Что такое водосвятный молебен
Водоосвящение
ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку.
Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих.
Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение.
Фото сайта Седмица.Ru |
Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня.
Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи».
Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.
Малое освящение воды, так же как и великое освящение воды, восходит к глубокой древности, к первым временам Церкви.
В Постановлениях апостольских установление водоосвящения приписывается евангелисту Матфею. По свидетельству Барония (за 132 год), древний обычай совершать малое освящение воды, существовавший со времен апостольских, утвержден как церковный чин Александром, епископом Римским, пострадавшим при императоре Адриане (117—138 гг.). Вальсамон, патриарх Антиохийский (XII в.) в толковании на 65 правило Трулльского Собора упоминает о малом водоосвящении как о древнем обычае и объясняет, что отцы этого Собора постановили совершать малое водоосвящение в начале каждого месяца в противодействие языческим суеверным обычаям в новомесячие, державшимся долгое время среди христиан.
Окончательное образование чина малого водоосвящения приписывается Константинопольскому патриарху Фотию, жившему в IX в.
ЧИН МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ
Чинопоследование малого освящения воды всецело направлено к тому, чтобы в освященной воде подать верующим благодать, избавляющую от скорбей и недугов телесных и душевных, бедствий внешних и внутренних, временных и вечных.
Малое водоосвящение по своему составу подобно утрене в соединении с литией.
После начального возгласа священника и обычных начальных молитв читается 142-й псалом, словами которого томящийся дух и унывающее сердце христианина возносят ко Господу молитву в чаянии благодатного избавления от зол внутренних и скорбных обстоятельств внешних.
После псалма поют «Бог Господь» и тропари Пресвятой Богородице как первой по Господе нашей Ходатаице и несомненной надежде всех отчаянных и погибающих.
Затем читается 50-й псалом и взамен канона поются тропари ко Пресвятой Богородице: «Еже радуйся ангелом приимшая. ».
В этих тропарях (числом 34) содержится умилительное моление об избавлении нас «от всякия нужды и печали». Кроме молений к Богородице, воссылаются молитвы Архангелам и Ангелам, Крестителю Иоанну, апостолам, мученикам и бессребренникам.
К тропарям поются соответствующие припевы: «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас» и др.
Если водоосвящение совершается во время молебна, то чин водоосвящения начинается (после чтения Евангелия) пением этих тропарей: «Еже радуйся» (начало чина водоосвящения опускается).
После пения этой первой группы тропарей диакон возглашает: «Господу помолимся».
Хор: «Господи, помилуй».
Священник: «Яко Свят еси, Боже наш…».
И после этого поются тропари: «Ныне наста время всех освящающее». Тропари заключаются пением Трисвятого. Во время пения этих тропарей совершается малое каждение храма или дома.
После пения тропарей произносится прокимен, читается Апостол (Евр. 2, 11—18) и Евангелие (Ин. 5, 1—4). В апостольском чтении возвещается о том, что Господь, освящающий всех, Сам был искушен, может и искушаемым помочь. В евангельском чтении повествуется об иерусалимской Овчей купели, в которой чудесно исцелялись больные при возмущении в ней воды от Ангела.
После Евангелия произносится мирная ектения, в которой воссылают прошения об освящении воды, чтобы она была целительна для душ и телес наших, и чтобы Господь пьющих эту воду и окропляющихся ею избавил от всякой скорби, гнева и нужды.
После ектении священник читает молитву об освящении воды. Эта молитва отличается от молитвы, читаемой при великом водоосвящении. В молитве малого водоосвящения Церковь, призывая в ходатайство Божию Матерь, Ангелов и святых, умоляет Господа, чтобы Он исцелил наши недуги душевные и телесные, даровал здравие и спасение Святейшему Патриарху, правящему епископу и всем православным христианам. При этом вода благословляется рукою священнодействующего. Затем священник трижды благословляет воду честным крестом, погружая его в воду, и при этом трижды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя. ».
После этого священник окропляет храм (или дом) и людей, а хор в это время поет тропари: «Источник исцелений. ».
Водоосвящение оканчивается литией: произносится сокращенная сугубая ектения и затем читается молитва, положенная на всенощном бдении на литии «Владыко Многомилостиве. », после которой бывает отпуст, дается крест для целования с окроплением святой водою.
Малое водоосвящение по своему построению и содержанию, как видим, отличается от великого водоосвящения. Последнее не имеет начального возгласа и обычного начала с чтением псалмов и пением «Бог Господь» и тропарей, заменяющих канон. Сходство только имеется со второй частью чина малого освящения воды, начиная со стихир: «Ныне наста время всех освящающее».
Но и в этой второй части стихиры и тропари на освящение воды разные. Так, например, при малом водоосвящении тропарь «Спаси, Господи…», при великом — «Во Иордане…».
Наконец, чин великого водоосвящения не имеет в конце литии.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ОСВЯЩЕННОЙ ВОДЫ
Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.
Вода, освященная по чину малого водоосвящения, называется малой агиасмой, в отличие от великой агиасмы — воды святых Богоявлений, но употребление ее еще обширнее последней. Ее употребляет Церковь при совершении разного рода чинопоследований и освятительных молитв, как-то: при освящении храмов, жилищ и всего, что служит к поддержанию нашей телесной жизни, т. е. пищи и пития. Ее употребляет Церковь при совершении молебствий, которыми благословляются наши благие намерения, а именно: при освящении нового дома, при отправлении в путешествие, пред началом добрых дел. Во всех этих случаях совершается малое водоосвящение и кропление св. водою для ободрения и благодатного укрепления верующих на предлежащие им труды и подвиги. Наконец, малое водоосвящение совершается в тяжкие времена общественных и частных бедствий, потому что Церковь в освящаемой стихии желает преподать нам благодать, избавляющую от бед, болезней и скорбей. Малое водоосвящение совершается в дни храмовых праздников пред литургией, в знак возобновления неоскудевающей благодати, сообщенной храму при его освящении.
Водоосвящение или водосвятие
Водоосвяще́ние или водосвя́тие – молебен, при совершении которого при троекратном погружении креста, с соответствующими молитвами и песнопениями, Божественным наитием осуществляется освящение воды.
Водосвятие бывает великое и малое. Великое водосвятие совершается дважды в году: накануне праздника Богоявления (Крещения) – после литургии или вечерни, и в самый день праздника – после литургии. Вода, освященная в эти дни, называется великой агиасмой (греч. «святыня»).
Освящается она или в специальных наполненных емкостях, или же в реке, источнике, озере, колодце, куда совершается торжественный крестный ход, называемый ходом на Иордань.
По окончании богослужения верующие освящают святой водой свои жилища, крестообразно окропляя стены, двери и окна всех помещений (с пением тропаря праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…», или тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя…»), также хозпостройки, скотину и домашнюю птицу; добавлением святой воды освящают колодцы. В эти праздничные дни святую воду можно пить не только натощак, но и по вкушении пищи.
Малое водосвятие совершается в день Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ Животворящего Креста (1/14 августа), в пятницу на Светлой Седмице, в дни храмовых (престольных) праздников, во многих храмах – еженедельно в четверг вечером, а также вообще во всякое время в храмах, домах, на полях и на всяком месте, по желанию священнослужителей и верующих.
Как и когда проводят водосвятный молебен в православной церкви
Что такое водосвятный молебен
Чтобы понимать, в чем состоит смысл этой службы, необходимо обратиться к основам. Зачастую люди привыкли молиться дома, келейно, прося Господа Бога и святых о защите, спасении или помощи. Однако иногда происходит так, что жизненные невзгоды не спешат отступать. Тогда верующие христиане обращаются к священнослужителю, чтобы тот провел священнодействие и помолился о страждущих от имени всей Церкви.
Водосвятный молебен часто заказывается прихожанами, чтобы освятить воду
Сила церковного богослужения заключается в том, что все присутствующие на требе объединяются, вознося одну общую мольбу к Всевышнему. При этом молебен может быть:
Еще один вид подобной требы – водосвятие. Это особое богослужение, которое предполагает освящение воды. Святую водицу прихожане забирают домой, употребляя ее с такими целями:
Какие бывают водосвятные молебны
Основная треба водосвятия называется агиасмой. Она совершается раз в год, 19 января, на Крещение Господне. Во время празднования священнослужители проходят крестным ходом к озерам, ставкам или родникам, а затем, проводя великий чин, освящают их. Тогда же святится и питьевая вода, которую потом прихожане забирают домой, храня ее весь год, до следующего празднества.
Основная треба водосвятия совершается на Крещение Господне
Но взять святую водицу можно не только на Крещение. Для этого было установлено малое водосвятие, которое совершается круглогодично. Так, нуждающийся имеет право набрать святой воды, когда ему нужно, посетив богослужение. Он может согласовать дату индивидуальной службы со священником или прийти на общий регулярный молебен, проводящийся в установленный храмом день.
Допускается также проведение малого молебна дома, когда заказавший его вместе с батюшкой молится о семейном благополучии и просит помощи у Всевышнего. Чаще всего это происходит после приобретения квартиры (особенно на вторичном рынке), коттеджа или дачи, чтобы освятить жилые здания.
Водосвятие рекомендуется заказывать на дом, если в квартире наблюдаются сверхъестественные явления.
Видео «Водосвятный молебен в монастыре села Линевичи»
В этом видеосюжете показана последовательность водосвятия.
Последование водосвятного молебна
Требу, как правило, совершают по окончании утрени, которая завершается Божественной Литургией. Последование священнодействия следующее:
Как заказать молебен с водосвятием
Как уже было упомянуто выше, проводить требу можно в любой день. Однако церковью официально установлены даты, когда богослужение должно совершаться вне зависимости от просьб верующих:
Заказать службу, как и слушать ее, может любой крещенный христианин вне зависимости от возраста или половой принадлежности. Церковью установлены некоторые правила относительно водосвятия:
Водосвятный молебен обладает великой силой, способной помочь верующим в сложных жизненных ситуациях. Вода, освященная во время этой требы, наделяется целительными свойствами и может храниться, не портясь, на протяжении всего года.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Водосвятный молебен
Помощь святой воды благодатью Божией
Зачастую проблемы и тяготы не дают радоваться жизни. В депрессии не помогают развлечения, ни молитва дома. Нужно вовремя посетить храм и приступить к церковным Таинствам, а также заказать молебен о разрешении трудностей. Это краткое богослужение, во время которого священник от имени всей Церкви молится только о заказавших молебен.
Есть особый вид молебнов – водосвятие. Оно совершается, соответственно, с освящением воды, которую верующие забирают домой, чтобы пить с благоговением, принимая как духовное лекарство от страстей, трудностей и тревоги на сердце, чтобы укреплять веру в благой промысел Божий.
Когда совершается водосвятный молебен
Великое освящение воды совершается раз в год, в великий двунадесятый праздник – Крещение Господне, 19 января. В это время духовенство храмов, расположенных возле рек и водоемов, выходит большим крестным ходом к проруби и освящает воду в ней. Отдельно освящается и питьевая вода.
Малое освящение воды может совершаться даже ежедневно, поэтому в храме всегда есть святая вода в свободном доступе. Кроме того, вы можете заказать водосвятный молебен в храме или у себя дома, чтобы помолиться о своем благополучии, помощи своей семье. По окончанию молебна наберите святой воды с собой в пустую чистую бутылку (но не из-под алкоголя).
Водосвятие совершается на дому с целью освятить квартиру, дачу, коттедж. Особенно рекомендуют совершить водосвятие, если дом куплен на вторичном рынке, то есть в нем кто-то жил, если в доме приходят сверхъестественные вещи вроде голосов или стуков и если в вашей жизни с переселением в новое жилье началась полоса несчастий.
Во время водосвятного молебна священник от имени всей полноты Церкви будет просить о вашей благополучной жизни в этом жилье и о здоровье молящихся за богослужением. После освящения воды священник окропит святой водой все ваше жилище, в нем будет присутствовать благодать Божия.
Кроме того, водосвятный молебен заказывают
Последование водосвятного молебна
Водосвятие в храмах обычно проводят после утреннего богослужения – Божественной литургии. Молебен совершается следующим образом:
На середину храма выносят стол с чистой скатертью, на который ставят металлическую чашу с водой, рядом кладут выносной Крест и Святое Евангелие. На столе ставят подсвечник, на котором возникают восковые свечи.
После начала богослужения с возгласом священника читается псалом 142.
После Псалтири поется повторяющееся песнопение «Бог Господь» с тропарями. Пока поют молитву, священник совершает каждение чаши с водой крестообразно.
Затем читается псалом 50-й, тропари и ектения – перечисление кратких прошений о спасении, здравии и благополучии. В это время священник кадит по периметру храм или дом, где совершается богослужение.
По завершении каждения читается прокимен и слова Апостольского послания (Евр. 2, 14-18), а затем – Евангелие от Иоанна (5 глава, 2-4 стих).
После чтения Евангелия совершается последование ектении, во время которой читаются прошения об освящении воды, которая кадится священником крестообразно. Затем читается особая молитва, призывающая благодать Святого Духа на воду:
Господи Боже, творящий чудеса, которым нет числа! Снизойди сейчас к молящимся Тебе рабам Твоим, Владыка Небес и Земли, и посли Духа Твоего Святого и освяти эту воду: и дай пьющим эту воду, берущим и окропляющимся ею Твоим рабам избавление от страстей и грехов, исцеление от болезней, освобождение от зла, сохранение и освящение домам молящихся Тебе, очищение от любой скверны и отгнание всех козней дьявола! Да благословится и прославится пресвятое Твое Имя, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
После чтения молитвы священнослужитель берет Крест (изображением Христа к себе), проводя им над водой крестообразно. Затем весь крест погружается в воду под троекратное пение тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя» и иных.
Вынув из воды Крест, священник целует его (по-церковнославянски – прикладывается к нему), кропит всех присутствующих и церковь или дом по периметру.
Все молящиеся по очереди прикладываются к Святому Кресту, иерей в это время окропляет каждого святой водой (именно поэтому женщинам не рекомендуется активно краситься перед походом в церковь: косметика потечет; кроме того – чтобы не привлекать к себе лишнее внимание молящихся и не отвлекаться на впечатления, а сосредоточиться на молитве).
Теперь молившиеся за молебном набирают воду из чаши. Конечно, воду могут набрать и люди, не заказавшие молебен или случайно зашедшие в храм. Однако это уже не совсем правильно: получается, такие люди приобретут святыню нечестным путем (ведь набрать воды могут только заказавшие молебен и молившиеся за ним).
Если вы желаете прочитать последование водосвятного молебна полностью, смотрите видео водосвятного молебна, снятого на видео целиком в конце текста статьи.
Водосвятный молебен святителю Спиридону Тримифунтскому
Многие православные люди заказывают водосвятные молебны именно святителю Спиридону. Он имеет особую благодать помогать в
Молитвами всех святых да хранит вас Господь!
Водосвятный молебен: что это такое и почему он важен для православного человека?
В христианской традиции существует множество обрядов и действ, направленных на помощь страждущим. К ним относятся и так называемые требы – небольшие службы, проводимые по просьбам прихожан. Наиболее распространенные требы в православной церкви – это молебны. Их проводят как в большие церковные праздники, так и в обычные дни, ими часто завершают особые, торжественные и повседневные богослужения. Одной из важнейших треб для православного верующего выступает водосвятный молебен, что это такое и почему эта служба так значима для многих прихожан, мы узнаем в этой статье.
Традиционный молебен с водосвятием
Как известно, наиболее важным водосвятным богослужением считается великий праздник Крещения Господня, посвященный воспоминаниям о том, как Сын Божий был крещен Иоанном Крестителем в водах реки Иордан.
Крещенское богослужение отличается еще и тем, что в этот праздник водосвятный молебен проводится по особому великому чину освящения. Вода, освященная в этот день, называется Великая агиасма, она хранится весь год до следующего праздника Крещения. Верующие говорят, что даже спустя время такая вода совершенно не портится, не меняет запах и вкус, более того, согласно исследованиям, у такой жидкости хорошие физические и химические характеристики, отличная молекулярная структура, что, как считается, наделяет ее целительными свойствами.
Помимо великого праздника Крещения, существует еще так называемое малое освящение воды. Такой водосвятный молебен может быть проведен в любой день, согласованный со священнослужителем. Такие службы можно заказать в честь святого, именем которого назван прихожанин или в честь которого был крещен храм. В таком случае богослужение проводится в день именин. В любое другое время рекомендуют узнать, какой именно святой поможет в разрешении мирских проблем именно в этот день, и упомянуть его в молитвах.
В некоторых храмах существует традиция проводить такие службы в установленные дни, когда каждый прихожанин может принять участие в мероприятии, получить благословение, помолиться за здравие и благополучие своих близких, поблагодарить Господа за все ниспосланные им блага и радости, взять с собой частичку святой воды.
К тому же в некоторых случаях, когда верующий человек не имеет возможности посетить храм из-за болезни или по другим важным причинам, молебен с водосвятием могут провести и на дому.
Порядок проведения водосвятного молебна
Богослужение, как правило, начинается с того, что на средину церкви или дома, в котором проводится обряд, выносят стол и накрывают его тканью. Затем на стол ставят специальную большую чашу с водой, а рядом с ней кладут Распятие и Священное Писание. Если служба проводится по просьбе прихожан, то они могут написать на клочках бумаги имена своих близких и родственников, которых священнослужитель обязательно упомянет в чинопоследовании. Также перед началом водосвятного молебна принято зачитывать отрывок из Евангелия и ектению (молитвенные прошения, произносимые вместе с хором и паствой).
После того, как священник произносит молитву об освящении воды, он трижды погружает распятие в чашу, вопрошая Господа освятить жидкость. Далее диакон окропляет уже святой водой прихожан и принесенные ими емкости с водой, которые они смогут отнести к себе в дом и использовать для своих нужд.
Для чего нужна святая вода?
Некоторые прихожане, принося домой освященную воду, не знают, как с ней быть дальше, как правильно использовать и хранить святыню. Принесенную после водосвятного молебна воду можно применять следующим образом:
Также есть несколько рекомендаций относительно того, как лучше хранить святую воду, чтобы она не утратила своих чудодейственных свойств:
В заключение повествования о таком богослужении, как водосвятный молебен, о том, что это такое и какое значение имеет для православных верующих, можно сказать, что в этом действе самое важное – это искренняя вера, идущая от чистого сердца, и только благодаря ей проявляется чудодейственная сила святой воды.