Что такое вид профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность человека: виды и сферы деятельности
Труд – это один из основных видов деятельности человека. Практически все стараются получить образование, чтобы в будущем стать настоящим профессионалом своего дела. Однако, как показала практика, это не так легко, как кажется. Ведь после обучения необходимо найти работу. Где же её взять, если работодатели берут только профессионалов?
Понятие профессиональной деятельности и её функции
Профессиональная деятельность – человеческая специальность в определённой области. Навыки и умения труда определяются в зависимости от того, насколько люди отдаются работе.
В профессиональной деятельности выделяется 4 основные функции:
Для более успешного овладения профессиональной деятельностью необходимы отличные знания, опыт и навыки по своей специальности. Без этого в современном мире никак нельзя. Бытует мнение, что профессиональная деятельность появилась для того, чтобы производить товарно-денежные отношения.
То есть услуга меняется на товар или наоборот. Например, человек предложил свои услуги бухгалтера в одной фирме. В итоге он поделился своими умениями, а ему заплатили зарплату по договору.
Если человек дома ремонтирует свою аппаратуру (это его хобби), его нельзя назвать профессионалом, так как у него нет надёжных и качественных умений и знаний. Работа может быть выполнена по всем параметрам только тогда, когда за неё возьмётся специалист, который знает своё дело досконально. Это и есть его профессиональная деятельность.
Каждый человек в сфере своей работы получает определённый результат. Это называется целью профессиональной деятельности. Не каждый специалист умеет правильно организовывать работу. Без этого невозможно стать профессионалом.
Ещё со школьной семьи ученик ставит перед собой цель. Сначала поступает в высшее учебное заведение на тот факультет, который ему по душе. После учёбы идёт на работу и ставит перед собой цель добиться больших результатов в профессиональной деятельности.
Для этого необходимо продолжать обучение, много трудиться и постоянно интересоваться всем, что касается конкретной специальности. Чтобы добиться запланированных результатов, задайте себе вопросы: «Зачем я занимаюсь своей работой?», «Что она мне даёт?», «Как в итоге должно получиться?»
Профессионализма добивается только тот человек, которому нравится его работа. Если вам всё равно, где начинать работать, лишь бы получать стаж и зарплату, тогда достичь больших успехов в сфере своей деятельности не получится.
Чтобы достигнуть необходимых результатов, необходимо правильно планировать свою деятельность:
Для того чтобы осуществить задуманное и достигнуть цели, нужно задействовать все свои силы и методы, только тогда у вас есть возможность стать настоящим профессионалом.
Сферы профессиональной деятельности
Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда.
Сферы профессиональной деятельности делятся и на отдельные факторы. Например, если человек работает с техникой – это могут быть не только машины, но и компьютеры, магнитофоны, телевизоры и всё, что касается технических моментов.
То же самое касается человека и личности – это работа, где необходимо общение с людьми не только на производстве, но и в школах, детских садиках, больницах и др.
Виды профессиональной деятельности представляют собой инициативу и самостоятельность. В свою очередь начальство или администрация должны заинтересовать человека в работе. Что для этого надо? Хорошая и стабильная зарплата. Чаще всего только мотивация движет личностью для достижения цели.
Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности
Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.
Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:
1. Материальные факторы.
2. Психологические факторы.
Обеспечение профессиональной деятельности поможет сотрудникам придерживаться этих факторов. В результате у вас получится увеличить прибыль на фирме, а также повысить качество продукции, престижность и трудовой потенциал с помощью дружеских отношений в коллективе.
Важные качества личности
Каждый человек на своём рабочем месте должен уметь профессионально относиться к окружающим. У него должно быть в норме психическое и физическое развитие, соответствующее требованиям специальности или профессии.
Одно из основных важных качеств – это правильное и культурное общение. Каждый сотрудник должен уметь делиться своими знаниями и навыками. Однако необходимо иметь и деловой стиль. Сотрудник в случае необходимости должен уметь культурно, без криков и упрёков, объяснять ошибки другого человека.
При правильном общении повышается успешность трудовой деятельности и её выполнения. На каждом предприятии имеется договор. Перед поступлением на работу человек обязан с ним ознакомиться. В договоре есть пункт, где описаны важные профессиональные качества личности. Предприятие призывает сотрудников их придерживаться.
Качество профессиональной деятельности зависит от зарплаты, интереса, мотива, характера, отношения и условий труда. Если сотрудникам предоставить отличный мотив для работы, тогда они будут не только сами совершенствоваться, но и помогут предприятию развиваться.
Характер – это немаловажное качество личности. Нельзя на рабочем месте показывать своё недружелюбие и плохое настроение. Всегда необходимо помнить, что на работе нужно выполнять исключительно свои обязанности. Плохое настроение всегда оставляйте за дверями офиса. Именно от вас зависит не только качество выполненной работы, но и атмосферы в целом.
Область профессиональной деятельности – это не только предприятия, но и научные исследования, социальные или экономические проявления.
Профессионализм как нравственная черта личности
Человек, у которого есть специальное образование, соответствующие документы и опыт в этой же области, является профессионалом. Считается, что он многое умеет и знает. Однако не всегда профессионалом становится личность, если есть опыт. Многие люди ходят на работу не для самосовершенствования, а для получения зарплаты.
Не каждый сотрудник задумывается над тем, что со временем опыт ему поможет не только стать профессионалом, но и подняться по карьерной лестнице.
Для того чтобы человек занимался профессиональной деятельностью, необходимо знать практически всю теорию и регулярно практиковаться. Только тогда есть возможность стать настоящим опытным человеком. Его и называют профессионалом своего дела.
Опытный специалист быстро выполняет свою работу, при этом не теряется качество. Профессиональная деятельность человека – сложная работа. К ней нужно идти годами. Только профессионал сможет эффективно выполнить свою работу, независимо от условий. Ведь трудиться можно не только в офисе, но и на улице, когда мороз или жара. Профессионал в любом случае выполнит всё качественно и быстро.
Профессиональные организации и их деятельность
Каждое предприятие или фирма хотят иметь высококвалифицированных сотрудников. Поэтому многие организации можно смело назвать профессиональными. В них собраны только лучшие сотрудники, которые полностью отданы работе.
Деятельность профессиональных организаций направлена на взаимопомощь окружающим и своим коллегам. То есть каждый сотрудник старается вложить свои знания, труд и навыки в данную сферу, проявляет интерес к профессиональной деятельности. Именно от таких людей зависит оплата труда. На многих предприятиях или организациях выплата происходит от качества и количества выработки.
Если сотрудников будут поощрять и вознаграждать за проделанный труд, тогда у каждого человека появится ещё больше заинтересованности в работе. Ведь он будет трудиться с пониманием, что его ждёт вознаграждение за эффективно выполненное задание.
На каждом предприятии определяется структура деятельности, где описаны рабочие моменты и операции. Для сотрудников очень важно создать такие условия, чтобы они чувствовали безопасность на рабочем месте. В этом случае процесс труда на предприятии гарантированно будет продуктивным.
Педагогическая деятельность
Каждый человек учится всю свою жизнь. Профессиональная педагогическая деятельность – очень важная специальность в школах, училищах, в высших учебных заведениях. Преподаватель должен каждые пять лет повышать свою квалификацию. От этого зависит его профессионализм. Цель педагога – воспитывать и обучать человека всему новому. Именно преподаватель помогает многим учащимся стать специалистом в своей области.
Профессиональная деятельность педагога организовывает воспитанников, помогает решать задачи разных видов сложности, определять цель, ради которой необходимо развиваться и обучаться. Преподаватель должен иметь эмоционально-устойчивый характер и свою позицию.
Для того чтобы стать профессионалом, педагогу выдвигаются такие требования:
Работа истинного профессионального педагога спокойная и уравновешенная. Преподаватель должен быть мудрым и образованным. Ему нельзя отвечать своим воспитанникам или ученикам, что он чего-то не знает по своей специфике. Только в этом случае определяется профессиональная педагогическая деятельность. Только так можно заслужить авторитет.
Социальная деятельность
Многие люди нуждаются в помощи. Это может быть пожилой или больной человек, инвалид и так далее. Для этого и создана социальная деятельность. Тут необходим профессионализм. Чтобы люди совершали определённые действия, они должны быть в них заинтересованы.
Мотив – первый фактор, который действует на личность. Это внутренний возбудитель каждого человека. Если какое-либо действие действительно важно, тогда вспоминается мотив, ради которого необходимо стремиться к совершенству. Например, если человек хочет устроиться на новую работу, чтобы строить свою карьеру. Допустим, ему предложили место. Человек согласится туда пойти, если вспомнит, что у него есть мотив.
Потребность и интерес тесно взаимосвязаны между собой. Это называется ценность социального отношения личности к любому значимому объекту или явлению. Человеку необходима работа. Одному – для получения прибыли, другому – ради продвижения по служебной лестнице. Поэтому каждый преследует свою цель.
Профессиональная социальная деятельность тесно связана с помощью постороннему лицу. Если есть пожилой одинокий человек, который не может сходить в магазин, постирать или убрать, для этого существуют специализированные социальные службы. Они и помогают. Это касается инвалидов, больных наркоманией или алкоголизмом. Все эти личности нуждаются в социальной помощи. Технология профессиональной деятельности проходит много этапов. Поэтому каждый сотрудник должен преодолеть их достойно, чтобы беспрепятственно строить свою карьеру. Ведь она даёт дорогу в будущее.
Заключение
Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.
Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.
Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.
Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.
Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.
Профессиональные
1. Определение вида профессиональной деятельности
1. Определение вида профессиональной деятельности
Разработка ПС начинается с определения ВПД. Выделение ВПД проводится исходя из сложившегося разделения труда: ВПД обеспечивает выполнение части производственного или бизнес-процесса (далее – производственного процесса). Перечня ВПД не существует (проект его формируется в ходе разработки ПС; в дальнейшем этот перечень будет корректироваться, согласовываться и, возможно, утверждаться).
При выделении ВПД необходимо учитывать не только специфику трудовой/профессиональной деятельности, но и возможности разработчика качественно и в срок провести разработку ПС для заявленного ВПД.
С увеличением числа разработанных ПС, возможно, будет проводиться корректировка перечня ВПД (скорее всего, укрупнение/объединение ВПД – например, «Специалист по термообработке в автомобилестроении» включает пять ОТФ с 2-го по 6-й уровень квалификации (ОТФ описывают профессиональную деятельность рабочих, техников, инженеров)). Если в отрасли (области профессиональной деятельности) уже разработаны ПС, новый (новые) ВПД должен (должны) охватывать функциональность, которая осталась неописанной.
Признаки корректного определения ВПД
ВПД обеспечивает выполнение части производственного процесса и отражает сложившееся в данной отрасли (области профессиональной деятельности, производственном процессе) разделение труда.
ВПД, как правило, имеет общую цель, характер и результаты труда, методы, используемые в трудовой деятельности (примеры ВПД: см. приложение 1).
Если разработка ПС осуществляется на основе конкурса, то наименование ПС определяется техническим заданием (описанная выше работа проделана заранее). Задача разработчиков – сформулировать наименование ВПД, соответствующее наименованию ПС.
Рекомендации по заполнению ПС
Наименование ПС состоит или начинается с существительного в именительном падеже.
Наименование ПС и ВПД должны соответствовать друг другу.
В разделе «Содержание» и в наименовании ПС не используются сокращения. Сокращения могут вводиться только, начиная с I раздела ПС.
Что такое вид профессиональной деятельности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. № 667н “О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)”
В целях упорядочения информации о профессиональных стандартах (видах профессиональной деятельности) ведение реестра осуществлять на основе классификации профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) по областям профессиональной деятельности и кодирования профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности).
2. Рекомендовать разработчикам и пользователям профессиональных стандартов использовать реестр при решении задач идентификации профессиональных стандартов, анализа полноты охвата профессиональными стандартами областей и видов профессиональной деятельности.
3. Включению в реестр подлежат профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России в установленном порядке, в 10-дневный срок после их государственной регистрации Минюстом России.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации K.Ю. Ельцову.
Министр | М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2014 г.
Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 29 сентября 2014 г. № 667н
Реестр
профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности)
№ п/п | Регистрационный номер профессионального стандарта | Код профессионального стандарта | Область профессиональной деятельности | Вид профессиональной деятельности | Наименование профессионального стандарта | Приказ Минтруда России | Регистрационный номер Минюста России | Дата введения в действие | Письмо в Минобрнауки России | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
номер | дата | номер | дата | номер | дата | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Наименования и коды областей профессиональной деятельности
Код | Наименование области профессиональной деятельности |
---|---|
01 | Образование |
02 | Здравоохранение |
03 | Социальное обслуживание |
04 | Культура, искусство |
05 | Физическая культура и спорт |
06 | Связь, информационные и коммуникационные технологии |
07 | Административно-управленческая и офисная деятельность |
08 | Финансы и экономика |
09 | Юриспруденция |
10 | Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн |
11 | Средства массовой информации, издательство и полиграфия |
12 | Обеспечение безопасности |
13 | Сельское хозяйство |
14 | Лесное хозяйство, охота |
15 | Рыбоводство и рыболовство |
16 | Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
17 | Транспорт |
18 | Добыча, переработка угля, руд и других полезных ископаемых |
19 | Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа |
20 | Электроэнергетика |
21 | Легкая и текстильная промышленность |
22 | Пищевая промышленность, включая производство напитков и табака |
23 | Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, мебельное производство |
24 | Атомная промышленность |
25 | Ракетно-космическая промышленность |
26 | Химическое, химико-технологическое производство |
27 | Металлургическое производство |
28 | Производство машин и оборудования |
29 | Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
30 | Судостроение |
31 | Автомобилестроение |
32 | Авиастроение |
33 | Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.) |
40* | Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности |
* Разрыв между номерами кодов 33 и 40 является техническим и предназначен для обеспечения возможности пополнения реестра (перечня).
2. Кодирование профессиональных стандартов (видов профессиональной деятельности) и заполнение графы 3 реестра осуществляется в соответствии с 2-фасетной кодовой комбинацией. Структура кодового обозначения включает 2 группы цифровых десятичных знаков и имеет вид: ХХ.ХХХ, где:
3. Графы 2 «Регистрационный номер профессионального стандарта», 3 «Код профессионального стандарта», 5 «Вид профессиональной деятельности» и 6 «Наименование профессионального стандарта» заполняются в соответствии с данными, содержащимися в соответствующих графах раздела «I. Общие сведения» профессионального стандарта.
4. В графе 4 «Область профессиональной деятельности» указывается наименование области профессиональной деятельности в соответствии с таблицей, предусмотренной пунктом 1 настоящих примечаний.
5. В графе 11 «Дата введения в действие» указывается дата введения профессионального стандарта в действие в соответствии с приказом Минтруда России. При введении профессионального стандарта в действие с момента издания приказа Минтруда России в данной графе ставится прочерк.
6. В графах 7 и 8 «Приказ Минтруда России», 9 и 10 «Регистрационный номер Минюста России», 12 и 13 «Письмо в Минобрнауки России» указываются реквизиты соответствующих документов.
7. Реестр размещается и актуализируется в постоянном режиме на специализированном сайте Минтруда России «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru)
Обзор документа
Согласно документу реестр профстандартов (перечень видов деятельности) размещается на специализированном сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru). Там же его ведут и актуализируют.
Приведен образец реестра. Его ведут на основе классификации профстандартов (видов деятельности) по областям и кодирования.
В реестр включаются профстандарты в 10-дневный срок после их госрегистрации в Минюсте России.
Что такое вид профессиональной деятельности
Классификация профессий
Для того, чтобы найти подходящий род занятий Вам не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Начните с определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности, отрасли.
Существует большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является известный российский психолог Е.А. Климов. Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы, и т. д.):
«Человек – Техника»:
Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.
Связаны с проектированием и производством, монтажом, ремонтом и обслуживанием техники – от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, радиомонтажник, сварщик, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, токарь, швея, механик, электромонтер, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей ….Особенность технических объектов: их можно точно измерить и просчитать.
Склонности и предпочтения:
«Человек – Природа»:
В основе профессий данного типа лежит работа с природными объектами и явлениями.
Связаны с исследованием и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями, профилактикой и лечением их заболеаний. Профессии: микробиолог, агроном, агрохимик, лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор селекционер, зоотехник, ветеринар… Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Чтобы быть успешным в этих областях быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов. Здесь нужны практики, а не ленивые мечтатели, которые любят почесать у кота за ушком и считают это любовью к природе.
Склонности и предпочтения:
«Человек — Знаковая система»:
В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Профессии данного типа связаны с использованием устной и письменной речи, работой с текстами, документами и цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами: экономист, программист, нотариус бухгалтер, лингвист, математик, корректор, переводчик, оператор ЭВМ, кассир, чертежник, штурман, картограф, радист, телефонист…. Эти люди работают с информацией в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм, чертежей.
Склонности и предпочтения:
«Человек — Художественный образ»:
Традиционно труд представителей профессий, а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» — искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.
Создание произведений искусства – особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Часто слава и признание приходят к творцам только после смерти. Тем не менее, человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость!
Склонности и предпочтения:
Эти профессии имеют особую социальную значимость, предполагают постоянную работу с людьми.
Склонности и предпочтения:
Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение.
Существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий может оказать дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова.
При желании пройти тестирование, Вы можете обратиться в центр занятости населения по месту жительства.