Что такое вифлеемская звезда как объяснить
Вифлеемская звезда: чудо или астрономическое явление?
На самом деле, Вифлеемская звезда является мистическим феноменом, покрытым тайнами и загадками. Можно сказать, что чудесное небесное явление. Конечно, каждый в праве выбирать во что ему верить.
Вифлеемская звезда
Связь с религией
Прежде всего, про неё стало известно именно из религиозных текстов.
Как описывает Евангелие от Матфея, волхвы увидели светило на восходе (на востоке). Они решили, что в этот момент на свет появился Иудейский царь. И тогда отправились они за этим светилом в Иерусалим.
Правда, выяснив, что царь Ирод, правитель Иерусалима, не ждал потомства, звездочёты направились в Вифлеем Иудейский. Ведь чудесное явление направляло их именно туда.
Наконец, волхвы остановились прямо под тем местом в Вифлееме, где на небе находилась яркая звезда. И обнаружили младенца с Матерью Его, Марией. Как вы поняли, нашли они Иисуса Христа. Тогда мудрецы преклонились перед Ним и принесли дары.
…волхвы занимались наукою о звёздах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлёк ко Христу.
Поскольку в писании больше не упоминалось про Вифлеемскую звезду, следовательно, она исчезла внезапно, также как и возникла. По крайней мере, так принято считать.
Как оказалось, в ветхозаветной Книге Чисел прорицатель Валаам предсказывал чудесное событие, ставшее пророчеством для верующих людей.
Восходит звезда от Иакова, и восстаёт жезл от Израиля…
Скорее всего, он описывал открытое небо и знак, который укажет на пришествие сына Господня. По крайней мере, православные люди в это верят.
Что же такое Вифлеемская звезда
Стоит отметить, её часто описывали и называли хвостатой. Исходя из этого, а также других описаний, возникла версия о том, что волхвы наблюдали в небе астрономическое явление.
Правда, о том, какое именно споры ведутся и по сей день. Одни считают, что это была комета. Во-первых, потому что это космическое тело способно образовать хвост из пыли и газа. Во-вторых, кометы всегда связывали с яркими событиями в истории человечества.
А вот Кеплер выдвинул предположение о параде планет. Он считал, что иерусалимские жрецы наблюдали период, когда Юпитер, Сатурн и Марс прошли по одной прямой от Солнца.
Вдобавок, существуют мнения, что Вифлеемская звезда была вспышкой новой или сверхновой звезды. Потому что в это время, вполне возможно, происходили данные астрономические явления.
Несмотря на то, что учёные пытаются объяснить феномен научными способами, его действительность не совсем понятна. Кроме того, многие верят, что научные доводы не являются истиной. Они, правда, считают, что нет, то была божественная и ангельская задумка. Возможно, так Бог украсил и обозначил время и место, когда родился его младенец, сын Божий. А затем, выполнив свою миссию, светило исчезло.
В действительности, никто не знает, что именно увидели волхвы. Потому как, это события давно минувших лет. Бесспорно, каждый верит в то, что ему ближе.
Между прочим, некоторые церковные деятели признали вероятность научного обоснования феномена, который наблюдали в Вифлееме.
Почему Вифлеемская звезда так называется
Собственно говоря, название связано с тем, где находится Вифлеемская звезда. Поскольку она оказалась расположенной прямо под городом Вифлеем, то её стали именовать в честь этого места.
Так как появление светила ознаменовало Рождество Христово, то её часто называют Рождественской звездой.
Что важно, её главная особенность в том, что православная Вифлеемская звезда для людей верующих остаётся знаком появления Иисуса Христа.
Описание и значение вифлеемской звезды
У православных христиан, как и у других религиозных общин, своя атрибутика. Вифлеемская звезда — один из них. Значение этого символа наиболее удачно классифицирует Православие. Звезда также называется октограммой — символ рождения Иисуса Христа в Христианстве. В библейском писании изложено, что она засияла на небесах во время рождения на свет Великого Мессии.
Описание артефакта
Вифлеемская звезда — святыня, которая помещена в скале, расположенной под Базиликой Рождения Христова в Израиле, где по преданиям родился Иисус. Выглядит, как серебряная четырнадцитилучевая звездочка, что вмонтирована в мраморный пол, в месте, где отмечено появление на свет сына Господа Бога. Сам символ 8-конечной звезды, используемый в разных целях, также именуют октограммой.
История возникновения
В Евангелии это необъяснимое явление на небесах, принятое пророками за «звездочку» при ее мерцании на восходе. Посчитав, что рожден царь иудеев, волхвы решили пойти в Иерусалим, дабы принести подарки и удостоить своим поклоном Спасителя. Звезда указывала направление, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Изначально она имела 5 лучиков соответственно количеству нанесенных ран Иисусу. Она являлась символом здоровья. Но все же главным ее смыслом было то, что она олицетворяла человеческую сущность Христа. Во времена эпохи Возрождения ее связывали с оккультными науками и перевернутый вид считался символом Дьявола, но христиане отождествляли этот вариант с перерождением Сына Божьего.
Что значит?
Нумерологи относят цифру 8 к бесконечному либо беспрестанному произведению мироздания. Это напоминает о непрерывном круговороте энергии в природе. Часто изображение артефакта можно лицезреть на иконках и другой церковной атрибутике. Основное значение символа — появление на свет Сына Божьего. В Православии его связывают с Богородицей и именуют ее звездой. А также обозначение трактуют как знаки эдема и окончательного воссоздания, бесконечность, несгибаемость и выход за пределы этого мира. На этот момент октограмма считается напоминанием о неразрывном союзе между духовными и материальными оболочками, может стать связью между людьми и богом за счет благородных дел и поступков.
Где еще используется?
Восьмиконечная звезда найдена в разных религиях и культурах и является отождествлением баланса, творения и устоев. В Латвии и Финляндии олицетворяет все светлое, славное и перерожденное. В древнем Египте символ считали божественным знаком. А также его можно повстречать на гербах Карелии, Колумбийском и Перуанском. У флагов Великобритании и Филлипин тоже есть подобная символика. В Европе и России она выступает, как орденский знак.
Октограмму в различных учениях считают отображением гармонии материи и духа.
Значение в религии
В религиозном понятии такая звездочка именуется Вифлеемской или Рождественской, и означает произведение на свет Сына Божьего. Священное писание говорит, что именно она зажглась на небе после рождения Иисуса Христа, показывая волхвам, желающим преподнести ему подарки и поклон, путь к его местонахождению. В религиозных кругах артефакт означает гармонию соединения духа с материей. И если к ней приглядеться, то получится увидеть два объединенных креста внутри, что олицетворяет равенство и единство элементов.
Значимость знака на Руси
Октограмма известна у славян издавна. Еще во времена язычества восьмиконечная звезда означала пребывание самого главного божества. Ее изображали на воинских флагах, одежде и разных бытовых предметах и считали символом богини Лады. Она являлась знаком небесного и солнечного света. Позже в православной древней Руси ее стали рисовать на иконках и других церковных принадлежностях, а также использовать как атрибут, с которым отмечают Рождество Христово.
Применение
Вифлеемская звезда применяется как:
Как сделать амулет самостоятельно?
Изготовить Вифлеемскую звездочку собственноручно довольно легко. Для этого понадобятся вещи, находящиеся в любом жилье. Можно вырезать из пенопласта — на листе начертить две окружности размером 20 и 40 см и провести на равном от центра расстоянии 7 линий, разделив их пополам. Так получатся основания лучей. Затем прямыми линиями соединить концы лучиков и вырезать заготовку звезды. Украшается как угодно в зависимости фантазии и желаний.
Возможно изготовление амулета из плотной бумаги. Для этого вырезаются 2 пятиконечные звездочки. На первой по прямой делается надрез сверху до центра, а на второй снизу, и соединяется по надрезам. Восхитительно смотрится, если взять для поделки разноцветную бумагу, либо раскрасить октограмму самостоятельно.
Откуда взялась Вифлеемская звезда?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары — золото как Царю, ладан — как Богу, и смирну — как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.
Поклонение волхвов. Джорджоне, 1504
Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?
Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.
А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?
Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.
Иоганн Кеплер (1571–1630)
Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.
Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.
Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».
Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.
Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.
Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя.
К небесным явлениям человек может относиться по-разному, но среди них есть то, которое имеет особое мистическое значение для населения большинства стран. Им считается Вифлеемская звезда – не только дар космоса, но и один из важнейших христианских символов существования бога.
Что такое Вифлеемская звезда?
Символ религиозного поклонения, согласно библейским текстам, был замечен волхвами на востоке и побудил их отправиться в путь. Вифлеемская звезда – это знак рождения Христа, благодаря которому все узнали, что родился царь Иудейский. Волхвы пришли в Иерусалим, но младенца там не нашли. Знаки направили их дальше – в Вифлееме Иудейском путеводная звезда остановилась над Марией и позволила преподнести дары Иисусу. За это она попала в множество жизнеописаний святых, художественную литературу, была воплощена на картинах и иконах.
Вифлеемская звезда в православии
Звезда пришла в русское православие из Византии как символ Богоматери и ее сына Христа. Эта религия признает восьмиконечный знак Бога, излучающий свет Вифлеемской звезды. Она пронизывает религию с древних времен в нескольких направлениях:
Этот эзотерический знак выражает истинный закон родовой кармы человека. Считается, что на жизнь каждого оказывает влияние тайна Вифлеемской звезды. Семь поколений, живущих до человека, оказывают сильное воздействие на его жизнь. Его мысли по той же причине скажутся на тех, кто будет жить после него. Звезда – олицетворение преемственности и взаимной ответственности поколений. Вифлеемская звезда подтвердила особенность Иисуса, его отличие от обычных людей. Между рождением иудейского царя Давида и сына Божьего прошло 14 поколений.
Как выглядит Вифлеемская звезда?
У ученых свое представление о внешнем виде культового символа. Под маяком, указавшим путь волхвам к младенцу Иисусу, они подразумевают соединение Юпитера и Сатурна или комету Галлея. Они не пытаются опровергнуть то, что утверждается в Священном Писании – лишь хотят найти разумное тому объяснение. У них нет ответа на вопрос, почему Вифлеемская звезда восьмиконечная, потому что считают, что с Земли волхвы могли увидеть серию из нескольких космических тел, наблюдаемую в 12 году до н.э. на протяжении двух месяцев.
Впервые теорию о том, что Вифлеемская звезда символизирует реальное небесное явление заговорил профессор Дэвид Хьюз из Университете Шеффилда в 1970-е годы. Он пришел к выводу, что:
Где находится Вифлеемская звезда?
Всемирно известный символ, по древней легенде, хранится на Святой Земле. Располагается Вифлеемская звезда в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В центре церкви находится грот, построенный вокруг старого колодца и названный Пещерой Рождества. По словам верующих, на его дно и упало небесное тело, которое можно увидеть и сегодня, если долго вглядываться вглубь колодезного отверстия. Помещение церкви было выстроено монахами нищенствующего ордена францискианцев в 1717 году. Пещеру украшает звезда из серебра с 14 лучами.
Во время туристического посещения Иерусалима можно приобрести Вифлеемскую звезду на цепочке или ниточке, которую предварительно освящают. Такой аксессуар массово привозят в подарок друзьям и знакомым, не задумываясь о том, можно ли носить Вифлеемскую звезду на шее. Мнения священнослужителей разделяются: часть из них вообще считает, что звезда была зажжена Сатаной, чтобы привести Ирода к Иисусу. Большинство же священников высказывает свое мнение, исходя из формы украшения:
Вифлеемская звезда: таинство рождественской звезды
Вифлеемская звезда — что это? Какое отношение она имеет к Таинству Рождества Христова? Обо всём этом Вы сможете узнать, когда прочитаете нашу статью!
Вифлеемская звезда
«Я есмь корень и потомок Давида,
звезда светлая и утренняя».
(Откр. 22:16)
В рождественский Сочельник мы с нетерпением ждем, когда загорится она — первая, самая яркая звезда, прообраз чудесного явления, описанного евангелистом Матфеем. Да и традиция украшать верхушку праздничной ёлки звездой началась вовсе не со Спасской башни советского образца, а с той же Вифлеемской звезды.
Это явление остается загадкой для астрономов, многие сотни лет о ее происхождении и природе ведутся споры, высказываются самые разные гипотезы, естественнонаучные и богословские. О ней пророчествовали Валаам («Вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» — Числ. 24:17) и Исаия («Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою… И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию» — Ис. 60:1-3). Вопрос о сущности рождественской звезды и времени ее появления связан с определением года рождения Спасителя. (Предложил вести счет «от Рождества Христова» римский монах Дионисий Малый в 525г. на основании фактов, что Иоанн начинает крестить «в пятнадцатый год правления императора Тиберия» (Лк.3:1), а он правил с 14 по 37 гг. н.э., и к моменту крещения Иисусу Христу было «лет тридцать» (Лк.3:23). Однако, если отнести рождение Спасителя к 1г. н.э., возникают противоречия с другими евангельскими указаниями: ведь Рождество было «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк.1:5, Мф.2:1), а Ирод умер в 4г. до н.э.)
А может, это была новая необычайно яркая звезда? Такой версии придерживался сященномученик Игнатий Богоносец († нач. II в.), научное обоснование дал итальянский математик и астроном Джеронимо Кардано (1501-1576 гг.), согласно его расчетам, она загорелась в созвездии Кассиопеи, вспышки ее повторяются примерно раз в триста лет, и одна из них наблюдалась в начале нашей эры. В 1977г. английские ученые Д. Кларк, Дж. Паркинсон и Ф. Стефенсон проанализировали китайские и корейские астрономические хроники за период с 10г. до н.э. по 13г. н.э. и сопоставили Вифлеемскую звезду с наблюдавшейся в течение 70 дней в 5г. до н.э. новой звездой, вспыхнувшей вблизи беты Козерога.
Могла ли Вифлеемская звезда быть кометой? Впервые эта мысль возникла у греческого философа и церковного деятеля Оригена (IIIв.): «Она была из рода тех звезд, — пишет он в сочинении «Против Цельса», — которые показываются временно и называются кометами. (…) Обыкновенно наблюдается, что при наступлении великих событий и чрезвычайных изменений на земле появляются подобного рода звезды». Научное обоснование впервые высказывает в 1907г. немецкий астроном А. Штенцель, затем она развивается нашим ученым А.И. Резниковым в статье атеистического характера «Комета Галлея: демистификация рождественской легенды (1986г.): «Согласно древним китайским хроникам, в августе-октябре 12г. до н.э. с Земли можно было наблюдать комету Галлея… в первых числах сентября комета вошла в созвездие Льва и приближалась к звезде Мелех, или Регул – «маленький царь»… Созвездие Льва связывали с именами Иуды и его колена (Быт. 49:9, Откр. 5:5). Изображение этого созвездия находилось на знаменах иудеев. Поэтому появление новой звезды в созвездии Льва вблизи Регула астрономы того времени могли расценить как знамение о рождении нового Царя Иудейского».
Однако у всех изложенных теорий есть свои недостатки: идти за обыкновенной звездой, наблюдая ее невооруженным глазом, можно сколько угодно долго, поскольку, по сути, она стоит на месте, оставаясь всегда далеко, другое дело, что в определенной части земного шара она может быть лучше видна, казаться ярче, однако как с огромной высоты она могла указать на конкретный город, мало того, небольшую пещеру, где лежал Младенец? К тому же, евангельская звезда шла, когда шли волхвы, с их скоростью, и останавливалась вместе с ними. Принять Юпитер и Сатурн за одну звезду опытные астрономы вряд ли могли, тем более что, по утверждению современных английских ученых, расстояние между ними составляло несколько диаметров Луны, следовательно, никакой особенный свет не был виден с земли. Если же это была комета или необычайно яркая звезда, как объяснить то, что в Иерусалиме ее никто не заметил? К тому же, комета Галлея была видна в 12г. до н.э., а перепись населения, указанная в Лк.2:1,2, по указу императора Августа, проводилась в 6-7 гг. н.э. во время правления Квириния в Сирии. К тому же, если относить Крещение Спасителя к 29г. н.э. (см. начало), Иисусу Христу было бы не около тридцати лет, а 42. И, наконец, стоило ли волхвам проделывать огромный и невероятно опасный путь вслед за обычным небесным явлением? «В надежде каких наград из такой отдаленной стороны они идут поклониться Царю? Если б думали, что Он будет их Царем, и тогда не было бы им достаточной причины идти. Если бы еще Он родился в царских чертогах, если бы отец Его был царем и при Нем находился, то можно было бы сказать, что поклонением родившемуся Младенцу они хотели угодить отцу, и тем заслужить себе его благоволение. Но теперь они знают, что новорожденный будет Царем не у них, а у другого народа, в стране, от них отдаленной; знают, что Он еще не в совершенном возрасте: для чего же предпринимают такое путешествие, и несут дары, притом подвергаясь в этом деле великим опасностям? (…) И какие они нашли признаки царского сана, когда увидели хижину, ясли, младенца в пеленах, и бедную мать? Кому принесли дары? И для чего? Разве было установлено и принято в обычай так изъявлять почтение всякому рождающемуся царю? Разве они обходили всю вселенную и о ком узнавали, что он из низкого и бедного состояния сделается царем, тому покланялись прежде восшествия на царский престол?» — пишет святитель Иоанн Златоуст (см. его «Толкование на святого Матфея Евангелиста», беседы VI-VIII).
С его мнения мы и начнем небольшой обзор размышлений святых отцов и богословов о загадочной звезде. По святителю Иоанну Златоусту, Вифлеемская звезда — не обыкновенное небесное тело, а невидимая разумная сила, принявшая вид звезды: «как бы звезда указала такое тесное место яслей и хижины, если бы не оставила высоту, не сошла вниз, и не стала над самою главою Младенца? (…) Итак, что их побудило и заставило выйти из дому и решиться на столь дальний путь? Звезда и божественное озарение их мысли, мало-помалу возводившее их к совершеннейшему ведению… Для чувств не было ничего там великого… чтобы ты открыто видел отсюда любомудрие волхвов, и познал, что они приступали не как к простому человеку, но как к Богу и благодетелю».
Блаженный Феофилакт Болгарский (втор. пол. XI — нач. XIIв.) прямо называет чудесную звезду «божественной и ангельской силой».
Святитель Василий Великий в «Слове на Рождество Христово» говорит: «Ни одна из уже существовавших звезд не могла обозначать это царственное Рождество. Это была необычная звезда. В самом деле, те [звезды], которые были сотворены изначально, или совершенно неподвижны, или непрестанно движутся. А эта явившаяся, кажется, обладала одновременно этими обеими особенностями. (…) Нельзя согласиться с теми, кто с излишним любопытством исследует обстоятельства Рождества и утверждает, что эта звезда была подобна кометам, которые, как принято считать, появляются на небе как раз для того, чтобы указывать на смену царей. Ведь они по большей части неподвижны, представляя собой воспламенение, заключенное в каком-то определенном месте», но та звезда исчезла из виду в Иерусалиме, а на пути в Вифлеем вновь загорелась, «она слушалась чьих-то [приказаний], служила кому-то и появлялась ради кого-то» — говорит свт. Василий.
В самом деле, могла ли обычная звезда поступить столь мудро – исчезнуть по прибытии волхвов в Иерусалим? Как объясняет преподобный Ефрем Сирин в своем «Толковании на Четвероевангелие», «для смущения Израиля Бог скрыл звезду от волхвов, дабы, когда они явятся в Иерусалим, книжники истолковали им о рождестве Его и таким образом они получили бы истинное свидетельство и от пророков, и от священников». Св. Ефрем уподобляет ее Спасителю: «Звезда, под водительством которой волхвы совершали путь, конечно, была видима им, тело же ее было скрыто: в сем качестве она подобна была Христу, Коего свет светил, конечно, всем людям, но пути шествия сокрыты были от всех людей». Также проводит параллель со случаем, бывшим с Езекией (иудейский царь, 727-698гг. до н.э.), когда в подтверждение исцеления от смертельной болезни, Господь дал знамение через пророка Исаию – солнце пошло назад, и тень воротилась на десять ступеней (4 Цар. 20:8-11, Ис. 38:2-8): «Явилась звезда, поелику пророки прекратились. Шла звезда, дабы показать, кто был Тот, к Которому устремлялись вещания пороков. Ибо как ради Езекии солнце пошло к востоку, так ради Младенца, Который был в яслях, звезда от востока пошла к западу. (…) При радостном рождении явилась радостная звезда, а во время скорбной смерти явился печальный мрак. И как Езекия чрез знамение был освобожден от смерти видимой, так и волхвы знамением освобождены были от смерти сокровенной».
Даже если предполагать, что Вифлеемская звезда была обычным небесным телом, она могла двигаться чудесным образом, вопреки естественным законам по воле Господа, ведь и по молитве Иисуса Навина Бог остановил солнце и луну во время сражения израильтян за Гаваон (Нав. 10:12-14), «скажет [Он] солнцу – и не взойдет, и на звезды налагает печать» (Иов 9:7).
Как известно, чудо требует не столько рационального научного доказательства, сколько искренней веры. «Иди со звездою, — призывает нас святитель Григорий Богослов, — принеси с волхвами дары – золото, и ливан, и смирну – как Царю, как Богу, и как умершему ради тебя. Прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами, да составится общее торжество небесных и земных Сил» («Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя»).