Что такое внутренний конфликт в литературе
Литературный конфликт
Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. В последних статьях мы уже подробно разобрали по полочкам все этапы развития литературного произведения (смотрите, например, эту статью). И имеем целостное представление о нём. Тема сегодняшней статьи – литературный конфликт. Литературный конфликт – это очень мощная составляющая любого художественного произведения! Знать об этом начинающему писателю просто необходимо. Итак,
Конфликт в литературном произведении
Как булочка с изюмом обычно вкуснее простой сдобы, так и художественное произведение становится интереснее, когда в его основе лежит литературный конфликт. Вещь это, конечно, необязательная, но уж больно действенная. Особенно, если вы задумали создать нечто драматическое и душераздирающее.
Если заглянуть в перевод слова, то мы увидим нечто, не оставляющее никаких сомнений по поводу сущности конфликта. Он означает не что иное, как столкновение, борьба или даже бой. При этом не стоит понимать всё в буквальном смысле. Конфликтом можно назвать любое соприкосновение, любое противоречие, которое может протекать абсолютно мирно и спокойно. С помощью него отражаются различия между людьми: они по-разному думают, чувствуют, поступают и просто живут. Это вполне естественно, однако чаще всего автору данное различие становится крайне интересно, и он принимается его исследовать.
Классический конфликт – это столкновение доброго и злого начала, тёмного и светлого, красивого и безобразного, возвышенного и низменного, достоинств и пороков, грехов и добродетелей. Именно с помощью конфликтной ситуации автор не просто выстраивает сюжет, но и позволяет ему развиваться, преодолевая различные стадии нарастания.
Без конфликта мир художественного произведения (как и вся наша жизнь) был бы сплошным хаосом: в нём бы громоздились различные люди с их чувствами, переживаниями и взглядами. В нём бы сменялись природные стихии и отражались бы общественные явления. Но все они были бы лишены общего стержня, который и придаёт всему смысл.
Конфликт – это волшебный пластилин, который позволяет установить определённую взаимосвязь между героями и выстроить задуманную композицию. Писатель берёт за основу какое-то противоречие и расставляет своих персонажей вокруг него: кто-то занимает одну позицию, кто-то – другую, а кто-то остаётся нейтральным. В любом случае, они будут относиться к одному и тому же по-разному, что позволит выстраивать определённые сцены и эпизоды, рассматривать проблему со всевозможных сторон и наиболее полно её проанализировать.
Конечно, помимо этого, у конфликта есть и другая функция: он заинтересовывает читателя. Скучно читать статичное повествование, где что-то, если и происходит, то явно без особых волнений и энтузиазма. Нет, хроники, например, заслуживают нашего внимания и бывают весьма любопытны, но… Всем нам в душе хочется яркого, буйного, страстного. Того, чего не даёт нам повседневная жизнь. Нам нравится вместе с героями томиться вопросами и пытаться искать выход из ситуации. Нам нравится ругать одного персонажа, спорить с ним, яростно протестовать его выходкам. И нам нравится соглашаться с другим, чьи мысли совпадают с нашими. Таким образом, конфликтная ситуация играет роль живой воды: она заставляет текст дышать, а читателя – слушать своё учащённое сердцебиение.
Любой конфликт не стоит на месте: он зарождается (из-за непонимания, лжи или чего-то ещё), развивается (сопровождаемый сомнениями, беспокойством, волнениями, сильными эмоциональными переживаниями), достигает наивысшей точки (когда все противоречия обнажаются, а чувства раскалены до предела), а потом идёт на спад (кто-то оказывается прав, а кто-то, как всегда, в стороне). Это позволяет автору выстроить динамичный сюжет с постоянными горками и поворотами, что, в свою очередь, увлекает читателя и создаёт отличный мотив для дальнейшего чтения. И чем острее и болезненнее будет конфликт, тем больше потрясений испытает читатель, а значит, останется вам благодарен. Всё-таки эмоции – это жизнь!
Виды конфликта в литературном произведении
Для того, чтобы правильно выстроить конфликт, следует знать, каким он бывает:
Внутренний конфликт
Если говорить более простым языком, то это борьба человека с самим собой. Мы всю жизнь что-то в себе подавляем, от чего-то бежим и чего-то боимся. Нам приходится выбирать между чувством и долгом, между местью и благородством, между горькой правдой и ложью во благо. Данный конфликт ясно показан у Шекспира в трагедии «Гамлет». Этот вечный вопрос: «Быть или не быть»…
Личностный конфликт
Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль… Одним словом, это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.
Внеличностный конфликт
Наиболее трудное и запутанное понятие. Здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.
Считается, что для создания увлекательного чтива, необходимо развивать конфликт всех трёх видов. Здесь должен быть герой с внутренними противоречиями, у него должен быть явный противник мысли и поступков, а также ему необходимы случайные прохожие, которые будут чинить неприятность и играть роль барьера в сложной и упорной работе над собой и своей жизнью.
Тип конфликта в литературном произведении
Существует и такая категория, как «тип конфликта». Тут нет никакой однозначности, поэтому чаще всего выделяют лишь главные: любовный, философский, психологический, социально-бытовой, символический, военный и религиозный. Думаю, тут не следует особо распространяться, так как и так всё понятно. Единственное, что следует помнить, так это о возможности вписывать в произведение конфликты различных типов. Наравне с любовным конфликтом может отлично соседствовать социально-бытовой, религиозный и философский. Сильно увлекаться ими, безусловно, не стоит, но вот 2-3 конфликта, хорошо прописанных и обработанных, явно могут сослужить автору добрую службу: читателю явно будет интересно смотреть за вашими коллизиями, которые развиваются в различных направлениях. Пишите под девизом: «Долой скуку» и «Да здравствует фантазия и мастерство». Будьте уверены, что у вас всё получится, если вы того захотите! Чем объёмнее ваш труд, тем больше конфликтов необходимо включать, дабы ни на секунду не отпускать читателя от своего рассказа.
А для того, чтобы сформировать у себя определённые умения и набраться опыта, читайте и перечитывайте добрую классику. Пушкин, Достоевский, Гоголь, Сервантес, Шекспир… Нет того имени в литературе, которое бы не привнесло в вашу жизнь начинающего литератора что-то новое и полезное. Читайте, исследуйте, пробуйте, и тогда ваш читатель обязательно будет с вами. Успехов!
Новости
1. Победительница нашего “Международного конкурса одного стихотворения – 2014″ Людмила Клочко – упоминает о нас, читает своё конкурсное стихотворение: https://youtu.be/w5VPa41DxoA?t=559
Кстати, вот, её полное интервью на белорусском TV:
Зарисовка (часть 6): внутренние конфликты героя
Литературный конфликт мощный инструмент в руках опытного писателя, как основа любого художественного произведения, имеющего выраженную сюжетную линию.
Что это такое?
При этом к конфликтам относят любое, даже мирное соприкосновение и противоречие между героями. Ведь в реальной жизни все люди чувствуют, думают, поступают по-разному. Поэтому при их взаимодействии могут возникать конфликтные ситуации, что вполне естественно. И как только автору становятся интересны те или иные взаимоотношения, он принимается их исследовать через литературное отображение.
В классическом понимании – это столкновение света и тьмы, добра и зла, достоинств и пороков, добродетелей и греха. Ярких примеров в литературе множество! Например, «Властелин колец» основан на противостоянии добра и зла.
Классификация
Конфликты в литературе делятся на три вида:
Чаще всего авторы сочетают в одном произведении несколько видов конфликта, чтобы придать истории достоверность, объем и глубину.
Использование в зарисовке
О зарисовках мы уже говорили ранее (им посвящено несколько отдельных статей):
Внутренний конфликт в литературе – это отображение незримой и сложной борьбы внутри героя, в которой участвует разум, чувства, душа, совесть. Герой чего-то хочет, на его пути вырастают препятствия — он вынужден делать внутренний выбор.
Яркий пример из классики: письмо Татьяны Лариной Евгению Онегину, продиктованное чувством любви и противоречащее понятию дворянской чести.
Особенности
Конфликт внутри героя почти всегда приносит отрицательный опыт. Это обусловлено длительным противостоянием целей, эмоций, желаний, убеждений — то есть, структур внутреннего мира.
Персонаж находится в эмоциональном состоянии, плохо контролирует свое поведение, часто неспособен принять правильное решение. Меняется его отношение к другим людям. Мысленная борьба сопровождается разочарованием, сильным беспокойством и другими далеко не положительными эмоциями. В психологии такое состояние известно, как «когнитивный диссонанс».
Что может быть в зарисовке?
В зарисовке можно отобразить:
Все это показывается тезисно, штрихами, несколькими абзацами. Задача автора — задать внутренний конфликт героя, который станет основой сюжета.
Деструктив и конструктив
Следует отметить, что итог у внутренней борьбы героя может быть разным (все зависит от ее причин и характера).
Позитив (конструктив) – это формирование или приобретение полезных качеств : сильного характера, психической устойчивости, самостоятельности, решимости, самоотверженности. Например, борьба с вредной привычкой требует отказаться от личных желаний в пользу блага других людей.
Практика
Чтобы столкнуть в сознании героя две разные системы ценностей, автору необходимо:
Что такое внутренний конфликт в литературе
Это довольно распространённый вид конфронтации. Он встречается и в исторических книгах, и в произведениях детективного жанра, и в фэнтези, и в любовных романах.
Ярким примером межличностного конфликта в литературе служит несовпадение взглядов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Оно возникает на идеологической почве.
Социальные
Порой и такой конфликт произведению необходим для раскрытия замысла автора. Образ человека, который противопоставляет себя обществу, во все времена был популярен у писателей. Его выбор позволяет изобразить в истории сильную личность, охваченную противоречиями, бурными страстями.
К противостоянию «человек-общество» нередко обращаются авторы, работающие в направлении Young Adult. Наглядное тому подтверждение – произведение «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера.
Человек против природы
Человек против судьбы
Виды сюжетного конфликта
Локальный преходящий сюжет
Локальный преходящий сюжет предусматривает, что конфликт имеет своё начало и разрешение в рамках конкретного произведения. Его отличительные черты подробно описаны в литературоведении. Локальный превосходящий сюжет восходит к исторически ранней словесности. Он является традиционным, архетипическим.
Начало исследованию этого понятия положил В. Я. Пропп (в своей работе «Морфология (волшебной) сказки». Это произошло в 20-х годах минувшего века.
По словам Проппа, выделяют три части волшебной сказки:
Устойчивое конфликтное положение
Примеры конфликтов в литературе
Роль конфликта в литературе (как зарубежной, так и отечественной) очень велика. Каждая из противоборствующих сторон должна иметь чёткую, ясную цель, которая остаётся неизменной в ходе повествования. Герои следуют ей, даже когда автор бросает действующих лиц книги в самое пекло страстей.
Противоборствующие стороны непременно должны вносить свою лепту в развитие сюжета. К примеру, одни персонажи раздражают читателя своими диковатыми поступками, не поддающимися никакой логике. Их противники, напротив, отличаются рассудительностью, последовательностью в действиях. Вместе с тем поступки литературных героев преследуют одну общую задачу – придание сюжету остроты и оригинальности.
Русская литература
В раннем произведении Ф. М. Достоевского «Бедные люди» имеет место социально-бытовой конфликт. Столкнувшийся с нищетой Макар Девушкин пытается помочь Варваре – такому же обделённому жизнью существу, как и он сам. Но в итоге герой оказывается не в состоянии помочь девушке. Он, напротив, вгоняет себя в ещё более бедственное положение. Суть конфликта этого произведения – столкновение добрых намерений Макара с социальной несправедливостью.
В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова разворачивается борьба между добром и злом. Удалого купца ждёт незавидная судьба. Калашникова казнят за победу над Кирибеевичем. Острый конфликт делает это эпическое произведение интересным для читателя и в наши дни.
Существует и ролевой конфликт. Рассмотрим его на примере другого художественного текста Ф. М. Достоевского – романа «Преступление и наказание». Родион Раскольников чётко обозначил для себя роли людей в обществе (разделив их «право имеющих» и «тварей дрожащих»). Сам герой относил себя к первой группе. Но после убийства старухи-процентщицы Раскольников обнаруживает несовершенство собственной ролевой модели. Ведь вместо ощущения себя «право имеющим» Родион испытывает душевное смятение.
Определение конфликта предусматривает и противостояние мировоззрений. Роман «Братья Карамазовы» — произведение с подобной проблематикой. Герои книги оказываются вовлечёнными в философский конфликт. Они ведут споры о человеческой сущности, боге, политике. При этом особенности мировосприятия персонажей кардинально отличаются.
Идейный конфликт близок к философскому. К нему активно прибегали русские прозаики конца XIX – начала XX века (для более полного описания предреволюционных годов). В рассказе «Песнь о соколе» М. Горький аллегорически противопоставляет революционера и мещанина. Этим героям не суждено понять друг друга. Ведь стихия одного из них – свобода, неведомая другому.
Зарубежная литература
Психологический конфликт часто использовался в литературе романтизма. Он востребован и современном интеллектуальном романе. К примеру, консьержка из произведения «Элегантность ёжика» Барбери Мюриэль ведёт двойную жизнь. У этой женщины тонкий художественный вкус и развитый ум. Но она предпочитает придерживаться грубоватого, простого образа недалёкой женщины (так как героиня бросила учиться в школе в 12 лет и всю жизнь занималась низкоквалицированным трудом).
В одном произведении может быть несколько типов конфликтов. Вместе с тем в писательском деле очень важно чувство меры, соответствие ожиданиям читателей. Поэтому начинающему автору стоит воспользоваться услугой литературного редактирования. Она доступна и на платформе «ЛитРес. Самиздат». Помощь опытного профессионального редактора увеличивает шансы на успех произведения у широкого круга читателей.
Итоговое сочинение: Что такое внутренний конфликт?
Литеровед предлагает вашему вниманию итоговые сочинения на тему «Что такое внутренний конфликт?», которые рассматривают проблему на примере произведений А. Н. Островского и Ф. М. Достоевского.
Вариант 1
Люди имеют разные взгляды, идеалы, ценности. Их несоответствие становится причинами межличностных конфликтов. Такие конфликты решаются выяснением отношений. В некоторых случаях человек просто перестает общаться с теми, кто ему несимпатичен. Гораздо страшнее, когда он вступает в противоречие с самим собой. Его цели, убеждения и ценности взаимоисключают друг друга. Личность попадает в тупик, не может принять правильное решение. От себя нельзя уйти, это провоцирует рост эмоционального напряжения. Человеку становится все сложнее ориентироваться в окружающей действительности. Внутренние конфликты отличаются тем, что решить их может только сам человек. Конечно, близкие оказывают поддержку, но никто не может разрешить душевных противоречий другой личности. В народе говорят: «Чужая душа потемки». Иногда такие конфликты заканчиваются трагически. Попытаюсь доказать эти суждения примерами из художественной литературы.
Другим не менее показательным примером является главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Он создал философскую теорию, согласно которой все люди делились на два разряда: «»твари дрожащие» и «право имеющие». Первые не заслуживают никакого внимания, так как являются исполнителями чужой воли. А вот вторые вершат историю, они двигают человечество вперед по пути развития. Раскольников решил, что он «право имеет» преступать через кровь на пути к благородной цели. Он разрешает себе убивать вредных, никому не нужных людей. К таким, по его мнению, относится Алена Ивановна, принимающая вещи под залог. На ее деньги герой собирался совершить множество добрых дел. Совершив преступление, Раскольников понимает, что он не смог справиться с мучениями совести. Его теория вступает в противоречие с его эмоциями. Преодолеть внутренний конфликт герою помогают разговоры с Соней. Ее любовь, терпение и человеколюбие ведут его к признанию своего греха и раскаянию. Осознав свою проблему, Раскольников смог прийти к разрешению внутренних противоречий и новой жизни.
Подводя итог, можно сказать, что внутренние конфликты имеют разные исходы. Если рядом находится человек, который может понять и поддержать, то человек находит выход. Одиночество усугубляет внутренние противоречия.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» находятся в разделе «Банк аргументов». Обратившись к ним, вы сможете найти новые мысли, идеи и написать свои работы на «отлично».
Как устроены истории в кино: Пример Беззубика и уроки Малефисенты
Продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». В последних статьях мы уже подробно разобрали по полочкам все этапы развития литературного произведения (смотрите, например, эту статью). И имеем целостное представление о нём. Тема сегодняшней статьи — литературный конфликт. Литературный конфликт — это очень мощная составляющая любого художественного произведения! Знать об этом начинающему писателю просто необходимо. Итак,
Конфликт
Это база любой истории, без конфликта история просто не получится. Само слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus», что в переводе означает «столкновение, борьба». Конфликт — это столкновение персонажей, сил, образов. Очень важно обратить внимание на последнее слово — «образов». Есть фильмы, в которых конкретных персонажей нет, а конфликт все равно есть. Например, старый немой фильм немецкого режиссера Вальтера Рут (1921).
Это самое настоящее абстрактное кино, и конфликт в нем — столкновение фигур, форм, цветов, размеров, видов движения. Есть ли конфликт в знаменитом «Черном квадрате» Малевича? Да, конечно, столкновение черного и белого, фигуры и фона, большого и маленького.
Но если мы решим делать не абстрактный фильм, а фильм с историей, у которой есть начало, середина и конец, то нужно придумать стержень, вокруг которого будет закручен конфликт. И этот стержень называется протагонист.
Причины возникновения
Чаще всего причиной межличностных конфликтов является пересечение интересов одного индивида с интересами другого. Наиболее распространенная ситуация: одному человеку в автобусе жарко, он пытается открыть окно, но другому ветер из окна сильно дует, и происходит конфликт между личностями.
Конечно, можно сразу пресечь эту ситуацию, если бы люди могли слушать друг друга и идти на компромисс. К примеру, попросить кого-нибудь пересесть, все сделать спокойно без взаимных обвинений.
К сожалению, довольно трудно признать себя виноватым, легче всего обвинять кого-то.
Люди часто конфликтуют из-за ресурсов, когда не хватает на всех.
Когда люди оказываются в тяжелых условиях (недостаток ресурсов для жизни), они могут опуститься до уровня дикарей.
В повседневной среде недостаток чего-либо тоже часто проявляется. К примеру, на престижной работе существует конкурс в несколько человек на место. Очень вероятно, что возникнет конфликт на этой почве.
Также причиной конфликта становится человеческая нетерпимость: к чужому мнению (даже если оно лично никого не касается), внешнему виду или поведению. Один человек может быть достаточно активным в общении, другим людям это неприемлемо.
Различия в культурных ценностях тоже провоцируют конфликты. Особенно часто это встречается в семьях, где ценности одного поколения расходятся с ценностями другого.
На работе часто люди конфликтуют из-за различия в положении в обществе. Начальник может приказать выполнять то, что по мнению работника, является неправильным.
Если у двух работников разные представления о цели коллектива, будет конфликт на бытовой почве, ведь каждый видит свой путь к цели.
О причинах возникновения межличностных конфликтов в этом видео:
О типах темперамента и их психологической характеристике читайте здесь.
Протагонист
Если сильно упрощать, то протагонист — примерно то же самое, кого мы привыкли называть героем. Или главным героем. Или главным действующим лицом. Почему же не подходит выражение «главное действующее лицо»? Да потому, что есть случаи, когда протагонист бездействует. Как, например, Золушка. Трудолюбивая в сюжете сказки, она страшно ленива как элемент сюжета. За нее историю толкают другие персонажи — мачеха, фея, король, принц. Она лишь реагирует на их действия, но фактически не действует сама. Золушка — типичная пассивная протагонистка.
«Золушка»
А почему не используют термин «герой»? Его используют, но в обыденной речи, для краткости и простоты, обязательно имея в виду, что «герой» — очень условный термин. «Герой» в переводе с древнегреческого означает «доблестный муж, предводитель», тот, кто ведет за собой, спасает мир, может быть, даже жертвует собой. Например, Иккинг в мультфильме «Как приручить дракона» (2010) — самый настоящий герой, готовый пожертвовать жизнью ради друзей и соплеменников. Но разве во всех историях есть герой? В сказках почти везде есть герой и есть злодей. А во взрослых и сложных историях не всегда. Бывает, что в центре сюжета оказывается нехороший персонаж, может быть, даже убийца и психопат — например, в «Джокере» Тодда Филлипса.
Таких протагонистов называют антигероями. К антигероям можно отнести Малефисенту из одноименного фильма 2014 года и Дарта Вейдера из второй трилогии «Звездных войн». Их авторы, как и Тодд Филлипс, взяли злодеев из классических историй — легендарного диснеевского мультфильма «Спящая красавица» и первой трилогии «Звездных войн» — и поставили их в центр своей. Зачем? Чтобы выяснить, как Энакин Скайуокер превратился в чудовищного Дарта Вейдера, а добрая фея Малефисента стала злой колдуньей.
Итак, герой и антигерой — это две функции протагониста. Протагонист — термин безоценочный. С древнегреческого языка это слово переводится как «первый в состязании», то есть перед нами персонаж, который на вопрос «Чья это история?» отвечает «Моя!». Именно его судьба поставлена в центр сюжета. И он может быть как активным, так и пассивным, как героем, так и антигероем. Кстати, есть еще один вариант — негероический герой, то есть самый обыкновенный персонаж, не совершающий никаких подвигов и не делающий никому зла. Как та же Золушка.
Но одного протагониста, для того чтобы конфликт закрутился, мало. Нужна цель.
Определение понятия
В большинстве случаев людям интуитивно понятно, о чем идет речь, когда заходит разговор о некоем идейном столкновении в той или иной книге. Конфликт в литературе — это противостояние характеров героев с внешней действительностью. Борьба в вымышленном мире может продолжаться длительное время и обязательно приводит к изменению способа героя смотреть на окружающую реальность. Такое напряжение может сформироваться внутри самого персонажа и быть направлено на собственную личность. Развитие подобного хода происходит очень часто. И тогда говорят о внутреннем конфликте, то есть борьбе с самим собой.
Это очень конкретная вещь, к которой протагонист стремится. Например, предмет, некое сокровище (золотое руно в мифе об аргонавтах, священный Грааль в «Индиане Джонсе» или «Коде да Винчи», крестраж в истории про Гарри Поттера, Камни Бесконечности в финальных «Мстителях»).
«Как приручить дракона»
Но что мешает протагонисту дойти до цели? Препятствия. А кто расставляет препятствия? Вторая сила в конфликте. Так и хочется написать — злодей. Но мы только что выяснили, что герой и злодей — упрощенные категории, которые работают только в детских сказках. В кино тот, кто мешает протагонисту достичь цели, называется антагонистом.
«Идиот»
Данное произведение — одно из самых известных у Ф. М. Достоевского. В «Идиоте» изображен идейный конфликт. Князь Мышкин сильно отличается от общества, в котором ему приходится находиться. Он немногословен, обладает крайней чувствительностью, отчего остро переживает любые события.
Остальные персонажи противопоставлены ему своим поведением и взглядами на жизнь. Ценности князя Мышкина базируются на христианском понимании добра и зла, на его стремлении помогать людям.
Антагонист
И это вновь безоценочный термин. В переводе с древнегреческого — просто «соперник, противник», который может быть как отрицательным, так и положительным.
В истории Малефисенты антагонист — король Стефан, он делает все, чтобы уйти от наказания, и пытается защитить свою дочь Аврору от проклятия Малефисенты.
«Как приручить дракона»
Однако фильм — это динамичная система, в ней постоянно что-то происходит, но, главное, меняется баланс сил между протагонистом и антагонистом. За этот баланс отвечает структура истории.
«Обломов»
Другое незабываемое произведение русской классической литературы, которое достойно того, чтобы о нем говорить. В «Обломове» показана уединенная жизнь одного помещика, который в свое время решил отказаться от службы в департаменте и посвятить свою жизнь уединению. Сам персонаж достаточно интересный. Он не хочет жить по шаблону, навязанному обществом, и в то же время не находит сил для того, чтобы бороться. Пребывание в бездействии и апатии еще больше подтачивает его изнутри. Конфликт героя с внешним миром проявляется в том, что он не видит смысла жить так, как большинство людей: ежедневно ездить на службу, выполнять бессмысленные на его взгляд действия.
Пассивный образ жизни является его защитной реакцией против непонятного окружающего мира. В книге показан конфликт идейного плана, поскольку он базируется на понимании сущности и смысла человеческого существования. Илья Ильич не чувствует в себе сил для того, чтобы изменить свою жизнь.
Структура
Сюжет всегда можно разделить на несколько глав, этапов. Это и есть структура истории. Разные теоретики кинодраматургии по-разному дробят фильм на элементы: три акта, восемь эпизодов (секвенций), 12 шагов, 22 бита (пункта истории).
Мы познакомимся с концепцией Майкла Хейга, который выявляет шесть ступеней в развитии сюжета и пять поворотных точек между ними.
1. Первая ступень — это экспозиция, то есть представление персонажей и мира, в котором происходит действие истории. Происходит оно прямо перед началом конфликта между протагонистом и антагонистом. В «Малефисенте» экспозиция — это детство феи, ее знакомство со Стефаном, их влюбленность. В «Как приручить дракона» экспозиция более динамична — это нападение драконов на остров викингов, которое заканчивается тем, что Иккинг вступает в бой и сбивает дракона.
2. После завязки начинается вторая ступень — новая ситуация. Это усложнение конфликта: протагонист придумывает план А для достижения цели. Малефисента превращает ворона в своего слугу, который должен стать ее крыльями. Так она хоть как-то сможет вернуть то, что украл у нее Стефан, и быть в курсе людских дел. Иккинг понимает, что викинги правы: он не может убивать драконов, однако теперь отец меняет свое решение и отправляет Иккинга в школу драконоборцев.
«Как приручить дракона»
План А приводит протагониста ко второй поворотной точке — она называется изменение планов (это примерно первая четверть истории). Фактически это крушение плана А. Малефисента понимает, что ворон Диаваль хоть и помогает ей, но не может уменьшить боль, причиненную предательством Стефана. Узнав о рождении Авроры, Малефисента решает сделать девочку инструментом мести Стефану и насылает на нее проклятие. Иккинг не может достучаться до отца — он больше не хочет убивать драконов, но теперь вынужден этому учиться.
«Как приручить дракона»
Для Малефисенты план B — ждать и наблюдать за Авророй, чтобы ничто не помешало проклятию сбыться. И невольно она становится лучшей нянькой, чем нанятые Стефаном феи. В отличие от них, Малефисента всегда рядом и всегда готова, будучи невидимой, отвести беду.
В середине фильма происходит слом истории. Это третья поворотная точка — точка невозврата: протагонист не может выйти из игры и отмотать события до той точки, когда конфликт еще не начался. Для Малефисенты это момент, когда Аврора накануне 16-летия переходит границу миров и оказывается в волшебном лесу; колдунья и девушка знакомятся, и Малефисента наконец понимает, что Аврора стала для нее близким человеком, который, конечно, не заслуживает того страшного проклятия.
В истории Иккинга точка невозврата — объявление решения старейшины о том, что на экзамене пройдет единоборство Иккинга с драконом. То, чего он так хотел в экспозиции, теперь для него немыслимо. План А и план B вступили в неразрешимое противоречие.
«Как приручить дракона»
4. Четвертая ступень в развитии конфликта — усложнение и повышение ставок. У Иккинга план B трещит по швам, он должен принять какое-то решение и во время полета с Беззубиком видит гнездо мегадракона — подлинного врага и драконов, и людей. Правда, пока не понимает, что делать дальше.
«Как приручить дракона»
Малефисента безуспешно пытается отменить проклятие и, что называется, подстелить соломки — сделать все, чтобы как можно быстрее снять проклятие, когда Аврора уснет беспробудным сном. Заезжий принц вселяет в нее надежду, но тут история подходит к четвертой поворотной точке, которую Хейг назвал большой неудачей, и это крах плана B (примерно три четверти истории). Аврора находит веретено, проливается капля крови, девушка засыпает, принц ее целует, но ничего не происходит, потому что спасти Аврору может лишь поцелуй истинной любви — любви, в которой Малефисента разочаровалась и которой, как она убеждена, не существует.
Иккинг в точке большой неудачи проваливает экзамен, Беззубика запирают, отец произносит страшные слова «ты не викинг, ты не сын, ты не с нами».
5. Чтобы приблизиться к цели, протагонисту нужно совершить последний рывок. Именно так называется предпоследняя, пятая ступень. Протагонист вынужден собирать все силы в кулак, совершать сверхусилие и придумывать план С — самое сложное и решительное действие, к которому он не был готов в начале истории и готов только сейчас, после стольких потерь и поражений. Малефисента в отчаянии целует Аврору, и именно этот поцелуй оказывается поцелуем истинной любви — материнской. Аврора спасена, но сама Малефисента угодила в ловушку короля Стефана. План С — это единоборство со Стефаном. Именно сейчас Малефисента возвращается к своей подлинной цели — отомстить Стефану в честном поединке, не прикрываясь ни в чем не повинной Авророй.
«Как приручить дракона»
План С приводит к последней, пятой поворотной точке (вторая половина последней четверти истории) — кульминации, то есть решающей схватке, от которой зависит исход конфликта. В обеих историях это единоборство — Малефисенты со Стефаном, Иккинга с мегадраконом.
«Как приручить дракона»
В истории Малефисенты и Авроры финал тоже строится на разрушении границы между мирами и объединении государств. Малефисента также допустила чудовищную ошибку, отдавшись своим эмоциям. И с большим трудом смогла ее исправить, соединив в себе сразу двух персонажей — и злодея, и героя.
Сценаристы обоих фильмов переосмысляют старые истории — сказку о Спящей красавице и драконоборческий миф. Как древние мифы работают в новых сюжетах, зачем их до сих пор регулярно включают в фильмы и почему зритель далеко не всегда может их распознать — об этом речь пойдет в следующем материале.
«Анна Каренина»
Величайший памятник русской литературы, который не теряет своей актуальности и в наши дни. Сюжет «Анны Карениной» знают практически все. Но не всякий человек может с ходу определить, в чем заключены основные переживания героини. Задумавшись над тем, что такое конфликт в литературе, можно вспомнить это замечательное произведение.
В «Анне Карениной» показан двоякий конфликт. Именно он не дает главной героине прийти в себя и взглянуть иначе на обстоятельства собственной жизни. На первом плане изображен конфликт внешний: неприятие обществом отношений на стороне. Именно он отдаляет героиню от людей (друзей и знакомых), с которыми раньше так легко было взаимодействовать. Но кроме него еще имеется внутренний конфликт: Анна буквально раздавлена этой непосильной ношей, которую ей приходится нести. Она страдает от разлуки с сыном Сережей, не имеет права забрать ребенка с собой в новую жизнь с Вронским. Все эти переживания создают в душе героини сильное напряжение, от которого она не может освободиться.