Что такое вмр отходы
Отходы как вторичные материальные ресурсы
Отходы как объект управления и государственного регулирования, с одной стороны, загрязняют окружающую среду, а с другой – являются вторичными материальными ресурсами (ВМР). При этом главное свойство отходов как ВМР – постоянное «воспроизводство», что дает основания классифицировать их как одну из разновидностей возобновляемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
По оценкам ФГУ НИЦПУРО, ресурсы многотоннажных видов ВМР в виде промышленных отходов были воспроизведены в расчете на 2005 г. в количестве 2,7–3,4 млрд т. Более 90% из них составляют отходы добычи и обогащения полезных ископаемых (табл. 1).
Оценка количества образования важнейших видов ВМР и уровня их использования (по 2005 г.)
Отходы добычи и обогащения
Лом черных металлов
Отработанная серная кислота
Использование ВМР в Российской Федерации осуществляется практически во всех отраслях промышленности. Однако масштабы и уровень использования характеризуются значительной неравномерностью и зависят от ресурсной ценности отходов, от экологической ситуации, возникающей в связи с обращением с ними как с загрязнителями окружающей среды, и, самое главное, от складывающихся экономических условий, определяющих рентабельность каждого конкретного вида производства, использующего отходы.
Традиционные виды вторичного сырья, такие как лом и отходы металлов, высококачественные отходы полимеров, текстиля, макулатуры, характеризуются высоким уровнем переработки. Сложные многокомпонентные отходы, а также загрязненные отходы, практически не перерабатываются (смешанные и загрязненные нефтепродукты, изношенные шины, отходы упаковки из ламинированной бумаги, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и т.д.).
Наиболее высокими показателями использования отходов в качестве вторичного сырья в промышленных масштабах характеризуется черная и цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов. (табл. 2). Полностью или почти полностью из вторичного сырья изготавливаются отдельные виды бумаги и картона, изделия широкого хозяйственного потребления из полиэтилена (ящики, ведра, поливочные шланги, пленка и т.д.).
Оценка доли вторичного сырья в производстве важнейших видов промышленной продукции
Лом черных металлов
Продукция из термопластичных полимеров
Дробленка, агломерат, гранулят из отходов термопласта
Крошка резиновая, регенерат
Нерудные строительные материалы (щебень, гравий, песок)
Отходы добычи и обогащения, шлаки металлургические, золы и шлаки ТЭС
В России средний уровень использования вторичного сырья можно оценить примерно в 1/3, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах. При этом уровень переработки ТБО в качестве вторичного сырья в среднем не превышает 4–5%. В результате имеют место значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), содержащихся в отходах, и одновременно продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде со скоростью 2–2,5 млрд т/год, что составляет примерно 60–70% от количества их образования за год. В конечном итоге, несмотря на принимаемые Правительством РФ меры по обеспечению экологической безопасности, экологическая обстановка во многих регионах России в связи с воздействием неиспользуемых отходов не улучшается.
Проблема осложняется тем, что в обозримом будущем не существует предпосылок для существенного сокращения образования отходов. Количество отходов производства будет увеличиваться и далее из-за роста объема промышленного производства на фоне сохранения и даже снижения концентрации полезных ископаемых в извлекаемом из недр сырье. Отходы потребления будут расти еще более высокими темпами из-за опережающего роста уровня конечного потребления, в том числе бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т.д.
Что сдерживает использование отходов в промышленности
Основными факторами недостаточ ного в среднем уровня хозяйственного использования отходов как ВМР являются:
Отсутствие достаточных стимулов для организации сбора и переработки ВМР определяется, главным образом, высоким уровнем затрат на сбор и подготовку многих видов отходов к использованию в качестве вторичного сырья, что не обеспечивает приемлемой для предпринимателей рентабельности их переработки. В особой мере это относится к отходам потребления в виде потерявшей потребительские свойства конечной продукции и ее упаковке, содержащих такие хорошо рециркулируемые материалы, как черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое сырье из макулатурообразующих видов картонно-бумажной продукции. Высокий уровень затрат на сбор и переработку значительной части отходов потребления обусловлен:
Отсутствие стимулов для организации сбора и переработки ряда видов ВМР связано также с низкой конкурентоспособностью продукции с использованием отходов, поскольку снижение ее цены в сравнении с продукцией, изготовленной только из природного сырья, не всегда адекватно снижению качества такой продукции. В особой мере это относится к широкому ассортименту продукции из отходов термопластов и резины (таре, поливочным шлангам, полимерной пленке, изделиям технического назначения из термопластов и резины), регенерированным моторным маслам, туалетной бумаге из макулатуры и т.д. Спрос на такую продукцию часто остается довольно низким даже при существенном снижении цены на нее до 50% и более.
Определенное сдерживающее воздействие на использование отходов как ВМР оказывает также высокая обеспеченность промышленности России сырьевыми ресурсами и их доступность на фоне высоких мировых цен на основные виды сырья и топливно-энергетические ресурсы.
Следует отметить также, что из-за несовершенства законодательства имеют место значительные экономические потери сборщиков и переработчиков отходов России, обусловленные отсутствием возможности использования для этих целей ресурсов зарубежных поставщиков в Россию тех видов продукции, на которые в странах-импортерах введена ответственность производителей за сбор и переработку после утраты продукцией потребительских свойств.
Несовершенство нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами как с ВМР выражается прежде всего в отсутствии законодательных положений, регламентирующих:
Система сертификации вторичного сырья из отходов производства и потребления, по существу, отсутствует. В особой мере это актуально применительно к полимерному сырью, поскольку наличие в нем даже небольших примесей и мусора значительно снижает качество продукции и производительность оборудования. Отсутствует государственная система маркировки полимерных материалов на деталях промышленной продукции, изготовленных из различных пластмасс, что затрудняет идентификацию полимерных отходов при их сортировке.
Природоохранные инструменты государственного регулирования обращения с отходами предназначены для применения лишь в целях обеспечения предотвращения загрязнения окружающей среды и не предусматривают регулирования обращения с отходами как с ВМР.
Разрешительная система размещения отходов с установлением лимитов не устанавливает ограничения на захоронение и депонирование отходов, характеризующихся высокими сырьевыми свойствами.
Сложившиеся механизмы начисления платежей за размещение отходов во многих регионах России позволяют органам экологического контроля облагать такими платежами и те отходы, которые предназначены для использования в качестве вторичного сырья. Это противоречит нормам, установленным постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с изм. от 01.07.2005). В соответствии с этим постановлением нормативы платы за размещение отходов не распространяются (применяются с коэффициентом 0) при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных другой организации (для использования в течение этого срока). Однако доказательство того, что определенные виды отходов удовлетворяют этим условиям, представляет собой непростую задачу.
Необходимо отметить также, что нормативы платежей потеряли свое первоначальное значение (возмещать общественно необходимые затраты на создание мест захоронения и депонирования отходов) из-за отставания их индексации в сравнении с темпами инфляции. Снижение нормативов платежей по этой причине составляет сейчас около 6–7 раз в сравнении с 1992 г. (в сопоставимых ценах). Вместе с тем и эти нормативы считаются обременительными для многих предприятий, в особой мере для предприятий, в производственной деятельности которых образуются многотоннажные отходы 3-го и 4-го классов опасности (отходы производства минеральных удобрений, металлургические шлаки и др.).
Важным недостатком нормативно-правового обеспечения сбора и использования ВМР является также несовершенство традиционных инструментов экономического стимулирования предпринимательской деятельности. К числу таких инструментов принято относить кредитную, налоговую и тарифную политику. Использование этих инструментов применительно к сбору и переработке ВМР пока не получило развития в России.
Налоговые льготы применительно к сбору и переработке отходов действующим налоговым законодательством не предусмотрены. Некоторым исключением из этого является вывод вторичного сырья (если оно является продукцией черной и цветной металлургии) «из перечня товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога (в отношении земельных участков, используемых для производства и (или) реализации этих товаров)».
Практика субсидирования мероприятий в области сбора и переработки отходов в рамках специальных региональных и местных природоохранных программ характеризуется пока незначительными масштабами, а на федеральном уровне с 2005 г. упразднена полностью.
Государственная тарифная политика в области железнодорожных перевозок не предусматривает никаких льгот применительно к транспортировке ВМР.
Несовершенство организационного обеспечения сбора отходов для использования в качестве ВМР заключается:
В соответствии с российским законодательством (федеральные законы «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления»), ответственность за организацию сбора и переработки отходов для использования в качестве вторичного сырья возлагается на органы местного самоуправления. Однако пока они обладают очень ограниченными ресурсами на эти цели. Исключение составляют крупные мегаполисы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Московская область и др. Однако и в них реализуются лишь пилотные проекты.
Недостатки информационного обеспечения управления сбором и переработкой ВМР выражаются в несовершенстве государственной статистической отчетности, а также в неразвитости информационной инфраструктуры обслуживания предпринимательской деятельности в этой области и в целом рынка вторичного сырья.
Государственная статистическая отчетность по форме 2ТП (отходы), введенная с 2002 г., имеет пока ограниченный и недоступный характер для широкого круга потребителей. Имеющиеся данные сосредоточены в Ростехнадзоре и в полной мере не публикуются. Используемая при этом классификация отходов плохо стыкуется с принятыми в отраслях промышленности наименованиями вторичного сырья.
В целом недостаточный уровень использования ВМР обусловлен главным образом не технологическими факторами, а несовершенством институциональных основ в этой области, в частности несовершенством нормативно-правового обеспечения сбора и переработки отходов.
Предложения по увеличению использования ВМР
В связи с изложенным подъем уровня использования отходов как ВМР видится в создании более благоприятных нормативно-правовых и экономических условий для их сбора и переработки, что требует значительного усиления государственного регулирования в этой области. В связи с этим представляется целесообразным:
1. Выделить на законодательном уровне хозяйственное использование отходов как ВМР в качестве объекта государственного регулирования и наделить одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области.
2. Ввести на законодательном уровне специальную систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, в том числе:
Особое значение должно иметь введение в России правовой нормы «ответственности производителей продукции» за организацию сбора и переработки (в пределах установленных законодательством нормативов) определенных видов своей продукции после ее использования потребителем, а также использованной в собственном производстве упаковки. В число видов продукции, в отношении производителей которой целесообразно установить это требование, необходимо включить:
Целесообразность введения механизма ответственности производителей продукции обусловлена следующими факторами:
3. Создать особые нормативно-правовые условия для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности). В частности, природоохранные инструменты и механизмы государственного регулирования отходов можно было бы использовать в целях введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР, стимулирования технического перевооружения производственной базы.
4. Создать особые нормативно-правовые условия для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР, в том числе установить:
Нормативы льгот в этой области, порядок их обоснования и установления должны регламентироваться специальным (налоговым) законодательством.
В конечном итоге все эти меры необходимы для формирования и развития специальной саморегулируемой организационно-производственной инфраструктуры, по существу отрасли промышленности. Глав ной особенностью этой инфраструктуры должна являться возможность ее постоянной подпитки финансовыми ресурсами на покрытие убытков от организации сбора и переработки «нерентабельных» отходов потребления за счет имеющихся и предлагаемых механизмов государственного регулирования предпринимательской и природоохранной деятельности, в том числе за счет средств производителей продукции, в отношении которых предлагается установить ответственность за организацию сбора и переработки их продукции и использованной упаковки. Кроме того, для стимулирования устойчивого спроса на продукцию с использованием «нерентабельных» отходов должно быть предусмотрено использование механизмов государственного и муниципального заказов.
Наиболее рациональной формой введения предложенных выше основополагающих нормативных правовых положений следует считать разработку специального федерального закона «О вторичных материальных ресурсах». Проект такого закона был подготовлен, в частности, ФГУ НИЦПУРО в 2004 г. по заказу Минпромнауки России.
В 2006 г. ФГУ НИЦПУРО совместно с ОАО НТК «Механобртехника» по заказу Минпромэнерго России подготовили новый вариант концепции федерального закона «О вторичных материальных ресурсах», предусматривающий введение норм прямого действия по уровню ответственности производителей продукции за ее сбор и переработку у потребителей после использования. Этот законопроект не требует отмены Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а лишь дополняет его в части обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами.
В.В. Девяткин
ФГУ НИЦПУРО
«Экология производства» №2 2007 г.
Вторичные материальные ресурсы: документальное оформление и представление отчетности
Рубрика «Разработка и согласование экологической документации»
А.А. Михайлов, эколог
Довольно часто в хозяйственной деятельности предприятий образуются отходы, которые являются сырьем для других видов производств.
Например, макулатура является сырьем для бумажных фабрик, подсолнечный и рапсовый жмых — для объектов сельского хозяйства, металлолом — для металлургического производства и т.д.
Данные отходы являются вторичными материальными ресурсами (ВМР).
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»[1] (далее — Закон об отходах):
•вторичные материальные ресурсы (ВМР) — отходы, которые после их сбора могут быть вовлечены в гражданский оборот в качестве вторичного сырья и для использования которых в Республике Беларусь имеются объекты по использованию отходов[2];
•вторичное сырье — ВМР, которые подготовлены к использованию для производства продукции, электрической и (или) тепловой энергии, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с требованиями, установленными обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (далее — ТНПА).
Очевидно, что, с одной стороны, ВМР — это отходы, а с другой — необходимое сырье для производства продукции. Именно поэтому п. 5 ст. 25 Закона об отходах прямо запрещается захоронение ВМР. Следовательно при осуществлении хозяйственных операций с ВМР их необходимо оформить в соответствии с требованиями действующего законодательства. Давайте выясним, каким образом это следует сделать.
ОТРАЖЕНИЕ ФАКТА ОБРАЗОВАНИЯ ВМР В ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Факт образования ВМР отражается в документации предприятия согласно ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»[3] (далее — ТКП 17.02-12-2014), а именно в книгах учета отходов по форме ПОД-9 (приложение К к ТКП 17.02-12-2014; далее — книга ПОД-9) и книге общего учета отходов по форме ПОД-10 (приложение Л к ТКП 17.02-12-2014; далее — книга ПОД-10).
Обратите внимание, что в соответствии с п. 4.3 ТКП 17.02-12-2014 ведение данных книг осуществляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде, а срок их хранения составляет 5 лет после внесения последней записи.
В организациях, которые не обязаны представлять статистическую отчетность об обращении с отходами производства, учет отходов может вестись по иным формам, принятым в организации с учетом требований ТКП 17.02-12-2014 (это значит, что в данных формах необходимо отразить все сведения, которые приводятся в книгах ПОД-9 и ПОД-10). Указанные формы должны быть утверждены распорядительным документом руководства юридического лица.
В соответствии с Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства»[7] форму государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» не представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год.
При аренде зданий, сооружений и других объектов отчет представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.
Согласно п. 12.1 ТКП 17.02-12-2014 книга ПОД-9 применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления) (т.е. в цехах, филиалах, представительствах, на производственных участках и т.п.), за исключением организаций, в структуру которых входит только одно производственное (структурное) подразделение, для учета отходов которых ведется книга ПОД-10.
Книги ПОД-9 также не ведется:
Организация учета отходов осуществляется исходя из фактического объема отходов, определяемого путем взвешивания, замера, расчетными методами по мере заполнения тары для сбора отходов производства либо иными способами, установленными в инструкции по обращению с отходами производства организации[8].
[3] Утвержден постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т.
[5] Микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства»; в ред. от 09.01.2018).
[6] Подробнее об инвентаризации отходов см.: Воронько И.С. Инвентаризация отходов: каков порядок действий? // Экология на предприятии. 2020. № 11. С. 47–59. Скачать статью бесплатно можно по ссылке www.vk.cc/bXQdVq (примеч. ред.).
[7] Утверждены постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 10.10.2018 № 103 (в ред. от 23.11.2020).
[8] О разработке инструкций по обращению с отходами производства см.:
О последних изменениях в области разработки инструкций по обращению с отходами производства см.: Разработка инструкций по обращению с отходами: изменения законодательства // Экология на предприятии. 2020. № 12. С. 27–31 (примеч. ред.).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 4 (118), апрель 2021 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.
С полными текстами всех статей ООО «Электропром» Синобалер экополимер © 2007-2021 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение. Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению. В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных. Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных. Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: podpiska@vedomost.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами. Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично. Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
|