Что такое военно педагогический процесс
Военно-педагогический процесс как система
Важное методическое и практическое значение для овладения военно-педагогическими знаниями и осуществления учебно-воспитательной деятельности офицера имеет рассмотрение и реализация военно-педагогического процесса как системы.
2.3.1. Сущность, содержание и задачи военно-педагогического процесса
Военно-педагогический процесс– это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.
По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.
Основная цель военно-педагогического процесса – обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.
Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:
•задачи военно-педагогического процесса;
•содержательная структура;
•организационная структура;
•субъекты и объекты данного процесса.
Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:
1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.
Содержательную структуру военно-педагогического процесса представляют его составные части (функции): воспитание; обучение; развитие; психологическая подготовка; самовоспитание; саморазвитие.
Организационно военно-педагогический процесс включает:
•различные виды подготовки – боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
•педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
•воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.
Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.
Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.
В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.
Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения – это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.
Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Что такое военно педагогический процесс
2.3.1. Сущность, содержание и задачи военно-педагогического процесса
Военно-педагогический процесс – это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.
По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.
Основная цель военно-педагогического процесса – обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.
Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:
• задачи военно-педагогического процесса;
• содержательная структура;
• организационная структура;
• субъекты и объекты данного процесса.
Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:
1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.
Содержательную структуру военно-педагогического процесса представляют его составные части (функции): воспитание; обучение; развитие; психологическая подготовка; самовоспитание; саморазвитие.
Организационно военно-педагогический процесс включает:
• различные виды подготовки – боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
• педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
• воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.
Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.
Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.
В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.
Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения – это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.
Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.
Сущность и особенности военно-педагогического процесса
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 01.04.2017
Статья просмотрена: 3792 раза
Библиографическое описание:
Выдра, О. В. Сущность и особенности военно-педагогического процесса / О. В. Выдра, Е. П. Полякова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12189/ (дата обращения: 16.12.2021).
В статье раскрывается такое понятия, как военно-педагогический процесс, его сущность и содержание. Рассматриваются особенности военно-педагогического процесса и приводятся основные направления деятельности по его совершенствованию.
Обучение российских военнослужащих является на сегодняшний день важной задачей, стоящей перед органами военного управления. Для выполнения этой задачи необходимо грамотно и качественно организовать военно-педагогический процесс. Военно-педагогический процесс — это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению [3].
Таким образом, военно-педагогический процесс, как и любой процесс обучения, реализует четыре функции:
1) образовательную — формирует у военнослужащих систему знаний, навыков, умений; развивает логическое мышление, самостоятельность в решении учебных задач; вырабатывает определенное мировоззрение и пр.
2) воспитательную — формирует такие качества у военнослужащих, как патриотизм, нравственность, способность следовать социальным нормам поведения и пр.
3) развивающую — развивает интеллектуальные и физические качества военнослужащих; формирует умения мыслить творчески при решении задач.
4) психологической подготовки — формирует у военнослужащих внутреннюю психологическую готовность и устойчивость к решению боевых, учебных и служебных задач.
Путем реализации вышеперечисленных функций решается главная цель военно-педагогического процесса, а именно: обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по защите Родины. Необходимо отметить, что все четыре функции взаимообусловлены и связаны между собой, но основной является образовательная функция [3]. Как в воинском коллективе в целом, так и в каждом отдельном военнослужащем необходимо сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и, опираясь на данные качества, выработать боевое мастерство, духовную стойкость и волю к победе.
Военно-педагогический процесс — это двусторонний процесс деятельности обучающего и обучаемых. Таким образом, субъектами военно-педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы. Руководящая роль принадлежит командиру части или подразделения, именно он отвечает не только за качество военно-педагогического процесса, но и за весь коллектив военнослужащих, проходящих обучение. С точки зрения субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения — это субъекты военно-педагогического процесса.
Основными задачами военно-педагогического процесса являются:
Также необходимо отметить циклический характер военно-педагогического процесса. В связи с этим, военно-педагогический процесс подразделяют на этапы, которые представляют собой последовательность решения задач этого процесса.
На данном этапе создаются условия для осуществления военно-педагогического процесса в заданном направлении и с заданными параметрами.
Этот этап осуществления военно-педагогического процесса может рассматриваться как относительно самостоятельный процесс. На данном этапе происходит постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие участников военно-педагогического процесса; осуществление разнообразных мер активизации, мотивации и стимулирования педагогической, учебно-познавательной, военно-профессиональной деятельности.
Как отмечалось выше, военно-педагогический процесс — это система и, соответственно, как любая система имеет свои специфические особенности. Рассмотрим некоторые из них.
Первая особенность состоит в том, что овладение воинским мастерством — обязанность каждого военнослужащего, которая закреплена в законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда.
Вторая особенность связана с тем, что обучение военнослужащих неотрывно от их деятельности и имеет ярко выраженный практический характер. Полученные знания, навыки и умения применяются при решении служебных и учебно-боевых задач.
Пятая особенность военно-педагогического процесса — его высокая напряженность.
Профессиональная деятельность военнослужащих сопряжена с работой в сложных условиях, в связи с этим идет увеличение психических и физических нагрузок, что в свою очередь приводит к увеличению напряженности военно-педагогического процесса.
В качестве шестой особенности можно выделить коллективный характер процесса обучения и воспитания. В процессе обучения и воспитания решаются задачи подготовки каждого отдельного специалиста, а также формируются подразделения и части как боевые единицы, для которых необходима слаженность и четкое взаимодействие.
Седьмая особенность военно-педагогического процесса — его многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность. Субъекты воспитания и обучения имеют дело не только с военнослужащими разных специальностей, но и с различным уровнем их воспитанности и профессиональной подготовленности. Наряду с этим, в ходе военно-педагогического процесса решаются задачи создания полноценного, сплоченного воинского коллектива, обеспечение взаимопонимания и взаимозаменяемости военнослужащих. Особое значение придается заблаговременной замене тех, кто будет увольняться в запас, обеспечению непрерывности военно-педагогического процесса. Кроме того, деятельность военнослужащих протекает в разнообразной обстановке, в часто меняющихся условиях. Это требует формирования психологической готовности к действиям в разнообразных условиях и ситуациях [3].
Перечисленные выше особенности являются основными. Их необходимо учитывать при организации и проведении военно-педагогического процесса.
Необходимо отметить, что офицерским составом должна постоянно проводится работа по совершенствованию военно-педагогического процесса. Рассмотрим основные направления этой деятельности.
Подводя итог, необходимо отметить, что военно-педагогический процесс представляет собой целенаправленное, организованное, взаимообусловленное взаимодействие обучаемых-военнослужащих и командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб. Задача обучаемых сформировать у обучающихся знания, умения, навыки, личные качества, необходимые для выполнения военно-профессиональных обязанностей. Военно-педагогический процесс является динамичным, развивающимся процессом. Данный процесс требует от командиров, органов воспитательной работы, штабов и служб непрерывного работы по его совершенствованию.
Похожие статьи
Обучение военнослужащих в высших военных учебных.
Военная педагогика, опираясь на современную систему образования, должна рассматривать обучение военных специалистов, как особый педагогический процесс, одной из главных задач которого является обеспечение постоянной высокой боевой готовности частей.
Военно—педагогический процесс | Статья в журнале.
Предметом военно—педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.
Базисные составляющие педагогической деятельности офицера.
Таким образом, субъектами военно—педагогического процесса являются командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, ведущие специалисты боевых расчетов и т. д. А объекты — военнослужащие и воинские коллективы.
Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск.
Маслянов Н.Н. Психолого – педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству.
‒ военно—педагогический процесс — деятельность военнослужащих цель которых состоит в формировании специальных знаний, навыков и умений.
Формирование психологической готовности юношей.
Психолого—педагогические и организационные детерминанты. учебный центр, военная служба, военная среда, Российская Федерация, адаптация, психологическая готовность, военнослужащий, служба, адаптация курсантов, учебный центр ВС РФ.
Укрепление воинской дисциплины командирами подразделений
воспитательная работа, воинская часть, командир подразделения, воинское подразделение, воспитательный процесс, Российская Федерация, боевая служба, личной состав, военнослужащий ВС РФ, командир.
Значение теории педагогики и педагогической практики.
Предметом военно—педагогического процесса является педагогическое обучение, воспитание, образование, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению поставленных служебных и боевых задач.
Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации.
Формирование психологической готовности юношей. обязательная воинская служба, психологическая готовность, военная служба
Выбор того или иного метода зависит от этапа психологической подготовки военнослужащих, а также от самих боевых действий.
Психолого—педагогические и организационные детерминанты.
Представляя особенности подготовки военнослужащих в учебном центре, отметим
Поэтому офицерский состав сегодня должен внести серьезные изменения в формы работы не только
Все это обусловливает разное отношение к службе, психологическую готовность и.
Что такое военно педагогический процесс
2.3.2. Особенности военно-педагогического процесса как системы
Военно-педагогический процесс как специфическая система имеет свои особенности. Рассмотрим их.
Суть первой состоит в том, что воинский труд, овладение воинским мастерством – это обязанность каждого военнослужащего. Она юридически закреплена в действующем законодательстве, в соответствии с которым военнослужащий несет юридическую ответственность за качество своего ратного труда. Недобросовестное отношение к овладению воинской специальностью, к своим обязанностям может быть квалифицировано как уклонение от выполнения долга по защите Отечества.
Вторая особенность заключается в том, что военно-педагогический процесс осуществляется в непрерывном единстве со служебной деятельностью военнослужащих и имеет ярко выраженный практический характер. Система знаний, навыков и умений, приобретаемых военнослужащим, – основа его служебной деятельности. Они сразу же применяются при выполнении служебных и учебно-боевых задач. Это, с одной стороны, требует высокой прочности знаний, навыков и умений, а с другой – способствует их быстрому закреплению и поддержанию в постоянной готовности к использованию.
В качестве пятой особенности военно-педагогического процесса необходимо отметить его особую напряженность. Это обусловливается, с одной стороны, сокращением срока службы, с другой – увеличением объема знаний, навыков и умений, необходимых военнослужащим для успешного выполнения служебных обязанностей. Тенденции развития военного дела свидетельствуют о том, что количество военнослужащих, профессиональная деятельность которых связана с работой в особо сложных условиях, увеличивается. Следовательно, существенно увеличиваются физические и психические нагрузки, усиливается напряженность военно-педагогического процесса.
Шестая особенность обусловливается коллективным характером процесса обучения и воспитания. В нем решаются не только задачи подготовки каждого специалиста в отдельности, но формируются подразделения и части как единые боевые организмы. Достижение победы в современном бою, качественное решение задач повседневной деятельности возможно лишь при наличии четкого взаимодействия военнослужащих, их слаженности, сработанности.
Седьмая особенность военно-педагогического процесса – его многоплановость, многоступенчатость, многоаспектность. Субъектам воспитания и обучения приходится иметь дело не только с военнослужащими разных специальностей, но и с различным уровнем их воспитанности, профессиональной подготовленности. Одновременно с этим в ходе военно-педагогического процесса решаются задачи создания полноценного, сплоченного воинского коллектива, обеспечения взаимопонимания и взаимозаменяемости военнослужащих. Особое значение придается заблаговременной замене тех, кто будет увольняться в запас, обеспечению непрерывности военно-педагогического процесса. Кроме того, деятельность военнослужащих протекает в разнообразной обстановке, при возникновении самых различных ситуаций, в часто меняющихся условиях. Это требует формирования психологической готовности к действиям в разнообразных условиях и ситуациях.
Важная особенность военно-педагогического процесса заключается в том, что военнослужащие – это в основном взрослые люди, со своими взглядами, убеждениями, особенностями личности, уровнем развития, обученности и воспитанности, сильными и слабыми сторонами.
Характерная черта военно-педагогического процесса – особая цикличность функционирования. Основной цикл охватывает учебный год, состоящий из двух периодов обучения – зимнего и летнего (в войсках) или двух семестров (в военно-учебных заведениях). В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых решаются частные военно-педагогические задачи. В конце каждого цикла подводятся итоги деятельности как каждого военнослужащего, так и подразделения в целом.
Таковы основные, наиболее общие особенности военно-педагогического процесса, которые необходимо учитывать при его организации и осуществлении.