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Но с каждым годом контроль за оборотом продукции ослабевал, а в начале девяностых Советский Союз развалился, открыв подпольным предпринимателям неограниченные возможности для деятельности. В страну хлынули недорогие VHS видеомагнитофоны Daewoo, GoldStar и Samsung. И, как следствие, на каждом углу открылись магазины видеокассет и салоны проката. Видеомагнитофоны появились во многих домах, что, разумеется, свело деятельность видеосалонов к нулю. Большинство фильмов продавались на простых видеокассетах, не имевших даже фирменной обложки. Названия писали на наклейке от руки или печатали на машинке. Обычно на такую кассету помещалось два фильма, чаще всего с одноголосым переводом. При этом из-за недостатка хронометража у второго фильма иногда обрезали титры, а то и финал. В противовес им всё больше распространялись и лицензионные кассеты таких студий, как «Видеосервис» и «Екатеринбург Арт Home Video». Хотя значительная часть «лицензионных» кассет, продававшихся в магазинах, производилась теми же пиратами, только с большим вложением средств. Например, для них делали цветные обложки, а хронометраж обрезали точно под фильм.

З акат эпохи

Восьмидесятые и девяностые годы во многих странах, в том числе и России, полноправно можно назвать «эпохой VHS». Количество проданных каждый год видеомагнитофонов этого формата исчислялось миллионами, а общее число кассет вряд ли вообще поддаётся счёту. Закат эпохи видеокассет связан с развитием компьютеров: аналоговую запись стала вытеснять цифровая, обладавшая очевидными преимуществами. Сначала фильмы и видео стали писать на CD, а в 1996 году появился первый DVD-плеер.

Источник

История видеокассет VHS

Расцвет эпохи видеокассет пришелся на 80—90-е годы прошлого века, по крайней мере на территории существовавшего (а затем бывшего) Советского Союза. Однако первые потребительские видеокассеты появились значительно раньше: в 1971 году первопроходцем стала компания Sony, за ней последовала Philips. Но ни та, ни другая не стали «законодателями моды» в этой области.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Как и в любой другой сфере, производители вели настоящую войну за будущего потребителя, продвигая свои технологии и форматы. Сегодня нечто похожее мы наблюдаем между конкурентами на рынке мобильных устройств (и в других отраслях), правда с куда большей активностью юристов, нежели инженеров и исследователей.
В 1976 году компания JVC вывела в люди стандарт VHS, который успешно вытеснил формат Sony Betamax. Не помогло даже превосходство последнего: кассеты Betamax предлагали картинку лучшего качества и имели меньший размер. Второй аспект стал и слабым местом формата: протяженности пленки, помещавшейся в корпус, было достаточно лишь для часа записи против двух у конкурента. Победа VHS ознаменовалась выходом первого массового видеомагнитофона Victor HR-3300, который был представлен президентом компании JVC.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

В 1970-е развернулась упомянутая выше «война форматов», победителем в которой вышла JVC с открытым стандартом VHS. Формат Betamax (1975 год) от Sony был лучше по ряду параметров, но являлся закрытым, дорогим, имели место определенные ограничения. Только за год после появления VHS формат Sony, по некоторым данным, потерял 40% рынка, а за 10 лет доля технологии JVC достигла почти 90%. Впрочем, как минимум до 2002 года стандарт Betamax оставался на плаву в некоторых регионах Южной Америки и в Японии.
Голливудский кинематограф получил дорогу в дома простых обывателей, однако, по мнению некоторых экспертов, популярность видеокассет формата VHS резко выросла благодаря порнофильмам, а не драмам, боевикам и комедиям: Sony не разрешала распространять взрослое видео с применением ее технологии, а вот JVC ничего против не имела. Появилась возможность записывать телепрограммы (что ранее было нереально), а также фиксировать на пленку события из личной жизни: свадьбы, выпускные вечера, дни рождения и прочее. Для просмотра подходил любой видеомагнитофон, ставший столь же распространенным устройством, как и телевизор.
Кстати, потенциал видеокассет как источника доходов вовремя оценили в студии 20th Century Fox. Тому поспособствовало шаткое финансовое положение компании, чем воспользовался глава небольшой фирмы Magnetic Video. С 1968 года она занималась копированием видеозаписей, а в 1977-м предложила растиражировать 50 фильмов Fox на кассетах VHS и Betamax. Бизнес «выстрелил», и примеру Magnetic Video последовали другие. А в 1979 году Fox купила фирму, чтобы работать без посредников. Аналогичные предприятия появились и у других студий Голливуда

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Первым фильмом, выпущенным на коммерческой основе на видеокассетах, стала картина «Молодой учитель» режиссера Ким Ки Дука

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Популярность видеокассет оказала влияние и на кинопрокат. Правда, само это влияние было двояким. Доступность фильмов для домашнего просмотра стимулировала спрос на кинопродукцию, а зрителям уже было недостаточно аскетичных кинозалов с минимумом удобств. В итоге в развитых странах стали появляться мультиплексы — кинотеатры с большим количеством экранов, удобными залами и хорошим сервисом. Конкуренция в очередной раз сыграла на руку конечному потребителю

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

В 1985 году JVC предложила формат VHS HQ (High Quality) с улучшенными показателями, в частности со сниженной интенсивностью шумов и более четкой картинкой. Позже появился и формат Super VHS (иначе — S-VHS), который, как считают многие, стал очередным гвоздем в гробу Betamax. Он, правда, не обрел популярность среди обыкновенных потребителей, не готовых переплачивать за едва заметное для них улучшение качества изображения.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

В Советском Союзе ситуация выглядела несколько иначе: здесь понятие «пиратство» не рассматривалось. Впрочем, и распространение видеомагнитофонов из-за цены на них шло с некоторым отставанием. Ситуация изменилась примерно в одно время с распадом СССР: стали появляться «видики», все более широкое распространение получали видеокамеры, а благодаря заложенной JVC универсальности владельцы бытовых видеокамер не испытывали сложностей с проигрыванием миниатюрных кассет (для этого применялись специальные адаптеры-«матрешки»). В 90-х на рынках было несложно найти уже записанную голливудскую классику, желающие могли заказать определенный фильм из «каталога». На Западе в это время продолжалось снижение цен на видеомагнитофоны. Немногие знают, но видеокассеты производились и на территории бывшего Советского Союза. Они отличались «дубовым» пластиком, внушительным весом и имели выраженный специфический «аромат».

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Желание и необходимость сэкономить приводили к тому, что спустя некоторое время пленка в кассетах теряла свои свойства — после пары десятков или сотен перезаписей качество картинки снижалось. Сказывалось и то, что «копия копии» не может быть качественной по определению. Это привело к появлению различных мифов. Например, считалось, что со временем пленка рассыпается, размагничивается и становится непригодной к использованию. Толика правды в этом есть, однако чаще все зависело от режима эксплуатации и хранения записей: до сих пор можно найти людей, у которых сохранились полностью исправные кассеты с записанными на них 15—20 лет назад фильмами. Ну а «жующие» магнитофоны помнят многие. Картонные и пластиковые коробки с боевиками и мелодрамами все еще имеют некоторую ценность в глазах коллекционеров, остальным же важнее «домашнее видео» со щенятами, первыми шагами ребенка, свадебными кадрами и так далее. Кто-то оставляет историю пылиться в коробках, другие отдают кассеты на оцифровку, третьи — технически продвинутые — занимаются относительно трудоемким процессом самостоятельно (на рынке есть немало специальных гаджетов для переноса видео с пленки на компьютер).

Источник

Древности: невероятная видеокассета

Сейчас, в 2019 году видеокассета потеряла всякую актуальность. Когда год назад я решил оцифровать свои старые записи, и не без труда вывел картинку с видеомагнитофона на современную метровую ЖК-панель, это был опыт, сравнимый с прослушиванием грамофонных пластинок на 78 оборотов. Пожалуй ни один старый аналоговый носитель не разделяет с современным вариантом такая пропасть: от аудиокассет можно добиться весьма приличного звучания, катушечные магнитофоны некоторые считают эталоном теплого-лампового звука. Фото и кинопленка используются фотографами и мейнстримными режиссерами до сих пор.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Поэтому главным поводом написать эту статью стала память. Видеомагнитофон во многих семьях в девяностые стал первым артефактом нового мира. Видеомагнитофон, а у кого-то еще и видеокамера, фиксировали моменты нашей жизни, медиасреду того времени, и сейчас, четверть века спустя я впервые смотрю эти записи не с легким ощущением неловкости, а с интересом. Прошло достаточно времени, чтобы было интересно смахнуть пыль с заброшенных кассет, добыть рабочий аппарат и ненадолго дать мыльноватой видеокартинке вторую жизнь. Для сравнения с современным цифровым видео, и чтобы зафиксировать детали этого уникального опыта взаимодействия с аналоговой техникой (пока не забылись). Ну и просто так, для ностальгии по молодым временам.

Дневник коллекционера старых железок я веду в режиме реального времени в Телеграмме.

Мое знакомство с домашней видеотехникой начинается в 1992 году, и это значит, что половину истории формата я пропустил. Магнитофоны системы Video Home System поступили в продажу в 1976 году. VHS успешно пережил войну форматов с Sony Betamax и менее известным стандартом Video 2000 (про него есть хорошее видео на канале Techmoan), сменил более древние кассетные технологии начала семидесятых. Причины успеха VHS — изначально большая длительность записи на одну кассету, по сравнению с Betamax, и удачные бизнес-решения, например — рынок аренды видеомагнитофонов (а не только кассет). Такой вариант делал дорогое устройство доступнее, а главное — производитель брал на себя риски поломки изначально не самых надежных устройств.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Разработка всех этих форматов в принципе стала возможной после решения проблемы записи большого объема информации на магнитную ленту. Ранние попытки приспособить к этой задаче механизм катушечного магнитофона с фиксированными магнитными головками были неудачными: ленту нужно было пропускать через механизм буквально километрами в час. Вращающийся барабан с двумя (и более) магнитными головками, расположенный под углом, позволял более эффективно использовать всю площадь магнитной ленты. Метод наклонно-строчной записи, изобретенный в пятидесятых, до сих пор используется в ленточных накопителях данных.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

В девяностых годах прошлого века видеомагнитофоны добрались до нас уже в зрелом виде: компактные, функциональные и достаточно надежные. Примером «как оно раньше было» служил легендарный советский видеомагнитофон Электроника ВМ-12: огромный, не уступавший по размеру советским же телевизорам, с вертикальной загрузкой кассеты (горизонтальная требует больше движущихся частей), с ручной настройкой принимаемых каналов и механическими переключателями между ними. У меня же был качественный четырехголовый видеомагнитофон Toshiba V-312G, с быстрой перемоткой ленты (важно для постоянных клиентов видеопроката) и широкими возможностями программирования записи в автономном режиме.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

А вот телевизор был все еще советский, что порождало две проблемы. Во-первых, у этого «Горизонта» не было композитного видеовхода, и магнитофон подключался к входу антенному, с небольшой потерей в качестве. Во-вторых, изображение было черно-белое: телевизор понимал только французский (и советский) стандарт цветного ТВ SECAM, в то время как большинство видеокассет были записаны в стандарте PAL. Покупка декодера PAL/SECAM была профинансирована путем продажи ваучеров.

По сравнению с эфирным ТВ качество картинки на кассете из видеопроката казалось божественным. Но круче всего были новые горизонты потребления контента: можно смотреть какие угодно фильмы, когда угодно, и больше не зависеть от программы телепередач. Появившиеся в то же время видеопрокаты предлагали типовой ассортимент из 3-4 сотен кассет, на каждой обычно по два фильма, и первые несколько недель было нормой брать три кассеты сразу (и смотреть их до утра). Запись собственного видео первоначально была на втором плане, хотя именно благодаря ей массовым домашним видеоформатом в конце двадцатого века стала видеокассета, а не лазерные видеодиски.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Уже позднее на чистые кассеты (или как повезет) стали записывать фильмы с ТВ, и здесь можно было поэкспериментировать с «длинным» форматом записи. По сравнению со стандартным качеством SP (скорость движения ленты 2,34 сантиметра в секунду, чуть быстрее в странах с форматом NTSC), режим LP удваивал стандартную емкость кассеты — вместо трех часов можно было записать шесть, с терпимой потерей качества изображения и значительным ухудшением качества звука. Процесс проходил в реальном времени: надо было не забывать ставить запись на паузу во время рекламных блоков. Сейчас приоритеты другие: те же фильмы и музыкальные передачи обычно доступны в гораздо лучшем качестве, и рекламные ролики было бы интереснее посмотреть.

Назад в будущее

В прошлом году я купил относительно современный видеомагнитофон LG L274. Модель начала двухтысячных, эпохи резкого заката популярности видеокассет. Это заметно: простой дизайн, в принципе нет дисплея на корпусе, информация выводится только поверх видео на экран телевизора. При этом по технической части это весьма совершенная реализация стандарта VHS. Подключение к современному ЖК-телевизору поначалу было неудачным: изображение регулярно пропадало, как будто где-то был плохой контакт. Но дело не в нем: цифровые по своей сути устройства ожидают точной синхронизации кадров. Для вывода на новые ТВ требуется дополнительное устройство, известное как Time Base Corrector. По сути оно заново синхронизирует видеосигнал, так, чтобы современные девайсы (включая платы видеозахвата) не сходили с ума.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Справедливости ради, некоторые устройства для захвата аналогового видео (и телевизоры тоже) корректируют ошибки в сигнале самостоятельно, но не в моем случае. Профессиональные корректоры стоят дорого, но есть простой и бюджетный способ совместить старое и новое: DVD-рекордер. Они сейчас продаются подчас дешевле видеомагнитофонов, и полностью решают проблему. Пришлось добавить в коллекцию раритетов DVD-рекордер LG DRK898, сейчас совершенно неактуальный из-за отсутствия выхода HDMI. Я не использовал его для записи: просто подключал к нему видеомагнитофон с одной стороны, а с другой — телевизор и внешнюю карту видеозахвата Blackmagic Intensity Shuttle. Для оцифровки видео использовал программу OBS Studio.

Перед тем, как наслаждаться теплым ламповым видео, давайте заглянем внутрь. Интересно, что девять лет назад я уже постил на Хабре статью про разбор видеомагнитофона — но тогда это еще была малополезная железка из недавнего прошлого, без особой ностальгической составляющей. Особенностью механизма видеомагнитофона (и любого устройства с барабанной вращающейся головкой для записи и чтения) является необходимость вытаскивать ленту из кассеты, чтобы обеспечить необходимую площадь прилегания головок к ленте.

Внутри, помимо основной головки есть еще одна (не считая малоинтересной стирающей головки перед барабаном). Она пишет на ленту звук и техническую дорожку для синхронизации видеосигнала. Из-за того, что скорость движения ленты меньше, чем даже у компакт-кассеты, качеством звука VHS никогда не отличалась (особенно в режиме Long Play), до момента изобретения VHS Hi-Fi.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Мне хотелось сравнить качество современного видео, и качество VHS так же, как я это делал для старого фотоаппарата на дискетах. Взять качественное цифровое видео в формате 4К, записать его на видеокассету, оцифровать обратно, и сравнить. Здесь есть еще одна проблема: теперь мы снимаем и смотрим видео в широкоэкранном формате 16:9 (для кино — бывает и еще «длиннее»). VHS создавался под телевизионное соотношение кадров 4:3. Писать на видеокассету видео с черными полосами — значит уменьшать и без того низкое вертикальное разрешение (576 видимых линий для стандарта PAL). Большая часть фирменных видеокассет с кинофильмами из-за этого представляла собой адаптированную для ТВ версию, где часть «широкого» кадра просто отбрасывалась. В качестве исходника я взял отсюда свободно распространяемое видео:

Размер исходного файла — 95 мегабайт, длительность 32 секунды, разрешение — 4К. Достаточно много деталей, чтобы сравнение получилось наглядным. В видео нет звука, поэтому я не только обрезал его до формата 4:3, но и добавил музыкальный трек из свободной библиотеки. На видео выше кадр поделен на две части. Слева — оригинал, справа экспорт в MPEG2 в DVD-качестве с достаточно высоким битрейтом. Падение разрешения уже заметно, но, поверьте, дальше будет гораздо хуже. Из DVD-источника нарезаю диск, вставляю в DVD-проигрыватель и переписываю на магнитофон.

Вот она, наша мыльная юность! В процессе я наверняка сделал несколько ошибок, которые немного повлияли на качество. Прежде всего заметна разница в скорости обновления кадров. Исходник в 24 кадра в секунду трансформируется в стандартные 25 кадров в секунду для стандарта PAL, оцифровывается с фреймрейтом 60 кадров в секунду. Из-за этого в процессе оцифровки и дальнейшего апскейла до разрешения 4К появляются вот эти дергающиеся артефакты на VHS-половине видеоролика. Но сравнить качество «видео сейчас» и «видео тогда» вполне возможно. Несмотря на косяки моего метода, это пожалуй один из лучших вариантов записи на кассету.

В реальности девяностых мы либо переписывали одну кассету на другую с обязательной потерей качества, либо писали с эфирного ТВ, которое качеством вообще не отличалось (отдельный квест — разместить правильно антенну относительно ближайшей телевышки). Видеокассетным видео высшего класса считалась копия с лазерного диска, формата не цифрового, но хотя бы не подверженного деградации. «Лазерные копии» отдельно рекламировались продавцами кассет с фильмами. В видеопрокатах как правило было доступно что-то вроде десятой копии с экранки, с гуляющими перед экраном людьми, закадровым смехом и одноголосым креативным переводом.

Закат VHS и призраки из прошлого
Убийцей видеомагнитофонов считается цифровой стандарт DVD (поступил в продажу в 1997 году), но в моем случае на смену видеокассетам сразу пришло компьютерное видео начала двухтысячных. Сначала — на CD в формате Mpeg4, чуть позже, с появлением выделенного интернета, появилась возможность вовсе отказаться от физического носителя. Второе десятилетие двадцать первого века делает необязательным даже хранение видеозаписей оффлайн: все можно смотреть напрямую из сети.

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Несколько этапов развития видеокассеты я просто пропустил. Это, например, усовершенствованный формат S-VHS 1987 года. К сожалению мне не удалось воспользоваться народной системой записи данных на видеомагнитофон «Арвид», и если исследовать эту сторону VHS, то она точно достойна отдельного материала. На самом закате формата, в начале двухтысячных, существовал довольно экзотический стандарт D-VHS. В магнитофонах системы использовался механизм Super VHS, но на ленту писались данные — до 50 гигабайт на кассету. Это, до появления Blu-Ray и HD-DVD в 2006 году, был единственный способ просмотра фильмов в формате высокой четкости (не считая еще более экзотического формата MUSE LD на лазерных дисках).

Что такое вхс кассеты. Смотреть фото Что такое вхс кассеты. Смотреть картинку Что такое вхс кассеты. Картинка про Что такое вхс кассеты. Фото Что такое вхс кассеты

Пожалуй, самым полезным апгрейдом традиционного видеомагнитофона стала поддержка записи стереозвука. Для этого в барабан магнитофона добавляли еще две магнитных головки (всего получалось шесть), которые писали звук достаточно высокого качества параллельно с видео. Здесь указаны спецификации стандарта VHS Hi-Fi: динамичесчкий диапазон до 80дБ — это меньше, чем теоретический потолок компакт-диска (96дБ), но заметно выше, чем у компакт-кассеты. Самое интересное, что VHS Hi-Fi — это аналоговый формат записи аудио, который по характеристикам приближается к хорошим катушечным магнитофонам. Он дешевле обходится, но в реальности на качество звука может влиять и реализация электрической схемы в конкретном видеомагнитофоне. А создавались они все-таки не для того, чтобы на них переписывать винил. Но возможность есть!

Ладно, в моем случае видеомагнитофон — это в первую очередь машина времени на 25 лет назад. Перебирать старые кассеты — довольно трудоемкий процесс. Нет возможности быстро просканировать запись, да и контент в большинстве своем не интересный: фильмы и телесериалы в довольно унылом качестве. Если они записаны аккуратно, то у вас на руках скорее всего будет плохая копия того, что можно скачать в интернете. Самое интересное начинается, когда в процессе записи 25 лет назад происходит какой-то сбой. На одной кассете у меня записан эфир одного канала со звуком от другого. Как так вышло? Тайна! На другой — запись сериала, сделанная автономно, а значит там есть мозговзрывающая реклама и другие интересные артефакты девяностых. На видео выше — пример такого «недосмотра» оператора. Он позволяет оценить качество записи на хилую антенну, а в конце есть пример того, что происходит, когда одна запись пишется поверх другой. Полезно отсматривать все кассеты ближе к концу — там может быть фрагмент предыдущей записи, которая будет интереснее основного содержимого.

Конечно наибольший интерес представляют собственные записи с VHS-видеокамеры. В отличие от конкурирующих стандартов (Video8, например), запись с такой камеры можно было посмотреть дома прямо на видеомагнитофоне. Небольшая кассета длительностью 45 или 60 минут вставлялась в адаптер, где лента вытягивалась для использования в домашнем устройстве. На практике все, что сохранилось — это вторые и третьи копии с оригинала. Компактная кассета VHS-C как правило имелась в наличии в единственном экземпляре, и после очередной сессии нужно было сбрасывать съемку на большую кассету. На видео выше я вырезал куски из моего собственного видео. Звук убрал, он ужасный.

Долгое время эти записи не представляли особого интереса. Видео снимали потому, что была видеокамера, и не задумывались о том, как снимать. В результате в архивах лежат застолья, съемки из отпусков с длинными панорамами красот и чрезмерным использованием зума. Моим кассетам нужно было отлежаться, и теперь это интересно: город без машин, а если попадаются, то преимущественно отечественного производства. Дома без сайдинга, улицы без рекламы. Квартиры с советской мебелью, и родственники, молодые, и ты сам еще не старый.

У аналоговых носителей есть большое преимущество: если не выкидывать их бездумно, они лежат и ждут своего часа, и случайно испортить такую запись очень сложно. Культуры хранения цифровых зарисовок нашей жизни пока нет, мы часто полагаемся на популярные социальные сервисы, которые, увы, не вечные, и уж точно не озабочены хранением ваших данных в течение многих лет. Видеокассета в нашей стране прошла путь от безумно дорогой игрушки до универсального стандарта домашнего видео. Потом она долгие годы пылилась в чулане, и вот только сейчас превращается в невероятную машину времени. Четверть века — большой срок. Просматривая записи из прошлого я сделал немало открытий, находил съемки, про которые уже успел напрочь забыть. И теперь думаю о том, можно ли создать аналог такой вот капсулы времени в цифровой среде, зафиксировать время, и оставить на хранение, надолго, так, чтобы еще пару десятилетий этот архив сохранился бы также хорошо, как записи на VHS.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *