Что такое внешкольные занятия

Внеклассная работа в школе

Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе // Энциклопедия Нестеровых

Понятие и история внеклассной работы

Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. «Внеклассная работа», как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием «Вопросы о семейном чтении».

Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками [1].
В.А. Сухомлинский

В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы.

В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина «внеклассная работа». Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова [2]:

Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятия

Что включает в себя внеклассная работа

Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать [3].

Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.

Cледует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов [4], И.Я. Ланина [5], А.В. Усова [6] и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.

Задачи внеклассной работы, вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятия

Задачи внеклассной работы в школе

Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы, которые регламентированы нормами ФГОС.

Формы внеклассной работы

Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.

Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на:

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятия

Ключевые формы внеклассной работы в школе

Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются «объединяющие формы внеклассной работы». К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.

Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

Методы внеклассной работы

Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

Использование современных методов внеклассной работы необходимо для формирования УУД в рамках любого школьного предмета. Например, внеклассное занятие по русскому языку.

Источник

ВНЕШКОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Внеклассные занятия могут носить одновременно, хотя и не всегда, характер внешкольных занятий и наоборот. Внешкольные занятия — наряду с типично школьными — являются второй важной организационной формой процесса обучения, дополнительной по отношению к учебно-воспитательной деятельности, реализуемой на уроке. К числу основных видов внешкольных занятий мы относим домашнюю работу ученика, а также экскурсию.

Домашняя работа рассматривается как составная часть процесса обучения, проводимого школой и в школе. Поэтому она должна выполнять определенные дидактические функции, тесно связанные с функциями, реализуемыми в ходе урока.

К числу функций домашней работы относятся:

На основе исследований было установлено, что уровень реализации этих дидактических функций в большой степени зависит от учителя. Перегрузка учеников чрезмерным количеством домашних заданий, поручение им выполнения заданий, которые превышают их возможности, недостаточная подготовка учащихся к самостоятельной домашней работе — вот факторы, которые затрудняют эту работу и отбивают желание учиться, снижая тем самым результаты учебно-воспитательной деятельности школы [см: Sos-nicki К. 1948. S. 184—191].

Дидактическая функция экскурсии сводится к непосредственному ознакомлению учащихся с определенными предметами, зачастую в их естественной среде, с природными, общественными, техническими и культурными явлениями и процессами ввиду определенных педагогических целей. Ее эффективность во многом зависит от подготовительной работы, особенно от уточнения заданий, которые отдельные учащиеся или их группы должны выполнить, чтобы впоследствии иметь возможность представить результаты своей работы на уроке всему классу. Экскурсия, как и домашняя работа, является составной частью процесса обучения. Она служит реализации тех дидактических целей, которые на уроке не могут быть достигнуты в понятной для учеников, наглядной форме. Хорошо подготовленная и проведенная экскурсия содействует достижению не только дидактических целей, но и воспитательных, особенно таких, как укрепление коллектива класса, лучшее знакомство учителя с учениками и т. п.

Рассмотренные в этой главе организационные формы обучения тесно связаны не только между собой, но и с методами обучения и с дидактическими средствами. Поэтому при выборе одной из них нужно принимать во внимание дидактическую цель, характерные особенности изучаемого предмета, возраст учащихся, а также объем имеющихся учебных пособий, так как эффективность учебно-воспитательной работы с учащимися зависит не столько от отдельных организационных форм, методов или средств обучения, сколько от их единства, возникающего в результате рационального и сознательного подбора ее составных частей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Внеклассная воспитательная работа в школе

Внеклассная воспитательная работа в школе.

Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности:

Во-первых, разнообразная вне учебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Специфика внеклассной воспитательной работыпроявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной «Я-концепции»,которая характеризуется тремя факторами:

• уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей

• убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности

• чувством собственной значимости

Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную «Я-концепцию» у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

1. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого и т. д., то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

2. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков.

Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

3. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

4. Развитие познавательного интереса.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т. д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт,эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной работы характеризуется:

• во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

• во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т. е. содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать; умения соблюдать этические нормы.

Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Н. Е.Щурков предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, художественную, спортивно-оздоровительную, общение.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб почемучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскурсии в Политехнический музей, на производство, посещение разнообразных выставок и т. д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе,снятия нервного напряжения. Эффективны такие формы, как «Игроград», «Огонек», «Юморина», «День варенья», дискотеки и пр.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, наблюдается высокая потребность в движении, а с другой стороны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность во внеклассной работеотражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного, обслуживающего. Для педагога представляет определенные трудности организация трудовой деятельности во внеклассной работе, но его усилиястоят того воспитательного результата, который дает разнообразная систематическая трудовая деятельность школьников.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, дизайн-клуб.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое.На него оказывают влияние следующие факторы:

• Традиции и особенности школы

• Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

• Особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то и во внеклассной работе он будет отбирать то содержание, которое способствует достижению этой цели, т. е. организовывать познавательную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во внеклассной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельности будет педагог, любящий спорт.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой самостоятельной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работы.

Внеклассная работа, с одной стороны, оказывает влияние на ученика, приучает его к самостоятельности, вносит элементы исследовательской, творческой деятельности. С другой стороны, опыт проведения внеклассной работы показывает,что она полезна и для учителя: помогает лучше узнать индивидуальные способности учащихся, выявить среди них наиболее одаренных, проявляющих интерес к определенной области знаний, направлять развитие этого интереса. Внеклассная работа развивает организаторские способности учителя, заставляет быть в курсе последних достижений в науке, дает возможности проявления творческих инициативы. Кроме того, многие формы организации внеклассной работы переносится на урочные занятия. Следовательно, внеклассная работа дает возможность творческого роста не только для ученика, но и для учителя, позволяет разнообразить и обогатить формы организации и проведения учебного процесса.

Рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы, методы и средства,можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т. е. во вне учебное время.

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятияРабота по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группы Коллективная работа ребенка и родителей из квилинга на тему «Корзинка с цветами для мамочки любимой» Коллективная работа ребенка и родителей.

Работа с одарёнными детьми в начальной школе Л. В. Сурикова (Елец, МБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина) surikova59@yandex.ru Работа с одарёнными детьми в начальной школе. Аннотация. Каждый ребёнок.

Гласные звуки и буквы. Работа с текстом в подготовительной к школе группе по теме «Лес» Задачи: 1. Закрепить знание гласных звуков и букв. 2. Развивать умение отвечать на вопросы связными предложениями. 3. Учить пересказывать.

Готовность ребёнка к школе. Работа с родителями в детском саду Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Сегодня я хотела бы поговорить с вами о готовности наших детей к обучению в школе. Но сначала, мы с вами.

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятияПроектная работа воспитанницы подготовительной к школе группы «Ковер моих предков» Проектная работа воспитанницы подготовительной к школе группы Чичвариной Насти «Ковер моих предков» Руководитель проекта: воспитатель 1.

Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Презентация «Внеклассная работа по литературе. Неделя детской книги» Ежегодно в школе в последнюю неделю марта проходит Неделя детской книги. В работе принимают участия учитель русского языка и литературы,.

Воспитательная система школы. Воспитательная система школы. Проблемы общества наложили свой отпечаток и на школу, поэтому за последние годы снизилась её воспитательная.

Источник

Чем отличаются внеурочная внеучебная внеклассная внешкольная деятельности?

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятияЧто такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятия Что такое внешкольные занятия. Смотреть фото Что такое внешкольные занятия. Смотреть картинку Что такое внешкольные занятия. Картинка про Что такое внешкольные занятия. Фото Что такое внешкольные занятияВыродова М.А.

Чем отличаются «внеурочная», «внеучебная», «внеклассная» и «внешкольная» деятельности?

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. Анализ различной методико-педагогической литературы показал, что помимо множества определений внеурочной деятельности, существует проблема с использованием в данной тематике таких смежных понятий, как «внеклассная» и «внеучебная» деятельность. В различных литературных источниках представлен широкий перечень определений. Как научиться их отличать, в чем их принципиальные отличия и взаимосвязь я попыталась обобщить в следующей таблице:

Сравнение определений основных понятий по различным источникам педагогической литературы

Педагогический словарь. / под ред. И. А. Каирова.– М., 1960.

Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. – М., 1964. – т.1

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время пионерской и комсомольской организациями, другими органами детского самоуправления при активной помощи и тактичном руководстве со стороны педагогов и, прежде всего, классных руководителей и вожатых.

Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983.

Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1993-1999.

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть уч.-воспитат. процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В. р. в дорев. России проводилась уч. заведениями гл. обр. в виде занятий творчеством, организации тематич. вечеров и др. Большое развитие В. р. получила после Окт. революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеят. коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали В. р. как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.

Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997.

Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии. / Панчешникова Л.М., Душина И.В., Дронов В.П. и др.; под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение; Учебная литература, 1997

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время при такой организации, что творчество и инициатива учащихся выступают на первый план. (И.В. Душина)

Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.

Внеурочная деятельность – является часть учебно-воспитательной работы. Суть её определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. (И.Б. Шилина)

Педагогический энциклопедический словарь

Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы В.р. практически совпадают с дополнительным образованием детей. В школе предпочтение отдаётся образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях

Внеурочная (внеклассная) работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: голоссарий. http://standart.edu.ru/

Данная таблица представляет возможность отследить процесс изменения, эволюцию педагогической мысли. В качестве источников использовались разные типы педагогической литературы: текст Федерального Государственного Образовательного Стандарта и его сайт, учебные пособия для педагогических учебных заведений (в том числе географической специальности), педагогические словари и энциклопедии, отдельные труды авторов.

Всего в таблице представлены данные одиннадцати источников. Для удобства сравнения определений понятий в случаях совпадения из значений соответствующие колонки объединялись. Все цитируемые определения сохранены в исходном виде.

В результате анализа данной информации, мне представляется возможным сделать следующие выводы:

В методико-педагогической литературе 1960-1990 гг. использовалось только понятие «внеклассная работа».

В 90-е годы появляется термин «внеурочная работа», не имеющий принципиального отличия от определений «внеклассной» (2 примера в табл. 1), а чаще всего отождествляемый с ней (4 примера в табл. 1).

Позже в отдельных учебно-методических пособиях и в глоссарии Федерального Государственного Образовательного Стандарта начинает встречаться понятие «внеучебной деятельности», которое вообще не находит самостоятельного определения, являясь равным «внеурочной деятельности».

Попытки найти определение данного понятия в глобальной информационной сети дали всего лишь два результата, которые нельзя отнести к полноценно научным:

Внеучебная деятельность – это специфический вид деятельности, основанной на принципах выбора, самообразования, добровольности, имитации основных сфер деятельности будущего специалиста.

Внеучебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Таким образом, данные таблицы 1 подтверждают отсутствие единства в определении таких часто используемых всеми понятий «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».

В процессе поиска истины в правильности использования этих понятий в курсе лекций по педагогике Калининградского университета О.С. Гребенюк [6], опубликованном в 1996 г., установлено, что деятельность школьников можно классифицировать по следующим признакам:

по месту проведения (классная и внеклассная деятельность);

по времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

по отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

Рассмотрим взаимосвязь классификаций по месту и по времени проведения деятельности школьников.

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время. Из вышесказанного следует, что допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а также внеклассной и внеурочной деятельности (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь различных видов деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Теперь следует рассмотреть взаимосвязь деятельности школьников по времени проведения и по отношению к учебным задачам.

Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно.

Представим взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников в виде множеств на рис. 3.

Рис. 3. Взаимосвязь внеурочной, учебной и внеучебной деятельности школьников (по Трофимовой А.Л.)

Для окончательного вывода об определении выбранных понятий можно обратиться к их этимологии с учётом методического аспекта проблемы (рис. 4):

Рис. 4. Взаимосвязь понятий «внеурочная» и «внеклассная деятельность»

Итак, понятие «внеурочная деятельность», подразумевает любую организованную учителем или учащимся самостоятельно деятельность школьников во внеурочное время, основанную на личной заинтересованности участников с целью развития как в образовательном, так и духовно-нравственном плане.

В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач можно говорить о внеучебной деятельности.

Понятие «внеклассная работа» можно считать сходным с понятием «внеурочная деятельность».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *