Что такое вибростенд для автомобиля
Вибростенд — что это и что проверяет?
Вибростенды – это устройства, предназначенные для проведения испытаний различных устройств, приборов, агрегатов на вибрационную устойчивость и прочность.
Испытательные установки (вибростенды) для проверки различной аппаратуры, приборов и систем в широком ассортименте предлагает компания http://www.rosteh.ru/catalog/products/electrodynamic-vibration-test-setup-shakers/.
Также отдельная ветка применения вибростендов – это проверка подвески и ходовой части автомобиля на виброустойчивость. Если подвеска транспортного средства находится в неисправном состоянии, то из-за этого могут возникать самые непредвиденные печальные последствия. Это связано с тем, что авто на повороте может занести или же вовсе будет спровоцировано ДТП. Подвеска изнашивается постепенно.
О себе она может заявить в любой момент. Именно по этой причине лучше своевременно провести диагностику авто, чем потом расхлёбывать последствия. Для этой цели предназначается вибростенд – это специальная платформа, которая раскачивается и оборудована компьютером с датчиками.
Благодаря компьютерной системе считываются сведения про отклонения. Они фиксируются при раскачке вибростенда. После этого данные сравниваются с нормальными.
Для каждого авто этот стандарт свой. Именно по этой причине стоит следить за правильностью проведения диагностики. Недостатком считается то, что для транспортных средств без электроники такая процедура является недоступной.
Проведение диагностики
Компьютерный тип диагностики является непростой процедурой. Когда на платформу осуществляется заезд машины, вибростенд начинает работать. Благодаря этому создаются максимально приближённые к дорожным условия.
Вибрирование осуществляется в пределах от 0 до 25 Гц. Частота в процессе проверки увеличивается. Чтобы сравнить меньшее значение с нормальным, динамическая масса каждого колеса изменяется.
При этом особое внимание стоит уделять водителям, которые путешествуют по дороге с ямами.
Именно на эти элементы ходовой части приходится основной уровень нагрузки. Есть множество водителей, которые результатами остаются недовольными. Но имеется и большое число автомехаников, которые по старинке раскачивают авто для проверки ходовой системы.
Советы в статье «Виды неисправностей электродвигателей» здесь.
Стоит отметить, что многие внешние факторы могут повлиять на результат диагностики. Именно при их учёте может оказаться недостоверный результат: перекаченные шины, неправильно подобранные настройки и прочее.
Диагностика подвески автомобиля: от ручной проверки до стендовых испытаний, что лучше – полный разбор
При появлении стука или посторонних шумов во время езды, необходимо провести диагностику подвески автомобиля. При движении по ровной дороге можете услышать гул, как будто ездите на шипах летом по асфальту – это тоже первый звоночек для проверки машины.
Виды диагностики
Они бывают трех типов, в зависимости от полноты кармана и возможностей владельца:
Проверить подвеску можно любыми из перечисленных способов. У каждого из них есть свои нюансы и недостатки. Сегодня мы подробно остановимся на каждом из них.
Стенд для подвески машины
Автомобильный вибростенд – это компьютерный комплекс, имитирующий неровности дорожного покрытия при езде автомобиля. Он измеряет:
Имея отклонения от заводских параметров, можно предположить о неисправности в подвеске или неверной установки углов развала-схождения. На вибростенде хорошо можно протрусить машину, определяя стуки в ходовой.
Стенд – это первый этап диагностики. Какая бы не была умная электроника, она никогда не заменит чувствительных пальцев механика. Вибростенд показывает о том, существует ли в подвеске автомобиля неисправности, а какие именно – нет. Причину этих проблем должен определять квалифицированный механик или автовладелец самостоятельно в гараже.
Другими словами, найти неисправность человек без стенда может, а стенд без человека нет.
Люфт детектор
Это аналог вибростенда, но с расширенным функционалом. Его отличие от стенда для диагностики подвески автомобиля – подвижные площадки под колесами. Они могут не только имитировать неровности дороги, вытрушивая ходовую, но и двигаться в разных плоскостях.
Люфт детектор помогает механику диагностировать подвеску автомобиля. Человек самостоятельно управляет площадками под каждым колесом, двигая их в разные стороны. Одновременно он контролирует поведение каждого элемента ходовой.
Представьте себе, когда специалист в гараже монтировкой проверяет люфты в шарнирах шаровых, рулевых наконечниках, рычагах. Тоже самое делает за него люфт детектор. Он плавно перемещает площадку под колесом, механик контролирует работу всех элементов подвески.
Есть возможность записывать всю диагностику для клиента. Заказчик может онлайн контролировать весь процесс проверки, сидя за рулем автомобиля.
Этот комплекс приближен к работе автослесаря. Он может показать конкретные дефекты в подвеске или ходовой автомобиля. Если честно, опытный механик сможет точнее найти неисправность – это я вам говорю по личному опыту.
Самостоятельная диагностика подвески автомобиля
Для проверки достаточно иметь «прямые» руки, монтировку, яму или подъёмник. Можете сами этим заняться или заплатить деньги квалифицированному работнику СТО. По секрету, здесь ничего сложного нет. Главное – внимательно прислушаться к сегодняшним советам.
Проверка ступичных подшипников
Вывешиваем подозрительное колесо на домкрате. Одной рукой раскручиваем колесо, а второй держимся за пружину стойки. Если подшипник рассыпался, то рукой будет ощутима значительная вибрация.
Беремся двумя руками за разные стороны колеса в горизонтальном положении. Качаем влево и вправо. Руками не должно ощущаться люфта. То есть, вы можете слегка сминать резину покрышки, но колесо остается неподвижное. При применении значительной силы, оно будет поворачиваться вместе со ступицей.
Перекладываем руки в вертикальное положение и шатаем от себя и к себе. Здесь тоже не должен ощущаться люфт.
Если вы чувствуете, что колесо слегка двигается в любом из направлений, куда прикладываете силу, а ступица остается неподвижной – подшипник нужно менять.
Рулевые наконечники
На вывешенном колесе беремся рукой за шаровую рулевого наконечника. Напарника просим немного покачать рулем влево и вправо. Не должно ощущаться стука в узле. Если шаровая в нем не разбитая, то шар должен «мертво» держаться в обойме, но с одними оговорками.
Берем монтировку и вставляем её между двумя тягами рулевого наконечника. Слегка надавливаем «монтажку» вниз и отпускаем её. Недолжно быть вертикального люфта.
Важно. Сама по себе конструкция может вращаться, то есть, обойма наконечника может вращаться вокруг шара. В принципе она на то рассчитана. Но не должно быть люфта и стуков при движении в вертикальном или горизонтальном направлении.
Стойки и амортизаторы
Важно. При подобной диагностике не спутайте прыганье автомобиля на покрышках. Если несильно нажимать на кузов машины, он может прыгать чисто на резине, подвеска здесь не причем.
Второй способ самостоятельной проверки – езда по лежачим полицейским на маленькой скорости. Если при их переезде перед или зад автомобиля резко «отстреливает» вверх – пора ремонтировать подвеску.
Косвенным признаком выхода из строя стоек или амортизаторов являются масляные потеки на них. Если масло вытекло из них, значит они уже не работают. Потому что в устройстве амортизатора жидкость играет первостепенную роль. Если он потерял её, то амортизировать уже не будет. Кстати, при отбое на кочках вы можете слышать металлический стук.
Не забываем, при визуальном осмотре амортизаторов обращать внимание на крепежные втулки. Резина в них дубеет и они разбиваются. Это тоже приводит к стуку на ямах.
Опоры и подшипники стойки амортизаторов
Они тоже могут стучать на кочках, когда в них появляется люфт. Проверяются они просто – беремся рукой за опору и шатаем кузов влево и вправо. Шток стойки не должен люфтит в опоре. Это касается и вертикальных раскачиваний кузова, стуков не должно чувствоваться.
Машина спущена с домкрата. Поворачиваем руль влево и вправо. Смотрим внимательно на пружину стойки, для уверенности можно на неё положить руку. Пружина должна плавно поворачиваться вместе с колесом. Если видно её проскальзывание, и это хорошо чувствуется рукой, то подшипник стойки неисправен.
Стойки стабилизатора
Беремся рукой за стабилизатор поперечной устойчивости и шатаем его. Если чувствуется стук или люфт, его меняем. В подвеске ВАЗ 2107 этот узел тяжело вывести из строя. По опыту владения «Семеркой» хочу отметить, что на машине с 90 тыс. пробега, проблем с ними не было.
На Лада Веста уже используются другие стойки. На первых моделях выпуска они приходили в негодность на пробегах от 5 до 10 тысяч километров. Кстати сказать, именно они чаще всего стучать в подвеске автомобиля.
Сайлентблоки
Стучать ходовая может из-за разбитых сайлентблоков или втулок. Проверить их можно при помощи монтировки или люфт детектора. Хорошо видно, где внутренняя обойма свободно гуляет в сайлентблоке. В этом случае обрывается резина, и металл стучит об металл.
При визуальной диагностике подвески обязательно смотрим на внешнее состояние резиновых изделий: крепежных втулок и сайлентблоков. Если на них виднеются трещины, то их необходимо менять, даже если они не стучат.
Шаровые
Детальная инструкция диагностики шаровых опор на автомобиле лежит в отдельной статье. Вкратце напомню, как это сделать самому.
Используем смотровую яму или подъемник, только поднимать машину нужно не за пороги, а за колеса, чтобы они стояли на твердой поверхности. Если поднять машину за порог или штатное место установки домкрата, то опора будет зажата подвеской. Проверить наличие люфта не получиться.
Устанавливаем монтировку между рычагом и шаровой или кулаком (на разных видах подвески автомобиля это делается по-разному) и пытаемся пошатать вверх и вниз. Если увидите вертикальный люфт или почувствует легкие стуки в её корпусе – срочно менять. Можно рукой пошатать подвеску за рычаг.
Признаки неисправности подвески
Основными признаками являются стук и появление люфта при диагностике.
При подклинивании подшипника стойки амортизатора может слышаться скрежет пружины при повороте руля с левой или правой стороны машины. При проезде неровности можно услышать четкий стук опоры стойки или её амортизатора.
Шаровые могут издавать жуткий скрежет при движении автомобиля, не зависимо, едет он по ямам или ровной дороге. Я думаю, вы не раз слышали, как при раскачивании кузова авто в движении, машина издает скрип не смазанной телеги. Кстати, это присуще не только подвеске ВАЗ.
Цена диагностики подвески
Проверка на вибростенде будет стоить в среднем 2000 рублей для переднеприводных автомобилей и 3000 для заднеприводных. За эти деньги вы получите:
На проверку подвески на стенде уходит приблизительно полчаса. В результате вы узнаете, есть ли неисправности у вашего автомобиля.
«Ручной» режим обойдется до 1000 рублей. В зависимости от региона и сложности подвески. В результате вы получите:
Всем удачи на дорогах. Спасибо за внимание.
Диагностика подвески автомобиля на вибростенде: принцип работы
Вопросы, рассмотренные в материале:
Неполадки подвески автомобиля могут обернуться самыми серьезными последствиями. Например, при вхождении в крутой поворот машину занесет, в результате случится авария, в которой и водитель, и пассажиры получат серьезные травмы. Раньше проверку автомобильной подвески проводили вручную. Для этого нужно было поставить машину на ровную поверхность и раскачать. Но сегодня существует диагностика подвески автомобиля на вибростенде. Это специальное устройство, созданное для проверки исправности ходовой части машины.
Что такое вибростенд
Подвеска автомобиля — это целый комплекс различных элементов, агрегатов и узлов. Следить за ее состоянием нужно всегда: от ее исправности зависят не только ходовые характеристики машины, но и безопасность во время езды.
Вибростенд, на котором тестируют подвеску, выглядит как раскачивающаяся платформа, оборудованная датчиками, соединенными с компьютером. Система проверки фиксирует и анализирует данные о недостатках, полученные в процессе раскачки вибростенда, и сравнивает их с нормативами.
Для каждой модели автомобиля существуют свои стандартные показатели, поэтому важно, чтобы оператор ввел нужные настройки перед началом диагностики на вибростенде. Такое тестирование дает возможность получить точную информацию о функционировании ходовой части. Но в данном способе диагностики подвески автомобиля на вибростенде есть один минус: проверять этим методом можно только современные машины, в которых есть электронная система управления. Для транспортных средств классической модификации подобная процедура не имеет смысла.
Предназначение вибростенда — создавать колебания с нужной частотой, схожие с теми, которые испытывает автомобиль в процессе езды. Колебания происходят за счет электродинамических или гидравлических вибраторов.
Колеса установленного на платформу автомобиля, включенного на нейтральную передачу, во время диагностики будут вращаться от движения валов вибростенда. Таким образом, создаются не только колебания, но и имитация обычного движения машины. Помимо этого, происходит имитация боковых кренов.
После заезда автомобиля на вибростенд для диагностики подвески начнется раскачка. С помощью этих манипуляций создаются условия, максимально близкие к реальному движению по дороге.
Диапазон производимых вибраций: от 0 до 25Гц. В процессе диагностики на вибростенде постоянно происходит определение динамического веса каждого из четырех колес (для сравнения меньшего показателя со стандартом). Меньшее значение статического или динамического веса говорит о полной исправности подвески.
Некоторые водители получают негативные впечатления от диагностики подвески автомобиля на вибростенде. Компьютерное тестирование ходовой части многие автомеханики отвергают и проверяют ее старым методом: раскачивая машину вручную. С чем связано недоверие к автоматической диагностике подвески? Проблема заключается в следующем: на результаты теста могут повлиять самые различные внешние факторы, если их не учесть, то итоги проведенных работ окажутся далекими от реальности.
Например, неправильная установка передачи. Во время диагностики на вибростенде коробка передач автомобиля должна быть на нейтральном режиме. Важно, чтобы узлы ходовой части машины были в исправном состоянии, иначе сравнительная информация будет неточной.
Часто результаты диагностики автомобиля на вибростенде оказываются недостоверными из-за перекачанных шин.
И, наконец, самая распространенная причина неточной информации тестирования автомобиля этим способом — ошибочные настройки программы. Оператор указал не ту модель машины и сравнил полученные данные со стандартами для совершенно другой марки.
Поэтому доверять автомобиль для диагностики на вибростенде нужно только опытным специалистам, которые не забудут учесть все факторы, влияющие на итоги тестирования.
Рекомендуем
Что проверяют во время диагностики на вибростенде
Проверка ходовой части машины не заканчивается на диагностике подвески на вибростенде. Происходит еще тестирование дисков, шин, подшипников, рычагов, тормозных колодок.
Механик в обязательном порядке проводит осмотр состояния колес автомобиля: износ резины должен быть равномерным. Перекошенные следы износа свидетельствуют о неправильном развал-схождении. Шины должны быть нормально накачаны, а на дисках должны отсутствовать механические повреждения.
Если на резине и дисках имеются трещины, «шишки», вмятые места, то их необходимо менять, а не восстанавливать. Если в шинах низкое давление, то необходимо их накачать и проверить на возможные проколы.
Ступичные подшипники закрепляют колеса на поворотном кулаке. Они быстро приходят в непригодность из-за внушительной постоянной нагрузки.
Диагностику этих деталей проводят вручную. Для этого поднимают машину с помощью домкрата и раскачивают колесо, держась за него сверху и снизу. Если при движении есть люфт, значит, ступичный подшипник изношен.
Диагностика предполагает проверку всех элементов: трубок, шлангов, дисков, колодок, барабанов и уровня жидкости. Если есть подтеки, то нужно найти причину и устранить этот недостаток. При диагностике колодок и дисков важно оценить их износ. Если эти детали пришли в негодность, то их заменяют. Если ресурс не выработан, мастер называют дату замены.
О поломке тормозов свидетельствуют посторонние шумы и скрипы при езде, проваливание тормозной педали, увеличение пути торможения, утечка тормозной жидкости. Следить за этим нужно очень внимательно, в случае неисправности проводить своевременную диагностику и ремонт.
Сайлентблоки — шарниры, соединяющие детали подвески друг с другом. За счет полиуретановых или резиновых вставок они снижают колебания, возникающие в рычагах. Сайлентблоки есть и в задней, и в передней части ходовой.
Рычаги и сайлентблоки рассчитаны на пробег в 100 000 км, но на этот показатель влияет качество дорог. При эксплуатации на бездорожье сменить эти детали нужно будет через 50 000 км.
Проверяют состояние данных частей ходовой визуально. На резиновых деталях не должно быть потертостей, дыр, трещин или повреждений. Неправильный развал-схождение свидетельствует о выходе их из строя.
ШРУС — это сокращение от «шарнир равных угловых скоростей». Он передает крутящий момент под углом поворота, необходим для обеспечения лучшей проходимости и управляемости машины.
ШРУС имеет долгий срок службы благодаря специальному защитному «пыльнику». Но проверять его исправность все-таки необходимо: механические повреждения могут вывести деталь из строя. Механизм начинает заедать после попадания пыли.
Пружины и амортизаторы предназначены для гашения ударов и вибраций от соприкосновения с дорогой. Их задача — обеспечивать комфорт пассажиров и водителя во время движения автомобиля. На других видах подвески задачу пружин и амортизаторов выполняют рессоры и баллоны с воздухом.
При диагностике эти части осматривает мастер. Если при имеющихся повреждениях утечки амортизационной жидкости механик фиксирует пробоину амортизатора, ремонт данной детали бессмыслен: требуется его замена.
Рекомендуем
Когда нужна диагностика подвески автомобиля на вибростенде
Тестирование подвески на вибростенде имитирует движения авто по дорогам с ямами и выбоинами. В процессе диагностики проверяют, как машина реагирует на внешние условия. Компьютерная программа сравнивает полученные данные с нормативами и дает отчет об отклонениях. У каждой модели автомобиля есть свои стандарты, поэтому важно выставить точные настройки перед началом теста.
Автомобиль устанавливают на вибростенд, после чего начинаются вибрации, которые постепенно нарастают, а программа тем временем проводит считку данных. Диагностику передней и задней части подвески проводят по очереди.
В процессе тестирования необходимо проверить все детали подвески:
Если предстоит долгая дорога, например, на море, важно пройти диагностику подвески автомобиля на вибростенде. Рекомендуют проводить такое тестирование перед каждой сменой сезонов. Если при работе авто наблюдаются посторонние шумы, скрипы, машину стало заносить при поворотах, тоже нужно сделать диагностику подвески на вибростенде. Тестирование ходовой части важно проводить и тем, кто постоянно ездит по бездорожью.
Как понять, что амортизаторы или пружины вышли из строя? По каким признакам видно, что детали выработали свой ресурс и нуждаются в замене? Невзирая на легкость данного вопроса, многие водители полагаются только на помощь механиков.
Регулярное срабатывание систем ESP и ABS — сигнал о неисправности подвески, на который нужно обратить внимание. Если ваше авто после лишних клевков или раскачки выдает подобное, знайте, это звоночек о снижении эффективности торможения и других действий управления водителя. Это прямая угроза безопасности и даже жизни.
Многие тесты показывают, что увеличение пути торможения — это следствие изношенности амортизаторов. При быстром торможении, даже на ровной дороге, незагруженные задние колеса выполняют сложные танцевальные движения. Из-за этого происходит потеря контакта и снижение тормозного усилия.
Недостаточный контакт с дорогой — проблема не только при торможении. Из-за плохого отзыва амортизатора автомобиль в некоторых случаях опирается не на все колеса, поэтому происходит снижение безопасности при осуществлении маневров. Присутствие резких рывков при скольжении передних или задних колес говорит о необходимости диагностики не только шин и подвески, но амортизаторов.
Каждый из нас знает о неприятных чувствах при качке: ухудшение состояния, снижение бдительности и внимания. При неисправных амортизаторах подвески динамическое распределение массы машины провоцирует крены кузова при наборе скорости и торможении с передней части на заднюю, а при повороте — перевалы автомобиля с одного бока на другой.
Ясно, что клевки кузова не только мешают безопасности движения, делая машину неповоротливой и валкой, но и причиняют вред самой конструкции. Вместе с износом деталей раскачка повреждает кузов, образуются вмятины и пробои из-за контакта с дорожными ямами и искусственными неровностями.
Если при движении по неровному покрытию слышен стук подвески, ничего хорошего это не предвещает. Как минимум, это грозит быстрым изнашиванием других рабочих деталей, а как максимум — говорит о серьезной неисправности подвески, что может привести к ДТП. Уровень комфорта резко снижается, что тоже является серьезной опасностью.
Если вы не являетесь поклонников модного тренда «занижения» машин, а кузов вашего автомобиля прильнул к дороге, скорее всего, произошел износ пружин подвески. Коррозия и «усталость» металла приводят к тому, что пружины проседают, а витки ломаются. Как правило, излом случается как раз в процессе езды. Это может привести к нарушению траектории движения и снизить безопасность. Просевшие пружины снижают ход подвески на сжатие, а также нагружают прочие детали ходовой и расшатывают места соединения интерьера и кузова.
Неисправная подвеска может стать причиной плавающих углов установки колес из-за проседания пружин или зазоров в стойках McPherson. Это увеличит расходы на ремонт машины.
Частые пробои при функционировании подвески и внезапно появившаяся непробиваемость — явления ненормальные. Это тоже может говорить о неисправности амортизаторов. Данные признаки сильно вредят и изнашивают сопутствующие детали ходовой части, а иногда и корпуса, который получает лишние удары. Правильный контакт колес и дороги нарушается, снижается комфортность езды.
Чрезмерная жесткость — тоже явный признак неисправности амортизатора. Начинается заклинивание деталей клапанов, что приводит к высокому сопротивлению прохода жидкости. Это напоминает жесткую подвеску, как на спортивном автомобиле.
Рекомендуем
Самостоятельная диагностика ходовой части
Проводить диагностику подвески автомобиля на вибростенде или вручную необходимо через 20 000–25 000 км пробега. Это может зависеть от манеры вождения. Если вы осторожно ездите, то промежуток в диагностике можно увеличить до 30 000 км. При движении по бездорожью тестировать автомобиль нужно после 15 000 км пробега. Даже если вы не слышите посторонних шумов и не замечаете неполадок, провести диагностику ходовой автомобиля на вибростенде будет не лишним.
Также проверить ходовую необходимо после попадания машины в яму на приличной скорости. Проведите визуальный осмотр сразу после инцидента. Кочки и выбоины могут нанести вред колесам или дискам, сделать «шишки» на покрышках. Первое, что нужно сделать, — проверить стойки. Для этого раскачайте кузов, надавите руками на капот и оцените отзыв амортизаторов.
Чтобы провести самостоятельную диагностику ходовой части, необходим один инструмент — монтировка для проверки рычагов. Загоните автомобиль на яму для осмотра или эстакаду. Для тестирования колес и тормозов снимите диски и приготовьте компрессор для измерения давления в шинах.
Мы подробно рассказали о том, что представляет собой диагностика подвески автомобиля на вибростенде. Цена на эту услугу в разных сервисах может отличаться. Проводить ее самому нельзя, т. к. вибростенд не получится установить в обычном гараже. Но зато можно сделать тест прочих частей ходовой своими руками и найти неисправности.