Что такое вид образа

Что такое вид образа

Особенности художественного образа в литературе

Понятие и определение художественного образа

По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.

Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.

Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:

Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.

Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.

Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.

Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:

Особенности художественного образа в произведениях

Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.

Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.

Система образов в стихотворениях

При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).

Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.

Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.

Источник

Художественный образ в изобразительном искусстве

Человек воспринимает действительность образами, то есть различными представлениями. Все они связаны с органами чувств. Образы бывают слуховыми, звуковыми, зрительными, обонятельными и осязательными. А когда вся окружающая действительность переносится в плоскость человеческого творчества – появляются новые образы: художественные, литературные, музыкальные.

Главная задача художника, композитора или писателя – вызвать у людей представления, с которыми они встречаются или могут встретиться в реальной жизни. Для этого используется комплекс специальных средств и предметов. Причем многие образы переплетаются между собой с использованием различных видов искусства.

Художественный образ в изобразительном искусстве воспроизводит с помощью внешнего, зрительного контакта предметы и события, которые либо присутствуют в реальности, либо являются вымышленными их создателем. Художественный образ – это определенная форма мышления, выраженная физически в качестве зрительного объекта, процесс, воплощенный в конкретном произведении при помощи средств изобразительного искусства.

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа

Сальвадор Дали. Постоянство времени

Как формируется художественный образ

Художественный образ повествует о жизни посредством зрительных образов. Они создаются с помощью специальных средств, инструментов, техник и приемов, которые разработаны, изменены и усовершенствованы многими поколениями художников.

Образ формируется тремя основными ступенями:

1 ступень. Возникновение идеи. Это создание чего-то мысленно, в мечтах художника. Возможно появление набросков или мини-замысла.

2 ступень. Создание произведения. Художник воплощает свою мыль фактически, с помощью материалов, отображая объективную часть (зрительное изображение) и субъективную часть (свои эмоции и чувства).

3 ступень. Восприятие созданного другим человеком. При этом субъективное мнение зрителя дополняет данный объект. И мысль художника становится ощущением другого человека.

Зрители смотрят на картину В. Серова «Девочка с персиками»

Средства художественного образа

Изобразительное искусство богато средствами, материалами и техниками воплощения. В живописи художник доносит до зрителя главную идею картины с помощью цвета, света, использования разнообразных красок, мазков и техник.

В графике идея доносится с помощью линий, пятен, геометрических фигур на плоскости. В отличие от живописи, цвет здесь носит условный характер.

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа

В. Кандинский. Композиция VIII

«Язык» архитектуры – это пространство. Оно выражается с помощью различных конструкций. Художественные конструкции имеют свое название – тектоника.

В скульптуре пространство также играет огромную роль. Главными средствами выражения образа становятся объем и пластика.

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа

Но все эти виды изобразительного искусства также имеют общие средства выразительности. Композиция – это расположение всех объектов или их частей в определенной системе или последовательности. Важными средствами становятся размер, формат произведения. В любом образе можно играть с масштабами, создавая нечто новое.

При восприятии предмета изобразительного искусства важное значение имеет обычный или искусственный свет, уровень освещенности, световые и теневые углы. К примеру, одна и та же картина воспринимается по-разному в зависимости от того, на какой объект падают лучи света, что выделено ярче в конкретную минуту времени. А в сочетании с другими видами искусства изобразительное может усилить свое воздействие. Например, многие мастера выставляют свои произведения на частных выставках только под определенную музыку.

Виды художественных образов

Говоря о художественных образах в изобразительном искусстве, прежде всего, имеют в виду главных героев картины. Это могут быть люди, животные или предметы. Но и различные явления и события также попадают под эту категорию.

Один из видов художественного образа – человек, его облик. Это может быть конкретная личность или вымышленный персонаж. Изображать людей можно в портрете, автопортрете, а также в бытовых, религиозных, тематических и других сценках, даже в карикатуре.

Предметы – самый распространенный образ в натюрмортах. В переводе с французского натюрморт – мертвая природа. Поэтому здесь в качестве объекта могут выступать фрукты и овощи, предметы обихода, цветы, инструменты и т.д.

Пейзажи (картины природы, городские виды) и различные явления также являются художественными образами. В них отражаются мысли, чувства и эмоции как самого художника, так и человека, который смотрит на картину.

Все художественные образы могут сочетаться между собой, создавая вымышленные существа, предметы и события.

Некоторые искусствоведы выступают против такого понимания видов. Они считают не правильным понятия «образ дерева» или «образ народа» и предлагают считать видами идею картины. Например «образ проблемы народа».

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа

И. Репин. Бурлаки на Волге

Особенности художественного образа

Главная особенность художественного образа в том, что интерпретируя действительность, он на самом деле является вымышленным, не настоящим. Даже наиболее точная картина, изображающая реальность, не может воплотить в себе все то, что есть на самом деле.

Зрительный образ воплощается художником «здесь и сейчас». Невозможно рассказать в картине о цепи нескольких событий, приведших к определенному результату. Как, например, это происходит в литературе или музыке. Художник ограничен пределами одного момента и одного события. Именно поэтому так важно уловить секундную ситуацию, полностью раскрыть действие или характеры участвующих лиц.

Даже триптихи, или картины с несколькими сюжетами, не обладают такой возможностью. Рисунки все равно запечатлевают только один момент. И художник рассказывает свою историю, показывая конкретное событие, даже если их несколько.

Главная задача художественного образа – выражение своего отношения к миру. Причем делает это и сам художник, когда пишет картину или творит скульптуру, но и воспринимающий – выражая свое эмоциональное отношение к произведению. Это всегда нереальное воплощение, которое основано на настоящих предметах и явлениях.

Источник

Основные виды классификации художественных образов (по М. Эпштейну)

1 По предметности;
2 По смысловой обобщённости;
3 Структурная (соотношение предметного и смыслового планов).

Предметная классификация:

1 Детали – мельчайшие единицы предметного изображения в литературном произведении. Они необходимы не только для описания, но могут выполнять психологическую функцию, наполняясь даже символическим смыслом;

2 Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает;

3 Образы мысли и переживания. Имеют вещественно-чувственное воплощение;

4 Звуковые образы (соносфера) – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический смысл. Существует звуковая проблематика. Звуковые образы могут иметь комический эффект. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста;

5 Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями;

6 Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному. Снижены темы физического насыщения;

7 Образы-запахи – природные и искусственные. Запахи природы иные, нежели в городе, но не всегда служат для эстетической функции;

8 Тактильные образы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру;

9 Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста;

10 Образы-характеры, обстоятельства – связаны с изображением человека в литературе. Это могут быть очеловеченные образы животных, птиц, фантастических существ, наполненных человеческим смыслом. Обстоятельства определяют взаимодействие человека с окружающим миром;

11 Образ мира – раскрывает целостный взгляд писателя на действительность и человека.

Классификация по смысловой обобщённости:

1 Индивидуальные – самобытные и неповторимые. Являются плодом воображения писателя. Чаще всего встречаются у романтиков и фантастов (демон, Воланд, Квазимодо);

2 Характерные – являются обобщёнными, содержат общие черты нравов, присущие многим людям определённой эпохи;

3 Типичные – высшая степень характерности, главная цель реалистической литературы XIX века (Платон Каратаев, Печорин, Анна Каренина). В этих образах могут быть запечатлены не только исторические, но и общечеловеческие черты;

4 Образы-мотивы – устойчиво повторяющиеся в творчестве какого-либо писателя или группы писателей образы, выраженные в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых элементов (метель, Прекрасная Дама). Несут символико-смысловую нагрузку.

5 Образы-топосы – обозначают общие и типичные образы, характерные для литературы целой эпохи, нации (мир – театр);

6 Образы-архетипы – первообразы, содержащие в себе наиболее устойчивые формы человеческого воображения и сознания. Введены Карлом Юнгом, который считал, что это общечеловеческие образы, наделённые свойством вездесущности. Они передают бессознательное из поколения в поколение, пронизывают всю человеческую культуру от мифов к современности (мифологические образы). Гениальные писатели способны репродуцировать эти образы, наполняя их новым содержанием.

Архетипы по Юнгу: Тень; Трикстер – герой-обманщик; Anima (animus) – женское (мужское) начало; Ребёнок; Дух; Мать; Мировое древо; Земля (бездна); Архетипы-ситуации.

Структурная классификация образов:

1 Автологические – предметный и смысловой планы совпадают;

2 Металогические – переносное значение (тропы);

3 Аллегорические (символические) – несовпадение предметного и смыслового планов. Содержат всеобщее, многозначное, отвлечённое и значительно превышают предметный план.

Каждая классификация значима при анализе художественных произведений.

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа22.09.2016, 27395 просмотров.

Источник

БИЛЕТ 12. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ОБРАЗЕ. ВИДЫ ОБРАЗА. ЗНАК И ОБРАЗ.

Образ в широком значении – внешний мир, попавший в «фокус» сознания и превращенный в факт сознания. Образ может принимать чувственные (ощущение, восприятие, представление) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории) формы.

В философии образ – любое отражение действительности;

В психологии образ – мыслительное созерцание предмета в его целостности;

В эстетике образ – воспроизведение целостности предмета в определенной системе знаков.

В художественной литературе материальным носителем образности является слово, речь.

Виды образов вообще:

иллюстративные (нужные науке для того, чтобы делать рассуждения и выводы, создаваемые посредством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными);

фактографические(их создатели не ставят перед собой иллюстративных задач и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении – в частной переписке, мемуарах);

художественные.

Типология образов по Е. Г. Чернышевой:

глобальные (война и мир);

архетипические (из глубин веков – матери, Родины, дороги);

эпохальные (Гамлет, Донжуан);

национальные (береза – русская душа);

Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных частей. Относительно смысловой насыщенности выделяют автологические (нет побочных смыслов) и металогические (много скрытых смыслов + фантастика) образы.

Специфические черты художественного образа:

— всегда несет в себе обобщение. Если в действительности соотношение общего и индивидуального может быть различным, то художественный образ концентрирует воплощение общего в индивидуальном;

— для его создания всегда отбираются определенные стороны жизненных явлений и подчеркиваются, гиперболизируются в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся автору существенными, нужны вымысел, фантазия. Право на вымысел дорого художнику, так как оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности;

— он всегда экспрессивен, то есть выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам реципиента;

— он самодостаточен, он есть выражение содержания в искусстве. Обобщение, которое несет в себе художественный образ, обычно нигде не «сформулировано» автором, хотя бывают и случаи автокритики;

— будучи воплощением общего в индивидуальном, художественный образ создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней.

Любой знакесть совокупность означающего и означаемого, своеобразный заменитель означаемого, его чувственно-предметный представитель, носитель некоей информации о нем. Роль знака могут выполнять слова, цвета, звуки и т. д.

Главное в знаке – значение, являющееся важнейшей категорией семиотики. Знак в собственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (B) преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (A) с целью информировать кого-то об этом A. Важнейшей знаковой системой является естественный язык.

Различаются в основном три большие группы знаков:

индексальные (указывающие на конкретный объект – этот дом);

характеризующие (указывающие на признак – желтыйкарандаш);

универсальные (отвлекающиеся от конкретики и потому повсеместные: например, слово «нечто»).

Кроме того, существуют иконическиезнаки, в которых означающее похоже на означаемое: фотография, карта звездного неба.

С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак, однако, несмотря на его понятность многим, в нем всегда присутствует некая условность.

С одной стороны, любое литературное произведение пользуется особым, «поэтическим» языком, хотя его могут не замечать читатели (как воздух). Искусство тем и отличается от рассудочной деятельности, требующей определенной интеллектуальной подготовки, что оно действует на людей независимо от их степени развития и образования.

С другой стороны, художественный образ – весьма своеобразный иконический знак, ведь в отличие от фотографии или карты звездного неба он не повторяет реальность, а представляет собой новую эстетическую реальность, созданную на основе первичной. Для интерпретации текста нужно уметь распознавать коды, под которыми подразумеваются элементы, затрудняющие прочтение произведения, требующие от читателя соответствующей подготовки.

Что такое вид образа. Смотреть фото Что такое вид образа. Смотреть картинку Что такое вид образа. Картинка про Что такое вид образа. Фото Что такое вид образа

Знакообразование в художественной литературе – процесс постоянный и неизбежный.

Два важнейших источника знаков:

— во-первых, в литературе имеются знаки, функционирующие в других сферах культуры: религии, политике (сон Татьяны – для его расшифровки нужно знать русскую народную мифологию и быт);

— во-вторых, эти знаки являются элементами собственно поэтического языка (Онегин называет Ольгу Филлидой – героиней эклог, а Ленский – Татьяну Светланой – героиней баллады Жуковского).

БИЛЕТ 13. ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МИФА И ЛИТЕРАТУРЫ.

Миф как понятие имеет три значения:

— сказание, предание, любой вымысел, преобразованный в рассказ;

— достояние исторически далеких эпох, «древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле»;

— надэпохальная, бытующая в жизни народов на протяжении всей их истории форма общественного сознания, связанная с особым родом мышления.

Мифология (по Е. Г. Чернышевой) –система представлений о мире, основанная на некоторой иллюзии, воспроизводящая особую картину мира.

Основные свойства мифологии как формы общественного сознания (в третьем значении):

— предмет мифа обладает общезначимостью, он причастен к фундаментальным началам бытия. В мифах особенно важна оппозиция «хаос – космос (порядок)»;

— смысл мифа переживается теми, для кого он существует, как нечто непререкаемо истинное, не подлежащее сомнению и аналитическому рассмотрению. Представляясь, как абсолютная истина, критичности к себе мифы не терпят;

— форма мифа является гибкой, податливой, свободно варьирующейся в словесной и пластической форме.

Исторически ранние мифы. Миф уходит корнями в неопределенно далекие времена. Первая стадия мифотворчества – архаические родоплеменные мифы, явление предкультурное, бывшее единственной формой сознания человеческих сообществ в ту пору, когда еще не существовало ни религии как таковой, ни искусства, ни тем более науки и философии. Центральным объектом архаичных мифов были одухотворенные явления природы, персонифицированные природно-космические силы. В этот период стали формироваться этиологические мифы, предмет которых – становление «первопредметов» природного и человеческого мира, объяснение их причинности.

На смену таким мифам в эпоху становления человеческих общностей больших масштабов (полисы, государства) пришла античная политеистическая мифология, обрели значимость мифологизированные предания, где над духами, демонами и тотемами возобладали божества и герои. Объектом мифотворчества стали далекие исторические события – «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия, древнеиндийская «Махабхарата». Возникает миф о стадиях существования человечества – «Труды и дни» Гесиода, «Метаморфозы» Овидия.

Мифотворчество антропологизируется и историзируется, делая героями полулюдей-полубогов – Геракл, Тесей.

В русле монотеистических религий (иудаизм, ислам, христианство) появилась сугубо этическая, выверенная в ясности и отчетливости нравственных принципов монотеистическая мифология.

К мифологическим элементам в своем творчестве обращались и современные авторы – Островский в «Снегурочке», Джойс в «Улиссе», Ибсен в «Пер Гюнте» Распутин в «Прощании с Матерой» и др.

Мифология Нового времени. В Новом времени мифология перестала быть общенародной и стала инструментом творческой деятельности отдельных привилегированных групп. Данные мифы лишены устойчивости, массовости, зависят от «веяний времени». К таким мифам относятся, например, миф о сверхчеловеке Ницше, о пролетариате как преобразователе мира и спасителе человечества Маркса, арийская идея Гитлера.

Одной из важных черт вторичной мифологии, то есть мифологии Нового времени, является широта ее тематики. Здесь не только бытийные универсалии и далекое историческое прошлое, но и прямое обращение к современным проблемам человечества.

Наряду с учеными, философами, публицистами в мифотворчестве участвовали и писатели. В литературе поры романтизма индивидуально-авторское мифотворчество активизировалось, но прошлая мифология в данном случае подчинилась «задачам и целям собственного выражения писателя». Такой неомифологизм дал о себе знать в «Фаусте» Гете, «Манфреде» Байрона, «Мастере и Маргарите» Булгакова и т. д.

С другой стороны в современной литературе налицо отвержение традиционных верований и мифов.

БИЛЕТ 14. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА.

Соотношение между художественным творчеством и эстетическим как таковым понималось и понимается по-разному. Чернышевский и Толстой расценивали искусство как деятельность познавательную, миросозерцательную и поэтому отстраняли его от эстетической сферы. Поспелов поддерживал эту точку зрения, но несколько иначе: он говорил, что существо искусства – духовное, а эстетическое в нем – сфера вторичная, формальная, а потому на понятии эстетического теорию художественного творчества построить нельзя. «В жизни нет никаких явлений, эстетических по своей сущности. Эстетическое – это внешнее проявление некой сущности предмета». Эти утверждения правомерно прокорректировать суждением о том, что главным предназначением произведений искусства является их восприятие как ценности эстетической.

Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во-первых, предметом изображения в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах. Во-вторых, сам материал художественных образов (звук, слова и т. д.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. В-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и создается в результате творческого акта.

Соотношение между эстетическим в искусстве и в реальности понимается по-разному. Одни говорят, что искусство восполняет реальность, привносит в нее упорядоченность, создавая эстетическое ценное. Другие считают, что «искусство не творит красоту, а являет ее собой, запечатлевает ее».

Сфера эстетического несомненно шире области художественного, но только в нем эстетическое выходит на первый план и представляется по максимуму.

Главная функция литературы наряду с познавательной – эстетическая (чувственно-воспринимаемая). Литературное произведение всегда эстетический артефакт (нечто, сделанное по эстетическим законам). С XX в. любые эстетические явления стали оцениваться еще по двум эстетическим критериям, автором которых является Ницше:

аполлоновское начало (благо, красота, упорядоченность);

дионисийское начало (буйство, дисгармония, пьянство).

В художественном произведении, как эстетическом объекте, должны быть единство содержания и формы, целостность, законченность. Так, например, Достоевский не совладал с гармонией и содержания в романе «Братья Карамазовы» (слишком многое хотел сказать).

Художественность – особое качество литературного произведения, которое делает его эстетически значимым.

рождение произведением эстетических эмоций;

— создание произведения по законам красоты;

— обладание внутренней меры(чувством соразмерности и сообразности);

— гармония и симметрия;

— законченность и завершенность.

Формы оценки: гениальное, талантливое, графоманское произведение.

БИЛЕТ 15. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗНОГО ОТРАЖЕНИЯ И ПРЕТВОРЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ СЛОВА. ЛЕССИНГ «ЛАОКООН, ИЛИ О ГРАНИЦАХ ЖИВОПИСИ И ПОЭЗИИ».

Разграничение видов искусства основывается на «формах, способах художественного выражения», то есть на специфичных для каждого вида искусства материальных носителях образности.

Согласно общепринятой и наиболее авторитетной классификацией, основу которой разработал Гегель, великими видами искусства являются архитектура, скульптура, музыка, живопись, поэзия. Позднее к ним «присоединились» танец, пантомима и постановочная режиссура в театре и кино.

В составе художественной литературы выделяются две основные стороны: вымышленная предметность и речевые конструкции. Таким образом, художественная словесность совмещает в себе искусство вымыслаиискусство словакак таковое.

Вторая часть художественной словесности, искусство слова, тоже двуплановое. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения, во-вторых, как предмет изображения – кому-то принадлежащие и кого-то характеризующие высказывания. Бахтин говорит: «Основное свойство литературы: язык здесь не только средство коммуникации и выражения ― изображения, но и объект изображения». То есть слово в литературе несет эмоциональную, эстетическую функцию, чтобы читатель смог насладиться красотой звуков и слов. Только литература способна воссоздать речевую деятельность людей, только в ней человек предстает говорящим.

Слово чем-то ограничивает наше восприятие, а живопись, скульптура, музыка в этом отношении универсальны. С одной стороны, это недостаток литературы, но с другой ― ее достоинство, так как слово может передавать и пластический, и звуковой, и динамический образ. С помощью слова можно описать и портрет, и пейзаж (описательная функция). Слово может передать звучащую музыку, может передать только общее впечатление от музыки. Слово в литературе также может передавать динамику, воссоздавать какой-то динамический ряд. Тогда слово выступает в повествовательной функции. Слово ― важнейший элемент конструирования художественного образа в литературе, законченная смысловая единица. Литература передает речь, звучащуюили внутреннюю(мысленный поток).

Немецкий литературный теоретик Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781) в своей работе «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» акцентировал преимущества словесного искусства перед живописью. Вот некоторые его тезисы, которые можно определить по отрывку из хрестоматии:

так как поэту открыта для подражания вся безграничная область совершенства, то внешняя, наружная оболочка может быть для него разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам (поэту совсем не обязательно давать изображение внешнего облика героя, если поэт уверен, что его герой успевает привлечь читательское внимание, так как благородные черты его характера настолько занимают читателя, что тот или совсем не думает о внешнем виде героя или невольно придает ему если не красивую, то, по крайней мере, не противную наружность);

надо ограничить установившееся мнение, что описание поэта хорошо лишь в той мере, в какой художник может в точности воспроизвести его. Ведь стоит только подумать о неограниченном поле деятельности нашего воображения, о невещественности его образов, которыми в отличие от литературы мало владеет живопись;

у Гомера, как представителя литературы, встречается два вида существ и действий: видимые и невидимые. Этого различия живопись допустить не может: для нее видимо все, и видимо одинаковым образом;

— предметы, которые сами по себе или части которых сосуществуют друг подле друга, называются телами. Следовательно, тела с их видимыми свойствами и составляют предмет живописи. Предметы, которые сами по себе или по части которых следуют одни за другими, называются действиями. Итак, действия составляют предмет поэзии. В произведениях живописи можно изобразить только один момент действия, и надо поэтому выбирать момент наиболее значимый, из которого становились бы понятными и предыдущие и последующие моменты. В поэзии также все дается лишь в последовательном развитии, нужно уловить одно какое-либо свойство тела. Отсюда вытекает правило о единстве живописных эпитетов и о скупости в описаниях материальных предметов;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *