Что такое випассана и зачем

Випассана. Что такое медитация випассана? В чем суть, цель, техники выполнения.

Випассана. Что это такое?

Випассана – это техника медитации осознавания настоящего момента и того, что происходит внутри него. Это техника наблюдения за ощущениями, за восприятиями, чувствами, эмоциями, движениями.

Випассана делает человека наблюдателем за действиями его собственного ума. Хотя ум как раз и не является частью самого человека. Это скорее проявления, всплески, откуда-то из глубины, которые, как можно заметить в процессе практики, никак не связаны непосредственно с человеком.

Цель медитации випассана – раскрытие взору человека истинной природы вещей и его самого.

Випассана развивает способность смотреть без реакций, без «хорошо и плохо», без оценок и суждений, без влияния знаний и опыта, которые ограничивают наше восприятия.

Практикуя випассану, человек приходит к глубокому пониманию изменчивости и непостоянства всего, что его окружает и его самого. Страдания и боль возникают и проходят, также как счастье и восторг.

Все переменчиво. Все. Привязанности опасны и лишь добавляют страданий.

Випассана помогает обычному человеку выстроить баланс между внешним и внутренним. Как?

Во-первых, открывая истину, что все одно, а во-вторых, что все лишь такое, какое есть.

Медитация випассана медленно перепрограммирует нас изнутри, открывая новый взгляд на мир, на самого себя и на себя в этом мире.

Границы восприятия размываются. Мы впускаем внутрь себя больше, чем могли раньше, принимаем то, чего раньше боялись, спокойнее и легче переносим проблемы, тяготы и боль, которых сегодня хватает на всех.

Давайте посмотрим поближе на эту технику медитации, разберемся в ее сути, целях и принципах. Дальше я предложу несколько техник для выполнения випассаны и расскажу, какую лучше выбрать для выполнения дома, как лучше всего освоить випассану и погрузиться в нее.

Випассана. Суть, цели, основные принципы этой техники медитации.

Два слова я уже успел сказать. Да и на страницах сайта я не раз говорил о силе настоящего момента, о важности проживания мгновения здесь и сейчас.

Это на самом деле преображает человека, рождает в нем энергию, вдохновение, чувство легкости, радости и счастья. Просто лишь осознание мгновения жизни.

Говоря простым языком, медитация випассана – это техника направления внимания как раз на то что происходит здесь и сейчас.

Випассана есть прозрение, ясное видение. «Пассана» означает вглядывание. Мы всей своей внимательностью вглядываемся в ощущение, в процесс, не соединяясь с ним, а лишь принимая его как таковой.

Если я сижу, например, то думаю не «я сижу», а «сидение», то есть происходит процесс сидения. Для того, чтобы даже мысленно не ограничивать и не отождествлять себя и процесс, себя и ум.

Випассана – это медитация внимательности и сосредоточенной осознанности, вглядывание в саму суть, в природу чувств, мыслей и эмоций.

Випассане научиться просто, но при этом очень сложно. Почему?

Потому что к ней нет четких инструкций, как и что надо делать. Вы постепенно распознаете свои собственные ощущения и чувства, свои реакции. Нужно быть очень внимательным.

Вы просто погружаетесь внутрь себя и внимательно наблюдаете, вглядываясь внутренним взором. Никто не может вам сказать, как точно нужно вглядываться, как нужно наблюдать.

Невозможно сказать, что вот вы неправильно как-то чувствуете, это эмоция должна быть не такой. Все, что есть – все правильно, но при этом у кого-то могут быть совсем иные реакции и ощущения. Он видит и понимает все по-своему.

Все, что можно получить, это лишь направляющие, некие маячки, ключевые элементы и возможные ошибки и ловушки ума, о которых я расскажу немного ниже.

Медитация випассана открывает вам себя и мир заново.

Это процесс. Непростой, но очень интересный и волнующий. И что нужно понимать под словом процесс? Что випассану рекомендуется переносить на свою повседневную жизнь. Тогда и внутренние изменения не заставят себя ждать.

Это сложно описать словами. Эти изменения прошивают вас изнутри, вы начинаете видеть вещи по-другому, это видение становится частью вас.

Випассана – это практика наблюдения за умом.

И что важно понять, вы не должны взять ум под контроль – это, во-первых, невозможно, а во-вторых, совсем не нужно.

Вы должны просто наблюдать.

Что бы он ни делал, чем бы ни занимался, какие бы мысли ни генерировал, не нагнетал страх, не накручивал чувства и эмоции, это все не важно, вы просто наблюдаете за его проявлениями. Это не хорошо и не плохо, это реалистично, вот оно так есть, это реальность в чистом виде.

Кстати именно отсутствие намеренного контроля за умом, берет его под контроль. Именно наблюдение за действиями ума обычно успокаивают его. Когда вы не цепляетесь за это, а просто смотрите беспристрастно, эти действия со стороны ума прекращаются.

Цели випассаны.

Цель випассаны — постижение функционирования ума путем наблюдения за ним.

Но при этом новичку, взять и с первых занятий начать наблюдать действия ума, это неправильно. Тогда не получится ничего, поэтому рекомендуется начинать с того, что легче всего отследить своим вниманием и ощутить. Это ощущения в теле.

Я чуть ниже опишу несколько простых техник випассаны, но могу сразу сказать, что популярной и подходящей для новичков техникой является отслеживание ощущений и движения живота при дыхании.

Начинающему на первых порах намного легче учиться на физических ощущениях, нежели пытаться вникать и разбираться в тонких.

И здесь мы, наблюдая за ощущениями в теле, тем самым все равно так или иначе касаемся работы ума.

Если нам неудобно сидеть, затекает шея, болит спина — мы не меняем положение тела, мы находимся с этими ощущениями и наблюдаем их, не пытаемся избавиться от них. Исследуем их и наши на них реакции.

Также можно обратить внимание и на желание избавиться от неприятных ощущений.

Можно попытаться увидеть, как оно возникло, откуда оно появилось, как влияет на нас и пытается управлять.

Ни на что не влияем, вообще ни на что. Випассана – это видение того, что есть.

Цель випассаны – развитие способности увидеть вещи и явления такими, какие они есть на самом деле.

Это то, что невозможно понять в теории. Все это можно лишь пережить.

Для того, чтобы успешно практиковать випассану, необходимо поработать над способностью концентрации и сосредоточения.

Для этого также существуют специальные техники медитации, которые называются «саматхи». Считается, что для начала нужно овладеть «саматхи», а потом приступать к випассане, потому что:

Цель практики випассана – раскрыть понимание смысла жизни, проникнуть в его суть.

Многие спрашивают, а зачем это нужно?

Пониманием сути и видение вещей и явлений такими, какие они есть, мы освобождаем себя от своих автоматических реакций, тревожных чувств и сомнений.

Випассана – это техника медитации, которая дает возможность освободиться от слепых реакций. Как?

Допустим, вы узнали какую-то радостную новость, вы наблюдаете за тем, какую автоматическую реакцию оно вызывает. Да, это приятная реакция.

Но вы также замечаете, что спустя небольшой промежуток времени, эта реакция исчезает, как будто и не было никогда. Она оказалась непостоянной и проходящей. Нет ее.

Так стоило ли придавать значение этой реакции? Нет.

Но не стоит думать, что если вы отслеживаете приятные реакции, то вы лишаете себя удовольствия и радостей жизни. Нет! Вы лишаете себя автоматических реакций.

Вы не избегаете отрицательных эмоций. Вы приобретаете способность не проявлять их, а просто наблюдать и самому решать, что с ними делать.

И все это в позитивном внутреннем спокойствии.

Випассана. Принципы.

Отсутствие ожиданий и поиска.

Не стоит с помощью медитации випассаны стремиться к какому-то возвышенному состоянию либо стремиться чего-то достичь. В таком случае ваши ожидания могут не оправдаться, и вы разочаруетесь. Мы просто внимательно и сосредоточенно наблюдаем.

Упорство.

В долгих медитациях, на курсах и ретритах, это главный принцип. Что бы ни было, просто наблюдаем. Любые боли, сильные неприятные ощущения — просто наблюдаем.

Также важно быть упорным в плане регулярности практик, последовательном продвижении и развитии.

Постоянная внимательность и бдительность ко всему.

Ясность и чистота.

Предполагает чистое наблюдение, без знаний и опыта.

Краткая история возникновения випассаны. Легенда.

Считается, что медитацию випассаны открыл Будда.

Будда, как известно покинул дворец и стал странником в поисках Истины.

В этих поисках Будда достиг совершенства в технике медитации джхана, технике самоистязания. Испытывал и пробовал другие техники медитации, но не мог закрыть то внутреннее пространство, которое и побудило его уйти из дворца.

Будда был аскет и практиковал пост. В один из дней после длительного поста Будда лежал под деревом в тяжелом истощенном состоянии, пока его не нашел мальчик, пасший неподалеку скот. Мальчик дал Будде молока и спас его от истощения.

Будда остался сидеть под деревом и услышал, как в лесу пели девушки. И он подумал о струнах, которые не смогут создать музыку, если натянуты слишком слабо и лопнут, если натянуты слишком сильно.

Нужно найти золотую середину.

Так и практике медитации. Тот же крайний путь самоистязания не способен открыть истину.

Будда спустился к реке и сел в медитации, чтобы отыскать срединный путь.

Сначала к Будде подошла женщина, которая поднесла ему самые разные угощения, потому что считала, что сам Бог послал ей этого святого человека. Будда поел и продолжил медитацию.

Потом Мара, символ сил сопротивления, и его три дочери, Желание, Вожделение и Отвращение, пришли убедить Будду вернуться во дворец. Но Будда был непоколебим.

Мара, разозленный этим, послал всю свою армию, чтобы Будда испугался и поддался убеждению.

Будда открыл глаза, чтобы ответить на нападение и понял, что все это лишь иллюзия, игра ума.

Так Будда открыл медитацию випассана.

Техники выполнения медитации випассана, советы.

1. Осознавание дыхания в области живота.

А точнее осознавание движения живота при вдохе и выдохе. Подъем или напряжение при вдохе и опускание либо расслабление при выдохе.

Нужно просто осознавать движения живота при дыхании. Считается, что со вдохом и подъемом живота, поднимается и жизненная энергия, и опускается с выдохом.

Во время этой техники медитации ум замолкает, эмоции успокаиваются и растворяются.

Это лучшая техника медитации для начинающего. Обучаться випассане лучше всего как раз с наблюдения тела, как грубого элемента материи, который легко отследить своим вниманием.

Движение живота как раз то, что нужно.

Дыхание должно быть абсолютно естественным, чтобы не отвлекать от наблюдения за движениями живота.

2. Осознавание дыхание в точке входа и выхода воздуха из тела – на кончике носа, в ноздрях.

Ощущать, как прохладный воздух входит через ноздри при вдохе и как он выходит наружу, уже более теплый, согретый.

В этой статье есть пример полной медитации на дыхание.

Осознавание действий своего тела, ума, своих ощущений и мыслей.

Это можно делать как во время медитации, так и во время прогулок, отдыха – в процессе жизни.

Если вы сидите – осознавать процесс сидения, касание телом подушки, вес тела.

Прогуливаясь, ощущать касание стопами ног земли, осознавать движение каждой ноги, движения рук вперед и назад.

Стоя в душе, ощущайте температуру воды, как она растекается по всему телу и какие это вызывает ощущения. Осознанное внимание.

Также и с мыслями. Есть техники медитации по наблюдению за мыслями – это тоже випассана.

Будьте открыты и восприимчивы. Разрешайте всему, что появляется в вашем поле осознанности, прийти и уйти.

Советы и ошибки.

Ум любит уводить за собой.

Вы медитируете и вдруг замечаете, что уже улетели очень далеко за мыслью и даже не осознали этого. Не нужно расстраиваться и злиться. Абсолютно ничего страшного – просто вернитесь снова к объекту медитации.

Не стоит пытаться насильно сдерживать ум, контролировать и останавливать мысли.

Это приведет к противоположному эффекту – ум начнет «атаковать» еще сильнее. Все внимание на объект медитации – и ум станет спокойнее.

Курсы и ретриты.

Наверное, лучшим вариантом для познания медитации випассана являются многочисленные курсы и ретриты, которые проводятся по всему миру.

Там вы сможете погрузиться на несколько дней, недель и даже месяцев в практику. Для вас будут созданы подходящие условия, будут работать учителя.

Есть ретриты бесплатные, которые существуют за счет благотворительных взносов тех, кто их прошел. Есть более комфортные ретриты — таких больше в Европе. В Индии, например, условия более, скажем так, аскетичные, но и они более доступные. Вы сами выбираете, что вам больше подходит.

Но если вы не можете полностью вырвать себя из жизни на несколько недель, тогда воспользуйтесь техниками выше и практикуйте дома и в повседневной жизни.

Еще несколько слов.

Неправильно думать, что практикуя випассану, мы отказываемся от собственного «я» и отвергаем свою личность.

Но все это не должно вести к тому, что мы начнем отказываться от себя и своего «я» — так мы вырываем себя из привычного мира, из общества и с таким взглядом вряд ли сможем нормально жить среди людей.

Випассана помогает совершенствовать, развивать восприятие себя и своей личности.

В первую очередь понять, кто мы, понять себя, осознать наконец, кто я такой. А дальше постепенно открывать новые грани своей сути и скрытые ранее стороны природы жизни.

Випассана, как и многие другие техники медитации позволяет нам ощутить невероятное чудо жизни, коснуться ее сути, тонких нитей, из которых соткано все. И мы с вами.

Медитация усиливает наши способности непосредственного переживания момента жизни, кроме которого у нас ничего и нет.

Все остальное приходит и уходит, все непостоянно, иллюзорно, момент жизни вечен и только он и есть жизнь. Медитация учит нас жить, поэтому я ее так бесконечно люблю.

Вспомните моменты, когда время будто останавливало ход, а вы просто замирали от восхищения и восторга.

Закат на морском берегу…

Либо ночное звездное небо, а вы лежите на теплой траве и кажется время остановилось.

В этот момент вы касаетесь жизни. Медитация випассана развивает способность делать это всегда.

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Источник

Випассана — что это такое, зачем она нужна, техника выполнения медитации

Друзья, сегодня я бы хотел поговорить о Випассане. Остановитесь на секунду, отложите ненадолго все дела и спросите себя, как часто вы пребываете в настоящем моменте. Не копаетесь в прошлых ошибках, не страшитесь будущего, не строите воздушные замки, а всецело находитесь здесь и сейчас. Проживать жизнь во всей полноте каждого ее мига — это искусство, требующее такой высокой степени осознанности, которой могут похвастаться немногие из нас. И медитация дает нам эту возможность — заглянуть в себя и поймать живое течение жизни.

Откуда возникла Випассана?

Немного углубимся в историю. Випассана зародилась в Индии за несколько тысячелетий до н. э. и была описана еще в древних ведических текстах. В переводе с санскрита слово означает “видение всего как есть”. Заново этот вид медитации открыл Гаутама Будда в 6 веке н. э.

По легенде царевич Гаутама тайно покинул дворец отца, чтобы найти способ избавить человечество от страданий. Долгие скитания по стране и жесткая аскеза не возымели действия. Именно усердное самосозерцание привело его к пониманию устройства Вселенной, Дхаммы, и созданию Випассаны как метода достижения просветления.

Будда открыл, что внутренний покой не зависит от внешних факторов. Его можно достичь, только переключив внимание с внешнего мира на собственную природу.

Во время практики человек должен осознавать три признака бытия: непостоянство (аничча), неудовлетворенность (дуккха) и безличность (анатта) явлений опыта (дхамма). Медитация приводит к тому, что мы перестаем отождествлять себя с преходящими элементами бытия, и тем самым искореняем предпосылки для возникновения физических и психологических страданий.

В силу простоты и доступности метод быстро завоевал популярность не только в Индии, но и в соседних странах: Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Мьянме. Последняя сумела сохранить практику даже в период забвения Випассаны и донести в первозданной форме до наших дней. В ХХ веке этот метод самопознания проник и на Запад.

Несмотря на кажущуюся сложность и религиозный контекст, медитация не требует обращения в буддизм или какой-то длительной духовной подготовки. Выполнять ее может абсолютно каждый, независимо от вероисповедания и наличия предыдущего опыта подобных практик.

Что такое випассана и зачем. Смотреть фото Что такое випассана и зачем. Смотреть картинку Что такое випассана и зачем. Картинка про Что такое випассана и зачем. Фото Что такое випассана и зачем

Что такое Випассана и зачем она нужна?

Если говорить простыми словами, то суть медитации состоит в погружении в себя с тем, чтобы очистить ум от загрязнений и начать видеть жизнь такой, какая она есть. Как работает ум обычного человека? Сначала мы воспринимаем что-то извне (образ, звук, ощущение). Затем мозг идентифицирует полученный сигнал. После мы даем оценку явлению (хорошо/плохо). И в соответствии с оценкой реагируем одним из двух способов: нам либо нравится явление, либо не нравится. Так рождаются самскары — подсознательные впечатления прошлого опыта, и именно в них кроется потенциал для страдания.

Когда что-то нравится, возникает привязанность: человек стремится получать это снова и снова, и, если встречает препятствия на своем пути, начинает страдать. Когда что-то не нравится, возникает отвращение, и, если у человека нет возможности избежать этого, он также будет страдать.

Раз мы не можем не испытывать реакций и впечатлений, значит, говорил Будда, нужно изменить свое отношение к ним. И задача Випассаны как раз в том, чтобы выработать в человеке беспристрастное и осознанное отношение к ощущениям. По мере медитации человек глубже и глубже проникает в собственную природу, обнаруживает ментальные загрязнения и делает их предметом хладнокровного наблюдения, не пытаясь бежать от них и максимально осознавая происходящее. Без эмоциональной подпитки, самскары постепенно теряют свою власть и растворяются.

То есть цель Випассаны — устранение глубоко укоренившихся в уме причин страданий, установление контроля над сознанием и обретение покоя, не зависящего от внешних воздействий.

Что такое випассана и зачем. Смотреть фото Что такое випассана и зачем. Смотреть картинку Что такое випассана и зачем. Картинка про Что такое випассана и зачем. Фото Что такое випассана и зачем

Методы Випассаны

Традиционно выделяют два основных метода по именам их создателей:

Что такое випассана и зачем. Смотреть фото Что такое випассана и зачем. Смотреть картинку Что такое випассана и зачем. Картинка про Что такое випассана и зачем. Фото Что такое випассана и зачем

Как начать медитацию?

Випассана — это достаточно серьезная аскеза и подготовка к ней потребует от вас некоторых изменений в образе жизни и мышления. Вот главные правила для успешной практики:

Для того чтобы качественно подготовиться к Випассане, рекомендуют пройти курс медитации для начинающих под руководством учителя, так как самостоятельно разобраться в тонкостях практики может быть трудно. Курсы проводятся в специально оборудованных ретрит-центрах, где вам дадут всю необходимую теоретическую базу, научат правильно выполнять технику и исправят ошибки.

Одежда для Випассаны

Одежду для медитации выбирайте максимально удобную. Лучше отдать предпочтение дышащей, не сковывающей движение, если практикуете в жаркую погоду. На случай, если медитировать предстоит, например, ночью или на рассвете, запаситесь теплой кофтой, которую при необходимости можно легко снять: сидеть без движения придется долго, так что заранее позаботьтесь о комфорте. Одежда не должна быть кричащих расцветок или слишком открытой. Если вы отправляетесь на ретрит, строгий дресс-код обязателен: футболка и штаны нейтральных оттенков, целиком закрывающие руки и ноги.

Медитация Випассана: техника выполнения дома по этапам

Осваивать медитацию дома немного сложнее, чем на ретрите, но вполне возможно. Ниже приведена инструкция по выполнению Випассаны в домашних условиях:

Что такое випассана и зачем. Смотреть фото Что такое випассана и зачем. Смотреть картинку Что такое випассана и зачем. Картинка про Что такое випассана и зачем. Фото Что такое випассана и зачем

Польза и возможный вред

Главное, что дает Випассана — это осознанность. Жизнь становится более наполненной. Приходит умение наслаждаться настоящим моментом, приходит понимание, что страдание — иллюзорно. Мы получаем контроль над всеми проявлениями своей личности и можем сами выбирать реакцию на происходящее, а не слепо повиноваться бессознательным программам. Человек становится морально здоровее, уравновешеннее и намного легче справляется с жизненными трудностями.

Випассану обычно критикуют за ее стремление к социальной изоляции. Так как практика требует длительного уединения, есть риск замкнуться в себе и выпасть из реальности, особенно, если человек по природе интроверт. Чтобы обезопаситься, можно пойти по простому пути и медитировать в кругу единомышленников под наблюдением учителя, который поможет советом в случае необходимости.

Напоследок о Випассане

Практиковать Випассану или нет, решать вам. Не имеет смысла рассуждать о преимуществах и недостатках медитации, пока на себе не испытал ее удивительный эффект. Что можно сказать наверняка, так это то, что после прохождения Випассаны ваша жизнь и сознание уже не будут прежними, многое придется отпустить. Если вы готовы к переменам и хотите избавиться от устаревших концепций и взять свое сознание под контроль, значит, эта практика точно для вас.

Источник

Что такое випассана, как проходит 10-дневный курс и зачем это нужно

Привет, друзья. Я наконец-таки решился написать про випассану. Свой первый 10-дневный курс я прошёл совсем недавно — в январе 2017 года в Малайзии, в центре под названием Dhamma Malaya. Но рассказывать в этот раз я буду не о своих личных впечатлениях, переживаниях и осознаниях, а в целом о технике випассаны, о том, что это такое, как проходит курс и чем там люди вообще занимаются.

Почему решил написать именно об этом? Предыстория такова. Сидели мы одним тихим вечером в кафе на острове Панган с ребятами из Германии и Швейцарии, с которыми познакомились в хостеле, болтали о том, о сём. Когда речь зашла о путешествиях и я сообщил, что до приезда в Таиланд три недели провёл в Малайзии, меня спросили, где именно я был и что делал. Я сказал, что проходил курс медитации випассана. На что услышал от одной девушки: «Випассана? Это там, где молчат всё время?». Я на некоторое время пришёл в ступор. Ведь если бы я ответил «да», это был бы некорректный ответ. На випассане действительно молчат 9 из 10 дней курса, но это всего лишь одно из вспомогательных условий для практики, а суть курса заключается совершенно не в этом. Ответить «нет» я тоже не мог, потому что это неправда. Пришлось рассказывать подробнее. Но после того случая я осознал, что у людей, которым пока не доводилось побывать на випассане, нет целостного представления о ней. Кто-то вот думает, что там молчат, кто-то думает, что там изолируются от внешнего мира. Всё это имеет место быть, но это лишь часть техники, базовые условия для того, чтобы достичь такого состояния ума, при котором возможна практика самой випассаны.

Именно поэтому я хочу рассказать вам, как обстоят дела на самом деле. Быть может, мой пост поможет кому-то развеять сомнения или недоверие. А может просто вдохновит попробовать, потому что гораздо легче решиться на что-либо, когда знаешь, с чем будешь иметь дело.

Итак, что же такое випассана? Випассана означает наблюдения действительности такой, какая она есть. Полное принятие всего, что происходит без каких-либо оценок и суждений, без негативных (гнев, злость) или позитивных (влечение) реакций.

На курсе випассаны студентам предстоит практиковать три составляющие:

Давайте подробнее поговорим о каждой из этих составляющих.

На випассане есть два понятия — «новые студенты» и «старые студенты». Новые — это те, кто проходит курс в первый раз, а старые — это те, кто уже проходил хотя бы один 10-дневный курс ранее. Для новых студентов есть некоторые послабления по сравнению со старыми. Новые студенты перед началом курса берут на себя ответственность неукоснительно исполнять шилу в виде 5 нравственных предписаний, а старым студентом полагается принять на 3 предписания больше, т.е. всего 8. Что же это за предписания такие? Вот они:

Вроде бы на первый взгляд не так уж и сложно для 10-дневного срока. Но на деле — попробуйте соблюдать подобный обет в своих обычных жизненных условиях. Уверен, что с этим возникнут большие трудности. Именно поэтому курсы проходят в закрытых медитационных ретритных центрах, где созданы гораздо более благоприятные условия для соблюдения шилы.

Воздержание от убийства живых существ практикуется через строго вегетарианское питание, в котором отсутствует любая пища животного происхождения. Здесь всё достаточно просто — на территории центра, разумеется, нет кафе и магазинов, нет никакой другой еды, кроме той, которую подают студентам в общей столовой. Поэтому, оказавшись там, даже если вы и захотите, сорваться возможности не будет. Сложность соблюдения этого предписания может заключаться в том, что центр находится на природе, где много различной живности. У многих ведь есть привычка прихлопнуть назойливого комара, усевшегося попить нашей кровушки? Или бессознательно ступать по земле, не замечая и давя всех, кто окажется на пути? Шила заключается в том, чтобы отказываться и от первого и от второго, развивать свою осознанность, ценить любую форму жизни. Потому что любая жизнь ценна, независимо от того, человеческая она или жизнь насекомого. Спешу вас обрадовать, осознанность на курсе развивается очень быстро и через какое-то время убийство комара будет казаться немыслимым. Чем глубже осознанность, тем больше ощущаешь единство со всем вокруг. А как можно убивать то, что является частью тебя самого? И правда, немыслимо и глупо.

Воздержание от воровства мне кажется самым простым предписанием, тут особо и комментировать нечего. Просто не берём ничего, что нам не принадлежит, ничего сложного.

Воздержание от сексуальной активности гораздо более трудновыполнимый пункт, но тут, как и в случае с вегетарианской пищей, организаторы курса позаботились о студентах по максимуму. Во-первых, на курсе мужчины и женщины живут полностью отдельно, на отдельных территориях (центр поделён пополам для этих целей), кушают тоже отдельно, пересекаются только на групповых медитациях в общем холле. Чтобы ничего не отвлекало от практики медитации, на курсе существует строгий дресс-код — закрытая и свободная одежда (плечи, живот, ноги ниже колен), никаких глубоких вырезов, никаких обтягивающих одеяний. Всё для спокойствия медитирующих.

Отказ от лжи — тоже очень нелёгкое предписание, потому что ложь очень прочно вошла в наши жизни. Любое преувеличение фактов, приуменьшение, недоговаривание и утаивание чего-либо, как часто мы так делаем? А ведь это и есть различные формы лжи. Но и здесь нашлось решение. В первую очередь, именно для воздержания от лжи студенты молчат в течение всего курса. Сила привычек очень прочная, лучше пресекать их на корню вот таким образом. Правда, стоит отметить, что молчание относится внешнего мира (никакой связи, никаких гаджетов), а также других медитирующих. Молчание практикуется не только в отказе от речи, нужно воздерживаться от любых форм коммуникации — письмо, мимика, жесты и так далее. Даже смотреть в глаза другим студентам нельзя. Общение же с учителем для разъяснения нюансов техники медитации и общение с организаторами курса для решения бытовых вопросов приветствуется. Но только для вышеупомянутых целей, никаких других.

Ну и, наконец, пятое предписание заключается в отказе от любых опьяняющих веществ, будь то табак, алкоголь или наркотики. Тем, кто курит на регулярной основе или употребляет алкоголь, возможно, будет непросто. Но это хорошая практика и, возможно, именно випассана сможет помочь пережить и оставить в прошлом свои дурные привычки. Я к моменту начала курса уже более года практиковал полностью трезвый образ жизни, поэтому наличие этого предписания и не заметил вовсе.

Такова шила для новых студентов. Старым студентам вряд ли будет интересна эта статья, они всё итак прекрасно знают, но, тем не менее, упомяну дополнительные 3 предписания, которые полагается соблюдать старым студентам:

Прокомментирую относительно пищи — на курсе есть завтрак в 6:30 утра, обед в 11:00 и чаепитие в 17:00. На вечернем чаепитии новым студентам можно кушать фрукты, а вот старые студенты ограничиваются только напитками.

Вот и вся шила. Шила — это самый первый шаг, без которого нельзя идти дальше. Мы должны отказаться от всех действий, слов и мыслей, которые вредят другим существам. Тут важно ещё понимать, что любое вредоносное действие в отношении других наносит ещё больше вреда нам самим. Всякий раз, когда мы совершаем неблагое действие, наш ум испытывает сильнейшее возбуждение (страстное желание или сильнейшее отвращение), которое непременно приведёт к новым страданиям в будущем. Смысл шилы, помимо всего прочего, заключается в том, чтобы успокоить ум, привести его в такое состояние, чтобы он был готов практиковать самадхи — следующую составляющую курса випассаны, о которой будем говорить далее.

Самадхи

Самадхи — это практика контроля ума, сосредоточения ума, уравновешенности ума, способность сознательно направлять ум и управлять процессами, происходящими в нём. С самого приезда на курс мы начинаем соблюдать шилу, благодаря которой наш ум не отвлекается на внешние раздражители. Благодаря соблюдению нравственных предписаний ум не получает подпитки и возбуждений извне и остаётся наедине с самим собой. И это создаёт благоприятные условия для того, чтобы начать его тренировать. Первые три с половиной дня на 10-дневном курсе випассаны посвящены технике медитации анапана. Это ещё не випассана, это пока что подготовка к ней, но очень-очень важная. Для того, чтобы практиковать випассану, ум должен быть очень чутким, очень спокойным, очень сконцентрированным, как раз для этого и предусмотрена практика анапаны.

Медитация анапана заключается в наблюдении своего дыхания и сосредоточении внимания на небольшом участке тела — это пространство под носом и над верхней губой, а также на кончике носа и на выходе из ноздрей. Получается такой небольшой треугольник. В течение всей медитации необходимо сохранять концентрацию на этом небольшом участке. Наблюдать своё дыхание, каждый вдох и выдох, чувствовать как воздух заходит внутрь и выходит наружу. Чувствовать, как он соприкасается с нами, с каждой клеточкой тела на этом небольшом участке. Чувствовать, как при выдохе выходит более тёплый воздух, нежели был при вдохе. И продолжать наблюдать своё дыхание таким, какое оно есть, не пытаясь его изменить. Это не пранаяма, в медитации анапана не нужно дышать каким-то особенным образом, смысл заключается именно в наблюдении и принятии такого дыхания, какое есть в каждый конкретный момент. Дышать естественным для себя образом. Если дыхание спокойное и глубокое, значит оно такое. Если дыхание быстрое и поверхностное, значит оно такое. Не нужно пытаться его изменить.

Насколько хорошо у вас будет получаться концентрация зависит от вас, от способностей вашего ума на данный момент, от вашего предыдущего опыта медитаций. Но, безусловно, ум будет постоянно искать «лазейки», чтобы отвлечься. Он постоянно будет находить, о чём подумать, куда бы направить своё внимание. Главное, чтобы не на ощущения над верхней губой. 🙂 Но это нормально и естественно, потому что, мы не владеем своим умом, он ведёт себя буйно и бесконтрольно, как дикое недрессированное животное. И практика медитации даётся как раз-таки для того, чтобы его дрессировать. Терпеливо и настойчиво, шаг за шагом. Каждый раз, когда вы осознаёте, что ум отвлёкся, увяз в паутине мыслительных процессов, необходимо спокойно и без раздражения вернуть его обратно. И продолжать так делать каждый раз. Если совсем всё плохо, если никак не получается успокоить ум даже на короткое время, то можно подышать осознанно, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. Это помогает повысить уровень концентрации, а потом можно вернуться обратно к естественному дыханию. Не стоит ждать, что через пару часов практики или даже через пару дней вы полностью овладеете своим умом. Вы же не думаете, что медведей, выступающих в цирке обучали 2 часа или 2 дня? Стоит практиковать терпение и настойчивость, тогда со временем начнут постепенно появляться результаты.

Итак, три дня подряд примерно по 11 часов каждый день, а также первую половину четвёртого дня на 10-дневном курсе випассаны студенты практикуют анапану, попутно соблюдая предписания шилы и к середине четвёртого дня ум становится готовым к практике випассаны. Той самой, ради которой всё и затевалось.

Панья

Панья — это мудрость. Существуют три ступени обретения мудрости. Первая ступень (на языке пали она называется «сута-майя панья») — это мудрость, полученная благодаря чтению книг, а также со слов других людей. Это помогает встать на путь и начать движение в правильном направлении. Однако это может быть сделано из слепой веры или из страха (например, попасть в ад), поэтому это лишь первая ступень, начало приобретения мудрости. Следующая, вторая ступень, называется на пали «чинта-майя панья». Это когда мы услышанное или прочитанное анализируем у себя в уме на интеллектуальном уровне и на основании этого решаем, что то или иное знание является логичным, полезным и практичным. И если мы так решили, то принимаем его. Но даже интеллектуальные знания не являются конечной мудростью. Конечной целью на пути к мудрости является «бхавана-майя панья» — это мудрость, рождённая внутри. То, что человек пережил на собственном опыте. Знания извне и интеллектуальные выводы очень важны, потому что они помогают в достижении конечной цели, но конечную цель в итоге можно достичь только постигая истину на личном опыте. Мир полон иллюзий и заблуждений, истинная природа вещей отличается от той, какую мы рисуем у себя в уме. И единственная возможность избавиться от этих заблуждений — познать истину внутри себя. Сделать это можно только внутри своего физического тела, ведь обо всём остальном, о том, что находится вовне, мы можем только рассуждать.

Именно этим и занимаются студенты на курсе випассаны. Именно эта практика и начинается в середине четвёртого дня 10-дневного курса. Практикующие начинают развивать свою «бхавана-майя панья», свою мудрость личного опыта, через наблюдение того, что происходит в собственном теле. Техника медитации состоит в следующем — мы начинаем проходить вниманием все наше тело, начиная с макушки головы, затем всю голову (волосяной покров), лоб, спускаемся ниже — глаза, щёки, нос… И так далее, пока не пройдём вниманием каждый маленький участок тела вплоть до кончиков пальцев ног. А потом начинаем движение в обратную сторону. И так в течение всей медитации. Наша задача — отслеживать все ощущения, которые есть на участке тела, который мы наблюдаем в данный момент. Ощущения есть всегда, в каждое мгновенье на абсолютно любом участке нашего тела есть ощущения. Это может быть покалывание, почесывание, дрожь, выбрация, жар, холод, зуд, боль и так далее. Всё это и есть ощущения и наша задача их отслеживать и наблюдать. Поначалу, пока наш ум ещё достаточно грубый, мы сможем отслеживать только сильные и грубые ощущения. Например, физическую боль в ногах от долгого сидения в одной позе. Или боль в спине. Но по мере продвижения в практике, ум будет становиться всё более и более сконцентрированным, он сможет улавливать и распознавать всё более тонкие ощущения в теле.

Ну и, наконец, самое важное в этой практике. Для чего вообще всё это делается. Работа нашего ума состоит из четырёх основных процессов — сознание, распознавание, ощущения, реагирование. Это очень просто объяснить и очень просто пронаблюдать в своей жизни. Первый процесс — сознание — это считывание информации нашими органами чувств. Мы можем что-то увидеть, услышать, учуять и так далее. На этом этапе ум принимает «сырые данные» переживаемого опыта, не наклеивая на них ярлыки и никак не оценивая. Второй процесс — распознавание. Здесь ум обращается к сознанию, вытаскивает оттуда информацию и идентифицирует произошедший только что опыт исходя из того, что есть внутри, исходя из прошлого опыта. Различает, даёт названия, наклеивает ярлыки и выносит положительную или отрицательную оценку. После того, как ум дал оценку происходящему, возникают ощущения (3-й процесс). Если оценка положительная, ощущения будут приятными, если отрицательная — неприятными. Это как раз те самые ощущения в теле, которые наблюдают студенты курса випассаны. А после ощущений наступает реакция (4-й процесс). Если ощущения приятные, если, к примеру, мы услышали какую-то похвалу в свой адрес, хвалебные слова, мы начинаем испытывать влечение к этим приятным ощущениям. Нам хочется усилить их, продолжить их переживание как можно дольше, для этого нам понадобятся всё новые и новые слова похвалы. А если наоборот, например, мы выслушали порцию брани в свой адрес, у нас возникают негативные ощущения, и мы реагируем с отвращением, с раздражением, с гневом, нам немедленно хочется остановить эту брань. На деле все эти 4 процесса работы ума происходят с молниеносной скоростью, такой быстрой, что мы не успеваем их осознавать.

И тот и другой вид реакции – влечение на приятные ощущения и отвращение к неприятным ощущениям и есть корень наших страданий и наших несчастий. Во время медитации випассаны мы отслеживаем любые ощущения которые возникают в теле, будь то приятное покалывание или сильная невыносимая боль. И мы учимся просто наблюдать их. Принимать их. Не реагировать на них. Через медитацию випассаны мы постигаем закон непостоянства — «аничча». Мы переживаем на своём собственном опыте тот факт, что любое ощущение, каким бы сильным оно ни было, каким бы приятным или отвратительным оно ни было, имеет лишь одно свойство — появляться или исчезать. У ощущений нет сущности, они возникают и исчезают. И глупо испытывать влечение к тому, что так непостоянно, за чем не угонишься и чего не сохранишь. И точно так же глупо испытывать отвращение, гнев и злость к тому, что через время исчезнет без следа, как будто его и не было. И вот теперь определение випассаны как наблюдение действительности такой, какая она есть, должно быть гораздо более понятным. Во время медитации мы принимаем все, что приходит, любые ощущения, такими, какие они есть. Тренируем свой ум не реагировать и тем самым в корне меняем свой устоявшийся шаблон поведения. Учимся не впадать в крайности влечения и отвращения, учимся оставаться осознанными в любой жизненной ситуации, какой бы она ни была. Учимся искусству жить.

Что такое випассана и зачем. Смотреть фото Что такое випассана и зачем. Смотреть картинку Что такое випассана и зачем. Картинка про Что такое випассана и зачем. Фото Что такое випассана и зачем

Привожу слова о випассане С.Н. Гоенки, известнейшего учителя випассаны из Бирмы, создателя сети центров преподавания випассаны по всему миру. Именно его лекции слушают студенты на курсах.

Я навсегда останусь благодарен той перемене, которую произвела в моей жизни медитация випассаны. Когда я впервые ознакомился с этим учением, я почувствовал, что прежде блуждал в потемках среди путаницы тупиковых тропинок, а теперь наконец вышел на большую дорогу. В последующие годы я продолжал движение по этому пути, и с каждым шагом цель становилась все яснее. Эта цель — освобождение от всех страданий, полное просветление. Не претендую на то, что я достиг уже главной цели, но не сомневаюсь в том, что этот путь ведет прямо к ней.

Вот и вся випассана, если вкратце. Конечно, в технике гораздо больше нюансов, чем я описал, общее учение, которое называется «Дхамма» (универсальный закон природы, искусство жизни) гораздо более обширно и у вас будет возможность познакомиться с ним на 10-дневном ретрите. Уверен, что для начала той информации, что я описал здесь, будет вполне достаточно. Важно знать, что в випассане нет никакой эзотерики, нет никакой астрологии, никакой мистики, фантастики или религии. Нет никаких молитв, поклонений или жертв. Именно поэтому випассана подходит и доступна абсолютно всем. Не нужно верить в какое-либо учение или в какое-либо божество. Если вы верите, что через ваши ноздри постоянно туда-сюда проходит воздух, и если вы верите, что у вас чешется затылок, болит спина или затекли ноги, то этого достаточно, чтобы практиковать випассану. Больше ни во что верить не нужно. И в этом прелесть этой техники – она универсальна. Вы наблюдаете реальность от момента к моменту, то, что происходит в вашем собственном теле и через это наблюдение развиваете свою осознанность и свою мудрость. Ну разве не прекрасно? Это стоит того, чтобы попробовать хотя бы один раз и сделать свои выводы, нужно ли это лично вам или нет. Я очень рекомендую попробовать каждому.

Тем, кто отправляется на випассану впервые

Я специально не буду делиться своим опытом, чтобы не вызывать у тех, кто поедет на курс впервые, каких-либо ожиданий. Ведь ожидания имеют свойство не оправдываться. Я вкратце рассказал суть техники, более подробно с нею можно познакомиться на курсе. Каждый вечер в общем холле будут проходить лекции, на которых будут гораздо более подробно рассматриваться все аспекты — шила, самадхи, панья. Там будут рассказывать о том, кто такой Сиддхартха Готама (известный как Будда) — тот самый, который открыл технику випассаны и посвятил жизнь передаче ее людям. Расскажут также о том, кто такой Гоенка (собственно, сам С.Н. Гоенка и будет читать лекции в записи), какое отношение к технике випассаны имеет народ Бирмы (Мьянмы) и сам Гоенка. И ещё много всего интересного и полезного. Ну и, конечно, 11 часов в день практики медитации. Из них 3 раза в день по часу медитирующие принимают «аддиттану», по-английски это называется «Hour of strong determination», а по-русски можно перевести как «час сильной решимости». Это три групповых медитации в день, в течение которых необходимо оставаться в одной и той же позе, не меняя положения рук и ног, а также всё время держать глаза закрытыми. Во время остальных медитаций смена позы допускается.

Итак, вот мои рекомендации тем, кто отправляется впервые. Надеюсь, что это вам поможет.

Випассана преподаётся всем людям абсолютно бесплатно. Если у вас есть намерение обучиться этой технике, вы можете выбрать удобный для себя центр, удобные даты проведения курса, зарегистрироваться, приехать и пройти курс совершенно свободно. Наибольшее количество центров (84) находятся в Индии, 18 центров расположены в Мьянме (Бирме), 11 — в США, 9 — в Таиланде, 8 — в Непале. В настоящее время курсы випассаны по Гоенке можно пройти в 111 странах мира, в том числе и в России. Центры существуют и поддерживаются за счёт пожертвований студентов, тех кто прошёл хотя бы один 10-дневный курс. Если вы ощутите пользу от практики и захотите помочь другим тоже прикоснуться к випассане, вы сможете оставить любое денежное пожертвование после окончания курса. Но это дело добровольное.

Вот, пожалуй, и всё. Но любые советы и рекомендации проверяйте и проживайте на собственном опыте. Всё через собственный опыт, только тогда будет истинное и правильное понимание, мудрость, «бхавана-майя панья».

https://www.dhamma.org/ru/ — официальный сайт, где можно узнать больше о випассане (как её преподаёт С.Н Гоенка) и о всех существующих центрах медитации.

https://www.dhamma.org/en/schedules/schmalaya — расписание центра Dhamma Malaya в Малайзии (230 км от Куала-Лумпура), где проходил випассану я.

https://www.dhamma.org/ru/schedules/schdullabha — расписание центра Dhamma Dullabha, единственного постоянного центра випассаны в России (деревня Авсюнино, 100 км от Москвы). Есть также временные центры в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Если у вас есть вопросы относительно моего опыта медитации, центра Dhamma Malaya или ещё чего-либо, не стесняйтесь спрашивать в комментариях, постараюсь всем ответить! 🙂

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *