Что такое вкусы и предпочтения
Вы будете удивлены: о чем говорят Ваши вкусовые предпочтения
Оказывается, что каждая эмоция обладает определенным вкусом или ароматом, а потому, употребляя в пищу определённые продукты, можно влиять на свое психо-эмоциональное состояние
Современные медики заметили, что психологические факторы заболеваний настолько сильны, что они часто доминируют при лечении над физиологическими факторами. Также замечено, что вкусовые потребности человека зависят и определяются его психическим и эмоциональным состоянием, а не от разумной целесообразности. А это связано с тем, что пища является источником не только питательных веществ для физического организма человека, но и формирует его эмоциональный потенциал психики. Проще говоря — даёт силу эмоциям.
Согласно аюрведе, существует 6 вкусов:
И если все эти вкусы присутствуют в сбалансированном состоянии, тогда пища дарит человеку здоровье и счастье. Если же нарушается эта гармония, что часто зависит от недостатков характера и поведения, то приходят болезни.
Так, например, пребывая в состоянии лени, человек хочет сладкого вкуса. Сладкий вкус полезен, но от его избытка, т.е. избытка сахара в организме снижаются защитные силы, нарушается обмен веществ и функции печени, поджелудочной железы, мелких сосудов, страдает зрение. Замечено, что много сладкого, особенно вечером, потребляют те, кто старается не решать свои проблемы.
Испытывая горе, человек неосознанно стремится разнообразить свой рацион такими горькими продуктами как: горчица, ржаной хлеб, кофе. В результате появляются большая вероятность появления хронических инфекций, заболеваний крови и костной системы. Пессимистичный, обидчивый человек постоянно стремится кушать кислое. А кислое в чрезмерном количестве наносит вред сердцу, легким, желудку, кишечнику, суставам, нарушает внутреннюю среду организма.
Суетливый, напряженный человек просто обожает солёную пищу. Он настолько её любит, что готов есть даже сладости с солью. А излишне соленое является врагом сосудов всего организма, бронхов, почек, суставов. Упрямые, напористые, безудержные люди любят чрезмерно терпкое. Такая пища приводит к заболеваниям гормональных органов, бронхов, позвоночника, суставов, костей.
Пристрастие к острой пище испытывают гневливые, излишне темпераментные люди, в результате чего возникают воспалительные процессы в печени, поджелудочной железе, желудке, сердце, половых органах. Потребность в жареной пище у человека возникает при наличии в характере грубости, ощущении усталости и отвращении к труду. А это ведет к перегрузке сосудов мозга, печени, желудка, нарушаются гормональные и иммунные функции.
Жадные люди любят излишне жирное, которое ведет к заболеваниям желудка, печени, костной системы, нарушению обмена веществ.
Вкус пищи и стресс
Люди, которые находятся в постоянном психическом напряжении, не умеют отвлекаться от проблем, предпочитают тонизировать организм чаем, кофе, зверобоем, душицей.
Пребывая в таком состоянии, человек, как правило, начинает курить, употреблять алкоголь и другие средства отравления.
Так или иначе, но на физиологическом уровне результат таких привычек — поражение сосудов мозга, сердца, почек, печени. Более того, снижаются функции половых желез и начинает страдает система кровообращения.
Пища и современный мир
При черствости, жадности, плохом отношении к людям, жестокости, излишней привязанности к вещам появляется тяга к мясному. А жестокость и прямолинейность вызывает огромную потребность в продуктах из рыбы. Как итог — пессимизм, постоянная раздражительность, злокачественные опухоли, несчастные случаи.
Кроме того, эти мясо и рыба требуют много энергии для переваривания, что в результате ведёт к ослаблению всех других функций организма, в том числе и естественное стремление к самоизлечению. Болезни переходят в хроническое течение.
Итак, какие же эмоции связаны с пищей. Подведем небольшой итог:
скорбь — горькие эмоции,
страх — обладает вяжущим характером.
Эти две эмоции усугубляют психо-энергетические потоки в организме человека, называемые в аюрведе «вата».
зависть — кислая эмоция,
гнев — едкая эмоция.
Эти две эмоции усугубляют «питу».
желание и страсть — сладкие эмоции,
жадность — соленая эмоция.
Эти две усиливают капху.
Человек, увлеченный любимым делом, доброжелательно относящийся к людям, не склонен к извращениям своих вкусовых качеств, и тем самым, увеличивает возможность быть здоровым и счастливым.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Человек и его вкусовые предпочтения
Все люди абсолютно разные, поэтому у каждого свои индивидуальные вкусовые предпочтения. Так, например, кто-то просто жить не может без конфет и шоколада, другие без соленого, а для третьих жизнь — это не жизнь без молока и кефира. Прежде всего, частая перемена во вкусовых предпочтениях больше всего присуща женщинам во время вынашивания ребенка, однако, у этого есть свое логическое объяснение.
Пусть маленький, но уже человек, находящийся в утробе своей матери требует для своего нормального роста и развития определенные витамины и микроэлементы. А так как получить все необходимое можно только из продуктов, которыми питается мать, то соответственно вкусовые предпочтения этим и обусловлены.
Довольно часто беременные представительницы слабого пола едят творог и грызут мел, дабы восполнить нехватку кальция в своем организме. Такое странное предпочтение способствует развитию костной системы будущего малыша. В том случае, если такое пристрастие к мелу испытывает взрослый человек, который не связан с беременностью, то эта явная причина того, что в его организме слишком низкий уровень гемоглобина. Такой показатель сигнализирует о том, что произошел сбой и человеку необходима медицинская помощь.
С точки зрения психологии абсолютно все ощущения представляют собой продукт переработки нервной системой раздражителей, которые могут возникать как во внутренней, так и во внешней среде. Все вкусовые ощущения можно разделить на четыре группы: соленое, сладкое, горькое и кислое.
Как правило, вкусовые ощущения возникают у человека при определенном на них воздействии при помощи веществ, которые имеют низкий молекулярный вес. Поэтому все вкусовые области имеют абсолютно разную чувствительность к ощущению, например, к соленой пищи.
Так, например, кончик языка наиболее чувствителен к сладкому, край – к кислой еде, а основание характеризуется с горькими продуктами питания.
Нормы употребления пищи
У каждого продукта есть свои определенные ограничения, если их не соблюдать, то у человека могут возникнуть те или иные проблемы со здоровьем. Рассмотрим более подробно те продукты питания, переедание которых может свидетельствовать о каком-либо сбое в организме:
Однако предпочтения, которые отдает человек тому или иному блюду не всегда является обязательным признаком того, что у него развивается какое-либо заболевание. Обратить внимание на такой чрезмерный интерес все же стоит, а для получения консультации лучше всего обратиться к квалифицированному специалисту.
Характер и продукты питания
Ученые, которые проводят массу исследований в области психологии доказали, что зная предпочтения человека в еде можно определить его характер. Со стороны психологии большинство специалистов сходятся во мнении, что пристрастие к тому или иному виду продукта формируется у человека еще в раннем детстве.
Именно в это время большинство людей чувствовали себя беззаботно, поэтому на подсознательном уровне человек пытается вернуть себя в то время, с которым у него связано много позитивных впечатлений и новых вкусов.
Психологи по одному только любимому фрукту или овощу могут многое рассказать о характере человека, а именно:
Кроме того, психологи утверждают, что характер можно определить не только по фруктовым предпочтениям, но и если их смешивать с овощами. Так, например, из сочетания огурец и дыня получаются отважные представители сильного пола, среди таких людей очень много спортсменов и путешественников. А вот люди, которые предпочитают помидоры в сочетании арбузов являются веселыми и активными.
Наверняка большинство людей даже и подумать не могли, что их вкусовые ощущения психологи могут связать с характерными особенностями. Но, как можно увидеть этому есть прямое доказательство, и по одному только предпочтению опытный специалист сможет рассказать много интересного.
На вкус и цвет. Что влияет на наши предпочтения в еде
Автор фото, Getty Images
К двум годам у детей развивается неприязнь к незнакомой пище, считают ученые
Есть множество факторов, как генетических, так и психологических, которые влияют на то, нравится нам тот или иной определенный вкус или нет. Почему же мы любим одну еду, и ненавидим другую?
Вот некоторые из причин.
Во всем виноваты гены
Автор фото, Getty Images
Наши вкусовые ощущения зависят от ДНК
Наш генетический код помогает определить, как мозг будет обрабатывать сенсорные раздражители.
Это означает, что у разных людей будет разная реакция на вкус одной и той же еды.
В 2004 году ученые из Калифорнийского университета обнаружили, что наши обонятельные рецепторы связаны с той частью нашего генома, которая отличается более высоким числом вариаций, чем остальные части ДНК.
В прошлом это был хороший защитный механизм
Автор фото, Getty Images
Негативная реакция на горечь в прошлом помогла нам выжить
Когда-то наш вкус в прямом смысле помог нам выжить.
Первые люди на планете должны были научиться отличать хорошую еду от плохой.
Способность чувствовать сладкие вкусы развивалась в человеке, чтобы позволить ему обнаруживать источники глюкозы (и энергии) в растениях. Эта тяга к сладкому была связана с выживанием, потому что тогда продукты питания не были так легкодоступны, как в наши дни.
Возможно, это было решено еще до вашего рождения
Автор фото, Getty Images
Пищевая толерантность ребенка связана с диетой его матери во время беременности
Наши вкусовые пристрастия также вырабатываются сознательно. В основном мы учимся любить или не любить еду, говорят психологи. Этот процесс начинается еще во время беременности.
Французские ученые обнаружили, что эмбрион изучает запахи из рациона матери. Например, младенцы, чьи матери во время беременности ели чеснок, чаще любили его запах, чем те, кто не подвергался его воздействию, находясь в утробе.
Родители могут думать, что их детям не нравится та или иная пища, но на самом деле им не нравится то, что она новая. Эта неприязнь может остаться на всю жизнь.
Кроме того, подобная неприязнь может быть сформирована ассоциациями. Например, мы можем перестать есть те продукты, которыми когда-то отравились.
Разинув рот Как формируются вкусовые предпочтения человека
Фото: Frank May / Picture Alliance / Globallookpress.com
Американские ученые показали, что даже в раннем детстве еда больше зависит от социальных факторов (мнений и поведения других людей), чем чисто биологических (вкус и полезность). В выборе пищи и формировании кулинарных симпатий и антипатий отношения между людьми играют основную роль. О смысле и результатах опытов сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Зачем есть
Еда — одна из важнейших сфер человеческой жизни. В ней, как в физической стороне любви, биологические потребности переплетаются с социальными установками. Американские ученые — психологи с сильным уклоном в физиологию — провели новаторское исследование, посвященное детям, точнее тому, как пищевые симпатии и антипатии закладываются в раннем возрасте.
Точкой отсчета послужили потребности выживания: выбор пищи как минимум должен обеспечивать человека питательными веществами и не приводить к отравлению. С этой точки зрения дети слабо компетентны: хотя у них рано появляются любимые блюда, они постоянно тянут в рот несъедобные и опасные для жизни вещества. Ребенок до двух лет часто не способен определить по виду и вкусу объекта, имеет ли он дело с пищей (такой способностью обладают дети постарше, а также взрослые приматы).
Однако дети учатся выбирать пищу (да и есть) не в одиночестве. Взрослые не просто помогают своим отпрыскам разбираться в блюдах — они учат (часто собственным примером), как, когда и с кем следует есть. Пища служит воротами в социальную систему, предписывающую, что считается чистым и нечистым, достойным и недостойным, запретным и дозволенным.
Авторы исследования подчеркивают фундаментально социальный характер употребления пищи человеком, то есть социальное тут важнее, чем физиологические потребности. Это подтверждается рядом наблюдений. Например, дети едят больше, когда вместе с ними за столом находятся взрослые, съедобность объекта определяют, глядя на других. Наконец, им не нравятся блюда, которые предлагают взрослые, отличающиеся антиобщественным поведением.
Пища как орудие социальных оценок
Кроме того, ученые заявили о формировании в самом раннем возрасте (до 2 лет) особой системы, которая увязывает пищу с размышлениями и решениями относительно намерений и социального статуса взрослых, предлагающих эту пищу. Для проверки своей гипотезы (о ранней системе социальной категоризации еды) психологи провели серию экспериментов.
Группе детей (всего в исследовании участвовали 48 человек возрастом 14 месяцев) показали несколько видеоклипов. Две женщины пробовали по ложке из полной миски, после чего одна выражала свое восхищение вкусом, а другая демонстрировала отвращение (говорила «фи» и морщила нос). Далее вторая актриса показывала, как ей не нравится ранее не возникавшая в кадре пища (миска «B»). В другой серии роликов женщины аналогичным образом реагировали на пустую миску. Выяснилось, что восприятие пищевых симпатий и антипатий отличается от отношения к другим объектам. При показе роликов о еде дети дольше смотрели на видео, где второй взрослый не соглашался с первым, при демонстрации аналогичных роликов с пустой миской — на неожиданный эпизод, где актриса говорила «фи» при виде нового объекта.
Кадры из роликов, использовавшихся в эксперименте
Изображение: Liberman et al
В ходе следующего опыта выражению отношения к пище предшествовало общение двух женщин. Они или улыбались друг другу, махали рукой, говорили «привет», или поворачивались друг к другу спиной, скрещивали руки на груди и издавали междометие «пфф!». Выяснилось, что для детей важны мнения о еде только склонных к коммуникации партнеров. Аналогичный эксперимент с билингвами (носителями английского и испанского языков) показал, что для ребенка значимо мнение о еде только тех, кто говорит на одном языке.
Однако опыты также выявили значимую асимметрию: если пищевые симпатии дети воспринимали от социальной близости взрослых (друг к другу и к ребенку), то выражение отвращения всегда однозначно считывалось как ценная информация. Таким образом, неприятие того или иного блюда не так зависит от социальных и культурных факторов — что, по всей видимости, помогает людям избегать случайного употребления опасной для здоровья пищи.
Психологи задаются вопросом, какие элементы этой социальной системы восприятия еды являются общими для человека и других животных, а какие — уникальными для Homo sapiens. Они допускают, что к первым относятся все средства распознавания опасных для организма веществ.
При всей ограниченности американских экспериментов (по сути, единственное основание для сделанных выводов — время, которое дети уделяли тому или иному ролику), они указывают на важную закономерность. С самого раннего возраста люди воспринимают еду не как «вещь в себе» (оценивая ее цвет, вкус и консистенцию), а через призму отношений между людьми.
В человеке нет природы
Это исследование — одно из многих, заставляющих пересмотреть взгляд на детей как tabula rasa, пассивно воспринимающих окружающий мир и усваивающих только базовые природные свойства (тепло — холодно, приятно — неприятно, вкусно — невкусно). Оказывается, еще в самом раннем возрасте, даже не научившись говорить, ребенок воспринимает такие фундаментальные параметры социальной жизни, как родство, разноязычность и отношения превосходства (кто из двух конфликтующих взрослых, скорее всего, победит).
Практический вывод авторов исследования весьма тривиален: в борьбе с ожирением и нездоровым питанием важнее не критиковать картошку фри и газировку за их «вредность», а влиять на мнения людей, благодаря которым «опасная» еда пользуется такой популярностью. Однако есть и более значимый вывод: сформулирован новый и экспериментально обоснованный аргумент в пользу радикального социального конструкционизма — даже наиболее «естественные» объекты (еда, например) воспринимаются человеком прежде всего в рамках общественных отношений, формирующих его личность и бытие в мире.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Я сам то не знал даже ПЯТЫЙ вкус. Он называется умами. А ведь вы все знаете его другое название.
Всего несколько лет назад исследования подтвердили, что наши рты содержат вкусовые рецепторы для этого относительно нового пикантного вкуса (остальные четыре «базовых вкуса» были широко распространены в течение нескольких тысяч лет), и многие рецепты в нашей истории внезапно обрели смысл. Умами был причиной любви римлян к гаруму, ферментированному рыбному соусу, который они использовали так, как мы сегодня используем кетчуп. Это ключевой элемент согревающей кости и душу подливки, мясных соков и карамелизованного мяса. Это причина распространения популярности мармита.
Глутаминовая кислота (слева) и глутамат натрия (справа) — те самые вещества, которые сообщают нашим вкусовым рецепторам о наличии белка в пище
В 1907 году в Японии химик Кикунэ Икеда заинтересовался вкусом ингредиента многих традиционных японских блюд — водоросли комбу. Из 40 кг водоросли он выделил 30 г глутаминовой кислоты, которая, как выяснилось, и отвечала за характерный вкус. Икеда пришел к выводу, что он представляет собой самостоятельный, пятый вкус, который был назван «умами» (яп. «аппетитный вкус»). За сто лет этот термин вошел в лексикон пищевой промышленности во всем мире, но лишь в XXI веке было окончательно установлено наличие на языке вкусовых рецепторов, специфичных к глутаминовой кислоте, и выводы Икеды был подтверждены на самом высоком научном уровне.
Осознав значимость своего открытия, в 1908 году Икеда получил патент на способ производства этой аминокислоты из глютена. Еще через год его компания Ajinomoto («Сущность вкуса») выпустила на рынок новую приправу — натриевую соль глутаминовой кислоты, или глутамат натрия. В настоящее время это вещество является одним из самых массово производимых продуктов пищевой промышленности.
На самом деле мы уже давно формируем свои вкусовые предпочтения на основании содержания в продуктах глутаминовой кислоты. Еще наши далекие предки, бродившие по просторам африканского континента, заметили, что слегка «полежавшее» мясо вкуснее свежего. Сегодня мы понимаем почему — в ходе «созревания» мяса часть белков подвергается ферментации, что приводит к увеличению содержания свободной глутаминовой кислоты. Селекция многих культурных растений проходила в направлении отбора самых вкусных, а значит, богатых этим веществом сортов.
Богатые глутаминовой кислотой продукты с давних времен применялись для улучшения вкуса пищи, будь то морские водоросли или томаты. Кулинары изобретали способы приготовления, приводящие к повышению содержания свободного глутамата в готовом блюде, и даже научились «исправлять» состав продуктов, подвергая их специальной обработке и превращая, например, относительно нейтральные на вкус молоко или соевый белок в богатые глутаматом сыр и соевый соус.
Почему же этот вкус нам так приятен? Все очень просто: «умами» — это вкус белка. Учитывая все возможное разнообразие природных белков, создать универсальный рецептор для их определения в пище (в отличие от рецепторов сладкого или соленого вкуса) невозможно. Природа нашла более изящное решение — она снабдила нас вкусовыми рецепторами, специфичными не к белкам, а к их структурным элементам — аминокислотам. Если в пище есть белок, то есть и какое-то количество свободных аминокислот. Самая распространенная в природе аминокислота, глутаминовая (в составе любого белка ее от 10 до 40%), стала своеобразным «маркером», указывающим нам на высокое содержание в пище необходимого протеина (кстати, некоторые другие аминокислоты тоже обладают вкусом «умами»).
Не сильнее, а лучше
Недопонимание потребителями действия глутамата натрия связано с неточностью определения. В законодательстве и обиходе его называют «усилителем вкуса». На самом деле глутамат не «усилитель», а носитель одного из базовых вкусов, так же как соль, сахар или лимонная кислота. Единственный вкус, который можно усилить глутаматом, — это «умами». В английском языке, кстати, его функции описываются более точно — taste enhancer, то есть «улучшитель вкуса», а не «усилитель».
Глутамат натрия уместен совсем не в любом блюде. Его никто не добавляет в конфеты, шоколад, йогурты или прохладительные напитки — нет никакого смысла вносить новый вкус туда, где он просто не нужен. Глутаматом обусловлено восприятие вкуса многих привычных блюд, будь то домашние котлеты, гамбургер в придорожном кафе или утка по-пекински в дорогом ресторане. Его не добавляют туда специально — он образуется из белка в процессе кулинарной обработки пищи.
Натуральный и синтетический
С происхождением глутамата связан самый популярный миф о нем. «Натуральная глутаминовая кислота и ее соли — не то же самое, что синтетический глутамат», — говорят сторонники этого мифа. Иногда добавляют аргумент о существовании изомеров молекул, которые различаются пространственной конфигурацией атомов или групп атомов (например, являются хиральными, то есть зеркальными отражениями друг друга).
Действительно, глутаминовая аминокислота, как и все остальные аминокислоты, может существовать в виде двух изомеров. Один из них (L-, от лат. laevus, левый) встречается в природе, необходим для нашей жизнедеятельности и принимает участие в биохимических реакциях в нашем организме. Второй (D-, от лат. dexter, правый) изомер в природе не встречается и с точки зрения нашей биохимии бесполезен. Наши вкусовые рецепторы специфичны именно к L-изомеру, который и отвечает за вкус «умами», а D-изомер эти рецепторы не раздражает. Это хорошо известно производителям продуктов и пищевых добавок, так что добавлять в пищу «неправильный» изомер нет никакого смысла.
Первым методом промышленного получения глутамата был гидролиз натурального растительного белка (клейковины), природное содержание глутаминовой кислоты в котором может превышать 25%. Этот процесс повторял в промышленном масштабе традиционную кулинарную обработку продуктов. Позже были разработаны и другие методы, в том числе химический синтез из акрилонитрила (этот процесс не получил распространения). А начиная с конца 1960-х годов глутамат получают с помощью бактерий Corynebacterium glutamicum, способных перерабатывать углеводы в глутаминовую кислоту (природный L-изомер) с выходом до 60%.
Согласно современному пищевому законодательству, вещество, полученное из натурального сырья (углеводы) с помощью биотехнологических методов (ферментация), считается натуральным. Так что весь используемый в настоящее время в пищевой промышленности глутамат Е621 с точки зрения и закона, и здравого смысла является не синтетическим, а совершенно натуральным. Хотя на самом деле это не важно, поскольку происхождение вещества никак не влияет на его свойства.
Ученые из Университета Орегона описали новую категорию вкуса, различаемую человеком — «крахмалистый». Этот вкус независим от пяти основных, признанных учеными — сладкий, соленый, горький, кислый и умами — и описывается добровольцами, участвовавшими в исследовании, как «рисовый» или «мучной». Встретить его можно у продуктов, содержащих крахмал и другие полисахариды. Носителями вкуса являются продукты частичного расщепления полисахаридов.
Ученые предлагали 22 добровольцам попробовать растворы олигосахаридов — молекул, в которых несколько фрагментов сахаров соединены в цепочку. В эксперименте использовались цепочки из 7 и 14 молекул глюкозы, а также полимер глюкозы. Для того, чтобы сделать восприятие вкуса независимым от рецепторов сладкого, в растворы добавляли акарбозу, которая предотвращала отщепление глюкозы от молекул под действием ферментов слюны. Кроме того, исследователи давали испытуемым лактизол — вещество, блокирующее рецепторы сладкого. Даже после этих действий добровольцы успешно отличали вкусы растворов олигомеров от воды. Вкус полимера глюкозы от воды достоверно отличить не удавалось.
По словам испытуемых, вкус растворов олигомеров был похож на рис, хлеб, злаки или на крекеры. Авторы отмечают, что механизм рецепции должен отличаться от восприятия сладкого, однако какие рецепторы участвуют в этом процессе неизвестно.