Что такое внеурочка в школе для начальных классов
Как спланировать внеурочную деятельность в начальной школе?
Чем характерна внеурочная деятельность?
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы школы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Внеурочная деятельность — это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, она помогает формировать учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учеников.
«Внеурочная деятельность, с одной стороны, хороший ресурс, чтобы устранить пробелы в знаниях, а с другой — подспорье для учеников, которые могут и хотят развиваться в разных направлениях».
Программы курсов внеурочной деятельности
Курсы внеурочной деятельности школа формирует исходя из запросов участников образовательного процесса. В конце или в начале года проводятся опросы родителей, чтобы актуализировать расписание и содержание курсов. Но помните — в новом учебном году запросы могут измениться. Значит, нужно будет убрать курсы, которые больше не актуальны, и добавить новые.
Важно! Разработанные и принятые программы курсов внеурочной деятельности должны соотноситься с планом внеурочной деятельности по направлениям, формам организации и количеству часов, которые отведены на их освоение.
В начальной школе на изучение программ внеурочной деятельности отводится до 1350 часов на все четыре года. Обратите внимание: минимального порога нет, есть только максимальный.
Задачи внеурочной деятельности:
При планировании и организации программы курсов внеурочной деятельности важно учитывать, что группы детей могут быть разновозрастными.
«Внеурочная деятельность может реализовываться через отдельные программы, составленные педагогами, через формы работы классного руководителя, организацию поисковой, исследовательской, проектной деятельности, практических работ — всего того, на что не хватает времени во время уроков».
Проектная деятельность в составе внеурочных занятий
Очень острый момент — проектная деятельность в начальной школе. Сегодня она стала одной из самых эффективных форм реализации плана внеурочной деятельности по ФГОС. Учебный проект позволяет выполнять самостоятельную работу, объединяя несколько направлений и предметов деятельности.
Выполнить в рамках урока полноценный проект невозможно, но отдавать ребенку проект для самостоятельного выполнения тоже неправильно — родители порой слишком активно включаются в работу. Совет: оставьте проектную деятельность в стенах школы, но попробуйте вынести ее в план по внеурочной деятельности.
Серия «Внеурочная деятельность»
Серия «Внеурочная деятельность» — это готовое решение для организации интересных мероприятий внеурочного формата в общеобразовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Практикоориентированным заданиям отводится 60% содержания пособий, теоретическому материалу — 40%.
Использование пособий позволят педагогу реализовать программы внеурочной деятельности без привлечения дополнительных материалов. В серии представлены пособия по всем пяти направлениям. Расскажем о некоторых из них.
Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. 1-2-й, 3-4-й классы
Пособия помогут сформировать навык смыслового чтения с помощью текстов с разнообразными вопросами и заданиями. В книгах представлены тексты и упражнения на развитие техники речи, подготовку к выразительному чтению, чтению по ролям и инсценировкам.
Развитие математических способностей. 1-2-й, 3-4-й классы
Материал пособий содержит задания по математике повышенного и высокого уровней сложности. Книги рассчитаны на самостоятельность и активность ребят, проведение занятий в виде поисковых и научных исследований индивидуально и в групповой работе.
Решаем нестандартные задачи:
Геометрия вокруг нас. 1-2-й, 3-4-й классы
Учимся применять геометрические знания о форме, размере и взаимном расположении предметов.
Пособия помогут развить пространственное воображение и мышление, овладеть практическими и графическими способами моделирования.
В книгах можно найти группы заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения и мышления, овладение практическими и графическими способами моделирования.
По этим пособиям удобно проводить поисковые и научные исследования — индивидуально и в групповой работе.
Школа юного астронома
Узнаем новые интересные факты об окружающем мире, звездах и планетах. В пособии дети получат первые теоретические знания об астрономии как о научной дисциплине.
Книга содержит теоретические материалы, а также вопросы и задания для увлекательных занятий в астрономических кружках, на факультативах или при других формах внеурочной деятельности.
Здорово быть здоровым.1-4-й классы
В пособии представлены практико-ориентированные задания: игрового, проблемного и поискового характера. Их задача — помочь педагогу сформировать у детей представления о видах здоровья и здоровом образе жизни на основе самостоятельной деятельности.
6 вопросов о внеурочке в школе
Ребёнок ходит в школу на уроки по программе, дополнительно занимается в кружках, а ещё посещает мероприятия, которые называют внеурочной деятельностью. Не все родители понимают, что это такое. Наш блогер Варвара Котельникова отвечает на шесть важных вопросов о внеурочной деятельности и объясняет, для чего она нужна.
1. Чем внеурочка отличается от допов
Внеурочная деятельность — это не классический урок. Если она организована в школе не формально, то должна быть построена иначе — это может быть кружок, секция, экскурсия, олимпиада, конференция, факультатив, классный час, игра и другие варианты. При этом внеурочная деятельность — часть образовательного процесса. Её форму и виды занятий устанавливает непосредственно школа. А дополнительные занятия — это то, что для ребёнка вне школы выбирают родители. Ни к согласованию со школой, ни к ФГОС они отношения не имеют.
В соответствии с ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность. Введена внеурочка для освоения основной образовательной программы. Полную версию документа можно прочитать здесь.
2. Чем она отличается от урока
По сути, внеурочная деятельность — это обучение, но с неформальным общением между детьми и между учителем и детьми. Тут нет отметочной системы, есть возможность подобрать максимально интересные занятия для ребёнка, которые могут проходить как в школе, так и в музее, театре или где-то ещё. То есть внеурочная деятельность может быть и совместным походом в зоопарк, где организацией процесса занимается школа.
Дети привыкают к «познавательному общению» и понимают, что обучение — это не только урок, класс и парта.
3. Как распределяется нагрузка
Максимальная недельная нагрузка на ученика — 10 часов. Она может распределяться равномерно между учебными днями или нет. Зависит от интересов детей, родителей и возможностей школы.
Проще говоря, занятия могут быть по два академических часа в неделю (если речь о пятидневной учебной неделе) или как-то иначе. Например, если мы планируем поход в театр или экскурсию в музей, то единоразово такое занятие может длиться три или более часов.
Внеурочные занятия могут проходить в учебную неделю, на каникулах или в выходные и праздничные дни. Это зависит от договоренностей школы и родителей.
4. Что изучают на таких занятиях
По ФГОС, внеурочная деятельность организована по направлениям, видам и формам.
Другими словами, это могут быть такие занятия: музыка, искусство, танцы, спорт, астрономия, шахматы и другие.
5. Что такое пособия по внеурочной деятельности и зачем они нужны
Пособия по внеурочной деятельности похожи на те, что есть для обычных уроков. Выстроены по модульной структуре, которые рассчитаны на 17, 34 и 68 часов. Задания в основном составлены так, чтобы дети учились в игровой форме и общались. Это пособия для педагогов с готовой программой по тому или иному направлению. Но выбирать и предлагать направления, виды и формы занятий родители могут вместе с представителями школы.
6. Что важно
Перед тем как определиться с внеурочными занятиями, нужно учесть интересы и способности детей. Только так их занятия на внеурочке будут эффективными и интересными.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Методички Педсовета
01 января 2020 • 11:35
Формы внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:
К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:
Структура внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:
Направления, виды и формы внеурочной деятельности
Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.
Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.
Направления внеурочной деятельности:
Виды внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности:
Формы внеурочной деятельности по направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Общекультурное:
Общеинтеллектуальное:
Духовно-нравственное:
Социальное:
Формы внеурочной деятельности по видам:
Словесно-логические
Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.
Главное здесь обмен информацией, сообщения учителей, учеников и других взрослых. Обсуждение проблемных вопросов.
Образно-художественные формы
Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.
Трудовые формы внеурочной деятельности
В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.
Игровые (досуговые) формы работы
Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.
Психологические формы
В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.
Результаты внеурочной деятельности
Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом
Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.
Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:
Литература:
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.