Что такое винтажный магазин
Винтаж: что это такое, почему это модно и где его раздобыть?
Что это такое?
Риз Уизерспун в платье от Valentino 60-х годов; Эшли Олсен в платье от Dior
Винтаж (винодельческий термин, обозначающий выдержку вина) перекочевал в мир моды в 1950-х годах. Так стали называть одежду, что пролежала в гардеробе лет 30 и сохранила презентабельный вид.
Как известно, мода циклична и дочь с удовольствием надевает примерно то, что носила в молодости ее мама. Как и хорошее вино, жемчужины от моды с годами (при должном хранении и обращении, конечно!) в цене не теряют. Это понимали модницы еще в прошлом веке.
Как сегодня мода относится к винтажу?
Джулия Робертс в платье Valentino 80-х годов; Мишель Обама в платье Norman Norell 50-х годов.
Можно сказать, что настоящая мода на винтажную одежду пришла к нам еще в 90-е. Тогда поисками сокровищ из «бабушкиного сундука» увлеклись стильные девушки по всему миру.
В 2001 году Джулия Робертс появилась на церемонии вручения «Оскара» в черно-белом винтажном платье Valentino, которое дизайнер сшил в 1982-м. Этот эпизод из миры моды окончательно утвердил винтаж, как ультрастильное направление, а сам Валентино Гаравани описал тот момент, как один из важнейших в его карьере.
С тех пор винтаж не покидает модный Олимп. Трудно поверить, но это черное платье, в котором Первая леди США Мишель Обама появилась на рождественском концерте в 2010 году, американский модельер Норман Норэлл сшил аж в 1950-х годах!
Так чем отличаются винтаж и секонд-хэнд?
Кети Пери в платье от Dolce & Gabbana
Основной критерий винтажности — возраст вещи. Ей должно быть, минимум, 20-30 лет. Одежду, созданную в последние 15-20 лет, принято считать современной.
Второй важный критерий — отражение стиля, присущего определенному периоду: винтажные предметы должны быть, как говорится, «писком» моды того времени, когда их создавали, и при этом вписываться в современные модные тенденции.
И, конечно, вещь должна быть очень качественной — не из категории дешевого масс-маркета.
Сколько стоит винтаж?
Дженнифер Лопес в винтажном платье; Риз Уизерспун в платье от Chanel
Невозможно назвать даже примерные цены винтажной одежды. Например, платье Мишель Обамы, по слухам, обошлось ей в 2500$ в винтажном бутике. При этом, до Обамы это платье никто не надевал, его никогда не выставляли на продажу. Это уже, что называется, настоящий винтажный кутюр.
И в то же время можно найти восхитительный винтаж за копейки или вовсе бесплатно: платье, сшитое для вашей бабушки в юности модной портнихой (с гладью, мережками, фестончиками и защипами) — это тоже винтаж. А вот безымянная вещь, купленная лет 20-30 назад в советском универмаге — это, конечно, очень дорогой сердцу, но все же секонд-хенд.
Почему стоит покупать винтаж?
Дита фон Тиз в платье Dior 50-х годов (слева); в платье Burberry Prorsum 40-х годов (справа).
Давайте спросим самую известную любительницу винтажных редкостей — модель и бурлеск-артистку Диту фон Тиз.
Я начала покупать винтаж, потому что не могла позволить себе дизайнерские вещи, которые мне шли и нравились. И, поняв, что многие дизайнеры, которые мне нравятся, постоянно возвращаются в своих коллекциях к 1930-м, 40-м и 50-м, стала искать подобные вещи в винтажных магазинах. Так и появился мой стиль, ставший теперь визитной карточкой.
Раз уж Дита обмолвилась про цену: писательница Трейси Толкиен (да, внучка автора «Властелина колец») в своей книге Dressing Up Vintage отметила, что если вы покупаете винтажную вещь, то со временем ее цена будет только расти. А если же вы покупаете дизайнерскую вещь из последней коллекции, то через год она потеряет до 90% от первоначальной цены. Конечно, все знают, что Hermes Birkin или Kelly — это о-очень круто и дорого. Но еще круче и дороже — винтажная Kelly, которая «помнит времена» самой Грейс Келли, в честь которой эту сумку и назвали.
Где искать винтажные вещи?
Сегодня в во всех мировых столицах есть винтажные магазины, в которых собраны вещи Dior, Chanel или Yves Saint Laurent прошлых десятилетий — это очень модно и очень, очень дорого. А если хочется найти что-то более демократичное, нужно рыскать по крошечным провинциальным и благотворительным магазинам или блошиным рынкам. Правда там, помимо простых модниц, ходят байеры тех самых винтажных бутиков и быстренько выкупают все самое интересное.
Но кто ищет, тот всегда найдет. И даже если эталонный винтаж вам не попадется, интересные вещи с историей можно увидеть здесь:
Винтаж и секонд-хенд: всё, что вы хотели знать
Мода на винтаж и секонд-хенд набирает обороты с каждым годом. Такой одеждой стали интересоваться не только люди, которые стремятся к экологичному образу жизни, но и те, кто хочет приобретать уникальные вещи с историей. Сегодня вместе с основательницей винтажного магазина Strogo Vintage Мариной Чуйкиной разбираемся, в чём же различия между секонд-хендом и винтажем, как начать покупать винтажные вещи и чьим стилем вдохновляться.
Почему не стоит покупать одежду из масс-маркета?
Чтобы решить, покупать или не покупать одежду в масс-маркете, важно быть в курсе, чем для нашей планеты обходится производство самой обычной футболки. Речь идёт об огромном количестве пресной воды, необходимой для хлопка, об истощении почвы для выращивания монокультуры, о сливе в открытые воды отработанной воды с краской для ткани, а ещё о жёстких условиях труда рабочих на фабриках и их копеечных зарплатах. Зная это, дважды подумаешь, так ли тебе нужна эта самая футболка и хочешь ли ты поддерживать своим рублём безжалостную машину массового производства одежды. Понимаю, футболки нужны всем, но на самом деле наша планета буквально забита вещами, которые несложно найти на вторичном рынке – в секонд-хендах, винтажных магазинах, чарити-шопах и на ресейл-платформах типа Avito. Другой достойной альтернативой могут стать покупки у локальных дизайнеров и тех, кто ответственно подходит к вопросам устойчивого развития планеты.
Чем винтаж отличается от секонд-хенда?
Традиционно винтажными считаются вещи, которым больше 30 лет и которые являются яркими представителями того или иного времени. И несмотря на то, что сегодня границы понимания временных рамок винтажа расширяются и во многих винтажных магазинах продаются вещи из 2000-х и даже 2010-х годов, винтаж – это всегда селектив. Это значит, что вещи, попадающие в винтажный магазин, были отобраны из множества других и они действительно особенные. За каждым винтажным магазином стоит личный вкус и авторская подача его хозяйки или хозяина, это не бездушный магазин с тоннами одинаковых вещей, это всегда про уникальную покупку у людей, которым вы доверяете. В секонд-хендах вам может посчастливиться найти винтаж, но, как правило, это единичные вещи, смешанные со множеством не представляющих серьёзной ценности старых и новых вещей, бывших в употреблении.
Про правило 5R
Refuse, reduce, reuse, repair и recycle – основа идеи ответственного потребления. Самое важное – научиться вдумчиво совершать покупки и постараться отказаться от импульсивного шопинга, то есть каждый раз перед тем, как оплатить покупку, стоит прикинуть, как и с чем вы будете эту вещь носить. Если вдруг она вам мала или велика, но в моменте вы думаете, что подстроитесь, – лучше сделать паузу хотя бы на день и спокойно решить, точно ли вы сможете ею воспользоваться. Учитывайте ликвидность ваших покупок: вещи из масс-маркета будет сложно перепродать, их можно будет отдать лишь на благотворительность или на своп, в то время как дизайнерские и винтажные вещи в случае чего будет проще передать в другие руки. Ну и конечно, не забывайте о возможности ремонта и апгрейда вещей: не выкидывайте сумочку только потому, что в пух и прах сносили ручку – ведь её легко можно заменить, придав аксессуару новую жизнь. Например, вместо короткого кожаного ремешка можно приделать длинную цепочку.
Почему винтажная одежда экологичнее?
Винтаж – это самый «зелёный» вариант шопинга, ведь, давая вторую жизнь вещи, вы, во-первых, «спасаете её от помойки», во-вторых, не поддерживаете массовое производство, и, в-третьих, вы привыкаете к идее повторного потребления сами и продвигаете её в своём окружении. Конечно, сложно и совершенно не нужно строить свой гардероб полностью из винтажа. Мне кажется, самый рациональный вариант – смешанный формат гардероба, где в равных пропорциях представлены вещи от локальных и ответственных дизайнеров, базовый секонд-хенд и стилеобразующий винтаж.
Откуда берётся винтаж в российских винтажных магазинах?
Большинство винтажных магазинов в России делают закупки в Европе и Америке: кто-то, как я, отправляется в путешествия на закупки, кто-то предпочитает онлайн-шопинг и борьбу на зарубежных аукционах. Многие проекты принимают вещи на комиссию и исследуют местные ресейл-платформы. Большинство – выискивают винтаж везде и берут лучшее из всех возможных источников. В поисках того, что я задумала, я использую все ресурсы, но больше всего люблю приехать с пустым чемоданом в Италию, взять поезд до побережья и там перемещаться день за днём по маленьким городкам в поисках винтажных блошек и элитных комиссионок, куда итальянские старушки относят роскошные сумочки своей молодости.
На что обращать внимание, если я только начинаю интересоваться винтажем?
Проще всего начинать с классных акцентов, постепенно погружаясь в разные винтажные направления. Чаще всего сценарий такой: в начале пути вы покупаете винтажные клипсы из 80-х или сумочки Prada из нулевых, потом начинаете втягиваться и покупаете одежду, но либо это что-то нарядное, либо «верха», например плащи Burberry. На последнем этапе вы уже покупаете всё что угодно в винтажных магазинах: и минималистичную шёлковую блузку, и худи, и джинсы, и купальник.
Как правильно ухаживать за винтажными вещами?
Бережная стирка на низких температурах или вручную – наиболее деликатный и экологичный вариант. Синтетика, в отличие от натуральных тканей, оставляет в воде частички пластика, поэтому при выборе вещей желательно обращать внимание на состав. Лично я выбираю полиэстер только в исключительных случаях, в основе моего гардероба – шёлк, хлопок и шерсть. В целом винтажные вещи не требуют особенного ухода, который отличается от ухода за новыми вещами. Вы также можете сдавать их в химчистку, стирать в машинке на мощном режиме, если это хлопок или искусственные материалы, а за деликатными тканями можно ухаживать как за новыми аналогичными тканями.
Хочу одеваться в секонд-хенд и винтаж. За кем я могу следить, чтобы вдохновляться стилем?
Сейчас множество стильных девушек со всего мира выбирают винтаж – от Бэллы Хадид и Ким Кардашьян до инстаграм-блогерок из Парижа или Токио. Меня очень вдохновляют, например, @annejohannsen, @loserthrift, @_ppprincesss, @susiebubble, @domescek_.
Винтажные вещи. 3 простых совета, как отличить винтаж от старья и безвкусия
Вещи с историей всегда манят людей каким-то загадочным шармом, поэтому винтаж так легко завоевывает наши сердца. Но как отличить настоящий винтаж от старья, ведь далеко не все старинные вещи называются винтажными.
Во-первых, главное отличие по-настоящему винтажной вещи в ее исключительности. Это должна быть лучшая вещь своего времени. Просто старинные вещи являются ретро, но винтажная вещь – это всегда эксклюзив, будь то сумка от Gucci, или жакет от Chanel, которому легкая потрепанность только добавит шарма. Главное то, что эта вещь была на пике популярности в свое время, и по ней можно определить эпоху.
Во-третьих, винтажные вещи нельзя путать с антиквариатом. Историки моды установили четкие временные рамки, винтаж начинается в викторианскую эпоху и заканчивается в 80-е. Однако если вы нашли оригинальный бомбер 91-го года, не спешите отбрасывать его в сторону. В настоящее время это довольно серьезное инвестиционное вложение, ведь с годами цена его будет только расти.
Крайне важен для любителей старины вопрос о том, как сочетать винтажные вещи с современными. Здесь главное воссоздать общий облик эпохи, не выбиваясь из заданных временных рамок, при этом важно помнить о мелочах ведь именно они и задают стиль.
Винтажные нюансы
Отличить настоящую винтажную одежду от искусственно состаренной дилетанту невозможно, ибо огромное количество нюансов остаются за горизонтом знаний. Навыки приходят со временем, с постоянной практикой, к тому же обязательным условием является знание истории одежды. Например, когда появилась молния, с какого времени используется в повседневном платье, каковы первоначальные ее цвета, размеры, расположение. Еле уловимые отличия позволят правильно оценить год пошива изделия. Если фасоны одежды прозрачны и интуитивно мы можем определить пик времени популярности изделий, то с ее мелкими деталями сложнее. Чтобы не ошибиться с выбором нужно учитывать:
С винтажными украшениями дела нисколько не проще. Законодателями моды во все времена были известные и обеспеченные люди. Они задают стиль жизни украшений: будь то часы, броши, колье, серьги. Украшения авторские, для их копирования необходимо разрешение, поэтому встретить нескольких дам с изумрудными серьгами в стиле Ж. Кеннеди нереально. Винтажные украшения необходимо грамотно носить, но совсем не значит, что их надо надевать раз в год. Задача винтажных украшений – каждый день превращать в праздник.
Каждое время характеризуется своеобразными дизайнерскими наработками, эксклюзивными узорами, своеобразной огранкой драгоценных камней. Приобретая стильную вещь из прошлого, вы соприкасаетесь с историей ее создания, с предшествующей эпохой.
Старое новое: зачем, как и где покупать винтаж
Сегодня все чаще говорят о том, какой урон индустрия одежды наносит окружающей среде. Например, когда вы стираете вещь из полиэстера (самый часто используемый в производстве недорогой одежды материал) в стиральной машине, микроволокна, по сути представляющие собой частицы пластика, попадают в воду, а затем — в океаны. Большинство выращиваемого хлопка обрабатывается вредными химикатами и пестицидами, которые загрязняют воздух (на органический хлопок приходится меньше 1% от всего производимого в мире объема). Также индустрия производства одежды ответственна за выброс 8% парниковых газов — примерно столько же, сколько во всем Евросоюзе.
Кроме того, крайне остро стоит проблема перепроизводства — ежегодно в мире покупается 80 миллиардов единиц новой одежды, что на 400% больше, чем два десятилетия назад. При этом большинство из этих вещей заканчивают жизнь на мусорных свалках, зачастую даже не будучи ни разу надетыми (вспомните недавний скандал с Burberry). Одним словом, в мире сейчас действительно очень много одежды, и ее объемы растут с каждым годом: мода — это прибыльный бизнес.
Возникает вопрос: зачем покупать новые вещи, от которых вы захотите избавиться к следующему сезону или которые просто придут в негодность через пару месяцев, если в наследство от прошлого нам досталось так много классных старых вещей? При этом слово «старый» относится скорее к их возрасту, нежели к визуальным качествам — на винтажных развалах и в секонд-хендах нередко встречаются ни разу не надетые вещи с бирками. Давая новую жизнь этим вещам в своем гардеробе, вы (хотя бы частично) разрываете порочный круг производства и потребления — особенно учитывая тот фактор, что 20–30 лет назад этот процесс был куда гуманнее.
Основательницы магазинов винтажа — о критериях отбора и ценах
Рынок вторично используемых товаров (и интерес к винтажу) растет быстрее, чем традиционный ретейл: отчасти к этому привели экономический кризис и тренд на осознанное потребление. Какие вещи можно считать винтажными, на что следует обращать внимание, выбирая одежду и аксессуары, как правильно их носить, чтобы не выглядеть гостьей из прошлого — на эти и другие вопросы ответили владелицы винтажных магазинов.
Ольга Лефферс,
основательница галереи винтажных украшений и аксессуаров VintageDream
По одной версии, винтажными называют вещи, созданные с 20-х по 90-е годы XX века. По другой — изделия, возраст которых находится в промежутке 20–50 лет. Я придерживаюсь первой, поэтому в коллекции галереи в большинстве собраны изделия, датированные в период с 30-х по 90-е годы XX века. Есть еще несколько критериев для распознавания винтажной вещи: принадлежность к определенной модной эпохе и ярко выраженный стиль. Например, геометрия в платьях характерна для 20-х годов XX века; мужской силуэт пиджака с широким плечами — признак 40-х; в 50-х в тренде были пышные юбки-колокола.
Мы рассказываем клиентам о существующих и исчезнувших брендах, учим читать маркировки, подсказываем, как носить винтаж. Помимо консультаций каждый может увидеть, примерить и приобрести ценные экземпляры из коллекции галереи. Сегодня она насчитывает свыше 10 тыс. изделий и дает возможность соприкоснуться с историей моды: к примеру, у нас есть костюм, созданный при жизни Коко Шанель, украшения Christian Dior 1970-х, сумка Versace 1990-х годов.
Поиск коллекционного винтажа — настоящая охота. Украшения, аксессуары и одежду я нахожу преимущественно на аукционах. Большинство из них закрытые с ранней регистрацией в несколько этапов. Все торги проходят в режиме реального времени, в часовом поясе страны аукциона. Иногда приходится вставать в три или четыре утра, чтобы успеть отобрать и купить самые ценные лоты. Был случай, когда я уже сидела в самолете, который готовился ко взлету, а в этот самый момент проходили торги. Я чудом успела зарезервировать нужный лот.
Настоящим коллекционерам историческая ценность вещи важнее, чем внешний вид. Зачастую они приобретают изделия не для частых выходов в свет, а для трепетного хранения. В каком-то смысле, это инвестиция, ведь цены на коллекционный винтаж растут. Для всех остальных на первом месте внешний вид, актуальность, соотношение цены и качества.
Chanel, Dior, Yves Saint Laurent — вот бренды, на которые я советую обратить внимание. Кроме того, многие предпочитают украшения от американского бренда Trifari, главным дизайнером которого долгие годы был Альфред Филиппе, создававший ювелирные украшения также для Cartier. Подытожу список брендом Coro, известный своими уникальными брошами-дуэтами. За ними охотятся все коллекционеры мира.
При покупке винтажного изделия я рекомендую использовать энциклопедию Карлы и Роберто Бруниалти «American Costume Jewelry: Art & Industry, 1935-1950». В ней собрана информация о маркировках, брендах и коллекциях известных модных домов. По маркировке в книге можно узнать год или десятилетие создания изделия. Как правило, все украшения изображают в натуральную величину, можно сравнить размер изделия с помощью иллюстрации. Если украшение меньше, чем фотография в книге, это подделка, так как для создания копии необходимо снять форму и создать молт, а это неизбежно, уменьшает размер.
Екатерина Борисова,
основательница шоурума винтажной одежды и украшений Mix&match vintage
Большую часть одежды я покупаю в западной Европе. Отбираю на блошиных рынках, винтажных и благотворительных магазинах, мелкооптовых базах, с некоторыми продавцами удалось наладить деловые отношения и получить у них интересные условия, много закупаю на открытых и закрытых онлайн-аукционах, сотрудничаю с дилерами с estate-сейлов в США, в Азии — с мелкооптовыми поставщиками с возможностью выбора по онлайн-каталогам. Для формирования интересного ассортимента приходится использовать разнообразные источники по всему миру.
Когда-то мы начинали с платьев. Сегодня в подборках есть верхняя одежда, костюмы, юбки, брюки, повседневные и вечерние платья, японские шелковые кимоно и винтажная бижутерия. В основном мы специализируемся на брендовых вещах: у нас есть архивные Giorgio Armani, Ralph Lauren, Jil Sander, Yves Saint Laurent, Prada. Кроме того, мы находим прекрасные образцы от менее известных у нас домов: архитектурные пальто и платья от Pauline Trigere, мохеровые ирландские кейпы, психоделический трикотаж 60-х от Goldworm и готические бархатные платья от Laura Ashley.
Первое время изучение архивов и интернет-ресурсов помогало в аутентификации вещей. В англоязычной части интернета собрано много полезной информации об изменении логотипов и дизайна бирок винтажных брендов по годам, клеймам, формам лапок и застежек у винтажной бижутерии и способах идентифицировать подделки. Со временем наработалась экспертность, и сейчас я узнаю крой лацкана Ralph Lauren и Giorgio Armani даже не видя бирки, и наоборот, увижу, если дизайнерская бирка пришита к неродной вещи. При возникновении сомнений мы всегда запрашиваем дополнительную экспертизу.
Мы предлагаем винтажные вещи прет-а-порте и прет-а-порте де люкс (реже кутюр) по цене мидл-маркета. Цены формируем для каждой товарной группы с поправкой на состояние, бренд, редкость и актуальность и особенности нашего рынка. Например, одежда неизвестного у нас американского дома, закрывшегося в 60-е, которая расторговывается на американских аукционах до сотен и тысяч долларов, имеет мало шансов быть проданной по ее мировой рыночной цене в России. Исходя из цены продажи мы формируем закупочный бюджет и лимит для каждой позиции. Некоторые особо интересные образцы мы можем купить и сверх установленного лимита и продавать с минимальной наценкой, если хотим, чтобы они были в коллекции.