Что такое внеклассная учебная работа
Внеклассная работа
Смотреть что такое «Внеклассная работа» в других словарях:
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА — ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА. То же, что внеаудиторная работа … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
внеклассная работа — užklasinis darbas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Nepamokinė mokyklos veikla, kai mokymas pradėtas per pamokas, tęsiamas mokiniams laisvai pasirinkus lavinimosi kryptį. Jis būna trijų formų: masinis, grupinis ir individualus. Prie masinio… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Внеклассная работа — составная часть учебно воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. (Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М., 2002. С. 311) часть деятельности… … Педагогический терминологический словарь
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА — общеобразовательная и воспитательная работа, проводимая вне учебного плана и программ, а также разного рода мероприятия, организуемые для контингента образовательного учреждения с целью более полного и глубокого освоения знаний и развития… … Профессиональное образование. Словарь
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА, внеклассная работа — составная часть уч. воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р … Российская педагогическая энциклопедия
ВНЕКЛАССНАЯ (ВНЕУРОЧНАЯ) РАБОТА — организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, для развития самостоятельности и индивидуальных способностей [57; 62; 92] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ВНЕКЛАССНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА — организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка … Педагогический словарь
Внеурочная работа — внеклассная работа, составная часть учебно воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение… … Педагогический терминологический словарь
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА — внеклассная работа, составная часть уч. воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др.… … Российская педагогическая энциклопедия
Теория и методика воспитания: конспект лекций.
12.1. Понятие о внеклассной и внешкольной воспитательной работе.
Деятельность по воспитанию и развитию личности осуществляется разными путями. Важная роль принадлежит таким ее видам, как внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.
Внешкольная воспитательная работа является составной частью системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи. Она проводится в свободное от учебы время с целью развития интересов и способностей личности, удовлетворения ее потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укреплении здоровья. Внешкольная работа тесно связана с учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работой по месту жительства и осуществляется преимущественно внешкольными учреждениями.
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа специфичны по своим целям, задачам, содержанию и методике проведения. Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
Принцип добровольности внеклассной и внешкольной работы обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует. Это относится к факультативным занятиям, кружкам, секциям и другим формам внеклассной работы, а также к записи во внешкольные воспитательные учреждения.
Принцип общественной направленности предполагает, что содержание работы кружков, клубов, объединений и других форм воспитательной деятельности будет носить общественно значимый характер, отвечать актуальными задачам развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства.
Принцип инициативы и самодеятельности требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий каждый ученик выполнял определенный вид деятельности.
Принцип использования игровых форм деятельности, романтической символики, занимательности и эмоциональных ситуаций имеет особую значимость в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, где потребность в игровых приемах наиболее высока.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей участников отражается в содержании, формах, методах осуществления внеклассной и внешкольной деятельности, в характере взаимоотношений воспитателей и воспитанников.
Среди многообразия форм организации внеклассной и внешкольной воспитательной деятельности чаще других используются:
• кружки, где дети в основном получают знания по какому-либо одному предмету и формируют соответствующие умения и навыки;
• клубные объединения детей по интересам, отличительными особенностями которых являются наличие органов самоуправления, своей символики и атрибутики, коллективной творческой деятельности, общение членов клуба разных поколений и т. д.
• комплексные формы детских образовательных объединений – студии, мастерские, лаборатории, школы, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.
К основным методам деятельности во внешкольной и внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т. п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций (показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин, чертежей и т. п.); в) методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, заданий по изготовлению моделей, приборов); г) методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т. п.); д) методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведение контрольных бесед, анкетных опросов, сочинений по итогам своей деятельности в кружке).
К внеклассной и внешкольной воспитательной работе предъявляются следующие требования:
– органическая связь с воспитательной деятельностью школы;
– согласованность действий с воспитательной работой школы, семьи, общественности;
– массовый охват детей при соблюдении добровольности записи в кружки и секции;
– свободный выбор детьми характера творческой деятельности;
– сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы;
– сочетание методов просвещения, организации деятельности детей, стимулирования активной творческой деятельности и контроля за эффективностью воспитательной работы.
Методическая разработка на тему «Внеклассная воспитательная работа»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Внеклассная воспитательная работа
Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение. Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию. Она призвана удовлетворять постоянно меняющиеся интересы детей и подростков, духовные, социокультурные и образовательные потребности, создавать широкие возможности школьникам для занятий любимым делом.
Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.
В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Актуальность внеурочной деятельности определяется тем, что в России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Также многообразие гаджетов (компьютеров, мобильных телефонов, смартфонов, ноутбуков, электронных книг, планшетов) и различных социальных сетей заменяет детям «живое» общение виртуальным. Виртуальное общение на сегодняшний день – это полноценная составляющая современности, и от этого никуда не деться, о бщение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным. Во внеурочной деятельности можно скорректировать решение данной проблемы.
Организация и руководство внеклассной воспитательной работой является существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы.
Помимо внеклассной проводится разнообразная внешкольная воспитательная работа с учащимися, организуемая различными внешкольными учреждениями – Домами культуры, библиотеками, музеями, молодежными организациями города или района. Её осуществляют специально подготовленные руководители кружков и секций.
Цель внеклассной и внешкольной работы – развитие разносторонних интересов и способностей, профессионального самоопределения, привитие учащимся навыков трудовой и общественной деятельности, воспитание самостоятельности и ответственности, интереса к науке, технике, литературе, укрепление здоровья.
В основе внеклассной и внешкольной воспитательной работы лежит комплекс принципов, разработанных педагогикой.
1. Добровольность внеклассной работы обеспечивается самостоятельным выбором учащимися интересующих их занятий; следует не перегружать внеклассной работой, рекомендуются не более 2-х кружков и секций.
2. Общественная направленность предполагает общественно значимый характер содержания работы, связанный с последними достижениями в различных областях.
3. Использование игровых форм деятельности, занимательности, эмоциональных ситуаций. Следует шире использовать познавательные игры, занимательные опыты, компьютерные программы.
4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей предполагает соответствие и посильность заданий возможностям каждого ребёнка, их усложнение и изменение с возрастом детей.
5. Взаимодействие различных видов и форм внеклассной и внешкольной работы благотворно скажется на повышении научно-практической направленности занятий и укреплении связи со школьными предметами.
6. Развитие изобретательства, технического и художественного творчества. В ходе занятий должны ставиться задания поискового, изобретательского характера с созданием новых приборов и установок.
В общеобразовательных школах в тесной связи с учебно-воспитательным процессом, при активном участии детских организаций, общественности, родителей во внеурочное время проводится внеклассная работа, факультативные занятия по углублённому изучению отдельных предметов, кружки, секции, коллективы художественной самодеятельности, клубы.
Наиболее распространёнными формами и методами внеклассной работы в школе являются:
1. Кружковая работа может проводиться по всем учебным предметам, а также по различным направлениям спортивной, художественной, работы и технического творчества. Профиль кружка может носить профориентационный характер и содействовать получению определённых профессиональных умений и навыков. Их содержание планируется с учётом примерных программ, содержащих пояснительную записку, тематику теоретических и практических занятий, методические указания, перечень литературы, рекомендации по оборудованию материальной базы.
Общие занятия кружка проводятся еженедельно или 2 раза в месяц.
Основные методы, используемые в процессе занятий, это рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация, практическая работа по изготовлению приборов и наглядных пособий, познавательные игры, дискуссии и другие.
Наряду с кружковой работой в условиях школы широко применяются массовые формы внеклассных занятий. К ним относятся: предметные вечера и недели, олимпиады, конкурсы, смотры, выставки, выпуск стенгазет, диспуты, соревнования, слёты и т.д.
2. Предметные вечера являются весьма распространённой формой внеклассной работы. Их тематика разнообразна и зависит от интересов школьников, и посвящаются они выдающимся людям, литературе, искусству.
Учащиеся готовят сообщения с целью вовлечь собравшихся в активную беседу, по возможности проводится демонстрация наглядных пособий, видеороликов, мультимедийных презентаций.
3. Предметные недели проводятся с целью вызвать заинтересованность к отдельной области науки. В это время внимание учащихся приковывается к определённым учебным предметам проведением предметных вечеров, выставок, выпуском стенгазет, демонстрацией фильмов, организацией встреч с интересными людьми.
4. Предметные олимпиады бывают очные, заочные и комбинированные. Их программа включает решение задач, выполнение практических заданий по языкам, написание сочинений. По ходу олимпиады оформляется стенгазета с заданиями и информацией об участниках и победителях.
6. Индивидуальная внеклассная работа проводится с учётом конкретных интересов учащихся и включает задания по изготовлению приборов и наглядных пособий, изучению научно-популярной литературы, обучению игре на музыкальных инструментах, развитию индивидуального спортивного мастерства. Главная цель данной работы – выявление творческих способностей учащихся, их развитие с учётом индивидуальных задатков и особенностей личности. Активизации индивидуальной творческой деятельности учащихся способствуют помощь учителя, оценка успехов, организация смотров, конкурсов, выставок работ. Индивидуальная внеклассная работа должна перерастать в самовоспитание учеников, намечать перспективы самостоятельной работы по развитию способностей.
8. Большой материал дают специальные познавательные экспедиции. Они посвящаются сбору фольклорного, песенного материала, исторических сведений о революционных, военных событиях в районе, области, а также разведке экологической обстановки, вопросам развития производительных сил.
Формы внеклассной работы заранее планируются, для участия в них отбираются лучшие учащиеся, что дает большой импульс для развития способностей и задатков в различных отраслях знаний.
К внеурочным формам обучения предъявляется ряд требований:
они должны быть содержательными, идейно-нравственными, способствующими духовному обогащению, творчеству и физическому развитию личности учащихся;
осуществление развития творческих способностей и дарований, содействие становлению творческой личности учащихся и их индивидуальности;
обеспечение нравственного воспитания, оберегающего учащихся от переоценки своих возможностей.
Внеклассная работа проявляется на уровне следующих задач:
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого мировоззрения учащихся. Во внеклассной работе ученики усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
Обучающая функция во внеклассной работе выполняет роль вспомогательной, воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении учеников определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов ученика.
Развивающая функция заключается в развитии индивидуальных способностей учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ученика.
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется:
во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ученика, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);
во-вторых, в содержании внеклассной работы значение имеет практическая сторона знаний, т. е. она направлена на совершенствование разнообразных умений и навыков.
Познавательная деятельность учащихся во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков
Внеклассная работа в школе
Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия Нестеровых
Понятие и история внеклассной работы
Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. «Внеклассная работа», как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием «Вопросы о семейном чтении».
Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками [1].
В.А. Сухомлинский
В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы.
В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина «внеклассная работа». Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова [2]:
Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.
Что включает в себя внеклассная работа
Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [3].
Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.
Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов [4], И.Я. Ланина [5], А.В. Усова [6] и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.
Задачи внеклассной работы, вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.
Задачи внеклассной работы в школе
Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы, которые регламентированы нормами ФГОС.
Формы внеклассной работы
Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.
Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на:
Ключевые формы внеклассной работы в школе
Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются «объединяющие формы внеклассной работы». К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.
Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.
Методы внеклассной работы
Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:
Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:
Использование современных методов внеклассной работы необходимо для формирования УУД в рамках любого школьного предмета. Например, внеклассное занятие по русскому языку.