Что такое вода жизни в дюне
Дюна: ученые смоделировали пустынную планету Арракис, чтобы посмотреть, смогут ли там выжить люди
Комментарии 90
Интересно, кто дал грант на это исследование?
Сестры Бене Гессерит скинулись
Лично я не то, чтобы прям очень против)
Арцимовичу приписывается авторство следующих высказываний.
«Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счёт».
Т.е. за счет налогоплательщиков (не обывателей)
Я просто местный, мне сравнивать не с чем, а был бы я с Арракиса может и называл бы
Ну в книге, была речь что де мы переселяемся на Арракис и потому должны учиться использовать силу пустыни, как мы использовали силу воды дома. Понятно что Келадан там не описываетя так детально как Арракис, но все подается так что там основной акцент на обилие воды, то есть мир более «водный» чем в среднем, в тех местх где это хоть как то отражается. Если подумать, там только Арракис более менее детально описан, для всего остального минимум описаний, типа про Гьеди Прайм или Салузу 2, то есть Келадан на этом фоне еще хоть как то выделяется.
В каком-то фильме то ли на Дискавери, то ли на каком-то другом подобном канале как-то услышал фразу, что наша Земля названа неправильно, и стоило назвать ее таки Океаном (из-за соотношения площади материков и океанов).
Впрочем, у кого-то из российских фантастов как-то прочитал, что, учитывая сухопутное происхождение людей, логичным для них является таки название Земля. Вот если бы дельфины обладали необходимостью назвать планету, они бы назвали ее каким-нибудь водно ориентированным образом (вода, океан, море), а для птиц естественным именованием было бы что-то воздушное.
Если судить по книге, то там просматриваются следующие источники питания:
некоторая часть еды фрименов выращивается в сьетчах (вода берется из ветряных ловушек), у «городских» тоже есть «огороды» (источник воды не показан).
часть еды фрименов поступает от контрабандистов (вроде бы у контрабандистов с фрименами имеется некоторое шаткое сотрудничество), «городские» еду честно импортируют.
Ну тут вопрос стоит так: потребляя еду, человек получает энергию (и «строительные материалы» для организма тоже, но без энергии точно никуда). Соответственно, кто-то эту энергию туда должен «положить» — на Земле это либо растения (которые получают её от Центральной Звезды™), либо растительноядные (от растений), более глубокие варианты цепочки не рассматриваем — уже не интересно. А на Арракисе?
Надо ж понимать, что автор просто физически не сможет описать всё. Это как Стругацкие прикалывались: их глагерой попал в описанные в книгах миры и там все люди носили только то что описал автор, как там было? «Мужчина в поджаке и солнечных очках»
Больше нравятся «Штаны Арагорна», которых нет в произведениях Толкина, но очевидно он в них был 🙂
Ну а чего еще можно ожидать от человека, который не имел никакого профильного образования? С художественной точки зрения ругать ничего не буду, но вот с реальностью и законами природы Херберт обходился весьма фривольно
Самая большая разница заключается в концентрации озона. На Земле в нижних слоях атмосферы очень мало озона, всего 0,000001%. На Арракисе — 0,5%.
Озон в Российской Федерации отнесён к первому, самому высокому классу опасности вредных веществ. Нормативы по озону:
Порог человеческого обоняния приближённо равен 0,01 мг/м³[18].
Проценты можете сами посчитать – кубометр воздуха весит 1кг приблизительно.
Посмотрите на эту картинку из школьного учебника — где расположен озоновый слой. Тропосфера и стратосфера — это как раз нижние слои атмосферы.
При облучении воздуха жёстким ультрафиолетовым излучением образуется озон. Тот же процесс протекает в верхних слоях атмосферы, где под действием солнечного излучения образуется и поддерживается озоновый слой.
Все слои относительны 🙂
Видимо на Арракисе какой то другой механизм образования озона.
В вашей цитате написано «тот же», а не «этот». Озон-то содержится во всём объёме.
Другие процессы образования озона в атмосфере (грозы и т.п.) дают очень мало озона.
Как тяжелый газ (в том числе за счет димеризации в N2O4) NO2 будет находиться преимущественно у поверхности планеты, скрывая ее в густом рыжем тумане. Совместно с озоном, в прохладных местах может создавать даже агрессивный кристаллический N2O5. Вообще, на планете будет представлено все семейство оксидов азота, а следы воды в воздухе станут следами азотной кислоты. В итоге, очевидный вывод: концентрация 0,5% O3 приведет к потребности в химически стойком скафандре для пребывания на поверхности планеты.
Что такое вода жизни в дюне
В украинский кинопрокат выходит экранизация романа Фрэнка Герберта «Дюна». Похоже, это один из самых ожидаемых фильмов года. Избегая спойлеров, рассказываем, как устроена вселенная Герберта и почему к ней приковано столько внимания.
«Дюна» — научно-фантастический роман американского писателя Фрэнка Герберта, впервые опубликованный в 1963-1965 годах в виде серии глав. Это одна из самых известных научно-фантастических книг ХХ века. Герберт написал еще пять романов-продолжений «Дюны», которые, впрочем, стали куда менее популярными, чем первая часть.
Одна из определяющих черт, которая отличает вселенную «Дюны» от остальных научно-фантастических вселенных, — это отсутствие компьютеров или каких-либо других цифровых технологий. Чаще всего писатели-фантасты исследуют тему конфликта человека с его порождением — искусственным интеллектом. Герберт использует принципиально иной сюжет: что, если человечество запретит компьютеры?
«Дюна» — многослойное произведение, которое сочетает в себе черты научно-фантастического и философского романов. Это объемное высказывание автора на тему политики, религии, этики и экологии, способное найти отклик в современном обществе, переживающем серьезную трансформацию и переоценку ценностей.
События романа Фрэнка Герберта разворачиваются примерно через 20 тысяч лет после наших дней, когда вся галактика уже заселена людьми. Однако ключевая для мира история случилась за десять тысяч лет до описываемых в книге и фильме событий.
Речь о Батлерианском джихаде — галактической войне людей против созданных ими же разумных машин, задумавших полностью истребить человечество.
Люди выиграли эту войну с огромным трудом, и после ее завершения все миры известной вселенной договорились о тотальном запрете на разработку, производство и использование любых видов и модификаций «думающих машин» — компьютеров. Лидер победивших людей принял титул падишах-императора галактики, а все известные миры разделены между тысячами Великих и Малых Домов — семьями благородного происхождения, веками управляющими десятками миров и систем.
Будучи по своей сути независимыми государствами, Великие и Малые Дома формально являются вассалами императора.
Правда, власть его не безгранична. Великие и Малые Дома, а также другие влиятельные организации этой вселенной участвуют в работе Ландсраата — некоего подобия парламента, состоящего лишь из палаты лордов.
Нарушителя/лей (даже если это император) карают все Дома вместе, поэтому в галактике поддерживается постоянный порядок и баланс сил.
Высокоразвитая галактическая цивилизация по определению не могла существовать без возможности обработки огромных объемов данных и других функций, исполняемых компьютерами.
Человечество было вынуждено искать скрытые резервы в самом себе, развивая способности отдельных людей. Именно эта необходимость сделала мир «Дюны» сильно отличающимся от большинства других научно-фантастических галактических империй.
Например, детей с выдающимися математическими способностями воспитывали и обучали особым образом, выращивая из них ментатов. Так называют людей-компьютеров, способных в уме просчитывать и анализировать колоссальные объемы данных.
Хорошие ментаты в этой вселенной обладают огромной ценностью, так как блестяще анализируют информацию и дают мудрые советы. Великие Дома постоянно стремятся заполучить себе лучших из них.
Для усиления своих умственных способностей ментаты пьют сок сафо, отчего на губах у них выступают красные пятна. По этим пятнам можно легко понять, что перед вами — ментат.
Гильдия навигаторов — еще одна уникальная структура, чей расцвет был обусловлен запретом на использование «думающих машин». Навигаторы были единственными людьми, обладающими даром предвидения. Они могли безопасно провести межзвездный корабль между двумя точками в пространстве. Без них каждое десятое путешествие заканчивалось катастрофой, что почти остановило межпланетную торговлю.
Способность заглядывать в ближайшее будущее у навигаторов появлялась в результате потребления огромного количества спайса — самого ценного вещества в галактике.
Участницы этого ордена обладают полным контролем над собственным телом и разумом, включая возможность считывать из собственных генов память всех своих предков по женской линии, живших в прошлые века.
Это вещество крайне редкое и ценное, его невозможно синтезировать искусственным путем. Естественным образом его можно найти только на планете Арракис, которую все называют Дюной.
Спайс — это побочный продукт жизнедеятельности гигантских песчаных червей Дюны, которые обитают только на этой планете.
В книге Герберта и в фильме Вилльнева два величайших дома Ландсраата — жестокие Харконнены, ведущие свой род от финнов и русских, и благородные Атрейдисы, считающие себя потомками древних греков, — схватились за право контроля над Дюной.
Перед своей схваткой ни те, ни другие опрометчиво не принимали в расчет коренное население Дюны — фременов, у которых в этом конфликте свои планы и интересы. От того, кто победит в этой схватке, будет зависеть выбор Золотого пути — единственной траектории развития человечества, способной обеспечить ему выживание и процветание.
Спайс, черви и пророчества: разбираем вселенную «Дюны» по первому трейлеру
Фанаты оригинальной серии романов наверняка разглядели все сюжетные акценты в дебютном трейлере. А вот те, кто книги не читал, мало что понял. Так что мы попытаемся ее вселенную книги, опираясь на ролик.
Но для начала вот три факта, которые вам нужно знать:
Действие происходит во вселенной далекого будущего. Галактикой правит космический Император, а планеты распределены между феодальными семьями (Великими Домами). Такого понятия как религия или национальность нет.
В центре конфликта два Великих Дома — дом Атрейдесов (условно хорошие). И дом Харконненов (однозначно плохие). Герцог Лето Атрейдес (Оскар Айзек), глава семьи Атрейдесов. Его семья получает в правление планету Арракис. Его оппонент — барон Владимир Харконнен (Стеллан Скарсгард) — богатый феодал, известный своей жестокостью. Он ненавидит семью Атрейдесов и оспаривает решение Империи поставить герцога Лето во главе Арракиса, которым семья Харконненов правила последние 80 лет.
Приступим к трейлеру
— Первым, кого мы видим в трейлере — Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе), сын герцога Лето, главный герой, который запустит сюжет фильма. В романе ему 15 лет, а вот в экранизации явно больше.
— Фигура в белом на скалистом выступе — Чани (Зендая), жительница пустынного племени фременов (коренного населения Арракиса). Пол говорит о том, что в его сознании происходит нечто, что он не может контролировать. Речь о видениях младшего Атрейдеса. Кадры показанные здесь — будущие события, которые он видит во сне.
— С крупным планом Зендаи нам показывают ее синие «глаза ибада» — побочный эффект от постоянного контакта со спайсом или его употребления. Они будут у многих персонажей.
— Вильнев явно проработал детали романа. Пол просыпается в собственной кровати, где на изголовье изображена рыба. В романе это изголовье с рыбой скрывала панель, которая регулировала в комнате свет, температуру и вентиляцию.
— В следующей сцене вступает Шарлотта Рэмплинг в роли Гайус-Хелен Мохиам — преподобной матери при Императоре, которая возглавляет школу ордена Бене Гессерит. Эта школа, грубо говоря, — женский клуб женщин-джедаев. Члены сестринства могут контролировать сознание и тело другого человека и даже пол своих детей. Мать Пола — Джессика Атрейдес (Ребекка Фергюсон) — тоже член ордена.
Преподобная мать скептично настроена по отношению к Полу. Наследник должен пройти испытание «гом джабаром» (ядовитой иглой) и выдержать боль, засунув руку в ящик, как настоящий избранный.
Интересный факт: Warner Bros. уже подтвердили выход спин-оффа «Дюны» в виде сериала на HBO Max под названием «Дюна: Сестричество». Вильнев снимет пилотную серию, а Джон Спайхтс (один из соавторов «Дюны») пишет сценарий. Очевидно, Warner Bros. надеется, что «Дюна» запустит мега-франшизу, подобную «Звездным войнам».
— Кадр с Полом на пляже — сцена с родной планеты Атрейдесов, Каладан. Скорее всего герой в последний раз гуляет по родному пляжу, ведь Империя приказала Лето и его семье взять на себя управление Дюной. Корабли на заднем плане, по сути, — галактическая перевозка вещей. «Мой отец правит всей планетой», — говорит Шаламе. На что Рэмплинг насмешливо отвечает, что он теряет и свою планету, и Арракис. У семьи герцога дела идут не очень.
— Следующими видим кадры с герцогом Лето и леди Джессикой — родителями Пола. Джессика, напомним, принадлежит к ордену Бене Гессерит. Она была наложницей Лето и по приказу своей наставницы Гайус-Хелен должна была родить дочь. Девочку потом ввели бы в сестринство, чтобы орден Бене Гессерит заполучил себе власть через наследницу. Но леди Джессика по-настоящему влюбилась в Лето и родила герцогу сына, нарушив всем планы.
— Дальше по ходу трейлера звучит кавер на песню Pink Floyd «Eclipse» — умная пасхалка для тех, кто знает историю почти-экранизации «Дюны» от Алехандро Ходоровски. Подробнее о фильме, который так и не случился, мы рассказывали в нашем тексте. Лишь напомним, что Ходоровски договорился с группой о написании саундтрека, но не сложилось.
— Дальше мы видим, как радостно Пол встречает Джейсона Момоа. Актер сыграл Дункана Айдахо, грозного мастера меча, верного Дому Атрейдесов. Кстати, это единственный персонаж, который появлялся во всех шести книгах из цикла «Дюна». Вы точно полюбите этого парня.
— Первый, кого мы видим в пустыне — Стилгар (Хавьер Бардем), лидер свободных людей (фременов); и у него тоже синие глаза. Это скрытный народ, живущий в пустыне Арракиса. Семья Атрейдесов пытается наладить контакт с ними, но фремены недоверчивы к власти из-за многих лет жестокого правления семьи Харконнен.
Под носом у Стилгара — часть «стилсьюта», устройства, которое носят в суровом и сухом климате Арракиса. Эти костюмы перерабатывают всю воду тела (и ту, что вы подумали тоже) превращая ее в питьевую. Вода среди фременов намного ценнее спайса. Чани и Пол позже тоже появятся в этих костюмах.
— Перейдем к антагонистам: в трейлере появляется Дэйв Батиста. Он сыграл Глоссу Раббан Харконнена, графа-регента и племянника барона Харконнена. Он абсолютное зло и выжал все соки из Арракиса по приказу барона.
— Сразу после этого мы видим профиль самого барона Харконнена (Стеллан Скарсгард из «Чернобыля»). В книге он, мягко говоря, крупный. На самом деле барон такой толстяк, что давно передвигается на левитирующем кресле, а не ходит.
Вильнев не показал нам размеры персонажа, но есть все шансы, что Скарсгард таки примерял «толстый костюм» для этой роли. Позже в трейлере будет еще один кадр с бароном, который появляется из ванны полной чего-то коричневого (надеемся, шоколада).
— Обратите внимание на Чен Чанга в роли доктора Юэ на службе Дома Атрейдесов. Татуировка алмаза на его лбу указывает на то, что он подвергся имперской обработке (как и все врачи при дворе). В теории это значит, что он не может нанести вред своим подопечным. Но перед появлением в кадре доктора Юэ, слышна фраза Пола «Это истребление». Кто знает.
— У всех тревожные лица и только Дункан Айдахо предлагает «драться как демоны». В кризисный для семьи момент Пол встречает Чани, которую видел во сне.
— В огне и суматохе кадров можно легко пропустить большие металлические стрекозы. Это орнитоптеры (или топтеры) — универсальные маленькие транспортные корабли. Ни в фильме Дэвида Линча, ни в мини-сериале по роману не воспроизводили должным образом концепцию корабля с машущими крыльями. Так что огромное уважение Вильневу за дизайн.
— На подобном топтере будут улетать Пол и Гурне, спасаясь от огромного червя в следующей сцене. Червь, к слову, глотает комбайн для сбора специй.
— Еще одна любопытная героиня — Доктор Лиет-Кайнс (Шерон-Дункан Брюстер). Она — имперский планетолог Арракиса и тайный предводитель фременов. В книге этот персонаж был мужчиной и отцом Чани. Дени Вильнев сделал Лиет-Кайнс женщиной. Скорее всего, родство с Чани сохранилось.
— «Я не должен бояться, страх — убийца разума» — звучит самая известная цитата из «Дюны», мантра против страха, которую Пол произносит, чтобы сосредоточить разум во время опасности.
— Наконец в финальной сцене нам показали кадр на миллион — того самого песчаного червя во всей красе. Фремены назвали его Шай-Хулуд (буквально «старик пустыни»). Черви водятся в песчаных глубинах, вырастая там до огромных размеров. Их привлекают вибрации на поверхности, поэтому маршировать на Арракисе противопоказано. Эти ребята не сильно переборчивы в еде и пожирают все.
— Кого в трейлере мы так и не увидели, так это Фейд-Раута Харконнена, юного наследника барона. Возможно, он будет более важным персонажем во второй части «Дюны». А может быть Вильнев не нашел замены Стингу, который сыграл этого фееричного персонажа в сияющих трусах в фильме Дэвида Линча.
Что «Дюна» может рассказать о будущем нашей экологии
В 2015 году Эндрю Леонард, автор американского научно-популярного журнала Nautilus, писал : «Чтобы спасти Калифорнию, прочитайте „Дюну“». В статье он сравнивал современные проблемы засушливого штата с жизнью на вымышленной планете и пытался объяснить, что кризис пресной воды уже близко. Рассказываем, почему «Дюна» — важный текст для понимания современной экологической повестки.
Из к/ф 1984-го года Дэвида Линча
«Дюна» — один из самых известных научно-фантастических романов XX века. За экранизацию истории борьбы на пустынной планете Арракис брались такие режиссёры, как Алехандро Ходоровски (закончить съёмки ему не удалось ) и Дэвид Линч (фильм он снял, но критики были не в восторге ). Теперь все ждут интерпретацию «Дюны» от визионера Дени Вильнёва («Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие»). Фильм должен выйти до конца этого года, если коронавирус не внесёт свои коррективы. А пока Strelka Mag разбирается, чем вдохновлялся Фрэнк Герберт, когда писал свою космооперу.
о чём вообще «дюна»?
Действие романа происходит в далёком будущем. Люди вселенной «Дюны» успешно расселились по космосу, изобрели искусственный интеллект, развили его до предельного состояния и пережили последовавшее за этим восстание машин (или «батлерианский джихад», как его называют герои романа). Из-за этого по сюжету книги человечество не пользуется компьютерами, роботами или любой другой «мыслящей» техникой.
Корабль мира «Дюны» в представлении художника Мёбиуса
Планета Арракис и её спутники, кадр из фильма «Дюна», 1984 год
Человечество в «Дюне» живёт по правилам монархической аристократической империи. Все планеты огромной галактики поделены между несколькими Великими домами, Арракис — не исключение.
По сюжету романа, власть на пустынной планете передаётся от тиранического Дома Харконнен к их давним врагам Дому Атрейдес. Герцог последнего дома по имени Лето обещает превратить Арракис в рай, но его планам мешает барон Дома Харконнен Владимир. Он похищает сына герцога — Пола. В новой киноверсии «Дюны» Пола сыграет Тимоти Шаламе. Герою придётся жить вместе с фременами и даже стать своего рода мессией ради спасения Арракиса. А ещё на планете живут огромные хищные черви, но к разговору об экологии они имеют слабое отношение.
После длинной экспозиции (поверьте, всё это нам ещё пригодится) мы можем перейти к экологической проблематике «Дюны».
Фрэнк Герберт — первый экофутурист
Перенесёмся из далёкого будущего в 1959 год, штат Орегон. В городок с романтичным названием Флоренция прибывает бородатый весельчак в очках авиаторах и армейской одежде. Это молодой и пока никому не известный писатель Фрэнк Герберт.
Здесь он изучает журналы Министерства сельского хозяйства США по стабилизации зыбучих песков при помощи прибрежных европейских растений, подрабатывает писателем-фрилансером. Иногда Герберт летает на лёгком самолёте Cessna, чтобы лучше видеть объект своего научного интереса — песчаные дюны. Позже он напишет своему литературному агенту:
«Эти волны [песка] могут быть столь же разрушительными, как и приливная волна. они даже приводили к гибели людей».
Интерес Герберта к дюнам скоро перерастёт в увлечение пустынями и пустынными культурами. «Дюна» вырастет из его восторженной неопубликованной статьи о героизме американских экологов под названием «Они остановили движущиеся пески».
Дюны Орегона, вдохновившие Фрэнка Герберта. Фото: depositphotos / jeremyn
Во многом Герберт-эколог будет звучать со страниц «Дюны» через персонажа Пардота Кайнза — учёного-планетолога, который посвятил всю жизнь озеленению Арракиса.
«На каждой планете, чей облик не искажён человеком, существует естественная красота движения и равновесия. В этой красоте легко можно увидеть общий для всякой жизни динамический стабилизирующий фактор. Цель его проста: производить взаимодействующие системы всё большей и большей сложности. Жизнь увеличивает способность данной замкнутой системы поддерживать жизнь; жизнь — всякая жизнь — служит жизни же».
В действиях Кайнза проглядывают методы американских экологов по борьбе с пустынями. На подветренных склонах дюн Арракиса он высаживает плантации травы для закрепления песка, а затем выпускает животных. Хотел этого Герберт или нет, но, прочитав «Дюну», вы точно что-то поймёте о формировании экосистем и поддержании их хрупкого равновесия.
«Дюна» как сборник всех страхов эпохи нью-эйджа
Песочные черви в исполнении художника Ханса Гигера для невышедшего фильма «Дюна» Алехандро Ходоровски
Фрэнк Герберт был не совсем обычным фантастом для своего времени: он читал Юнга, не очень любил правительство, а ещё употреблял пейот (галлюциногенный кактус рода Lophophora ). В своё время Герберт жил с дзен-мыслителем Аланом Уоттсом (его можно благодарить за популярность буддизма на Западе) на его плавучем доме в Саусалито. Там писатель впитывал основные эзотерические концепции нью-эйджа. В широком смысле это слово означает «ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к „Эпохе Водолея“».
Чем вдохновлялся Герберт
Из экранизации книги авторства Линча, 84-го года
Вода, фремены и шумеры
Фремены, народ Арракиса, считают воду самым ценным достоянием в мире. В их культуре плюнуть в кого-то — высшая похвала, потому что на это расходуется драгоценная вода. Мёртвого человека обезвоживают, чтобы отдать воду другим.
Фремены носят специальное устройство, похожее на противогаз, — оно перерабатывает пар от их дыхания в воду. А ещё они живут только у редких оазисов, затерянных среди песков Арракиса.
Кадр из трейлера «Дюны» Дени Вильнёва
Одержимость фременов водой и их проживание на сухой планете выдаёт увлечённость Герберта пустынными растениями. Кроме того, писатель хорошо понимал историю появления цивилизаций на Земле. Шумеры теснились на пересечении Тигра и Евфрата, Египет рос вдоль Нила, а вся греческая культура стоит вокруг Средиземного моря.
Герберт вкладывает в фременские верования и традиции образец человеческих культур, которые не просто сильно зависят от водных ресурсов, но и учатся преобразовывать планету.
На Земле лучше всего под образ фременов подходят набатеи — полукочевой арабский народ, существовавший на территории Идумеи и Заиорданья с III века до нашей эры. Они раньше всех поняли, как при помощи земледелия и трубопровода можно удерживать воду. Это позволило им превратить пустыни в цветущие сельскохозяйственные оазисы. Кстати, по-арабски слово «набат» означает воду, «просачивающуюся из-под земли на поверхность».
Набатейское земледелие. Фото: wiki.commons
Спайс, нефть и Ирак
Одна из самых известных фраз «Дюны» звучит как «спайс должен течь». В логике романа это означает, что добыча и поступление спайса не должны прекращаться, иначе это нарушит установленный во Вселенной порядок.
Фрэнк Герберт явно подразумевает реальный источник топлива, без которого бы рухнули целые страны. Его бесконечный поток очень похож на спайсовый статус-кво «Дюны». Речь, конечно же, идёт о нефти.
Война за стратегические ресурсы — кажется, вторая любимая тема Герберта после экологии. До «Дюны» он издал роман «Под давлением», который рассказывает хитрую шпионскую историю о мире, где ядерные субмарины сражаются за нефтяные месторождения.
Концепт-арт художника Мёбиуса к невышедшему фильму «Дюна» Алехандро Ходоровски
Среди прочего мир «Дюны» прочно базируется на арабской культуре: герои носят арабские фамилии, фремены больше похожи на бедуинов, чем на каких-то инопланетных кочевников, а в речи героев часто встречаются такие слова, как «аят» (на арабском – чудо), «хадж» (священное путешествие у мусульман) и «джихад» (священная война у них же). Религию фременов Герберт заимствует у мусульман-суннитов, хотя пустынные жители Арракиса иногда оказываются ближе к суфизму, то есть более мистической версии ислама.
Важно понимать, что написание «Дюны» пришлось на одну из первых революций в Ираке. В 1958 году в результате заговора офицеров были убиты король, регент и премьер-министр страны. Монархия была уничтожена, а Ирак провозглашён республикой.
В сюжете романа этот мотив появляется практически сразу: главный герой Пол должен помочь фременам свергнуть тиранию буржуазного дома Харконненов и планирует сделать пустынный Арракис свободной планетой.
Кадр из видеохроники, революция 1958 года в Ираке
В этом плане «Дюна» хорошо отражает ощущение человека в потоке времени и истории. Роман о далёкой пустынной планете и сражениях кочевников передаёт страх и восторг от далёких революций, происходящих сейчас на нашей планете.
Фото обложки: кадр из будущей «Дюны» Вильнева, 2020