Что такое влияние в педагогике

Школа молодого педагога. «Виды педагогического воздействия на воспитанников»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выбранный для просмотра документ Виды педагогического воздействия на воспитанников.doc

«Виды педагогического воздействия

Существуют три парадигмы психологического воздействия и соответствующие им три стратегии воздействия:

Вторая стратегияманипулятивная – основывается на проникновении в механизмы психического отражения и использует знание в целях воздействия. Эту стратегию применяют для формирования общественного мнения, например в рекламе, а иногда и в педагогической практике.

Условия педагогического воздействия.

Эффективность педагогического воздействия зависит во многом от позиции педагога по отношению к ребенку.

Еще в 1960-е гг. были сформулированы

принципы педагогического воздействия:

уважение к воспитаннику,

понимание душевного состояния ученика,

раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершаемых поступков,

заинтересованность в судьбе воспитанника.

Убежденности самого педагога в правоте своих требований. Недопустимо предъявлять какое-либо требование воспитанникам и одновременно демонстрировать поведение, противоречащее этому требованию. Высокая убежденность в правоте своих требований в момент воздействия не означает не критичности своих действий, низкой требовательности к себе. Нужно уметь анализировать свои действия, а если необходимо, признавать ошибки.

Традиционно выделяют два основных вида

Суть внушения состоит в том, что в психику внушаемого вводится установка, направленная на изменение психической деятельности, которая становится его внутренней установкой, регулирующей психическую и физическую активность при той или иной степени автоматизма.

Рассматривают следующие виды внушения:

преднамеренное и непреднамеренное,

положительное и отрицательное,

прямое и косвенное.

Педагог преднамеренно, целенаправленно, сознательно внушает, точно зная, что он хочет внушить. При непреднамеренном внушении педагог не преследует цель внушить ту или иную мысль, действие, поступок. Такое внушение нередко имеет место в деятельности педагогов, родителей и приводит далеко не к тем результатам, которые они перед собой ставят.

Приведем примеры. Опасение за здоровье ребенка звучит в репликах: «Отойди от форточки, простудишься!» (внушается физическая слабость, нездоровье, ребенок и в самом деле может заболеть). Нередко педагог, упрекая ребенка в лени, упрямстве или недогадливости, внушает ему эти качества. Замечено, что результат непреднамеренного внушения тем сильнее, чем выше у ребенка предрасположенность к тому, что внушается.

Различают положительное и отрицательное внушение в зависимости от того, какие психологические свойства по содержанию с точки зрения морали внушаются. Чаще всего отрицательные свойства внушаются непреднамеренно, преднамеренно вводятся установки положительного содержания.

В школьной практике используются две разновидности прямого внушения: команда, приказ и внушающее наставление. Приказы применяются в ситуациях, требующих безоговорочного принятия и исполнения: «Встаньте!», «Уберите учебники со стола!». Такие фразы произносятся тоном, не допускающим возражения.

Внушающие наставления применяются в виде лаконичных фраз, так называемых формул внушения, которые произносит педагог, вводя установку в психику ученика: «Я могу и хочу хорошо учиться!». Как показывают результаты экспериментов, внушающее наставление способно изменить отношение школьников, дать первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличию.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на воспитанника не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение. Оно считается более эффективным, чем прямое внушение.

Разновидности косвенного внушения:

внушение через запрет,

внушение через противопоставление

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

Также в своей работе педагоги используют следующие приемы педагогического воздействия:

созидающие и тормозящие приемы,

приемы поощрения и наказания.

Поощрение: одобрение, похвала, благодарность, присвоение звания, материальная форма поощрения (призы, подарки).

Наказания: неодобрение, замечание, выговор, исключение из коллектива, лишение удовольствий.

Неодобрение и замечание конструируются так же, как одобрение и похвала, но противоположны по содержанию.

Наказания желательно применять реже, чем поощрения,

и только в тех случаях, когда явно нарушаются социально-культурные нормы поведения или возникает угроза благополучию человека, в том числе и самого нарушителя. Слабое наказание не достигнет результата, а сильное травмирует психику ребенка. Что такое влияние в педагогике. Смотреть фото Что такое влияние в педагогике. Смотреть картинку Что такое влияние в педагогике. Картинка про Что такое влияние в педагогике. Фото Что такое влияние в педагогике

Источник

Педагогическое воздействие: правила его использования в обучении и воспитании.

Педагогическое воздействие: правила его использования в обучении и воспитании.

Воспитание – это такое воздействие, при котором происходит рост и развитие личности, развиваются и формируются качества личности. Обучение – специально организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду.

К сожалению, не всегда результат воспитания и обучения бывает положительным. Почему? Одной из причин может быть неверно выбранный вид педагогического воздействия. Воздействие представляет собой целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия к другому. Воспитание, как и обучение – это педагогический процесс, который носит двусторонний характер. С одной стороны – это педагог, который воздействует на воспитуемого, передаёт ему необходимые знания и умения. А с другой стороны – это дети, которые должны впитать в себя эту информацию. Получается, что педагогический процесс – это совместная деятельность, которая может возникнуть только при правильной организации воздействия, результатом которого является не только получение знаний ребёнком, но и ответная реакция с его стороны, отклик на посыл педагога. Если его нет, значит мы не смогли сформировать человека будущего.

Педагогическое воздействие – подбор и структурирование средств, целью которого является появление ответной реакции у ребёнка.

Психологическое содержание пед. Возд. – целенаправленный перенос информации от одного участника взаимодействия на другого.

Задача педагога – сделать пед. возд. направленным, для этого нужно чётко понимать, что мы хотим получить, кого воспитать.

Виды пед. воздействия:

Элементы пед возд.:

Результат пед. возд. оценивается в степени изменений и проявляется:

Стратегии пед. возд.:

Реакция на пед. возд.:

Успех пед. воздействия зависит от:

— пассивный – может зависеть от темперамента, характера. Для такого нужно создать условия, при которых он раскроется;

Пед. возд. эффективно, если запускается психологический механизм – это инвариативный состав действий и средств (средства воспитания и обучения), которые человек использует в сходных ситуациях.

Использование состава средств – это символизация, то есть переход знаков в символы, который придаёт информации форму. Активизирует когнитивную и эмоциональную сферу. Способствует усвоению культурно – исторического опыта, а значит развитию человечества. Позволяет осознать своё «Я». Включает человека во временной ряд.

Средства:

Этапы пед. возд.:

В результате наглядно – образное мышление переходит в логическое, быстрее происходит интеллектуальное развитие.

Личностный смысл – основная идея:

«Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям».

Источник

Урок 6. Педагогические методы воздействия на личность учащихся и методы оценки знаний

Что такое влияние в педагогике. Смотреть фото Что такое влияние в педагогике. Смотреть картинку Что такое влияние в педагогике. Картинка про Что такое влияние в педагогике. Фото Что такое влияние в педагогике
Заключительный урок нашего курса посвящён теме, которая является одной из самых важных в педагогической практике – вопросу воздействия педагога на личность учащегося, ведь в большинстве случаев именно от того, как и какое влияние оказывает учитель на ученика, зависит эффективность всего педагогического процесса. В дополнение к основной теме мы поговорим о том, при помощи каких методов сегодня оцениваются успеваемость и знания.

Педагогические методы воздействия на личность учащихся

Давайте вспомним: педагогическим процессом называется реализация образовательно-воспитательных целей и задач, а систему педагогических средств, которые характеризуют взаимодействие педагогов и учащихся, называют методом/методами обучения. Разделить эти средства на образовательные или воспитательные можно лишь условно, исходя из чего, далее мы будем применять универсальное понятие «методы воздействия на личность».

Технологию педагогического процесса можно описать примерно следующим образом: изначально педагог доносит до учащихся информацию о необходимости и важности решения определённой задачи, после этого обучает их, чтобы они усвоили конкретные знания, способствующие достижению поставленной цели, а затем формирует у них соответствующие навыки и умения. Любой из этапов предполагает стимулирование познавательной деятельности, её контроль и оценку.

Чтобы педагогический процесс был максимально эффективным, специалисты рекомендуют включать в него такие методы воздействия на личность как убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование и оценку.

Исследования ведущих отечественных педагогов М. И. Махмутовой и Ю. К. Бабанского позволили установить, что в выборе методов и их сочетании следует опираться на то:

Теперь же давайте рассмотрим и сами методы.

Убеждение

Убеждение является разноплановым воздействием на сознание, волю и чувства человека, направленным на формирование определённых качеств. Исходя из того, какова направленность педагогического воздействия, убеждение может иметь форму внушения, доказательства или их комбинации.

Продуктивность данного метода зависит от того, соблюдаются ли особые требования, наиболее значимыми из которых считаются:

Особое значение в убеждении имеют такие приёмы как диспут, лекция и беседа.

Упражнение и приучение

Упражнение представляет собой структурированное и организованное выполнение учащимися определённых действий, направленное на развитие и формирование их личности.

Приучением называется организация систематического выполнения определённых действий, направленного на формирование продуктивных привычек.

Как метод педагогического воздействия упражнение и приучение применимы для реализации всевозможных задач эстетического, физического и нравственного развития и воспитания. Результаты педагогической работы напрямую зависят от регулярного и систематического применения конкретных упражнений.

В рамках данной темы, как правило, используются следующие упражнения:

Режимными упражнениями называются упражнения, основной педагогический эффект которых заключается не в результате, а в режиме, способствующем адаптации психофизиологических реакций организма к внешним условиям. Такие упражнения оказывают положительный эффект на здоровье учащихся, их интеллектуальные и физические возможности.

Упражнениями в полезной деятельности называются упражнения, целью которых является выработка учащимися привычек в практической работе, труде и взаимодействии друг с другом. Основной составляющей таких упражнений является осознание учащимися пользы от упражнений, ощущение удовлетворения, радости и самоутверждения посредством труда.

Специальными упражнениями называются упражнения тренировочного плана, цель которых состоит в выработке и закреплении навыков и умений. В образовательной деятельности специальными являются все упражнения, а в воспитательной – формирование простейших поведенческих паттернов, обусловленных культурной средой. Данный вид упражнений можно применять и когда требуется исправить какие-то недостатки.

Упражнение может представлять собой простейшее повторение только на ранних этапах. На последующих оно должно стать совершенствованием с постоянно нарастающим результатом.

Обучение

С методами обучения мы уже успели познакомиться в предыдущих уроках. Здесь же просто скажем о том, что они могут подразделяться на практические, наглядные, словесные и другие, исходя из доминирующих средств представления информации.

Среди методов обучения выделяют:

Классификация методов обучения зависит от задач и целей педагогического процесса.

Стимулирование

Стимулирование означает побуждение, придание импульса мыслительному процессу или практическому действию. Несмотря на то, что стимулирующим эффектом обладает каждый метод, существуют методы, предназначенные для оказания дополнительного стимулирующего воздействия и усиления прочих методов, не являющихся основными по отношению к стимулирующим.

Базовыми стимулирующими методами являются:

Соревнование заключается в стремлении к лидерству и самоутверждению, свойственному каждому человеку. В образовательной среде соревнование можно назвать аналогом спортивных состязаний, однако нельзя допускать, чтобы оно приняло форму жёсткого соперничества и желания победить любыми способами.

Поощрение служит сигналом состоявшегося самоутверждения, т.к. включает в себя признание окружающими или самим учащимся эффективности тех действий, стратегий и отношения к ним, которые он выбрал для реализации. Поощрение вызывает чувство удовлетворения, энергетический всплеск, придаёт уверенности в себе, повышает старательность и результативность. Но наиболее существенных эффектом поощрения является желание продолжать вести себя таким образом, чтобы вышеназванные ощущения появлялись как можно чаще. Но и чрезмерно частым поощрение быть не должно, иначе оно может обесцениться, а награда всегда будет ожидаемой.

Наказание является как бы самоутверждением наоборот, т.к. оно формирует желание скорректировать своё поведение и вызывает гамму неприятных эмоций и чувств, связанных с прошлым опытом, в процессе планирования предстоящей деятельности; вызывает нежелание повторения негативных событий. Наказание порождает чувство отстранённости и отчуждённости, и способствует мотивации учащегося к осуществлению серьёзных перемен в себе самом и своих действиях.

Таким образом, мы рассмотрели в общих чертах основные методы педагогического воздействия на личность учащихся. Но, как вы помните, был указан и ещё один метод – это метод оценки знаний, умений и навыков, о котором мы не сказали. Учитывая то, что он является не только одним из элементов комплекса педагогических методов воздействия, но ещё и самостоятельным методом диагностики познавательной активности учащихся, а также состоит из нескольких составляющих, мы рассмотрим его в отдельности от остальных.

Методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

Различные этапы обучения подразумевают и применение различных видов оценки знаний, умений и навыков.

Помимо этого, существует разделение методов оценки знаний на традиционные и современные. Расскажем вкратце о каждом из них.

Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков

К традиционным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:

Повседневное наблюдение за работой учащихся помогает педагогу в формировании представления о том, как ученики ведут себя на уроках, чем занимаются, как воспринимают и анализируют учебный материал, насколько хороша их память и сообразительность, насколько они самостоятельны и способны применять на практике получаемые знания.

Устные опросы состоят в постановке педагогом вопросов на тему содержания учебной информации и последующих ответах учащихся. По сути, данный метод считается самым распространённым. Посредством устных опросов выявляется качество и полнота усвоения знаний.

Учитывая то, что устный опрос — это вопросно-ответный способ диагностики знаний, его также называют беседой. В процессе такой беседы педагог разделят учебный материал на смысловые блоки, и по каждому из них задаёт вопросы. Нередко устный опрос дополняется устными или письменными упражнениями. Однако недостаток этого метода состоит в том, что за одно занятие можно проверить всего 3-4 человека, по причине чего метод может быть модифицирован во фронтальный опрос, уплотнённый опрос или поурочный балл.

Фронтальный опрос предполагает разделение учебного материала на ещё более мелкие блоки, чтобы проверить максимум учащихся, задавая им по 1-2 вопроса. Но глубину усвоения материала установить невозможно. Уплотнённый опрос заключается в том, что педагог проверяет одного из учащихся сам, а остальным даётся задание в письменной форме ответить на подготовленные вопросы. По причине последующей письменной проверки и выставления оценок опрос и называется уплотнённым – деятельность педагога уплотняет время, требующееся на проверку.

По мере практики метода уплотнённого опроса сформировался самостоятельный метод – письменная проверка. Смысл его сводится к раздаче педагогом заблаговременно подготовленных на бумаге учебных заданий, на которые учащиеся должны ответить, как правило, в течение 10-15 минут. Метод способствует оценке знаний учащихся в течение всего одного занятия.

Поурочный балл представляет собой популярную модификацию устного опроса. Выставляется этот балл за знания, проявляемые учащимися в течение одного занятия. Представленный метод способствует поддержанию познавательной активности и произвольного внимания учащихся, а также производить систематическую проверку их знаний.

Метод контрольной работы предельно эффективен для проверки знаний, умений, навыков и творческих способностей учащихся. Смысл метода сводится к тому, что по окончании изучения какой-либо темы или раздела учебного материала педагог осуществляет письменную или практическую проверку того, что знают и/или умеют учащиеся.

Проверка домашних работ играет огромную роль в процессе анализа успеваемости учащихся, т.к. предоставляет педагогу возможность выяснить общее отношение учащихся к занятиям и самостоятельной работе, степень усвоения учебного материала, уровень самостоятельности, а также помогает определить наличие пробелов в знаниях.

Помимо рассмотренных выше методов, считающихся традиционными, в педагогической практике применяются более современные методы.

Современные методы оценки знаний, умений и навыков

К современным методам оценки знаний, умений и навыков относятся:

Программированный контроль нередко называют альтернативным методом, а также методом выбора. В процессе его применения учащимся задаются вопросы с вариантами ответа (обычно вариантов три или четыре), но правильным является лишь один. Учащиеся же должны выбрать правильный вариант. Ряд вопросов с ответами может задаваться всем учащимся в течение одного занятия в письменной или цифровой (компьютерной) форме, благодаря чему всего за несколько минут можно произвести оценку их знаний. Но здесь нужно учитывать то, что метод позволяет оценить только отдельные стороны усвоения учебной информации, а полную проверку знаний произвести нельзя.

Рейтинговая оценка относится к наиболее прогрессивным методам оценки знаний, навыков и умений, т.е. её применение представляет собой систему, посредством которой организуется учебный процесс и повышается его результативность.

В рейтинговой оценке учитывается активная деятельность учащихся, которая связана с получением знаний и навыков, а также других показателей, оказывающих формирующее воздействие на личностные характеристики учащихся.

Рейтинговая оценка очень эффективна, т.к. позволяет дать дифференцированную оценку знаний, в то время как традиционные методы предполагают только оценки «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично». Здесь же результаты можно отобразить в виде шкал, где оценочных градаций несоизмеримо больше. Кроме того, гарантируется высокая достоверность полученных измерений.

Метод рейтинговой оценки по праву считается методом системного подхода к освоению различных дисциплин. А его стандартом в большинстве случаев является тест.

Тестирование представляет собой такой метод оценки, согласно которому учащиеся выполняют тестовые задания, позволяющие определить, насколько прочно усвоен ими учебный материал или навыки, а также установить их личностные характеристики. В процессе выполнения тестов учащимся предлагается совокупность вопросов (в некоторых случаях до 50 вопросов и более), на которые они должны дать верный ответ из предложенных нескольких вариантов.

Тестирование, как метод, является очень оперативным, а результаты проверки подсчитываются крайне просто, т.к. тесты всегда разрабатываются с соответствующими ключами. Чаще всего для прохождения предлагаются тесты на бумаге, однако сегодня всё чаще используются и особые высокотехнологичные устройства, такие как компьютеры, ноутбуки, дистанционные пульты и т.п. Ещё одна положительная черта тестирования заключается в том, что его можно применять к большим группам учащихся.

Подводя итог теме методов оценки знаний, умений и навыков, следует отметить, что их применение позволяет не только оценить и проанализировать степень усвоения учащимися изученной информации и приобретённых умений, но оказывает на них ещё и мотивирующее воздействие. Результаты оценки могут послужить и стимулом к познавательной активности, и поощрением, и наказанием, и толчком к соревновательной деятельности.

И в заключение хочется лишь дополнить, что верно подобранные методы, как педагогического воздействия, так и проверки знаний, умений и навыков учащихся всегда будут побуждать их узнавать новое, развиваться, совершенствоваться, личностно расти и преуспевать в обучении. Педагогическая же деятельность будет осуществляться педагогами с максимальной отдачей и эффективностью, и позволит достигать любых поставленных образовательно-воспитательных целей.

На этом мы завершаем наш курс по педагогике. Мы искренне верим, что его изучение доставило вам приятные эмоции, повысило вашу профессиональную подготовку и сможет вывести вашу педагогическую работу на качественно новый уровень!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Консультация для педагогов «Проблемы и тонкости педагогического воздействия»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Консультация для педагогов

«Проблемы и тонкости педагогического воздействия»

Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий

Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ребёнка.

Современная сложившаяся ситуация в образовательных организациях требует новых подходов к организации воспитательной и образовательной деятельности, в связи с чем, отечественная система образования выходит на путь качественной подготовки специалиста, где одной из приоритетных задач признана подготовка педагога, способного творчески и эффективно действовать в условиях настоящей педагогической действительности.

Важнейшей составляющей воспитательного процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком. Особую роль в этом контексте играет общий культурный уровень педагога, то каким образом он осуществляет воздействие на своих воспитанников.

Ввиду этого актуальным становится проблема общего культурного уровня педагога, корни которой лежат в той социальной и экономической действительности, которая досталась нашему обществу от административно-командной системы советского периода.

II . Средства и методы педагогического воздействия на личность.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

5.контроль и оценка.

Следует также заметить, что в отечественной и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.

1.Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение.

2. Упражнение и приучение.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по-другому, приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.
В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:
1) упражнения в полезной деятельности;
2) режимные упражнения;
3) специальные упражнения.
Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.
Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.
Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.
В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические.
Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Педагогические требования к применению мер наказания следующие :
1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;
2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;
4) строго соблюдать педагогический такт;
5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;
6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

5.Контроль и оценка призваны мотивировать воспитанника к обучению, достижению определенных результатов в своей деятельности, формировать у него способности к самоконтролю и к самооцениванию. Однако, то в какой форме будет осуществляться это педагогическое воздействие, во многом определит желание либо нежелание ребенка учиться, негативное или позитивное отношение к самому процессу контроля, и в конечном итоге, повлияет на отношение к себе.

III . Социокультурная природа воспитательных педагогических воздействий.

Необходимо отметить, что все перечисленные педагогические методы воздействия на личность, несут воспитательную нагрузку, причем в некоторых случаях они выполняют исключительно воспитательную функцию.
Личность — это способ общественного бытия человека. Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях.

При этом под социокультурным воспитательным пространством понимается специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления ребенка.

Важная характеристика воспитательного пространства — субъективность восприятия. Синонимом пространства в филологии выступает категория «поле». Можно выделить в качестве воспитательных пространств поле значений (социальное пространство), поле ценностей (пространство культуры), поле смыслов (субъектное пространство человека).
В окружающем человека мире объективно существует особое социальное измерение, создаваемое совокупной деятельностью людей, — поле значений, которое отдельный индивид находит как вне его существующее (им воспринимаемое, усваиваемое); как то, что входит в его образ мира.

IV. Приверженность педагога культурным традициям, в контексте педагогического воздействия на личность ребёнка.

Как было сказано выше, личность педагога выступает основным элементом окружающей социокультурной среды, которая воздействует на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса.
Приверженность тем или иным ценностям, культурным традициям, мировоззренческие позиции, психологические характеристики педагога, выступающие в едином сплаве его индивидуальности, обусловят направление и полюс воздействия и взаимодействия с воспитанниками.
В этом отношении выделяются две основные парадигмы педагогического воспитательного воздействия на личность ребёнка, основывающихся на культурных традициях технократического авторитаризма и гуманизма.

2.Гуманистическая. Целью педагогического воздействия на личность ребёнка является не приобретение знаний как набора фактов, теорий и пр., не выработка заданных паттернов поведения и мышления, а создание возможности для развития индивидуальных, уникальных в своем проявлении способностей и свойств личности ребёнка.

Естественно, что приверженность педагога к какой-либо традиции будет существенным образом определять направление формирования личности ребёнка в учебно-воспитательном процессе, обуславливая в конечном итоге усвоение ими определенных культурных образцов поведения.

Таким образом, культура педагогического воздействия определяется всей суммой индивидуально-личностных характеристик педагога, которые в свою очередь обусловлены окружающей социокультурной средой, в которой происходило его формирование как личности и специалиста.
Педагогические методы воздействия на личность ребёнка нельзя рассматривать в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности педагога. Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучении и воспитании подрастающего поколения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *