Что такое внутреннее явление

Полное внутреннее отражение

Вну́треннее отраже́ние — явление отражения электромагнитных волн от границы раздела двух прозрачных сред при условии, что волна падает из среды с бо́льшим показателем преломления.

Неполное внутреннее отражение — внутреннее отражение, при условии, что угол падения меньше критического угла. В этом случае луч раздваивается на преломлённый и отражённый.

Полное внутреннее отражение — внутреннее отражение, при условии, что угол падения превосходит некоторый критический угол. При этом падающая волна отражается полностью, и значение коэффициента отражения превосходит его самые большие значения для полированных поверхностей. К тому же, коэффициент отражения при полном внутреннем отражении не зависит от длины волны.

Этот оптический феномен наблюдается для широкого спектра электромагнитного излучения включая и рентгеновский диапазон.

В рамках геометрической оптики объяснение явления тривиально: опираясь на закон Снелла и учитывая, что угол преломления не может превышать 90°, получаем, что при угле падения, синус которого больше отношения меньшего коэффициента преломления к большему коэффициенту, электромагнитная волна должна полностью отражаться в первую среду.

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

В соответствии с волновой теорией явления, электромагнитная волна всё же проникает во вторую среду — там распространяется так называемая «неоднородная волна», которая экспоненциально затухает и энергию с собой не уносит. Характерная глубина проникновения неоднородной волны во вторую среду порядка длины волны.

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

Содержание

Пример

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

Рассмотрим внутреннее отражение на примере двух монохроматических лучей, падающих на границу раздела двух сред. Лучи падают из зоны более плотной среды (обозначена более тёмным голубым цветом) с коэффициентом преломления Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явлениена границу с менее плотной средой (обозначена светло-голубым цветом) с коэффициентом преломленияЧто такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление.

Красный луч падает под углом Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление, то есть на границе сред он раздваивается — частично преломляется и частично отражается. Часть луча преломляется под углом Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление.

Зелёный луч падает и полностью отражается Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление.

Полное внутреннее отражение в природе и технике

Фата-моргана, эффекты миража, например иллюзия мокрой дороги при летней жаре. Здесь отражения возникают из-за полного отражения между слоями воздуха с разной температурой.

Яркий блеск многих природных кристаллов, а в особенности — огранённых драгоценных и полудрагоценных камней объясняется полным внутренним отражением, в результате которого каждый вошедший в кристалл луч образует большое количество достаточно ярких вышедших лучей, окрашенных в результате дисперсии.

Блеск алмазов, выделяющий их из прочих драгоценных камней, также определяется этим феноменом. Из-за высокого коэффициента преломления (n ≈ 2) алмаза оказывается большим и число внутренних отражений, которые претерпевает луч света с меньшими потерями энергии, по сравнению со стеклом и другими материалами с меньшим показателем преломления.

Полное внутреннее отражение звуковых волн в толще океана, связанное с изменениями свойств воды с глубиной, приводит к распространению некоторых, особенно сверхнизкочастотных звуков на тысячи километров.

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

Полное внутреннее отражение можно наблюдать, если смотреть из-под воды на поверхность: при определенных углах на границе раздела наблюдаеться не внешняя часть (то, что в воздухе), а видно зеркальное отражение объектов, которые находятся в воде.

Светоделительная призма

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

Непосредственно за первой граничной поверхностью, то есть на расстоянии максимум, равной длине волны света, вторая граничная поверхность имеет тот же коэффициент преломления n1. Электромагнитная волна света проникает через полосу с коэффициентом преломления n2 и попадает во вторую граничную поверхность с коэффициентом преломления n1, но с меньшим значением энергии. Наблюдается раздвоение луча света, часть которого проникла в зону с коэффициентом преломления n2. В конечном результате луч раздваивается : часть распространяется дальше в первоначальном направлении, в то время как другая часть отражается. Потеря интенсивности в среде n2 проходит экспоненциально по формуле:

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

Световод

Эффект полного внутреннего отражения использвуется в световодах. Осевая часть волокна создаётся из стекла с высоким показателем преломления и погружается в оптически менее плотную среду (пластиковая облочка волокна, специальная жидкость, воздух). Такие световоды используются для построения оптоволоконных кабелей

Отражение рентгеновских лучей

При рентгеновском излучении согласно общей формуле значений коэффициента преломления:

Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явление

вытекает, что вакуум — оптически более плотная среда, чем любое вещество. Значения коэффициента Что такое внутреннее явление. Смотреть фото Что такое внутреннее явление. Смотреть картинку Что такое внутреннее явление. Картинка про Что такое внутреннее явление. Фото Что такое внутреннее явлениепрохождении рентгеновских лучей лежат в области между − 6 и − 5 и зависят от квантовой энергии излучения, констант кристаллической решётки и плотности вещества.

При небольших углах падения, наблюдается эффект скольжения, преломления рентгеновских лучей с отражением под углом, равным углу падения (θ). Углы скольжения для «жёстких» рентгеновских лучей составляют доли градуса, для «мягких» — примерно 10-20 градусов. [1] [2]

Преломление рентгеновских лучей при скользящем падении было впервые сформулировано М. А. Кумаховым, разработавшим рентгеновское зеркало, и теоретически обосновано Артуром Комптоном в 1923 году.

Другие волновые явления

Демонстрация преломления, а значит и эффекта полного внутреннего отражения возможна, например, для звуковых волн на поверхности и в толще жидкости при переходе между зонами различной вязкости или плотности.

Явления, сходные с эффектом полного внутреннего отражения электромагнитного излучения, наблюдаются для пучков медленных нейтронов. [3]

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Полное внутреннее отражение» в других словарях:

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — отражение эл. магн. излучения (в частности, света) при его падении на границу раздела двух прозрачных сред из среды с большим показателем преломления. П. в. о. осуществляется, когда угол падения i превосходит нек рый предельный (критический) угол … Физическая энциклопедия

Полное внутреннее отражение — Полное внутреннее отражение. При прохождении света из среды с n1 > n2 происходит полное внутреннее отражение, если угол падения a2 > aпр; при угле падения a1 Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полное внутреннее отражение — отражение оптического излучения (См. Оптическое излучение) (света) или электромагнитного излучения другого диапазона (например, радиоволн) при его падении на границу раздела двух прозрачных сред из среды с большим преломления показателем… … Большая советская энциклопедия

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — электромагнитных волн, происходит при прохождении их из среды с большим показателем преломления n1 в среду с меньшим показателем преломления n2 под углом падения a, превышающим предельный угол aпр, определяемый соотношением sinaпр=n2/n1. Полным… … Современная энциклопедия

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ, ОТРАЖЕНИЕ без ПРЕЛОМЛЕНИЯ света на границе. При прохождении света из более плотной среды (например, стекло) в менее плотную (вода или воздух) существует зона углов преломления, в которой свет не проходит через границу … Научно-технический энциклопедический словарь

полное внутреннее отражение — Отражение света от среды оптически менее плотной с полным возвращением в среду, из которой он падает. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 79. Физическая оптика. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1970 г.] Тематики… … Справочник технического переводчика

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — электромагнитных волн происходит при их наклонном падении на границу раздела 2 сред, когда излучение проходит из среды с большим показателем преломления n1 в среду с меньшим показателем преломления n2, а угол падения i превышает предельный угол… … Большой Энциклопедический словарь

полное внутреннее отражение — электромагнитных волн, происходит при наклонном падении на границу раздела 2 сред, когда излучение проходит из среды с большим показателем преломления n1 в среду с меньшим показателем преломления n2, а угол падения i превышает предельный угол iпр … Энциклопедический словарь

ПОЛНОЕ ВНУТРЕННЕЕ ОТРАЖЕНИЕ — эл магн. волн, происходит при наклонном падении на границу раздела 2 сред, когда излучение проходит из среды с большим показателем преломления n1 в среду с меньшим показателем преломления n2, а угол падения i превышает предельный угол iпр.… … Естествознание. Энциклопедический словарь

полное внутреннее отражение — visiškasis vidaus atspindys statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. total internal reflection vok. innere Totalreflexion, f rus. полное внутреннее отражение, n pranc. réflexion intégrée interne, f; réflexion totale interne, f … Fizikos terminų žodynas

Источник

Сущность и Явление

Сущность и Явление — всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком.

Сущностью называют действительное содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; Явлением называют то или иное обнаружение (выражение) предмета – его эмпирически констатируемые, внешние формы существования.

В мышлении категории Сущности и Явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

Четкое разделение категории Сущности и Явления характерно уже для античной философии (за исключением софистов). Сущность толкуется здесь как «начало» понимания вещей и вместе с тем как исходный пункт их реального генезиса. Античные философы показали, что непосредственно, в созерцании, вещи часто предстают не в своем сущностном (истинном) виде, а в одеянии вводящих в заблуждение призраков; поэтому задача состоит в том, чтобы путем размышления проникнуть в подлинную суть вещей, в то, что они есть «по истине». Согласно Демокриту, сущность («идея») вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. При этом совершенно необъяснимой остается вещь как целостность. Порядок (образ, форма, «идея») сцепления атомов в некоторое единство – вещь – фактически предстает чем-то случайным, лишенным самостоятельности.

В противоположность этому Платон развивает тезис о приоритете целого (сущности) над составляющими его элементами. «Идея», сущность вещи стала пониматься как изначально самостоятельная, не сводимая к телесно-чувственному бытию, к наличной совокупности конкретных явлений; она всегда остается чем-то большим, чем множество ее чувств. воплощений, т.к. за ней сохраняется способность выражаться во все новых образах. Это отличие резко подчеркивается утверждением сверхчувственного, имматериального характера сущности, ее вечности, бесконечности, неизменности. Проблема Сущности и Явления занимает центральное место в системе Аристотеля, пытавшегося преодолеть антиномичность взглядов Демокрита и Платона.

Отказываясь от признания Сущности как самостоятельной реальности, ее отделенности от конкретно-чувственных вещей, Аристотель в противоположность Платону исходит из того, что невозможно, «… чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность» (Met. I, 9, 991 в 5; рус. пер., М., 1934). Сущность, «форма вещи» есть всеобщее родо-видовое определение вещи: ничто всеобщее не существует отдельно, помимо единичных вещей. Вместе с тем Аристотель выступает и против демокритовского сведéния сущности вещи к составляющим ее элементам, утверждая, что идея, форма вещи не выводится из той «материи», из которой строится вещь (например, форма дома не выводится из кирпичей). Это направление мысли приводит Аристотеля к выводу о конечном, преходящем характере вещей, переживающих возникновение и гибель, и об отсутствии этих характеристик у форм вещей (то есть, у видов сущностей): «… форму никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи» (там, же, VIII 4, 1043 в 16). Таким образом, Аристотель в ряде пунктов оказывается вынужденным возвращаться к точке зрения Платона.

Средневековая философия, развиваясь под прямым влиянием христианства, связывает проблематику Сущности и Явления с резким противопоставлением мира горнего и мира земного. Носителем сущности выступает здесь бог, а мирское существование рассматривается как неистинное, иллюзорное.

Философия нового времени, порывая со схоластической традицией, вместе с тем воспринимает и проводит заложенное в средние века расщепление Сущности и Явления, перенося его на почву гносеологии. Одним из выражений такого расщепления явилась концепция первичных и вторичных качеств. Основные расхождения в понимании Сущности и ее отношения к Явлениям, к человеческому опыту, выявились в проблеме природы общих понятий, лежащих в основе теоретического объяснения действительности и выражающих самую глубокую Сущность вещей. По этой проблеме противоборствовали позиции рационализма и эмпиризма.

Попытку преодолеть возникшие трудности предпринял Кант. Признавая реальность, объективность «вещи в себе», Сущности, Кант утверждает, что эта Сущность принципиально не может быть познана человеком в ее самобытном существовании. Явление есть не выражение объективной Сущности («вещи в себе»), а лишь аффицированное «вещью в себе» субъективное представление (см., например, И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 240). Решая вопрос об отношении знания к чувственности, Кант ставит проблему объективности воспроизведения чувственно данного многообразия Явления в сознании (см. там же, с. 262), то есть, проблему единства, тождества субъективного и объективного, но это требование совпадения субъективного (последовательности воспроизведения явления в знании, в понятии) с объективным остается у него еще в рамках субъективности. Утверждая в учении о разуме наличие в составе знания особых идей, выполняющих функцию организации знания в целостную теоретическую систему и доказывая их необходимость, плодотворность, Кант в то же время отказывает этим безусловным идеям в «конститутивном» (то есть объективном) значении, не считает их внутренним единством самого чувственного многообразия (см. там же, с. 367 и др.).

Преодолевая кантовский дуализм субъективного и объективного, Гегель строит диалектическое понимание Сущности и Явления на основе концепции «объективности понятия», тождества мышления и бытия. То, что у Канта было непреодолеваемой противоположностью субъективного и объективного, у Гегеля выступило лишь формой выражения внутренней противоречивости самой действительности – ее чувственно-эмпирического облика и ее внутреннего содержания. Противоречие (неравенство) субъекта, его знаний об объекте и самого объекта есть лишь форма выражения противоречия объекта, действительности. Поэтому всякое Явление вещи сознанию, не соответствующее самой вещи, есть не искажение вещи сознанием, а выражение ее собственной, из самой вещи вытекающей ложной видимости. Гегель преодолевает характерное для Канта метафизическое противопоставление Сущности и Явления. Для него Сущность «не находится за Явлением или по ту сторону Явления, а именно потому, что Сущность есть то, что существует, существующее есть явление» (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 221). Эта мысль Гегеля получила высокую оценку Ленина. Явление есть не субъективное выражение непостижимой «вещи в себе», а ее собственное выражение и развертывание. Вместе с тем в Явлении Сущность не только выражается, но и маскируется, представая часто в чуждом, «лишенном Сущности» виде. Поэтому задача теоретического познания состоит в том, чтобы критически осмыслить непосредственную видимость вещей («чувственную достоверность») и проникнуть в подлинное содержание действительности, постигнуть ее «идею», под которой Гегель понимает всеобщие определения действительности в их связи и единстве. Явление есть лишь конечное, чувственно-конкретное выражение идеи, представляющей собой самостоятельную, саморазвивающуюся субстанцию. Развитие этого противопоставления при подчеркивании приоритета абс. идеи привело гегелевскую концепцию Сущности и Явления к противоречиям, которые Фейербах и Маркс охарактеризовали как «дуализм» этой концепции.

В отличие от Фейербаха, Маркс в работах 40-х гг. указывает действительное основание гегелевского извращения отношения Сущности и Явления. Для Маркса это «извращение» – не только факт теоретического сознания, но и реальный исторический процесс. Отсюда возникает задача раскрытия механизма обособления Сущности от существования, от форм наличного бытия и приобретения этими формами мнимой, призрачной Сущности. Исследование этого механизма привело Маркса к формулированию концепции формы превращенной. В «Капитале» Маркс показывает, что сущность вещи не есть некая реализующаяся в вещи и принципиально отличная от нее «идея» или какое-то иное, гетерогенное самому предмету «начало», а представляет собой внутреннюю связь, единство всех эмпирических проявлений вещи.

Сущностьэто место данного предмета в системе других предметов, определяющее все его специфические особенности. Рассматривая всякую вещь и действительность в целом как исторический процесс, Маркс показывает, каким образом в этом процессе складывается структура предмета – единство внутреннего содержания (внутренних законов движения) и внешних, поверхностных Явлений, непосредственно не совпадающих и часто противоположных Сущности. Простейшие формы бытия предмета в процессе своего превращения в более развитые формы не только сохраняются (часто в преобразованном виде) рядом с этими более развитыми формами, но и содержатся в них как их основание, как их внутреннее содержание и основа, на которой они вырастают – исторически и логически. По мере формирования предмета как развитого конкретного целого Сущностьвсеобщее основание и закон его бытия – начинает выступать как нечто отличное и отдельное от каждой «частной» формы проявления предмета, как нечто им всем противостоящее. Кажется, что все формы конкретно-чувственного бытия предмета вытекают (полагаются) из сущности. В действительности же движение «от сущности к бытию» и его наличным формам есть движение от одних – более простых и ранних, исходных – форм бытия предмета к другим, в конечном счете – к непосредственно наличным, чувственно- конкретным формам бытия предмета через их развитие. Поэтому на деле «непосредственные», эмпирически данные формы существования предмета оказываются самыми опосредованными, «конечными» формами. Явление поэтому может быть научно понято не само по себе, а только из Сущности и на основе её. Явление само раскрывает свою несамостоятельность, неистинность через противоречие другому Явлению того же предмета. Поэтому-то наука и не может ограничиться лишь систематизацией, простым «обобщением» Явлений и их видимой связи, а должна критически проанализировать их, проникнуть в их сущностное содержание. Расхождение, отделение форм проявления от внутреннего содержания, от Сущности, есть результат истории противоречий самой Сущности.

Совпадение, тождество Сущности и Явления достигается лишь через опосредование сущностного содержания, через анализ промежуточных звеньев (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 316). Противоречие Сущности, внутреннего закона и выражающей его теории с Явлением, с видимым положением вещей, разрешается в контексте восхождения от абстрактного к конкретному. При этом предшествующие представления не отбрасываются при формировании нового значения, а сохраняются в критически переосмысленном виде как выражение «поверхности явлений». С этой точки зрения эмпиристски-позитивистская методология есть выражение некритичного отношения к эмпирии, отношения к вещам «как они нам кажутся», а не как они есть на самом деле.

Источник

Словари

1. процесс действия по гл. являть I, являться I 2.

2. Результат такого действия; появление, возникновение чего-либо при каких-либо условиях.

1. процесс действия по гл. являть II, являться II

2. Результат такого действия.

отт. Любое проявление чего-либо.

3. То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт.

отт. Редкостное происшествие; случай.

1. То, что выходит за рамки обычного в какой-либо области человеческого бытия; особое свойство, состояние, положение.

Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии; феномен (в философии).

Морфология: (нет) чего? явле́ния, чему? явле́нию, (вижу) что? явле́ние, чем? явле́нием, о чём? о явле́нии; мн. что? явле́ния, (нет) чего? явле́ний, чему? явле́ниям, (вижу) что? явле́ния, чем? явле́ниями, о чём? о явле́ниях

Явления сердечной недостаточности. | Побочные явления. | Болезненные явления у заразившегося человека обнаруживаются не сразу.

4. Культурным, научным, историческим и т. д. явлением называют талантливых творческих людей, события культурной жизни или какие-либо достижения, открытия в различных областях.

5. В философии явлением называют внешнее выражение сущности вещей, процессов, а также то, как та или иная вещь отражается в чувственном восприятии человека.

Звёздное небо, как и вся Вселенная, есть только представление, явление в нашем сознании.

После явления Ангела шествие Авраама и Исаака продолжается.

1. только ед. Действие по глаг. явить в 1 знач. и явиться во 2 знач. (книжн. устар., церк.). Явление Христа ученикам. Явление мощей (обнаружение).

2. Часть акта или действия, в к-рой состав действующих лиц не меняется (лит., театр.). Действие третье, явление пятое. Действие состоит из пяти явлений.

2. В философии: проявление, выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность.

3. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.

4. Событие, случай. Странное, загадочное я.

5. В пьесе: часть акта, в к-рой состав действующих лиц не меняется.

1) устар., книжн. Приход, прибытие кого-л.; пришествие.

Меж тем Онегина явленье у Лариных произвело на всех большое впечатленье (Пушкин).

2) В пьесе: часть акта, действия, в которой состав действующих лиц не меняется.

— Читает XII явление, значит, скоро конец первого действия (Чехов).

3) Философская категория, отражающая внешние свойства и отношения предмета; форма выражения сущности предмета.

Сущность и явление.

4) Всякое проявление чего-л. (каких-л. сил, процессов и т. п.); то, что происходит в окружающей действительности.

. Супружеская неверность сделалась во всех слоях общества (в крестьянском особенно, благодаря солдатству) самым обычным явлением (Л. Толстой).

де́ло, происше́ствие, слу́чай, эпизо́д

6) О том, что выходит за рамки обычного в какой-л. области человеческого бытия.

. Блок отозвался о «Яри» [Городецкого] как о замечательном явлении русской поэзии того времени (Машинский).

яви́ться, появле́ние, микроявле́ние

Сущность, содержание чего (предметов, процессов) во внешнем выражении, непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.

Осмысление философской категории явления.

1. Всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь.

1. к Яви́ться. Я. в народе гения. Я. на сцену главного героя. * Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье (Пушкин). // Пришествие. Я. Христа.

2. Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется. Действие первое, я. пятое.

3. Филос. Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.

4. Проявление каких-л. сил, процессов и т.п. Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в лёгких.

выделенный в тексте отрывок драматического произведения, на протяжении которого состав действующих на сцене лиц остаётся неизменным.

1. Действие по знач. глаг. явиться.

Меж тем Онегина явленье У Лариных произвело На всех большое впечатленье. Пушкин, Евгений Онегин.

2. Часть акта, действия (в пьесе), в которой состав действующих лиц не меняется.

— Читает XII явление, значит, скоро конец первого действия. Чехов, Драма.

Костромской ослабевал с каждым явлением, и

когда кончился акт, то ему пришлось довольствоваться весьма жидкими аплодисментами. Куприн, Полубог.

Внешнее выражение сущности предметов, процессов; непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии.

4. Всякое проявление чего-л., каких-л. сил, процессов и т. п.

Химические явления. Метеорологические явления. Явления природы. Остаточные явления в легких.

То, что происходит, случается, имеет место в окружающей действительности; событие, факт.

Временное явление. Отрицательное явление действительности.

Быстрый рост городов и промышленных центров породил множество негативных явлений. Кованов, Сердца, отданные людям.

Явление Христа народу. Жарг. мол. Шутл. О приходе нежданных гостей. По названию картины художника А. А. Иванова (1837- 1857 гг.). Максимов, 502.

явле́ние, явле́ния, явле́ний, явле́нию, явле́ниям, явле́нием, явле́ниями, явле́нии, явле́ниях

сущ., кол-во синонимов: 36

случай, событие, феномен, действие; оказательство, даршан, картина, изображение, обнаружение, приход, сцена, реалия, оказание, поветрие, изъявление, проявление, эффект, пришествие, обнаруживание, полье, появление, глория, оказывание, мираж, примета

Syn: случай, событие, феномен, действие

Событие, случай, факт.

О степени распространенности, повторяемости события; о его важности, известности.

Анормальное, банальное, будничное, бытовое, важное, временное, всеобщее, грандиозное, единичное, естественное, жизненное, загадочное, законное, закономерное, заметное, замечательное, заурядное, знаменательное, значительное, интересное, исключительное, историческое, короткое, кратковременное, краткое, крупное, любопытное, массовое, мимолетное, многознаменательное, многозначительное, небывалое, незначительное, неизбежное, неизвестное, необыкновенное, необычное, неожиданное, непонятное, неприметное, непримечательное, неслучайное, неясное, ничтожное, нормальное, общее, общепринятое, обыкновенное, обычное, одиночное, ординарное, отдельное, повальное, повседневное, поразительное, преходящее, примечательное, разительное, реальное, редкое, редкостное (разг.), рядовое, сверхъестественное, своеобразное, серьезное, скоропреходящее, скоротечное, случайное, странное, таинственное, удивительное, устойчивое, феноменальное, хроническое, частное, частое, эпохальное, эпохиальное, экстраординарное.

О положительной оценке.

Благотворное, выдающееся, жизнеутверждающее, здоровое, изумительное, милое, отрадное, полезное, положительное, пользительное (разг.), поучительное, прекрасное, приятное, светлое, славное, утешительное.

Об отрицательной оценке.

Аморальное, антиобщественное, безобразное, безотрадное, болезненное, вредное, горестное, горькое, грозное, грустное, досадное, жестокое, кошмарное, невеселое, нездоровое, ненормальное, неприятное, неутешительное, опасное, отрицательное, патологическое, печальное, позорное, постыдное, прискорбное, противоестественное, скорбное, страшное, темное, тяжелое, тяжкое, угрожающее, ужасное, уродливое, чудовищное. Всюдное, летучее, микроскопическое, смелое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *