Что такое вирусология в биологии 5 класс

Презентация по биологии «Вирусы» (5 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вирус – неклеточная форма жизни

Вирусы не могут самостоятельно жить и размножаться

Гепатит В Гепатит С Грипп

Корь Свинка Бешенство

Болезни растений Мозаичная болезнь Желтуха

Заражение вирусами – через сок При пикировке При прививке Сосущими насекомыми При вегетативном размножении

Борьба с вирусными заболеваниями растений Выращивание растений культурой тканей Выведение устойчивых к вирусам сортов Удаление больных растений

Польза вирусов Бактериофаги (фаги) уничтожают болезнетворные бактерии

Вирусология Ивановский Дмитрий Иосифович

Ответьте на вопросы Что такое вирус? Можно ли его увидеть? Какие болезни человека, животных и растений вызываются вирусами? Как происходит заражение растений? Как бороться с вирусными болезнями растений? Какую пользу приносят вирусы? Как называется наука, изучающая вирусы? Кто является её основателем?

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Номер материала: ДБ-1127925

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования

Время чтения: 2 минуты

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Пять важнейших открытий вирусологии

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

О том, каким образом ученые обнаружили вирусы, как устроены эти «белковые контейнеры», кто такие фаги, как создавалась первая вакцина и откуда в нашей ДНК 8% их генов, рассказывает научно-популярный журнал «Кот Шрёдингера».

Совместный проект научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера» и «Известий»: каждые выходные на портале будут представлены самые интересные тексты известного научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера»

Как обнаружили вирусы

Вирусы открыл русский ученый, спасая табак от мозаики.

В отличие от бактерий, которых еще в 1676 году описал основатель научной микроскопии Антони ван Левенгук, вирусы в световой микроскоп видны не были (в современный световой микроскоп крупные вирусы увидеть можно. — «КШ»). А электронный создали лишь спустя 40 лет после открытия вирусов. Как же их вообще удалось заметить? Благодаря табаку, точнее, его болезни, которая была страшной проблемой для фермеров.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Вирус табачной мозаики под микроскопом

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Некротические пятна на листьях табака резко снижали урожай, а главное, из таких листьев не получалось сделать сигары. Производители с подобным положением дел мириться не могли и спонсировали исследования патологии. В 1886 году немецкий агроном Адольф Майер доказал, что «мозаичное заболевание табака», как он окрестил эту напасть, легко передается с соком растения, а значит, тут замешан инфекционный агент. Поскольку прогревание при 80 ºС обеззараживало исходный биоматериал (Пастер, напомним, уже изобрел пастеризацию), Майер решил, что возбудитель болезни — бактерия.

Российского ботаника Дмитрия Ивановского болезнь табака волновала ничуть не в меньшей степени. Полагая, что этот недуг вызывают бактерии, Ивановский планировал осадить их на специальном фильтре, поры которого меньше этих организмов. Такая процедура позволяла полностью удалить из раствора все известные патогены. Но экстракт зараженных листьев сохранял инфекционные свойства и после фильтрации!

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Этот парадокс, описанный Ивановским в работе 1892 года, стал отправной точкой в развитии вирусологии. При этом сам ученый думал, что сквозь его фильтр прошли мельчайшие бактерии либо выделяемые ими токсины, то есть вписывал свое открытие в рамки существующего знания. Впрочем, это частности. Приоритет Ивановского в открытии вирусов не оспаривается.

Спустя шесть лет голландский микробиолог Мартин Бейеринк, не зная поначалу о работе Ивановского, провел серию аналогичных экспериментов. То, что патоген проходит сквозь бактериальный фильтр и не может, подобно бактериям, размножаться в питательной среде, привело Бейеринка к выводу, что перед ним новый, неизвестный науке инфекционный агент. Ученый окрестил его «вирусом» (от лат. virus — яд), повторно введя это слово в научный оборот: прежде оно использовалось для обозначения всего агрессивного и токсичного.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Вирус табачной мозаики стал нашим проводником в абсолютно новую область биологии — вирусологию. И в знак признания особых заслуг перед человечеством (вирус табачной мозаики до сих пор любим вирусологами: на его основе легко делать вакцины. Одну из них — от COVID-19 — сейчас разрабатывают на биологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. — «КШ») был первым среди вирусов исследован на электронном микроскопе.

Вирусы присутствуют во всех земных экосистемах и поражают все типы организмов: от животных до бактерий с археями. При этом ученые до сих пор спорят, являются ли вирусы живыми существами. Серьезные аргументы есть и за, и против.

Конечно да! У вирусов есть геном, они эволюционируют и способны размножаться, создавая собственные копии путем самосборки.

Решительно нет! У них неклеточное строение, а именно этот признак считается фундаментальным свойством живых организмов. А еще у них нет собственного обмена веществ — для синтеза молекул, как и для размножения, им необходима клетка-хозяин.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Впрочем, большинство ученых склонны рассматривать этот спор как чисто схоластический.

Как устроены вирусы

Вирус — это генетическая инструкция в белковом контейнере. Расшифровать строение вирусов удалось, превращая их в кристаллы.

К началу 1930-х годов всё еще оставалось непонятным, что такое вирус и как он устроен. И по-прежнему не было микроскопа, в который его можно было бы разглядеть. В числе прочих высказывалась гипотеза, что вирус — это белок. А структуру белков в то время изучали, преобразуя их в кристаллы. Если бы вирус удалось кристаллизовать, то его строение можно было бы изучать методами, разработанными для исследования кристаллов.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

В 1932 году Уэнделл Мередит Стэнли отжал сок из тонны больных листьев табака и воздействовал на него разными реагентами. После трех лет опытов он получил белок, которого не было в здоровых листьях. Стэнли растворил его в воде и поставил в холодильник. Наутро вместо раствора он обнаружил игольчатые кристаллы с шелковистым блеском. Стэнли растворил их в воде и натер полученным раствором здоровые листья табака. Через некоторое время они заболели. Эти опыты открыли ученым путь к получению и изучению чистых препаратов вируса, а самому Стэнли принесли Нобелевскую премию.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Структуру вируса расшифровала Розалинд Франклин — та самая «леди ДНК», которая впервые получила четкую рентгенограмму структуры ДНК и умерла за четыре года до вручения Нобелевки за это невероятно важное открытие. Рассматривая вирус табачной мозаики в рентгеновских лучах, Розалинд поняла, что он представляет собой белковый контейнер, к внутренним стенкам которого прикреплена спираль РНК.

Что мы знаем сегодня

Постепенно накопились данные, позволившие разработать классификации вирусов. Выяснилось, что вирусы различаются по типу молекул ДНК или РНК, на которых записана их генетическая программа. Другое различие — по форме белкового контейнера, который называется капсид. Бывают спиральные, продолговатые, почти шарообразные капсиды и капсиды сложной комплексной формы. Многие капсиды имеют ось симметрии пятого порядка, при вращении вокруг которой пять раз совпадают со своим первоначальным положением (как у морской звезды).

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

«Короны» вируса SARS-Cov-2

У некоторых вирусов капсид заключен в дополнительную оболочку, суперкапсид, которая состоит из слоя липидов и специфичных вирусных белков. Последние часто формируют выросты-шипы — ту самую «корону» коронавируса. Вирусы с такой оболочкой называют «одетыми», а без нее — «голыми».

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Необходимость кристаллизовать вирусы для их изучения отпала лишь недавно с появлением атомных силовых микроскопов и лазеров, генерирующих сверхкороткие импульсы.

Кто такие фаги

В конце XIX века британский бактериолог Эрнест Ханкин, сражавшийся с холерой в Индии, изучал воды рек Ганг и Джамна, которые местные жители считали целебными. Ханкин, энтузиаст кипячения воды и теории Пастера о том, что болезни вызываются микроорганизмами, а не миазмами (вредоносными испарениями — так думали врачи еще в середине XIX века), обнаружил, что суеверные индусы правы: какой-то неопознанный объект непонятным образом обеззараживает воду священных рек без всякого кипячения.

Лишь спустя 20 лет неопознанному объекту придумали название: Феликс Д’Эрелль из Института Пастера предложил называть этих существ «бактериофагами», в переводе с греческого — «пожирателями бактерий». Он пришел к выводу, что бактериофаги — вирусы, паразитирующие на бактериях.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Сейчас их нередко зовут просто фагами. Эти вирусы прикрепляются к стенкам бактерий и впрыскивают в них свой генетический материал. Попав внутрь, генетическая программа вируса запускает производство новых вирусов. В итоге одни ферменты бактерии создают копии вирусного генома, другие — строят по вшитым в него инструкциям белки, третьи — собирают мириады клонов. Порабощенная фагом бактерия превращается в фабрику по созданию его клонов, которые могут выходить наружу вместе с метаболитами или «взрывать» бактериальную клетку. Так или иначе полчища клонов освобождаются и отправляются заражать всё новые бактерии.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Для бактерии встреча с фагами не всегда заканчивается печально: бактериофаги бывают вирулентными и умеренными. Если клетке не повезет и она повстречает вирулентного фага, то погибнет (у биологов этот процесс называется лизисом). Фаг использует такую клетку как ясли для своего потомства. Умеренные фаги обычно более дружелюбны. Они делают из бактерии зомби: она переходит в особую форму — профаг, когда вирус интегрируется в геном клетки и сосуществует с ней. Это сожительство может стать симбиозом, в котором бактерия приобретет новые качества и эволюционирует.

Способность вирусов уничтожать вредоносные бактерии привлекла к ним внимание ученых. Впервые фагов, этих цепных собак биологов, натравили на стафилококк ещё в 1921 году. Их активно изучали в Советском Союзе. Основоположник этого направления грузинский микробиолог Георгий Элиава был учеником Феликса Д’Эрелля. По его инициативе в 30-е годы был создан Институт исследования бактериофагов в Грузии, а позднее фаготерапия в СССР получила одобрение на самом высоком уровне. Были разработаны стрептококковый, сальмонеллезный, синегнойный, протейный и другие фаги.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Западные ученые отнеслись к фагам с меньшим энтузиазмом. Фаги очень чувствительные и в неподходящих условиях внешней среды теряют супергеройские способности. А тут как раз открыли и успешно применили первый антибиотик, и о фагах надолго позабыли.

Что мы знаем сегодня

В последнее время интерес к фагам стал возрождаться. Невероятная адаптивность позволила бактериям развить устойчивость к антибиотикам, в результате чего появились супербактерии, резистентные ко всем видам лекарств. Ежегодно от болезней, вызванных такими патогенами, умирает около 700 тыс. человек. И фаги могут нам помочь. Главный недостаток бактериофагов — они умеют атаковать только конкретные виды бактерий, поэтому, чтобы справиться со всеми, с кем необходимо, требуется разработка широкого спектра фагов.

В 2005 году биологи из Университета Сан-Диего показали, что вирусы — самые распространенные биологические объекты на планете, и больше всего среди них именно бактериофагов.

Всего на данный момент описано более 6 тыс. видов вирусов, но ученые предполагают, что их миллионы.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Как создали первую вакцину

Вакцинация — одно из величайших изобретений человечества, благодаря которому многие смертельные заболевания остались в истории. Но почему слово «вакцина» происходит от слова «корова»?

Главное событие в истории вакцинации произошло в конце XVIII века, когда английский врач Эдвард Дженнер использовал коровью оспу для предотвращения оспы натуральной — одного из самых страшных заболеваний в истории, смертность от которого тогда достигала полутора миллионов человек в год.

Коровья оспа передавалась дояркам, протекала легко и оставляла на руках маленькие шрамы. Сельские жители хорошо знали, что переболевшие коровьей оспой не болеют человеческой, и эта закономерность стала отправной точкой для исследований Дженнера.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Хотя идея была не нова: еще в Х веке врачи придумали вариоляцию — прививку оспенного гноя от заболевшего к здоровому. На Востоке вдыхали растертые в порошок корочки, образующиеся на местах пузырьков при оспе. Из Китая и Индии эта практика расходилась по миру вместе с путешественниками и торговцами. А в Европу XVIII века вариоляция пришла из Османской империи: ее привезла леди Мэри Уортли-Монтегю — писательница, путешественница и жена британского посла. Так что самому Дженнеру оспу привили еще в детстве. Вариоляция действительно снижала смертность в целом, но была небезопасна для конкретного человека: в 2% случаев она приводила к смерти и иногда сама вызывала эпидемии.

Но вернемся к коровам. Предположив близкое родство вирусов коровьей и натуральной оспы, Дженнер решился на публичный эксперимент. 14 мая 1796 года он привил коровью оспу здоровому восьмилетнему мальчику, внеся экстракт из пузырьков в ранки на руках. Мальчик переболел легкой формой оспы, а введенный через месяц вирус настоящей оспы на него не подействовал. Дженнер повторил попытку заражения через пять месяцев и через пять лет, но результат оставался тем же: прививка коровьей оспы защищала мальчика от оспы натуральной.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Эдвард Дженнер прививает восьмилетнего Джеймса Фиппса от оспы. 1796 год

Дженнеру потребовались годы, чтобы убедить коллег-врачей в необходимости вакцинации, — и эпидемии оспы в Европе наконец были остановлены. Идеи Дженнера развивал великий Луи Пастер: он ввел термин «вакцина» (от латинского vacca — корова), описал научную сторону вакцинации, создал вакцины против сибирской язвы, бешенства, куриной холеры и убедил мир, что прививки необходимы для предотвращения многих болезней.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что мы знаем сегодня

В 1980 году Всемирная организация здравоохранения объявила о полном устранении натуральной оспы. Это первое заболевание, которое победили с помощью массовой вакцинации.

После прививки в организме вырабатывается такой же иммунитет, как после перенесенного заболевания. При этом даже не нужно встречаться с живым патогеном. Обычно в вакцинах содержится его часть, например поверхностный белок, или сам вирус, но ослабленный или убитый. Такой агент, его называют антигеном, учит иммунную систему распознавать его как врага и уничтожать в будущем. В следующий раз, когда в организм попадет настоящий вирус или бактерия, специфичные антитела — иммунные белки — «подсветят» его для клеток иммунной системы, которые тут же мобилизуются и уничтожат патоген.

Сейчас существует более сотни вакцин, защищающих от 40 вирусных и бактериальных заболеваний. Иммунизация спасает миллионы жизней, поэтому наши дети не умирают от столбняка, поцарапавшись на улице.

Современные вакцины, прошедшие все стадии клинических испытаний, безопасны — они могут вызвать сильную иммунную реакцию у некоторых людей, но никак не тяжелую форму болезни с летальным исходом или тем более эпидемию.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Как вирусы поселились в нашей ДНК

В геноме человека затаились древние вирусы. Они составляют более 8% нашей ДНК. И мы им многим обязаны.

В 1960-х годах ученые поняли, что некоторые вирусы могут вызывать рак. Одним из них был вирус птичьего лейкоза, угрожавший всему птицеводству. Вирусологи выяснили, что он относится к группе так называемых ретровирусов, внедряющих свой генетический материал в ДНК клетки-носителя. Такая ДНК будет производить новые копии вируса, но если вирус по ошибке встроился не в то место ДНК, клетка может стать раковой и начать делиться. Вирус птичьего лейкоза оказался очень странным ретровирусом. Ученые находили его белки в крови совершенно здоровых куриц.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Курица с саркомой, с которой начались исследования, выявившие, что некоторые вирусы могут вызывать рак

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Робин Вайс, вирусолог из Университета Вашингтона, первым понял, что вирус мог интегрироваться в ДНК курицы, стать ее неотъемлемой и уже неопасной частью. Вайс и его коллеги обнаружили этот вирус в ДНК многих пород кур. Отправившись в джунгли Малайзии, они изловили банкивскую джунглевую курицу, ближайшую дикую родственницу домашней, — она несла в ДНК тот же вирус! Когда-то давно иммунная система куры-предка сумела подавить вирус, и, обезвреженный, он стал передаваться по наследству. Ученые назвали такие вирусы эндогенными, то есть производимыми самим организмом.

Вскоре выяснилось, что эндогенных ретровирусов полно в геномах всех групп позвоночных. А в 1980 году их обнаружили и у человека.

Что мы знаем сегодня

Согласно данным исследователей из Мичиганского университета, на долю эндогенных ретровирусов приходится более 8% нашего генома. При этом обнаружены далеко не все вирусные последовательности, которые осели в геноме человека. Искать их сложно: они встречаются у одного и отсутствуют у другого.

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть фото Что такое вирусология в биологии 5 класс. Смотреть картинку Что такое вирусология в биологии 5 класс. Картинка про Что такое вирусология в биологии 5 класс. Фото Что такое вирусология в биологии 5 класс

Некоторые эндогенные вирусы остаются опасными, но большинство уже неспособно запустить вирусную программу и захватить мир. До недавнего времени их считали «генетическим мусором». Но оказалось, что порой интеграция вирусов в ДНК ведет к появлению полезных генетических программ. Например, многие участки ДНК, которые регулируют активность генов, участвующих во врожденном иммунитете, являются ретровирусами. А недавно российские ученые обнаружили у человека эндогенный ретровирус, регулирующий работу мозга и отсутствующий у других приматов, — получается, мы обязаны вирусам какими-то важнейшими своими особенностями! Правда, этот же вирус, возможно, привел к возникновению шизофрении.

Друзья или враги нам эндогенные ретровирусы, сказать сложно, потому что нет уже деления на нас и них, — мы соединились в одно существо.

Источник

Вирусология — наука о вирусах

Вирусология — наука о вирусах, изучающая их строе­ние, биохимию, систематику и значение.

При этом главной задачей является не только обнаружение новых, ранее не исследованных возбудителей болезней у человека, животных и растений, но и определение способов борьбы с виру­сами и профилактики заражения ими.

Считается, что наука вирусология возникла в конце XIX в., после того как российский физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский открыл вирус табачной мозаики (1892), а французский микробиолог Луи Пастер в поисках средства борьбы с бешенством, не обнаружив самого вируса, но отметив его невидимые в оптический микроскоп свойства, ввёл в науку термин «вирус».

Началом вирусологии можно также считать конец XVIII в., когда в 1798 г. английский сельский врач Эдуард Дженнер изобрёл и внедрил средство для защиты от страшного инфекционного заболевания — оспы. Своим изобретением Э. Дженнер положил начало применению прививок методом вакцинации (лат. vacca — «корова»). Это название не было случайным, так как содержимое для прививки Э. Дженнер взял из пустулы (болячки) у доярки, заразившейся коровьей оспой.

Это была первая в мире живая вакцина. В настоящее время таких вакцин много. Наряду с живыми вакцинами изготавливаются и применяются убитые вакцины, они производятся из вируса, убитого (инактивированного) формалином. При разных вирусных заболеваниях используют или живые, или убитые вакцины, но часто их применяют вместе для достижения больше­го эффекта (например, для профилактики клещевого энцефалита).

Время рождения современной вирусологии — 50-е гг. XX в., когда была создана вакцина против полиомиелита, и уже к на­чалу 60-х гг. во всем мире вакцинацию прошли несколько сотен миллионов детей. В результате заболеваемость полиомиелитом во всех странах сразу же резко снизилась.

В 50-е гг. XX в. в вирусологии произошли и другие важные события, которые обеспечили её бурное развитие. Прежде всего, следует назвать разра­ботку методов непрерывного культивирования штаммов живых человече­ских клеток в искусственной питательной среде (in vitro — «в пробирке»). Так была найдена воспроизводимая в пробирке биологическая система выращи­вания в больших количествах вируса и для изучения, и для массового произ­водства вакцины. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Кроме того, в 50-е гг. того же века изобрели электронный микроскоп с огромной раз­решающей способностью. С ним вирусология получила возможность видеть исследуемые объекты, подсчитывать их количество, изучать морфологиче­скую и химическую структуры, размножение и механизмы взаимодействия вирусов с клеткой хозяина. В эти же годы вирусология обогатилась фундамен­тальными исследованиями из смежных областей — цитологии, молекулярной биологии и генетики. Всё это ускорило процесс накопления научных фактов, открытие новых, ранее неизвестных вирусов — возбудителей различных болезней. Если в конце 60-х гг. XX в. было учтено и описано около 200 видов вирусов, то к началу XXI в. их обнаружено и изучено более 1000 видов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *