Что такое внутренняя и внешняя торговля

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Так устроен человек, что его жизнь напрямую зависит от жизни общества. Люди ежедневно взаимодействуют друг с другом, выстраивают взаимовыгодные социальные отношения. Одним из самых значимых видов социальных отношений являются отношения экономические, важную роль в которых играет торговля. Торговля – это область экономики, в которой происходит обмен товаров на деньги, взаимовыгодное взаимодействие производителя с потребителем.

Как возникла торговля, ее историческое развитие

В древности люди самостоятельно удовлетворяли свои потребности, потребляли исключительно то, что добывали собственным трудом. Однако, в процессе эволюции, в первобытных общинах сложилось разделение труда – специализация людей на занятиях определенными видами трудовой деятельности. Это привело к появлению первой исторической формы торговли – натуральному обмену.

Так люди стали обмениваться равноценными продуктами питания или вещами. Чаще всего предметами товарно-натурального обмена становились шкуры убитых на охоте зверей, наконечники копий, примитивные орудия труда. Натуральный обмен продуктами и предметами был не слишком удобен, не всегда был равноценен и требовал значительного времени. Чтобы упростить и ускорить натуральный обмен люди стали использовать различные эквиваленты денег – ракушки, скот, зерно, драгоценные металлы.

С появлением денег – используемых в процессе купли-продажи единиц расчета, произошел скачок в развитии торговли. Наиболее активно торговля развивалась в таких государствах Древнего мира как Междуречье, Египет, Персия, Индия, Китай. Самыми ценными товарами считались золотые и серебряные изделия, рабы, драгоценные камни, специи, высококачественные ткани. В особой цене были редкие товары, привезенные из дальних стран, поэтому торговцы отправлялись в далекие путешествия ради возможности обогатиться. При этом развитие международной торговли происходило очень медленно, несовершенные виды транспорта и отсутствие дорог сильно растягивали во времени далекие путешествия. По дороге торговца ожидало множество опасностей, морские суда, караваны верблюдов, торговые повозки часто становились лакомой добычей для пиратов и грабителей.

В эпоху Средневековья развитие торговли приостановилось, из-за перехода общества на натуральный обмен и аграрно-сырьевой характер хозяйства. Лишь изредка в густонаселенных городах (таких как Антверпен, Женева, Лион, Брюгге) проходили ярмарки [1] . Эпоха Нового времени, с ее Великими географическими открытиями возродила развитие мировой торговли, которая достигла предела своих возможностей в начале 19 века, с появлением новых видов транспорта и конвейерного производства [2] . В современное время благодаря развитию промышленности, появлению новых технологий создается огромное количество товаров, которые гораздо сложнее реализовать, чем 100-200 лет назад.

Основу экономики составляет производство и потребление социумом разнообразных товаров и услуг. Товар – это любая материальная вещь, создаваемая в процессе трудовой деятельности для дальнейшей продажи или обмена. Услуга – это нематериальный товар, создаваемый с целью извлечения прибыли, удовлетворяющий определенную потребность населения.

Другим важным свойством товара является меновая стоимость – это цена товара, которая отражает его ценность, количество затраченного времени на производство. Оценка качества товара не всегда объективна, часто цена на товары завышается из-за известной марки производителя, высокого спроса на данный вид продукции.

Спрос – это желание и реальная возможность потребителей приобрести определенный вид продукции. Спрос напрямую зависит от потребительской стоимости и цены товаров, то есть продукция должна быть востребована покупателям и доступна для их уровня доходов. Если товар стоит недорого, доступен потребителям, но не востребован, спрос будет низким. Высоко востребованный, полезный для потребителей, но очень дорогой товар так же будет пользоваться невысоким спросом.

Виды торговли: оптовая и розничная

В современное время торговлю принято подразделять на следующие виды: розничную и оптовую, магазинную и разносную, внутреннюю и внешнюю. Розничная торговля – это реализация единичных товаров покупателям, приобретающим продукцию для личных целей, собственного потребления.Стоимость продукции приобретенной в розницу значительно выше, чем цена товаров купленных большими партиями. Предприятия розничной торговли могут продавать специализированный вид товара или предлагать полный ассортимент разнообразной продукции.

Пример. Магазин розничной торговли может реализовывать исключительно шампуни и кондиционеры для волос, а может продавать все виды косметики, одежду, колготки, перчатки, женские и мужские духи.

Виды розничной торговли:

Наряду с розничной, существует также оптовая торговля – продажа крупных партий товаров розничным продавцам, которые приобретают продукцию не для собственного потребления, а для ее перепродажи конечному потребителю. Центрами оптовой торговли являются оптовые базы, которые предназначены для хранения огромных объемов самой разнообразной продукции.

Товары, приобретенные оптом (в большом количестве) стоят намного дешевле, нежели продукция купленная в розницу. Обычно такое количество не востребовано стандартному покупателю, поэтому главными участниками оптовой торговли являются в основном производители и розничные продавцы.

Внешняя и внутренняя торговля

В зависимости от того, продается продукция внутри государства или за его пределами, выделяют внутреннюю и внешнюю торговлю. В настоящее время, в каждой стране одновременно существуют оба этих вида торговли, в то время как в прошлом государства могли развивать только внутреннюю, и практически не участвовать во внешнеторговой деятельности.

Внутренняя торговля – это хозяйственная отрасль в экономике, которая осуществляет продажу продукции на внутреннем рынке (в пределах собственной страны). Благодаря развитию внутренней торговли повышается благосостояние государства, прогрессирует отечественная промышленность, укрепляется национальная валюта (денежная единица) страны. Так как во внутренней торговле не нужно платить пошлины (налоги) за перевоз товаров через границу, цены на отечественную продукцию существенно дешевле, что выгодно покупателям.

Международная внешняя торговля заключается в обмене товарами между различными государствами. Ее особенностью является необходимость провозить товары через границы, уплачивать за это налоги, получать специальные разрешения. Если отечественные товары, произведенные внутри государства,вывозят в другую страну, осуществляется экспорт во внешней торговле. Ввоз зарубежной продукции, и ее реализация на территории собственного государства называется импортом.

Реклама: от истории возникновения до современности

Еще с давних времен люди заметили, что распространение сведений о высоком качестве и преимуществах товара способно значительно увеличить его продажи. Распространение такой информации получило название реклама, произошедшее от латинского слова reclamo – выкрикивать.

История возникновения рекламы берет начало задолго до появления письменности, древние люди устно передавали информацию о наличии того или иного товара, который они хотели бы обменять или продать. С изобретением и освоением письменности получила развитие наружная реклама, которая представляла собой различные вывески, надписи, иллюстрации продукции на стенах лавок, таверн, мастерских.

В современное время произошло небывалое развитие рынка рекламы, видео ролики заполнили интернет и телевидение, улицы поменяли свой облик из-за огромного количества билбордов (рекламных щитов), газеты заполнились разнообразными видами объявлений.

Кредиты как двигатель торговли

В первой половине 20 века с развитием массового производства товаров, объемы выпускаемой для продажи продукции увеличились в сотни и тысячи раз. В большинстве стран мира возникла проблема со сбытом производимой продукции, что мешало развитию внутренней и международной торговли.

Чтобы разрешить эту проблему активно использовалась реклама. Но, даже зная о превосходных качествах товара и желая его купить, многие покупатели не имели для этого достаточного количества денежных средств. Разрешить возникшее противоречие помогла торговля в кредит. Кредит – это долговое обязательство, которое берет на себя человек, получая деньги или товар, за которые он рассчитается в будущем, доплатив к сумме займа проценты.

Таким образом,люди стали приобретать товары с обещанием заплатить за них позже, другие брали кредит наличными деньгами, чтобы купить дорогую покупку. Кредит позволил сотням тысяч людей приобрети дома и квартиры, автомобили и мебель, которые им были не по карману. Несмотря на то, что условия кредита зачастую не были выгодны покупателям, им полюбилась такая система сделки: «Бери сейчас-плати потом».

Словарь

1. Конвейерное производство –автоматизированное производство товаров, при которомпроизводственный процесс разбит на отдельные, связанные между собой мелкие операции, благодаря чему значительно увеличивается скорость и объемы производства.

Источник

Процесс обмена товаров на деньги и другие блага сопровождает человека почти всю его историю. Несмотря на такую древность, формы и функции торговли остаются неизменными уже длительное время, хотя технический прогресс вносит свою лепту в модернизацию этого процесса.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Понятие

Движение товаров от производителя к потребителю не может обходиться без посредника, каковым и выступает торговля, виды и функции которой образуются в результате формирования рынков и разделения труда. В самом общем виде можно определить это понятие как сферу человеческой деятельности, обеспечивающую товарооборот, перемещение из сферы производства в сферу потребления.

Для бизнеса торговля – это один из наиболее выгодных способов получения прибыли за счет удовлетворения потребностей покупателей при помощи товаров. Еще данное понятие обозначает сферу деятельности, которая обеспечивает рост экономики за счет растущего спроса и покупательской способности населения.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Как все начиналось

Торговля – это один из древнейших видов деятельности человека. Она возникла еще в каменном веке, когда у человека появились излишки благ и предметы для обмена. Тогда существовала простейшая форма торговли – бартер. Позже появляются различные эквиваленты денег: жемчужины, камни, шкурки зверей. Тогда торговля приобретает традиционные формы. Первые предприниматели появляются на Древнем Востоке в 3 тыс. до н.э., когда устанавливаются внешние торговые связи между государствами.

Торговля как сфера деятельности формируется вместе с разделением труда, происходит дифференциация людей по роду занятий, складывается класс торговцев и купцов. Объектами торговли выступали самые разные блага: от рабов до предметов роскоши. Профессиональные продавцы появляются во 2 тысячелетии до н.э.

Именно торговля становится целью больших географических открытий и путешествий. Благодаря ей люди накапливают богатства, происходит социальная эволюция, которая и привела мир к современному состоянию.

Торговля, виды, функции, значение которой продолжают интересовать исследователей и экономистов, сегодня приобретает все более совершенные формы. Она идет в ногу с технологиями и современными требованиями рынка и потребителя, продолжая влиять на мироустройство. Сегодня она становится особым социальным институтом со множеством разнообразных функций.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Экономические и социальные функции

С экономической точки зрения торговля – это главное связующее звено между производителем и потребителем, в чем и заключается ее главная функция. Кроме того, она обеспечивает движение денег и рост экономики, поэтому внимание экономистов к ней так велико. Также торговля выполняет следующие социальные функции:

— Организационно-распределительная. Она способствует концентрации и распределению ресурсов у различных социальных групп.

— Интегративная. Торговля объединяет людей в группы по интересам.

— Коммуникативная. Она выступает средством общения между производителем и покупателем.

Значимость торговли для современного общества трудно переоценить. Именно она является одним из условий стабильности существования цивилизации. Торговля стимулирует производство товаров, поддерживает баланс между спросом и предложением, обеспечивает реализацию функций маркетинга. Не напрасно в условиях кризиса все внимание экспертов приковано к показателям по разным видам торговли.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Основные формы

Сегодня торговля – это разнообразные формы обмена товара на деньги. Специалисты выделяют внешнюю (или международную) и внутреннюю. Внешняя торговля, в свою очередь, представлена в виде импорта, экспорта и транзита товаров. Для регуляции производства товаров в стране внешняя торговля чрезвычайно важна, она позволяет восполнить дефицит недостающих продуктов на рынке. Внутренняя торговля обеспечивает движение товара внутри страны, является важной частью внутреннего валового продукта.

Также выделяются такие формы, как государственная, кооперативная и частная торговля. Виды торговли различаются по субъекту. Первая обычно связана с естественными монополиями, основным товаром здесь является сырье, продукция военно-промышленного комплекса. Вторая и третья формы связаны с организацией обмена товарами и деньгами между частными лицами, объектом такой торговли могут быть самые разные товары.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Такая разная торговля: классификация и типология

Сегодня ни одна сфера производства или услуг не обходится без использования современных технологий, не является исключением и торговля. Виды и формы торговли все чаще связаны с электронной коммерцией, появляются онлайн- и офлайн-предложения.

Можно встретить типологию по степени задействования фигуры продавца, в которой выделяется торговля без таковой (каталоги, интернет-магазины), с минимальным ее участием (гипермаркеты, супермаркеты), а также прилавочная торговля, в которой фигура продавца становится ключевой.

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

Розница

Розничная торговля – это продажа товаров поштучно, обычно конечному потребителю. Это самый древний и самый развитый вид рассматриваемого явления. По виду передачи товара он делится на стационарную (или магазинную) торговлю и передвижную. Первая встречается чаще всего и представлена широчайшей сетью магазинов различного масштаба и вида. Вторая – это когда продавец ищет покупателя, передвигая свой товар по местности (различные ярмарки, автолавки и т. п.).

По представленности видов товара розничная торговля делится на смешанную и специализированную. Первая – это когда в одной точке продаются товары разных видов: продукты питания, одежда, бытовая техника. Специализация может быть различной – от группы товаров, например, только продукты питания, до более узкой, например, только карамель.

Этот вид торговли связан с закупками больших партий товаров, чаще всего с целью перепродажи. По функциональным отличиям опт делится на закупочную, распределительную и производственную деятельность. Первая связана с закупкой сырья для последующего производства какого-либо товара. Вторая обеспечивает розничные точки продукцией. Она связана с перемещением товара от производителя к розничному продавцу через посредника – оптового торговца. Третья – это закупка инструментов, оборудования, полуфабрикатов, доведение их до конечного продукта и продажа.

Другие виды

Особняком стоит такая форма оптовой торговли, как товарные биржи. Они обеспечивают движение оптовых партий, чаще всего сырья, между производителем и покупателем.

Источник

Мировая экономика

Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть фото Что такое внутренняя и внешняя торговля. Смотреть картинку Что такое внутренняя и внешняя торговля. Картинка про Что такое внутренняя и внешняя торговля. Фото Что такое внутренняя и внешняя торговля

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение мировой экономики и связанных понятий

Мировая экономика — это совокупность национальных хозяйств и негосударственных организаций, которые объединены международными экономическими отношениями.

Мировая экономика включает в себя сектора и отрасли национальных экономик, которые взаимодействуют на внешнем рынке. В основе этой системы лежит мировое и государственное производство, распределение и потребление благ — как материальных, так и духовных.

Мировое хозяйство — это объединение хозяйств стран, которые тем самым образуют глобальное пространство экономики.

Основа для объединения экономик отдельных государств в мировую — система международного разделения труда. В рамках этой системы государства специализируются на производстве тех товаров, для изготовления которых у них есть природные условия, доступные ресурсы, достаточный уровень научно-технического развития.

Таким образом, международное разделение труда — это производство това­ров и услуг в разных государствах, при этом объемы значительно превы­шают внутренние потребности этих стран и рассчитаны на международный рынок.

Мировой рынок — это совокупность взаимосвязанных ры­ночных отношений между государствами на основе мирового разделения труда. На мировом рынке происходит международная торговля — обмен товарами и услугами между отдельными государствами и хозяйствами.

Особенности международной торговли

Международная торговля помогает странам:

преодолеть проблему ограниченных ресурсов;

расширить емкость рынка за счет установления связи между местным и мировым рынком;

получить более высокий доход за счет разницы в стоимости производства у себя и за рубежом;

расширить производственные возможности;

повысить специализацию производства и, как следствие, увеличить его объемы.

Международная торговля проявляется в двух процессах:

Экспорт — продажа товаров за границу.

Импорт — закупка и ввоз товаров из-за границы для продажи на внутреннем рынке.

За порядком в мировой торговле следит Всемирная торговая организация (ВТО) — международная торговая организация, которая возникла в 1995 году. Ее задача — добиваться свободы торговли и равенства всех участников на мировом рынке.

Виды внешнеторговой политики

Страны могут занимать разные позиции по отношению к торговле с другими государствами. Такая позиция называется внешнеторговой политикой государства. Всего выделяют три вида внешнеторговой политики:

Свободная торговля — как нетрудно догадаться из названия, при такой политике страна поощряет свободное развитие торговли с другими государствами.

Протекционизм — политика, при которой правительство стремится защитить интересы местных производителей и не дать зарубежным конкурентам занять много места на рынке.

Умеренная внешнеторговая политика объединяет черты свободной торговли и протекционизма.

Методы государственного регулирования внешней торговли

Большинство государств заинтересовано в том, чтобы экспортировать как можно больше товаров и услуг и при этом ограничить конкурентоспособность импортных товаров на внутреннем рынке. Для этого страны используют методы регулирования внешней торговли, которые могут быть тарифными, то есть связанными с таможенными сборами, и нетарифными. Отобразили их в таблице.

Тарифные

Нетарифные

Таможенный тариф на импорт — это пошлина на импортные товары, которые ввозят в страну. Она взимается тамо­женными ведомствами при пересе­чении границы государства.

Установление квот, то есть количе­ственное ограничение на ввоз определенных товаров.

Экспортный тариф — это тариф на товары отечественных произво­дителей для того, чтобы ограничить экспорт для поддержания предложения на внутреннем рынке.

Установление стандартов на ту или иную продукцию.

Таможенный союз — это объеди­нение стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барь­еры, но устанавливают их для треть­их стран.

Лицензирование, то есть разрешение на импорт определенных товаров.

Эмбарго — наложение государ­ством запрета на ввоз другими стра­нами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отде­льных видов товаров.

Приглашаем учеников 8 и 9 классов на курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию в онлайн-школу Skysmart!

Экономическая интеграция и ее типы

Чтобы подготовиться к вопросам про мировую экономику на ЕГЭ по обществознанию, нужно знать, что такое экономическая интеграция.

Экономическая интеграция — это объединение экономических субъектов, углубление взаимодействия, развитие связей между ними. Глобализация экономики способствует ускорению темпов экономической интеграции между странами.

Рассмотрим, какие типы экономической интеграции бывают.

Тип интеграции

Суть интеграции

Преференциальное торговое соглашение

Предполагает снижение таможенных пошлин на товары внешнеторгового партнера по срав­нению с уровнем обложения товаров третьих стран.

Зона свободной тор­говли

Предполагает взаимную отмену торговых пош­лин между участниками интеграционной груп­пировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отноше­нию к третьим странам.

Предполагает взаимную отмену таможенных пошлин и унификацию внешнеторгового режи­ма касательно третьих стран.

Наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация перелива капи­талов и рабочей силы между странами, осу­ществляется согласование экономической по­литики.

Происходит унификация экономической, соци­альной, научно-технической, международной политики стран-участниц. Создается система межгосударственных институтов, которые формирую­т единую политико-правовую среду.

Происходит согласованное пла­вание национальных валют, устанавливаются по соглашению фиксированные валютные кур­сы, которые целенаправленно поддерживаются центральными банками, создается единая региональная валюта, формирует­ся единый региональный банк, является эмиссионным центром этой международной ва­лютной единицы.

Полная экономическая интеграция

Проводится единая экономическая политика, а также унификация законодательной базы.

Сегодня в мире существует около сотни экономических объединений государств, основные из которых — ЕС (Европейский союз), НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии), ЛАИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции).

Международная валютно-финансовая система

Мировая экономика базируется на существовании международной валютно-финансовой системы, которую можно определить как форму организации валютно-финансовых отношений между странами, закрепленную международными договорами.

Если бы между валютами отдельных стран не было определенного соответствия, международная торговля была бы невозможна. Поэтому существует международный валютный рынок — сфера экономических отношений, в рамках которой происходит покупка и продажа золота, валюты и платежных документов в национальных денежных единицах других стран. На этот рынок распространяются те же законы экономики, что и на товарный — в том числе закон спроса и предложения.

Также нужно знать о международном финансовом рынке>. Это сфера экономических отношений, в рамках которой выдаются международные кредиты и инвестиции, совершаются вклады, торгуются ценные бумаги.

Деятельность этих рынков контролируют международные валютно-кредитные организации, среди которых МВФ (Международный валютный фонд), МБРР (Международный банк реконструкции и развития), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и другие.

Субъекты мировой экономики

Субъекты мировой экономики — это хозяйствующие единицы, которые обладают необходимым капиталом для реализации производственной деятельности на международной арене.

Что принято считать субъектами мировой экономики:

международные организации и финансовые центры;

национальные хозяйствующие единицы;

транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ);

физических лиц, которые реализуют значимую деятельность.

Структуру мирового хозяйства составляют национальные хозяйства. Они различаются:

масштабами и структурой своих экономик;

уровнем и темпами экономического развития;

типами экономических систем;

масштабами и формами участия в международных экономических отношениях.

Вопросы для самопроверки

Какие из перечисленных ниже мер свидетельствуют о том, что государство проводит политику протекционизма?

Запрет на ввоз в страну определенных категорий продуктов питания.

Снижение таможенных пошлин на электроприборы.

Установление квоты на объем ввозимого в страну зерна.

Выделение субсидий местным производителям одежды.

Дайте определение следующим понятиям:

международный финансовый рынок.

Что из перечисленного ниже является примером экспорта, а что — импорта?

Япония отправила партию умных роботов в магазины техники в Канаде.

Китай закупил у России несколько тонн стали для производства спецтехники.

Производитель из Вьетнама отправил партию ультрапастеризованного коровьего молока на реализацию в Таиланд, где не разводят коров.

Сеть отелей в Германии приобрела у производителя во Франции годовой запас вина для своих постояльцев.

Что из этого относится к нетарифным методам государственного регулирования внешней торговли?

Вступление в таможенный союз.

Что из перечисленного ниже может служить предпосылкой для экономической специализации страны в рамках международного разделения труда?

Наличие определенного вида полезных ископаемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *