Что такое внесение в кассовом чеке
Как расшифровать кассовый чек
Кассовый чек, подтверждающий приобретение товара за наличный расчет или по карте, используется как документ повсеместно: от подтверждения расходов подотчетного лица до разрешения возникающих спорных ситуаций при покупке товара. Вместе с тем расшифровать значение некоторых важных данных в нем бывает непросто из-за специфики сокращений, применяемых в документе. Мы расскажем, какие сведения может содержать кассовый чек и что они означают.
Обязательные реквизиты
Число обязательных реквизитов чека достаточно велико – около 30 наименований, и законодатель постоянно дополняет этот список.
Содержание данных кассового чека (реквизитов кассового чека) определяется двумя основными документами:
В них перечислены основные реквизиты кассового чека, форма их представления, вид. Порядок расположения реквизитов в чеке законодательством не устанавливается.
Обычно информация располагается компактно, отдельными частями, в соответствии с логикой и содержанием данных:
Часть реквизитов чека, например, фискальный признак сообщения (ФПС) в чеке не указывается. Этот реквизит генерируется тех. средством и присваивается хранящимся в фискальном накопителе чекам, которые передаются затем ОФД.
Кстати говоря! Чем сложнее формат фискальных данных, тем больше сведений может сгенерировать ККТ в чеке. Начиная с формата 1.05 можно указывать сведения о предмете сделки: товар, работа, услуга, выигрыш и пр., способ расчета: например, аванс, полный расчет, предоплата.
Как расшифровываются в чеке фискальные данные
Смысл большинства реквизитов покупателю интуитивно понятен, но часть, относящаяся к фискальным данным, требует пояснения. Рассмотрим некоторые реквизиты кассового чека и их значение более пристально.
Напомним, что фискальными данными, согласно ФЗ-54, являются сведения о расчетах продавца и покупателя, хранящиеся в фискальной памяти и передаваемые в режиме онлайн-кассы в ФНС, а также сведения о кассовой технике, обслуживающей эти расчеты:
Для электронного чека обязательны:
Дополнительные реквизиты
Кроме указанных выше, владелец ККТ может отображать в кассовом чеке любую корректную информацию дополнительно. ФЗ-54 никаких ограничений на этот счет не содержит.
Чаще всего в дополнительный блок кассового чека включается:
Размещение дополнительных реквизитов, как правило, оправдано экономически – за счет большого охвата покупателей подобной рекламой.
Онлайн-кассы: что указывать в новом кассовом чеке
1С:ИТС
Подробный комментарий экспертов 1С к Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес поправки в Закон № 54-ФЗ, читайте в справочнике «Комментарии к законам, письмам и решениям судов» в разделе «Юридическая поддержка».
Режимы применения ККТ
При регистрации кассовой техники в налоговом органе необходимо указать, как она будет использоваться. Для этого применяется ряд дополнительных реквизитов, который включает, в том числе, такие реквизиты, как признак применяемой системы налогообложения; признак ККТ для расчетов только в интернете; признак проведения лотереи и др.
Новую кассовую технику можно применять в нескольких режимах (п. 2 Приложения № 2 к Приказу). Они используются при описании формата фискальных данных:
Форматы фискальных документов
Приказом предусмотрено 11 фискальных документов (Таблица 6). Каждому фискальному документу соответствует свой набор реквизитов:
Как видно, кассовый чек и БСО, а также кассовый чек коррекции и бланк строгой отчетности коррекции имеют одинаковый состав реквизитов (см. Таблицы 19 и 30).
Некоторые фискальные документы могут быть сформированы и в печатном виде, и в электронном. При этом состав реквизитов ФД может различаться (см., например, Таблицу 5 Приказа). Необходимость указания в документах того или иного реквизита зависит от версии формата фискального документа (п. 3 Приложения № 1 к Приказу).
Что нового в реквизитах кассового чека (БСО)
Наиболее распространенными фискальными документами являются кассовый чек и бланк строгой отчетности.
Среди новых реквизитов кассового чека (БСО) можно, к примеру, выделить:
Если покупателю (клиенту) кассовый чек (БСО) передается в электронной форме, то должны указываться абонентский номер покупателя или адрес его электронной почты (Тег 1008).
В чеке (БСО) должна быть информация о применяемой системе налогообложения (Тег 1055).
Обратите внимание, если при постановке кассы на учет в налоговом органе можно указать несколько применяемых систем налогообложения, то в кассовом чеке (БСО) должна быть указана только одна из них (Тег 1055) (см. Таблицу 5).
Остановимся подробнее на новых реквизитах предмет расчета; признак предмета расчета; признак расчета; признак способа расчета.
. «Предмет расчета» и «Признак предмета расчета»
Признак предмета расчета характеризует именно предмет расчета (товар, работу, услугу, платеж, выплату, иной предмет расчета) и может принимать 13 значений (Таблица 29). Наиболее распространенные из них:
. «Признак расчета» и «Признак способа расчета»
Эти реквизиты характеризуют сам произведенный расчет. Реквизит «признак расчета» (Тег 1054) может принимать значения:
Как видно, понятия «предоплата» и «аванс» для целей применении ККТ теперь различаются. Под предоплатой понимается получение от покупателя денежных средств за определенный товар (работу, услугу) до момента его передачи. Аванс представляет собой получение денежных средств от покупателя, когда поставляемый товар (работа, услуга) неизвестен.
В заключение
Указанный Приказ зарегистрирован в Минюсте России 13.04.2017 (№ 46361), опубликован 14.04.2017 на официальном интернет-портале правовой информации, вступил в силу 25.04.2017. Безусловно, его целью является попытка законодателя контролировать не только объем реализованных товаров (работ, услуг), но также осуществлять более детальный анализ проводимых расчетов.
1С:ИТС
О сроках перехода на онлайн-ККТ в зависимости от вида деятельности и системы налогообложения см. в справочнике «Контрольно-кассовая техника» в разделе «Юридическая поддержка».
В решения «1С:Предприятие 8» в соответствии с утвержденным приказом ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ необходимые изменения в части поддерживаемого функционала внесены с выходом очередных версий. О сроках реализации можно узнать в «Мониторинге изменений законодательства».
От редакции. Во всех регионах страны квалифицированные партнеры фирмы «1С», хорошо знающие актуальное законодательство и имеющие опыт работы с контрольно-кассовой техникой, оказывают поддержку при переходе на новый порядок применения ККТ и подключения к ОФД. Подробнее см. на сайте в разделе «Центры компетенции по 54-ФЗ».
Самые частые вопросы и ошибки, возникающие при работе с чеками
Как выглядит номер чека на кассовом чеке?
У каждого чека есть два номера:
Номер фискального документа указан обычно в самом конце чека, в виде строчки «ФД NNNNN».
Номер фискального документа длиной до 9 цифр
Номер фискального документа должен быть в чеке обязательно. Если его нет, чек не соответствует правилам налоговой — за это могут оштрафовать. Номер чека должен быть только в электронном чеке — в бумажном это необязательный реквизит.
Обязательно ли указывать ИНН кассира в чеке?
В статье 4.7 54-ФЗ прописаны все обязательные реквизиты в чеке, и ИНН кассира среди них нет. Должны быть указаны только фамилия, инициалы и должность.
При этом в чеке предусмотрено поле для указания ИНН. Но это реквизит необязательный — если его не заполнить, вас не оштрафуют. Если заполнить — тоже ничего не случится.
Как посмотреть ФН в чеке?
ФН — это фискальный накопитель, он установлен в кассе и участвует в формировании всех фискальных документов. У каждого фискального накопителя есть заводской номер — он нужен для регистрации кассы и может понадобиться для заполнения отчетных бумаг.
Серийный номер фискального накопителя состоит из 16 цифр
Что такое необнуляемая сумма прихода?
Необнуляемая сумма прихода — это реквизит не кассового чека, а внутренних отчетов кассы. Он необязательный, так что по умолчанию касса может его не печатать — не пугайтесь, если у вас в отчетах его нет. В налоговой такого реквизита и термина вообще нет, его добавили просто для удобства пользователей — ФНС его не проверяет.
Необнуляемая сумма прихода — это сумма всех расчетов на кассе с момента ее регистрации. Она сбрасывается, если кассу снимают с регистрации или перерегистрируют на другое юрлицо, либо при сервисных операциях обнуления ККТ. Сумма только нарастает, и данные из нее никогда не вычитаются. Например, если вы пробили чек на 5000 ₽, необнуляемая сумма прихода увеличится на 5000 ₽. Но если вы отмените этот чек на 5000 ₽, необнуляемая сумма не уменьшится. Этот параметр не нужен для отчетов и служит только для внутренней работы кассы.
Какой шрифт использовать в чеке?
Строгих требований к шрифту в чеках нет. Вы можете в этом убедиться, если посмотрите на чеки разных магазинов — шрифты в них обычно разные. Они зависят от кассы, кассового ПО, чекового принтера и других параметров.
Главное, чтобы буквы и цифры на чеке были легко различимы, без лишних украшательств, которые мешают быстро и однозначно прочитать информацию.
Зачем в чеке нужно наименование товара?
С 1 февраля 2021 года все предприниматели обязаны указывать в чеках конкретные наименования товаров и услуг — номенклатуру. Больше нельзя подать 10 товаров на сумму 5000 ₽ и выбить чек, в котором будет просто указано «Товары — 5000 ₽». Нужно перечислить все товары и указать стоимость каждого.
Наименование должно быть прописано в чеке с обязательным указанием цены, количества и стоимости с учетом скидок и надбавок
В чеке наименования должны быть указаны в столбик, с суммой напротив. Их можно вбивать вручную либо подгружать из списка товаров, загруженных в кассу: автоматически при считывании штрихкода или вручную.
К наименованиям товаров есть несколько требований:
Как аннулировать чек на кассе?
Аннулирование чека — это отмена всех операций в чеке до того, как он закрыт. То есть если кассир что-то не так пробил, либо покупатель отказался от товара прямо в процессе покупки, и чек еще не выбит.
Точный алгоритм аннулирования зависит от вашей кассы — обычно все прописано в инструкции к ККТ.
Если чек уже был пробит, аннулировать его нельзя — нужно будет пробивать обратный чек, например, «Возврат прихода», либо чек коррекции.
Как отменить чек коррекции?
Чек коррекции нужен для того, чтобы исправить ошибки при применении ККТ. Если вы используете ФФД 1.05, то им можно исправить только расчет, который был произведен без чека. Например, если в магазине не было света, а вы продали покупателю товар, когда свет появится, нужно будет пробить чек коррекции.
Если вы используете ФФД 1.1 или 1.2, чеком коррекции можно еще и скорректировать неправильно выданный чек. Например, если вы продали товар по цене 5000 ₽, а чек случайно пробили на 50 000 ₽, чек коррекции поможет исправить эту ошибку.
Но иногда в чеке коррекции тоже допускают ошибку. В таком случае:
За отсутствие каких реквизитов в бумажном чеке ФНС не штрафует?
В бумажном чеке может не быть реквизитов:
Изменение недавнее, поэтому некоторые проверяющие его пропустили и по-прежнему пытаются штрафовать за отсутствие этих реквизитов. Это незаконно — теперь эти реквизиты обязательные только для электронного чека.
Как бизнесу работать с наличными и не попасть на штрафы
Что такое кассовая дисциплина и как с ней работают
Кассовая дисциплина — это порядок работы с наличными, установленный Банком России.
Ее должны соблюдать все компании и предприниматели — иначе налоговики могут оштрафовать. Расскажу, что нужно знать о кассовой дисциплине, чтобы не попасть на штрафы.
Зачем нужна кассовая дисциплина
Обычно под кассой имеют в виду аппарат, который выдает чек. Но есть еще одно понятие — касса организации, или операционная касса.
Касса организации — это все операции компании с наличными, которые подтверждены документами. Например: выдать работникам зарплату, передать выручку инкассаторам, принять оплату от покупателя.
Кассовую дисциплину обязаны соблюдать все организации, у которых в обороте есть наличка: магазины, кафе, автозаправки. Если компания со всеми расплачивается исключительно безналом, ее это не касается.
Обычно работник, который выдает и принимает деньги — это кассир. Еще с кассовыми документами работает бухгалтер, а некоторые из них подписывает руководитель. В розничной торговле может быть продавец-кассир, а еще — бухгалтер-кассир. В этих должностях функции совмещаются. В маленькой организации все кассовые документы может вести один человек, сам руководитель.
Кассовые документы подтверждают движение денег по кассе. Если документов нет или они оформлены неправильно — невозможно установить, сколько денег должно быть у организации. Еще кассовые документы могут потребовать при налоговой проверке. За несоблюдение кассовой дисциплины могут выписать штраф.
ИП ведут кассу в упрощенном порядке. Для них обязательны только документы на выдачу зарплаты работникам наличными. Еще ИП должны соблюдать лимит расчета наличными и тратить наличную выручку только на разрешенные цели. Все остальное касается только организаций.
Где хранить наличные, каждая организация и предприниматель решают сами. Как правило, это сейф или ящик контрольно-кассовой техники, ККТ. Важно, чтобы место могло закрываться на ключ — на случай если кассиру нужно куда-то отойти. Но государство место хранения наличных денег не регулирует. Руководитель компании или ИП решают сами, как хранить наличные.
Как победить выгорание
Какие документы нужны для работы с наличными
Все действия с наличными подтверждают кассовыми документами. Всего их пять:
Обязательные из них первые три. Платежная ведомость и книга учета кассиром принятых денежных средств оформляются только в некоторых случаях. Расскажу подробно о каждом кассовом документе.
Ордеры оформляют и в электронном виде — но тогда у бухгалтера и кассира должны быть электронные подписи.
Приходный кассовый ордер оформляют либо по данным чеков, выбитых за смену, либо по отчету о закрытии смены — его выдает кассовый аппарат в конце рабочего дня. Организация или ИП сами решают, как им удобнее: заполнять отдельный ордер на каждый чек или делать один ПКО по всей выручке за смену. Отдельные ордеры на каждый чек могут быть удобны, например, для автомагазинов или в оптовой торговле. Вторым способом пользуется большая часть торговых точек, особенно магазины и кафе, где большой поток клиентов.
Расходный кассовый ордер. РКО тоже оформляет бухгалтер, но уже когда нужно выдать наличные. Например, зарплату сотрудникам, деньги на оплату коммунальных услуг или покупку воды в офис.
В расходном кассовом ордере указывают его номер, дату, паспортные данные получателя денег, сумму цифрами и прописью.
Кассовая книга. В нее вносят все движения по кассе за день и за определенный период — месяц, квартал, год. Записи делают по каждому приходному и расходному ордеру.
11 марта бухгалтер магазина снял в банке 80 000 Р на зарплаты и выдал их работникам. В этот день в кассовой книге будет две записи — одна о поступлении наличных из банка, вторая о выдаче зарплаты.
Больше движений по кассе организации за этот месяц не было, поэтому в кассовой книге за март будет два листа — за 4 и 11 марта.
Расчетно-платежная ведомость. Ее оформляют, когда выдают работникам зарплату наличными. На общую сумму, указанную в расчетно-платежной ведомости, оформляют один расходный кассовый ордер. Если сотрудников мало, вместо ведомости можно сделать расходные кассовые ордера на каждого.
В расчетно-платежной ведомости указывают:
В ведомости обязательно пишут общую сумму выдачи и срок, за который зарплату должны выдать из кассы.
Еще есть платежная ведомость. В отличие от расчетно-платежной, в ней только суммы к выдаче по каждому работнику, а начисления — в отдельной расчетной ведомости.
Бланк платежной ведомостиPDF, 67,9 КБ
Какие ведомости использовать, решает организация — кому как удобнее.
Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Ее заполняют, если у компании или ИП несколько кассиров и они передают друг другу деньги. Например, мелкие купюры на размен в магазине. Кассиры при этом могут работать в разных местах — один в офисе, другой в магазине, третий на складе. Если кассиров несколько, один назначается старшим. Если кассир один, то книга не нужна.
Какие правила нужно знать при работе с документами
Кассовые документы оформляют, если в течение дня были операции с наличными, если нет — не нужно. Вот еще несколько основных правил.
Можно купить кассовую книгу или оформлять ее — в электронном виде с КЭП и без нее. Кому как удобно. Если компания ведет кассовую книгу на компьютере, в конце дня листы кассовой книги распечатывают в двух экземплярах и подписывают.
Важный момент: если в компании нет электронного документооборота, но она ведет учет в системах вроде 1С, СБИС и «Контур-эльба», то все бумаги надо распечатывать и подписывать вручную.
При электронном документообороте кассиры и бухгалтеры обмениваются документами в защищенном сервисе и используют электронную подпись, поэтому дублировать их на бумаге не нужно.
В документах не должно быть исправлений. Если допустили ошибку, придется составлять заново, в том числе и в электронном виде.
Хранить все кассовые документы надо минимум 5 лет. Исключение — документы на выплату зарплаты, их хранят 6 лет, а если на работников не ведутся лицевые счета — 50 или 75 лет. Сроки отсчитываются после окончания года, в котором составлены документы. Например, для бумаг, оформленных в 2020 году, срок хранения начинается с 1 января 2021 года.
В конце рабочего дня кассир считает деньги в кассе и проверяет с записями кассовых документов — совпадают ли суммы. Составлять кассовые документы — функция бухгалтера, принимать и выдавать деньги — кассира. Но на практике один работник может совмещать функции. Например, бухгалтер-кассир может заниматься оформлением документов, приемом и выдачей наличных. А продавец в магазине часто принимает наличные, то есть выполняет функцию кассира.
В супермаркете работает кассир. Он принимает наличные, пробивает чеки и в конце дня снимает отчет о закрытии смены. Затем деньги он сдает главному кассиру. Бухгалтер делает приходный кассовый ордер на сумму принятых от кассира денег.
Иногда на кассира возлагается часть обязанностей бухгалтера — самостоятельно составлять некоторые приходные и расходные документы. Вот как тогда будут выглядеть его действия.
Кассир Анна проработала смену и стала снимать кассу — то есть считать выручку и формировать отчет о закрытии смены с кассового аппарата. Согласно должностной инструкции, Анна самостоятельно оформляет приходный кассовый ордер на выручку. Под конец дня у нее есть: составленный ею ПКО на наличную выручку в сумме 43 980 Р и два расходных ордера — на выдачу 3000 Р работнику под отчет и на сдачу наличных 40 000 Р в банк.
Как принимать наличные
Деньги принимает кассир. Он пересчитывает и проверяет платежеспособность банкнот. При этом у покупателя должна быть возможность наблюдать за действиями кассира. Кассир обязан принимать деньги даже с небольшими повреждениями, например надорванные купюры.
В конце смены кассир формирует с помощью кассового аппарата отчет о закрытии смены и сдает деньги главному кассиру. Если по инструкции кассир сам составляет приходные и расходные документы, он оформляет приходный кассовый ордер на выручку, а также другие поступления в его кассу, и потом передает кассовые документы бухгалтеру.
Есть ситуации, когда кассиру нужно принять в кассу наличные по ПКО, который составил бухгалтер. Тогда кассир проверяет подписи на документе и совпадает ли сумма наличных с той, что указана в ордере. Потом подписывает ордер, отрывает от него квитанцию и выдает вносителю денег.
Как выдавать деньги
В течение дня кассир может выдавать наличные поставщикам, подрядчикам и работникам компании. На каждую выдачу денег из кассы бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер. А если выдают зарплату, то — расчетно-платежную или платежную ведомость и к ней — единый расходный кассовый ордер. Кассир заполняет расходный кассовый ордер и пробивает чек, если по закону это необходимо — например, при возврате товара.
Кассир готовит деньги к выдаче и передает получателю расходный ордер — для подписи. Затем кассир пересчитывает деньги так, чтобы можно было наблюдать за его действиями, и отдает их получателю.
Из кассы можно выдавать только целые платежеспособные банкноты. Купюры с повреждениями выдавать нельзя — их сдают в банк.
Получатель может пересчитать деньги только перед кассой, иначе кассир не примет претензии по сумме. После выдачи наличных кассир подписывает РКО.
Зарплату, стипендию и другие выплаты работникам могут выдавать не только по расходным кассовым ордерам, но и по ведомостям — расчетно-платежным или платежным.
На что можно выдавать деньги из кассы. Наличные, полученные в виде выручки за проданные товары, работы, услуги выдают только на конкретные цели:
На другие цели выдавать деньги, поступившие в виде выручки, нельзя. Например, заем для другой организации можно перечислить по безналу или сходить в банк и взять там наличные. Это должны делать все организации, кроме ломбардов, микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов — у них другой порядок выдачи займов.
Если деньги поступили в кассу из банка — их можно тратить на любые нужды организации, без ограничения целей.
Если деньги не поступили в качестве выручки и не получены из банка — тратить их нельзя, их нужно сдать в банк.
Лимит остатка кассы
Кроме правил по приему, выдаче и хранению наличных есть еще одно — по соблюдению лимита остатка кассы.
Лимит остатка кассы — это максимальная сумма, которую можно хранить в кассе на конец рабочего дня. Если организация или ИП превысит лимит, ее могут оштрафовать.
Лимит обязаны устанавливать и соблюдать только средние и крупные предприятия. ИП и малый бизнес — по желанию. Делают это для безопасности, чтобы в кассе под конец дня не оставалось слишком много наличных.
Компании, которые считаются малым бизнесом, занесены в реестр ФНС
Новые организации тоже должны устанавливать лимит остатка кассы. Так как исходить им не из чего, они берут предполагаемые суммы. Например, только что открытый магазин посуды тоже должен считать лимит остатка кассы по поступлению денег. Основатель магазина предполагает, что его выручка будет около 50 000 Р в день — эту сумму компания и должна взять в качестве основы расчета.
Если организация должна установить лимит, но не сделала этого, то лимит считается равным нулю. То есть любая сумма в кассе на конец дня будет нарушением.
Есть исключение: сверх лимита в кассе можно хранить деньги в дни выплаты зарплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций. Важно — срок выдачи зарплаты не должен превышать пяти рабочих дней, включая день получения наличных из банка.
Расчет лимита кассы по поступлению денег. Формула расчета лимита выглядит так:
Выручка от продажи / расчетный период × период между днями сдачи наличных в банк
Расчетный период — это число дней, за которые мы берем данные по выручке. Чем период больше, тем надежнее расчет. Расчетный период можно выбрать любой, но не более 92 дней. Например, можно взять период 7 дней, 14 дней, 60 дней. Лучше включать в расчетный период те недели или месяцы, в которые было наиболее характерное, обычное поступление денег. Так лимит будет проще соблюдать.
Период между днями сдачи наличных в банк можно взять не больше 7 дней. Если в населенном пункте банка нет, то — до 14 дней.
Расчет лимита кассы по объему выдачи денег считают так:
Объем выданных денег (кроме зарплаты) / расчетный период × период между днями получения наличных в банке
Расчетный период также можно выбрать любой, но не более 92 дней, а период между днями получения наличных в банке аналогично предыдущей формуле — до 7 или 14 дней.
Организация рассчитывает лимит кассы по объему выдачи денег. За расчетный период она взяла 92 дня, период между днями получения наличных в банке установила максимальный — 7 дней.
Как рассчитываться наличными
Лимит расчета наличными — это максимальная сумма, которую можно передать во время расчетов с партнерами — другими юрлицами и ИП.
Лимит для всех одинаковый — 100 000 Р по каждому договору.
Это правило касается не только крупного и среднего бизнеса, но и всех остальных — организаций малого бизнеса и ИП.
Это правило ввели, чтобы фирмы и ИП меньше рассчитывались наличными, а больше безналом. Налоговой легче контролировать безнал и следить за тем, как организации платят налоги.
максимальная сумма оплаты наличными для компаний и ИП
Если у договора кончился срок действия, но расчеты по нему еще не завершены, лимит сохраняется.
Если разбить один большой договор на несколько маленьких ради соблюдения лимита, налоговая может посчитать такое деление намеренным, объединить договоры и оштрафовать за превышение лимита. Так делать не стоит.
Что делать компаниям с несколькими кассами
У организации или ИП может быть несколько мест, где ведутся расчеты. Например, это может быть несколько магазинов торговой сети или разные платежные терминалы в одном кафе.
Деньги, которые получили в каждом месте, в конце дня нужно сдать либо в кассу организации или ИП — это называется главной кассой, либо в банк. Если деньги сдаются в главную кассу, дальше их передают в банк.
Главная касса принимает деньги в той сумме, которая указана в фискальном отчете — его выдает кассовый аппарат в конце смены. Не меньше и не больше — иначе это нарушение кассовой дисциплины.
После того как деньги сданы в главную кассу или банк, в кассовом аппарате можно открывать новую смену, если это нужно. Так бывает, например, когда рабочий день в главной кассе короче, чем в других местах. В этом случае остаток в кассе магазина, кафе или торговой точки, даже оставшийся на ночь, может быть равен сумме пробитых чеков новой смены. Давайте разберем на примере.
Главная касса организации работает с 8:00 до 16:00, а магазин — с 10:00 до 18:00. Кассир в магазине один. В 16:00 часов он закрывает смену и сдает деньги вместе с фискальным отчетом в главную кассу. После этого кассир открывает новую смену и продолжает работать до закрытия магазина. Сумма, которая поступит за этот период, остается в магазине на ночь.
На следующий день, в 10:00 кассир продолжает смену и снова закрывает ее в 16:00. Тогда в отчете о закрытии смены отразится выручка с 16:00 до 18:00 за вчерашний день и с 10:00 до 16:00 за текущий.
Закрыть любую смену надо не позднее 24 часов после открытия. Смен за день может быть несколько, но так как кассир отвечает за деньги, которые поступили в его смену, закрывать должен тот сотрудник, кто открыл. Это возможно, если ежедневно работает один и тот же кассир.
Если кассиры меняются, тот, кто закончил работу, должен закрыть смену и передать остаток другому кассиру или старшему кассиру под подпись в своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств, о которой мы сказали выше. У каждого кассира своя книга учета.
Например, у организации есть офис и ресторан. В офисе находится главная касса, в ресторане работает администратор, который выполняет функции кассира.
Главная касса в офисе работает до 18:00, а ресторан — до 23:00. Согласно приказу руководителя, в 17:00 ресторан сдает наличную выручку в главную кассу.
Администраторов два: один утром с 10:00 до 17:00, второй — вечером с 17:00 до 23:00 часов. Первый администратор открывает смену ККТ в 10:00, пробивает чеки до 17:00, после чего закрывает смену и сдает выручку в главную кассу. В своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств он делает две записи — поступление выручки и сдача старшему кассиру.
Второй администратор открывает новую смену в 17:00, пробивает все чеки от клиентов ресторана и закрывает смену в 23:00. После этого он может либо сдать деньги в главную кассу в 23:00, либо до начала следующей смены. Еще один вариант — сдать деньги в банк, например через банкомат с функцией приема наличных, инкассаторский терминал или вызвать инкассаторов.
После того как кассу сдали в главную кассу или банк, остаток средств во всех торговых точках организации не должен превышать установленного лимита остатка кассы. Излишек нужно сдавать в банк через инкассаторов или самостоятельно. Если денег на конец дня будет больше лимита — это нарушение кассовой дисциплины. Это не касается малого бизнеса, если он сам не установил себе лимит остатка кассы.
Как быть с обособленными подразделениями
Обособленное подразделение — это часть организации, которая работает в другом месте — например, филиал или представительство компании, дополнительные офисы.
Обособленные подразделения сами оформляют кассовые ордеры и ведут кассовую книгу. Исключение — если по завершении дня они сдают все деньги в головную организацию.
Копию листов кассовой книги они передают головному подразделению в порядке, установленным им. Например, раз в неделю через систему электронного документооборота. Подразделение также может не вести книгу, если в конце дня сдает все наличные в главную кассу.
Подразделение обязано установить и соблюдать лимит остатка кассы, если самостоятельно сдает наличные в банк. Если подразделения сдают деньги в главную кассу, то лимит для каждого подразделения не устанавливают.
Какие есть штрафы, если нарушить кассовую дисциплину
Проверяет кассовую дисциплину и штрафует налоговая инспекция. Нарушениями считается, если:
Отдельные штрафы есть за неприменение кассового аппарата (непробитие кассового чека):
За повторную продажу товаров без кассы наказывают — при условии, что сумма расчетов — 1 млн рублей и более. Налоговики могут приостановить деятельность компании или ИП до 90 суток, а должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер) — дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.