Что такое вид в биологии 7 класс кратко определение кратко
§ 2. Вид — основная единица систематики
1. Какие основные систематические группы растений и животных вы знаете? 2. Кто из учёных впервые использовал вид как основную единицу систематики?
Что такое вид
Нас окружает множество разнообразных организмов, и каждый из них принадлежит к какому-нибудь виду. Когда мы говорим, например, о клевере, мы подразумеваем растение определённого вида (см. рис. 1).
Организмы, относящиеся к одному виду, не только сходны по строению и жизнедеятельности, но и могут скрещиваться и при половом размножении давать плодовитое потомство. Организмы, относящиеся к разным видам, как правило, даже если живут рядом, не скрещиваются между собой. Так, большой пёстрый дятел и малый пёстрый дятел, совместно обитающие в лесу, не скрещиваются между собой.
Вы уже знаете, что каждый вид занимает в природе определённую географическую территорию, область распространения. Она может быть большой или маленькой, сплошной или прерывистой. Например, пихта сибирская встречается повсюду в зоне тайги, где условия жизни для неё благоприятны. Область распространения пицундской сосны представлена Черноморским побережьем Кавказа, но и здесь вид встречается неравномерно, группами или одиночно. Есть виды, распространённые повсеместно (одуванчик лекарственный)у а есть виды, которые встречаются редко (венерин башмачок).
Критерии вида
Каждый вид живых организмов можно описать совокупностью характерных черт, свойств, которые называют признаками. Признаки, с помощью которых можно отличить один вид от другого, называют критериями вида. Организмы одного вида сходны, а разные виды различаются по признакам внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения, развития, поведения, распространения, местообитания, образа жизни. Наиболее заметный признак вида — сходство внешнего и внутреннего строения организмов (морфологический критерий). Рассмотрите виды синиц (рис. 2). Без особого труда можно заметить их внешние различия.
Конспект урока по биологии 7 класс «Вид»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цель: формирование у учащихся общих представлений о понятии «биологический вид»
Продолжить формирование представлений об организации живой природы;
изучить основные признаки (критерии) вида и сформировать у учащихся представление о понятии «Вид»;
раскрыть значение популяции как формы существования вида.
Продолжить развитие у учащихся умений обобщать и систематизировать знания; продолжить развитие навыков самостоятельной работы и самоанализа у учащихся.
Воспитывать бережное отношение к природе.
называть, приводить примеры близких видов, организмов одного и разных видов;
определять понятия по теме урока;
описывать общие признаки вида, взаимоотношения между особями в одной популяции.
Основные термины и понятия: вид, популяция, ареал.
Ресурсы: учебник (стр.10-11), ЭОР, фотографии, отображающие взаимоотношения особей в популяциях, гербарные экземпляры близких видов.
Тип урока: изучение нового материала.
Проверка домашнего задания.
Рабочая тетрадь Биология. 7 класс. Задорожный К.Н выполнить задания 5, 6, 9Стр 2-3.
Изучение нового материала
А) Организм и вид – различные уровни организации живой природы.
— Ребята, давайте с вами вспомним, какие существуют уровни организации живой материи?
— Что такое организм?
— В какую единицу объединяются отдельные особи?
— Как вы думаете, организм и вид относятся к одинаковым уровям организации живого? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Каждый организм, с одной стороны, состоит из специализированных подчиненных ему систем организации (органов, тканей и т. д.), с другой — сам является относительно изолированной единицей в составе надорганизменных биологических систем (видов, биогеоценозов и биосферы в целом).
Организм состоит из различных компонентов — органов,но одновременно благодаря их взаимодействию он целостен. Вид также представляет собой целостную систему, хотя его образуют отдельные единицы — особи, однако их взаимодействие и поддерживает целостность вида. Существование жизни на всех уровнях обеспечивается структурой низшего ранга. Например, характер клеточного уровня организации определяется субклеточным и молекулярным уровнями; организменный — органным; тканевым, клеточным; видовой — организменным и т. д.
То есть, делаем вывод : Организм и вид относятся к разным уровням организации живой природы.
Б) Общие признаки особей одного вида
Критерии вида – это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.
Морфологический – внутреннее и внешнее строение.
Физиолого-биохимический – как работают органы и клетки.
Поведенческий – поведение, особенно в момент размножения.
Экологический – совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т.п.)
Географический – ареал (область распространения), т.е. территория, на которой живет данный вид.
Генетико-репродуктивный – одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.
Задание на закрепление: сравните два вида – бурый медведь и белый медведь. Скажите, они относятся к одному виду?
— Ребята, запишем определение, что такое ВИД.
ВИД – это основная структурная единица в системе живых организмов. Особи одного вида обладают общим планом внешнего и внутреннего строения, свободно скрещиваются, дают плодовитое потомство и населяют определенную территорию.
В) Популяция – часть вида
Особи любого вида распространены в пределах ареала неравномерно, как бы островами, т. е. густонаселенные участки сменяются редконаселенными. В лесостепи Западной Сибири береза распространена островами рощи, леса в степи. В средней полосе европейской части СССР береза встречается сгущениями. На 1 км 2 в чистых березняках растут тысячи деревьев, в смешанных лесах – несколько сотен. Такие сгущения чередуются с лугами, где на 1 км попадаются единичные березы.
Неравномерность распределения особей одного вида в ареале связана с различиями в условиях жизни, сложившимися в разных его участках (микроклимат, кормовые объекты, почва, другие виды и т. п.). Виды, жизнь которых связана с древесной растительностью, занимают в ареалах лесные участки. Колонии европейского крота встречаются на лесных опушках и лугах, жгучая крапива растет по канавам, огородам, около дорог.
Особи одного вида живут не поодиночке, а группами; между особями в таких группах на протяжении длительного времени сформировались сложные взаимоотношения. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует о определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называют популяцией. Это элементарная структура вида, в форме которой он существует.
Что же объединяет особей в одну популяцию? Главный объединяющий фактор – это свободное скрещивание особей друг с другом. Особи одной популяции обладают большим сходством во всех свойствах и признаках по сравнению с особями даже соседней популяции того же вида. Возможности встречи особей разного пола и их скрещивания внутри популяции значительно выше, чем между особями соседних популяций.
Смешиванию популяций препятствуют различные барьеры: географические – горы, реки, моря, климат, почвы; биологические – у животных, например, некоторые различия в строении полового аппарата, сроках спаривания и гнездования, инстинкте сооружении нор и гнезд, поведении в период спаривания; у растений – в периоде цветения и опыления, в скорости прорастании пыльцы в отношениях с насекомыми-опылителями. Все сказанное о популяциях относится главным образом к двуполым животным и к растениям с перекрестным опылением.
Различии между популяциями одного вида хорошо винны на следующем примере. Широко распространенный вид окунь обыкновенный в крупных озерах образует две популяции. Одна популяция живет в прибрежной зоне, особи питаются мелкими животными, растут медленно. Другая популяция обитает на большой глубине, особи питаются рыбой и их икрой, растут быстро.
Г) Значение объединения особей в популяции и виды.
Особи в популяции различаются по полу (мужские, женские), возрасту (зачатки, новорожденные, молодые, взрослые и старые), по взаимодействию с окружающей средой.
Такое объединение взаимодействующих особей позволяет рассматривать популяцию как особую живую систему со свойствами надорганизменного характера.
Для совместной жизни большое значение имеет комплекс приспособлений, обеспечивающий контакт между ними или, наоборот, предотвращающий столкновения.
Особи, составляющие популяцию, непрерывно обмениваются информацией (наследственной, биохимической, деятельностной, сигнальной) – формирует целостность популяции как биосистемы в пространстве и во времени.
Вывод: (делают ученики)
Рабочая тетрадь Биология. 7 класс. Задорожный К.Н выполнить задания 2, 3,4 Стр 2.
— По каким признакам отличают один вид от другого?
— Почему виды состоят из популяций?
— Как взаимосвязаны особи в популяциях?
5. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
7. Домашнее задание: параграф 2, стр 10-11, читать. Сравнить 2 вида – дуб пушистый и дуб скальный.
Вид (биология)
Вид (лат. species ) — таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Вид — реально существующая генетически неделимая единица живого мира, основная структурная единица в системе организмов, качественный этап эволюции жизни.
Содержание
Долгое время считалось, что любой вид — это закрытая генетическая система, то есть между генофондами двух видов нет обмена генами. Это утверждение верно для большинства видов, однако из него есть исключения. Так, к примеру, львы и тигры могут иметь общее потомство (лигры и тиграны), самки которого плодовиты — могут рожать как от тигров, так и львов. В неволе скрещиваются и многие другие виды, которые в природных условиях не скрещиваются из-за географической или репродуктивной изоляции. Скрещивание (гибридизация) между разными видами может происходить и в природных условиях, особенно при антропогенных нарушениях среды обитания, нарушающих экологические механизмы изоляции. Особенно часто гибридизуются в природе растения. Заметный процент видов высших растений имеет гибридогенное происхождение — они образовались при гибридизации в результате частичного или полного слияния родительских видов.
Один вид можно отделить от другого по пяти основным признакам.
Каждый вид представляет собой генетически замкнутую систему, репродуктивную изолированную от других видов.
В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Реально вид существует именно в виде популяций.
Виды бывают монотипическими — со слабо дифференцированной внутренней структурой, они характерны для эндемиков. Политипические виды отличаются сложной внутривидовой структурой.
Внутри видов могут быть выделены подвиды — географически или экологически обособленные части вида, особи которых под влиянием факторов среды в процессе эволюции приобрели устойчивые морфофизиологические особенности, отличающие их от других частей этого вида. В природе особи разных подвидов одного вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.
Вид представляет собой важнейшую таксономическую категорию не только для систематики, но и для всей биологии вообще…
К сожалению, вид, как, впрочем, и все другие таксономические категории, с трудом поддаётся сколько-нибудь точному логическому определению. Очень трудно, в частности, дать такое определение вида, которое одинаково хорошо подходило как к растениям, размножающимся половым путём, так и к растениям, размножающимся бесполым путём. В одном случае вид представляет собой систему популяций, а в другом случае он есть система клонов.
Название вида
Научное название вида биномиально, то есть состоит из двух слов: названия рода, к которому принадлежит данный вид, и второго слова, называемого в ботанике видовым эпитетом, а в зоологии — видовым названием. Первое слово — существительное в единственном числе; второе — либо прилагательное в именительном падеже, согласованное в роде (мужском, женском или среднем) с родовым названием, либо существительное в родительном падеже. Первое слово пишется с заглавной буквы, второе — со строчной.
Иногда используются также записи для обозначения неопределённых таксонов в ранге вида:
Что такое вид в биологии – определение и примеры кратко (5 класс, биология)
Понятие биологического вида
Сначала дадим определение данному понятию. Вид — это совокупность близких по происхождению организмов, относительно схожих по морфологическим и физиологическим признакам, способных свободно скрещиваться между собой, давать плодовитое потомство и занимающих определённый ареал в природе.
Вид по сравнению с отдельным организмом существует намного дольше. Некоторые виды насчитывают тысячи и даже миллионы лет существования.
Признаки принадлежности к одному виду
Определить, что тот или иной живой организм принадлежит к определённому виду, помогут следующие признаки.
Если кратко, особи одного вида:
Особи, принадлежащие к одному виду, имеют общее происхождение. Поэтому они похожи внешне, но отличаются от других видов, даже близкородственных. Для сравнения можно взять северного оленя и лося.
Рис. 1. Лось и северный олень.
Особи одного вида сходны анатомически и физиологически. В качестве примера можно взять бурых медведей с характерной зимней спячкой.
Особи разных видов обычно не скрещиваются. Скажем, пихта и лиственница, разные виды дятлов (большой пёстрый и малый пёстрый) гнездятся рядом, но смешанных пар не образуют, не скрещиваются.
Известны примеры, когда человеку удавалось получить потомство от скрещивания разных видов. Среди них хорошо известный гибрид лошадь и осла — мул. Но в естественных условиях такого не случается. И, кроме того, потомки-гибриды, как правило, бесплодны. Если же потомство и появляется, то все равно не выдерживает дальнейшего естественного отбора.
Рис. 2. Мул и лошак.
Каждый вид обладает своим ареалом (лат. area — площадь) — территорией, в границах которой встречаются его представители. Различают ареалы сплошные и прерывистые, которые включают несколько отдельных территорий.
Рис. 3. Ареал клюквы.
О том, что такое вид в биологии, можно рассказать в докладе на уроке в 5 классе.
Что мы узнали?
Вид — группа организмов, схожих по определённым признакам. Биология изучает, какие существуют виды живых организмов, чем они отличаются, по каким признакам можно определить принадлежность особей к одному виду. Существуют различные биологические барьеры, позволяющие сохраняться видам в чистоте и поддерживать разнообразие, присущее живой природе.
Вид (биология)
Вид — это совокупность близких по происхождению организмов, относительно схожих в морфофизиологическом отношении, способных скрещиваться между собой, давать потомство и занимающих определённый ареал в природе.
Вид, в отличие от организма, существует более длительное время. Продолжительность существования некоторых видов исчисляется тысячами и миллионами лет.
К одному виду относятся все сходные организмы, между которыми возможно свободное скрещивание. Например, любые волк и волчица могли бы образовать пару и принести полноценное потомство. Волк не похож на тигра, да и скрещивание между ними невозможно, — следовательно, это разные виды. Иногда в неволе удается скрестить разные виды, — например, лошадь и осла, — но, во-первых, в природе этого не происходит. Во-вторых, такие потомки (гибриды), как правило, не способны к размножению. А если и способны, то в дальнейшем не выдерживают борьбы за существование.
1.5. Виды оленей: а) лось; б) северный олень
Терминология
Положительная сторона данного определения состоит в том, что оно трактует в качестве вида совокупность скрещивающихся между собой и размножающихся организмов. Однако не следует забывать, что не все организмы размножаются половым путём. В природе существуют организмы, способные размножаться бесполым путём. Отсюда следует, что в биологической науке ещё не сформулировано определение вида, охватывающее специфические признаки и свойства всех видов организмов. В связи с этим на практике для разграничения видов используются следующие критерии.
Общие признаки (критерии) вида
Особи одного вида происходят от одного предка. Поэтому они имеют сходное внутреннее и внешнее строение, сходно у них протекают процессы жизнедеятельности. Особи вида скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство, имеют приспособления к жизни в определённых условиях среды в пределах ареала.
Внешнее строение
Особи, принадлежащие к одному виду, имеют общее происхождение. Поэтому они похожи внешне. Особи разных видов различаются внешним строением. Так, северные олени и лоси — это разные виды оленей, они различаются размерами, окраской шерсти, формой головы, туловища, рогов.
При описании новых видов не раз происходили ошибки: самцы и самки одного и того же вида внешне могут различаться. В своё время даже великий Карл Линней ошибся, описав самца и самку утки кряквы как разные виды.
Политипичность
Каждый вид растения и животного представлен более или менее отличающимися друг от друга особями. Так, например, длина тела божьих коровок, обитающих в одной и той же местности, составляет от 5,5 до 8 мм, окраска варьирует от светло- до темно-коричневой, а величина и форма крапинок колеблется от почти незаметных до ярко выраженных. Точно так же, к примеру, и вредители картофеля — колорадские жуки, распространённые на одной территории, по своим размерам намного крупнее жуков, обитающих на другой территории. Такое относительное разнообразие можно наблюдать и у других видов растений и животных. Следовательно, каждый вид является политипическим.
Внутреннее строение
Особи одного вида имеют сходное внутреннее строение. Сходно протекают у них и процессы жизнедеятельности. Например, у всех бурых медведей в начале зимы замедляется обмен веществ, и они впадают в зимний сон.
Способность скрещиваться
Организмы, принадлежащие к одному виду, способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство. Так, растения, принадлежащие к одному виду Ольха, могут опылять друг друга. В результате происходит оплодотворение, развиваются плоды и семена. Особи разных видов, как правило, не скрещиваются. Например, сосна и ель, разные виды дятлов (большой пёстрый и малый пёстрый) обитают совместно, но не способны скрещиваться между собой.
Ареал
Каждый вид имеет свой ареал (лат. area — площадь) — территорию, в пределах которой распространены его особи. Ареал может быть сплошным или прерывистым, распадаться на несколько изолированных территорий.
В пределах ареала особи каждого вида занимают определённые места обитания. Например, в пределах своего ареала (умеренный пояс Евразии и Северной Америки) клюква растёт на торфяных болотах.
Названия видов
Вся история человечества связана с накоплением знаний о растениях, животных и грибах. Однако долгое время единого подхода к названиям видов живых организмов не было. Это затрудняло их изучение и описание. Решить проблему удалось шведскому учёному Карлу Линнею. Он предложил присвоить всем видам организмов двойные латинские названия. Первое слово — существительное — показывает принадлежность к роду. Второе слово — прилагательное — собственно видовое название, позволяющее отличить данный вид от других видов того же рода. Введение двойных латинских названий позволило учёным всего мира понимать друг друга, способствовало развитию биологической науки.
Например, Крапива двудомная Urtica dioica (Уртика диоика) и Крапива жгучая Urtica urens (Уртика уренс) — два разных вида одного рода — Крапива (Urtica).
Популяция — часть вида
Условия среды обитания в пределах ареала вида неодинаковы. Поэтому особи вида живут в наиболее благоприятных для жизни местах. В результате вид распадается на группы особей — популяции, занимающие свою территорию внутри ареала.
Растения одной популяции воздействуют друг на друга. Они выделяют различные вещества в почву через корневую систему и в воздух через листья. В популяции более успешно происходит опыление, так как повышается вероятность переноса пыльцы с цветков одного растения на цветки другого.
Животные одной популяции могут жить поодиночке или образовывать семьи, стада, стаи, колонии. В таких объединениях можно быстрее заметить приближающегося хищника и защититься от него. Совместно легче поймать добычу, обнаружить источник пищи и воды. В семье ярко проявляется забота родителей о потомстве, что способствует длительному существованию популяций и вида в целом.
Чем больше популяций входит в состав вида, тем лучше выражена его приспособленность к разным условиям среды обитания. Процветающие виды состоят из большого числа популяций. Вымирающие виды представлены одной-двумя популяциями.
Развитие биологических видов
Видообразование
Виды и популяции возникают в эволюционном процессе под воздействием определённых экологических взаимоотношений.
Когда-то, давным-давно, у кошек и собак был общий предок. Одни из тех древних хищников вели скрытный образ жизни и нападали из засады; другие предпочитали охотиться, преследуя свою добычу. Шли годы, и из этих хищников выживали немногие лучшие. Те из них, кто специализировался на засадах, и стали предками кошек; те же, кто совершенствовал способы преследования, дали начало собакам. Каждый из них приобретал свой набор приспособлений и становился все более непохож на другого. Потомки некой древней кошки попали в разные условия, и их облик изменился. Те, что жили в открытой саванне, превратились во львов, обитатели густых приречных камышей стали тиграми, а жители заснеженной тайги — рысями. Рысь, тигр, лев, кошка, волк, шакал — это различные виды, и, тем не менее, они больше похожи друг на друга, чем каждый из них — на собаку или волка. Сходство это отражает степень их родства: общий предок всех кошек жил на Земле позднее, чем общий предок кошек и собак. Эти родственные отношения можно отразить в виде родословного древа.
Филогенез
Филогенез (от греч. phylon — племя, род, вид и genesis — происхождение) — это процесс исторического развития мира организмов и отдельных его видов, групп.
Видовое разнообразие
Общий предок был некогда у кошки и собаки, у кошки и мыши. Кошка отличается от мыши гораздо сильнее, чем от собаки, значит, их родство более отдаленное. То есть общий предок кошки и мыши жил в еще более древние времена, когда звери еще не разделились даже на хищных и грызунов. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Все живые существа — родственники, вопрос лишь в степени родства. Кошки, собаки и мыши принадлежат к классу млекопитающих и унаследовали от общего предка такие признаки, как шерсть и млечные железы для выкармливания детенышей. Общий предок птиц и млекопитающих принадлежал к наземным позвоночным, называемым четвероногими. От него все они унаследовали такие общие признаки, как две пары конечностей (у птиц передняя пара превратилась в крылья) и легочное дыхание. Общий предок четвероногих и рыб принадлежал к типу позвоночных; он имел внутренний скелет — позвоночник и череп. А вот таракан — насекомое; с позвоночными его связывает чрезвычайно отдаленное родство. Можно лишь сказать, что общий предок позвоночных и насекомых был многоклеточным животным — и это все. Более отдаленным будет лишь родство позвоночных с одноклеточными животными амебами и инфузориями.
У дельфина вместо ног у него плавники и хвост почти что рыбий. Можно ли считать его родственником рыб? Нет, дельфин — морское млекопитающее. Он дышит легкими и выкармливает детенышей молоком. То есть дельфин — ничуть не более близкий родственник рыб, чем кошка и мышь. Черты его сходства с рыбами возникли как приспособление к водному образу жизни. Любой организм имеет как признаки, унаследованные от далеких предков (в данном случае — легкие и млечные железы), так и черты, возникшие как сравнительно недавние приспособления к современным условиям жизни (плавники и хвост). О родственных связях организма судят как раз по «древним», унаследованным, признакам. Однако иногда отличить одни признаки от других не так просто, как в случае с дельфином и рыбой. Этим занимается специальный раздел биологии — сравнительная анатомия.
Вымирание (исчезновение) видов
В настоящий период усиливается процесс исчезновения отдельных видов животных и растений под воздействием человека, что требует выработки необходимых мер по предупреждению его негативных последствий.