Что такое вид учета
Что такое хозяйственный учет и каковы его виды
Человечество производило и производит материальные блага, которые необходимо учитывать, ими управлять, распределять, изыскивать резервы эффективности их производства. Указанные цели реализуются при помощи системы хозяйственного учета, представленного несколькими видами. Рассмотрим, как на предприятии действует система хозяйственного учета и из каких взаимосвязанных элементов она состоит.
Хозяйственный учет: основные понятия
Итак, хозяйственный учет – это система непрерывного отражения хозяйственных процессов в человеческом обществе, при которых производятся, обращаются и распределяются материальные блага. Фундаментальные цели хозяйственного учета: управление процессами и повышение их экономической эффективности на каждом отдельном предприятии, затем в отрасли, в конечном счете – на уровне экономики страны. Основой всей учетной системы, первичной единицей и объектом учета является предприятие – производитель материальных благ.
При формировании показателей хозяйственного учета используют три вида измерителей: натуральные, денежные и трудовые. Напомним, что натуральный измеритель выражается в штуках (метрах, литрах и др.), денежный – валюте государства, а трудовой (для оценки затрат рабочего времени) – в днях, часах, месяцах, годах.
Существует три основных вида хозяйственного учета:
Специалистами часто выделяются в отдельные категории еще два понятия:
Далее рассмотрим особенности каждого вида хозяйственного учета подробно.
Виды учета
Необходимость оперативного учета ощущается на этапе текущих контрольных мероприятий. Контроль проводится на отдельных участках, в подразделениях предприятия, а оперативный учет обеспечивает процесс информацией. Оперативный учет фиксирует хозяйственные явления количественно, используя соответствующие измерители: штуки, дни, тонны и подобные им. В ходе оперативного учета главная цель – получение достоверной, своевременной информации о происходящих на данный момент хозяйственных явлениях. На предприятии оперативный учет может быть поручен учетчикам, бригадирам, цеховым мастерам, начальникам отделов.
Оперативные учетные данные могут:
На заметку! Вместо термина «оперативный учет» может применяться выражение «оперативно-технический учет». Смысл этих терминов один и тот же.
Бухгалтерский учет — это сбор, регистрация и обобщение информации об имуществе и обязательствах предприятия, представляющие собой четкую учетную систему. Использует как основу денежный показатель, во взаимосвязи с другими видами показателей.
Отличительными чертами бухгалтерского учета являются:
Указанный вид учета отличается особыми приемами и способами обработки данных (например: счета, система двойной записи, баланс показателей).
В процессе бухгалтерского учета фиксируется вся финансовая, хозяйственная деятельность предприятия, имущество по видам запасов, фондов; источников формирования имущества как имеющихся на предприятии, так и заемных. Учитываются производственные и коммерческие затраты, расчеты с персоналом и контрагентами, деньги и т.д.
Бухгалтерский учет жестко регламентирован на федеральном, региональном уровнях, а также внутри самого предприятия локальными нормативными актами.
Статистический учет оперирует данными о массовых явлениях и фактах. Учетные процедуры соответствуют цели зафиксировать их, оценить тенденции экономического развития в масштабах региона, отрасли, страны. Хозяйственный учет включает в себя часть статистического учета, имеющую отношение к экономике, отдельным экономическим субъектам.
В сферу статистических исследований, например, включаются данные о рынке рабочей силы, заработной плате, материальных ценностях, принадлежащих предприятиям, финансовых ресурсах юрлиц. Статистический учет базируется на данных бухгалтерского и оперативного учета, собранных на предприятии. Применяются также специальные методы исследования экономических явлений сплошного и выборочного характера.
Все три вида хозяйственного учета связаны между собой. Оперативный учет является основой бухгалтерских данных. Большинство предприятий обязано сдавать регулярную статистическую отчетность. Алгоритм подготовки таких отчетов включает использование и бухгалтерских и оперативных данных.
Финансовый учет, как отдельное понятие, актуален для внешних пользователей и контрагентов предприятия. Он охватывает показатели финансового, имущественного состояния юрлица. Такой учет ведется в основном в интересах кредиторов, банков, имеющих доли в уставном капитале, акционеров. Управленческий учет объединяет в себе все виды информации, необходимой для принятия управленческих решений и контроля работы предприятия. С другой стороны, можно сказать, что данные оперативного, бухгалтерского учета служат управленческим целям внутри предприятия, а статистического учета – на уровне отраслей и регионов.
Понятие и виды бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Наблюдение представляет собой общее представление о происходящем хозяйственном явлении.
Измерение придает количественное выражение происходящему хозяйственному явлению.
Регистрация осуществляется в пределах установленной системы и облегчает процесс запоминания и изучения наблюдаемых хозяйственных явлений.
Виды бухгалтерского учета:
1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии. Цель управленческого учета – формирование информационной системы на предприятии.
Главная задача управленческого учета – подготовка достоверной и полной информации, которая служит источником для принятия на предприятиях необходимых управленческих решений в процессе управления.
Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.).
Эта информация, как правило, используется в процессе принятия управленческих решений при планировании и прогнозировании на предприятии (в целях финансового учета). Данные управленческого учета организации являются ее коммерческой тайной и не должны разглашаться ее работниками;
2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;
3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Цель налогового учета – обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами.
В процессе исчисления показателей деятельности предприятия широко используется измерение его хозяйственных средств с помощью измерителей.
Учетный измеритель представляет собой определенную учетную единицу, которая производит измерение и исчисление хозяйственных средств и операций на предприятии.
Ведение хозяйственного учета прежде всего предполагает количественное измерение учитываемых объектов. С этой целью используются учетные измерители: натуральные, трудовые, денежные.
Натуральные измерители служат для отражения в учете хозяйственных средств и процессов в их натуральном выражении, мерой, массой. Применение натуральных измерителей зависит от особенностей учитываемых объектов, т. е. от их физических свойств.
Объекты учета могут измеряться единицами массы (килограммы, тонны и т. д.), счетом (количество штук, пар и т. д.). С помощью натурального учета ведется систематическое наблюдение за состоянием движения конкретных видов материальных средств (основных средств, готовой продукции и т. д.) и осуществляется контроль за их сохранностью, а также за объемом процесса заготовок, производства и реализации продукции.
Трудовые измерители применяют для отражения в учете количества затраченного рабочего времени, исчисленного в рабочих днях, часах, минутах. Трудовые измерители в сочетании с натуральными используют для исчисления размера оплаты труда, выявления производительности труда, определения норм выработки и т. д.
Денежный измеритель занимает центральное место в учете и используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единой денежной оценке. Только с помощью денежного измерителя можно подсчитать общую стоимость разнородного имущества предприятия (зданий, станков, материалов и т. д.). Денежный измеритель выражается в рублях и копейках. Посредством их суммируются произведенные затраты (расходы) предприятия, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях. Денежный измеритель необходим, в частности, для калькуляции себестоимости продукции, определения прибыли или убытков организации, отражения итогов хозяйственной деятельности.
Функции, объекты и задачи бухгалтерского учета
Функции бухгалтерского учета:
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Объектами бухгалтерского учета являются:
1) имущество предприятия – основные средства, нематериальные активы и т. д.;
2) обязательства предприятия – расчеты, сделки и т. д.;
3) хозяйственные операции – операции, связанные с деятельностью предприятия.
Основные задачи бухгалтерского учета:
1) своевременное и правильное производство необходимых расчетов и обязательств;
2) оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учетных документах;
3) своевременное отражение учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
Виды учета и их характеристика
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:
Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.
Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
2. Определение, предмет и объекты бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:
* планировании целей действий;
* контроле за их выполнением;
* оценке принятых решений.
Предмет бухгалтерского учета — упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении.
Содержание предмета бухгалтерского учета обусловлено сущностью учитываемых объектов, а состав объектов зависит от формы собственности и особенностей отраслей экономики.
Объекты бухгалтерского учета:
* имущество (хозяйственные средства, активы);
* источники формирования имущества (средств, активов);
Имущество организации. Классификация имущества по функциональной роли в процессе воспроизводства
Имущество — принимаемые организацией к бухгалтерскому учету недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), иное имущество, в т.ч. имущественные права организации в отношении других лиц, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяется на:
* доходные вложения в материальные ценности;
* оборудование к установке;
* вложения во внеоборотные активы. Оборотные активывключают:
* запасы а) производственные запасы;
б) животные на выращивании и откорме;
в) готовая продукция;
* затраты незавершенное производство;
* денежные средства а) в кассе;
б) на счетах в банке;
в) финансовые вложения (акции, облигации,
займы и др.);
— средства в текущих расчеты с дебиторами:
расчетах (дебиторская • с покупателями и заказчиками;
задолженность) • с учредителями по вкладам
• с прочими дебиторами (подотчетные
Отвлеченные активы — убытки организации.
Источники формирования имущества. Классификация источников
Источники формирования имущества организации подразделяются на:
* заемные (привлеченные) источники.
Собственные источники включают:
Заемные (привлеченные) источники состоят из:
* долгосрочных заемных источников (долгосрочные обязательства: кредиты банков сроком выше 1 года и займы сроком погашения свыше 1 года);
* краткосрочных заемных источников (краткосрочные обязательства: кредиты и займы сроком погашения до 1 года, расчеты с кредиторами (с поставщиками и прочими кредиторами), доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов).
Хозяйственные операции — составляющие хозяйственных процессов,
Их характеристика
Хозяйственная операция — это движение имущества (средств) организации, сопровождающееся сменой его форм. Она характеризуется признаками и показателями.
Признаки характеризует качественно (цена, норма, расценка и др.).
Показатели отражают количественную характеристику хозяйственной операции (натуральные, трудовой и денежный измеритель).
Факт хозяйственной деятельности охватывает все без исключения объекты и явления первичного бухгалтерского наблюдения.
Хозяйственная операция — частный, наиболее распространенный, случай факта хозяйственной деятельности.
Практика хозяйственной деятельности определила 3 совокупности хозяйственных операций:
* хозяйственные операции по заготовлению производственных запасов;
* хозяйственные операции по производству продукции;
* хозяйственные операции по реализации продукции.
Каждая совокупность образует отдельный хозяйственный процесс.
Схема пассивного счета
Запись операций по уменьшению источников (-) | Остаток (сальдо) на начало месяца Запись операций по увеличению источников (+) |
Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций) | Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций) |
Остаток (сальдо) на конец месяца |
Примеры пассивных счетов: «Уставный фонд»;
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.
Конечное сальдо (Ск) в пассивном счете определяется по формуле:
11. Общая характеристика и структура активно-пассивных счетов бухгалтерского учета
Активно-пассивные счета носят смешанный характер, однако в конечном счете записи хозяйственных операций в них соответствуют общему правилу деления счетов на активные и пассивные.
В зависимости от характера совершаемых хозяйственных операций на этих счетах остатки могут быть либо по дебету, либо по кредиту или одновременно и дебетовыми, и кредитовыми.
Остатки по таким счетам могут быть отражены в активе или в пассиве баланса.
Для определения сальдо в активно-пассивных счетах используются данные аналитического учета. Сальдо выводится по каждому дебитору и кредитору, а затем определяется итоговый остаток по дебету и кредиту счета.
Схема активно-пассивного счета
Примеры активно-пассивных счетов: «Расчеты с разными дебиторами
«Расчеты с учредителями» и др.
Классификация документов
Для облегчения изучения и использования в учетной практике большое разнообразие первичных документов классифицируется по следующим признакам:
— назначению | · распорядительные; · оправдательные (исполнительные); · бухгалтерского оформления; · комбинированные |
— последовательности (времени) составления | · первичные; · сводные (авансовый отчет); · производные; · промежуточные; |
— способу использования или степени охвата хозяйственных операций | · разовые (кассовые ордера); · накопительные (лимитно-заборные карты); |
— количеству позиций (строк) | · однострочные; · многострочные; |
— месту составления | · внутренние; · внешние; |
— форме | · типовые (унифицированные); · специализированные; |
— способу заполнения | · вручную; · на пишущих машинах; · на персональном компьютере; |
— воспроизведению информации | · подлинники (финансы); · копии; · выписки из документов; |
— срокам хранения | · текущего срока хранения (от 1 до 5 лет); · постоянного хранения. |
20. Организация документооборота. Обработка документов
Документирование хозяйственных операций заключается в восприятии данных об операции (подсчет, измерение) и занесение полученных данных в документ (заполнение его реквизитов).
Создание совокупности первичных документов представляет собой первичный учет. Первичный учет — это комплекс приемов по восприятию исходной информации и регистрации ее в документах.
Первичный учет может осуществляться ручным и автоматизированным способом.
Состояние (т.е. достоверность и своевременность) первичного учета зависит от обеспеченности организации разнообразными техническими средствами для подсчета и измерения количественных величин.
Следовательно, первичный учет — это организованная система наблюдения, измерения, регистрации данных о хозяйственных организациях и других фактах хозяйственной деятельности, используемая для принятия управленческих решений.
Необходимо не только правильно оформлять документы, но и своевременно представлять их для обработки, т.е. должен выдерживаться график документооборота.
Документооборот — это движение документа от момента его составления через все стадии учетной обработки до передачи на хранение.
В организации должен быть разработан план-график документооборота, где указываются сроки сдачи в бухгалтерию документов для обработки (по их видам) с указанием ответственных лиц. План-график документооборота предусматривает равномерную нагрузку не только учетного аппарата, но и всех других работников, связанных с первичным учетом.
План-график документооборота разрабатывает главный бухгалтер. Он же осуществляет контроль за его выполнением.
В каждой организации должна быть разработана система управления документооборотом, включающая:
* разработку положения о бухгалтерской службе;
* составление должностных инструкций учетному аппарату;
* составление плана-графика документооборота;
* создание технологии обработки учетной информации;
* разработка номенклатуры дел для текущего и постоянного хранения.
Обработка документов в бухгалтерии
— по форме | · установление всех реквизитов; · подписей; · подчисток, неоговоренных исправлений; |
— по существу | · законность хозяйственной операции, соответствие действующему законодательству; |
— арифметическая проверка | · правильность подсчетов, выделения итогов, вычисления процентов. |
Обработка проверенных и принятых бухгалтерией документов включает в себя следующие этапы:
— таксировка | определение денежной оценки хозяйственной операции, отраженной в документе (т.е. перевод натуральных и трудовых измерителей в денежные); |
— группировка | объединение документов по однородным признакам за определенный период; |
— контировка | указание в документе взаимосвязи между счетами, вытекающей из содержания документа (т.е. это проставление корреспонденции счетов). |
После проставления корреспонденции счетов документы используются для записи операций по сетам в учетные регистры.
Обеспечение сохранности документов и форм отчетности возложено на руководителя организации.
После составления бухгалтерской отчетности первичные документы передаются на хранение. Время хранения документов определяется специальным перечнем, в котором по конкретным видам документов установлены сроки хранения.
Документы постоянного хранения передаются в ведомственные и государственные архивы.
Изъятие документов у организации может производиться только на основании постановлений органов дознания и судов. Изъятие оформляется актом, копия которого вручается под расписку должностному лицу организации. С разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие, главный бухгалтер (другое должностное лицо) может снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия.
Виды учета и их характеристика
Система хозяйственного учета включает три взаимосвязанных вида учета:
Оперативный учет — система текущего наблюдения и контроля за отдельными фактами с целью управления ими при их совершении. Основные измерители — натуральные и трудовой.
Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабах предприятий, отрасли, региона, страны. Измерители — натуральные, трудовой, денежный.
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
2. Определение, предмет и объекты бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Особенности бухгалтерского учета:
* документальное обоснование фактов;
* непрерывное и сплошное их отражение;
— применение особых способов обработки данных (счета, двойная запись, баланс и др.).
Основные функции управления — контроль и регулирование, выполнение которых зависит от информационного обеспечения. Бухгалтерский учет формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер деятельности организации, которая используется для принятия управленческих решений, сущность которых заключается в:
* планировании целей действий;
* контроле за их выполнением;
* оценке принятых решений.
Предмет бухгалтерского учета — упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, по источникам их образования, хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении.
Содержание предмета бухгалтерского учета обусловлено сущностью учитываемых объектов, а состав объектов зависит от формы собственности и особенностей отраслей экономики.
Объекты бухгалтерского учета:
* имущество (хозяйственные средства, активы);
* источники формирования имущества (средств, активов);