Что такое внешняя среда бизнеса
Внутренняя и внешняя среда бизнеса
«Среда» или «окружение» предприятия – это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса).
Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.
К внутренней среде относят:
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.
К внешней среде бизнеса относят:
Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия.
Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
Анализ внешней среды обычно заканчивают составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Обычно такой перечень делают в виде таблицы, состоящей из двух колонок, располагая выявленные факторы в порядке убывания их значимости для предприятия.
Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, Вы должны оценить внутреннюю среду предприятия, т. е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.
Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов.
Внешняя среда бизнеса предъявляет свои требования к внутренней среде. Они могут выражаться в виде перечня факторов внутренней среды, т. е. тех характеристик предприятия, которые играют более-менее важную роль во взаимодействии предприятия с факторами внешней среды.
Выявив сильные и слабые стороны Вашего предприятия (согласно факторам внутренней среды), Вы можете определить «узкие места», проблемы Вашего бизнеса и решить – на что в первую очередь обратить внимание.
После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.
Аббревиатура SWOT:
Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т. д.
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т. д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.
Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т. п.
Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах – состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:
Выбирая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.
Анализ внешней среды бизнеса
Одним из важнейших элементов стратегического управления является анализ внешней среды и мониторинг рынка. И угрозы, которые подстерегают компанию, и возможности, которые нам предоставляются, — все это присутствует именно в деловой среде, частью которой является бизнес. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, быстро изменяющееся налоговое законодательство, социальные катаклизмы и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь компанию поджидают покупатели, ресурсы, необходимые для нашего бизнеса.
Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение. Если на макроокружение нам трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы, то динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора нашей стратегии.
При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. ( Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.
Мы будем рассматривать следующие факторы
Рассмотрим примеры вопросов для анализа технологических факторов.
При анализе внешней ситуации (с необходимостью учитывающей и политические факторы) необходимо ответить на целый ряд вопросов. Укажем основные:
При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:
На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.
При анализе демографических факторов обычно задают следующие вопросы:
Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:
Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр.
При анализе социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Бизнес-планирование: как составить бизнес-план
В основе любого успешного предприятия лежит правильно составленный и просчитанный бизнес-план. От того, насколько грамотно вы его подготовите, может зависеть судьба крупных инвестиций или контракта. Книга, которую вы держите в руках, послужит любому предпринимателю незаменимым пособием, которое поддержит его своими рекомендациями и указаниями на всех стадиях создания и развития своего бизнеса. Из нее вы узнаете о самых современных способах разработки, оформления и презентации бизнес-плана, методах расчета основных его показателей и о многом другом.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-планирование: как составить бизнес-план предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Внутренняя и внешняя среда бизнеса
Данный раздел посвящен анализу внутренней и внешней среды бизнеса. В процессе его изучения Вы научитесь:
— выделять и анализировать основные факторы, оказывающие влияние на Ваше предприятие;
— определять тенденции изменения этих факторов;
— делать выводы о потенциалах внешней и внутренней сред бизнеса.
Любое предприятие находится и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса.
«Среда» или «окружение» предприятия — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса).
Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени (см. подробнее Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).
К внутренней среде относят:
— часть общей среды, которая находится в рамках предприятия;
— совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию.
Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.
К внешней среде бизнеса относят:
— сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;
— совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.
Анализ внешней и внутренней среды проводится постоянно в различных формах на любом предприятии. Он является основой для принятия решений о деятельности предприятия.
Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.
Анализ внешней среды бизнеса, проведенный на основе исследования рассмотренных выше групп факторов, значительно облегчит Вам получение ответов на интересующие вопро-сы, например: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия? Какие факторы внешней среды бизнеса представляют большие возможности для достижения целей Вашего предприятия? и др.
Анализ внешней среды обычно заканчивают составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Обычно такой перечень делают в виде таблицы, состоящей из двух колонок, располагая выявленные факторы в порядке убывания их значимости для предприятия (www.denisshevchuk.narod.ru).
Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, Вы должны оценить внутреннюю среду предприятия, т. е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.
Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов.
Внешняя среда бизнеса предъявляет свои требования к внутренней среде. Они могут выражаться в виде перечня факторов внутренней среды, т. е. тех характеристик предприятия, которые играют более-менее важную роль во взаимодействии предприятия с факторами внешней среды.
Выявив сильные и слабые стороны Вашего предприятия (согласно факторам внутренней среды), Вы можете определить «узкие места», проблемы Вашего бизнеса и решить — на что в первую очередь обратить внимание (см. подробнее Шевчук Д.А. Создание собственной фирмы: Профессиональный подход. — М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2007).
После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.
S — strengths — сильные стороны;
W — weaknesses — слабые стороны;
O — opportunities — возможности;
T — threats — угрозы.
Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:
— силы предприятия (S) (например, то, в чем предприятие преуспело);
— слабости предприятия (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);
— возможности (О), предоставляемые предприятию внешней средой (например, нечто, дающее предприятию шанс сделать что-то новое);
— угрозы (Т) для предприятия со стороны внешней среды (например, то, что может нанести вред предприятию).
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).
Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т. д.
Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т. д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.
Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т. п.
Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.
Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах — состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:
1. Поле SO — «сила — возможности» — отмечают те сильные стороны потенциала предприятия, которые обеспечивают ему использование представившихся возможностей;
2. Поле ST — «сила — угрозы» — относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;
3. Поле WT — «слабость — угрозы» — наихудшее сочетание для предприятия. Снижение угроз возможно только разработкой стратегий развития своего потенциала;
4. Поле WO — «слабость — возможности» — необходимо определить либо целесообразность поиска стратегий развития предприятия, либо целесообразность использования возможностей при наличии указанных слабых сторон предприятия.
Выбирая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.
Внешняя среда бизнеса
Под внешней средой бизнеса понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование предприятия (фирмы) и требуют его соответствующего реагирования. На практике не существует ни одного предприятия, которое бы не имело внешнего окружения (внешней среды) и не находилось бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Бизнес как открытая система нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей деятельности (ресурсов, энергии, кадров и т. д.). В то же время оно отдаст во внешнюю среду производимые блага. Влияние внешнего окружения на
деятельность предприятия настольно существенно и значимо, что как только разрываются связи с внешней средой, предприятие погибает. Поэтому предприятия должны учитывать факторы внешней среды в своей деятельности и приспосабливаться к ним.
Внешняя среда бизнеса характеризуется рядом свойств:
1. взаимозависимость факторов: изменение одного фактора воздействует на другие;
2. сложность: число факторов, на которые бизнес должен реагировать;
3. динамичность: относительная скорость изменения среды;
4. неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности.
Факторы внешней среды бизнеса разделяют на две группы: прямого и косвенного воздействия на бизнес.
Среда прямого воздействии (микросреда) содержит факторы, которые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испытывают прямое влияние деятельности предприятия: потребители, деловые партнеры (поставщики, посредники и пр.), конкуренты, государственные экономические структуры, рынок труда.
Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы, которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на бизнес, но впоследствии сказываются на нем. Особенность факторов макросреды в том, что они неконтролируемы организацией, неподвластны ее влиянию. Поэтому необходимо выявлять их и соответствующим образом реагировать на них.
Обычно предприятие само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для успешного ведения бизнеса.
Демографические факторы имеют важное значение для предприятия, так как предприниматель, ориентируясь на потребителей, должен знать, сколько, каких товаров и для кого производить. Экономические факторы определяют, сколько потенциальные потребители смогут купить товаров. Природные факторы важны для выявления сырьевых и энергетических возможностей предприятия. Научно-технические факторы позволяют увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых товаров, модернизации технологии производства и сбыта, а также
опасности, связанные с вытеснением устаревших образцов. Знание политико-правовых факторов позволяет предпринимателю учитывать мероприятия государственной власти и использовать их в своих интересах. Социально-культурные факторы анализируются потому, что влияют на все остальные элементы как макросреды, так и внутренней среды предприятия.
Основные характеристики факторов внешней среды______________________
Состояние экономики (подъем или спад). Финансово-крсдитное положение в стране. Уровень текущих доходов и цен. Покупательная способность населения. Уровень инфляции. Система налогообложения. Изменения в структуре потребления граждан.
Численность населения. Размещение по территории странь (региона). Плотность населения. Возрастная структура. Рождаемость. Смертность. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура___________________
Состояние и перспективы использования источников сырья и оцергоресурсов. Уровень загрязнения окружающей среды. Степень влияния государственных органов на интенсивность ресурсопотребления___________________________
Темпы технологических изменений в данной и смежных отраслях. | Инновационный потенциал ближайших конкурентов
Состояние законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность. Государственная экономическая политика. Влияние общественности на характер решений, принимаемых государственными органам и
Необходимо учитывать, что все факторы связаны между собой, поэтому анализировать их необходимо в комплексе. Кроме того, степень влияния отдельных факторов среды на предприятия различна и зависит от их размеров, сферы деятельности, территориального расположения и др. Поэтому предприниматель должен определить для себя, какие из факторов оказывают на деятельность фирмы наибольшее влияние. Следует также знать те внешние факторы, изменение которых может нести в себе угрозу или дополнительные возможности для предприятия.
Внешняя среда организации
Нестеров А.К. Внешняя среда организации // Энциклопедия Нестеровых
Понятие внешней среды организации
Внешняя среда организации – это сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность, она представляет собой совокупность факторов влияния вне организации на ее деятельность.
На совокупность факторов внешней среды компания не может оказывать непосредственное влияние.
Факторы внешней среды – это любые факторы, находящиеся вне контроля руководства организации, которые могут повлиять на коммерческий успех предприятия.
Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов и ресурсов, которые обеспечивают организацию необходимым для реализации внутреннего потенциала на требуемом для поддержания эффективности организации уровне. При этом организация обязана для обеспечения собственного выживания постоянно обмениваться ресурсами и результатами своей деятельности с внешней средой, чтобы иметь возможность функционировать достаточно эффективно в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Таким образом, управление организацией должно учитывать необходимость в устойчивом функционировании организации в соответствии с факторами внешней среды, их изменением во времени и динамикой развития организации. Следовательно, необходимо соблюдение баланса между конкретными действиями организации и условиями внешней среды, в которых она функционирует. Такое состояние может быть достигнуто за счет создания пользующегося спросом продукта, конкретной услуги или особого вида выполняемых организацией работ. Следовательно, сбалансированность реализуется путем создания имеющей спрос у потребителей продукции, которая во внешней среде организации обменивается в результате ее продажи на необходимые организации ресурсы для поддержания своей деятельности в будущем.
Представляя собой системы открытого типа, организации демонстрируют характерную зависимость от внешней среды и меняющихся условий внешнего окружения. В связи со стремительным повышением уровня неопределенности своего внешнего окружения, организации подвержены деструктивному влиянию хаотичных изменений внешней среды, последствия чего усиливаются с течением времени и усугубляются глубиной влияния на деятельность организации. Существенным фактом в этой связи является падение эффективности организации в долгосрочном периоде, что ведет к необходимости изменений ключевых процессов в бизнес-среде, чтобы обеспечить соответствие организации изменениям внешнего окружения. В результате оценка влияния внешней среды на эффективность организации сегодня представляется рациональным подходом в условиях объективной необходимости эффективного функционирования организации в соответствии с требованиями внешнего окружения организации, которая способна развивать необходимые для выживания черты.
Необходимо учесть, что организации развиваются в условиях ограниченности ресурсов, поскольку на них претендуют и другие организации, в том числе и прямые конкуренты, действующие в той же внешней среде, следовательно, вероятность возникновения ситуации отсутствия у организации доступа к нужным ресурсам повышается с ростом числом конкурентов. Таким образом, интенсивность конкуренции во внешней среде является одним из существенных факторов внешней среды, оказывающим влияние на эффективность организации в целом. Чем выше уровень конкуренции во внешней среде, тем ниже вероятность успеха организации в будущем, и тем выше возможность ослабления потенциала организации, что ведет к крайне неблагоприятному сценарию развития данной организации в будущем.
Задача стратегического менеджмента состоит в организации взаимодействия предприятия с внешней средой, поддержания потенциала на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы предприятию возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Анализ функционирования организации в условиях меняющейся внешней среды, учитывает оценку поведения организации в долгосрочном периоде, чтобы было возможным обеспечить такое устойчивое существование в соответствии с теми факторами внешней среды, чье влияние может быть учтено или использовано таким образом, чтобы принести пользу организации. Оценка влияния внешней среды, в целом, должна производиться в целях концентрированного анализа перспектив для организации, т.е. необходимо объективно и адекватно оценивать угрозы и возможности внешней среды, какое влияние они могут оказать на организацию и каким образом их можно использовать с учетом внесения определенных поправок в деятельность организации.
Можно выделить две группы, оказывающие непосредственное влияние на организацию: потребители продукта и поставщики ресурсов. К поставщикам ресурсов, в принципе, относятся и инвесторы – владельцы временно свободных денежных средств, заинтересованные в их выгодном вложении, т.е. инвестициях в организацию.
Чем выше уровень конфликтности между «группами влияния», тем сомнительнее для организации возможность достижения эффективности в целом. Иными словами, необходим фактор ограничения эгоизма групп влияния, который способствовал бы выработке консолидированной позиции. В этой связи следует отметить, что фактором объединения выступает сама организация и ее эффективность, так как только жизнеспособная организация способна удовлетворять потребности групп влияния.
В соответствии с природой внешней среды организации можно выделить следующие типы внешней среды:
Тип окружения должен учитываться менеджментом организации, что позволит учесть непредсказуемость и избежать ошибок в оценке внешней среды и определить границы управленческого воздействия.
Воздействие внешней среды бизнеса на деятельность организации
Деятельность коммерческой организации может быть охарактеризована как предпринимательская, экономическая и приносящая доход и прибыль. Следует отметить, что осуществление организацией организации какой-либо деятельности подразумевает наличие определенной среды, в которой она осуществляется. При этом получение от этой деятельности дохода и прибыли, выраженных в виде финансовых ресурсов, получаемых в результате осуществления каких-либо видов не запрещенной законом деятельности, обуславливается наличием во внешней среде организации контрагентов или потребителей, способных оплатить товары и услуги организации. Следовательно, менеджмент организации должен учитывать, как наличие возможных потребителей своих товаров и услуг, так и то, что на них рассчитывают и другие организации.
В связи с этим можно отметить, что несмотря на всю хаотичность процессов, протекающих во внешней среде организации, на которую она не может воздействовать стандартными управленческими средствами, можно выделить пять значимых черт внешней среды:
Сложность внешней среды определяется числом и разнообразием факторов, на которые организация не способна воздействовать, но вынуждена реагировать. При этом число таких факторов крайне велико. Следовательно, проведение исследований, касающихся внешней условий организации, выявления ключевых факторов влияния, оценки конкретных проблем, с которыми организация сталкивается во внешней среде, требуют выделения значительных ресурсов, как временных, так и финансовых, а также приложения значительных человеческих усилий.
Подвижность внешней среды обусловлена тем, что все объекты и процессы внешней среды находятся в постоянном движении и непрерывно, хотя и с разной скоростью в зависимости от конкретного процесса, претерпевают изменения.
Взаимосвязанность факторов внешней среды основана на том, что изменение одного фактора в той или иной степени приводит к изменению множества других.
Турбулентность факторов внешней среды заключается в высоком уровне хаотичности изменений данных факторов. Таким образом, повышается непредсказуемость этих изменений и растет неопределенность их влияния на организацию, поэтому их воздействие сложно предсказать заранее и ими невозможно управлять. Фактически, турбулентность факторов внешней среды заключается в отсутствии объективной возможности менеджмента организации проанализировать все существующие во внешней среде взаимосвязи и тенденции, как актуальных изменений внешних факторов, так и прогнозируемых явлений. В совокупности, данное обстоятельство снижает вероятность принятия верного решения, связанного с изменяющимися факторами внешней среды.
Неуправляемость внешней среды означает, что организация имеет очень ограниченные возможности влиять на внешнюю среду своей деятельности, если у нее вообще имеются такие возможности. При их наличии влияние на внешнюю среду осуществляется верхним уровнем менеджмента организации и/или ее собственниками через лоббирование законопроектов, создание фактических монополий, задание собственных стандартов качества, потребления и т.п. Однако, подобные меры не способны в полном объеме стабилизировать организацию при деструктивном воздействии на нее отдельных факторов внешней среды. Следовательно, организации должны находится в состоянии постоянной адаптации к изменениям внешней среды, а ни в коем случае не полагаться на проведение разовых мероприятий по анализу внешней среды, оперируя единожды сделанными выводами. Фактически, это подводит организации к необходимости постоянно меняться в условиях динамичного внешнего окружения.
Границы бизнеса определяют пределы внешней среды, факторы которой предприятие имеет цель учитывать в своей деятельности. Существует 3 подхода к определению границ внешней среды организации с управленческой точки зрения:
Для осуществления анализа внешней среды каждая конкретная организация должна определить ключевые факторы, имеющие для нее наиболее приоритетное влияние. Факторы могут содержать как потенциальные угрозы или возможности, так и реальные аспекты влияния внешней среды на деятельность организации. При этом наиболее доступным для организации источником информации о внешней среде являются средства массовой информации.
Анализ внешней среды организации преследует цель оценить условия, в которых действует предприятие. При этом такой анализ позволят как выявить факторы, положительно или негативно влияющие на деятельность организации и ее эффективность в целом, так и предпринять меры по выработке мер, направленных на использование тех возможностей, которые предоставляет внешняя среда.
Таким образом, управленческие аспекты воздействия внешней среды бизнеса на деятельность организации обусловлены динамическим характером изменений во внешней среде. Если каждое изменение отдельно взятого фактора будет оказывать опосредованное, косвенное или прямое влияние на деятельность организации, то менеджмент организации сможет отслеживать такое влияние и учесть изменения внешней среды в прошлых периодах и вероятных изменениях в будущем, следовательно, будет возможным реализовать или предпринять определенные действия по реагированию на такие изменения.
Эффективность организации обеспечивается совокупностью аспектов внешнего воздействия, разнопланово влияющими на работу подразделений компании. Факторы внешней среды, оказывая различное по своей природе влияние, могут характеризоваться как положительными, так и отрицательными последствиями. При этом для каждой отрасли национальной экономики и отдельной организации влияние факторов может иметь свою специфику, которая всегда характеризуется динамикой изменения во времени. Внешние факторы, влияющие на эффективность организации, подлежат оценке, после которой компания делает выводы о степени влияния данных факторов на эффективность организации и производит оценку стратегических альтернатив и предпринимает меры по дальнейшему развитию организации и повышению ее эффективности, полностью отвечающую реальному положению компании.
Для реализации эффективной деятельности руководству организации необходимо адекватно оценивать влияние внешней среды и учитывать все факторы, которые оказывают влияние на развитие и эффективность функционирования фирмы. Не вызывает сомнений тот факт, что руководители организаций должны учитывать и новые требования внешней среды к управлению предприятием. Основной проблемой в данной области является тот факт, что факторы внешней среды ограничивают действия организации, которые она может или должна предпринять. Не всегда фирма может оказывать влияние на внешние факторы, а давление может оказываться с разных сторон, поэтому все организациям приходится учитывать влияние факторов внешней среды и подстраиваться под них.
Методы анализа факторов внешней среды организации
После оценки внешних факторов компания делает выводы о степени влияния данных факторов на стратегию, производит оценку стратегических альтернатив и вырабатывает стратегию, полностью отвечающую реальному положению компании.
Процесс изучения внешнего окружения получил название PEST-анализа. Аббревиатура обозначает политические, экономические, социальные и технологические факторы.